Роль и интенсивность общения в современном обществе доклад

Обновлено: 05.07.2024

Человечество накапливает информацию все нарастающими темпами, объем уже накопленных данных превысил объем, поддающийся простому человеческому восприятию. Массивы вновь создаваемой информации передаются столь быстро, что человек не может и не успевает их воспринимать и перерабатывать.

Роль массовой коммуникации

Массовая коммуникация является следствием роста темпов и увеличения объема передаваемой информации, при этом технические решения для накопления, передачи и транслирования информации уже давно обеспечивают массовый характер передачи любых объемов информации. Следует отметить, что процесс повышения технологического уровня массовой коммуникации начался уже давно. Первым этапом были различные печатные средства, затем появились газеты и журналы. Второй этап – появление радио. Третий этап – телевидение. Четвертый этап – компьютеризация и Интернет.

В современных условиях массовая коммуникация играет существенную роль в обществе, позволяя неограниченному кругу людей получать различную информацию, используя ее в своих личных целях. При этом Интернет-коммуникация позволяет передавать текст, звук, изображение, видео.

Массовая коммуникация охватывает сегодня все сферы человеческой деятельности и общественных отношений: начиная от общения между родственниками и друзьями, заканчивая управлением крупными предприятиями.

Вместе с тем, развитие массовой коммуникации, усложнение передаваемой информации, увеличение объемов передаваемых данных, обусловило и увеличение значения самой информации, роста ее ценности, требований к ее содержанию, равно как и значимость новых технологий, инноваций и комплекса знаний во всех областях. Наблюдается опережающее развитие информационных и телекоммуникационных технологий по сравнению с развитием общественного и человеческого восприятия, которое определяет возможность адекватной обработки передаваемой информации. С одной стороны, это требует быстрейшей адаптации человека к новым условиям коммуникаций, с другой стороны, повышает роль массовой коммуникации в обществе, причем в такой форме, которую способна воспринимать большая часть общества.

Роль социальной коммуникации

В современном обществе коммуникация представляет собой элементарную систему, в которую входят три элемента, как показано на рисунке.

Роль коммуникации в современном обществе

Элементарная схема коммуникации в современном обществе

В условиях увеличения объемов передаваемой информации, усиления характера массовой передачи данных, развития технологий передачи информации, проявляется главное препятствие, которое сосредоточено в самом человеке. Возможности человека объективно ограничены, поэтому воспринимать тот поток информации, который существует сегодня, он не в состоянии, объять огромный массив накопленных данных и знаний человек уже не в состоянии. Невозможно обладать достаточно обширными знаниями в нескольких областях, быть одновременно компетентным инженером, сварщиком, бухгалтером, историком, медиком и т.д.

Под социальной коммуникацией понимается движение в социальном пространстве в времени различных знаний, умений, эмоций. Фактически, это общая форма передачи информации в виде объективно определенных массивов данных, сгруппированных по какому-либо признаку.

Роль социальной коммуникации определяется тем, что отдельные получатели информации должны обладать всеми необходимыми возможностями, чтобы получить передаваемую информацию, массив знаний, комплекс данных и т.п., понять их, осознать значение и усвоить.

При невозможности получить, понять, осознать или усвоить передаваемую информацию – социальная коммуникация невозможна. Иными словами, если кто-либо передает информацию через сеть Интернет, то те, кто смотрит телевизор, не смогут ее получить. Чтобы понять определенную информацию, нужно обладать знаниями: например, сведения о характеристиках нефтяной скважины мало о чем говорят хирургу. Для осознания требуется определенный уровень знаний, грубо говоря, нельзя передать информацию об интегралах пятикласснику. Наконец, усвоение информации будет зависеть уже от самого человека, если он не посчитает ее достаточно важной, то пропустит "мимо ушей".

Роль коммуникации в современном обществе определяется и коммуникативными особенностями как самого общества, так и его коммуникационного пространства.

Коммуникационные особенности современного общества

Коммуникация в обществе имеет огромное значение для функционирования его социальной структуры, обеспечивая работу всех общественных институтов, власти, экономических отношений, образования и т.д. Для современного общества роль коммуникации определяется особенностями его устройства.

В России коммуникационные особенности общества определяются в современных условиях следующими аспектами:

  • Формирование устойчивых общественных групп – клубы по интересам, профессиональные сообщества, социальные группы, например, автолюбители, студенты, а также политические партии, некоммерческие организации и т.д.
  • Взаимодействие общественных групп определяется структурой интересов, групповых норм, конфликтами, что проявляется в разных формах и на разных уровнях общества. При достаточно крупном размере социальной группы, например, на уровне отраслей экономики, взаимодействие осуществляется на государственном уровне.
  • Общественная коммуникация является высокотехнологичной и массовой. Этим определяется существование множества форм, типов, форматов коммуникации в современном обществе, что повышает роль и значение ее унификации.
  • Крайняя степень насыщенности коммуникации в современном обществе – информация и новые знания все больше становятся главной ценностью в обществе.
  • Высокая степень проникновения цифровой и электронной коммуникации в различные сферы общественной жизни: электронная запись в больницу, электронный больничный, электронная регистрация бизнеса, электронное оформление и получение государственных услуг, электронное взаимодействие с органами власти, предприятиями и между ними.

Роль коммуникации в современном обществе определяется следующими аспектами:

  1. Высокая роль эффективной коммуникации в решении общественных конфликтов.
  2. Механизмы использования коммуникации для формирования позитивных установок в обществе.
  3. Осуществление коммуникации общественно значимыми субъектами (политики, органы власти, организации, общественные деятели).
  4. Повышение культурного уровня и этики общества.
  5. Изменение речевых моделей поведения, формирование новых форм общения между субъектами коммуникации.
  6. Роль коммуникации для повышения уровня гражданской ответственности и сознательности в современном обществе.
  7. Использование коммуникации представителями бизнеса для в рамках проектов, связанных с реализацией принципов социальной ответственности.
  8. Коммуникация, как сам факт передачи информации средствами массовой информации, также определяет ее роль для современного общества.

Для современного общества важно использовать все конфликты в позитивном ключе, поскольку объективные противоречия между групповыми интересами существуют в силу сложной структуры нашего общества. В этом плане, любое столкновение интересов, являясь конфликтом, должно быть разрешено конструктивным образом, что может быть достигнуто только в условиях рационального использования коммуникации между социальными группами. Рациональная коммуникация в обществе предполагает активное обсуждение, отказ от уклонения от существующих проблем, учет различных обоснованных точек зрения, комплексный охват существующих проблем, соблюдение норм поведения, принятых в обществе.

Коммуникационное пространство

Роль коммуникации в обществе во многом определяется и его коммуникационным пространством, в которое входит как комплекс этических, языковых, культурных вопросов и аспектов, так и средства коммуникации.

В современном обществе коммуникация преимущественно осуществляется посредством различных технологических средств, включая телевидение, радио, печатные издания, Интернет. Современные информационные технологии обеспечили расширение коммуникационного пространства за пределы любой общности или ранее обособленной социальной группы. Если раньше общественные группы искали средства эффективной коммуникации между собой, то сейчас все чаще появляются отдельные социальные группы, которые стремятся сократить объемы информации, получаемой по каналам коммуникации.

Современное коммуникационное пространство в техническом аспекте включает в себя три компонента:

  1. Интернет, который охватывает всю планету.
  2. Аппаратные и программные комплексы, обеспечивающие работу массовой коммуникации, включая теле и радиовещание.
  3. Средства взаимодействия информационных систем, обеспечивающих коммуникацию в современном обществе.

В результате, роль коммуникации в обществе определяется уже не только передаваемой информации, но и пространством, в котором она распространяется. С точки зрения общественно значимых интересов, вопросов, запросов – необходимо формирование унифицированного коммуникационного пространства, в котором можно получить нужную информацию.

Интернет во многом отвечает данному требованию:

  • Наличие универсальных протоколов позволяет передавать любую информацию таким образом, чтобы ее мог получить любой реципиент.
  • Возможность использовать Интернет в личном общении, в профессиональных целях, в образовании, для получения актуальной информации.
  • Возможность организации сложной коммуникации: отдельных индивидов, индивида с группой, групп с группами.
  • Продуктивный информационный обмен – тематический обмен информацией посредством личной коммуникации, обезличенного распространения информации, электронных публикаций, баз данных, совместной работы.

Роль коммуникации для общества в будущем

Коммуникации обладают значительным потенциалом для общества, что обусловлено как развитием общественных коммуникационных систем, так и совершенствованием технологий передачи и распространения информации. В будущем для общества роль коммуникации будет лишь возрастать:

Способы организации групповой деятельности, её роль и интенсивность в современном обществе. Социологический аспект общения, коммуникативная сторона и психологические компоненты. Модель коммуникативного процесса, рефлексия, стереотипизация и познание.

Рубрика Социология и обществознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 20.01.2012
Размер файла 21,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Социальные проблемы общения

2. Структура общения

3. Способы организации групповой деятельности и общения

Роль и интенсивность общения в современном обществе постоянно возрастают. Это связано с целым рядом причин. Прежде всего, переход от индустриального общества к информационному ведет к увеличению объема информации и соответственно возрастанию интенсивности процессов обмена этой информацией. Вторая причина - все большая специализация работников, занятых в разных областях профессиональной деятельности, что требует их кооперации и взаимодействия в ходе достижения целей. Параллельно и очень быстро увеличивается число технических средств для обмена информацией (факсы, электронная почта, Интернет и т.д.). Есть еще одна причина, которая побуждает нас задуматься о возрастающей роли общения в современном обществе и сделать эту проблему предметом специального рассмотрения, - это увеличение числа людей, занятых в профессиональной деятельности, связанной с общением. Для профессионалов социономической группы (профессия типа "человек - человек") одной из составляющих их профессиональной компетентности является компетентность в общении. От них требуется умение устанавливать отношения и общаться с людьми, умение точно выражать свои мысли и умение внимательно слушать других.

От искусства делового общения руководителя зависит качество работы, эмоциональный настрой работников, стабильность кадрового состава, социально-психологический климат в организации, наличие конфликтных ситуаций, установление и развитие деловых контактов, влияющее на экономическую ситуацию организации в целом.

Общение - это форма деятельности людей, приводящая к возникновению психического контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании.

Общение - взаимодействия и взаимоотношения, возникающие между различными субъектами: между отдельными личностями, личностью и группой, личностью и обществом, группой (группами) и обществом. Социологический аспект общения предполагает изучение внутренней динамики структуры общества и ее взаимосвязи с процессами общения. Любое общение, будучи социально или личностно ориентированным, отражается на социологическом уровне, если в этом общение актуализируются общественно значимые отношения между людьми. Общение существует в различных формах активного воздействия человека на природу и тем самым выступает как целый пучок разнонаправленных факторов социальной жизни индивида и группы.

Общение всегда рассматривалось как полифункциональный процесс. Вот далеко не полный перечень функций общения, которые определены по различным критериям: эмоциональная, информационная.

Социализирующая, связующая, самопознания (А.В. Мудрик); установления общности, инструментальная, осознания, самоопределения (А.Б.Добрович); сплочения, инструментальная, трансляционная, самовыражения

(А.А. Брудный); контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, эмотивная, установления отношений, оказания влияния (Л.А. Карпенко) и др. Ели же рассматривать общение в определенной системе отношений, то можно выделить совокупность трех групп функций.

1)Психологические функции обусловливают развитие человека как индивида и личности. В условиях общения многие психические процессы протекают иначе, чем в условиях изолированной индивидуальной деятельности. Общение стимулирует развитие мыслительных процессов (когнитивная деятельность), волевых процессов (активность), эмоциональных процессов (эффективность).

2) Социальные функции детерминируют развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы. Интеграция общества возможна только при условии наличия общения во всех его видах, типах и формах.

3)Инструментальные функции определяют связи между человеком и миром в самом широком смысле слова;

между различными социальными группами. Кроме того, они отвечают деятельностной природе человека, социальных групп и обществ.

Концептуальная идея такого деления функций лежит в представлении о взаимосвязи человека с обществом и миром в соответствии с простой моделью отношений: человек - деятельность - общество.

Естественно классификаций и типологий функций общения может быть сколько угодно, в зависимости от выбранного критерия. В данном случае взгляд на функции общения определен предметом социальной

психологии. Инструментальная функция общения представляет особый интерес, поскольку она связана с общением человека не только с другими людьми, но и с уникальными явлениями окружающего мира, таким как, например, природа.

Несмотря на то, что общение мы рассматриваем как специфический социальный феномен, применение данного понятия для обозначения контакта с природой вполне уместно. Здесь происходит своеобразный обмен информацией на уровнях, которые являются малоизученными в современной науке и исследование которых не

входит в предмет социальной психологии. Однако отношения человека с миром определяют развитие его наблюдательности, любознательности и любопытства - качества, которые А.Ф. Лазурский выделял как основные

при характерологическом анализе некоторых сложных проявлений личности, взаимодействующей с другими людьми.

2. Структура общения

К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между

общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Коммуникативная сторона общения. Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами - субъектами общения.

Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и

Модель коммуникативного процесса Лассуэлла включает пять элементов:

КАК? (осуществляется передача) - Канал

С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? - Эффективность.

Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения), отстраненная (держится подчеркнуто нейтрально,

сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее). Выделяют четыре группы невербальных средств общения:

1)Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную

смысловую окраску - тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.)

Жест - это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют:

коммуникативные (заменяющие речь); описательные (их смысл понятен только при словах); жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека; мимика - это движение мышц лица; пантомимика - совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве.

3)Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса). В психологии выделяют

четыре дистанции общения:

- интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики. - межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между друзьями).

- официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для делового общения, причем чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.

- публичная (более 3,7 метров). Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.

4) Визуальный контакт (визуалика - это контакт глаз). Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.

Интерактивная сторона общения. Это характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий - кооперация и конкуренция.

Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой. Одной из наиболее ярких форм конкуренции является конфликт.

Перцептивная сторона общения -это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.

Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.

группа рефлексия коммуникативный

3.Способы организации групповой деятельности и общение

Общение есть непременный атрибут любой человеческой деятельности. Оно проявляется через взаимодействие субъектов. Межсубъектное взаимодействие начинается исторически в материальной практике, производственной, трудовой социально- преобразовательной деятельности. Оно предстает там как материально - практическое взаимодействие участников единого, коллективного деятельного процесса. Речь идет не о любой практической связи людей, а только о такой, в которой они выступают как полноценные субъекты, ибо существуют и такие коллективные действия, в которых один участник использует другого ( или других) как простые объекты, подобные орудиям труда, инструментам, механизмам или работающим животным. Поэтому межсубъектным практическим отношением является лишь такое, в котором участники единого действия выступают (в принципе) как равно активное и равно свободные партнёры, ориентирующиеся друг на друге именно как на инициативно-самодействующих субъектов. Таким было поведение первобытных охотников в процессе коллективной охоты на зверя. Оно порождало необходимость их отношения друг к другу как субъектам, каждый из которых должен вносить свою лепту активности, целенаправленности, сознания и самосознания, избирательности и свободы в достижение общего результата - победы над зверем, более сильным, чем каждый охотник в отдельности, но уступавшим организованному коллективу активно взаимодействующих охотников--субъектов общей единой деятельности.

Точно также и в дальнейшем многие формы практической деятельности людей, осуществляемой коллективно, по-прежнему требовали их материального, вещественно-энергетического взаимодействия в качестве субъектов совместных акций. Ведь умение заложено у человека в генетической программе, в инстинкте, а обретает процессе его обучения, образования и общественного воспитания. Между тем конкретные условия деятельности бывают столь разнообразными и всякий раз в той или иной мере неожиданным, непредвиденным, что только свобода, избирательность действий каждого члена данного коллектива способна привести к успеху общего дела. А это значит, что каждый член коллектива - строительной бригады, боевого взвода, спортивной команды равно как член макроколлективов - представитель класса, нации и т.д., должен в подобных ситуациях сам действовать не как объект, пассивно выполняющей чужую волю, команды и указания, получаемые извне, а как субъект, свободно избирающей линию своего поведения и относящихся к своим сотрудникам, соавторам, партнёрам как к субъектам же.

Общение как межсубъектное взаимодействие предполагает духовную регуляцию, то есть включает в себя духовные действия субъектов--без этого они не выступали бы в данной ситуации как субъекты. Однако участие духовности в практическом взаимодействии субъектов не снимает существенного различия между материальной и духовной его формами. Они различаются тем, что в материальной общении духовная активность субъекта имеет целью лишь управление его практическими действиями, тогда как целью духовного общения является духовное единение партнёров, достижение их духовной общности, а практические действия служат только данной цели.

Существуют иные способы организации групповой деятельности. Одним таким способом является управление, то есть отношение человека как субъекта к объекту-- начальника к подчинённому, офицера к солдату, законодателя к исполнителю. В этих случаях формой отношений является дисциплина- принцип строгого регулирования иерархического соположения управляющего и управляемого. Понятно, последний лишён свободы действия, что право принятия решения предоставлено управляющему субъекту и потому связь между ними ассиметрична, могологична, а не диологична.

Другим способом организации данных видов групповой деятельности является разделение труда. Это зафиксированное и стабильное распределение функций между участниками общего дела, которое лишает каждого из них свободы, делая его поведение запрограммированным, а в идеале--автоматизированным и потому передаваемым машинам, компьютерным устройствам. Так в сфере материального производства, да и в современном военном деле происходит постепенное вытеснение человека автоматом, способным более надёжно выполнять те операции, которые могут быть алгоритмизированы, которые исключают свободу выбора

Заключение

Как мной было показано - общение связано и с общественными, и с личными отношениями человека.

Оба ряда отношений человека, и общественные, и личные реализуются именно в общении. Таким образом, общение и есть реализация всей системы отношений человека.

В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу, то есть включены в общение.

Кроме того, общение неразрывно связано с человеческой деятельностью. Само общение между людьми происходит непосредственно в процессе деятельности, по поводу этой деятельности.

Общение, являясь сложным психологическим явлением, имеет свою структуру. В межличностном общении могут быть выделены три стороны.

1. Коммуникативная сторона общения связана с обменом информацией, обогащением друг друга за счет накопления каждым запаса знаний.

2. Интерактивная сторона общения служит практическому взаимодействию людей между собой в процессе совместной деятельности. Здесь проявляется их способность сотрудничать, помогать друг другу, координировать свои действия, согласовывать их.

Отсутствие навыков и умений общения или недостаточная их сформированность отрицательно сказываются на развитии личности.

3. Перцептивная сторона общения характеризует процесс восприятия людьми других людей, процесс познания их индивидуальных свойств и качеств.

Основными механизмами восприятия и познания друг друга в процессах общения являются идентификация, рефлексия и стереотипизация. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения в их единстве определяют его содержание, формы и роль в жизнедеятельности людей.

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., Аспект Пресс, 1996.

2. Бауман З. Мыслить социологически: Учебное пособие/ под редакцией А.Ф. Филиппова. - М.: Аспект Пресс, 1996.

3. Голубева Г.А., Дмитриев А.В. Социология : Учебное пособие. - М 1999

Подобные документы

Процесс общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения. Роль общения в профессиональной деятельности социального работника, его коммуникативные компоненты, виды, различные аспекты и специфика. Общение в процессе консультирования.

реферат [31,3 K], добавлен 02.08.2010

История "советской" игрушки. Социологический аспект рассмотрения игрушек. Значение современных игрушек для общества. нужно следить за тем, во что и как играет ваш ребенок. Будьте примером для своего чада. Растите с ним.

курсовая работа [25,0 K], добавлен 23.06.2006

Манипуляция как социологический феномен. Векторы и способы манипулирования человеческим сознанием. Последствия манипуляции сознанием общества, ее влияние на российский социум. Изучение опыта по противодействию организациям с признаками манипуляции.

курсовая работа [56,0 K], добавлен 26.01.2013

Представление о дружбе в различных науках. Основные аспекты феномена дружбы. Основные факторы, влияющие на феномен дружбы в современном обществе. Понимание чувств и потребностей другого человека. Социологический анализ дружбы в современном обществе.

курсовая работа [81,3 K], добавлен 23.05.2014

Интеллигенция как многогранное и противоречивое явление российской культуры. Функции интеллигенции в современном обществе, процессы, происходящие в условиях современной социальной трансформации России. Социологический анализ российской интеллигенции.

курсовая работа [41,6 K], добавлен 14.04.2013

Определение термина "патриотизм" и его консолидирующая роль в обществе. Механизмы патриотического воспитания в Российской Федерации и их специфика. Уровень патриотического настроя молодежи в современной России и его взаимосвязь с гражданской активностью.

дипломная работа [351,8 K], добавлен 16.07.2017

Танец - вид творческой деятельности, предназначенный для игрового воздействия на исполнителя или для зрелищного эффекта, достигаемого путем ритмической смены поз и жестов. Историко-социологический анализ становления танцевальной культуры в обществе.

роль общения в жизни человека

Роль общения в жизни человека сложно переоценить. Благодаря общению, начавшемуся вместе с первыми примитивными знаками, и дошедшему в своем развитии до полноценной речи, предки человека смогли улучшить свои способности и коммуникативные навыки. А это привело к формированию современных людей и дальнейшему развитию цивилизации.

Общение необходимо не только для передачи опыта, но и для установления новых социальных контактов, решения конфликтов и многих других вещей, без которых современный человек не смог бы назвать себя цивилизованным. Даже прогресс современной науки оказался бы невозможным без речи и умения сохранять информацию в виде письменности, которая создавалась на основе вербального общения.

Роль общения в жизни человека: философия и психология

философия и психология

Философия рассматривает процесс общения как способ, благодаря которому происходит внутренняя эволюция социума и небольших групп. Это осуществляется посредством диалектического взаимодействия личности с обществом.

В психологии подход несколько иной. Здесь общение рассматривается как процесс взаимодействия, который необходим для того чтобы реализовать другие виды занятий человека.

Общение является одним из главных факторов самоформирования личности, что подтверждается выводами психологов.

Для чего нужно общение

естественная потребность человека в общении

Человеку нужно общаться. Это его естественная потребность, обусловленная постоянным нахождением в ячейке общества, вроде семьи, трудового коллектива или школьного, либо студенческого класса.

И хотя общение для большинства людей кажется естественным, у некоторых все же могут возникать различные проблемы: страх, социофобия. Обычно причина проблемы скрывается в подростковом возрасте, когда происходит первый осознанный вход в общество. Если он оказывается неудачным, результатом могут стать трудности в нахождении контакта с другими людьми.

Чем характеризуется общение

роль общения в жизни человека

Для начала стоит выделить содержание общения. Это может быть:

  • передача знаний или опыта;
  • восприятие собеседника;
  • взаимооценка друг друга собеседниками;
  • взаимовлияние;
  • взаимодействие;
  • управление действиями.

диалог для взаимопонимания

Это основные моменты, поясняющие роль общения в человеческой жизни.

Теперь стоит перейти к функциям общения, которые признаны в мировой науке:

облагораживающая роль общения

  1. Инструментальная. Диалог требуется для того чтобы совершить определенное действие, также оно необходимо для управления информацией и ее передачи.
  2. Синдикативная. Диалог — средство объединения.
  3. Самовыражения. Диалог используется для взаимопонимания.
  4. Трансляционная. Диалог необходим для передачи определенных способов деятельности или оценок.

Также выделяют второстепенные функции:

  • экспрессивная —эмоциональные состояния и переживания взаимопонимаются собеседниками;
  • социального контроля — определение алгоритма поведения и действий;
  • социализации — прививание навыков по взаимодействию с обществом согласно общепринятыми правилами.

Если одна из указанных ранее функций будет нарушена или вообще окажется отсутствующей, то наладить контакт окажется очень сложно.

Разница в структуре общения

разная структура общения

Существует определенная структура общения, обычно выделяется следующие стороны диалога:

  1. Коммуникативная. Это обмен информацией между собеседниками.
  2. Интерактивная. Обмен как знаниями, так и действиями.
  3. Перцептивная. Процесс восприятия друг друга во время разговора. Оценка внешности, характера и прочих черт.

Основным средством общения остается язык, однако также в диалоге могут участвовать жесты, различные знаки и прочие способы донести до собеседника свою мысль.

Общение является центральной базовой категорией и проблемой психологической науки и рассматривается ею всесторонне: как потребность и условие жизни человека, как взаимодействие и взаимовлияние, как своеобразный обмен отношениями и сопереживание, как взаимное познание и деятельность. Общение можно определить как наиболее широкую категорию для обозначения всех видов коммуникативных, информационных и прочих контактов людей, включая простые формы взаимодействия типа присутствия.

Морально-психологические свойства людей, характеризующие их как субъектов общения, отмечаются уже в изречениях древнего китайского мыслителя Конфуция и древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля и других, а также в высказываниях мыслителей последующих исторических эпох.

Так, Конфуций(551-479 до н.э.) обращал внимание на такие нравственные качества человека, делающие его приятным и полезным в общении, как чувство долга по отношению к другим людям, уважение их, особенно старших по возрасту, выполнение установленных в обществе норм и правил поведения, что позволяет поддерживать порядок и гармонию в обществе.

Древнегреческий философ Сократ (469-339 до н.э.) обосновал учение о нормах морали и моральном сознании людей как главном факторе их общения между собой.

Ученик Сократа Платон (427-347 до н.э.) считал, что общение между людьми должно строиться на основе таких добродетелей, как справедливость, рассудительность, благочестие, соблюдение нравственных норм. Он обращал внимание на способы ведения беседы, отразил многие тонкости диалогов разных собеседников, показал зависимость направленности мышления людей от характера и содержания общения.

Многие идеи мыслителей прошлых эпох имеют прямое отношение к проблеме межличностного общения людей, в том числе и делового общения. Так одно из фундаментальных положений теории межличностного общения указывает, что разного рода психические состояния людей во многом определяются содержанием нравственного сознания и как бы заключают его в себе. Поэтому изучение психологии делового общения предполагает осмысление с позиции сегодняшнего дня того теоретического наследия из области психологии, которое может способствовать более глубокому пониманию относящихся к ней проблем.

Отечественные психологи рассматривают категорию общения в рамках деятельностного подхода и культурно-исторической теории. С.Л. Рубинштейн (1889-1960) проанализировал роль деятельности и общения людей в функционировании их психики. Психика человека развивается только в процессе взаимодействия с обществом, в процессе его умственной деятельности по духовному освоению действительности, переводу внешней предметной деятельности во внутренний, идеальный план (интериоризация).

Большая роль в исследовании этих проблем принадлежит Л.С. Выготскому (1896-1934). Он разработал культурно-историческую теорию развития психики и считал, что в функционировании и развитии психики человека отражаются два основных плана его деятельности и поведения: натуральный, связанный с удовлетворением его биологических потребностей, и культурный, связанный с различными формами его социальной деятельности и поведения.

Коммуникация– процесс передачи информации, осуществляемый с помощью знаков, речи, символов, предполагающий понимание людьми друг друга.

Взаимодействие – специально организованный процесс, который протекает в соответствии с определенными правилами и нормами (простейшим примером является рукопожатие).

Общение– это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психологического контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимном переживании и взаимопонимании. Психологический контактобеспечивает в общении сопереживание, взаимный обмен эмоциями.

Именно в малых группах (семье, группе, на улице), в своей микросреде человек усваивает специфические проявления макросреды: опыт и знания предшествующих и современных поколений. Личность взаимодействует с обществом не напрямую, а с помощью своего круга общения. Можно сказать, что человек существует и развивается в обществе, в окружающей его группе людей, в соответствии с ее требованиями изменяет свои мысли и поведение, переживает какие-либо чувства под влиянием взаимодействия с другими участниками группы. Однако все это происходит благодаря тому, что, обмениваясь информацией и переживаниями с другими людьми, лучше узнавая их, каждый человек, так или иначе, участвует в общении.

Но что означает уметь общаться? Это значит уметь разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними, что предполагает знание психологии общения.

Можно выделить следующие аспекты изучения общения:

1. информационно-коммуникативный - общение рассматривается как вид личностной коммуникации, в процессе которой осуществляется обмен информацией;

2. интеракционный – общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе кооперации;

3. гносеологический– человек выступает как субъект и объект социального познания;

4. аксиологический– изучение общения как процесса обмена ценностями;

5. нормативный– выявляющий место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также процесс передачи и закрепления норм в обыденном сознании, реального функционирования стереотипов поведения;

6. семиотический– общение выступает как специфическая знаковая система, с одной стороны, и посредник в функционировании различных знаковых систем, с другой;

7. социально-практический– аспект общения, где процесс рассматривается в качестве обмена деятельностью, способностью, умениями и навыками.

Роль и интенсивность общения в современном обществе постоянно возрастают. Это связано с целым рядом причин. Прежде всего, переход от индустриального общества к информационному ведет к увеличению объема информации и соответственно возрастанию интенсивности процессов обмена этой информацией. Вторая причина - все большая специализация работников, занятых в разных областях профессиональной деятельности, что требует их кооперации и взаимодействия в ходе достижения целей

Содержание

Введение 3
Необходимость пространства общения и его роль в достижении успеха. 4
Дистанции и зоны общения. 7
Национальная специфика в организации пространства общения 9
Заключение 17
Список литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

Этика организация пространства общения.docx

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Великолукская государственная академия физической культуры и спорта

Необходимость пространства общения и его роль в достижении успеха. 4

Дистанции и зоны общения. 7

Национальная специфика в организации пространства общения 9

Список литературы 18

Введение

Роль и интенсивность общения в современном обществе постоянно возрастают. Это связано с целым рядом причин. Прежде всего, переход от индустриального общества к информационному ведет к увеличению объема информации и соответственно возрастанию интенсивности процессов обмена этой информацией. Вторая причина - все большая специализация работников, занятых в разных областях профессиональной деятельности, что требует их кооперации и взаимодействия в ходе достижения целей. Параллельно и очень быстро увеличивается число технических средств для обмена информацией (факсы, электронная почта, Интернет и т.д.). Есть еще одна причина, которая побуждает нас задуматься о возрастающей роли общения в современном обществе и сделать эту проблему предметом специального рассмотрения, - это увеличение числа людей, занятых в профессиональной деятельности, связанной с общением. Для профессионалов социономической группы (профессия типа "человек - человек") одной из составляющих их профессиональной компетентности является компетентность в общении. От них требуется умение устанавливать отношения и общаться с людьми, умение точно выражать свои мысли и умение внимательно слушать других.

От искусства делового общения руководителя зависит качество работы, эмоциональный настрой работников, стабильность кадрового состава, социально-психологический климат в организации, наличие конфликтных ситуаций, установление и развитие деловых контактов, влияющее на экономическую ситуацию организации в целом.

Организация пространства общения является одним из важных факторов в деловом этикете.

1. Необходимость пространства общения и его роль в достижении успеха

Для эффективного, результативного общения немалую роль играет то как вы организуете пространство общения.

В этикете немаловажное значение имеет так называемое "воздушное пространство", или "воздушная оболочка", окружающая тело человека. Это как бы территория обитания физического тела - область, где оно чувствует себя в индивидуальной безопасности. Нарушение границ этого пространства обычно вызывает недовольство человека. Размеры "воздушной оболочки", к которой привык человек, социально и национально обоснованы, они зависят от плотности населения в том месте, где он проживает. Меньшие размеры эта оболочка имеет у представителей стран с высокой плотностью населения.

Личное пространство людей принято делить на ряд зон: интимная, личная, социальная, публичная и открытая. Более подробно они будут рассмотрены во 2-й главе контрольной работы.

Выбор оптимальной дистанции в процессе общения зависит от следующих показателей:

  • от возраста;
  • от пола;
  • от статуса;
  • от психологических особенностей;
  • от национальности;
  • от степени знакомства.

Отрицательно сказывается на общении как чрезмерно близкое, так и чрезмерно удаленное расположение. Если большая дистанция, то человек может воспринять, что он неприятен партнеру, или же он может посчитать партнера высокомерным.

На выбор расстояния для общения влияет пол и личностные особенности собеседников. Обычно женщины предпочитают более близкое расстояние по отношению к собеседнику (независимо от его пола) по сравнению с мужчинами. Тревожный человек старается держаться подальше от собеседника, уравновешенный предпочитает более близкое расстояние и т.д. Следует заметить, что дистанция может изменяться по ходу общения. Сближение позиций, заинтересованность партнеров друг в друге, доверие способствуют их сближению в физическом пространстве ( дистанция разговора сокращается). И наоборот, проявление дискомфорта, непонимание, отчуждение партнеров в процессе общения приводят к увеличению физической дистанции между партнерами. Имеет место и обратное влияние: изменение физической дистанции между партнерами способно изменить тон их беседы, сделать ее более доверительной или, напротив, заставить отстраниться друг от друга.

Верно выбранная дистанция задает тон дальнейшему общению. Межличностное пространство влияет на частоту и длительность визуальных контактов. Чем ближе находятся люди, тем короче и реже их взаимные взгляды. Находясь на удалении, они дольше смотрят друг на друга и используют жесты для поддержания внимания в разговоре.

Если вам нужно создать о себе впечатление как о человеке с достаточно высоким социальным статусом, вы должны занять физически как можно больше места. Например, с помощью своего передвижения по комнате, энергичного общения с людьми. Вам нужно, чтобы на вас обратили внимание, а не посчитали, что вы тихий, зажатый человек, которого можно тиранить. Если же вы хотите выглядеть малозначимым, то вам надо, наоборот, сесть в уголке, вы зажимаетесь, становитесь меньше и занимаете меньшее пространство.

Пространство общения можно организовать так, что может быть удобно и вам, и партнёру, или кому-то из вас будет неудобно. При общении с человеком вам всегда удобнее, когда глаза находятся либо на одном уровне, либо когда вы смотрите сверху вниз. Если вы хотите, чтобы гость вас послушался, вы должны посадить его в большое мягкое кресло, а сами сесть на стул.

От того, как выглядит ваш офис и кабинет от части зависят результаты вашей беседы. Построение грамотного пространства требует соблюдения единого стиля во всем: в планировочном решении, в отделке, декоре, мебели.

Правильно и со вкусом спланированный кабинет помогает создать благоприятную обстановку для беседы, что способствует установлению плодотворного контакта. В соответствии с вышеизложенными требованиями в современном мире сложилась определенная традиция в правилах планировки кабинета руководителя. Cтол должен стоять так, чтобы хозяин кабинета сидел лицом к двери и мог видеть приходящих и уходящих гостей. От стола руководителя должен отходить длинный стол с удобными стульями – он служит для проведения мелких заседаний, приема делегаций состоящих из нескольких человек. Стулья, стоящие около стола, должны быть мягкими и удобными, но не способствующие тому, чтобы люди сидели в них развалившись. Стол играет важную роль своего рода барьера между собеседниками. С одной стороны для вас стол - это прикрытие, защита, которая помогает обрести уверенность в себе, способствует некоторой отстраненности от собеседника, с другой стороны, для собеседника стол ассоциируется с высоким статусом собеседника. Собеседник начинает ощущать себя в роли просителя и чувствовать себя ниже вас. Для создания благоприятного климата в беседе лучше поставить стул для собеседника сбоку от стола или разместить его стул на той же стороне, что и ваш, либо сбоку от стола напротив друг друга.

Также должен быть шкаф для хранения в нем текущих документов и материалов. В кабинете руководителя также обычно присутствует мягкий уголок, состоящий из мягких кресел и журнального столика. Он используется для доверительных бесед с партнерами и, в некоторых случаях, с подчиненными, когда необходимо создать неформальную обстановку. Обстановка и отделка кабинета не должна быть угнетающей и подавляющей, так как это снижает эффективность и результативность общения. Для этой цели в кабинете могут находиться аквариум с рыбками, зеленые насаждения, зеркало.

Хорошо и со вкусом оформленный кабинет вызывает симпатию к его владельцу.

2. Дистанции и зоны общения: анализ ситуаций

Дистанции и зоны общения принято разделять на интимную, личную, социальную, публичную и открытую. Раскроем их подробнее:

1. Интимная зона. Расстояние тел от соприкосновения до полуметра – это свидетельство близких отношений и абсолютного доверия. Мы добровольно пускаем человека в свою интимную зону только если безусловно доверяем ему.

Интимную зону можно разделить на ближнюю и дальнюю.

Ближняя – до 15 см.

Дальняя – до 0,5 м – общение с близкими друзьями, хорошо знакомыми людьми.

Интимная зона – как бы невидимый кокон, в котором мы чувствуем свою отделенность от всего остального мира. В деловом общении сохранение максимальной интимной зоны или сокращение ее свидетельствует либо о конфиденциальности общения, либо о субординации партнеров. Чем выше статус, тем на большую интимную зону претендует человек. С помощью прикосновений осуществляется проникновение в интимную зону.

2. Личная зона. В своей личной зоне мы добровольно оставляем тех, с кем близки. Сохранение дистанции в пределах личной зоны зависит от статуса, отношений, и психологического состояния партнеров в данный момент.

Также личную зону можно разделить на ближнюю и дальнюю.

Ближняя – 45 – 80 см. Это зона плодотворного делового общения.

Дальняя – до 1,5 м. В нашей культуре – норма делового общения.

Любое изменение позы или расположения партнера в сторону увеличения расстояния между вами означает затруднение в общении. Естественно, следует учитывать степень возможности добровольно выбрать дистанцию. К примеру, в лифте, в транспорте и других местах расстояние между незнакомыми людьми может оказаться в пределах интимной зоны. В этом случае необходимо придерживаться следующих правил:

  • ни с кем нельзя разговаривать, даже со знакомыми;
  • не смотреть на других в упор;
  • никакого проявления эмоций - лицо должно быть совершенно бесстрастно;
  • если вы держите в руках газету, следует полностью погрузиться в чтение;
  • движения должны быть тем ограниченнее, чем теснее обстановка;
  • в лифте следует смотреть только на указатель этажей над головой или на панель управления.

3. Социальная зона – зона для поверхностных контактов.

Социальная зона тоже делиться на ближнюю и дальнюю.

Ближняя – от 0,5 до 2,0 м. Общение без общения. Незнакомые люди.

Дальняя – от 2 до 2,5 м. – руководители, люди, претендующие на власть.

Социальная зона в реальном деловом общении постоянно меняется. Так, лектор в аудитории или эстрадный певец могут быть максимально удалены или максимально приближены к слушателям, но тем не менее остаются вне личного общения с ними. В транспорте, в кафе, в зале ожидания люди обычно стараются вещами или одеждой оградить себя от возможного соседства с незнакомыми или неприятными людьми. Минимальная социальная зона определяется степенью готовности приблизиться к незнакомому человеку, если ничто не заставляет находиться с ним рядом. Социальная зона в основном определяется ситуацией общения, и в наименьшей степени – субъективными мотивами его участников. В библиотеке, в ресторане человек на подсознательном уровне считает половину стола своей территорией и инстинктивно охраняет ее от соседа.

4. Публичная зона общения.

Публичная зона тоже делиться на ближнюю и дальнюю.

- Ближняя от 3 до 8 м. – лектор, оратор

- Дальняя от 8 метров. - оратор на стадионе.

3. Национальная специфика в организации пространства общения

общение дистанция деловой пространство

В настоящее время все больше расширяются деловые отношения на международном уровне. Большое количество иностранного капитала инвестируется в Россию. Деловое общение на международном уровне требует знания национальной специфики страны проживания оппонента. Незнание особенностей страны, принятых в ней традиций и обычаев, может негативно сказаться на итоги делового общения. Таким образом при организации пространства общения необходимо учитывать национальные особенности оппонента.

Читайте также: