Роль межличностных отношений учащихся в воспитательном процессе доклад

Обновлено: 04.07.2024

Прикрепленные файлы: 1 файл

доклад на педсовет.docx

Шамрова Надежда Владимировна

при акимате Егиндыкольского района

учитель русского языка и литературы

Человек – социальное существо. Он появляется на свет, живёт и развивается в

социуме – в общности ему подобных живых существ. Он не может прожить без постоянного взаимодействия с другими людьми. Такое взаимодействие между людьми называется общением.

Так ли важно общение в педагогическом процессе? Какова его роль и особенности в образовательном и воспитательном процессах? Эти и другие вопросы возникают при выяснении роли межличностных отношений в образовательном процессе.

Труд учителя состоит из трёх взаимосвязанных составляющих: личности учителя, его педагогической деятельности и педагогического общения. Все они объединены единой задачей – развитие и воспитание личности учащегося.

Педагогическое общение является главным инструментом труда учителя. В профессиональном общении учителя можно выделить два тесно связанных друг с другом звена: общие и индивидуальные принципы общения. Культура общения учителя является показателем того, каким образом учителю удаётся реализовать принципы обучения и воспитания. Чем больше применяемых приёмов и средств общения, тем более высок уровень культуры учителя.

Главная задача членов педагогического коллектива – уметь общаться с учащимися, грамотно взаимодействовать с коллегами, администрацией, вести конструктивные разговоры с родителями. От этого зависит, как говорят психологи, настроение учителя на работе. Взаимоотношения в педагогическом коллективе сильно отражаются на качестве учебно – воспитательного процесса. В общении осуществляется обмен деятельностью и её результатами, вырабатываются привычки и традиции.

Педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности. Педагогическое общение представляет собой главнейшую форму осуществления педагогического процесса. Основной целью педагогического общения является передача общественного и профессионального опыта, то есть профессиональных знаний, умений и навыков от преподавателя учащимся. Посредством педагогического общения происходят такие процессы, как обмен учебной информацией и оказание воспитательного воздействия преподавателем на учащихся посредством организации взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. В процессе педагогического общения формируется ключевая система воспитательных взаимоотношений преподавателя и учащегося, что делает эффективными процессы воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер.

Эффективно спланированный процесс педагогического общения позволяет

гарантировать взаимодействие между педагогом и учащимся. Это позволяет превратить их самих в субъекты общения, поможет преодолеть сложности и психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия.

У педагогического общения существует множество специфических, присущих только ему, функций. Без них невозможно осуществить эффективный процесс педагогического общения. Среди основных можно выделить:

Информационная функция состоит в передаче общественного и профессионального опыта от преподавателя учащимся, обеспечивая процесс обмена материалами и духовными ценностями, а так же создание условий для развития положительной мотивации учебно - воспитательного процесса. Информация при этом может передаваться не только с помощью различных источников, но и с помощью мимики, интонации, жестов, манеры слушать.

Это восприятие учителем другого участника образовательного процесса: сочувствие, сопереживание, понимание проблем. Контактная функция состоит в установление контакта преподавателя с учащимся. Она подготавливает как самого преподавателя, так и его ученика12 к обоюдной готовности к приему и передаче учебной информации.

При общении происходит обмен идеями, образами и действиями. Побудительная функция состоит в стимулировании активности учащегося, направленной на выполнение тех или иных учебных задач.

  1. Аффективную функцию (Аффект – душевное волнение, страсть)

Общение должно быть комфортным. Должна быть социальная установка на другого человека: чувство уважения, симпатии. Необходимо нейтрализовать аффект, корректировать его.

Следует при этом отметить, что у каждого человека есть две жизненные заботы: первая - достичь личных целей (которые могут субъективно переживаться как очень важные либо маловажные); и вторая – сохранить хорошие взаимоотношения с другими людьми (что также может переживаться как важное или маловажное условие). Соотношения этих двух главных забот и составляет основу типологии поведенческих стратегий. В течение рабочего дня учитель и воспитатель включаются в широкий диапазон взаимоотношений с коллегами, учениками, родителями по разным поводам. И, естественно, в общении возможны недоразумения, ссоры, обиды, проявления агрессии, смена настроений и так далее. Ситуация может перейти в конфликт. Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов. Конфликты надолго нарушают систему взаимоотношений, вызывают глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой.

Исследователи конфликтологии выделяют несколько способов регулирования конфликтов. К ним относятся:

Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому (коллеге, знакомому, ученику). Это силовая стратегия, при которой цели очень важны, взаимоотношения нет.

Принесение в жертву собственных интересов ради другого. Взаимоотношения важны, цели нет. Такие люди хотят, чтобы их принимали и любили, ради чего жертвуют целями.

Умеренны и цели и взаимоотношения. Готовы отказаться от некоторых целей, чтобы сохранить взаимоотношения.

Эта стратегия ухода под панцирь, т.е. отказ от достижения личной цели и от участия во взаимоотношениях с окружающими.

Участники конфликтной ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Это стратегия, когда ценят и цели, и взаимоотношения.

В реальной жизни часто имеют место нарушения позиций и правил общения, поэтому для успешного выполнения своей деятельности нужно уметь занимать правильную коммуникационную позицию в зависимости от того, с кем и когда происходит общение.

Межличностные отношения являются системообразующим фактором целостности педагогического коллектива. Важнейшими характеристиками межличностных отношений являются эмоциональная стабильность, лояльность, перцептивность, эмпатийность, которые обеспечивают положительный морально-психологический климат в коллективе.

В содержание культуры межличностных отношений в педагогическом коллективе входят:

  • ценность самих межличностных отношений,
  • генерация нравственного сознания,
  • установка на педагогическое призвание,
  • удовлетворение творческих и духовных запросов личности,
  • сочетание коллективных и личных целей.

Спецификой межличностных отношений в педагогическом коллективе является высокий уровень толерантности по отношению к коллегам и ученикам, от которого зависит эмоциональная сплоченность педагогического коллектива, степень доверия коллег друг к другу, эмоциональная стабильность, корректность в общении и конструктивное поведение в ситуациях конфликтов.

Критериями развития культуры межличностных отношений педагогов являются знания о развитии личности, нравственные нормы и правила общения; наличие активной положительной мотивации на сотрудничество и диалог; осознанное осмысление процесса формирования культуры межличностных отношений, понимание перспектив владения ею; эмпатийные и рефлексивные умения (глубокое и точное понимание другого человека, мысленное воссоздание его переживаний, ощущение их как собственных, построение отношений по принципам взаимного доверия и альтруизма); готовность применять усвоенные знания, навыки, умения в отношениях и поведении педагогов.

Процесс формирования культуры межличностных отношений будет успешным при соблюдении следующих условий:

  • если будет сформирована мотивационно-ценностная установка в коллективе педагогов на развитие культуры межличностных отношений, сотрудничество и диалог;
  • если проявление межличностных отношений, таких как: дружеские чувства, доверие, толерантность, уважение по отношению к коллегам, высокая требовательность к себе и другим является ценностным в данном коллективе;
  • если при реализации целенаправленной, систематической, специально организованной деятельности по формированию культуры межличностных отношений в педагогическом коллективе школы будут учитываться возрастные, индивидуальные и групповые особенности, а также специфика профессиональной деятельности коллектива.

От стиля педагогического общения зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие коллектива. Каждый преподаватель волен сам выбирать любой из стилей педагогического общения. Он может постоянно придерживаться одного стиля или чередовать их, в зависимости от ситуации. Не важно, что он выберет, важно, чтоб его выбор шёл только на благо и делал лучше и успешнее процессы образования и воспитания учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основоположником социометрии считается известный американский психиатр и соц.психолог Дж. Морено. Еще в 30-е годы он создал социометрию как удобную в практике методику для изучения эмоциональных связей в группе.

Этапы исследования:

Социометрический тест

Цель - диагностика эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы и решения следующих задач

  • измерение степени сплоченности – разобщенности в группе
  • выявление относительного авторитета членов группы по признакам симпатий – антипатий (популярные, предпочитаемые и т.д.)
  • обнаружение внутригрупповых сплоченных образований
  • обнаружение внутригрупповых сплоченных образований
  • обнаружение внутригрупповых сплоченных образований

Бланк соц.опроса 1.Если ты не знаешь, что тебе задано на дом, к кому из ребят класса ты можешь обратиться за разъяснением домашнего задания? 2.Если ты занимаешься в кружке, в котором тебе очень интересно заниматься, кого из ребят класса ты хотел бы видеть рядом с собой? 3.Представь себе, что у тебя есть право сформировать команду космического корабля, отправляющегося на Марс. Подумай, кто из ребят класса мог бы быть с тобой рядом в корабле.

Бланк соц.опроса

1.Если ты не знаешь, что тебе задано на дом, к кому из ребят класса ты можешь обратиться за разъяснением домашнего задания?

2.Если ты занимаешься в кружке, в котором тебе очень интересно заниматься, кого из ребят класса ты хотел бы видеть рядом с собой?

3.Представь себе, что у тебя есть право сформировать команду космического корабля, отправляющегося на Марс. Подумай, кто из ребят класса мог бы быть с тобой рядом в корабле.

Обработка данных и интерпретация результатов Матрица: по вертикали – из списка фамилий группы, по горизонтали – их номера, под которыми испытуемые обозначены в списке. Среднее число полученных выборов одним испытуемым (К) вычисляется по формуле: K = Общее число сделанных выборов = 30 : 10 = 3 Общее количество испытуемых № Фамилия, имя, отчество 1 Александров Паша 2 1 2 3 Иванов Сергей Петров Дима 1 3 4 5 2 Сарченко Сергей 4 Алферова Ира 2 6 1 5 Володина Галя 2 7 6 2 Ладзина Наташа 3 3 8 1 7 3 8 Ловшина Нина 3 9 Покровская Алла 10 9 Самойлова Таня 10 Кол-во выборов (М) Кол-во взаимных выборов 1 1 1 0 2 3 2 0 4 1 3 3 2 3 2 3 1 2 2 2 1 2 2 3 3 3 3 6 1 3 3 5 2 3 1 4 3 1 0

Обработка данных и интерпретация результатов

Матрица: по вертикали – из списка фамилий группы, по горизонтали – их номера, под которыми испытуемые обозначены в списке.

Среднее число полученных выборов одним испытуемым (К) вычисляется по формуле:

K = Общее число сделанных выборов = 30 : 10 = 3

Оценить 1898 0

Шамрова Надежда Владимировна

при акимате Егиндыкольского района

учитель русского языка и литературы

Человек – социальное существо. Он появляется на свет, живёт и развивается в

социуме – в общности ему подобных живых существ. Он не может прожить без постоянного взаимодействия с другими людьми. Такое взаимодействие между людьми называется общением.

Так ли важно общение в педагогическом процессе? Какова его роль и особенности в образовательном и воспитательном процессах? Эти и другие вопросы возникают при выяснении роли межличностных отношений в образовательном процессе.

Труд учителя состоит из трёх взаимосвязанных составляющих: личности учителя, его педагогической деятельности и педагогического общения. Все они объединены единой задачей – развитие и воспитание личности учащегося.

Педагогическое общение является главным инструментом труда учителя. В профессиональном общении учителя можно выделить два тесно связанных друг с другом звена: общие и индивидуальные принципы общения. Культура общения учителя является показателем того, каким образом учителю удаётся реализовать принципы обучения и воспитания. Чем больше применяемых приёмов и средств общения, тем более высок уровень культуры учителя.

Главная задача членов педагогического коллектива – уметь общаться с учащимися, грамотно взаимодействовать с коллегами, администрацией, вести конструктивные разговоры с родителями. От этого зависит, как говорят психологи, настроение учителя на работе. Взаимоотношения в педагогическом коллективе сильно отражаются на качестве учебно – воспитательного процесса. В общении осуществляется обмен деятельностью и её результатами, вырабатываются привычки и традиции.

Педагогическое общение– это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности. Педагогическое общение представляет собой главнейшую форму осуществления педагогического процесса. Основной целью педагогического общения является передача общественного и профессионального опыта, то есть профессиональных знаний, умений и навыков от преподавателя учащимся. Посредством педагогического общения происходят такие процессы, как обмен учебной информацией и оказание воспитательного воздействия преподавателем на учащихся посредством организации взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. В процессе педагогического общения формируется ключевая система воспитательных взаимоотношений преподавателя и учащегося, что делает эффективными процессы воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер.

Эффективно спланированный процесс педагогического общения позволяет

гарантировать взаимодействие между педагогом и учащимся. Это позволяет превратить их самих в субъекты общения, поможет преодолеть сложности и психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия.

У педагогического общения существует множество специфических, присущих только ему, функций. Без них невозможно осуществить эффективный процесс педагогического общения. Среди основных можно выделить:

Информационную функцию

Информационная функция состоит в передаче общественного и профессионального опыта от преподавателя учащимся, обеспечивая процесс обмена материалами и духовными ценностями, а так же создание условий для развития положительной мотивации учебно - воспитательного процесса. Информация при этом может передаваться не только с помощью различных источников, но и с помощью мимики, интонации, жестов, манеры слушать.

Социальную функцию / Контактную

Это восприятие учителем другого участника образовательного процесса: сочувствие, сопереживание, понимание проблем. Контактная функция состоит в установление контакта преподавателя с учащимся. Она подготавливает как самого преподавателя, так и его ученика12 к обоюдной готовности к приему и передаче учебной информации.

Самопрезентативную функцию

Интерактивную функцию / Побудительную

При общении происходит обмен идеями, образами и действиями. Побудительная функция состоит в стимулировании активности учащегося, направленной на выполнение тех или иных учебных задач.

Аффективную функцию(Аффект – душевное волнение, страсть)

Общение должно быть комфортным. Должна быть социальная установка на другого человека: чувство уважения, симпатии. Необходимо нейтрализовать аффект, корректировать его.

Следует при этом отметить, что у каждого человека есть две жизненные заботы: первая - достичь личных целей (которые могут субъективно переживаться как очень важные либо маловажные); и вторая – сохранить хорошие взаимоотношения с другими людьми (что также может переживаться как важное или маловажное условие). Соотношения этих двух главных забот и составляет основу типологии поведенческих стратегий. В течение рабочего дня учитель и воспитатель включаются в широкий диапазон взаимоотношений с коллегами, учениками, родителями по разным поводам. И, естественно, в общении возможны недоразумения, ссоры, обиды, проявления агрессии, смена настроений и так далее. Ситуация может перейти в конфликт.Конфликт– это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов. Конфликты надолго нарушают систему взаимоотношений, вызывают глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой.

Исследователи конфликтологии выделяют несколько способов регулирования конфликтов. К ним относятся:

Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому (коллеге, знакомому, ученику). Это силовая стратегия, при которой цели очень важны, взаимоотношения нет.

Принесение в жертву собственных интересов ради другого. Взаимоотношения важны, цели нет. Такие люди хотят, чтобы их принимали и любили, ради чего жертвуют целями.

Умеренны и цели и взаимоотношения. Готовы отказаться от некоторых целей, чтобы сохранить взаимоотношения.

Эта стратегия ухода под панцирь, т.е. отказ от достижения личной цели и от участия во взаимоотношениях с окружающими.

Участники конфликтной ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Это стратегия, когда ценят и цели, и взаимоотношения.

В реальной жизни часто имеют место нарушения позиций и правил общения, поэтому для успешного выполнения своей деятельности нужно уметь занимать правильную коммуникационную позицию в зависимости от того, с кем и когда происходит общение.

Межличностные отношения являются системообразующим фактором целостности педагогического коллектива. Важнейшими характеристиками межличностных отношений являются эмоциональная стабильность, лояльность, перцептивность, эмпатийность, которые обеспечивают положительный морально-психологический климат в коллективе.

В содержание культуры межличностных отношений в педагогическом коллективе входят:

ценность самих межличностных отношений,

генерация нравственного сознания,

установка на педагогическое призвание,

удовлетворение творческих и духовных запросов личности,

сочетание коллективных и личных целей.

Спецификой межличностных отношений в педагогическом коллективе является высокий уровень толерантности по отношению к коллегам и ученикам, от которого зависит эмоциональная сплоченность педагогического коллектива, степень доверия коллег друг к другу, эмоциональная стабильность, корректность в общении и конструктивное поведение в ситуациях конфликтов.

Критериями развития культуры межличностных отношений педагогов являются знания о развитии личности, нравственные нормы и правила общения; наличие активной положительной мотивации на сотрудничество и диалог; осознанное осмысление процесса формирования культуры межличностных отношений, понимание перспектив владения ею; эмпатийные и рефлексивные умения (глубокое и точное понимание другого человека, мысленное воссоздание его переживаний, ощущение их как собственных, построение отношений по принципам взаимного доверия и альтруизма); готовность применять усвоенные знания, навыки, умения в отношениях и поведении педагогов.

Процесс формирования культуры межличностных отношений будет успешным при соблюдении следующих условий:

если будет сформирована мотивационно-ценностная установка в коллективе педагогов на развитие культуры межличностных отношений, сотрудничество и диалог;

если проявление межличностных отношений, таких как: дружеские чувства, доверие, толерантность, уважение по отношению к коллегам, высокая требовательность к себе и другим является ценностным в данном коллективе;

если при реализации целенаправленной, систематической, специально организованной деятельности по формированию культуры межличностных отношений в педагогическом коллективе школы будут учитываться возрастные, индивидуальные и групповые особенности, а также специфика профессиональной деятельности коллектива.

От стиля педагогического общения зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие коллектива. Каждый преподаватель волен сам выбирать любой из стилей педагогического общения. Он может постоянно придерживаться одного стиля или чередовать их, в зависимости от ситуации. Не важно, что он выберет, важно, чтоб его выбор шёл только на благо и делал лучше и успешнее процессы образования и воспитания учащихся.

Бойко В.В. Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личности. М.: 1983.

Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987.- 190 с.

Читайте также: