Ритм и интонация в прозе и в стихах доклад

Обновлено: 28.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Роль интонации в речи огромна. Через интонацию выявляется смысл речи и ее подтекст. Она усиливает значение слова. Вместе с тем иногда с ее помощью можно придавать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает само слово. Она усиливает само значение слов. Значительно сниженная интонационная выразительность может затруднить восприятие, что влияет на понимание смысла воспринимаемой речи. Интонация - это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, включающий:

- ритм - равномерное чередование ударных и безударных слогов (т. е. следующих из качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса);

- фразовое и логическое ударения - выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое ударение) в зависимости от смысла высказывания;

- сила голоса - смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания.

При помощи этих средств выразительности осуществляется в процессе общения уточнение мыслей и выражений, а также эмоционально-волевых отношений. Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер, высказыванию может придаваться дополнительное значение, не меняющее его основного смысла, но может изменяться и смысл высказывания.

У детей с умственной отсталостью особое место занимают трудности овладения мелодической (просодической) стороной речи, которая представляет собой комплекс ритмико-интонационных элементов речи: интонация, ритм, темп, речевое дыхание. Одной из характерных особенностей устной речи детей с интеллектуальной недостаточностью является недоразвитие ее интонационной стороны. Их речь мало выразительна, монотонна. Интонации удивления, восклицания, вопросов, спокойного повествования выражены слабо. Нарушение просодической (мелодикоинтонационной) организации речевого потока оказывает негативное влияние как на развитие устной разговорной речи (адекватное восприятие и понимание речи, ее репродукция и продуцирование), так и на усвоение письма и чтения, т.е. на овладение в дальнейшем письменной речью.

Если дети без особенностей в развитии достаточно легко владеют основами просодических возможностей, то дети с умственной отсталостью испытывают значительные трудности в овладении данными возможностями. Зачастую их речь монотонна, невыразительна, громка, насыщена простыми речевыми конструкциями. Поэтому у данной группы детей одной из центральных задач в развитии речи является формирование просодических возможностей, умение не только грамотно, но и достаточно выразительно и точно передавать эмоциональные переживания по средствам просодики при общении с окружающими.

Решение данной задачи возможно путём комплексного коррекционного подхода, уделяя, таким образом, внимание данной проблеме в течение всего дня. Ребёнок непроизвольно погружается в атмосферу наполненную разнообразием игр и игровых упражнений по формированию просодических возможностей.

Арттерапия – основной инструмент развития просодических возможностей, позволяет легко мотивировать детей на занятии, переключать от одного вида деятельности к другому, доступно преподносить изучаемый материал.

Педагоги группы в содружестве с дефектологом организуют театрализованные и сюжетно – ролевые игры, где отрабатывают умения выразительно говорить, самостоятельно строить вопрос, восклицательные и повествовательные высказывания, обращения, ответы. Ребёнок тренирует силу голоса, высоту, темп речи. В дальнейшем отработанные умения переносятся в самостоятельные игры в группе, в специально организованных уголках сюжетно – ролевых и театрализованных играх.

Формирование просодических возможностей – это длительный процесс, неразрывно связанный с повседневной жизнью ребенка. Поэтому он осуществляется в разных видах деятельности: на всех занятиях и в режимных моментах дня. Таким образом, в это процесс вовлечены все участники образовательного воздействия: педагоги группы, дефектолог, логопед, музыкальный руководитель, педагог физкультуры, а так же библиотекарь, дополнительные кружки и т.д.

Дефектолог и логопед на специально организованных занятиях по развитию речи, ознакомление с окружающим миром формирует просодические возможности с использованием многообразного речевого материала: слушание рассказов, сказок, стихотворений, загадок, разучивание, чтение по ролям, где у ребёнка формируется умение читать выразительно, эмоционально, живо, адекватно тексту. На данных видах занятия специалисты развивают просодические возможности по средствам составления рассказов по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, при разучивании логоритмических заданий. Дети соотносят темп речёвки с движением рук, ног, туловища; ритм текста с динамикой движения тела.

На коррекционных логопедических занятиях учитель логопед развивает просодические возможности по средствам подобранных игровых упражнений, скороговорок, чистоговорок, речетативов, где темп и ритм легко воспроизводится детьми.

В комплексе с музыкальным руководителем, педагогами группы и дефектологом продолжается формирование просодических возможностей по средствам музыкальных произведений, используя как активное так и пассивное участие детей, начиная от восприятия музыкальных произведений до самостоятельного выполнения специальных упражнений под музыку. Обогащая при этом эмоциональную сферу ребёнка весёлой и грустной музыкой, бодрой и спокойной, где формирование темпа, ритма, мелодики является первостепенной задачей.

Вывод: Таким образом, специально организованное комплексное воздействие всеми специалистами образовательного процесса на развитие просодических возможностей у детей с умственной отсталостью является важной и продуктивной формой работы.

Презентация на тему: " Ритм и интонация в стихах и прозе (урок 1). Что такое стихотворный ритм? Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик. Наша Аня громко плачет, Уронила." — Транскрипт:

1 Ритм и интонация в стихах и прозе (урок 1)

2 Что такое стихотворный ритм? Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик. Наша Аня громко плачет, Уронила в речку мячик. Наша Наташа громко плачет, Уронила в речку мячик. Наш Сережа громко плачет, Уронил он в речку мячик. Ритм - это определённое число слогов в строке? Наша Наташа громко плачет. Наташа наша громко плачет. слоги Ритм - это равномерное чередование ударных и безударных слогов в строке.

3 СТИХ И СТОПА Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. стих слоги стих стопа

4 Был вечер. Небо меркло. Воды Струились тихо. Жук жужжал. А.С. Пушкин Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льёт печально свет она. А.С. Пушкин одно предложение – несколько стихов один стих – несколько предложений ПРЕДЛОЖЕНИЕ И СТИХ

5 Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. А.С. Пушкин Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит. Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит. М.Ю. Лермонтов схема ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ СТИХА Ямб - двусложная стопа с ударением на втором слоге. _ _/ Хорей - двусложная стопа с ударением на первом слоге. _/_

6 Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. А.С. Пушкин. строки слоги Пиррихий - двусложная стопа из двух безударных слогов. _ _ Швед, русский – колет, рубит, режет. А.С. Пушкин Спондей - двусложная стопа из двух ударных слогов. _/ _/ +++++

7 Славная осень! Здоровый, ядрёный Воздух усталые силы бодрит; Лёд неокрепший на речке студёной Словно как тающий сахар лежит. Н.А. Некрасов стихи слоги ДАКТИЛЬ трехсложная стопа с ударением на первом слоге

8 И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды. Желанья. что пользы напрасно и вечно желать. А годы проходят – все лучшие годы! М.Ю. Лермонтов стихи слоги АМФИБРАХИЙ трехсложная стопа с ударением на втором слоге

9 Вот парадный подъезд. По торжественным дням, Одержимый холопским недугом, Целый город с каким-то испугом Подъезжает к заветным дверям…. (Н.А. Некрасов) стихи слоги АНАПЕСТ трехсложная стопа с ударением на третьем слоге

10 СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ ДВУСЛОЖНЫЕ СТОПЫТРЁХСЛОЖНЫЕ СТОПЫ ЯМБ _ _/ ХОРЕЙ _/ _ ДАКТИЛЬ _/ _ _ АМФИБРАХИЙ _ _/ _ АНАПЕСТ _ _ _/

11 На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна. М.Ю. Лермонтов РАВНОСТОПНЫЕ И РАЗНОСТОПНЫЕ СТИХИ Румяной зарею Покрылся восток, В селе за рекою Потух огонёк. А.С. Пушкин Двухстопный амфибрахий Четырёхстопный амфибрахий _ _ /_ _ _/ _ _ _ /_ _ _/ _ _ _ /_ _ _/ _ _ _ /_ _ _/ _ _ /_ _ _/ _ _ _ /_ _ _/_ _ _ /_ _ _/ _ _ _/

12 СТИХ ВОЛЬНЫЙ, ИЛИ БАСЕННЫЙ

Стихи и проза. Ритм, рифма, смысл. Поэзия - это. ощущение собственного совершенства на фоне общего несовершенства мира.

Где стихи, а где проза? Последний день июля месяца. На тысячи верст кругом Россия, родной край. Безветрие, теплынь. Воздух - молоко парное! И. С. Тургенев Гуляют тучи золотые Над отдыхающей землей, Поля просторные, немые Блестят, омытые росой. И. С. Тургенев

Стихи и проза. Стихотворение – речь, подчинённая рифме, ритму, смыслу. Проза – свободно движущаяся от предложения к предложению речь.

Я – поэт! Зовусь Незнайка! От меня вам – балалайка! А помните, как поэт Цветик объяснял Незнайке, что такое рифма?

Рифма Рифма - это когда слова в концах стихотворных строчек заканчиваются одинаково,- объяснил Цветик.- Например: утка – ш утка , к оржик – м оржик .

Рифма. Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.

Перекрёстная рифма Нелюдимо наше море , День и ночь шумит оно ; В роковом его просторе Много бед погребено .

Парная рифма Там ступа с Бабою Яг ой Идёт, бредёт сама соб ой ; Там царь Кащей над златом ч ахнет ; Там русский дух. Там Русью п ахнет !

Опоясывающая рифма И там я был, и мёд я п ил ; У моря видел дуб зел ёный ; Под ним сидел, и кот уч ёный Свои мне сказки говор ил .

? Незнайка придумал свою рифму: пал ка – селёд ка . Но Цветик с такой рифмой не согласился. Почему?

Ритм Ритм – это повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (чередование ударных и безударных слогов в строке). Ритм создаёт определённое настроение, окрашивает стихотворение единым тоном.

Ритм подчёркивает характер героинь. Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась – и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами. И прищёлкивать перстами, И вертеться, подбочась, Гордо в зеркальце глядясь.

Рифмовки-чистоговорки. Можно прямо “на ходу” придумывать рифмовки-чистоговорки. Они помогают почувствовать ритм стиха. - Ча-ча-ча, мы были у… - Жа-жа-жа, нашли в лесу … - От-от-от, мурлычет рыжий… - Иб-иб-иб, в лесочке вырос…

Шедевры Незнайки Знайка шёл гулять на речку, Перепрыгнул через овечку. Торопыжка был голодный, Проглотил утюг холодный. В чём их недостаток?

-Проверьте свой слух, объедините слова парами, в которых они рифмуются: А) Водой, огонь, носки, тронь, близки, от пыли, молодой, не вы ли. Б) Перчатка, игла, сладко, стержень, была, язык, те же, привык. В) Беседа, позови, припев, приезд, доев, Китай, о любви, покатай.

Буриме Буриме (от франц. bout – конец, rime - рифма) – это веселая игра, стихотворная задача, где нужно писать стихотворения на заданные заранее рифмы. Рифмы для буриме должны быть неожиданными и немного странными . Главное требование к будущему стихотворению: здравый смысл и юмор. На полянку вышел з айка . Видит – там синичек ст айка . Он открыл свою шкат улку , Дал синицам с маком б улку .

А теперь поиграем. Я называю первую строчку, а вы сочиняете вторую. Служил Гаврила педагогом. Репортер, дворник, инженер, учитель, депутат, акробат. Какие слова не подходят и почему?

Итог урока Без чего невозможно создание стихотворения?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Английский в рифмах и ритмах 2-4 классы


Презентация "Рифма и смысл стихотворения"

Презентация для урока литературного чтения в 1 классе.


Формирование фонематического восприятия через дидактические игры на развитие у детей чувства ритма, рифмы

На фронтальных и индивидуальных занятиях по формированию звукопроизношения наибольшую активность и интерес вызывали игры и игровые упражнения, способствующие формированию у детей чувства ритма, .


Рифмы и ритмы

Исследовательская работа учащихся.


Конспект урока по литературному чтению 1 класс УМК "ПНШ" "Рифма и смысл стихотворения"


Поэтическая мастерская. Стихи и проза. Ритм и рифма.


Презентация к уроку математики на тему: "Конкретный смысл действия умножения".

Презентация к уроку математики на тему: "Конкретный смысл действия умножения".


На этом уроке мы узнаем, чем стихи отличаются от прозы. Выясним, что такое ритм и рифма. Поговорим о стопе и строфе.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Стихи и проза. Ритм, рифма, стопа, строфа"

· Узнаем, чем стихи отличаются от прозы.

· Выясним, что такое ритм и рифма.

· Поговорим о стопе и строфе

Но сначала присоединимся к ребятам, у которых, кажется, возникли какие-то проблемы…

– Почему ты плачешь, Алина? – удивился Артём.

– Да вот, у мамы день рождения, – жалобно ответила Алина. – Мне так хотелось сочинить красивое поздравительное стихотворение! Я мучилась-мучилась, а у меня ничего не выходит!

– Ха, да ведь это легче лёгкого, – хмыкнул Миша. – Сейчас мы тебе не хуже пушкинского стихотворение напишем!

Да я всё прямо сейчас и сочиню! Вот:

Дорогая моя мама!

Я тебя от всей души поздравляю

С Днём рождения.

И я тебе от всей души желаю

Здоровья, счастья

И хорошего настроения.

Будь всегда самой прекрасной!

Алина от удивления перестала расстраиваться и заметила робко:

– Но ведь это же, кажется, не совсем стихи…

– Как не совсем? – удивился Миша. – Ведь всё написано в столбик?

Ведь чем отличается проза от стихотворения?

А вот отрывок из поэмы Жуковского о спящей царевне – мы недавно эту поэму читали. Стихи пишутся в столбик!

Вот царём Матвеем пир
Знатный дан на целый мир;
И на пир весёлый тот
Царь одиннадцать зовёт

Чародеек молодых;
Было ж всех двенадцать их…

– Но есть и другие отличия, – заметил Артём.

Посмотри-ка на своё стихотворение. А теперь попробуй подобрать к нему мелодию и спеть как песню!

– Н-ну… - протянул Миша, почёсывая затылок. – Ну… хочешь, я тебе его как рэп прочитаю? Хотя тоже вряд ли получится – почему бы это?

Потому что в стихотворениях обычно есть чёткий ритм.

Ритм – это чередование определённых элементов в тексте.

В стихах обычно чередуются ударные и безударные слоги.

Например, идёт ударный слог, а потом безударный, и это повторяется в строгом порядке: потом опять идёт ударный слог, а потом безударный…

Посмотрим на предложение из прозаической сказки. Поставим в этом предложении ударения в каждом слове.

Это выглядит как-то беспорядочно: сначала ударный слог, потом три безударных, потом ударный, безударный… и так далее.

В прозе обычно нет ритма – если это не какая-нибудь особенная проза.

Теперь посмотрим на первые две строчки стихотворной сказки Жуковского. Расставим ударения.

Вот ца-рём Мат-ве-ем пир

Знат-ный -дан на це-лый мир.

И сразу можно увидеть закономерность: ударный, безударный, ударный, безударный, ударный – безударный… Слоги чередуются! Это и есть ритм – один из признаков стихотворной речи.

Рисунки ритма могут быть разными.

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей.

Здесь уже наоборот – чередуются сначала безударный, потом ударный слог, потом безударный и ударный.

Заметим, что в каждой строке этот рисунок повторяется.


В нём жизнью небесной душа зажжена,

Отважность сверкнула в очах…

Тут сначала идёт безударный слог, потом ударный, потом безударный. А потом всё это повторяется.


Давайте попробуем выделить те самые одинаковые отрезки ритма, которые повторяются.

Теперь особенно видно, насколько они отличаются. Эти стихи будто делают разные шаги – более короткие или более длинные!

На самом деле – не шаги, а стопы.

Такие повторяющиеся отрезки ритма называются стопами.


В одной стопе обычно два или три слога – больше бывает очень редко.

В первом случае строка у нас состоит из четырёх полных стоп по два слога. И ещё кусочек остался. А во втором случае стопа трёхсложная. Мы видим три полные стопы и ещё неполный кусочек.

В тексте мы тоже можем так выделять стопы, не только в схемах.

У разных стоп есть разные названия, о которых мы ещё поговорим.

А пока что нужно запомнить, что ритм – это чередование ударных и безударных слогов в стихотворной строке.

Отрезок ритма, который постоянно повторяется, называется стопой. В стопе два или три слога.

– Понятно, - кивнут тут Миша. – Значит, напишем вот что:

Самую лучшую маму

Я от души поздравляю!

Будь неизменно весёлой!

Счастья, любви и богатства!

Ну, разве я не второй Пушкин, а?! Что? Почему нет? Ведь в стихотворении-то теперь есть ритм: ударный слог – два безударных, ударный – два безударных…

– Так-то оно так, – заметил Артём, – но только ритма недостаточно.

Обычно стихи от прозы отличаются ещё и рифмой.

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом…

Рифмой называется совпадение конечных слогов в стихотворных строках.

Здесь первая строка рифмуется с третьей: зелёный – учёный.

А вторая строка – рифмуется с четвёртой: томкругом.

Нужно заметить, что совпадают не просто какие-то последние слоги, а вся часть слова с последнего ударения. В словах зелёный-учёный совпадают два слога: ёный.

Рифмовать нужно правильно.

Вот слово шапка. Ударение падает на первый слог. Значит, нужно подбирать что-то, чтобы заканчивалось на -апка.

Лапка, тапка, бабка – согласные не так важны, как гласные.

А вот слово лежит.

Здесь ударение падает на второй слог. Значит, нужно, чтобы слово заканчивалось на -жит, -шит, или на -жи, потому что согласный в конце не так важен.

Бежит, спешит, дрожит, скажи, ножи – это всё рифмы!

Слова из разных частей речи рифмуются между собой, и это считается самыми красивыми рифмами.

Ну-ка, зарифмуем слово улыбка!

Нужно что-то, что содержало бы часть -ыбка!

Рыбка, гибко, ошибка, зыбкий, гибкость

Иногда созвучие может быть слегка неточным, но зато оригинальным. Это тоже ценится.

– Так, – задумалась Алина. – Вот у нас первая строчка заканчивается на слово маму. Как же подобрать рифму? Маму, раму, пижаму, телеграмму, прямо, самой… о, возьму последнее слово! А вот слово поздравляю. Какую рифму подобрать? Таю, стаю, убегаю, повторяю, не такая, желаю… почему бы и нет?

У меня есть две рифмы! Теперь надо написать строчки, которые бы на них заканчивались! Только так, чтобы при этом ещё и с ритма не сбиться!

– Смотри, что у меня получилось, - предложил Артём:

Самую лучшую маму

Я от души поздравляю

Быть нестареющей самой

Вечно тебе я желаю!

– Красота! – захлопала в ладоши Алина. – Только мне хочется поздравление подлиннее. Ну, чтобы в нём было не одно четверостишие. То есть, не один столбик. То есть…

– Не одна строфа! – вклинился Миша. – Столбик в поэзии называется строфой.

Строфа – это такая часть поэтического текста, которая объединяет несколько строк стихотворения.

И строфы могут быть самыми разными по размеру!

Вот отрывок из одной сказки Лермонтова. Это две строфы, и в каждой – по две строки.

В море царевич купает коня;

Фыркает конь и ушами прядёт,

Брызжет и плещет и дале плывёт.

А вот отрывок из стихотворения Пушкина. Это одна строфа, и в ней четыре строки.

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несёшься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

В строфе строки обычно объединяются по смыслу и по рифме.

По смыслу вся строфа – это речь царя.

«Кто, рыцарь ли знатный иль латник простой,

В ту бездну прыгнёт с вышины?

Бросаю мой кубок туда золотой:

Кто сыщет во тьме глубины

Мой кубок и с ним возвратится безвредно,

И вот что мы узнали:

Рифма – это совпадение конечных слогов в стихотворных строках.

Строфа – несколько строк, которые объединяются смыслом и рифмой. При этом в строфах может быть разное количество строк.

– А у нас тут четыре строки, - воскликнула Алина. – Это четверостишие!

– Тогда нужно написать ещё одно такое четверостишие, – подхватил Миша. – Или лучше два. Давай попробуем высказать, чего мы желаем маме:

Чтоб неизменное счастье

Вечно с тобой оставалось

Чтобы, как солнце, почаще

Ты нам светло улыбалась!

– А теперь нужен финал! – подхватила Алина. – Давай вот так:

Сбудутся пусть ожиданья,

Светлого лишь настроения!

Я от души поздравляю

В радостный день – День рожденья!

Поздравление получилось просто чудесным – любая мама будет рада такому подарку. И главное – это ведь совершенно точно стихи. Потому что теперь мы знаем, чем стихи отличаются от прозы.

Повторим ещё раз – что есть в стихах, чего нет в прозе?

Там есть ритм – чередование ударных и безударных слогов. Один отрезок такого повтора – это одна стопа.

Ещё в стихах есть рифма – совпадение последних слогов в стихотворных строках.

По смыслу и рифмам строки стихотворения могут объединяться в строфы разного размера.

Читайте также: