Доклад кибербезопасность в школе

Обновлено: 20.05.2024

Автор: Калинкина Светлана Константиновна
На сегодняшний день, вопрос об обеспечении информационной безопасности стоит наиболее остро. Ни для кого не секрет, что информация, сегодня, имеет куда больший вес, чем в прежние времена, и от того какую информацию мы выбираем для себя истинной напрямую зависит уровень информационной безопасности и безопасности личности в целом. Подростки менее защищены в данном плане, именно поэтому тема обеспечения информационной личности подростка востребована реальностью. Только грамотная и слаженная работа всех социальных институтов способна воспитать личность безопасного типа.

Автор: Калинкина Светлана Константиновна

Современная жизнь – это открытое многополярное информационное общество, в котором присутствует множество разнонаправленной информации.

Сегодня Интернет играет большую роль в жизни человека, а так же оказывает огромное влияние на него. Пользователей Интернета с каждым годом становится все больше, а значит, что и число предлагаемых им Интернет - услуг растет. Обычный просмотр текста и мультимедиа уже не устраивает людей. В моду вошли сайты, где посетитель может активно взаимодействовать с остальными посетителями. И название им – социальные сети.

Результаты многочисленных исследований свидетельствуют, что пристрастием к виртуальному общению в социальных сетях уже охвачено более половины всех пользователей Интернета. В нашей стране этот показатель пока меньше мирового, но он стремительно растёт.

Возникает достаточно сложная проблема: неумение людей разобраться в потоках информации, выявить информационные угрозы и защититься от них – всё это делает человека уязвимым для различного рода манипуляций его сознанием, способствует социальной и личностной дезадаптации , уходу в виртуальную действительность. Зачастую, как мы можем отметить, происходит подмена нравственных ценностей.

Перед современным обществом встала задача, как и каким образом можно защитить граждан от негативного информационного влияния.

И, конечно, подрастающее поколение, как наиболее уязвимое в силу своей психологической, социальной и физиологической незрелости нуждается в защите от информационного воздействия.

Преодолеть нежелательное воздействие компьютера возможно только совместными усилиями учителей, родителей и самих школьников.

Цель проекта – сформировать у школьников умение безопасно использовать Интернет.

Введение гаджетов в жизнь человека начинается с самых ранних лет, при этом свободный доступ детей и подростков к информации не всегда способствуют развитию здорового мышления, напротив, может негативным образом повлиять на психику, вовлечь в неправомерные действия. Ребенок может стать жертвой киберпреступников, оружием массового поражения в руках идеологов, политологов и рекламщиков, втянут в киберэкстремизм. Дети все чаще подвергаются кибербуллингу и становятся зависимыми от интернета, поэтому вопрос информационной безопасности сейчас наиболее актуален.

ВложениеРазмер
informatsionnaya_bezopasnost_v_shkole.docx 33.46 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная безопасность детей в образовательной организации: проблемы и пути их решения.

Кудрявцева О.С., зам. директора по УВР, методист, учитель информатики и ИКТ

ГБОУ лицей №373 Московского района Санкт-Петербурга

Введение гаджетов в жизнь человека начинается с самых ранних лет, при этом свободный доступ детей и подростков к информации не всегда способствуют развитию здорового мышления, напротив, может негативным образом повлиять на психику, вовлечь в неправомерные действия. Ребенок может стать жертвой киберпреступников, оружием массового поражения в руках идеологов, политологов и рекламщиков, втянут в киберэкстремизм. Дети все чаще подвергаются кибербуллингу и становятся зависимыми от интернета, поэтому вопрос информационной безопасности сейчас наиболее актуален.

Законодательство в области защиты ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию:

Тем самым можно определить следующие задачи, стоящие перед образовательной организацией для обеспечения информационной безопасности обучающихся:

  1. Защита учащихся от неправомерной информации;
  2. Обеспечение безопасности информации, имеющейся в ОО;
  3. Формирование и развитие навыков цифровой компетенции;
  4. Лицензирование программного обеспечения;
  5. Публикация на сайте образовательной организации.

Меры по защите детей от недопустимой информации можно разделить на административные и организационные, технические и аппаратно-программные.

Административные и организационные меры включают в себя: приказы, локальные акты, журналы (приказ о назначении ответственного за организацию работы с Интернетом и ограничение доступа, правила использования сети Интернет в ОО, внесение изменений в должностные инструкции отдельных работников ОО, план мероприятий по обеспечению информационной безопасности и др.); контроль библиотечного фонда на наличие запрещенных материалов; обучение сотрудников ОО в области информационной безопасности.

Технические, аппаратно-программные меры включают в себя системы контентной фильтрации (СКФ). Способы организации СКФ:

  • Фильтрующий сервер в интернете;
  • Услуга фильтрации от провайдера;
  • СКФ уровня ОО.

Технологии организации системы контент-фильтрации:

  • Ограничение доступа к ресурсам. Интернет – черный список (запрещенные сайты).
  • Предоставление доступа к ресурсам. Интернет – белый список (разрешенные сайты).

С возникновением потребности в фильтрации контента в Интернете, государства столкнулись с трудностями применения традиционных методов контроля над средствами массовой информации в сети. Одну из основных проблем для цензоров представляет динамичность социальной составляющей интернета – огромное количество материала вновь и вновь создается множеством пользователей. Другим препятствием является международный характер сети, когда серверы с информацией зачастую находятся вне юрисдикции и досягаемости правоохранительных органов отдельных стран[4]. Также необходимо не забывать, что интернет меняется в техническом плане в области борьбы за приватность данных, что делает задачу по его контролю все более сложной.

В последние годы в школах участились попытки несанкционированного получения информации, в том числе персональных данных педагогов и учащихся. Информационным системам и сетям могут угрожать такие опасности, как: компьютерное мошенничество, компьютерные вирусы, хакеры, вандализм, хищение, разглашение конфиденциальной информации и другие виды угроз. Противодействовать такой тенденции можно, создав в образовательном учреждении систему информационной безопасности, при этом необходимо учитывать, что при комплексном использовании всего арсенала имеющихся средств защиты и подготовке пользователей с соблюдением ими установленных правил процесс построения информационной безопасности не является разовым мероприятием. Он должен постоянно совершенствоваться, быть управляемым.

Для обеспечения компьютерной безопасности образовательной организации рекомендуется:

  1. Обеспечить защиту компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, логические бомбы, атаки хакеров и т. д.). Решение данной проблемы возможно только при условии, исключающем вывод локальных сетей ОУ на Интернет, либо размещение своего сайта у удаленного провайдера;
  2. Необходимо иметь как минимум два сервера. Наличие хороших серверов позволит протоколировать любые действия работников ОУ в вашей локальной сети;
  3. Установить контроль за электронной почтой, обеспечив постоянный контроль за входящей и исходящей корреспонденцией;
  4. Установка соответствующих паролей на персональные компьютеры администрации и педагогов, а также определение работы с информацией на съемных носителях;
  5. Использование лицензионного программного обеспечения;

Немало важную роль в информационной безопасности играет и цифровая компетенция учащихся и педагогов, которая включает в себя:

  • Информационную безопасность (защита от клипового мышления, умение проверять достоверность информации, умение избегать лишней информации);
  • Коммуникативную безопасность (культура сетевого этикета, цифровой имидж, цифровой след);
  • Техническую безопасность (навык по работе с компьютером, гаджетами, сетью, программами и другими устройствами, от которого зависит сохранность личных данных);
  • Потребительскую безопасность (умение быть грамотным покупателем и ответственным потребителем контента в сети).

Формировать цифровую компетенцию можно с помощью проведения Единых уроков безопасности в сети интернет, декады безопасности в сети интернет, проведения тематических классных часов, разработка и реализация программ внеурочной деятельности.

Очень важно вести просветительскую работу не только с детьми, но и с родителями.

Согласно постановлению Правительства РФ от 10 июля 2013 года №582 (с изменениями на 11 июля 2020г.) "Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации " определяется перечень информации обязательный к размещению на сайте ОО, при этом размещение персональных данных обучающихся должны быть обеспечены согласиями от законных представителей.

За нарушение требований законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, ст. 6.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Кроме того, статьёй 13.21 КоАП РФ предусмотрены более высокие штрафные санкции (до 200 тысяч рублей) для средств массовой информации в случаях, если они нарушают установленный порядок распространения информационной продукции среди детей.

Процесс информатизации стал неотъемлемой частью нашего общества, тем самым объединив мир в единую общую систему. Информация обладает определенной силой воздействия на каждого из нас. Человек стал зависим от глобального информационного пространства, поэтому в настоящее время обеспечение информационной безопасности является одной из приоритетных задач мирового уровня.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ключевые слова: кибербезопасность, виртуальное пространство, кибербезопасность учащихся.

Ахренова Наталья Александровна, доктор филологических наук, доцент, Государственный социально-гуманитарный университет, nakhrenova@mail.ru

Akhrenova Natalia Alexandrovna, PhD,

State university of humanities and social studies

nakhrenova@mail.ru

Столярова Анастасия Игоревна, магистрантка

Государственный социально-гуманитарный университет,

nastasiyastolyarova@gmail.com

Stolyarova Anastasia Igorevna, master student

State university of humanities and social studies

nastasiyastolyarova@gmail.com

К вопросу о безопасности современного школьника в киберпространстве

В современном мире все большую роль играет киберпространство, постепенно проникающее во все сферы человеческой жизни. Образование, межличностное взаимодействие, работа – эти и другие области все активнее переходят в виртуальное измерение, требуя от людей адаптации под новые, постоянно изменяющиеся условия, а также подразумевающие наличие ряда специфических знаний об обеспечении собственной безопасности, так как риски виртуальности многие склонны недооценивать.

Особенную группу риска в этой связи представляют школьники разного возраста, которые в силу различных причин относятся к предостережениям достаточно пренебрежительно, а также воспринимают кибер-взаимодействие как нечто естественное и очевидное, так как значительная часть их сознательной жизни с самого начала была связано с кибер-реальностью. По этой причине перед педагогом возникает необходимость не только обучать школьников своему предмету, но и прививать им основы безопасного взаимодействия в виртуальной реальности.

Актуальность нашей статьи заключается в том, что, в связи с вынужденным переходом на дистанционное обучение, очень остро встал вопрос о необходимости защиты интересов детей в онлайн-пространстве, усвоения учениками школы правил кибербезопасности, формированием у них адекватного представления о возможностях и рисках виртуальности, что особенно значимо в период дистанционного обучения.

Данная тема, несмотря на не самую продолжительную историю, активно разрабатывается по причине своей значимости для современного общества. Разработкой данной проблемы занимались такие исследователи как: А.Г. Асмолов, Ю.Н. Бирюкова, А.Г. Ковалева, И.В. Челышева.

Роль данного фактора особенно возрастает в период дистанционного обучения, в который возрастает количество проводимого онлайн времени, а также возникает ряд новых, непривычных ситуаций в киберпространстве, связанных с обучением в виртуальности. При этом А.Г. Асмолов отмечает, что переход образования в виртуальное пространство – это закономерный процесс, отвечающий требования времени.

Для получения более объективных данных, на основе которых мы планировали разрабатывать план формирования у школьников представлений о кибербезопасности и развития необходимых навыков, нами было проведено анкетирование учеников школы.

Целью нашего исследования было определить, насколько сформировано представление о кибербезопасности у учащихся школы и на основе полученной информации разработать стратегию совершенствования компетентности учащихся в этой сфере. Для сбора информации о имеющихся у школьников знаниях и получении представления о стратегии их поведения в виртуальной реальность нами была составлена анкета, состоящая из нескольких блоков, включающих в себя вопросы, касающиеся различных аспектов активности учащихся в киберпространстве:

общая информация о имеющихся дома устройствах для выхода в сеть,

базовое понимание существующих в киберпространстве рисков и угроз,

знание основ кибербезопасности,

активность в социальных сетях,

безопасность личной информации,

значимость активности на страницах в социальных сетях (подписчики, комментарии и т.д.).

Понимая, что не все учащиеся имеют равные возможности в плане доступа в киберпространство, как и неодинаковую заинтересованность в данном процессе, мы постарались отобрать наиболее близкие для различных категорий вопросы, которые позволили бы охватить максимальное количество деталей. При этом мы старались сформулировать их таким образом, чтобы получить представление не только об имеющихся у школьников знаниях и навыках, но и определить основные мотивы их активности в киберпространстве.

Нами были опрошены учащиеся средней школы в количестве 80 человек, начиная с шестого класса (12-13 лет), так как именно эта группа учеников осуществляет наиболее активную коммуникацию в интернет пространстве, а также действует в нем с минимальным контролем со стороны взрослых или вовсе без него. Кроме того, подростки, как отмечалось выше, являются крайне подверженной психологическому воздействию возрастной группой, так как их эмоциональные потребности и потребности в самоутверждении в значительной степени влияют на мотивы их поступков, а также на способность критически воспринимать получаемую информацию и имеют потребность в копировании действий, не всегда правоправных и безопасных, людей, которые для них являются авторитетом. Что включает представителей этой возрастной категории в группу риска.

Рассматривая ответы учащихся на вопросы анкеты, считаем целесообразным проанализировать каждый блок анкеты отдельно.

Первый блок касался рисков взаимодействия в киберпространстве. Необходимо констатировать, что подростки осведомлены о существующих в интернете угрозах школьники независимо от возраста. Положительный ответ дал 71% опрошенных. Согласно полученным результатам, они имеют представление о достаточно широком спектре виртуальных угроз, однако к некоторым из них продолжат относиться достаточно несерьезно, что будет подробно описано далее в статье. Среди широко известных им рисков виртуальности, школьники называют:

кражу личной информации,

взлом страниц в социальных сетях,


Отвечая на вопросы о способах защиты от кражи личной информации, участники опроса показали низкий процент осведомлённости. Хотя 40% (32 человека) понимают значение соблюдения правил кибербезопасности для своей активности в виртуальности. Для этого ими используются:

привязка аккаунта к номеру телефона или адресу электронной почты,

программное обеспечение (антивирусы).


Осведомленность учащихся о средствах обеспечения кибербезопасности

В тоже время ученики концентрируют своё внимание скорее на технических и программных способах обеспечения собственной кибербезопасности, забывая о правилах поведения и коммуникации в виртуальном пространстве, что подтверждают их дальнейшие ответы.

Можем сделать вывод, что, находясь в сети интернет, школьники не до конца осознают риски, связанные с общением, особенно с общением с незнакомцами. Согласно результатам анкетирования, многие школьники (половина от опрошенных) размещают на страничке личные фото достаточно редко, но обмениваются ими в личных переписках. Однако, мы должны заметить, что метками геолокации ученики не пользуются (90% учащихся отрицают их использование).


Устройства для выхода в сеть, наиболее часто используемые подростками, это смартфоны, компьютеры используются учащимися этой возрастной категории значительно реже. Одной из причин является отсутствие в семье компьютера или ноутбука. При этом паролем учащиеся защищают только само устройство, но не имеющиеся на нем папки с файлами.

С составлением паролей у учащихся нет никаких проблем – они прекрасно знают правила их составления и не хранят их в каком-либо виде, предпочитая полагаться на собственную память.

В целом мы можем заметить, что школьники достаточно поверхностно знакомы с правилами кибербезопасности: в отдельных сферах они проявляют высокий уровень осведомленности, но представляющая наибольшую потенциальную опасность коммуникация в виртуальном пространстве не оценивается ими адекватно существующим рискам. После проведения опроса и анализа его результатов мы организовали беседу с учениками, в рамках которой восполнили пробелы в их знаниях, а также привели примеры того, что может случиться при несоблюдении правил безопасности в виртуальном пространстве. Источником информации на эту тему стали новостные сводки последних лет. Школьники задумались о своем поведении, очевидно, мысленно примерив ситуацию на себя. Позже мы провели контрольный опрос и сравнили, какое количество учащихся соблюдает правила безопасности в конкретной категории, а какое нет.

В наши дни родители все больше интересуются, что же их дети делают в Интернете. Они знают, что в Сети полно извращенцев и зловредных вирусов, и боятся, что, наивный и невинный, ты столкнешься с агрессивной кибертравлей со стороны сверстников. Конечно, иногда они перегибают палку, но тебе все равно приходится с этим справляться.

Шесть простых советов по кибербезопасности для всех возрастов

У тебя сверхзаботливые мать и отец, желающие быть в курсе всех подробностей твоей жизни онлайн и офлайн? К сожалению, так устроен мир. Если ты хочешь получить больше свободы, попробуй поступить так же, как и любой нормальный взрослый: покажи родителям, что способен самостоятельно принимать трезвые решения.

Ты от этого только выиграешь. Ведь неплохо знать, что все твои учетные записи в безопасности и никто посторонний не шарится по твоим персональным данным? Как мы уже писали раньше, киберпреступники охотно взламывают учетные записи в соцсетях, заражают мобильные телефоны вирусами и воруют игровые аккаунты.

Им абсолютно неважно, кого дурить — тебя или твоего дедушку Петра, вот только на твоем счету явно больше игровой валюты, чем у твоего деда. Вот почему нужно знать, как обезопасить ПК от троянов и вирусов: многие из них были созданы, чтобы шпионить за пользователями, собирать их пароли и другие важные данные.

Киберпреступники знают, как заработать деньги на взломе смартфонов. На самом деле они очень хороши в этом деле. Самый простой способ быстрого обогащения заключается в незаметном воровстве средств с твоего счета посредством подписки твоего номера на премиальные SMS-услуги или звонков на платные телефоны. А вообще их гораздо больше. Поэтому мобильный телефон нужно защищать так же тщательно, как и компьютер.

Кибертравля — это действительно бич Интернета. Люди вообще жестоки, а подростки порой бывают просто невыносимы. Пытаясь добиться справедливости, ты можешь застрять в бесконечных онлайн-перепалках, которые не принесут тебе ничего, кроме боли и обиды. Не трать время и силы на этих людей, лучше займись чем-нибудь, что тебе действительно нравится. А наткнувшись на по-настоящему сложную ситуацию, обдумай эти советы.

И помни: все лгут. Хваленая интернет-анонимность только поощряет эту пагубную привычку. Поэтому не стоит верить всем этим суперклевым мальчикам и девочкам, ведущим сногсшибательные странички в соцсетях. Кажется, что они живут идеальной жизнью, но, скорее всего, все совсем не так. У каждого человека есть свои комплексы, мы все совершаем ошибки, а потом прячем расстройство за милыми улыбками. Часто мы врем даже по пустякам. Так что помни: в Интернете все не так, как кажется.

Теперь, когда ты прочел нашу небольшую инструкцию по онлайн-безопасности, ты готов к большому плаванию по сети Интернет. Мы желаем тебе семь футов под килем и безопасного плавания, но хотим напоследок напомнить вот о чем: столкнувшись со сложной ситуацией онлайн, ты всегда можешь обсудить ее с родителями или же попросить совета прямо здесь, в комментариях.

Фото: из личного архива

Об эксперте: Денис Баринов, руководитель Kaspersky Academy.

Кибербезопасность для всех и каждого

То, что злоумышленникам удалось реализовать такую масштабную кибератаку, еще раз доказывает: методы социальной инженерии остаются одними из самых действенных. Именно поэтому в современном мире владение базовыми правилами информационной безопасности так же необходимо, как, например, знание основ здорового образа жизни или пожарной безопасности. Причем формировать привычки так называемой кибергигиены у людей нужно с ранних лет. Родителям следует рассказывать своим детям о правилах безопасного поведения в интернете, как только юные пользователи получают доступ к компьютеру или смартфону. Подобно тому, как ребенок узнает о правилах безопасного перемещения по городу, когда он начинает самостоятельно ходить в школу.


Имею в виду следующие убеждения:

  • Кибербезопасность — это неинтересно. Скучные наставления скучных взрослых.
  • Кибербезопасность — это не про меня. Киберинциденты случаются где-то там: в больших банках, корпорациях, а еще в сериалах. Но это точно не случится со мной, когда я буду скачивать приложения из Google Play или AppStore.
  • Кибербезопасность — это неудобно. Зачем мне заморачиваться и что-то дополнительно устанавливать на свое устройство, если оно и так нормально работает. Совершать лишние телодвижения ни к чему.

Три нескучных способа обучить детей кибербезопасности

Чтобы дети с легкостью усваивали базовые правила информационной безопасности, нужно использовать как раз те методы, которые позволяют бороться с негативными установками, перечисленными выше. По сути, важно показать юным пользователям, что кибербезопасность — это интересно и важно, а главное — это касается каждого из нас. Для такой цели подходят инструменты индустрии развлечений.

В процессе обучения киберграмотности цель видеоигр — заинтересовать ребенка так же, как это делают любые другие видеоигры. Можно, например, разработать игру в жанре визуальной новеллы, где основной задачей будет вовсе не освоение основ информационной безопасности, а, скажем, спасение мира или выстраивание отношений со сверстниками. При этом в процессе игры ребенок будет сталкиваться с правдоподобными ситуациями и выборами, которые приходится делать в реальной жизни и которые напрямую влияют на уровень защищенности пользователя от киберугроз. Это вопросы о том, использовать ли VPN, подключаться ли к Wi-Fi в общественном месте, сохранять ли пароли от важных ресурсов в веб-браузерах, отвечать ли на запрос на переписку от незнакомых взрослых и так далее. От решений ребенка будет зависеть, сможет ли он достичь игровых целей, что гораздо интереснее, чем просто свод правил.

Примером такой игры может стать недавно вышедшая Cyber Manhunt или довольно популярная Hacknet. Подобные игры выполняют основную функцию: демонстрируют, как действуют злоумышленники, какие слабые звенья защиты они эксплуатируют, а также знакомят с тем набором навыков, которые применяются в том числе в сфере кибербезопасности. Такие техники используются, например, пентестерами — специалистами, ищущими уязвимости, которые могут эксплуатироваться злоумышленниками.


  • Виртуальная и дополненная реальность

О преимуществах VR и AR уже сказано довольно много, в том числе в контексте образования. Предполагается, что к 2022 году мировой рынок обучения на основе виртуальной и дополненной реальности вырастет до $6,3 млрд. Разумеется, нельзя не упомянуть этот тренд, рассуждая на тему преподавания кибербезопасности детям. С помощью VR и AR школьники могут почувствовать себя настоящими профессионалами по информационной безопасности, пытающимися, допустим, предотвратить кибератаку на АЭС. Какой ребенок откажется от такого опыта в пользу скучного урока по основам информационной безопасности? Тем более если он будет не один, а в команде из пяти-шести человек. Или если таких команд будет несколько, а еще они будут соревноваться друг с другом. В таких случаях выучить основные понятия будет гораздо проще.


Таким образом, чтобы дети заинтересовались кибербезопасностью и смогли с легкостью что-то запомнить, нужно связать предмет с вещами, которые интересны школьникам в их возрасте, и использовать форматы, которые предлагает индустрия развлечений.

Стремительный карьерный взлет: почему это возможно

Предлагаю теперь посмотреть на проблему с профессиональной точки зрения и порассуждать о том, что делать родителям, если их ребенок заинтересовался вопросами кибербезопасности и захотел связать с этой индустрией свою будущую карьеру.

Во-первых, можно утверждать, что сегодня это очень даже неплохой выбор. По прогнозам экспертов, в 2021 году дефицит специалистов в области информационной безопасности по всему миру составит более 3,5 млн человек. При этом на данный момент безработица в этой сфере равняется примерно нулю.

Во-вторых, в современном мире карьера в индустрии кибербезопасности строится стремительно: к моменту окончания вуза уже можно стать, например, известным на международном уровне исследователем угроз. Некоторые ребята, которые еще буквально вчера были стажерами в «Лаборатории Касперского, ведут технические семинары и читают лекции в зарубежных университетах — в Европе, Юго-Восточной Азии, Африке, Австралии, на Ближнем Востоке и в других регионах. Они рассказывают о вирусном анализе, машинном обучении в информационной безопасности, расследовании киберинцидентов и так далее. Это стало возможным, потому что к своим третьему-четвертому курсам они уже были неплохими специалистами. И не только благодаря знаниям и навыкам, полученным в университете.

Фото:Maximalfocus / Unsplash

Безусловно, в построении успешной карьеры заметную роль играет самообразование. Сегодня достаточно много онлайн-ресурсов, с помощью которых можно получить новую экспертизу в рамках своей профессии или вовсе сменить специальность. Имею в виду такие зарубежные и российские платформы, как Coursera, Stepik, GeekBrains и другие. На этих платформах размещаются прикладные курсы, развивающие вполне определенные навыки в области программирования, машинного обучения, анализа больших данных, информационной безопасности и так далее. Пройти несколько подобных курсов — хороший способ понять, насколько в принципе интересно то или иное направление.

Кроме того, позитивно влияет на профессиональное развитие участие в тематических соревнованиях — хакатонах и командных играх CTF (от англ. Capture the Flag — захват флага). Вторые особенно актуальны в рамках кибербезопасности: они, как правило, подразумевают, что участники атакуют и защищают компьютерные системы. Среди таких соревнований можно выделить RuCTF, Volga CTF, RealCTF, ShadowCTF и другие.

Как выбрать ту самую специальность

Рынок труда очень динамичен. Выбрав востребованную сегодня профессию, ребенок рискует оказаться в ситуации перенасыщения спроса на эту специальность в тот момент, когда он будет выпускаться из университета. За четыре-шесть лет многое может измениться, в чем мы убедились на примере юристов и экономистов из 1990-х годов. Если же ориентироваться на профессию будущего, то прогнозов достаточно. При этом практически невозможно было предположить, что весной 2020 года самой востребованной окажется работа курьера. Поэтому прогнозы — не очень надежная вещь в контексте выбора карьерного пути.

Фото:Stem T4L / Unsplash

Итак, в завершение этой статьи хочется повторить ответы на два основных вопроса:

Главное — родителям стоит дать возможность ребенку самому выбрать, что ему нравится и что его драйвит. Если он не будет получать удовольствие от того, что он делает, он не станет лучшим в своей области, а значит, не достигнет успеха, даже если будет работать по супервостребованной специальности.

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Читайте также: