Роль социальной политики в реализации прав граждан доклад

Обновлено: 18.05.2024

2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года, глава 1, 2-с. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.10.2015).

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Россия – социальное государство, обладающее системой органичного взаимодействия политики и экономики, направленной на благосостояние человека [2]. Проведение социальным государством социально ориентированной политики распространяется на сферу труда, пользование материальными благами, услуги образования, здравоохранения, культуру на основе ряда принципов:

– социальная справедливость модели;

– равенство возможностей в достижении необходимого уровня благосостояния;

– социальные стандарты потребления.

Основываясь на этих принципах, для проведения социальной политики в Российской Федерации используются инструменты экономического, правового, административного, идеологического или морально-этического характера.

Социальная политика – политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социально – правовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов

К административным инструментам социальной политики относятся:

Правовые инструменты включают в себя:

– нормативы. К их числу относятся федеральные законы о социальном страховании, пенсионном обеспечении, о ветеранах, о социальной защите инвалидов.

Идеологические (морально-этические) инструменты социальной политики представлены:

– различные федеральные целевые программы (ФЦП),

– развитие социальной инфраструктуры.

Эффективность социальной политики, а также ее результативность определяются системой показателей уровня жизни населения, наиболее распространенными из которых являются средний возраст предстоящей жизни, средний объем ВНП на 1 человека, число лет обучения для лиц в возрасте до 25 лет. Существуют также показатели эффективного использования свободного времени и потребляемых благ, социально-демографические показатели.

Особое место среди показателей уровня жизни населения, рассчитываемых в государственных учреждениях, занимают доходы и потребление основных материальных благ и услуг.

Наиболее важным направлением социальной политики является государственная социальная защита населения, которая выражает отношения между домохозяйствами и государством по поддержанию прожиточного минимума и государственных социальных стандартов. В систему государственной социальной защиты входят:

– государственные социальные гарантии на трудоустройство, образование, медицинское обслуживание и др.,

– обязательное государственное социальное страхование,

– программы государственной помощи.

Государственные социальные гарантии в сфере труда, медицинского обслуживания, образования, в сфере подготовки и переподготовки кадров реализуются за счет бюджетов различных уровней власти. Соответствующие услуги всё в большей мере финансируются за счет граждан и неправительственных организаций.

Государственными социальными гарантиями в сфере труда регулируются: режим труда и отдыха, тарифные сетки по оплате труда, минимальный размер оплаты труда, стандарты безопасности труда, а также льготы на вредных производствах.[3] В сфере подготовки профессиональных кадров страны государством вводятся профессиональные стандарты подготовки и аттестации персонала. Как объекты государственных социальных гарантий выступают размеры и виды пенсий, объём и уровень стипендиального обеспечения, состав и уровень социальной помощи.

Государственным обязательным страхованием предполагается перевод страховых отчислений в бюджет для последующих выплат пенсий, пособий по безработице, по временной нетрудоспособности, в связи с несчастными случаями на производстве [1].

Социальная помощь государством осуществляется в отношении той части населения, которая не способна участвовать в производстве и, как следствие, вносить страховые взносы (инвалиды, дети на попечении родителей и иных лиц, иные малоимущие граждане). Источником финансирования программ социальной помощи являются бюджетные средства. Денежные и натуральные трансферты данной категории населения рассматриваются как государственная помощь, носящая безвозмездный и безвозвратный характер. Масштабы социальной помощи населению России в настоящее время представлены следующим перечнем законодательно установленных норм, нормативов и стандартов:

– социальные выплаты малоимущим, пожилым, инвалидам, участникам войн и семьям военнослужащих, погибших в военных конфликтах;

– государственные пособия по безработице, рождению и воспитанию детей, по временной нетрудоспособности, по несчастным случаям на производстве и профессиональным заболеваниям, вынужденным переселенцам, уволенным с военной службы и пр.;

– нормы бесплатного жилья и субсидии на строительство жилья малоимущим и другим лицам;

– субсидии и льготы по оплате услуг ЖКХ для малоимущих граждан и инвалидов;

– предоставление льготного питания учащимся из многодетных семей;

– бесплатное образование и медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях;

– государственное субсидирование услуг культуры;

– социальное обслуживание инвалидов, престарелых и др.

Рассматривая область социальной политики, важно заметить, что усилия государства направлены на разработку и реализацию государственных минимальных социальных стандартов с целью гарантирования своим гражданам жизненно необходимых услуг.

Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания включают:

1) установление основ государственной политики и основ правового регулирования в сфере социального обслуживания;

2) утверждение методических рекомендаций по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг;

3) утверждение примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг;

5) управление федеральной собственностью, используемой в сфере социального обслуживания, и т.д.

К полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти относятся:

1) выработка и реализация государственной политики в сфере социального обслуживания, а также выработка мер по совершенствованию социального обслуживания;

2) координация деятельности в сфере социального обслуживания, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общероссийскими общественными организациями и иными осуществляющими деятельность в сфере социального обслуживания организациями;

3) методическое обеспечение социального обслуживания, в том числе в части, касающейся профилактики обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании;

4) утверждение примерной номенклатуры организаций социального обслуживания;

5) утверждение методических рекомендаций по расчету потребностей субъектов Российской Федерации в развитии сети организаций социального обслуживания и т.д.

Следует рассмотреть так же права и обязанности получателей социальных услуг. Получатели социальных услуг имеют право на:

1) уважительное и гуманное отношение;

2) получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг;

3) выбор поставщика или поставщиков социальных услуг;

4) отказ от предоставления социальных услуг;

5) защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) участие в составлении индивидуальных программ;

7) обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход;

8) свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время.

В свою очередь, обязанности получателей социальных услуг представлены следующим перечнем:

1) предоставлять в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации сведения и документы, необходимые для предоставления социальных услуг;

2) своевременно информировать поставщиков социальных услуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальных услуг;

3) соблюдать условия договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с поставщиком социальных услуг, в том числе своевременно и в полном объеме оплачивать стоимость предоставленных социальных услуг при их предоставлении за плату или частичную плату.

В рамках реализации Комплекса мер предусмотрено ежегодно, в течение 2013–2015 гг., создание 14,2 тыс. специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Значительное внимание уделяется вопросу содействия занятости женщин, имеющих малолетних детей, а также вопросу обеспечения занятости граждан предпенсионного и пенсионного возраста.

Выделение направлений социальной политики характерно как для научно-исследовательской, так и для организационно-практической деятельности. Формируя направление своей работы, создавая социальные программы, утверждая бюджеты и т.п., органы власти разных уровней, как правило, отдельно оговаривают связанные с социальной политикой и социальным развитием вопросы, конкретизируя их в отдельные направления.

Реализация национальных проектов является одним из примеров программно-целевого метода государственного управления. Заметим, что формирование и реализация территориальных программ развития осуществляется в условиях социально-экономической и политико-правовой стабильности.

В настоящее время можно констатировать серьезные изменения как в содержании социальной политики, так и в расширении объектов ее влияния. Ее воздействие уже не ограничивается отдельными категориями населения. В роли прямого объекта начинают выступать жизненные условия почти всех демографических и социальных категорий. Социальная политика вышла за пределы корректировки негативных последствий экономического развития и сосредоточилась на профилактике в положительном совершенствовании экономической системы.

Следует отметить, что важное место занимает не только перераспределение доходов, но и реализация новых направлений обеспечения населения социальными услугами, регулирования занятости, заработной платы и т.д. То есть, с помощью социальной политики государство стремится воздействовать на поведение домохозяйств в качестве продавцов рабочей силы, потребителей и т.д.

Политический опыт показывает, что социальная политика – это результат выбора между разными кардинальными общественными интересами и приоритетами, и предполагает перераспределение национального дохода. Данный выбор вытекает из самой сущности политических и экономических систем демократических республик.

Таким образом, социальная политика государства состоит из множества направлений: политика в сфере труда и трудовых отношений, политика доходов населения, социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малообеспеченных семей и граждан, развитие отраслей социальной сферы, социальная защита отдельных групп населения; экологическая, демографическая, миграционная политика. К ним также относят социальное страхование, социальную защиту работников, политику в области заработной платы, социальные меры на рынке труда, жилищную политику. Так как направления социальной политики взаимосвязаны, то необходимо проводить сбалансированную социальную политику, самой важной целью которой является обеспечение определенного уровня жизни населения, во избежание конфликтов, нарушающих стабилизацию общества, а также реализовать принцип социальной справедливости, зависящий от возможностей государства и общества.

Гост

ГОСТ

Социальная политика - это политика государства, направленная на повышение качества и уровня жизни населения, смягчение различных противоречий между субъектами экономики, а также предотвращение социальной напряженности на экономической почве.

Роль социальной политики

С позиции функционирования системы экономических отношений социальная политика играет двоякую роль:

  1. Экономический рост и накопление национального богатства выдвигают на первый план любой экономической деятельности формирование благоприятных условий для населения. Социальная политика в этом смысле становится концентрацией целей экономического роста.
  2. Социальная политика выступает в роли фактора экономического роста: когда рост экономики не приводит к росту благосостояния граждан, то общество утрачивает мотивацию к эффективному труду. Чем выше степень развития экономики, тем больше требований к людям, их культуре и знаниям, физическому и моральному развитию, что подразумевает дальнейшее развитие социальной сферы.

Социальная сфера отводит господствующее положение государственному сектору, чьи масштабы определяют и масштаб социальной политики. В расширенной социальной политике общедоступны социальные программы, универсальные социальные выплаты, перераспределительная деятельность государства. В ограничительной социальной политике они сводятся к минимуму, дополняя институты традиционной социальной сферы.

В качестве показателя эффективности социальной политики выступает качество и уровень жизни граждан. Жизненный уровень характеризуется совокупностью показателей, которые отражают уровень материального потребления, обеспеченность жизненно необходимыми продуктами и структуру потребления.

Направления социальной политики РФ

Для России характерна собственная социальная политика со своими особенностями, она в первую очередь требует создания условий для обеспечения достойной жизни и свободы развитие человека.

Основными приоритетными направлениями социальной политики РФ являются:

  1. Охрана труда и здоровья населения.
  2. Установление гарантированного минимального размера оплаты труда.
  3. Осуществление государственной поддержки семьи, материнства и отцовства, детства, пожилых граждан и инвалидов, а также социально незащищенных слоев общества.
  4. Развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты граждан.

Готовые работы на аналогичную тему

Перечисленные направления социальной политики определены различными статьями Конституции РФ. Реализация социальной политики должна соответствовать интересам всего населения, проживающего на территории нашей страны. Она призвана устранять противоречия между разнообразными интересами экономических субъектов, интересами общества в настоящем и будущем.

В Конституции для всех граждан закреплена гарантия социального обеспечения по возрасту, при наступлении болезни или инвалидности, потере кормильца, а также для воспитания детей и пр. С этими целями в стране развита система муниципальных и государственных служб, которые обеспечивают государственную поддержку семьи, материнства и отцовства, детства, пожилых граждан и инвалидов.

В Конституции РФ закреплены права граждан на:

  • труд в безопасных и гигиеничных условиях;
  • жилище;
  • государственную медицинскую помощь в учреждениях здравоохранения за счет средств бюджета, страховых фондов или иных источников;
  • бесплатное образование в дошкольных, основных общих и средних профессиональных образовательных учреждениях и на предприятиях;
  • пользование культурными и досуговыми учреждениями, а также культурным ценностям.

Проблемы социальной политики России

Условно все проблемы социальной политики, характерные для современного состояния экономики России, можно сгруппировать следующим образом:

Читайте также: