Особенности французского парламентаризма в конце xix начале xx вв доклад

Обновлено: 06.05.2024

1. Собрания Нотаблей, Парламенты и Генеральные штаты во Франции в позднее средневековье и ранее новое время. Эволюция полномочий и правил функционирования. Появление парламентов. конфликты парламента и королевской власти и их причины (Людовик XIV, Регентство Филиппа Орлеанского, реформа парламента в правление Людовика XV, восстановление парламентов при Людовике XVI)

2. От Генеральных штатов 1789 г. к Конвенту 1793 г.

Выборы в Генеральные штаты 1789г. Полномочия. Представительные органы и избирательные права по конституции 1791г. Первые выборы в Конвент и его полномочия. Эволюция конвента при якобинцах.

3. От Директории к первой империи. Конституция 1795 г. (представительные органы, избирательное право). Центральные и местные выборные органы власти. Парламент и избирательные права в период консульства и империи Бонапарта.

4. Избирательное право и парламентаризм в эпоху реставрации Бурбонов и при июльской монархии. Хартия 1814 г. Хартия 1830 г.

5. Парламент и его эволюция во Франции периода второй империи (Наполеон III). Избирательное право, устройство и полномочия парламента, политические партии и группировки. Майский плебисцит и его результаты.

7. Четвертая республика во Франции. Политические группировки в Учредительном собрании 1946 г. Конституция 1946 г. Политическое устройство. Избирательное право, политические партии, полномочия парламента. Избирательная система. Конституционная реформа 1953 г.

Общая тема для всех! Для обсуждения –

Виды избирательных систем и их особенности.

Мажоритарная, пропорциональная и смешанная системы. Их плюсы и минусы.

Политические партии и их функционирование. Система членства, порядок формирования избирательных списков, вопрос об электорате и программе партии.

  1. Керимов А.Д. Парламентское право Франции. М., 1998
  2. Керимов А.Д. Национальное Собрание Франции: вопросы организации и функционирования. М., 1995

3. Реализация принципа гласности заседаний Национального Собрания Франции. Государство и право. № 7, 1999.

4. Конституционная реформа 1995 г. во Франции и парламент. - Социологические исследования. № 5. 1998.

5. Закон во Франции: от принятия до промульгирования. - Государство и право. № 7, 1997.

6. Конференция председателей Национального Собрания Франции (Пятая Республика). - Правоведение, № 2, 1997.

7. Бюро палат французского парламента. - Государство и право. № 10, 1996.

8. Французские политические деятели, юристы - за расширение полномочий парламента. - Государство и право. № 6, 1995.

10. Парламентские группы в Национальном Собрании современной Франции. - Государство и право. № 12, 1993.

11. Парламентские представительства как средство контроля за исполнительной властью (Пятая Французская Республика). - Государство и право. № 7, 1992.

12. Специальные комиссии в Национальном Собрании Франции. - Политические исследования. № 1-2, 1991.

13. Обеспечен ли в проекте Конституции принцип разделения властей? - Конституционный вестник. М.: Издание Конституционной комиссии РСФСР. № 9, декабрь, 1991.

14. Смешанные паритетные комиссии в парламенте Пятой Французской Республики. - Правоведение. № 6, 1991.

15. Депутатские вопросы как средство парламентского контроля (На примере Франции). - Советское государство и право. № 4, 1991.




16. Конституционный Совет Франции. - В книге: Проблемы буржуазной государственности и политико-правовая идеология. М.: Издание Института государства и права АН СССР. 1990.

17. Парламентское право Франции. Монография. М.: Издательство НОРМА, 1998, 9,24 п.л. / Дмитриев А.В., член-корреспондент Российской академии наук. Рецензия. Государство и право. № 8, 1999.

18. Национальное Собрание Франции: вопросы организации и функционирования. Монография. М.: Сериал, 1995, 8,4 п.л.

19. ФКП и политические институты Франции. Монография. М, 1991, 5,9 п.л.

20. Комиссии по расследованию и по контролю в Национальном Собрании Франции (Пятая Республика). - М.: Издание Института законодательства и сравнительного правоведения при Верховном Совете РСФСР. Законодательство зарубежных государств. Обзорная информация. Выпуск 6, 1991, 2 п.л.

21. Контрольные функции парламента Франции (стенограмма лекции, прочитанной на семинаре депутатов Московского городского Совета 5 октября 1990 года). - М.: Издание Правления ордена Ленина Всесоюзного общества "Знание". Всесоюзный центр юридического всеобуча. Консультационный центр. 1990, № 35, 2,27 п.л.

1. Собрания Нотаблей, Парламенты и Генеральные штаты во Франции в позднее средневековье и ранее новое время. Эволюция полномочий и правил функционирования. Появление парламентов. конфликты парламента и королевской власти и их причины (Людовик XIV, Регентство Филиппа Орлеанского, реформа парламента в правление Людовика XV, восстановление парламентов при Людовике XVI)

2. От Генеральных штатов 1789 г. к Конвенту 1793 г.

Выборы в Генеральные штаты 1789г. Полномочия. Представительные органы и избирательные права по конституции 1791г. Первые выборы в Конвент и его полномочия. Эволюция конвента при якобинцах.

3. От Директории к первой империи. Конституция 1795 г. (представительные органы, избирательное право). Центральные и местные выборные органы власти. Парламент и избирательные права в период консульства и империи Бонапарта.

4. Избирательное право и парламентаризм в эпоху реставрации Бурбонов и при июльской монархии. Хартия 1814 г. Хартия 1830 г.

5. Парламент и его эволюция во Франции периода второй империи (Наполеон III). Избирательное право, устройство и полномочия парламента, политические партии и группировки. Майский плебисцит и его результаты.

7. Четвертая республика во Франции. Политические группировки в Учредительном собрании 1946 г. Конституция 1946 г. Политическое устройство. Избирательное право, политические партии, полномочия парламента. Избирательная система. Конституционная реформа 1953 г.

Общая тема для всех! Для обсуждения –

Виды избирательных систем и их особенности.

Мажоритарная, пропорциональная и смешанная системы. Их плюсы и минусы.

Политические партии и их функционирование. Система членства, порядок формирования избирательных списков, вопрос об электорате и программе партии.

  1. Керимов А.Д. Парламентское право Франции. М., 1998
  2. Керимов А.Д. Национальное Собрание Франции: вопросы организации и функционирования. М., 1995

3. Реализация принципа гласности заседаний Национального Собрания Франции. Государство и право. № 7, 1999.

4. Конституционная реформа 1995 г. во Франции и парламент. - Социологические исследования. № 5. 1998.

5. Закон во Франции: от принятия до промульгирования. - Государство и право. № 7, 1997.

6. Конференция председателей Национального Собрания Франции (Пятая Республика). - Правоведение, № 2, 1997.

7. Бюро палат французского парламента. - Государство и право. № 10, 1996.

8. Французские политические деятели, юристы - за расширение полномочий парламента. - Государство и право. № 6, 1995.

10. Парламентские группы в Национальном Собрании современной Франции. - Государство и право. № 12, 1993.

11. Парламентские представительства как средство контроля за исполнительной властью (Пятая Французская Республика). - Государство и право. № 7, 1992.

12. Специальные комиссии в Национальном Собрании Франции. - Политические исследования. № 1-2, 1991.

13. Обеспечен ли в проекте Конституции принцип разделения властей? - Конституционный вестник. М.: Издание Конституционной комиссии РСФСР. № 9, декабрь, 1991.

14. Смешанные паритетные комиссии в парламенте Пятой Французской Республики. - Правоведение. № 6, 1991.

15. Депутатские вопросы как средство парламентского контроля (На примере Франции). - Советское государство и право. № 4, 1991.

16. Конституционный Совет Франции. - В книге: Проблемы буржуазной государственности и политико-правовая идеология. М.: Издание Института государства и права АН СССР. 1990.

17. Парламентское право Франции. Монография. М.: Издательство НОРМА, 1998, 9,24 п.л. / Дмитриев А.В., член-корреспондент Российской академии наук. Рецензия. Государство и право. № 8, 1999.

18. Национальное Собрание Франции: вопросы организации и функционирования. Монография. М.: Сериал, 1995, 8,4 п.л.

19. ФКП и политические институты Франции. Монография. М, 1991, 5,9 п.л.

20. Комиссии по расследованию и по контролю в Национальном Собрании Франции (Пятая Республика). - М.: Издание Института законодательства и сравнительного правоведения при Верховном Совете РСФСР. Законодательство зарубежных государств. Обзорная информация. Выпуск 6, 1991, 2 п.л.

21. Контрольные функции парламента Франции (стенограмма лекции, прочитанной на семинаре депутатов Московского городского Совета 5 октября 1990 года). - М.: Издание Правления ордена Ленина Всесоюзного общества "Знание". Всесоюзный центр юридического всеобуча. Консультационный центр. 1990, № 35, 2,27 п.л.

Характеристика предпосылок развития революции во Франции, описание ее основных событий и результатов. Описание причин возникновения парламентаризма во Франции. Изучение политического развития Франции в годы Второй империи, при Третьей Республике.

Рубрика Политология
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 26.01.2015
Размер файла 19,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Французская революция как основа для создания новой модели государства. Франции (XIX начало ХХ вв.): континентальная модель государства

Первый этап революции: движение по англосаксонскому пути

Декларация прав человека и гражданина- важнейший документ Великой французской революции, определяющий индивидуальные права человека. Декларация была принята Национальным учредительным собранием 26 августа 1789 года. В основу идей Декларации прав человека и гражданина положена концепция равноправия и свободы, принадлежащей каждому от рождения. Естественными правами человека и гражданина объявлялись свобода личности, свобода слова, свобода убеждений, право на сопротивление угнетению.

Возникновение французского парламентаризма

Наполеон Бонапарт и государственное строительство. Реформа государственных институтов. Реформа госаппарата. Реформа законодательства: Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Торговый кодекс. Реформа образования. Конфессиональная реформа. Реформа местного управления: институт префектов и ликвидация местных выборных органов власти. Ликвидация независимости судебной и законодательной власти.

В августе 1795 г. термидорианский Конвент принял новую конституцию. Эта так называемая конституция III года (по республиканскому календарю) сохраняла во Франции республику, но уничтожала одно из главных завоеваний конституции 1793 года- всеобщее избирательное право. Главную роль во всем этом сыграл Наполеон Бонапарт. 10 ноября Бонапарт с помощью верных ему гренадеров разогнал Сoвет пятисoт и Совет старейшин и продиктовал кучке собранных им депутатов декрет о передаче власти трем консулам, первым из которых стал он сам. Так была установлена военная диктатура Наполеона Бонапарта.

Став полноправным диктатором, Наполеон в корне изменил государственное устройство страны. Внутренняя политика Наполеона состояла в укреплении его личной власти как гарантии сохранения результатов революции: гражданских прав, прав собственности на землю крестьян, а также тех, кто купил во время революции национальные имущества, то есть конфискованные земли эмигрантов и церкви. Обеспечить все эти завоевания должен был Гражданский кодекс (1804), вошедший в историю как кодекс Наполеона. Наполеон провёл административную реформу, учредив институт подотчетных правительству префектов департаментов и супрефектов округов (1800). В города и деревни назначались мэры.

Был учреждён государственный Французский банк для хранения золотого запаса и эмиссии бумажных денег (1800). 28 марта 1803 года были ликвидированы бумажные деньги: денежной единицей становится франк, равный пятиграммовой серебряной монете и поделенный на 100 сантимов. Для централизации системы сбора налогов были созданы Управление прямого налогообложения и Дирекция сведённого налогообложения (косвенных налогов). Приняв государство с плачевным финансовым состоянием, Наполеон ввёл жёсткую экономию во всех сферах. Нормальное функционирование финансовой системы было обеспечено созданием двух противостоящих друг другу и в то же время сотрудничающих министерств: финансов и казначейства. Министр финансов отвечал за поступления в бюджет, министр казначейства давал подробный отчёт о расходовании средств, его деятельность проверялась Счётной палатой из 100 государственных служащих. Она контролировала расходы государства, но не выносила суждения об их целесообразности.

Административные и правовые нововведения Наполеона заложили основу современного государства. Именно тогда была создана система средних школ - лицеев и высшие учебные заведения - Нормальная и Политехническая школы, до сих пор остающиеся самыми престижными во Франции. Прекрасно сознавая важность воздействия на общественное мнение, Наполеон закрыл 60 из 73 парижских газет, а остальные поставил под контроль правительства. Была создана мощная полиция и разветвлённая тайная служба. Наполеон заключил конкордат с Папой Римским (1801). Рим признавал новую французскую власть, а католицизм объявлялся религией большинства французов. При этом свобода вероисповедания сохранялась. Назначение епископов и деятельность церкви ставились в зависимость от правительства.

Экономике Бонапарт придавал большое значение, а вопросы торговли и промышленности, вопросы производства и сбыта, тарифов и таможен были им изучены так, что он знал о причинах удешевления лионского бархата не хуже лионских купцов и мог уличить в мошенничествах - и определить, в каких именно, - подрядчика, строящего шоссейную дорогу в провинции. Протекционизм стал основой политики Бонапарта. Усилия императора были направлены на укрепление промышленности и ограждение ее от внешнего вмешательства. У Наполеона был принцип, которому он не изменял до конца своего правления: есть экономические интересы "национальные", и есть интересы остального человечества, которые должны быть подчинены национальным.

Франция в первой половине XIX века: от революции к революции. Реставрация. Июльская монархия. Вторая империя.

После вторичного отречения Наполеона I в 1815 году во Франции снова была восстановлена королевская династия Бурбонов во главе с Людовиком XVIII. При режиме Реставрации, который просуществовал до 1830 года, Франция являлась конституционно-монархическим государством. Главная роль в управлении страной принадлежала королю, но его власть была несколько ограничена парламентом. Господствующие позиции заняли крупные землевладельцы-дворяне, но они уже не могли не считаться с интересами и силой окрепшей буржуазии и сами постепенно обуржуазивались.

Окружавшие короля дворяне советовали ему восстановить дореволюционные феодально-абсолютистские порядки и отомстить деятелям революции и империи за свои бедствия и унижения. Это стремление еще более усилилось, когда королем стал Карл X, открыто ненавидевший все, что было связано с революцией и Наполеоном. Политика Карла X через шесть лет вызвала всеобщее возмущение, переросшее в революцию 27--29 июля 1830 года. Все началось с того, что Карл X попытался распустить нижнюю палату парламента, ввести цензуру, ограничить избирательные права. Это вызвало восстание парижских рабочих, мелких торговцев, студентов. Повстанцы овладели Парижем, Карл X был свергнут. Но затем инициативу перехватила крупная буржуазия. Она добилась провозглашения королем своего ставленника Луи Филиппа Орлеанского, который правил под именем Луи Филиппа I. Итогом революции была окончательная победа буржуазии над дворянством и переход власти от крупных землевладельцев к финансовой аристократии.

Франция в период Июльской буржуазной монархии (1830--1848).

Франция в годы Второй империи

Наполеон III защищал интересы крупной торгово-промышленной буржуазии и зажиточного крестьянства, но не обижал и финансовую аристократию, которая господствовала в годы Июльской монархии. Он пользовался неограниченной властью. Диктаторский характер правления наиболее полно проявился в 1852--1860 годах, когда во Франции были ликвидированы почти все демократические права и свободы. Затем режим Второй империи стал менее жестким. Стремясь сбить растущее недовольство своей политикой, Наполеон III пошел на некоторые уступки. Он расширил права парламента, разрешил стачки и организации рабочих, ввел свободу собраний и печати, хотя и с ограничениями. Но эти меры не укрепили Вторую империю. На парламентских выборах республиканцы, противники Наполеона III, получили огромное количество голосов избирателей, что свидетельствовало о слабости режима.

В то же время экономика Франции развивалась весьма интенсивно. Завершилась промышленная революция, наблюдался мощный финансовый и промышленный подъем. Капитально перестраивались крупные города. Происходила механизация сельского хозяйства.

Во внешней политике успехи чередовались с неудачами. Наполеон III хотел стать во главе Европы, но добился всего лишь временного укрепления позиций империи. Франция расширила свои колониальные владения.

Становление республиканского строя и республиканской политической культуры при Третьей Республике

франция революция парламентаризм республика

Во время франко-прусской войны, в марте 1871 года, Париж потрясла еще одна, уже пятая по счету революция. Ее основной причиной стал конфликт между правительством, с одной стороны, рабочими, частью интеллигенции, мелкой буржуазией с другой. Исстрадавшиеся от обстрелов, голода и холода рабочие Парижа потребовали установлений новой власти -- Коммуны и перестройки всего общества в интересах низших классов.

Под давлением снизу правительства Франции осуществили ряд демократических преобразований. Была провозглашена свобода профессиональных союзов, собраний и печати. Вводилось всеобщее и бесплатное начальное образование, что позволило к концу XIX века. Улучшилось положение рабочих. В 1905 г. был принят закон об отделении церкви от государства и прекращена выплата ей казенных денег. Особенностью политической жизни Франции было наличие множества политических партий. После поражения в войне 1870-- 1871 годов главной задачей французской политики был поиск сильных союзников для противодействия Германии и возврата Эльзаса и Лотарингии. В конце XIX - начале XX века Франция преодолела разногласия с Россией и Англией и подписала с ними союзные договоры. Союзники усиленно готовились к надвигавшейся войне. С небывалой энергией Третья республика расширяла свои колониальные владения. Франция оставалась одной из наиболее развитых стран мира. Но по объему промышленного производства она отставала от США, Германии и Англии и переместилась со второго места в мире на четвертое.

Подобные документы

Политический режим современной Франции. Централизованно-бюрократическая система управления. Первый президент Пятой республики Франции - Шарль де Голль. Совместные полномочия президента и парламента. Вспомогательные органы и службы при главе государства.

реферат [17,7 K], добавлен 05.10.2008

Определение политической культуры как измерение культурной среды и особенность отражения цивилизационного развития рассматриваемого народа или нации. Изучение партийной системы в современной Франции. Республика как форма политического устройства.

эссе [8,0 K], добавлен 27.03.2014

Особенности и общие черты политической системы Франции в период Второй мировой войны. Исследование Временного режима во Франции. Становление, кризис и падение политической системы Четвертой республики. Приход к власти Ш. де Голля и Конституция 1958 г.

дипломная работа [130,6 K], добавлен 14.08.2016

Внешние и внутренние политические проблемы Франции на современном этапе. Основные направления во внешней и внутренней политике Франции в начале XXI века. Формирование политики безопасности. Особенности политики нового президента Франции Николя Саркози.

реферат [24,2 K], добавлен 22.04.2011

Экономические отношения России и Франции. Отношения России и Франции в области культуры. Политические отношения России и Франции. Предпосылки заключения политического соглашения. Заключение франко-русского союза. Значение союза.

В современном мире во всех демократических государствах важную роль играет парламент. Само слово "парламент" происходит от французского "parler" - говорить, что подчеркивает сущностное назначение деятельности парламента.

Достаточно интересным представляется осмысление теории и практики парламентаризма Франции, страны с богатейшими, устойчивыми и своеобразными парламентскими традициями, детально проработанной системой конституционного права.

Французский парламентаризм – явление фундаментальное, представляющее интерес во многих отношениях. Развитие парламентаризма во Франции оказало, не малую роль на становление данного института во многих франкоязычных странах Африки. Поэтому, по-нашему мнению, очень актуально рассматривать данную тему, проанализировать развитие данного института, соотнести его место и роль в период становления и его положение на сегодняшний день[1,с. 235].

Исторические этапы становления французского парламента отражают эволюцию парламентаризма во Франции. Так в частности, первый этап охватывает середину XIII века и представляет собой зарождение парламента при короле Людовике IX. Тогда парламент выполнял лишь совещательные функции, но уже 1278 году он стал отвечать за определенные сферы государственной деятельности, и был впервые разделен на Большую палату, палату расследований, палату приема жалоб и палату, ведавшую уголовными делами. При короле Филиппе Красивом парламент стал называться Генеральными штатами, основной функцией которых было квотирование налогов.

Второй этап приходиться на период Столетней войны и на время народных восстаний, когда Генеральные штаты претендовали на активное участие в управлении страной. В данный период, охватывающий XIV и XV века, французский парламент получил право одобрять указы короля и законы, а также обсуждать целесообразность их принятия. Таким образом, прослеживается усиление влияния и авторитета парламента. Тем не менее, можно отметить, что уже к концу XV века Генеральные штаты созываются все реже, парламент теряет свои позиции. С 1614 по 1789 года парламент вовсе не созывался.

Третий этап становления парламента приходится на времена Великой Французской революции, тогда же Генеральные штаты были переименованы Национальное учредительное собрание, которое просуществовало до 1791 г. После принятие Конституции 1791 года было сформировано Законодательное собрание, которое просуществовав год, уступило свое место Национальному конвенту. Данный орган был первой французской ассамблеей, выбранной на основе всеобщего избирательного права. Новая конституция 1793 года предусматривала создание первого двухпалатного парламента, состоящего из Совета пятисот и Совет Старейшин, которые были разогнаны после переворота 18 брюмера и прихода к власти Наполеона. Конституции, принятые при Бонапарте де-юре предусматривали деятельность парламента: верхняя палата – Сенат, нижняя – Законодательный корпус Франции. Однако де-факто они практически не функционировали, так как вся власть сосредотачивалась в руках императора.

Четвертый этап – это период реставрации монархии, когда принимаются хартии 1814 и 1830 годов, на основании которых создаются Палата пэров и Палата представителей Франции. Однако и эти государственные органы долго не просуществовали, так как после принятия Конституции 1852 г. парламент Франции вновь подразделяется на Сенат и Законодательный корпус, а после принятия конституционного закона в 1875 года нижняя палата стала именоваться Палатой представителей Франции. Такое деление сохранилось вплоть до принятия новой конституции в 1946 году, которая закрепила деление законодательного органа на Сенат и Национальное собрание, Конституция 1958 подтвердила это разделение[2,с.1].

Таким образом, становление французского парламента было длительным и весьма сложным процессом, чему способствовали различные условия и обстоятельства, прежде всего, это Великая Французская революция. Ведь именно революция поднимает проблему французского парламентаризма, которая обусловлена социальной и политической борьбой классов. Роль парламента была ничтожна, он не созывался более века, все основные общегосударственные задачи решал король, он же был источником законодательной инициативы. Очевидно, что революции способствовали безуспешные попытки реформаторства Людовика XVI, да и на торжественном открытии Генеральных штатов, король дал понять, что видит задачу парламента, лишь в том, чтобы изыскать финансовые средства и не более, это и вызвало основной конфликт между сословиями, ставший основой революционного движения. Следовательно, революция стала толчком к признанию парламента, который, по мнению революционеров, должен представлять интересы всей нации.




Основным фактором, который повлиял на формирование парламента во Франции, является смена формы правления. Форма правления также существенно влияет на объем полномочий парламента. При парламентской форме правления, парламент имеет более широкие полномочия, чем в президентских республиках.

Франция претерпела в XVIII – XIX самые разные формы правления. Наконец в середине XX века, совершив решительный переход от парламентской к полупрезидентской форме правления, сегодня является одной из ведущих стран в мире, которую отличает конституционная стабильность, отсутствие глобальных конституционных кризисов и сильная внешняя политика.

Опыт Франции конца XIX – начала XX века представляет большой интерес. Он показывает, что парламентское превосходство не формирует необходимых условий для стабильного и прогрессивного развития государства. Большинство современных ученых полагают, что парламентаризм имеет ограниченные политические ресурсы в решении актуальных вопросов и не способен к разрешению серьезных кризисов.

В этом его отличие от смешанной формы правления, которая, во-первых, чутко реагирует на изменения политического климата в стране, внимательно учитывает изменения во мнениях избирателей в ходе парламентских или президентских выборов, во-вторых, гарантирует стабильность.
Система власти смешанной формы правления доказала возможность соединения сильной президентской власти и демократических институтов, что оказывает позитивное влияние на функционирование всей общественно-политической системы Франции, обеспечивая политическую, экономическую и социальную стабильность в государстве и сегодня. По этой причине события, происходившие во Франции в середине двадцатого столетия, ставшие причиной изменения формы правления, представляют большой интерес[2,с.1].

Как уже было сказано выше, Франция в середине XX века становится полупрезидентской республикой. Этому способствовали различные обстоятельства.

В 1958г. во Франции разразился очередной политический кризис, грозивший обернуться гражданской войной. Парламентская форма правления, показав все свои слабые стороны, была неспособна адекватно реагировать на события, происходящие в государстве. Это было связано с тем, что парламентская система во Франции на протяжении всего времени своего существования страдала такими пороками, как министерская нестабильность, отсутствие парламентского большинства и неорганизованность политических партий, что и обусловило ее слабость, неэффективность, и, в конечном счете, крушение.

Переходу от парламентаризма к полупрезидентской форме правления во Франции отчасти способствовал политический кризис 1958 года, при этом основной причиной являлись те проблемы, которые сопровождали французский парламентаризм на протяжении прошлых лет, они же предопределили в этой стране его несостоятельность[6].

Интересным оказывается тот факт, что парламентская форма правления, будучи довольно гибкой и практичной, пройдя достаточно сложный путь становления, так и не приживается во Франции.

Парламентская практика во Франции наглядно продемонстрировала слабые стороны этой формы правления, ее необоснованность во французских условиях: многопартийность, разногласия в системе политических партий, особенность политической культуры[2,с.1].

При формировании Четвертой республики ее создатели, учитывая негативный опыт Третьей республики и стремясь уйти от преобладающей власти Правительства, наделили дополнительными полномочиями нижнюю палату парламента – Национальное собрание. Наличие широких юридических полномочий стимулировало возникновение фактического превосходства парламента, что привело в дальнейшем к парламентскому абсолютизму, при котором серьезно ограничены полномочия исполнительной власти[7]. Тем не менее обе крайности парламентаризма доказали свою малоэффективность и нежизнеспособность, что и способствовало фактически переходу к полупрезидентской форме правления.

Французский парламент хоть и является высшим законодательным учреждением Франции, однако он занимает далеко не ведущие позиции. На данный факт, прежде всего, повлияла смена формы правления в сторону сильной президентской власти. Более того, можно сказать, что он, фактически лишен возможности воздействовать решающим образом на национальную политику государства. Парламент не избирает Президента, не участвует в формировании Правительства, и даже его законодательные полномочия ограничены. Таким образом, роль парламента при полупрезидентской республике не так значительна[4,с.202].

Рассматривая компетенцию французского парламента, можно выделить ее абсолютно ограниченный характер, то есть он может решать только те вопросы, которые прописаны в Конституции. На сегодняшний день, по-нашему мнению, компетенция парламента в полной мере не соответствует с реальными потребностями французского общества. В частности, есть не малое количество проблем сегодня во Франции сфере трудового законодательства, которые можно решить путем принятие нормативно-правовых актов. Так как компетенция парламента ограничена, эту и ряд других проблем решает Правительство с согласованием президента, что по-нашему мнению не совсем целесообразно.

Таким образом, сегодня во Франции преимущество отдается больше исполнительной ветви власти, что можно рассматривать как противоречие принципу разделения властей. Для того чтоб устранить данную проблему, необходимо расширить компетенцию парламента, в частности провести новую конституционную реформу. Можно отметить, что в 2008 году была проведена реформа, по предложению Н.Саркози – президента Франции, согласно которой роль парламента была немного увеличена, но не в полной мере[1,с. 123] . На наш взгляд, основной проблемой французского парламента является отсутствие баланса между законодательной и исполнительной властью. Расширение компетенции парламента, включение ряда полномочий в компетенцию парламента, а также внесение изменений в Конституцию Франции 1958 года, позволило бы избежать обращение к ряду органических конституционных законов и регулировать конституционно-правовые отношения непосредственно на основе норм Конституции Франции.

Список литературы:

1. Чиркин В.К. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / В.К. Чиркин. - М.: Юристъ, 2004. - 600 с.

2. Фальшина Н. А. Парламентаризм или смешанная (полупрезидентская) форма правления. (Опыт Французской Республики) // Юристъ – Правовед

3. № 4. 2007. – 1 п.л.

4. Мишин А.А.Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов / А.А. Мишин. – 17-е изд., испр. и доп. – М.: Статут, 2013. – 520 с.

5. Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов / М.Б. Смоленский, С.В. Рыбак. – М.:КНОРУС, 2014. – 384 с.

6. Конституция Французской республики от 4.10.1958 г. (ред. от 4.08.1995) // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л.А. Окунькова. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 2007

Во второй половине XIX в. во Франции закончилась длительная борьба между монархией и республикой в пользу республики. Франция стала развитой индустриальной страной, завершила создание своей колониальной империи.

Франко-прусская война и революция 4 сентября 1870 года

Обострение франко-прусских отношений в конце 60-х гг. XIX в. привело к войне, которую желали правительства обеих стран. 19 июля 1870 г. Франция объявила войну Пруссии.

Развязка наступила быстро: 2 сентября 1870 г. Наполеон III с 83-тысячной армией сдался в плен у местечка Седан. Известие о седанской катастрофе потрясло всю Францию. Виновником поражения все считали императора. 4 сентября восстал народ Парижа. Произошла буржуазно-демократическая революция, которая уничтожила Вторую империю и установила Третью республику.

На первый план политической жизни выдвинулся историк и политик Тьер. 10 мая 1871 г. его правительство подписало во Франкфурте-на-Майне мирный договор, по которому Франция понесла огромные потери. Она отдала Германии богатые области — Эльзас и Лотарингию — и обязалась уплатить 5 млрд франков контрибуции.

Наполеон III сдается на милость германскому императору. После битвы под Седаном


Наполеон III сдается на милость германскому императору. После битвы под Седаном

Парижская Коммуна 18 марта — 28 мая 1871 года

Во время франко-прусской войны, в марте 1871 г., Париж потрясла еще одна, уже пятая по счету революция. Ее основной причиной стал конфликт между правительством Тьера, с одной стороны, рабочими, частью интеллигенции, мелкой буржуазией — с другой. Исстрадавшиеся от обстрелов, голода и холода рабочие Парижа потребовали установлений новой власти — Коммуны и перестройки всего общества в интересах низших классов.

У рабочих были свои отряды — свыше 200 тыс. солдат национальной гвардии, т. е. вооруженных граждан. Национальную гвардию власти сформировали еще осенью 1870 г. для обороны страны. Ее руководящим органом являлся Центральный комитет (ЦК).

Крупные собственники не могли чувствовать себя спокойно рядом с полуголодными и вооруженными парижанами. Поэтому власти приказали ночью 18 марта 1871 г. разоружить рабочих и арестовать их руководителей. Но солдаты, окруженные толпами мужчин, женщин и детей, отказались стрелять в народ, и операция провалилась. Правительство Тьера бежало в Версаль. Власть в Париже перешла сначала к ЦК национальной гвардии, а 26 марта к избранной населением Коммуне Парижа. В ней преобладали интеллигенты и рабочие.

Коммуна была первым опытом государственного управления пролетариата. Вместо прежних органов управления были созданы новые. Всю власть, законодательную и исполнительную, осуществлял один орган — Совет Коммуны. Служащие не назначались, а избирались. Часть предприятий была передана рабочим коллективам, был сокращен рабочий день, отменялись долги по квартирной плате, бедняки переселялись в дома богачей.

Значение Коммуны очень высоко оценивали К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, а ее опыт использовали русские большевики, видевшие себя наследниками парижских коммунаров. Противники Коммуны считали ее действия вредными и непродуманными, повлекшими за собой кровавую резню.

Между тем войска Тьера 2 апреля начали наступление из Версаля на Париж и 28 мая захватили последнюю баррикаду. 30 тыс. человек было убито, десятки тысяч арестованы, осуждены, сосланы.

Причины поражения Коммуны заключались прежде всего в военном превосходстве версальцев. Кроме того, коммунарами было допущено немало ошибок. Они позволили правительству покинуть Париж, не установили контроль над французским банком, который продолжал перевод денег в Версаль, не наладили прочной связи с другими городами и крестьянством. Не было согласия и в самой Коммуне.

Политическое развитие Третьей республики в 1871— 1918 гг.

Хотя революция 4 сентября 1870 г. и установила во Франции Третью республику, страной еще несколько лет правили монархисты, поддерживаемые крупными собственниками и католической церковью. Но в 1875 г. была принята новая конституция, оформившая буржуазно-демократическую парламентскую республику.

Под давлением снизу правительства Франции осуществили ряд демократических преобразований. Была провозглашена свобода профессиональных союзов, собраний и печати. Вводилось всеобщее и бесплатное начальное образование, что позволило к концу XIX в. снизить число неграмотных до 5 % населения. Улучшилось положение рабочих. На предприятиях был установлен 10-часовой рабочий день (1900), вводился один выходной день в неделю (1906), стали выплачиваться пенсии (с 1910 г.). В 1905 г. был принят закон об отделении церкви от государства и прекращена выплата ей казенных денег.

Особенностью политической жизни Франции было наличие множества политических партий. Это делало невозможной победу на выборах одной из них и формирование стабильного правительства. Многопартийные республиканские министерства, разрываемые внутренней борьбой, были неустойчивы. С 1871 по 1914 г. сменилось свыше 50 правительств, и ни одно из них не продержалось более трех лет.

Внешняя политика

После поражения в войне 1870— 1871 гг. главной задачей французской политики был поиск сильных союзников для противодействия Германии и возврата Эльзаса и Лотарингии. В конце XIX — начале XX в. Франция преодолела разногласия с Россией и Англией и подписала с ними союзные договоры. Союзники усиленно готовились к надвигавшейся войне.

С небывалой энергией Третья республика расширяла свои колониальные владения. В Юго-Восточной Азии в результате десятилетней войны были порабощены Тонкин (Северный Вьетнам), Аннам (Центральный Вьетнам), Камбоджа и Лаос. В Африке Франция установила контроль над Тунисом и Марокко, захватила большой остров Мадагаскар и обширные территории в западной и экваториальной частях континента. Франция стала второй после Великобритании колониальной державой. Ее владения занимали площадь около 10 млн кв. км, в них проживало свыше 50 млн человек.

Экономическое развитие

В конце XIX — начале XX в. Франция оставалась одной из наиболее развитых стран мира. Но по объему промышленного производства она отставала от США, Германии и Англии и переместилась со второго места в мире на четвертое. На ее экономике крайне тяжело отразились последствия проигранной войны с Пруссией и недостаток собственного промышленного сырья. Отрицательно сказывалось громадное численное преобладание слабо механизированных мелких предприятий над хорошо оснащенными крупными фабриками.

Эта трамвайная линия была построена в Париже в 1880-х гг.


Эта трамвайная линия была построена в Париже в 1880-х гг.

Большая часть населения Франции проживала еще в сельской местности. Объем сельскохозяйственного производства возрастал, но и в этой области Франция отставала от наиболее развитых стран. Миллионы крестьян обрабатывали свою землю вручную. Крупных хозяйств (50—200 га) было намного меньше, чем мелких (до 1 га).

Произошло глубокое расслоение сельского и городского населения по размерам богатства. На долю 15 тыс. миллионеров (0,1 % всех собственников) приходилось 25 % богатства страны.

Рабочее и социалистическое движение

С 1870 по 1914 г. заработная плата в среднем увеличилась на 30 %, но временами она падала, цены росли, а обычный трудовой день составлял 11 —12 часов. Французский рабочий зарабатывал меньше и жил хуже, чем английский и американский. Политические права и свободы были ограничены. Рабочие добивались улучшения своего экономического положения и расширения политических прав.

Известными пролетарскими вождями были Жюль Гед и Поль Ла фарг — сторонники, хотя и не последовательные, марксистской теории социализма. Интересы рабочих активно защищал видный публицист и историк Жан Жорес, непримиримый противник капитализма и войны. В отличие от К. Маркса и Ф. Энгельса он видел путь к освобождению не в революции, а во всеобщей забастовке и мирных преобразованиях.

В конце XIX в. во Франции существовало несколько рабочих организаций, искавших пути к сближению. В 1895 г. было решено создать единую профсоюзную организацию — Всеобщую конфедерацию труда, которая стала руководящей силой забастовочного движения (под таким названием она существует и в современной Франции). В 1905 г. социалистические организации образовали Объединенную социалистическую партию, которая в реорганизованном виде действует до настоящего времени. Французские социалисты выступали за мирные реформы и много времени уделяли парламентской деятельности.

Ежегодно во Франции проводились сотни забастовок. Власти отвечали суровыми репрессиями, иногда даже посылали войска против бастующих. Но рабочее движение уже стало силой, с которой нельзя было не считаться.

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.

Экономическое развитие Франции тормозилось не только нехваткой финансовых средств, но и недостатком сырья и угля, машин и оборудования, которые приходилось ввозить из Англии и Германии. В то же время развитие французской промышленности тормозилось низкой покупательной способностью крестьян. 85 % крестьянских хозяйств владели наделами земли от 1 до 10 га, причем у многих земля была заложена в банке. Франция в конце XIX в. была еще аграрно—индустриальной страной, т. к. в этот период времени крестьянство составляло 70 % населения.

Постепенно, в 80–90–е гг. XIX в. во Франции происходил экономический подъем. Как и в других индустриальных странах, во Франции создавались крупные корпорации. Возникали и крупные банковские монополии. В результате этого процесса во Франции образовалось около двухсот семейств, связанных между собой деловыми и родственными узами, составивших финансовую олигархию. Значительно большую прибыль, чем промышленное производство, давал вывоз капиталов в другие страны.

Третья республика

После подавления Парижской коммуны во Франции свирепствовала политическая реакция. Разногласия в лагере монархистов стали причиной победы в 1875 г. сторонников республики при голосовании в Национальном собрании. Так была принята конституция, утвердившая во Франции республику. Возникла Третья республика, просуществовавшая до Второй мировой войны. Высшим законодательным органом стал двухпалатный парламент, состоящий из сената – верхней палаты и ниыыжней палаты – палаты депутатов. Исполнительная власть принадлежала президенту и министрам.

С конца 70–х гг. XIX в. внешняя политика Франции была направлена на освоение старых колоний и захват новых. В Северной Африке Франция захватила Алжир, затем Тунис и Марокко. В Западной Африке французы захватили Сенегал, Дагомею, часть Судана, Мавританию и другие государства. В результате новых захватов была создана огромная колониальная империя, где проживало свыше 20 млн человек. Используя дешевую рабочую силу, французские колонизаторы извлекали большие прибыли. Создание колониальной империи рождало острые противоречия с Англией и Германией.

Социалистические идеи стали особенно популярны во Франции в конце XIX в. Возникла Рабочая партия Франции. Ее программа, созданная на основе учения К. Маркса, призывала к революционному преобразованию общества. В 90–е гг. XIX в. во Франции усилилась деятельность анархистов, совершивших серию кровавых покушений, а также усилились силы реваншизма, которые призывали к подготовке к войне с Германией с целью возврата Эльзаса и Лотарингии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Франция

Франция Проспер Монтанье Современник Огюста Эскоффье, шеф-повар парижских ресторанов и автор кулинарных

Франция

Франция Академия гастрономии (l’acad?mie des gastronome). Основана в 1927 г. Построена по принципу Французской Академии языка и литературы, то есть имеет строго ограниченное число членов (40), каждый из которых избирается в Академию пожизненно. После смерти действительного члена, за

ГЛАВА ПЯТАЯ Германия и Франция после 1866 г. Североамериканская междоусобная война и Мексиканское царство. Непогрешимость папы. Италия, Германия и Франция с 1866 по 1870 г

ГЛАВА ПЯТАЯ Германия и Франция после 1866 г. Североамериканская междоусобная война и Мексиканское царство. Непогрешимость папы. Италия, Германия и Франция с 1866 по 1870 г Благодаря войне и ее неожиданным результатам, Германии представилась возможность осуществить, и

Франция

7. Отплытие кораблей. Внезапный гнев Диего Веласкеса в начале похода Кортеса — это отражение неожиданного гневного указа Ивана Грозного в начале экспедиции Ермака

7. Отплытие кораблей. Внезапный гнев Диего Веласкеса в начале похода Кортеса — это отражение неожиданного гневного указа Ивана Грозного в начале экспедиции Ермака 7.1. Русские летописи об отплытии Ермака Как только Ермак отплыл, один из сибирских правителей напал на

ФРАНЦИЯ СЕВЕРНАЯ И ФРАНЦИЯ ЮЖНАЯ

ФРАНЦИЯ СЕВЕРНАЯ И ФРАНЦИЯ ЮЖНАЯ Конечно, язык был не один и тот же; бесспорно, и культурный уровень был также неодинаков. И тем не менее нельзя сказать, что это были две полностью противоположных культуры. Говоря, например, о шедеврах романского искусства, мы тут же

Наполеоновская Франция и самодержавная Россия в начале ХIХ столетия

Наполеоновская Франция и самодержавная Россия в начале ХIХ столетия Для того чтобы охарактеризовать внешнеполитическую ситуацию в Европе, начнем с прихода к власти в 1799 г. во Франции путем правительственного переворота (18 брюмера) честолюбивого и талантливого генерала

ГЛАВА I. ФРАНЦИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

ГЛАВА I. ФРАНЦИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА Политическая система и политические объединения В последней четверти XIX в. во Франции был установлен республиканский режим. Вторую империю сменила Третья республика. Основным законом страны стала Конституция 1875 года, государственным

Третья республика Франция в начале xx века (гл. 9, 10)

Третья республика Франция в начале xx века (гл. 9, 10) Классики марксизма-ленинизма Маркс К. Введение к программе Французской рабочей партии. — Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 19Энгельс Ф. Вопреки всему. Приветствие французским рабочим к Первому мая 1893 г. — Маркс К. и Энгельс Ф.

Франция наполеоновская и Россия самодержавная в начале ХIХ столетия

Франция наполеоновская и Россия самодержавная в начале ХIХ столетия Для того чтобы охарактеризовать внешнеполитическую ситуацию в Европе, начнем с прихода к власти в 1799 г. во Франции путем правительственного переворота (18 брюмера) честолюбивого и талантливого генерала

Франция в начале XX в.: на пути к реваншу

Франция в начале XX в.: на пути к реваншу Военная катастрофа 1870 г. наложила глубочайший отпечаток на всю последующую историю французского общества вплоть до Первой мировой войны. Крушение Империи остро поставило вопрос о выборе новых форм политической организации

§ 12. Франция во второй половине XIX – начале XX века

§ 12. Франция во второй половине XIX – начале XX века Вторая империя и её политикаПосле избрания Луи Бонапарта президентом Франции (декабрь 1848 г.) политические страсти не утихли. Летом 1849 г. после митингов протеста президент предал суду оппозиционных лидеров и отменил

§ 11. Франция во второй половине XIX – начале XX века

§ 11. Франция во второй половине XIX – начале XX века Вторая империя и ее политикаПосле избрания Луи Бонапарта президентом Франции (декабрь 1848 г.) политические страсти в стране на время утихли, наметилась и экономическая стабилизация. Это позволило президенту три года

Читайте также: