Роль гида переводчика и организаторов экскурсий доклад

Обновлено: 08.07.2024

Центральной фигурой в экскурсионной деятельности является экскурсовод. Он представляет экскурсионную организацию, поэтому, в том числе, и от его работы, формируется её имидж (образ). Кроме того, от того, с каким экскурсоводом встретятся туристы, часто зависит общее впечатление о месте их отдыха. Но на протяжении многих лет работа в качестве экскурсовода не была профессиональной. Она представляла собой вид любительских занятий для группы энтузиастов. Обязанности экскурсоводов выполняли специалисты различных отраслей без отрыва от основной деятельности (педагоги, сотрудники музеев). Лишь в некоторых музеях числились штатные экскурсоводы.

Появление новой профессии связано с мерами, принятыми директивными органами в 1969 г. по развитию туризма и экскурсионного дела в стране. Изменение функций экскурсий и превращение их из формы отдыха в форму культурно-воспитательной работы способствовало повышению роли экскурсовода, которого стали рассматривать, в первую очередь, как педагога и воспитателя. Экскурсоводами называли работников бюро, музеев, выставок и т.д. Но специально на экскурсоводов не учили. Это, по-прежнему, были разные специалисты, прошедшие специальную подготовку.

Перелом наступил, когда 28 сентября 1976 г. Президиум Центрального Совета по туризму и экскурсиям утвердил учебный план подготовки экскурсоводов, который включал три раздела:

1) общую подготовку - овладение принципами и задачами партийной пропаганды, идейно-воспитательной и культурно-массовой работы, формирование атеистических взглядов и пролетарского интернационализма, знакомство с приёмами педагогики, логики, психологии, материалами партийных съездов КПСС и профсоюзов и т.д.;

2) краеведение - получение необходимых общих сведений о крае, в том числе его природе, истории, населении, культуре, экономике и перспективах развития;

3) основы экскурсоведения – подготовка и методика проведения экскурсии, её признаки и особенности проведения.

Полученные на лекциях теоретические знания закреплялись на семинарах. Предусматривалось выступление по теме, после которого начиналась дискуссия, подводились итоги. Умение использовать теоретические знания отрабатывались на практических занятиях. Для курсантов организовывали учебные экскурсии, а они сами вели пробные экскурсии с отработкой методических приёмов показа и рассказа и разных организационных моментов.

Обязательным требованием к желанию человека стать экскурсоводом являлось наличие диплома об окончании литературного, исторического, искусствоведческого или географического факультета университета (пединститута). Это определялось тем, что, несмотря на значительную роль идеологической направленности экскурсий, главным всё-таки являлась передача знаний. В этом случае особое значение имело педагогическое мастерство. Платные курсы по подготовке экскурсоводов действовали при республиканских, краевых и областных советах по туризму и экскурсиям.

В 1990- годы появились многочисленные курсы, на которых обещали за 2 – 3 месяца подготовить экскурсоводов и обеспечить работой. Профессионализм таких экскурсоводов оставлял желать лучшего.

Опытные экскурсоводы, влюблённые в свою профессию, утверждают, что экскурсовод – это не профессия, а диагноз. Действительно работа экскурсовода специфична. Её особенностями являются ненормированный характер работы, значительные психологические нагрузки, связанные с постоянным общением с совершенно разными людьми и службами. Когда экскурсовод готовит, а затем проводит экскурсию, то он выступает одновременно в роли журналиста (пишет текст экскурсии), лектора (ведёт рассказ), педагога (воспитывает), режиссёра (определяет порядок экскурсии), психолога (создаёт благоприятный психологический климат), менеджера (на время экскурсии объединяет экскурсантов в единый коллектив).

Экскурсовод должен обладать следующими способностями:

творческими – умение отобрать экскурсионные объекты и правильно оформить экскурсионный материал;

организаторскими – умение руководить группой, обеспечить выполнение экскурсионной программы;

коммуникативными - умение установить отношения с водителем, работниками музеев на основе таких качеств как приветливость и доброжелательность;

познавательными – умение совершенствовать экскурсионный текст;

аналитические - умение анализировать результаты своей деятельности.

Профессия экскурсовода привлекательна и престижна, так как это оригинальная трудовая деятельность. К тому же характеризуется уникальностью и интеллектуальностью, даёт возможность стать объектом внимания заинтересованной аудитории. Возможно, поэтому среди экскурсоводов так много женщин. Человек, решивший стать экскурсоводом, кроме общих способностей (трудолюбие, настойчивость и т.п.), должен обладать ещё и специальными – организаторскими (уметь организовать), коммуникативными (уметь общаться), аналитическими (оценить подготовку и ведение экскурсии), конструктивными (подготовить экскурсию).

Всех экскурсоводов можно разделить на следующие группы:

проводят экскурсии по одной - двум темам и не стремятся расширять тематику;

в первые годы работы ведут поиск главной темы, и в дальнейшем достигают высокого профессионального мастерства;

берутся за любые темы, как правило, экскурсии ведут на среднем уровне.

В зависимости от удовлетворённости своей работой экскурсоводы бывают:

Крымский центр гуманитарных исследований, в частности, Отдел маркетинговых исследований предложил методику (1998 г.), позволяющую определить соответствие образу экскурсовода.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Роль экскурсовода в современном туристическом процессе

Российский туристский рынок интенсивно расширяется в направлении комплексности предоставляемых услуг, среди которых значительное место отводится экскурсионным услугам и программам. Экскурсионные программы туристских поездок стали визитной карточкой признанных туристских центров России, а интерес к ним со стороны массового туриста (как организованного в группы, так и индивидуального) возрастает год от года.

Возникновение и развитие экскурсионной работы как самостоятельной формы деятельности относят к последним десятилетиям XIX - началу XX вв., хотя истоки экскурсионной работы сформировались намного раньше.

Современные условия развития туриндустрии определили многостороннюю роль экскурсовода. Экскурсовод - это специалист, который создает маршруты и тексты экскурсий, позволяя туристам приобщиться к достижениям отечественной и мировой культуры через туристские ресурсы определенной территории.

Экскурсовод - это также руководитель туристской группы, организатор общения, психолог и педагог, разворачивающий многообразие пространства культуры к индивидуальности человека. Экскурсовод проводит презентацию пространства, где осуществляется экскурсионная деятельность, тем самым выступая как имиджмейкер территории - края, области, города.

В XX в. вместе с развитием музейного дела и курортного бизнеса работа экскурсоводов приобрела достаточно высокий статус в обществе. В этот период сложилась индустрия туризма, которая приобрела общемировые масштабы. Развитие выставочной работы и активизация курортного бизнеса во многих странах мира способствуют развитию туризма, который занял ведущее место в национальной экономике многих стран мира.

Сегодня профессия экскурсовода престижна, что связано с привлекательностью, оригинальностью этого вида трудовой деятельности, её уникальностью, интеллектуальным характером. Социальный престиж профессии основан на высокой оценке значимости деятельности экскурсовода, понимании его роли в проведении культурно-воспитательной работы. Эта профессия даёт возможность общения с другими людьми, быть объектом внимания заинтересованной аудитории, получать повседневную оценку своей деятельности.

Экскурсовод, в силу особенности своей профессии поставлен в условия, способствующие проявлению активной жизненной позиции. Его задача - наиболее полно использовать эти условия для своей повседневной деятельности.

Работа экскурсовода сложна и многогранна, требует глубокой и основательной подготовки. По существу, экскурсия - это театр одного актера, коим и является экскурсовод. Экскурсоводы отличаются друг от друга как специалисты определенных отраслей знаний и в то же время все они одинаковы в таких вопросах, как знание методики ведения экскурсий, педагогического мастерства и умение руководить группой в процессе познания.

Мастерство экскурсовода неотъемлемо от владения основными положениями экскурсионной теории и методики и их постоянного использования.

Профессиональное мастерство экскурсовода - это особый вид искусства, который построен на активном использовании и умелом сочетании показа и рассказа; участии в процессе восприятия взаимодействия таких компонентов, как экскурсовод, экскурсант и экскурсионные объекты; применении методических приемов ведения экскурсии; владении специфическими умениями и навыками, присущими данной профессии. Этому мастерству учатся у более опытных специалистов, у самих себя в ходе практической деятельности.

Слагаемые профессионального мастерства экскурсовода можно условно разделить на две группы - знания и умения.

Знания: общие знания (эрудиция) и знания по специальности (эрудиция по специальности), знание экскурсионной теории, методики ведения экскурсии, психологии и педагогики, основ ораторского искусства, логики и этики.

Умение: умение сформулировать знания, изложить свои мысли до проведения экскурсии (в тексте), рассказом и культурой речи расширить кругозор людей, при проведении экскурсии использовать методические приемы, донести знания до аудитории и управлять ею, передавать свою убежденность и вести себя в коллективе.

Главная функция экскурсовода - не только передать знания группе, но и добиться их эффективного усвоения экскурсантами. Поэтому важной составляющей экскурсоводческого мастерства является владение методикой, которая подразумевает не только доскональное знание методических приемов показа и рассказа, но и понимание их технологии (т. е. умение управлять процессом, в ходе которого происходит усвоение экскурсантами знаний).

Важная черта мастерства экскурсовода - умение руководить группой, установить и сохранить необходимый контакт с экскурсантами в течение всей экскурсии. Перед экскурсоводом встает задача преодолеть настороженность, которая возникает при встрече с экскурсантами. Здесь опытному экскурсоводу приходит на помощь интуиция.

Опытный экскурсовод, опираясь на свою интуицию, может без предварительных опросов экскурсантов определить их интересы и на этой основе сократить или удлинить вступительную часть рассказа, изменить содержание логического перехода от подтемы к подтеме. Интуиция экскурсовода подсказывает ему, какой методический прием наиболее эффективен в данной аудитории. Не меньшую роль играет интуиция в определении настроения экскурсантов, их отношения к наблюдаемым объектам. Она позволяет экскурсоводу избежать стандарта "усредненной" экскурсии и дифференцированно подойти к изложению материала.

Работа экскурсовода носит творческий характер. Творчество в деятельности экскурсовода находит свое выражение не только в работе его воображения, но и в повседневной его работе при использовании методических приемов, подборе пословиц, поговорок, литературных изречений, различных форм оживления речи, в поисках новых логических переходов между подтемами, в совершенствовании техники ведения экскурсий. Однако творчество экскурсовода в ходе ведения экскурсии не должно выходить за рамки контрольного текста и методической разработки.

Важно, чтобы методические работники и руководители методических секций замечали и поддерживали разумную инициативу экскурсоводов, поощряли их стремление к активным действиям, направленным на совершенствование экскурсионного дела. Некоторые экскурсии, подготовленные и проводимые экскурсоводами, творчески относящимися к порученному делу, являются подлинными уроками профессионального мастерства.

Для повышения экскурсоводческого мастерства рекомендуются следующие пути:

1) улучшение организации методической работы всех ее звеньев: методиста, менеджеров методического отдела, методической секции экскурсоводов, методического кабинета и методического совета;

2) подготовка качественной методической документации, своевременное внесение необходимых дополнений и изменений в контрольный текст экскурсии, корректирование экскурсионного маршрута;

3) разработка технологии методических приемов рассказа и показа с учетом особенностей экскурсионных тем;

4) отработка техники ведения экскурсии и организационных вопросов;

5) установление и сохранение контактов между экскурсоводом и экскурсантами на всем протяжении экскурсии, что определяется владением основами психологии, педагогики и логики.

Основой высокого мастерства экскурсовода являются знания, умения, навыки, личные качества, гордость совей профессией. Подлинное мастерство невозможно без любви к своему делу, уважения к избранной профессии.

Процесс совершенствования профессионального мастерства экскурсовода безграничен. Важное место в нем занимают работа экскурсовода по изучению экскурсионной теории, более глубокому пониманию сущности экскурсии; развитие интуиции; обогащение языка и усвоение навыков его использования.

Так как современный туристский рынок требует нового подхода к организации экскурсионной деятельности как к одному из основных туристских продуктов, то туроператоры, создающие экскурсионный продукт, должны иметь свою оригинальную марку, учитывать потребительский спрос и дифференциацию обслуживания. Рождение новых маршрутов ведет к появлению новых экскурсионных объектов, разнообразию продукта.

Формирование кадров туристско-экскурсионной организации – это процесс воспроизводства и воспитания таких квалифицированных работников, которые в максимальной степени отвечали бы требованиям, предъявляемым к технологии обслуживания туристов и экскурсантов. Важная роль при этом отводится подготовке экскурсоводов и качественной разработке самой экскурсии, освоению методики и техники ее проведения.

Практически все виды туризма включают в себя экскурсии, экскурсионные и познавательные программы. Самые популярные из них: познавательный и экскурсионный туризм.

Познавательный туризм-это туристские поездки, путешествия, походы с целью посещения каких-либо регионов, местностей, центров туризма и т.п., для ознакомления с памятниками природы, истории и культуры, бытом и традициями местного населения.

Во время таких поездок туристы посещают музеи, достопримечательности, галереи, парки и т.д, путешествуя по одному или нескольким регионам. В России популярны такие варианты поездок с познавательным уклоном как:экскурсионные тематические турыпо Москве и Санкт-Петербургу, туры по Золотому Кольцу России. Особым спросом пользуются автобусные туры по разным регионам России и странам СНГ.

Экскурсионный туризм- это туристическая поездка, проходящая по маршруту, посвященному определенной теме, цель которой посетить достопримечательности определенного места.

Чаще всего подобные путешествие не длятся больше одного дня и посвящены достопримечательностям одного города.

При организации экскурсионного или познавательного тура туроператор работает с гидами, сопровождающими группу туристов; экскурсоводами, проводящими экскурсии на определённой территории; с предприятиями, представляющими туристский интерес (музеи, выставки, галереи, парки и д.р), а так же с транспортными компаниями, организующими перевозку туристов и предоставляющими водителя на несколько часов или дней.

Потенциальные поставщики экскурсионных услуг

Сотрудничество с гидом

Экскурсионные компании обычно организуют экскурсионное обслуживание туристов в местах их временного пребывания. Ответственные за проведение экскурсий фирмы должны иметь в своем штате специально подготовленных и знающих родной язык туристов гидов.

Виды гидов:

Гид-аниматор это человек, сопровождающий туристов на отдыхе, знающий всё о данной стране, говорящий на местном языке и способный помочь туристам в любой ситуации, а так же организующий развлекательные программы и экскурсии.

Гид-экскурсовод – гид, обязанности заключаются в сопровождении туристической группы в пеших и автомобильных турах, круизах. Гид-экскурсовод выбирает и разрабатывает маршрут, его длительность и количество посещаемых объектов. При этом он ориентируется на аудиторию группы, с которойему предстоит работать. Гид-экскурсовод составляет устный текст экскурсии. Во время прохождения маршрута он отвечает на вопросы туристов и учитывает их пожелания.

Гид-переводчик - профессионально подготовленное лицо, свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществлениядеятельности по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временногопребывания.

Отсутствие гида-перевозчика испортит впечатление туристов о стране временного пребывания, поездки и оставит их неудовлетворенным. Поэтому роль гида-переводчика и организаторов экскурсий — основная среди информационно-разъяснительной работы с туристами.

Требования к гиду-переводчику:

- знание большого фактического материала и умение изменять предлагаемый текст в соответствии с особенностями контингента туристов, их возраста и социального состава;

- систематическая работа над расширением своего общего кругозора, совершенствование профессиональных знаний и знаний иностранного языка, соблюдение установленных норм и правил поведения, корректность во взаимоотношениях с туристами.

Обязанности гида-переводчика:

- хорошее знание и строгое выполнение правил приема и обслуживания иностранных туристов; - сопровождение группы туристов в поездке, начиная от первого и

заканчивая последним пунктом программы;

- обеспечение устного перевода во время проведения всех запланированных организаторами тура мероприятий;

- строгий контроль за выполнением администрациями объектов размещения и системы питания требований обслуживания иностранных туристов;

- систематическое самообразование и научная деятельность (составление методик и лексических пособий, написание новых текстов экскурсий) в свободное от работы время.

При назначении гида на работу с конкретной иностранной группой ему выдаются пропуска в гостиницу, где размещены туристы, а также план поездки с указанием дат, времени и места проведения запланированных мероприятий.

Виды туризма

Практически все виды туризма включают в себя экскурсии, экскурсионные и познавательные программы. Самые популярные из них: познавательный и экскурсионный туризм.

Познавательный туризм-это туристские поездки, путешествия, походы с целью посещения каких-либо регионов, местностей, центров туризма и т.п., для ознакомления с памятниками природы, истории и культуры, бытом и традициями местного населения.

Во время таких поездок туристы посещают музеи, достопримечательности, галереи, парки и т.д, путешествуя по одному или нескольким регионам. В России популярны такие варианты поездок с познавательным уклоном как:экскурсионные тематические турыпо Москве и Санкт-Петербургу, туры по Золотому Кольцу России. Особым спросом пользуются автобусные туры по разным регионам России и странам СНГ.

Экскурсионный туризм- это туристическая поездка, проходящая по маршруту, посвященному определенной теме, цель которой посетить достопримечательности определенного места.

Чаще всего подобные путешествие не длятся больше одного дня и посвящены достопримечательностям одного города.

При организации экскурсионного или познавательного тура туроператор работает с гидами, сопровождающими группу туристов; экскурсоводами, проводящими экскурсии на определённой территории; с предприятиями, представляющими туристский интерес (музеи, выставки, галереи, парки и д.р), а так же с транспортными компаниями, организующими перевозку туристов и предоставляющими водителя на несколько часов или дней.

Потенциальные поставщики экскурсионных услуг

Сотрудничество с гидом

Экскурсионные компании обычно организуют экскурсионное обслуживание туристов в местах их временного пребывания. Ответственные за проведение экскурсий фирмы должны иметь в своем штате специально подготовленных и знающих родной язык туристов гидов.

Виды гидов:

Гид-аниматор это человек, сопровождающий туристов на отдыхе, знающий всё о данной стране, говорящий на местном языке и способный помочь туристам в любой ситуации, а так же организующий развлекательные программы и экскурсии.

Гид-экскурсовод – гид, обязанности заключаются в сопровождении туристической группы в пеших и автомобильных турах, круизах. Гид-экскурсовод выбирает и разрабатывает маршрут, его длительность и количество посещаемых объектов. При этом он ориентируется на аудиторию группы, с которойему предстоит работать. Гид-экскурсовод составляет устный текст экскурсии. Во время прохождения маршрута он отвечает на вопросы туристов и учитывает их пожелания.

Гид-переводчик - профессионально подготовленное лицо, свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществлениядеятельности по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временногопребывания.

Отсутствие гида-перевозчика испортит впечатление туристов о стране временного пребывания, поездки и оставит их неудовлетворенным. Поэтому роль гида-переводчика и организаторов экскурсий — основная среди информационно-разъяснительной работы с туристами.

Требования к гиду-переводчику:

- знание большого фактического материала и умение изменять предлагаемый текст в соответствии с особенностями контингента туристов, их возраста и социального состава;

- систематическая работа над расширением своего общего кругозора, совершенствование профессиональных знаний и знаний иностранного языка, соблюдение установленных норм и правил поведения, корректность во взаимоотношениях с туристами.

Обязанности гида-переводчика:

- хорошее знание и строгое выполнение правил приема и обслуживания иностранных туристов; - сопровождение группы туристов в поездке, начиная от первого и

заканчивая последним пунктом программы;

- обеспечение устного перевода во время проведения всех запланированных организаторами тура мероприятий;

- строгий контроль за выполнением администрациями объектов размещения и системы питания требований обслуживания иностранных туристов;

- систематическое самообразование и научная деятельность (составление методик и лексических пособий, написание новых текстов экскурсий) в свободное от работы время.

При назначении гида на работу с конкретной иностранной группой ему выдаются пропуска в гостиницу, где размещены туристы, а также план поездки с указанием дат, времени и места проведения запланированных мероприятий.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Если Вы бывали за границей, то наверняка сталкивались с гидами-переводчиками. В народе представителей этой профессии называют экскурсоводами, однако обязанности гида-переводчика куда шире.

Он сопровождает иностранных туристов, знакомит их с традициями и культурой страны посещения, а также помогает зарубежным гостям сориентироваться в незнакомом городе.

Гид-переводчик отлично владеет языком группы туристов, которые находятся в чужой для них стране. Кто такой гид-переводчик разобрались, давайте поговорим об этой профессии более детально.

Собор Василия Блаженного

Качества хорошего гида-переводчика

Работа с иностранными туристами приносит массу впечатлений: гид постоянно знакомится с новыми людьми, посещает интересные места, о которых офисные работники могут только мечтать. Это профессия для активных и общительных людей. Главная миссия гида – познакомить иностранных гостей с городом и страной, не так проста, как кажется.

Для успешной работы гид-переводчик должен обладать следующими качествами:

Отличная языковая подготовка

Гид-переводчик обязан свободно говорить на иностранном языке. Более того, словарный запас профессионального гида не ограничивается лексикой на историческую, страноведческую и бытовую тематики.

Современные туристы весьма образованны: гидам нередко приходится отвечать на вопросы на социально-экономическую, политическую повестки. Бывает, что туристам нужна помощь по неэкскурсионным вопросам: срочная медицинская помощь или сопровождение в местном специализированном магазине.

Лувр в Париже

Разносторонние и глубокие знания в области истории города и страны, искусства, архитектуры

У многих гидов есть область специализации: кто-то водит экскурсии по музеям и галереям, кто-то специализируется на пеших прогулках по историческому центру, а некоторые проводят обзорные экскурсии.

Гиды вдоль и поперек знают историю туристического объекта, на котором специализируются. Но каждый гид-переводчик также глубоко погружен в историю своей страны и города. Чем шире кругозор гида – тем более ценен он как специалист.

Организаторские способности

Гид-переводчик – это менеджер группы, куратор всех процессов в течение тура. Помимо просветительской работы, он заботится о трансфере, питании, размещении, проездных и экскурсионных билетах и безопасности участников группы.

Эти составляющие тура не менее важны, чем собственно экскурсионная информация: от того, приехал ли автобус вовремя, хватило ли билетов на сеанс зависит общее впечатление и удовлетворенность туристов еще одним днем в новой стране.

А если в течении тура случаются накладки и проблемы, то тут гиду никак не обойтись без стрессоустройчивости и коммуникабельности. Договариваться и поддерживать позитивное настроение группы – профессиональный навык гида.

Карта мира, фотоаппарат и паспорт

Как стать гидом-переводчиком

Если высшее образование для вас не вариант, то помогут курсы гидов-переводчиков. Большинство программ и курсов проходят в Москве и Санкт-Петербурге, но с развитием туризма в регионах России, обучиться на гида можно в Казани, Сочи, Нижнем Новгороде и в других городах.

Что касается зарплат гидов-переводчиков, то здесь, как и в любой другой сфере, все зависит от редкости специалиста (например, гидов-переводчиков со знанием арабского языка меньше, чем со знанием английского, поэтому у первых меньше конкуренция в рамках профессии), квалификации, опыта, а также умения “продать себя” – то есть навыков самопрезентации.

девушка с картой возле собора

Плюсы и минусы работы гидом-переводчиков

Плюсы

Многие офисные работники мечтают путешествовать. Что ж, гид-переводчик часто находится в разъездах и получает за это деньги!

Каждый день гид знакомится с разными людьми. А общение с интересными, заинтересованными туристами поднимает настроение и заряжает энергией.

Если гид ведет экскурсию у группы иностранных туристов, то у него есть отличная возможность еще глубже узнать представителей другой культуры.

Земной шар с достопримечательностями

Минусы

В высокий туристический сезон от туристов нет отбоя, в то время как, например, в зимние и осенние месяцы работы для гидов становится меньше.

Зачастую гиды весь день проводят со своей экскурсионной группой, не имея возможности отдохнуть. Для этой работы важна выносливость.

Основные достопримечательности сосредоточены в крупных и курортных городах, в то время как в провинции работы для гидов-переводчиков практически нет.

Где найти гида-переводчика?

Расскажите нам, на каком языке должен говорить гид и в каком городе ему предстоит работать, и мы подберем для Вас лучшего экскурсовода. Интересное знакомство с достопримечательностями городов России гарантируем!

Читайте также: