Ролевая концепция личности доклад

Обновлено: 02.07.2024

Содержание
Работа содержит 1 файл

готовая.doc

3. Основные характеристики социальной роли (Т.Парсонс и И.С.Кон) ……………………………………………………………………………. ..10

4. Влияние социальной роли на развитие личности …………………. 12

Список использованной литературы ………………………………14

Как раскрыла выбранную тему, решать не мне, а Вам. Но со своей стороны скажу, что работа выполнялась долго, но с большим интересом и желанием. Для себя я выделила, что ролевая теория - объяснение поведения человека исходя из его роли (отца, матери, учащегося, специалиста и т.д.). Каждая роль регулируется представлениями самой личности и ожиданиями окружающих о необходимом поведении и качествах. Ролевая теория объясняет лишь отдельные стороны ситуативного поведения. Личность может возвышаться над своей ролью, обладать способностями, выходящими за ролевые предписания.

Выступая в определенной роли, человек обладает правами по отношению к другим участникам. Его право образуют ожидания, обращенные к другим участникам и побуждающие их что-то делать ради него. Больной имеет право на то, чтобы врач испытывал сострадание к нему; офицер на то, чтобы его солдаты с достаточным старанием выполняли приказы. Поскольку роли тесно взаимосвязаны, эти ожидания оказываются взаимодополняющими: то, что составляет право для одного, является обязанностью для другого.

Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определённые права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным или интегральным. Часто бывает так, что главный статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне), так и во внутренней позиции (в установках, ценностях, ориентациях).

Социологи отличают предписанные и приобретённые статусы. Предписанный - значит, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обуславливается этническим происхождением, местом рождения, семьёй. Приобретённый (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ген.секретарь). Выделятся также естественный и профессионально - должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность). Профессионально - должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой интегрального статуса. В нём фиксируется социальное, экономическое и производственное положение (банкир, инженер, адвокат).

Социальная роль (от франц. role) - образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей, занимающих ту или иную позицию (статус) в системе общественных отношений. Каждый статус обычно включает ряд ролей.

Ролевая теория - объяснение поведения человека исходя из его роли (отца, матери, учащегося, специалиста и т.д.)

Каждая роль регулируется представлениями самой личности и ожиданиями окружающих о необходимом поведении и качествах. Ролевая теория объясняет лишь отдельные стороны ситуативного поведения. Личность может возвышаться над своей ролью, обладать способностями, выходящими за ролевые предписания.

Выступая в определенной роли, человек обладает правами по отношению к другим участникам. Его право образуют ожидания, обращенные к другим участникам и побуждающие их что-то делать ради него. Больной имеет право на то, чтобы врач испытывал сострадание к нему; офицер на то, чтобы его солдаты с достаточным старанием выполняли приказы. Поскольку роли тесно взаимосвязаны, эти ожидания оказываются взаимодополняющими: то, что составляет право для одного, является обязанностью для другого.

Один и тот же человек одновременно может реализовывать несколько различных ролей. Так, директор школы может быть в коллективе — руководителем, на уроке — учителем, для своих детей — отцом, для родителей — сыном, для жены — мужем, садясь за руль автомобиля—становится автолюбителем, приходя к врачу—пациентом и т. д. Упорядоченность повседневной жизни в значительной мере обусловлена тем, что каждый человек последовательно переходит от исполнения одной к исполнению другой конвенциональной роли.

Во многих детективных романах женщина—следователь прокуратуры почти ежедневно вступает в контакт с незнакомыми мужчинами и, выполняя свой долг, допрашивает их иногда по вопросам, которые считаются сугубо интимными. Она выполняет свои задачи, не смущаясь сама и не смущая подозреваемого до тех пор, пока на ней милицейская форма. Сняв ее, та же самая женщина не может и помыслить о том, чтобы заговорить с понравившимся ей молодым человеком. Форма—это символ ее особого положения, внешний знак, указывающий на ту роль, которую она исполняет в данном учреждении. Ожидания, которые каждый из нас приписывает другим людям, изменяются, когда мы переходим от одной роли к следующим.

Весь мир - театр

В нем женщины, мужчины - все актеры.

У них есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Семь действий в пьесе той.

Младенец, школьник, юноша, любовник,

Солдат, судья, старик.

Каждая роль требует от актера определенного поведения, стало быть, это поведение может соответствовать или не соответствовать ожидаемому. Можно сказать, что социальная роль - это маска, в которую обличается человек, попадая в люди.

Отражение социального статуса во внешнем поведении и облике, а также во внутренней позиции. Характер индивида как главное связующее звено между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением. Суть и причины ролевого конфликта. Характеристика социальной роли.

Рубрика Социология и обществознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 27.05.2014
Размер файла 29,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины

Украинский государственный химико-технологический университет

Кафедра философии

Выполнила: студентка гр. 5-О

Проверила: Московских Л.Г

Ролевая теория личности. Ее суть

Понятие социальной роли

Понятие ролевого конфликта. Его причины

Характеристика социальной роли

социальный роль конфликт статус

Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом и Р.Минтоном, а также активно разрабатывались Т. Парсонсом. Вот основные положения этой теории.

Ролевая теория личности описывает её социальное поведение двумя основными понятиями: ”социальный статус” и ”социальная роль”.

Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определённые права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным или интегральным. Часто бывает так, что главный статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор).

Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне), так и во внутренней позиции (в установках, ценностях, ориентациях).

Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевом поведением служит характер индивида.

Ролевая теория личности. Ее суть

Ролевая концепция рассматривает личность как совокупность социальных ролей. Она возникла в американской психологии 30-х годов ХХ века (ее основоположником был Дж. Г. Мид) и получила дальнейшее развитие в различных направлениях социологии, особенно в структурно-функциональном анализе, Т. Парсонса.

Ролевые концепции личности основаны на идее о том, что личность - это функция от множества социальных ролей, присущих индивиду в обществе.

В нашей стране ролевая теория личности азрабатывалась И.С. Коном, Я.И. Божовичем, В.А, Ядовым.

Данное понятие используется в концепциях, отождествляющих жизненные ситуации с игрой, и сводящей деятельность человека в разыгрыванию определенных стандартных ролей в стандартных ситуациях.

Каждая роль требует от индивида определенного поведения. Приспосабливаясь к требованиям, диктуемым обществом, индивид выполняет или играет роль. В результате возникают ролевые ситуации, в связи с которыми определяются интересы и мотивы в поведении людей.

Я.Л. Морено, Т. Парсонс определяют личность как функцию от той совокупности социальных ролей, которые индивид исполняет в обществе.

Концепция распределения ролей у Т. Парсонса - деление их на аскриптивные, т.е. предписанные по естеству (определенные рождением, полом, возрастом, социальной принадлежностью и т.д.) и достижительные, т.е. зависящие от личных усилий индивида. Поскольку роли связаны с пребыванием человека в социальных группах, то личность является производной от условий, принятых в группах, в которые включен индивид. В процессе социализации он усваивает способы исполнения ролей и тем самым становится личностью. Общим для концепции ролевой теории является то, что личность есть результат овладения правилами жизни и поведения в обществе.

Социальная роль

Социальная роль (от франц. role) - образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей, занимающих ту или иную позицию (статус) в системе общественных отношений.

Социальная роль - это способ поведения, который соответствует принятым в данном обществе нормам, выражающимся в ожиданиях окружения, и зависит от социального статуса человека; это модель поведения, в соответствии с которой человек должен действовать в определённых ситуациях. Роль может быть рассмотрена также и как совокупность требований (норм), которые выдвигаются по отношению к человеку, занимающему ту или иную социальную позицию.

Социальные роли усваиваются в процессе социализации (процесс формирования личности). Сначала наблюдая за окружающими, а затем, подражая им, ребёнок учится действовать так, как принято в данном обществе или той группе, к которой он принадлежит. По мере взросления количество ролей, которые известны человеку, увеличивается.

Социальная роль обычно рассматривается в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения.

Ролевое ожидание - это ожидаемая модель поведения, ассоциируемая с данным статусом, т.е. типичное поведение (в рамках норм и стандартов) для людей данного статуса в данной социальной системе. Иначе говоря, это то поведение, которого ждут от нас окружающие, зная наш социальный статус.

Ролевое исполнение - это фактическое, реальное поведение человека, занимающего ту или иную социальную позицию (социальный статус).

Отметим, что между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает тождества, хотя и имеется тенденция к его достижению. В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента:

1) описание типа поведения, соответствующего данной роли;

2) предписания, требования, связанные с данным поведением;

3) оценка выполнения предписанной роли;

4) санкции, которые могут носить как негативный, так и позитивный характер.

Каждый человек обладает множеством социальных статусов, и каждому его статусу соответствует спектр ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором. Таким образом, можно констатировать, что каждый человек выполняет в обществе множество социальных ролей. В связи с этим возникает проблема ролевого конфликта.

Ролевой конфликт

Поскольку человеку приходится в течение жизни выполнять множество ролей, роли могут вступать в конфликт. Существует несколько разновидностей ролевого конфликта:

1. Индивид вынужден одновременно выполнять две разные роли.

2. Ожидания, исходящие от других социальных ролей, оказываются несовместимыми.

3. Представления индивида о выполняемой им роли не совпадают с представлениями, которые имеются на этот счёт у других людей.

Ролевой конфликт - это столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей, а также другими причинами. Имея общее представление о сущности ролевых конфликтов, можно провести их классификацию.

Ролевые конфликты порождают ролевую напряженность, которая проявляется в различных житейских и служебных неурядицах. Поэтому важно знать некоторые способы снижения ролевой напряженности. Один из них состоит в том, что отдельные роли признаются более важными, чем другие. Так, в некоторых случаях следует выбрать, что важнее: семья или работа. Для женщин нормальным считается выбор в пользу первого, а для мужчин - второго. Разделение между двумя системами ролей, в частности семьей и работой, ослабляет ролевой конфликт.

Один и тот же человек выполняет множество ролей, которые могут не согласовываться друг с другом. Это может привести к возникновению ролевого конфликта, обусловливаемого противоречиями, возникшими между функциями, которые выполняет человек. Например, конфликт между профессиональной и семейной ролью женщины. Ее высокий профессиональный статус часто отрицательно сказывается на выполнении ею своих функций в семье. Это часто вызывает недовольство членов семьи, может привести к ее распаду.

Роли могут пониматься объективно, с точки зрения их общественного значения, и субъективно, преломляясь в сознании индивида, по-своему истолковываясь им. Согласно Т. Парсонсу, нормой поведения здесь должны быть не личные мотивы, а социальные потребности в отношении какой-то роли. Например, в индивидуальных установках современной женщины ее роль как жены и матери может не иметь очень большого значения, но в глазах общества эта роль должна быть для нее главной. Поэтому уход от подобных ролевых нормативов является отклонением, аномалией. В связи с этим глубокое усвоение личностью правил ролевого поведения облегчает ее существование в обществе, служит основанием для уверенного самочувствия, снижает степень конфликтности в обществе.

Виды ролей

1. Роли могут различаться с точки зрения своей жесткости. Эта характеристика указывает на то, насколько широк или узок диапазон ролевого поведения. Это можно проиллюстрировать как в статическом, так и в динамическом плане. С точки зрения статики, например, представителю творческой профессии позволяется гораздо больше, чем священнику, а человеку, занимающему высокое социальное положение, - больше, чем тому, кто находится на более низком уровне социальной системы.

Характеристика социальной роли

1) способ поведения: роль как совокупность ожиданий окружающих предполагает не только цели, но и совершенно конкретные способы достижения целей;

2) формализация: одни роли предусматривают общение по формальным правилам, другие в большей степени базируются на неформальных взаимодействиях;

3) приобретение роли: роли бывают предписанными и приобретёнными. Например, мальчики и девочки в детстве обычно играют в разные игры, тогда как в юности их выбор становится более свободным;

4) масштаб связей: социальная роль личности связана с другими ролями; однако одни роли предполагают взаимодействие со множеством лиц (например, роль учителя), тогда как другие - с их ограниченным числом (например, роль отца);

5) эмоции: так, одни роли требуют неэмоционального, сдержанного поведения (судья, священник), тогда как другие - экспрессивности (актёр, певец, агитатор, рекламный агент);

6) мотивация: в принципе, одна и та же роль может допускать множество мотиваций (мотивом выполнения работы может быть как интерес, так и материальная заинтересованность, могут также иметься и оба мотива). В то же время отсутствие мотивов приводит к тому, что субъект не принимает на себя ту или иную роль.

Заключение

Таким образом, социальная роль трактуется как ожидание, вид деятельности, поведение, представление, стереотип, социальная функция и даже набор норм. Мы рассматриваем социальную роль как функцию социального статуса личности, реализуемую на уровне общественного сознания в экспектациях, нормах и санкциях в социальном опыте конкретного человека.

Концепция распределения ролей у Т. Парсонса - деление их на аскриптивные, т.е. предписанные по естеству (определенные рождением, полом, возрастом, социальной принадлежностью и т.д.) и достижительные, т.е. зависящие от личных усилий индивида.

Поскольку роли связаны с пребыванием человека в социальных группах, то личность является производной от условий, принятых в группах, в которые включен индивид. В процессе социализации он усваивает способы исполнения ролей и тем самым становится личностью. Общим для концепции ролевой теории является то, что личность есть результат овладения правилами жизни и поведения в обществе.

Список литературы

1. Кон И.О. Социология личности. М., 1967.

Подобные документы

Путь развития человека от индивида до личности посредством усвоения социального опыта. Характеристика первичной и вторичной социализации, этапы и способы ее осуществления. Классификация социального статуса, влияние социальной роли на развитие личности.

реферат [24,9 K], добавлен 11.07.2011

Характеристика понятия конфликта и определение его роли в современном обществе. Типология конфликтов и основные причины их возникновения в социальной работе. Поведенческие реакции личности на конфликт. Анализ конфликта между руководителем и сотрудниками.

реферат [78,7 K], добавлен 06.12.2013

Понятие социального статуса, различие социального и личностного статуса. Социальная роль как динамический аспект статуса, ее параметры: уровень эмоциональности, способ получения, степень формализации, масштаб, мотивация. Концепции ролевого конфликта.

реферат [19,6 K], добавлен 04.02.2010

Социальная структура как анатомический скелет общества. Сущность и структура социального статуса, определение социальной роли как ее динамического аспекта. Классификация и типы ролей, особенности исследования. Идентификация между ролью и статусом.

реферат [28,5 K], добавлен 27.01.2014

Характеристика внутренней содержательной стороны, диспозиционно-пространственного измерения и внешненоминационной формы социального статуса. Социальная роль как совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, ее влияние на развитие личности.

Любая социологическая теория всегда предлагает, свой вари­ант ответа на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы закономерности поведения лич­ности и чем они определяются. Поэтому каждая школа в социо­логии либо создает свою объяснительную модель личности, либо, явно или неявно, пользуется уже существующими моделями. Отсутствие единства в понимании того, что есть личность, - характерная черта современной социологии.

С древнейших времен человек задумывался над вопросом о своей природе, о том, что он собой представляет, какое место занимает в мире, каковы границы его возможностей, способен ли он стать господином своей судьбы или обречен быть ее сле­пым орудием. Сегодня проблема человека находится в центре внимания многих наук, составляет основу и предмет междис­циплинарных исследований.

В своем первоначальном значении личность - это маска, роль, исполнявшаяся актером в греческом театре. Для древних греков личность вне общины, вне полиса не существовала. Ес­ли в христианстве личность понималась как особая сущность, как синоним нематериальной души, то в Новое время на пе­редний план выступает самосознание и личность практически отождествляется с понятием Я.

Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов человека в современной социологии. Один из них - образ человека как совокупности социальных ролей.

Ролевая концепция личности

Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х годах XX в. (Дж. Мид) и получила широ­кое распространение в различных социоло­гических течениях, прежде всего в структурно-функциональ­ном анализе. Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.

Границы ролевого поведения достаточно жестки, поскольку смешение разных функций или неадекватное их исполнение может привести к нарушению равновесия всей социальной системы. Но эти границы не абсолютны: роль задает общую направленность и цель действий, а стиль их выполнения - фактор вариативный. Например, роль директора фирмы пред­полагает реализацию функции руководства, управления, и ее нельзя смешивать с функцией подчинения или заменять ею. Но руководство может осуществляться различными методами: авторитарными, демократическими, попустительскими, и в этом плане роль директора фирмы не накладывает никаких ог­раничений.

Один и тот же человек выполняет множество ролей, кото­рые могут противоречить, не согласовываться друг с другом, что приводит к возникновению ролевого конфликта. Примером тому может служить часто описываемый в социологии кон­фликт между профессиональной и семейной ролью женщины.

Роль может пониматься как объективно, с точки зрения ее общественного значения, так и субъективно, преломляясь в сознании индивида и по-своему истолковываясь им. По Парсонсу, точкой отсчета должны быть не личностные смыслы, а именно социальные потребности в отношении той или иной роли. Так, в индивидуальных установках современной женщи­ны роль жены (матери) может не иметь слишком большого значения и ценности, но в глазах общества эта роль несет ог­ромную функциональную нагрузку. С точки зрения социума, отклонение, уход от ролевых нормативов представляет собой аномалию. Поэтому глубокое усвоение правил ролевого пове­дения облегчает существование личности в обществе, понижает степень ее конфликтности, служит основанием уверенного и стабильного самочувствия.

Социальные роли различаются по степени их важности для нормального функционирования всего общественного организ­ма. Это связано с местом той или иной группы и соответствен­но ее членов в социальной структуре, с их значимостью для поддержания ее стабильности. Интегративным показателем положения социальной группы и отдельной личности в систе­ме общественных отношений является социальный статус. В любом обществе и в любой сфере общественной жизни - про­изводственной, правовой, потребительской и других - сущест­вует пирамида статусов, определяющая и закрепляющая соци­альное неравенство.

Теория ролей хорошо описывает адаптационную сторону процесса социализации личности. Но эту схему нельзя принять за единственную и исчерпывающую, поскольку она оставляет в тени активное, творческое личностное начало.

Концепция личности Фрейда

Поведенческая концепция

Деятельностный подход

Итак, изучение личности опосредуется изучением ее дея­тельности и, по сути, сводится к следующему.

· Определение системообразующего звена, доминантного вида деятельности (профессиональная, познавательная, развлекательная и т. д.).

· Выяснение принципа осуществления деятельности - вынужденная или свободная, отчужденная или неотчуж­денная.

· Изучение характера связи между различными видами деятельности (гармоничный или дисгармоничный), сте­пени их иерархизированности.

· Исследование уровня осуществления каждого из видов деятельности.

Ни один из приведенных вариантов понимания личности не исчерпывает этого феномена целиком, каждый из них рассматри­вает отдельные ее проявления, возводя их в ранг наиболее важ­ных, основополагающих. Очевидно, что создание социологической объяснительной модели личности - дело будущего.

Социализация личности

Во всех определениях личности всегда акцентируется ее общественное происхождение (личность рассматривается как своеобразный сплав биологического и социального с подчеркнутым преобладанием социального) и включенность в ту или иную систему социальных отношений. Каждый человек занимает определенное положение в социальной структуре, и в соответствии с этим положением другие люди ожидают от него того или иного поведения. На реализацию определенного типа поведения ориентирован и сам человек, занимающий данное положение.

В дальнейшем теория ролей получила развитие в работах Т.Парсонса, Р.Мертона, Ч.Кули, Дж.Мура, А.Таллера, Т.Шибутани, Э.Берна, Т.Сарбина, Г.Блумера, Э.Гоффмана и других авторов.

Анализу основного содержания ролевых теорий личности и современных представлений о социальных ролях посвящена данная работа.

1. Основные понятия ролевых теорий личности

Основными понятиями ролевых теорий личности являются понятия социального статуса и социальной роли.

Социальный статус. Жизнедеятельность современного человека осуществляется в обществе. Каждый член общества включен в несколько социальных групп, таких как семья, учебная группа, трудовой коллектив, дружеская компания – на микроуровне, а также группа мужчин или женщин, группа лиц данной возрастной категории, группа людей данной профессии – на макроуровне.

В каждой группе, членом которой является человек, он обладает определенной позицией, или местом в данной конкретной системе взаимосвязей. Эта позиция называется социальным статусом человека в группе.

Статус личности, как правило, связан с экономическим, политически-правовым положением человека, его уровнем образования, трудовой характеристикой, а также статусом семьи данного человека и положением личности в своей семье [1].

Статус личности объективен, а степень осознания и адекватности осознания человеком собственного статуса различается у разных людей [1].

Выделяют следующие виды статусов:

В социальную психологию понятие социальной роли ввел создатель первой теории ролей Дж.Мид [6], позаимствовав этот термин из сферы театра и обыденной жизни, где он использовался как метафора.

Таким образом, обобщая перечисленные определения, можно сказать, что роль рассматривается как стереотипное поведение, обусловленное социальным статусом человека, определяющим функции данного индивида в данном обществе, и связанными с этим статусом ожиданиями других людей по отношению к человеку, занимающему данное положение в обществе.

М.Дойч и Р.Краусс [6; 3] провели анализ различных ролевых концепций и выделяли три аспекта социального поведения, которые имеются в виду, когда речь идет о социальной роли:

Классификации ролей. Существует несколько классификаций видов ролей, некоторые из которых совпадают с классификациями видов социального статуса, а другие являются специфическими и относятся только к социальным ролям:

  1. Специфические, связанные с четкими целями взаимодействия и жесткими правилами, регулирующими поведение индивидов (например, кассир, продающий билеты в кинотеатр);
  2. Диффузные – роли с низкой степенью формализации, к которым, например, относятся все семейные роли.

В зависимости от того, чем определяются экспектации, предъявляемые к поведению личности, выделяют роли:

Следующим основанием для классификации ролей являются особенности группы, положение человека в которой определяет его роль. В соответствии с данной классификацией, вслед за Т.Шибутани, различают [6; 16]:

В зависимости от того, исполняется ли данная роль человеком в текущей ситуации, один из создателей ролевых теорий личности Р.Линтон различает [6]:

  1. Активные роли – проявляющиеся в текущий момент;
  2. Латентные – характерные для данного человека, но не актуальные в данной ситуации роли.

Попытку систематизировать социальные роли предпринял Т.Парсонс [13]. Он считал, что роли обладают пятью основными характеристиками, каждая из которых может быть рассмотрена как основание для классификации ролей:

  1. Эмоциональность. Некоторые роли (например, врача, милиционера) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти). От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств.
  2. Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами, например, ребенка, юноши или взрослого: они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются: когда мы говорим об ученом, мы имеем в виду такую роль, которая достигается не автоматически, а в результате усилий личности.
  3. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента. Между маленьким ребенком и его матерью или отцом устанавливаются отношения более широкого плана: каждого из родителей волнуют многие стороны жизни малыша.
  4. Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами. При исполнении других ролей допускается особое обращение с теми, с кем у вас сложились личные отношения.
  5. Мотивация. Разные роли обусловлены различными мотивами. Ожидается, скажем, что предприимчивый человек поглощен собственными интересами – его поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль. Но предполагается, что священник трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды.

Таким образом, некоторые основания для классификации, предложенные Т.Парсонсом, совпадают с описанными выше (масштаб, формализация), другие не встречаются в остальных источниках литературы (эмоциональность, мотивация).

Таким образом, понимание социального статуса и роли в современной психологии во многом отличается от тех представлений, на которых основывались авторы первых ролевых теорий личности.

2. Прикладные аспекты ролевых теорий личности

Нередко причины, по которым человек обращается к психологу, так или иначе связаны с его социальными ролями. В таких случаях, в первую очередь, психологический дискомфорт может быть вызван недостаточной успешностью освоения роли, приводящей к трудностям ее исполнения, и ролевыми конфликтами.

Качество исполнения личностью какой-либо роли зависит, таким образом, от успешности прохождения личностью каждого из этапов освоения этой роли.

С другой стороны, наиболее существенное значение для побуждения человека к освоению роли оказывают внутренние мотивы, к которым относятся следующие [13]:

  1. Внутренняя мотивация к освоению роли возникает, если выполнение каких-либо желаний человека возможно через овладение им определенной ролью и для него заманчивы те права, те льготы, которые доступны исполнению определенной роли;
  2. Если овладение ролью позволяет человеку приобрести социально-психологическую защищенность, дает возможность иметь более приятные социальные отношения с другими людьми, получить их признание, любовь, одобрение, уважение, то человек способен приложить максимум усилий для овладения этой социальной ролью.

Ролевые конфликты. Существует несколько видов ролевых конфликтов, отличающихся по своей сущности [7, с.212-213]:

В рамках изучения социальных ролей с точки зрения порождаемого ими психологического дискомфорта в настоящее время рассматривают так же явления ролевой перегрузки и ролевой недогрузки [7, с.213-214]. В первом случае личность выполняет избыточное множество ролей, во втором случае – напротив, выполняемые личностью роли не дают ей возможности в полной мере реализовать себя.

Ролевая терапия. Современные практические психологи в качестве одного из основных видов психологической коррекции и психотерапии используют ролевую терапию.

В рамках современной ролевой терапии применяют следующие основные техники [4, с.199-200]:

Таким образом, ролевая терапия оказывает неназойливое развивающее воздействие на личность, эмоционально склоняя человека к исполнению положительной жизненной роли. Игровое общение, в форме которого реализуются техники ролевой терапии, способствует снятию эмоционального напряжения, позволяет адаптироваться к сложному миру людей и вещей, создает положительный психологический баланс между личностью и обществом.

Заключение

Проведенный в данной работе теоретический анализ ролевых теорий личности позволяет придти к выводу о том, что социальная роль представляет собой специфический механизм, посредством которого общественные интересы определяют поведение личности в разнообразных ситуациях взаимодействия с другими людьми. Социальные роли, необходимые в конкретных ситуациях взаимодействия, вырабатываются обществом в течение длительных периодов его развития как социально одобряемые типы поведения людей. При этом и нормы, и роли с течением времени меняются в соответствии с переменами жизненных условий.

Таким образом, социальные роли – это результат коллективного приспособления людей к условиям жизни в обществе.

Личность использует ролевое поведение как инструмент адаптации к социальной среде. Однако личность и роль не являются как абсолютно отдельными, так и абсолютно тождественными друг другу. Личность привносит индивидуальное своеобразие в исполнение роли, а интернализация роли формирует и развивает одни качества и препятствует формированию и развитию других черт личности. Таким образом, между личностью и ролью осуществляется взаимодействие и взаимное влияние.

С древнейших времен человек задумывался о своей природе, и том, что он собой представляет, какое место занимает в мире, каковы границы его возможностей, способен ли он стать господином своей судьбы или обречен быть ее слепым орудием. Сегодня проблема человека находится в центре внимания многих наук, составляет основу и предмет междисциплинарных исследований.

Файлы: 1 файл

рлевая теория личности.doc

С древнейших времен человек задумывался о своей природе, и том, что он собой представляет, какое место занимает в мире, каковы границы его возможностей, способен ли он стать господином своей судьбы или обречен быть ее слепым орудием. Сегодня проблема человека находится в центре внимания многих наук, составляет основу и предмет междисциплинарных исследований.

В конце 30-х годов нашего века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине ХХ века сложилось много различных подходов и теорий личности.

В настоящее время существует устойчивое мнение, что личностью человек не рождается, а становится. С этим согласно большинство психологов и социологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения развития и других вопросов.

С каждым типом теорий связано свое особенное представление о развитии личности. Вместе с тем в последние десятилетия усиливается тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов.

1. Понятие личности

Например, Карл Роджерс описывал личность, как организованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, составляющую самую сердцевину наших переживаний. Гордон Оллпорт определял личность как то, что индивидуум представляет собой на самом деле - внутреннее “нечто”, детерминирующее характер взаимодействия человека с миром. А в понимании Эрика Эриксона индивидуум в течение жизни проходит через ряд психосоциальных кризисов и его личность предстает как функция результатов кризиса. Джордж Келли рассматривал личность как присущий каждому индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта. Совсем другую концепцию предложил Рэймонд Кеттел, по мнению которого, ядро личностной структуры образуется шестнадцатью исходными чертами. Альберт Бандура рассматривал личность в виде сложного паттерна непрерывного взаимовлияния индивидуума, поведения и ситуации.

Столь явная несхожесть приведенных концепций недвусмысленно показывает, что содержание личности с позиции разных теоретических представлений гораздо многограннее, чем представленное в первоначальной концепции “внешнего социального образа” Хьелл Л., Зиглер Д. Еще одно определение личности: “Личность - характерные черты поведения отдельного человека” Джери Д. и др “Личность”, следовательно, в этом случае выводится из поведения, т.е. чья-то “личность” считается причиной его (ее) поведения. К этому можно добавить, что во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе.

Как отмечает Хьелл Л. и Зиглер Д., большинство теоретических определений личности содержат следующие общие положения:

  • В большинстве определений подчеркивается значение индивидуальности, или индивидуальных различий. В личности представлены такие особые качества, благодаря которым данный человек отличается от всех остальных людей. Кроме того, понять, какие специфические качества или их комбина-ции дифференцируют одну личность от другой, можно только путем изуче-ния индивидуальных различий.
  • В большинстве определений личность предстает в виде некоей гипотети-ческой структуры или организации. Поведение индивидуума, доступное непосредственному наблюдению, по крайней мере частично, рассматривается как организованное или интегрированное личностью. Другими словами, личность - абстракция, основанная на выводах, полученных в результате наблюдения за поведением человека.
  • В большинстве определений подчеркивается важность рассмотрения лич-ности в соотношении с жизненной историей индивидуума или перспективами развития. Личность характеризуется в эволюционном процессе в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и меняющиеся обстоятельства окружающей среды.
  • В большинстве определений личность представлена теми характеристи-

ками, которые “отвечают” за устойчивые формы поведения. Личность как таковая относительно неизменна и постоянна во времени и меняющихся ситуациях; она обеспечивает чувство непрерывности во времени и окружающей обстановке.

Несмотря на вышеперечисленные точки соприкосновения, определения личности у разных авторов существенно варьируют. Но из всего вышеизложенного можно отметить, что личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

В повседневном и научном языке очень часто встречаются, наряду с термином “личность”, такие термины, как “человек”, “индивид”, “индивидуальность”. Обозначают ли они один и тот же феномен, или между ними есть какие-то различия? Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить строго к определению этих понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек - понятие самое общее, родовое, ведущее свое происхождение с момента выделения Homo sapiens. Индивид - это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Понятие “индивид” в этом случае употребляется в значении “конкретный человек”. При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологически факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и более развитых исторических эпох. В целях отражения конкретно исторической особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием “индивид” используют и понятие личность. Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния, личность - итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Итак, в момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. В.А.Чуланов отмечает, что для формирования личности индивиду нужно пройти определенный путь развития и указывает 2 группы условий для этого развития: биологические, генетические задатки, предпосылки и наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует.

Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях - биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др.

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего философии, психологии и социологии.

Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества.

Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей и т.д.

Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности.

Система “личность как объект” предстает в качестве определенной системы научных понятий, отражающих некоторые существенные свойства нормативных требований, предъявляемых социальными общностями их членам Радугин А.А., Радугин К.А.

Личность как субъект социальных отношений, прежде всего харак-теризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная незави-симость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, то есть не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

В истории развития наук о человеке должны были ответить на главный вопрос: благодаря чему человек, который как биологическое существо является слабым и уязвимым, смог успешно конкурировать с животными, а позже стал самой могущественной силой?

Между тем тот факт, что человек является историческим, социальным и культурным существом, позволяет понять, что его “природа” не является чем-то автоматически заданным, строится в каждой культуре по своему.

Итак, понятие “личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной (“надприродной”, социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале. Личность - целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения.

В социологии личность определяется как:

Системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;

Субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Понятие “личность” показывает, как в каждом человеке индивидуально отражаются социально значимые черты и проявляется его сущность как совокупность всех общественных отношений.

2. Ролевая теория личности

Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом и Р.Минтоном , а также активно разрабатывались Т. Парсонсом. Вот основные положения этой теории .

Ролевая теория личности описывает её социальное поведение 2-мя основными понятиями: “ социальный статус “ и “ социальная роль “ .

Статус (от лат. status — положение, состояние) — положение гражданина.

Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем.

Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.

Разнообразие статусов

Существует широкий диапазон статусов: предписанные, достигаемые, смешанные, личные, профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные и кровно-родственные, которые относятся к разновидности основных статусов.

Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и т. д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования. Так, статус профессора определяет очень многое в жизни данного человека. А его временный статус прохожего или пациента? Конечно же нет.

Читайте также: