Роль семьи в социальной и психологической адаптации инвалидов доклад

Обновлено: 06.07.2024

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченным возможностями здоровья[1] не представляется возможным без тесного взаимодействия с его семьей. Концептуальные основы психологической помощи семье ребенка с ОВЗ, как направления в специальной психологии, строятся на известных положениях отечественной дефектологической науки: культурно-исторической теории Л.С. Выготского; теории деятельности А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна; теории отношений Б.Г. Ананьева, М.М. Кабанова, В.Н. Мясищева.

В психолого-педагогических и медицинских исследованиях установлено, что, несмотря на многообразие причин недоразвития ребенка результат его психического благополучия и степень социализации будет определяться не только биологическими факторами, но и социальными.

Семья – это не просто микрогруппа, где ребенок проводит большую часть времени. Семья- важнейшая первичная группа, отражением которой ребенок является. Именно вместе с семьей ребенок составляет единую динамическую систему, взаимодействующую с социумом. Ведь конечным итогом сопровождения семьи, имеющего ребенка с ОВЗ, является его успешная социальная адаптация.

Изначально в семье закладывается фундамент отношения ребенка к самому себе, к своим особенностям, к миру в целом. Если в семье царит психическое неблагополучие, то нарушения развития ребенка будут становиться более выраженными, если в семье – гармоничные отношения, то шансов на успешную социализацию у ребенка намного выше.

Проблема социальной адаптации детей с нарушениями в развитии должна решаться с раннего детства и включать в себя не только подготовку к основному занятию (учению, труду, статусу неработающего инвалида и т.д.), но и другим жизненным ролям, включая перспективу создания семьи и выполнения гражданских обязанностей. Важно, чтобы на всех этапах социальной адаптации, а прежде всего раннего, детского и подросткового возраста кроме психологов и педагогов, были активно задействованы родители и общество в целом.

В.В. Ткачева[2] выделила следующие типичные проблемы для семей, имеющих детей с ОВЗ:

- низкий уровень реабилитационных возможностей для оказания своему ребенку помощи;

- недостаточная психолого-педагогическая компетентность родителей и слабая мотивация к их приобретению;

- высокий уровень психологической травматизации родителей, либо лиц их заменяющих, вызванной рождением детей с особенностями.

Родители, воспитывающие детей с ОВЗ, часто не видят целей и реальных возможностей своего ребенка, поэтому таким родителям требуется помощь в виде психолого-педагогического просвещения и сопровождения по воспитанию особенного ребенка.

Организация психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, должна быть системна и комплексна. В не должны быть включены специалисты смежных отраслей научного знания: педагогов-психологов, нейропсихологов, дефектологов, медиков, логопедов и направлена на диагностику, консультирование и коррекцию, и если есть необходимость, реабилитацию ребенка, а также психотерапию семьи.

Основной целью в психокоррекционной работе с родителями является формирование у них ценностного отношения к ребенку с ОВЗ и позитивного взгляда на его будущее. Психолог также осуществляет коррекцию психологического состояния родителей. Задача психолога в этой области заключается в профилактике невротизации или психопатизации родителей (особенно матерей и бабушек), оптимизации межличностных отношений в семье.

Коррекция неэффективных поведенческих стратегий членов семьи может быть направлена на:

- оптимизацию межличностной внутрисемейной ситуации;

- адаптацию ребенка в группе, а родителей к коллективу образовательной организации и родителей других детей;

- выработку адекватных моделей взаимодействия и воспитания ребенка с ОВЗ в семье;

- развитие оптимального взаимодействия ребенка и родителей в социуме;

- гармонизацию внутреннего психического состояния родителей;

Список литературы

  1. Глухов В.П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии. Курс лекций. – М.: Медицинская книга, 2011.
  2. Лебединский В.В., Никольская О. С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
  3. Специальная психология / Под ред. В.И.Лубовского. – М.: Академия, 2013.
  4. Специальная психология / Под ред. Л.М.Шипицыной. – СПб.: Речь, 2013.
  5. Специальная психология в 2-х томах / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Юрайт, 2014.
  6. Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие / В.В. Ткачева. - М.: АСТ; Астрель, 2007.

[2] Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие / В.В. Ткачева. - М.: АСТ; Астрель, 2007.

Семья, ближайшее окружение ребенка- инвалида -главное звено в системе его воспитания, социализации,удовлетворение его потребностей,убучения, профориентации.

ВложениеРазмер
dokument_microsoft_office_word.docx 17.56 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ СЕМЬИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА – ИНВАЛИДА

Семья, ближайшее окружение ребенка-инвалида — главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации. Семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья, имеют сходные проблемы и затруднения.

Семья для человека – наиболее значимый фактор социализации и превосходит по влиянию все другие общественные образования. В ней человек усваивает систему норм, правил, ценностей и знаний в соответствии с культурой и традициями общества и апробирует их на практике.

Роль семьи для ребенка с ограниченными возможностями здоровья неизмеримо растет. В связи с его особым образом жизни на семью ложится основное бремя ухода, воспитания и образования таких детей, что неизбежно сопровождается повышенными материальными затратами, психологическими и эмоциональными перегрузками.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, как и ребенок, не имеющий дефектов, способен под влиянием воспитания успешно развиваться в психическом и личностном отношениях. Воспитание ребенка начинается в семье. Главными участниками воспитательного процесса выступают все члены семьи: мать и отец, бабушки и дедушки, братья и сестры и так далее. От их действий и отношения к ребенку зависти успешность его развития. Если ребенок в семье не желанен, не удовлетворяются его потребности в ласке, любви, эмоциональном контакте, если он переживает состояние внутреннего беспокойства, то все это задерживает развитие личности ребенка. Для нормального психического развития ребенка, ему нужна любовь родителей, спокойная обстановка в семье, доброжелательное отношение.

В практике семейного воспитания исторически сложились два типа отношений между родителями и детьми.

-Отношения сотрудничества – сотрудничать с детьми, это значит ценить, уважать их, умение поступиться своими желаниями, нуждаться в них и быть нужными. Воспитание как сотрудничество – это естественное воспитание, которое имеет место в каждой дружной семье.

Особенности жизненного стиля каждой семьи, семейные взаимоотношения видоизменяются с течением времени. Семьи, воспитывающие детей с отклонениями в развитии, особенно тяжело переживают некоторые кризисные периоды развития семейных отношений:

Первый период связан с осознанием того, что ребёнок болен, с получением точного диагноза, эмоциональным привыканием, информированием других членов семьи о случившемся. Первыми реакциями семьи на диагноз врачей могут быть шок, невротические реакции, разочарование, депрессия, поиски виновных в случившемся, после чего семья переживает стадию активизации своих ресурсов для разрешения возникшей критической ситуации, затем постепенно развивается привыкание.

Второй период определяется спецификой развития ребёнка в первые годы жизни. Хронический или эпизодический характер отклонений в развитии ребёнка, их тип и степень выраженности, реакция семьи на них могут иметь определяющее значение в формировании семейных взаимоотношений и поведения. В этот период семейный кризис углубляется значительными финансовыми и временными затратами на услуги, необходимые ребёнку, осознанием того, что интересы нашего общества часто не согласуются с интересами семей, имеющих детей с проблемами в развитии.

Третий период связан с поступлением ребёнка в школу, уточнение форм обучения (в обычной или специальной школе, школе-интернате), переживание реакций сверстников, хлопоты по устройству внешкольной деятельности сына или дочери.

Четвёртый период начинается с переходом ребёнка в подростковый возраст. Семья привыкает к хронической природе заболевания: возникают проблемы, связанные с сексуальностью, изоляцией от сверстников и отчуждением, профориентацией, планированием будущей занятости ребёнка. Это время может оказаться наполненным болезненными напоминаниями о том, что подростку не удаётся успешно завершить переход в следующий этап жизненного цикла, - он продолжает оставаться зависимым от своих родителей.

Пятый период семейных сложностей – начало взрослой жизни, в которой ярко переживается дезадаптация члена семьи – инвалида, дефицит возможностей для его социализации; принятие решения о подходящем месте обучения или проживания повзрослевшего ребёнка. Не обнадёживающая перспектива занятости инвалидов и недостаточные ресурсы для их самостоятельного проживания оставляют семье небольшой выбор альтернатив и вызывают глубокую озабоченность и тревогу в этот период.

Шестой период развития семейных отношений – взрослая жизнь члена семьи с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Обеспечение инвалида жильём, работой, организация его досуга, доступность медицинской помощи, социальное обслуживание интересует и беспокоит родителей. Родители тревожатся о том времени, когда они сами уже не смогут заботиться о своём ребёнке. Происходит перестройка взаимоотношений между супругами в случаях раздельного проживания с повзрослевшим членом семьи.

Логика воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья требует наличия специальных знаний, перестройки при необходимости межличностных отношений в семье, отказа от порочных стилей взаимодействия с ним и выработки наиболее оптимальной стратегии и тактики воспитательной работы с учетом дефекта, типа семьи, условии жизни и других факторов. Но надо осознавать, что готовых рецептов воспитания на все случай жизни никто дать не может. Родители должны сами познать закономерности развития ребенка и соотносить с ними свои действия.

Рассмотрим роль патронажной сестры в обучении инвалида и членов его семьи адекватному поведению и образу жизни.

Возраст, в котором наступила инвалидность, имеет огромное значение для скорости и качества адаптации. Так, ребенок, имеющий врожденную патологию конечностей, исходно испытывает мало потребности в отсутствующей части тела, так как с самого рождения другие конечности выполняют компенсаторную функцию.

Известны примеры, когда мальчик без обеих рук прекрасно играл в футбол, или девочка с той же патологией без проблем ездила на специально сконструированном велосипеде. Однако этого не произошло бы, если бы общество смотрело на этих детей как на заведомо ущемленных и неспособных к самостоятельной жизни, что, к сожалению, очень характерно для менталитета людей, живущих в нашей стране. Здесь важно запомнить, что основная проблема в детском возрасте заключается не столько в соответствующем воспитании самого ребенка, сколько в создании благоприятной обстановки со стороны окружающих людей, где жалость или, наоборот, безжалостность не должны иметь место. Процесс обучения должен строиться на том, что в детском возрасте прекрасно развиваются адаптационные и компенсаторные способности.

Появление инвалидности в работоспособном возрасте может создать у членов семьи ощущение потери кормильца или появления непредусмотренной обузы, что в равной степени вызывает на долгое время состояние растерянности, депрессии, возможно, ненависти. Ни одно из этих состояний не дает возможности относиться к инвалиду адекватно и лишь затормаживает в нем желание начать новую жизнь, использовать нереализованные ранее возможности. Инвалидность в этом возрасте чаще всего связана с травмой.

Наиболее оптимальным путем в реабилитации инвалидов среднего возраста со стороны медицинских и социальных работников является поиск компенсирующих средств, обучение их использованию, укрепление веры в свои способности, поддержание стремления оставаться полезным обществу. Наличие инвалидной коляски уже давно не является признаком неполноценности человека, однако, требуется немало времени и усилий для того, чтобы колясочник вернулся к полноценной жизни в принципиально других ее условиях.

В старческом возрасте инвалидность чаще всего обусловливается комплексом возрастных изменений организма и комбинацией хронических заболеваний, накапливающихся к этому времени. Это накладывает на проблемы реабилитации свой отпечаток и требует от семьи понимания происходящих процессов, терпения и поиска не столько обучающих программ, сколько превентивных, по предупреждению несчастных случаев, мер.

Следует помнить, что сложившиеся с годами привычки старого человека могут быть использованы для сохранения наиболее оптимального взаимоотношения с окружающими людьми. Так, престарелые люди практически не переносят изменения окружающей обстановки, поэтому при переезде в какое-либо новое место необходимо максимально воссоздать уже привычное расположение мебели, вещей. Следует предусмотреть роль порогов, свободных краев ковриков, скользких поверхностей пола в ограничении передвижения престарелого человека и провоцировании несчастного случая.

Необходимо внимательно отнестись к одежде престарелых. Она должна быть не только теплой и предохранять от переохлаждения, но и безопасной. Так, обувь должна плотно облегать стопу и не соскакивать с ноги во избежание падений, особенно с лестницы. При нарушении подвижности в шейном отделе позвоночника, при ограничении полей зрения престарелым не следует носить головной убор типа капюшона. Длинные рукава, подол платья, висящие свободные детали одежды - факторы, создающие опасность загорания при пользовании открытым огнем.

Прием пищи для престарелого человека утрачивает свое эмоциональное значение, если он осуществляется в одиночестве. Дня достижения полноценного питания наиболее целесообразно кормить подопечного в обществе с другими людьми, когда беседа за столом ослабляет ощущение одиночества, часто посещающего престарелых. У больных с нарушением мозговых и психических функций может наблюдаться изменение восприятия расстояния, поэтому необходимо ставить тарелку в доступном обзору месте.

Снижение функции анализаторных механизмов требует применения при приготовлении блюд ярких, контрастных красок. Для этого при сервировке используются нарезанные овощи (кружочки свеклы, моркови, горошек), зелень. Снижение слуха у престарелых имеет свои особенности, в связи с которыми необходимо избегать звуков высокой тональности. При использовании слухового аппарата необходим контроль за качеством его работы.

Большую проблему для ухода на дому имеет нарушение функций отправления у престарелых, главным образом недержание мочи. Причины недержания должны быть обсуждены с медперсоналом, но основным правилом для ухаживающих должно быть следующее: ни в коем случае из-за недержания мочи человек не должен лишаться питья. Суточный прием жидкости должен оставаться прежним, возможно лишь перераспределение его внутри суток наиболее приемлемым для ухода образом.

Резюмируя краткое описание роли семьи, в которой находится инвалид, следует подчеркнуть, что усилия членов семьи не должны создавать иждивенческого настроения.

Наоборот, наиболее ценной помощью оказывается обучение инвалида самостоятельной активной жизни, приспособленной к новым для него условиям.

Инвалида от здорового человека отделяет вечность, а здорового от инвалида один миг.

Общее число инвалидов в нашей стране продолжает расти. С 1990 по 2005 гг. их количество утроилось и достигло 12 млн. человек [Калабеков И.Г. Российские реформы в цифрах и фактах. Москва. Русаки. 2010. 614 с.].

В настоящее время, по информации Минздравсоцразвития РФ, общая численность инвалидов превысила 13 млн. человек, что составляет около 10% всего населения страны. А это достаточно весомая цифра: каждый 11-й россиянин - инвалид. Для сравнения: в 1988 г. число инвалидов не превышало 2% населения России.

Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом возможности осуществлять деятельность характерную для человека данного возраста, вследствие нарушения здоровья: осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль над своим поведением, обучение и трудовую деятельность.

Ограничение жизнедеятельности у лиц со стойкими нарушениями здоровья приводит к социальной недостаточности и как следствие к инвалидности.

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок - инвалид".

Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико - социальной экспертизы (МСЭК), по направлению ЛПУ (решение врачебно-консультационной комиссии) с указанием степени нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результатов проведенных реабилитационных мероприятий.

Случаи ограничение жизнедеятельности, не требующие для ее компенсации предоставление специальной социальной помощи государства или общества, не являются основанием для установления инвалидности.

До 1923 года существовало 6 групп инвалидности, на данный момент групп инвалидности три (по степени трудоспособности).

Виды инвалидности:

1. по возрасту - дети-инвалиды (устанавливается на 1 или 2 года), инвалиды-взрослые.

2. по происхождению инвалидности - инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания.

3. по степени трудоспособности: инвалиды I группы (нетрудоспособные, устанавливается на 2 года), инвалиды II группы (временно не трудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах, устанавливается на 1 год), инвалиды III группы (трудоспособные в щадящих условиях труда, устанавливается на 1 год). Возможно присвоение группы инвалидности без срока давности в случае необратимых изменений или прогрессировании заболевания.

4. по характеру заболевания инвалиды: мобильные, мало мобильные или неподвижные.

Согласно п.5 Постановления "О порядке и условиях признания лица инвалидом", для признания инвалидом необходимо наличия 3-х факторов:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью) Приказ МЗ №1013Н от 23.12.09

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Критерии для определения групп инвалидности.

Нарушение здоровья человека со стойким значительно выраженным/стойким выраженным/ стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:

1. Первая группа инвалидности.

Нарушенная способность третьей степени 1) к самообслуживанию; 2) к передвижению; 3) к ориентации; 4) к общению; 5) контролировать свое поведение; 6) способность к обучению; 7) к трудовой деятельности.

2. Вторая группа инвалидности

Нарушенная способность второй степени 1) к самообслуживанию; 2) к передвижению; 3) к ориентации; 4) к общению; 5) контролировать свое поведение; 6) к трудовой деятельности.

3. Третья группы инвалидности

Нарушенная способность первой степени 1) к самообслуживанию; 2) к передвижению; 3) к ориентации; 4) к общению; 5) контролировать свое поведение; 6) способность к обучению;

В соответствии с главой 3 ст. 9 закона №181:

Реабилитация ин­валидов — система медицинских, психологических, педагоги­ческих, социально-экономических мероприятий, направлен­ных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здо­ровья со стойким расстройством функций организма.

Реабилитация инвалидов осуществляется на основании индивидуальной программы - разработанный на основе решения МСЭК комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление или компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Цель реабилитации - восстановление социального статуса инвали­да, достижение им материальной независимости и его соци­альная адаптация соответствующая способностям человека в условиях ограниченной жизнедеятельности.

Реабилитация инвалидов включает в себя:

1) медицинскую реабилитацию: восстановительная терапия, реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

2) профессиональную реабилитацию: профессиональная ориентация, профессиональное образование, профессионально - производственная адаптация и трудоустройство;

3) социальную реабилитацию: социально - средовая ориентация и социально - бытовая адаптация.

Наибольшее практическое значение для реабилитации инвалидов имеют:

- профессиональное консультирование и образование;
- трудовое устройство;

- социально-бытовое обслуживание на дому, а также в специальных центрах и

- психологическая, психиатрическая, наркологическая под­держка
Структура инвалидности.

Причины инвалидности. Факторы риска развития инвалидности.

4. Причины инвалидности; заболевания и состояния, способные привести к инвалидности.

5.Факторы риска развития инвалидности.

6. Профилактика инвалидности.

7. Роль семьи в социальной и психологической адаптации инвалидов.

8.Проблемы семей, имеющих инвалидов.

Инвалидность как показатель социального неблагополучия общества является актуальной проблемой для нашей страны.

Социально-экономическое значение инвалидности состоит в том, что она наносит огромный ущерб здоровью населения в основном трудоспособного возраста, снижает уровень производительных сил и приводит к серьезным экономическим и демографическим последствиям. Количество лиц с ограниченными физическими возможностями на сегодняшнее время в России точно неизвестно: по приблизительным подсчётам, это количество колеблется от 4,5 до 9 миллионов человек. Такая приблизительность объясняется тем, что не все лица с ограниченными физическими возможностями проходят врачебную комиссию: у одних инвалидность вообще не определяется, у других - теряется. Не могут быть на учёте и все дети инвалиды. Поэтому нужно говорить о государственной запущенности в целом лиц с ограниченными физическими возможностями как значительной части народа России. Поэтому восстановление пока ещё остаётся нравственным императивом не столько для самих лиц с ограниченными физическими возможностями, сколько для социальных врачей.

Инвалид- лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Инвалидность - социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности- отклонение от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья, которое характеризуется ограничения способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, обучение и трудовую деятельность.

6. Степень ограничения жизнедеятельности- величина отклонения от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья.

Можно выделить три основных вида реабилитации инвалидов:

1) медицинская реабилитация связана с восстановлением трудоспособности человека путем воздействия на него медицинских препаратов;

2) профессиональная реабилитация предполагает возвращение работника в профессиональную среду с учетом последствий заболевания и сохранившейся трудоспособностью;

3) социальная реабилитация заключается в адаптации индивида к изменившимся в результате заболевания условиям его общественной и семейной жизни, при этом нужно предотвратить его изоляцию от общества.

Задачей любого вида реабилитации являются создание равновесия между психикой человека и окружающей средой, повышение его адаптивных способностей.

Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп:

1. По возрасту — дети-инвалиды, инвалиды-взрослые.

2. По происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны,

инвалиды труда, инвалиды общего заболевания.

3. По степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и

нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы(временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды II группы (трудоспособные в щадящих условиях труда).

4. По характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным,

маломобильным или неподвижным группам.

В зависимости от степени выраженности ограничений жизне­деятельности и социальной недостаточности определяется I, II или III группа инвалидности.

Критерием для определения I группы инвалидности (самой тяжелой) служит социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоро­вья со стойким значительно выраженным расстройством функ­ций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к резко выраженному огра­ничению одной из категорий жизнедеятельности либо их соче­тания.

Критерии установления I группы инвалидности:

- неспособность к самообслуживанию или полная зависимость от других лиц;

- неспособность к самостоятельному передвижению и полная зависимость от других лиц;

- неспособность к ориентации (дезориентация);

- неспособность к общению;

- неспособность контролировать свое поведение.

При этом такие категории жизнедеятельности, как способность к обучению и трудовой деятельности, могут быть нарушены в мень­шей степени. Например, слепые или люди с непротезируемыми культями конечностей, несмотря на стойкие нарушения соответ­ствующих функций и невозможность самообслуживания, при со­здании определенных условий могут выполнять те или иные виды трудовой деятельности, в то время как больные с тяжелыми со­матическими заболеваниями (тяжелая степень сердечно-легочной, печеночной или почечной недостаточности, конечные стадии ту­беркулеза, злокачественных новообразований) оказываются не­способными к самообслуживанию и к какой бы то ни было трудо­вой деятельности.

Критерием для установления II группы инвалидности служит социальная недостаточность, требующая социальной за­щиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к выраженному ограничению одной из категорий жизнеде­ятельности либо их сочетания.

Нарушения жизнедеятельности не вызывают необходимости в постоянном уходе, но требуют использования вспомогательных средств и создания специальных условий для компенсации нару­шенных функций. Что касается трудовой деятельности, то эти боль­ные либо полностью нетрудоспособны, либо могут выполнять труд лишь в специальных особо созданных условиях. По способности к выполнению трудовой деятельности инвалиды II группы диффе­ренцируются следующим образом:

- лица, у которых наступила полная потеря трудоспособности вследствие нарушенных функций организма;

- лица, которым все виды трудовой деятельности на длитель­ный период времени противопоказаны вследствие возможности ухудшения течения заболевания под влиянием трудовой деятель­ности;

- лица с тяжелыми хроническими заболеваниями, комбини­рованными дефектами опорно-двигательного аппарата и значи­тельной потерей зрения, которым труд не противопоказан, но доступен лишь в специально созданных для них условиях.

II группа инвалидности устанавливается при стойких выражен­ных расстройствах высших психических функций, нарушении ди­намики психической деятельности, выраженных эмоционально-волевых нарушениях и личностных изменениях. Такие нарушения резко затрудняют обучение и вызывают социальную дезадаптацию.

Критерием для определения III группы инвалидности служит социальная недостаточность, требующая социальной за­щиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойкими незначительно или умеренно выраженными расстройствами функ­ций организма, обусловленными заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к не резко или умеренно вы­раженному ограничению одной из категорий жизнедеятельности или их сочетания.

III группа инвалидности устанавливается также при следую­щих условиях:

- необходимости перевода по состоянию здоровья на работу по другой профессии более низкой квалификации вследствие невоз­можности продолжать работу в своей профессии. Например: фре­зеровщик - раздатчик инструментов, прядильщица - вахтер, за­бойщик - вахтер и т.п.;

- необходимости по состоянию здоровья значительно изме­нить условия работы в своей профессии, которые приводят к значительному сокращению объема производственной деятель­ности и тем самым к снижению квалификации. Например, тка­чиха-многостаночница может работать на 1 - 2 станках, врач - на 0,5 ставки;

- значительном ограничении возможностей трудоустройства вследствие выраженных функциональных нарушений у лиц невы­сокой квалификации или ранее неработающих (узкий круг дос­тупных профессий). Например, умственно отсталый подросток, вдовы, ранее не работавшие, и др.

Читайте также: