Роль иностранного капитала в российской экономике доклад

Обновлено: 30.06.2024

Россия, являясь составной частью мирового хозяйства, уча­ствует во всех протекающих в нем процессах, в том числе в меж­дународной миграции капитала, как его импортер (страна принимающая, ввозящая капитал), так и его экспортер (страна, вы возящая капитал).

По вопросу привлечения в Россию иностранного капитала у нас в стране существуют диаметрально противоположные точки зрения:

1) иностранный капитал следует привлекать в максимальной степени, снимая при этом все барьеры и ограничения;

2) иностранные инвестиции при их неограниченном и нерегу­лируемом притоке в экономику России таят в себе опасность ут­раты страной национальной экономической, а вслед за ней, воз можно, и политической независимости.

Исходя из положений второй точки зрения делается вывод о том, что иностранные инвестиции нужно привлекать в страну толь­ко в ситуациях инвестиционных кризисов (резкого спада инве­стиций в экономику России).

2) однако, привлекая иностранные инвестиции, государство должно контролировать и регулировать этот процесс (например, не следует допускать иностранный капитал в некоторые стратеги­чески важные отрасли оборонно-промышленного комплекса, не следует забывать и о задачах поддержки отечественного бизнеса, его конкурентоспособности и др.).

Несколько слов об истории привлечения иностранного капи­тала в Россию. По существу, первый опыт в этой области относит­ся еще к правлению Петра I. В последующем эта политика с боль­шей или меньшей степенью успешности сохранялась. Однако вплоть до 80—90-х гг. XIX в. иностранный капитал привлекался в основ­ам в форме государственных займов, получаемых у иностранных инков. Займы способствовали развитию промышленности, с их омощью решалась проблема бюджетного дефицита. Но по ним |до было выплачивать большие проценты, для чего приходилось >ать новые займы. В результате в 80-е гг. XIX в. платежи по старым кударственным займам превышали поступления по новым.

Стремясь решить эти проблемы, граф С. Ю. Витте (министр шнансов России в 1892 — 1903 гг. и глава правительства в 1905 — 906 гг.) вместо займов начал осуществлять политику привлече­ния прямых заграничных инвестиций в конкретные отрасли про­мышленности и региональные банки. В 90-е гг. XIX в. в России отмечался активный приток иностранных инвестиций в угольную, Металлургическую, нефтяную и энергетическую промышленность, К и также в строительство железных дорог.

В результате существенного улучшения общего экономическо­го положения России начиная с 1999 г., улучшения внешнеэко­номической конъюнктуры страны (связанного прежде всего с повышением цен на нефть в мировой торговле), а также проводи­мой Правительством РФ последовательной политики по сокра­щению внешнего долга к 2003 г. удалось существенно сократить его масштабы. Если рассчитывать внешний долг по международ­ной методологии (по которой он включает долг федеральных ор­ганов управления, долги субъектов РФ, долг банковской системы России, долг нефинансовых предприятий и организаций), то на 1 января 2003 г. внешний долг России составлял 145 млрд долл. (этой расширительной методологии подсчета внешнего долга при­держивается Центральный банк Российской Федерации). По ме­тодологии Министерства финансов РФ, в соответствии с кото­рой учитываются долговые обязательства федеральных органов уп­равления, внешний долг России на 1 января 2003 г. составлял 122,1 млрд долл., а на 1 января 2004 г. — 119 млрд долл. вместе с долговыми гарантиями, а без гарантий — 115 млрд долл. Это со­ставляет 27 % от ВВП страны, что представляет достаточно благо­приятный показатель, поскольку в мировой практике (в частно­сти, в рамках Европейского союза) допустимым для страны счи­тается иметь внешний долг в объеме до 60 % ВВП.

Серьезной проблемой для России являются ее взаимоотноше­ния с ведущими странами-кредиторами, объединенными в так называемый Парижский клуб (в сентябре 1997 г. Россия сама ста­ла его членом), на который приходится 27 % совокупных внеш­них обязательств РФ. Правительство РФ стремится заключить с Парижским клубом соглашение о реструктуризации своего долга, т. е. переносе основных выплат по нему на более поздние сроки. Вместе с тем Россия остается одним из крупных кредиторов. Доставшийся ей в наследство от СССР внешний долг различных

стран составлял около 150 млрд долл., но после списания его части он оценивается уже в 120 млрд долл. Однако большинство из 57 стран — должников СССР относятся к наименее развитым странам, многие из них обладают низкой платежеспособностью, а часть долгов была неправильным образом оформлена. Поэтому значительная часть этого долга является либо безнадежной, либо может быть погашена лишь частично. Учитывая это, реальная ры­ночная стоимость внешнего долга иностранных государств нашей стране оценивается примерно в 50 млрд долл. Обслуживание его странами-должниками приносит российскому бюджету ежегодно 1,5 — 2 млрд долл. (в основном это платежи Индии), хотя по гра­фику сумма должна была составлять до 11 млрд долл.

Крупными должниками России являются и страны-члены СНГ. Государственная составляющая их долга в 2000 г. оценива­лась в 8,2 млрд долл.

Гост

ГОСТ

Иностранный капитал – это стоимость, которая инвестирована иностранными гражданами и организациями в отечественный бизнес для получения прибыли или другого дохода и обеспечения на этой основе расширенного производства.

Сущность и значение иностранного капитала

Получение прибыли является для хозяйствующих субъектов главной движущей силой. Для того, чтобы получить прибыль, они должны сначала истратить определенный объем ресурсов (финансовых, материальных, трудовых, временных). Не всегда большую прибыль можно получить в стране своего постоянного проживания или местопребывания. В этом случае возникает объективная предпосылка к образованию иностранного капитала.

Иностранный капитал сейчас играет важную роль в экономике практически любой страны мира. Во многом именно он обеспечивает обществу стабильное развитие и устойчивый социально-экономический рост. Внешний приток капитала является обязательным условием функционирования национальной экономики и фактором ее устойчивости.

В частности, иностранный капитал способствует осуществлению в принимающей стране следующих изменений:

  • активизация инновационной деятельности;
  • стимулирование технологического развития;
  • прогрессивное изменение структуры национальной экономики.

Наиболее значимой формой иностранного капитала являются прямые иностранные инвестиции. Они заключаются в приобретении уже существующего или в открытии нового предприятия. Благодаря им принимающая сторона получает новые рабочие места и доступ к новым технологиям. Инвесторы, в свою очередь, осуществляют географическую диверсификацию рисков и получают новый источник регулярного получения доходов.

Основные сведения об иностранном капитале в экономике России

Несмотря на все сложности, которые сейчас присутствуют в мировой экономике и в геополитике, иностранный капитал продолжает поступать в российскую экономику. В частности, официальная статистика передает следующие данные об участии иностранного капитала в различных отраслях экономики России:

  • промышленность в целом – 29,5%;
  • промышленность строительных материалов — 45,7%;
  • пищевая промышленность — 52,0%;
  • лесное хозяйство и деревообработка — 62,9%;
  • черная металлургия — 75,2%;
  • торговля и общественное питание — 28,2%;
  • общая коммерческая деятельность — 42,3%;
  • отрасль связи — 47,2%.

Готовые работы на аналогичную тему

По мнению экспертов, иностранный капитал повышает уровень конкуренции на внутреннем рынке России, а это должно подтолкнуть и зарубежных, и отечественных производителей к формированию в России делового сообщества, ответственного за социально-экономическую ситуацию в стране. Благодаря этому будет развиваться институциональная среда, которая спустя некоторое время сможет отвечать требованиям мировой экономики в плане функционирования капитала.

Роль иностранного капитала в российской экономике

Процессы привлечения в Россию иностранного капитала и его вложения в перспективные инвестиционные проекты усиливаются в связи с необходимостью стабилизировать отечественную экономику и укрепить ее экономическую устойчивость. Большую роль в этом движении играют транснациональные компании:

Иностранный капитал имеет огромное значение для развития восточных регионов Российской Федерации. В частности, реализация государственной программы развития Сибири и Дальнего Востока предусматривает привлечение в данный регион большого объема иностранных инвестиций (прежде всего, из Китая, Японии, Южной Кореи). Только с их помощью станет возможным ускорение решения проблем развития сибирских и дальневосточных территорий.

Привлечение в экономику России иностранного капитала и его использование для реализации инвестиционных проектов осложняется рядом проблем, которые в то же время неблагоприятно сказываются на формировании инвестиционного климата страны. Согласно результатам проведенных исследований, большинство иностранных инвесторов, которые вложили свои капиталы в отечественные предприятия и инвестиционные проекты, полагают, что наибольшие затруднения в России вызывают такие факторы, как бюрократия и волокита (75% опрошенных), коррупция (64%) и недостаточно развитая инфраструктура (37%).

Правительству РФ и иным государственным органам для того, чтобы способствовать привлечению иностранного капитала в экономику России и укреплению их позиций на отечественных рынках, необходимо решить перечисленные проблемы. Предполагается, что это решение должно быть осуществлено путем разработки и реализации системы следующих мер:

Читайте также: