История развития общественного здоровья и здравоохранения доклад

Обновлено: 26.04.2024

Как известно, большинство дисциплин и узких специальностей в медицине изучают разные болезни, их симптомы и синдромы, разные клинические проявления течения заболеваний, их осложнения, методы диагностики и лечения болезней и вероятные исходы заболевания в случае применения известных сегодня современных методов комплексного лечения. Крайне редко описываются основные, методы профилактики заболеваний, реабилитации лиц, перенесших то или иное заболевание, порой тяжелое, с осложнениями и даже с выходом больных людей на инвалидность.

1-й уровень — здоровье отдельного человека.

2-й уровень — здоровье малых или этнических групп — групповое здоровье.

3-й уровень — здоровье населения,т.е. людей, проживающих на конкретной административно-территориальной единице (область, город, район и т.д.).

4-й уровень — общественное здоровье— здоровье общества, населения страны, континента, мира, популяции в целом.

Общественное здоровье и здравоохранение как самостоятельная медицинская наука изучает воздействие социальных факторов и условий внешней среды на здоровье населения с целью разработки профилактических мер по оздоровлению населения и совершенствованию его медицинского обслуживания. Общественное здоровье и здравоохранение занимается изучением широкого круга различных медицинских аспектов, социологических, экономических, управленческих, философских проблем в области охраны здоровья населения в конкретной исторической обстановке.

В отличие от различных клинических дисциплин общественное здоровье изучает состояние здоровья не отдельно взятых индивидуумов, а коллективов, социальных групп и общества в целом в связи с условиями и образом жизни. При этом условия жизни, производственные отношения, как правило, являются определяющими для состояния здоровья людей, так научно-технический прогресс, социально-экономические революции и эволюционные периоды, культурная революция приносят обществу величайшие блага, но одновременно могут оказывать негативные воздействия на его здоровье. Величайшие открытия современности в области физики, химии, биологии, урбанизация населения в XX веке, бурное развитие промышленности, во многих странах, большие объемы строительства, химизация сельского хозяйства и прочее нередко приводят к существенным нарушениям в области экологии, что губительно сказывается, прежде всего, на здоровье населения, вызывает те или иные заболевания, которые порой по своей распространенности приобретают эпидемиологический характер.

Антагонистические противоречия между научно-техническим прогрессом и состоянием здоровья общества в нашей стране возникают вследствие недооценки государством профилактических мер. Следовательно, одной из задач нашей науки является вскрытие таких противоречий и разработка рекомендаций по профилактике негативных явлений и факторов, которые отрицательно влияют на здоровье общества.

Для планомерного развития народного хозяйства огромное значение имеет информация о численности населения, определение его прогнозов на будущее.

Общественное здоровье выявляет закономерности развития народонаселения, исследуя демографические процессы, прогнозирует перспективу, разрабатывает рекомендации по государственному регулированию численности населения.

Таким образом, общественное здоровье характеризуется одновременным, комплексным воздействием социальных, поведенческих, биологических, геофизических и многих других факторов. Многие из этих факторов могут быть определены как факторы риска. Что же такое факторы риска заболеваний?

Факторы риска— потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной среды, повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирования и неблагоприятного исхода.

В отличие от непосредственных причин заболеваний (бактерии, вирусы, недостаток или избыток каких— либо микроэлементов и т.д.) факторы риска действуют опосредованно, создают неблагоприятный фон для возникновения и дальнейшего развития заболеваний.

При изучении общественного здоровья факторы, его определяющие, обычно объединяют в следующие группы:

1. Социально-экономические факторы(условия труда, жилищные условия, материальное благосостояние, уровень и качество питания, отдых и т.д.)

2. Социально-биологические факторы(возраст, пол, предрасположенность к наследственным заболеваниям и т.д.).

3. Экологические и природно-климатические факторы(загрязнение среды обитания, среднегодовая температура, наличие экстремальных природно-климатических факторов и т.д.).

4. Организационные или медицинские факторы(обеспеченность населения медицинской помощью, качество медицинской помощи, доступность медико-социальной помощи и т.д.).

Академик РАМН Ю.П.Лисицын приводит следующую группировку и уровни влияния обуславливающие здоровье факторов риска (табл. 1.1).

Вместе с тем, разделение факторов на те или иные группы весьма условно, так как население подвергается комплексному воздействию множества факторов, кроме того, факторы, влияющие на здоровье, взаимодействуют друг с другом, меняются во времени и в пространстве, что необходимо учитывать при проведении комплексных медико-социальных исследований.

Таблица 1.1 Группировка обуславливающих здоровье факторов риска[2]

Вторая часть науки об общественном здоровье и здравоохранении включает в себя разработку научно-обоснованных, наиболее оптимальных методов управления здравоохранением, новых форм и методов работы различных медицинских учреждений, путей улучшения качества медицинской помощи, обосновывает оптимальные решения экономических и управленческих проблем в здравоохранении.

Бурный рост развития медицинской науки вооружил врачей новыми, современными методами диагностики сложных заболеваний, эффективными средствами лечения. Все это одновременно требует разработки новых организационных форм и условий деятельности медиков, ЛПУ, а иногда — и создание совершенно новых, ранее не существовавших, медицинских учреждений. Возникает потребность в изменении системы управления медицинскими учреждениями, расстановки медицинских кадров; появляется необходимость в пересмотре нормативной базы здравоохранения, расширения самостоятельности руководителей медицинских учреждений и прав врача.

Как следствие всего сказанного, создаются условия для пересмотра вариантов более оптимального решения экономических проблем здравоохранения, введения элементов внутриведомственного хозяйственного расчета, экономического стимулирования качественного труда медицинского персонала и пр.

Указанные проблемы определяют место и значение науки в дальнейшем совершенствовании отечественного здравоохранения.

Единство теории и практики отечественного здравоохранения нашло свое выражение в единстве теоретических и практических задач, методических приемов отечественного общественного здоровья и здравоохранения.

Таким образом, ведущее значение в науке имеет вопрос об изучении эффективности влияния на здоровье населения всех мероприятий, которые проводит государство и роли в этом здравоохранения и отдельных медицинских учреждений, как с государственными, так и с негосударственными формами собственности, т.е. предмет раскрывает значение всего многообразия общественно-экономической жизни страны и определяет пути совершенствования медицинского обслуживания населения.

Общественное здоровье и здравоохранение имеют свою методологию и методы исследования. Такими методами являются: статистический, исторический, экономический, экспериментальный, хронометражных исследований, социологические методы и другие.

Статистический метод используется широко в большинстве исследований: он позволяет объективно определить уровень состояния здоровья населения, определять эффективность и качество работы лечебно-профилактических учреждений.

Исторический метод позволяет в исследовании проследить состояние изучаемой проблемы на разных исторических этапах развития страны.

Экономический метод позволяет установить влияние экономики на здравоохранение и здравоохранения на экономику государства, определить наиболее оптимальные пути использования государственных средств для эффективной охраны здоровья населения. Вопросы планирования финансовой деятельности органов здравоохранения и медицинских учреждений, наиболее рациональное расходование денежных средств, оценка эффективности действий здравоохранения по оздоровлению населения и влияние этих действий на экономику страны — все это составляет предмет экономических исследований в области здравоохранения.

Экспериментальный метод включает в себя постановку различных экспериментов по изысканию новых, наиболее рациональных форм и методов работы медицинских учреждений, отдельных служб здравоохранения.

Следует заметить, что в большинстве исследований преимущественно используется комплексная методика с применением большинства указанных методов. Так, если ставится задача изучить уровень и состояние амбулаторно-поликлинической помощи населению и определить пути ее совершенствования, то статистическим методом изучается заболеваемость населения, обращаемость в поликлинические учреждения, исторически анализируется уровень ее в разные периоды, ее динамика. Экспериментальным методом анализируются предлагаемые новые формы в работе поликлиник: проверяются их экономическая целесообразность и эффективность.

В исследовании могут использоваться методы хронометражных исследований (хронометрия работы медицинских работников, изучение и анализ затрат времени больными на получение медицинской помощи и т.д.).

Нередко широко используются социологические методы (метод интервьюирования, анкетный метод), что позволяет получить обобщенное мнение группы людей об объекте (процессе) изучения.

Источником информации является, в основном, государственная отчетная документация лечебно-профилактических медицинских учреждений или же для более глубокого исследования сбор материала может производиться на специально разработанные карты, анкеты, в которые включены все вопросы для получения необходимых сведений, согласно утвержденной программе исследования и задач, которые поставлены перед исследователей. Для этой цели может использоваться и ПЭВМ, когда исследователь по специальной программе вводит необходимые данные в компьютер из первичных регистрационных документов.

По определению ВОЗ (1999), качество жизни — оптимальное состояние и степень восприятия отдельными людьми и населением в целом того, как удовлетворяются их потребности (физические, эмоциональные, социальные и пр.) и предоставляются возможности для достижения благополучия и самореализации.

У нас в стране под качеством жизни чаще всего подразумевают категорию, включающую в себя сочетание условий жизнеобеспечения и состояния здоровья, позволяющих достичь физического, психического, социального благополучия и самореализации.

Как предмет преподавания общественное здоровье и здравоохранение прежде всего способствует повышению качества подготовки будущих специалистов — врачей; формированию у них навыков не только уметь правильно поставить диагноз и лечить больного, но и способности организовать высокий уровень медицинского обслуживания, умение четко организовать свою деятельность.

Социальные проблемы медицины интересовали выдающихся ученых древности — таких как Гиппократ, Авиценна, Аристотель, Везалий и другие. В России в развитие социальной медицины крупный вклад внесли М.В.Ломоносов, Н.И.Пирогов, С.П.Боткин, И.М.Сеченов, Т.А.Захарьин, Д.С.Самойлович, А.П.Доброславин, Ф.Ф.Эрисман.

Именно в России во второй половине XIX столетия под влиянием общественного движения передовой интеллигенции, представителей земской и фабрично-заводской медицины, известных ученых-медиков, а также под влиянием нарастающего недовольства большинства населения страны уровнем медико-социальной помощи, в условиях приближающейся череды революций и войн начала XX века и других факторов впервые стали формироваться основы науки и учебной дисциплины об общественном здоровье и здравоохранении. Так, в Казанском университете в 60-х годах XIX века профессор А.В.Петров читал студентам лекции по общественному здоровью, социальной гигиене. В конце XIX века на медицинских факультетах многих университетов России (Санкт-Петербург, Москва, Киев, Харьков и др.) читались курсы общественной гигиены, а также курсы медицинской географии и медицинской статистики. Однако эти курсы были эпизодическими, входили часто в состав других дисциплин. Лишь в 1920 г. в Германии в Берлинском университете была образована первая в мире кафедра социальной гигиены. Возглавил эту кафедру ее основатель немецкий ученый социал-гигиенист профессор Альфред Гротьян. Так началась история самостоятельного предмета и науки социальной гигиены. Вслед за кафедрой А. Гротьяна стали организовываться аналогичные кафедры в других университетах Германии и других стран Европы. Их руководители (А.Фишер, С.Нейман, Ф.Принцинг, Э.Ресле и др.) направляли научно-исследовательскую работу кафедр на разработку актуальных проблем общественного здоровья и медицинской статистики.

Становление и расцвет социальной гигиены (так наука называлась в России до 1941 года) в период советской власти связаны с именами крупных деятелей советского здравоохранения Н.А.Семашко, З.П.Соловьева. По их инициативе в медицинских институтах стали создаваться кафедры социальной гигиены.

Первая такая кафедра была создана Н.А.Семашко в 1922 г. на медицинском факультете I МГУ. В 1923 г. под руководством З.П.Соловьева создается кафедра во II МГУ и под руководством профессора А.Ф.Никитина—в I Ленинградском медицинском институте. До 1929 г. такие кафедры были организованы во всех медицинских институтах.

В 1923 г. был открыт Государственный институт социальной гигиены Наркомздрава РСФСР, который стал научно-организационной базой для всех кафедр социальной гигиены и организации здравоохранения. Учеными социал-гигиенистами проводятся важные исследования по изучению санитарно-демографических процессов в России в I половине XX века (А.М.Мерков, С.А.Томилин, П.М.Козлов, С.А.Новосельский, Л.С.Каминский и др.), разрабатываются новые методы изучения здоровья населения (П.А.Кувшинников, Г.А.Баткис и др.). В 30-е годы издается Г.А.Баткисом учебник для кафедр социальной гигиены всех медицинских институтов.

Большой вклад в развитие науки и преподавания во второй половине XX века в России внесли: З.Г.Френкель, Б.Я.Смулевич, С.В.Курашов, Н.А.Виноградов, А.Ф.Серенко, С.Я.Фрейдлин, Ю.А.Добровольский, Ю.П.Лисицин, О.П.Щепин и др.

В 2000 г. кафедры переименовываются в кафедры общественного здоровья и здравоохранения.

На современном этапе развития отечественного здравоохранения при внедрении в его работу новых экономических механизмов хозяйствования и финансирования здравоохранения, новых правовых взаимоотношений в системе здравоохранения, при переходе к медицинскому страхованию от будущего врача требуется усвоение значительного объема теоретических знаний и практических организационных навыков. Каждый врач должен быть хорошим организатором своего дела, уметь четко организовать работу подчиненного ему медицинского персонала, знать медицинское и трудовое законодательство; владеть элементами экономики и управления. Важная роль в выполнении этой задачи принадлежит кафедрам общественного здоровья и здравоохранения, которые представляют и науку, и предмет преподавания в системе высшей медицинской школы.

Вы, конечно, слышали, что за последние десятилетия ухудшилось состояние здоровья населения, повысился уровень смертности, снизилась рождаемость.

Чтобы улучшить сложившуюся ситуацию со здоровьем граждан страны, потребовалось изменение политики государства к здравоохранению.

В системе здравоохранения были проведены важные изменения:

1. возникли новые экономические механизмы хозяйствования;

2. расширены источники финансирования здравоохранения;

3. внедрено медицинское страхование;

4. проведена модернизация здравоохранения;

5. обновлены правовые взаимоотношения в системе здравоохранения;

Чтобы эффективно работать в системе здравоохранения, необходимо понимать и знать структуру системы здравоохранения, и уровни управления здравоохранением, иметь представление об основах экономики, маркетинга и системе медицинского страхования, разбираться в системе организации медицинской помощи населению.

Для сохранения, укрепления и восстановления здоровья населения необходимо иметь представление о состоянии здоровья населения в регионе и по Российской Федерации, уметь вычислять показатели здоровья и анализировать их, знать факторы, влияющие на состояние здоровья и методы гигиенического воспитания и обучения для устранения или уменьшения влияния этих негативных факторов.

Общественное здоровье и здравоохранение как наука изучаетзакономерности общественного здоровья и здравоохранения.

История развития науки

Первым систематическим руководством по социальной гигиене был многотомный труд Франка, написанный в период с 1779 по 1819 гг.

Врачи 1848 и 1871 годов во Франции, пытались научно обосновать меры общественного здравоохранения, считая социальную медицину ключом к оздоровлению общества.

Рудольф Вирхов гигиенист из Германии в этот же период подчеркивал тесную связь между медициной и политикой.

В конце XIX века определилось развитие основного направления общественного здоровья до наших дней. Это направление связывает развитие общественного здоровья с общим прогрессом научной гигиены или, с биолого-физической гигиеной.

В Англии в XIX веке также были крупные деятели общественного здравоохранения. Э. Чедвик видел главную причину плохого состояния здоровья народа в их нищете.

Развитию социальной гигиены в России более всего способствовали Ф.Ф. Эрисман, П.И. Куркин, З.Г. Френкель, Н.А. Семашко и З.П. Соловьев.

Из крупных российских социал-гигиенистов необходимо отметить Г.А. Баткиса, который разработал оригинальные статистические методики изучения санитарного состояния населения и ряд методов работы медицинских учреждений такие как новая система активного патронажа новорожденных, метод анамнестических демографических исследований и др.

Главной целью науки общественное здоровье и здравоохранения является создание рациональной общественной службы здравоохранения с высоким коэффициентом полезного действия.

Задачи науки:

1. изучение и оценка здоровья населения, динамики его развития;

2. изучение и оценка факторов, влияющих на здоровье;

3. разработка методов и способов укрепления здоровья, предупреждения заболеваний и инвалидности, а также их реабилитации;

4. оценка качества и эффективности здравоохранения;

5. решение проблем управления, финансирования и экономики здравоохранения;

6. правовое регулирование здравоохранения;

7. формирование социально-гигиенического менталитета и мышления медицинских работников.

Предметом изучения являются:

1. Здоровье населения.

3. Факторы, влияющие на здоровье населения.

4. Медико-социально-значимая патология.

· Здоровье населения – медико-демографическая и социальная категория, отражающее физическое, психологическое, социальное благополучие людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определения социальных общностей.

· Здравоохранение – это система социально-экономических и медицинских мероприятий, имеющих целью сохранить и повысить уровень здоровья каждого человека и населения в целом.

· Факторы риска – потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной среды, повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирование и неблагоприятный исход.

· Социально-значимые заболевания – заболевания, обусловленные преимущественно социально-экономическими условиями, приносящие ущерб обществу и требующие социальной защиты человека.

Разделы науки:

1. Санитарная статистика (общественное здоровье).

2. Экспертиза нетрудоспособности.

3. Организация медицинской помощи (здравоохранение).

4. Управление, планирование, финансирование, экономика здравоохранения.

Для планомерного развития экономики любой страны огромное значение имеет информация о численности, возрастно-половой структуре населения, определение его прогнозов на будущее.

Общественное здоровье выявляет закономерности развития народонаселения, исследует демографические процессы, прогнозирует перспективу, разрабатывает рекомендации по государственному регулированию численности населения.

Ведущее значение при изучении данной дисциплины имеет вопрос об эффективности влияния на здоровье населения всех мероприятий, которые проводит государство, и роли в этом здравоохранения, отдельных медицинских учреждений.

Социально-гигиенические элементы и предписания встречаются еще в медицине древних общественно-экономических формаций, но обособление социальной гигиены как науки тесно связано с развитием промышленного производства.

Врачи социалисты-утописты, которые занимали руководящие посты во время революций 1848 и 1871 годов во Франции, пытались научно обосновать меры общественного здравоохранения, считая социальную медицину ключом к оздоровлению общества.

По Гротьяну, предметом социально-гигиенической науки является анализ условий, в которых осуществляются отношения между человеком и окружающей средой.

В результате подобных исследований Гротьян приблизился ко второй стороне предмета общественного здоровья, то есть к разработке норм, которыми регулируются отношения между человеком и общественной средой так, чтобы они укрепляли его здоровье и приносили ему пользу.

Развитию социальной гигиены в России более всего способствовали Ф.Ф. Эрисман, П.И. Куркин, З.Г. Френкель, Н.А. Семашко и З.П. Соловьев.

Из крупных российских социал-гигиенистов необходимо отметить Г.А. Баткиса, который был известным исследователем и автором ряда теоретических трудов по социальной гигиене, разработавшим оригинальные статистические методики изучения санитарного состояния населения и ряд методов работы медицинских учреждений (новая система активного патронажа новорожденных, метод анамнестических демографических исследований и др.).

1.3 Предмет общественного здоровья

Характер системы здравоохранения в каждой стране определяется положением и развитием общественного здоровья как научной дисциплины. Конкретное содержание любого курса по общественному здоровью изменяется в зависимости от национальных условий и нужд, а также от дифференциации, достигнутой различными медицинскими науками.

С точки зрения общей классификации наук общественное здоровье находится на границе между естествознанием и общественными науками, то есть она использует методы и достижения обеих групп. С точки зрения классификации медицинских наук (о природе, восстановлении и укреплении здоровья человека, человеческих групп и общества) общественное здоровье стремится заполнить разрыв между двумя основными группами клинических (лечебных) и профилактических (гигиенических) наук, который сложился в результате развития медицины. Она играет синтезирующую роль, развивая объединяющие принципы мышления и исследования обоих направлений медицинской науки и практики.

Общественное здоровье дает обобщающую картину состояния и динамики здоровья и воспроизводства населения и определяющих их факторов, а отсюда вытекают и необходимые мероприятия. Такую обобщающую картину не может дать ни одна клиническая или гигиеническая дисциплина. Общественное здоровье как наука, должна органически сочетать конкретный анализ практических проблем здравоохранения с исследованиями закономерностей общественного развития, с проблемами народного хозяйства и культуры. Поэтому только в рамках общественного здоровья можно создать научную организацию и научное планирование здравоохранения.

Состояние здоровья человека определяется функцией его физиологических систем и органов с учетом полового, возрастного и психологического факторов, а также зависит от воздействия внешней среды, включая и социальную, причем последней принадлежит ведущее значение. Таким образом, здоровье людей зависит от воздействия сложного комплекса социальных и биологических факторов.

Проблема взаимоотношений социального и биологического в жизнедеятельности человека – коренная методологическая проблема современной медицины. От ее решения зависит то или иное толкование явлений природы и сущности здоровья и болезни человека, этиологии, патогенеза и других понятий в медицине. Социально-биологическая проблема предполагает выделение трех групп закономерностей и соответствующих им аспектов медицинских знаний:

1) социальных закономерностей с точки зрения их влияния здоровье, а именно, на заболеваемость людей, на изменение демографических процессов, на изменение типа патологии в различных социальных условиях;

2) общих закономерностей для всех живых существ, включая и человека, проявляющихся на молекулярно-биологическом, субклеточном и клеточном уровнях;

3) специфических биологических и психических (психофизиологических) закономерностей, присущих лишь человеку (высшая нервная деятельность и др.).

Две последние закономерности проявляются и изменяются только через социальные условия. Социальные закономерности для человека как члена общества являются ведущими в развитии его как биологической особи, способствуют его прогрессу.

Методологическая основа общественного здоровья как науки состоит в изучении и правильной трактовке причин, связей и взаимозависимости между состоянием здоровья населения и общественными отношениями, т.е. в правильном решении проблемы взаимоотношения социального и биологического в обществе.

К социально-гигиеническим факторам, влияющим на общественное здоровье, следует отнести условия труда и быта населения, жилищные условия; уровень заработной платы, культуру и воспитание населения, питание, отношения в семье, качество и доступность медицинской помощи.

Вместе с тем на общественное здоровье оказывают влияние и климато-географические, гидрометеорологические факторы внешней среды.

Значительная часть названных условий может изменяться самим обществом в зависимости от его общественно – политической и экономической структуры, причем влияние их на здоровье населения может быть как отрицательным, так и положительным.

Следовательно, с социально-гигиенической точки зрения здоровье населения можно характеризовать следующими основными данными:

1) состоянием и динамикой демографических процессов: рождаемостью, смертностью, естественным приростом населения и другими показателями естественного движения;

2) уровнем и характером заболеваемости населения, а также инвалидности;

3) физическим развитием населения.

Изучение и сравнение этих данных в различных общественно-экономических условиях позволяет не только судить об уровне общественного здоровья населения, но и анализировать социальные условия и причины, оказывающие влияние на него.

В сущности, вся практическая и теоретическая деятельность в области медицины должна иметь социально-гигиеническую направленность, поскольку любая медицинская наука содержит определенные социально-гигиенические аспекты. Именно общественное здоровье обеспечивает социально-гигиенический компонент медицинской науки и образования, подобно тому, как физиология обосновывает их физиологическое направление, реализуемое на практике многими медицинскими дисциплинами.

Раздел: Медицина, здоровье
Количество знаков с пробелами: 52664
Количество таблиц: 4
Количество изображений: 0

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема 1.1. Введение в предмет. Этапы формирования системы здравоохранения в р.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема 1.1. Введение в предмет. Этапы формирования системы здравоохранения в р.

После занятия вы должны знать: Истоки формирования государственной системы зд.

После занятия вы должны знать: Истоки формирования государственной системы здравоохранения в России; Состояние государственной системы здравоохранения в России XIX в.; Значение Октябрьской революции (1917 г.) для развития системы здравоохранения; Роль советского здравоохранения во время Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.); Особенности развития и состояния здравоохранения в период 90-х годов XX в.; Современное состояние здравоохранения Российской Федерации.

Использовать полученные исторические знания для понимания и оценки современно.

Использовать полученные исторические знания для понимания и оценки современного состояния отечественного здравоохранения. После занятия вы должны уметь:

Исторический очерк о здравоохранении России У отечественного здравоохранения.

Исторический очерк о здравоохранении России У отечественного здравоохранения большая и славная история. На протяжении нескольких столетий, со времени создания в годы царствования Ивана Грозного Аптекарского приказа в 1581 году, ставшего первым государственным учреждением и просуществовавшего 140 лет, здравоохранение России было преимущественно государственным. Аптекарский приказ был придворным учреждением и обслуживал царскую семью и близкий к ней круг боярской знати. Ведущим медиком Аптекарского приказа был венгр Кристофер Рихтингер. Врачи Аптекарского приказа получали поместье с 30-40 крепостными крестьянами. По денежному окладу доктора приравнивались к придворному чину Боярской Думы. Из дворца медикам ежемесячно отпускали натуральное обеспечение: четыре бочки мёда, четыре бочки пива, 60 возов дров, 150 рублей на свежие продукты[2].

Исторический очерк о здравоохранении России В 1721 г. руководство медицинским.

Исторический очерк о здравоохранении России В 1721 г. руководство медицинским делом было возложено на Медицинскую канцелярию. Следуя рекомендациям близких к императорскому двору медиков, Петр I сознавал необходимость развития государственного медицинского дела, что выгодно отличало нашу страну от многих европейских государств того времени. Главой ведомства стал И.Л. Блюментрост (лейб-медик).

Исторический очерк о здравоохранении России В годы царствования Екатерины II.

Исторический очерк о здравоохранении России В начале XIX в. Александр I перед.

Исторический очерк о здравоохранении России В начале XIX в. Александр I передает управление медико-санитарным делом в ведение Министерства внутренних дел, в составе которого был образован Медицинский департамент с научно-медицинским органом - Медицинским советом. Главной деятельностью Медицинского департамента стал врачебный и санитарный контроль. Первым куратором вопросов здравоохранения в Министерстве внутренних дел был граф П.А. Строганов.

Исторический очерк о здравоохранении России Кардинальные перемены произошли п.

Исторический очерк о здравоохранении России Кардинальные перемены произошли после зарождения земской медицины в 1864 году - оригинальной, не имевшей аналогов в мире системы организации медицинской помощи. Земская медицина — форма медицинского обслуживания сельского населения, возникла в Российской империи во второй половине XIX века. Организация медпомощи по принципу территориальной участковости, присущая земской медицине, легла в основу советского здравоохранения и перешла по наследству к российской медицине. С появлением земской медицины произошло изменение в представлении о роли медика: от врача и/или фельдшера продающего услуги за деньги до медицины как социальной службы. Развитие земской медицины привело к увеличению числа как врачей, так и фельдшеров на селе. реди сыгравших большую роль в становлении земской медицины можно отметить Общество русских врачей в память Н. И. Пирогова. Одним из важных мероприятий земской медицины были массовые санитарно-статистические исследования заболеваемости, физического развития и демографии с целью улучшения санитарии в России и организации медицинской помощи крестьянству. На этом поприще прославились многие земские врачи.

Исторический очерк о здравоохранении России

Исторический очерк о здравоохранении России

Исторический очерк о здравоохранении России В 1904 г. вместо Медицинского деп.

Исторический очерк о здравоохранении России В 1904 г. вместо Медицинского департамента в Министерстве внутренних дел были созданы Управление главного врачебного инспектора и Отдел народного здравия и общественного призрения, вошедший в состав Главного управления по делам местного хозяйства. Созданное в сентябре 1916 г. Главное управление государственного здравоохранения (на правах министерства) просуществовало лишь до Февральской революции 1917 г. Многие идеи, возникшие еще во времена земской медицины, были реализованы и получили дальнейшее развитие в советском здравоохранении.

Исторический очерк о здравоохранении России После Февральской и Октябрьской р.

Исторический очерк о здравоохранении России После Февральской и Октябрьской революций 1917 г. начался новый этап развития государственной медицины с коренным реформированием и консолидацией всего медико-санитарного дела. В 1918 г. было создано единое государственное здравоохранение, объединившее все ранее существовавшие системы и формы российской медицины. Охраной здоровья населения страны стал руководить Наркомздрав - министерство здравоохранения, которое возглавил Н.А. Семашко, выдающийся врач, ученый, организатор. Многие идеи, возникшие еще во времена земской медицины, были реализованы и получили дальнейшее развитие в советском здравоохранении. Государственная система здравоохранения, которая начала формироваться во главе с Н.А. Семашко, во многом продолжала и развивала лучшие традиции земской медицины, а также других систем - городской, фабрично-заводской, железнодорожной, военной, страховой медицины и др. В частности, были взяты на вооружение такие основополагающие принципы земской медицины, как бесплатность и общедоступность медицинской помощи, профилактическое направление, единство науки и практики, участие населения в мероприятиях по охране здоровья. Профилактическое направление здравоохранения стало основной чертой системы охраны и укрепления здоровья населения России. Профилактику, как считал Н.А. Семашко, надо понимать не узко, как ведомственную задачу органов здравоохранения, а широко и глубоко, как заботу государства об укреплении здоровья народа. Этот принцип последовательно реализовывался с первых лет существования Наркомздрава. Об этом свидетельствовали первые декреты: о мероприятиях по борьбе с сыпным тифом, о мерах борьбы с эпидемиями, об обязательном оспопрививании, о санитарной охране жилищ и др. пе исторического развития составило сущность государственной медицины России. С первых дней существования Наркомздрава органы здравоохранения уделяли большое внимание подготовке квалифицированных медицинских кадров. Уже к 1922 г. в дополнение к существовавшим 13 медицинским факультетам было открыто еще 16. Позднее (1930) медицинские факультеты были преобразованы в самостоятельные медицинские институты.

Исторический очерк о здравоохранении России В 1930-е годы в стране происходил.

Исторический очерк о здравоохранении России В 1930-е годы в стране происходили крупные социальноэкономические изменения (коллективизация, форсированная индустриализация). С 1939 г. на промышленных предприятиях стали создаваться медико-санитарные части, оснащенные всем необходимым для лечебно-профилактической и санитарно-эпидемиологической работы. Одновременно увеличилось число сельских врачебных участков. Активное вовлечение женщин в сферу промышленного и сельскохозяйственного производства потребовало от органов здравоохранения эффективной охраны материнства и младенчества.

Исторический очерк о здравоохранении России . В годы Великой Отечественной во.

Исторический очерк о здравоохранении России . В годы Великой Отечественной войны задачи здравоохранения существенно изменились. Главными стали: медицинская помощь раненым, широкие противоэпидемические мероприятия, охрана здоровья детей, медицинское обслуживание тружеников тыла. Медицинские работники спасли жизнь и восстановили здоровье многих миллионов защитников Родины. В строй были возвращены более 72% раненых и 90% больных. Итоги деятельности военных медиков оказались беспрецедентными в истории войн. До начала Великой Отечественной войны была создана материально-техническая база здравоохранения, подготовлено большое число врачей и средних медицинских работников, создана медицинская промышленность, больших успехов достигла медицинская наука. В стране была создана система лечения раненых и больных воинов, организована широкая сеть эвакогоспиталей. Увеличилось число медикосанитарных частей на промышленных предприятиях, выросло число детских медицинских учреждений. Санитарно-профилактическая служба поставила действенную преграду на пути эпидемий инфекционных болезней.

Исторический очерк о здравоохранении России . Медицинская наука внесла весомы.

Исторический очерк о здравоохранении России . Медицинская наука внесла весомый вклад в дело победы. В годы войны были найдены эффективные способы лечения вяло заживающих ран (Филатов В.П., Богомолец А.А.), разработаны отечественные антибиотики для борьбы с сепсисом (Ермольева З.В. и др.), внедрена новая методика лечения травм нервной системы (Бурденко Н.Н.) и т.д. В годы войны была учреждена Академия медицинских наук СССР (1944), объединившая деятельность ведущих научных институтов страны. Медицинские работники спасли жизнь и восстановили здоровье многих миллионов защитников Родины. В строй были возвращены более 72% раненых и 90% больных. Итоги деятельности военных медиков оказались беспрецедентными в истории войн.

Исторический очерк о здравоохранении России . В 1946 году Народные комиссариа.

Исторический очерк о здравоохранении России . В 1946 году Народные комиссариаты здравоохранения СССР и РСФСР были реорганизованы в Министерства здравоохранения. В послевоенные годы быстро развивалась санитарно-эпидемиологическая служба, резко возросло число санитарно-эпидемиологических станций, усилилась работа по охране источников водоснабжения, воздушного бассейна и почвы, по согласованию проектов промышленного и гражданского строительства с органами здравоохранения.

Исторический очерк о здравоохранении России В 1950-е годы повысилась роль Ака.

Исторический очерк о здравоохранении России В 1950-е годы повысилась роль Академии медицинских наук как высшего научного медицинского учреждения страны, ее научно-исследовательских институтов. Эти годы ознаменовались рядом важных открытий, внесших значительный вклад в совершенствование здравоохранения.

Исторический очерк о здравоохранении России Экономический рост страны и научн.

Исторический очерк о здравоохранении России Экономический рост страны и научно-технический прогресс в середине 1960-х годов стали основой значительного улучшения показателей здоровья населения, определили новые задачи здравоохранения и создали благоприятные условия для укрепления его материально-технической базы. Врач в детском садике. Дети принимают рыбий жир. Развитие стоматологии.

Исторический очерк о здравоохранении России 1970-е годы стали важным этапом в.

Исторический очерк о здравоохранении России 1970-е годы стали важным этапом в развитии и совершенствовании терапевтической помощи: вступили в строй сотни новых, мощных, отвечающих современным требованиям амбулаторно-поликлинических учреждений на более чем 500 посещений в смену, было начато строительство крупных многопрофильных больниц мощностью 1000 коек, больниц скорой помощи на 800- 900 коек с отделениями реанимации, крупных онкологических диспансеров и др.

Исторический очерк о здравоохранении России В конце 80-х, начале 90-х годов к.

Исторический очерк о здравоохранении России 1. «Концепция развития здравоохра.

Контрольные вопросы: Истоки формирования государственной системы здравоохране.

Контрольные вопросы: Истоки формирования государственной системы здравоохранения в России; Состояние государственной системы здравоохранения в России XIX в.; Значение Октябрьской революции (1917 г.) для развития системы здравоохранения; Роль советского здравоохранения во время Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.); Особенности развития и состояния здравоохранения в период 90-х годов XX в.; Оцените современное состояние отечественного здравоохранения.

Читайте также: