Роль семьи в становлении личности доклад

Обновлено: 02.07.2024

Дошкольное детство является одним из наиболее значимых периодов в развитии ребёнка. Именно в это время закладывается базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. Формирование фундаментальных черт личности, доминирующих мотивов и потребностей происходит в процессе накопления ребёнком социокультурного опыта

(чувства, отношения, знания, умения и т. д.)

Эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых (родителей, воспитателей, а также лежащей в его основе системой ценностей.

Ведущую роль в становлении личности дошкольника играет семья. Именно в семье на основе наблюдаемых ребёнком форм поведения взрослых, формируется личность ребёнка.

Знакомство детей с миром и формирование доброго отношения к нему начинается в семье – с ласковой улыбки матери и отца, их ласковых слов. Первое слово, которое дарят ребёнку родители, - его имя. В нём – выражение родительской любви, представление о будущей судьбе ребёнка. Но ребёнок не только слышит ласковое, доброе слово – он учится его произносить, а также понимать неразрывную связь слова и вызвавшего его чувства. Ласковое слово, соединяясь с мелодией, рождает ласковую песню. Первая песня, которую поёт ребёнку мать, - колыбельная. В ней воплащяется материнская нежность, забота, любовь и надежда, она рождает умиротворение.

Первоначальное – эмоциональное – восприятие может стать прочным фундаментом для их последующего осмысления в школе и формирования системы ценностей, стимулирующих к самосовершенствованию, и самоутверждению.

Восприятие и освоение ценностей осуществляется в различных видах деятельности : в игре, чтении, наблюдении, конструировании, эстетической, изобретательной и трудовой деятельности. При поступлении в детский сад расширяется сфера эмоционально – практического взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для него видах деятельности.

В каждом возрасте ребёнок способен, что-то прочувствовать, сопереживать. В детском саду ребёнок получает умение слушать друг друга, выражать своё мнение, договариваться, приходить к согласию.

В общении детей с взрослыми в качестве главного мотива выступает деловое сотрудничество. Присутствие на занятии родителей и совместное с ними выполнение рисунка, аппликации, чтение книги, создают условия для удовлетворения потребности детей в общении с взрослыми. Для ребё нка велико значение оценки взрослого: правильно – неправильно, хороший – плохой, добрый – злой и т. д. Это связано с формированием у него желания быть таким, как взрослые. Стремясь заслужить похвалу ребёнок пытается воспроизвести нормы поведения взрослого и контролировать правильность своего поведения.

В процессе общения с взрослыми и сверстниками уточняется самооценка, формируются такие социальные чувства как стыд и совесть.

Я, считаю, что самое главное в воспитании, это то что мы должны любить и понимать своих детей.

Роль патриотического воспитания в формировании личности дошкольника. Одним из важных периодов становления личности человека - является дошкольное детство. В этом возрасте закладываются основы гражданских качеств.

Роль подвижных игр в становлении личности ребенка. Подвижные игры как средство формирования разносторонне развитой личности ребенкаВ современном мире, в эпоху информационных технологий, люди.

Роль семьи в воспитании ребёнка дошкольника Семья- основной орган социализации (механизм вхождения человека в общество). Первичную информацию об окружающем мире ребёнок получает в.

Значение культуры и образования в дошкольном возрасте при становлении личности человека ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПРИ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Чуева В. И., воспитатель МАДОУ «Центр развития.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на родительское собрание "Роль семьи в формировании личности". Разработка содержит анкеты для родителей и обучающихся.

Доклад на родительское собрание:

Подготовила классный руководитель: Бородина О. Л.

2016 – 2017 уч. Год

с. Заречье

Нашу встречу хочется начать с притчи.

Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями.

Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами, поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь зачастую именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов.

Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решение многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным фактором формирования личности ребенка.

Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие нормальной любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.

Самое главное для ребенка – чтобы его любили.

Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них:

Вторая разновидность неразумной родительской любви – деспотическая любовь. Эта форма – одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим. Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь – такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.

Третья разновидность неразумной родительской любви – любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг видится родителям лишь в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.

Какой же должна быть подлинная родительская любовь .Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений.

Положение бывает различным:

- благополучным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают, и он уважает других.

Дети – наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть? А может, все дело в том, что дети учатся жить у жизни?

Давайте вместе попробуем выяснить, чему же может научиться ребенок

Если ребенок постоянно критикует, он учится….(ненавидеть)

Если ребенок живет во вражде, он учится… (быть агрессивным)

Если ребенок растет в упреках, он учится… (жить с чувством вины)

Если ребенок растет в терпимости, он учится… (понимать других)

Если ребенка хвалят, он учится… (быть благородным)

Если ребенок растет в честности, он учится… (быть справедливым)

Если ребенок растет в безопасности, он учится… (верить людям, доверять)

Если ребенка поддерживают, он учится… (ценить себя)

Если ребенка высмеивают, он учится… (быть замкнутым)

Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится… (находить любовь в этом мире, отзывчивости, любить)

У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно вспомнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не слова и нравоучения.

Свой доклад хотелось бы закончить стихотворением, еще раз подтверждающим это:

Читайте также: