Доклад на тему лирика дж г байрона и творчество русских поэтов романтиков

Обновлено: 14.05.2024

До Байрона не было поэта, который с таким же правом мог бы притязать на роль кумира своего поколения, и не только в Англии. Стихами Байрона зачитывались, а самому ему (вернее, тому лирическому герою, в котором видели автопортрет поэта) откровенно подражали. Когда Байрон погиб, его смерть оплакивала вся мыслящая Европа. Его творчество представляет собой одно из самых значительных явлений в истории мировой литературной и общественной мысли. В его поэтических произведениях воплотились наиболее острые, жизненно актуальные проблемы его эпохи. Огромная художественная ценность наследия Байрона неотделима от его исторического значения. Его поэзия, явившаяся откликом на революционные потрясения конца XVIII – начала XIX века, отразила общую позицию европейского романтизма как особого направления духовной жизни эпохи.

Байрон был привержен просветительским идеалам и эстетике классицизма, однако, он является поэтом-романтиком. Преклонение перед разумом сопровождается мыслью о неразумности современной действительности. Признание классицистической строгости и ясности сочетается с изображением сложных и неясных чувств, окрашенных мрачным настроением. Действительность испытывается не только разумом, но и романтической иронией. Идеи просветителей выступают в творчестве Байрона в новом, трансформированном виде. У поэта уже нет оптимистической веры во всесилие разума.

Пафос жизни и творчества Байрона - в борьбе против тирании.

Главной мечтой его была мечта о свободе человечества. Однако идеал свободы у Байрона лишен социальной конкретности, поэтому стремление к свободе у него индивидуалистично. Свободу Байрон видит либо в борьбе, ведущей к разрыву с обществом, либо в эпикуреизме.

Неспящих солнце! Грустная звезда!

Как слёзно луч мерцает твой всегда!

Как темнота при нём ещё темней!

Как он похож на радость прежних дней!

Так светит прошлое нам в жизненной ночи,

Но уж не греют нас бессильные лучи;

Звезда минувшего так в горе мне видна;

Видна, но далека – светла, но холодна!*

(Перевод А. К. Толстого)

Байрон вольно перелагает библейские мотивы, и они обретают романтическое звучание. Скорбная лирика поэта, исполненная неотступного чувства одиночества и стоического мужества в испытаниях, посылаемых

И если не на век надежды рок унёс, -

Они в груди моей проснутся,

И если есть в очах застывших капля слёз, -

Они растают и прольются.*

Жгучее презрение к благоденствующей толпе, добровольная отверженность, напряженность трагических переживаний, звучащие в лирике Байрона, сделали её воплощением романтизма - и как миропонимания, и как эстетической доктрины. Стихи передавали не только окрашенную в мрачные тона гамму чувств, но и энергию протеста, вольнолюбие, отказ от моральных компромиссов. Прежде считалось немыслимым с подобной откровенностью говорить в стихотворении о любви и ненависти, озарениях и очарованиях, муках и яростях, скрупулезно воссоздавая прихотливые порывы души, и делая это так, что хроника сердечных смут одновременно оказывалась хроникой века. До романтиков в поэзии преобладали обобщенность и почти неизбежная условность чувства. Байрон первым превратил лирику в исповедь и дневник в личности, уникальному по своему духовному опыту, но в месте с тем типичной для своей эпохи.

Нет слёз в очах, уста молчат,

От тайных дум томится грудь,

И эти думы вечный яд,-

Им не пройти, им не уснуть!*

Байрон увлекался сатирой. Сатирическое направление в его творчестве развивалось в различных жанрах – поэмах, эпиграммах, пародиях, сатирических эпитафиях. В совершенстве Байрон владел малой формой – в нескольких строках, в остроумной игре слов ему удавалось передать и злободневность события, и его точность.

Раздел: Зарубежная литература
Количество знаков с пробелами: 51582
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Путь в литературу Байрон начал с лирических стихотворений. В годы обучения в кембриджском университете Байрон издал поэтические сборники: "Стихи на случай" (1806), "Часы досуга" (1807). Первый сборник был издан анонимно, а второй с фамилией автора, которая была снесена критикой напрочь. В ответ Байрон создал сатиру под названием "Английские барды и шотландские обозреватели" (1809) в которой не только саркастически высмеивал своих критиков и вступил в полемику с представителями первого поколения волынских поэтов романтиков принадлежавших так называемой "Озорной школы", относительно принципов, по которым современная литература должна отображать жизнь. Между прочим, критики много в чем были правы: ранняя лирика поэта была незрелой и непоследовательной, хотя и не избавлена от блеска поэтического гения.

К художественно совершенным образам байронической лирики относятся; цикла любовных стихов адресованных Мэри Чаворт, в которую поэт был влюблен в студенческие годы: стихи обращены к сводной сестры Августы (от первого брака его отца); цикл стихов посвященных исторической фигуре Наполеона, которого поэт, как и много других европейцев сначала боготворил, и в котором впоследствии разочаровался, возмущенный его захватнической политикой; поэтический цикл "Еврейские мелодии" содержащий 23 стихотворения, написанных на библейские мотивы и одновременно полных отголосков современности.

Лирика Байрона уже стала и для его современников ярким воплощением новой, определенно романтической поэзии. Едва ли не основным художественным открытием Байрона стало то, что главным героем своей повести он сделал собственную душу. Его душевная открытость и искренность поражает. В лирике определяются и главные идейно-художественные приоритеты поэта: с одной стороны это мотив усталости, разочарования, одиночества, который начинает пафос "мировой скорби" а с другой стороны это пропитанные свободолюбивым пафосом богоборческие и бунтарские мотивы, которые наилучшим образом находят свое отражение и продолжение в образе байронического героя.

Одними из выдающихся лирических стихотворений поэта стали "Мой дух как ночь" и стихотворение основное на древнегреческом мифе "Прометей". В последнем стихотворение Байрон подчеркивает не только страдания и предательство главного героя, но и поднимает патриотический дух.

Путь в литературу Байрон начал с лирических стихотворений. В годы обучения в кембриджском университете Байрон издал поэтические сборники: "Стихи на случай" (1806), "Часы досуга" (1807). Первый сборник был издан анонимно, а второй с фамилией автора, которая была снесена критикой напрочь. В ответ Байрон создал сатиру под названием "Английские барды и шотландские обозреватели" (1809) в которой не только саркастически высмеивал своих критиков и вступил в полемику с представителями первого поколения волынских поэтов романтиков принадлежавших так называемой "Озерной школы", относительно принципов, по которым современная литература должна отображать жизнь.

К художественно совершенным образам байронической лирики относятся; цикла любовных стихов адресованных Мэри Чаворт, в которую поэт был влюблен в студенческие годы: стихи обращены к сводной сестры Августы (от первого брака его отца); цикл стихов посвященных исторической фигуре Наполеона, которого поэт, как и много других европейцев сначала боготворил, и в котором впоследствии разочаровался, возмущенный его захватнической политикой; поэтический цикл "Еврейские мелодии" содержащий 23 стихотворения, написанных на библейские мотивы и одновременно полных отголосков современности.

Лирика Байрона уже стала и для его современников ярким воплощением новой, определенно романтической поэзии. Едва ли не основным художественным открытием Байрона стало то, что главным героем своей повести он сделал собственную душу. Его душевная открытость и искренность поражает. В лирике определяются и главные идейно-художественные приоритеты поэта: с одной стороны это мотив усталости, разочарования, одиночества, который начинает пафос "мировой скорби" а с другой стороны это пропитанные свободолюбивым пафосом богоборческие и бунтарские мотивы, которые наилучшим образом находят свое отражение и продолжение в образе байронического героя.

Одними из выдающихся лирических стихотворений поэта стали "Мой дух как ночь" и стихотворение основное на древнегреческом мифе "Прометей". В последнем стихотворение Байрон подчеркивает не только страдания и предательство главного героя, но и поднимает патриотический дух.

Поэтическое преображение мира в лирике Шелли.

Для Шелли прекрасно то, что находится в движении, в развитии к высокому идеалу. Шелли как поэт-романтик ищет в настоящем ту красоту, в которой предвосхищается будущее, однако он обходит вопрос о конкретном изображении настоящего. Отсюда неизбежен определенный разрыв между действительным и желаемым.

Материалистическая мысль о том, что искусство создается как результат воздействия реальности, осложняется в трактате идеалистическими утверждениями о пророческой роли поэзии, о всесильном воздействии поэта-законодателя на общество.

Шелли утверждает, что поэзия основана на воображении. Акцент на воображении и вдохновении, свойственный эстетике поэта-романтика, не означает, однако, того, что Шелли не признавал роли разума в поэтическом творчестве. Разум, по мнению Шелли, необходим для поэтического воображения.

Шелли вошел в мировую литературу как поэт-тираноборец, прославляющий прометеевский героизм прекрасной свободолюбивой личности, выступающей против социального неравенства. Мечта поэта-романтика раскрывается в поэзии Шелли в форме картин счастливого будущего. Символический образ освобожденного человечества в произведениях Шелли родствен высоким идеалам социалистов-утопистов.

Петренко Наталья Анатольевна
Евпаторийский институт социальных наук (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего
Полянчикова Владислава Вячеславовна
Евпаторийский институт социальных наук (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего

Аннотация: В статье рассматривается влияние произведений Дж. Г. Байрона на творчество М.Ю. Лермонтова. Отмечено, что в произведениях русского поэта нашли отражение такие черты байронизма, как воспевание бунтарского героя, борьба за свободу, гражданский героизм. В то же время, литературный талант М. Лермонтова возник на русской почве и опирался на русскую действительность.
Ключевые слова: традиция, романтизм, байронизм, поэтика

G.G. BYRON`S TRADITIONS IN М.YU. LERMONTOV`S WORKS

Petrenko Natalya Anatolyevna
Yevpatoria Institute of Social Sciences of V. I. Vernadsky Crimean Federal University
Polyanchikova Vladislava Vyacheslavovna
Yevpatoria Institute of Social Sciences of V. I. Vernadsky Crimean Federal University

Abstract: The article discusses the influence of G. Byron`s works to the work of M. Y. Lermontov. It is noted that in the works of Russian poet reflected such features of byronism as the chanting of the rebellious hero, freedom struggle, civic heroism. At the same time, М. Lermontov`s literary talent is appeared on Russian soil, and relied on the Russian reality.
Keywords: tradition, romanticism, Byronism, poetics

В истории русского байронизма Дж. Байрон стал объектом подражания для многих писателей. Наиболее ярко его творчество нашло отражение в произведениях М.Ю. Лермонтова. К изучению данной проблемы обращались многие советские и современные исследователи, среди которых следует отметить А.Н. Веселовского, В.П. Воробьёва, А.Д. Галахова, Л.Я. Гинзбург, Н.Я. Дьяконову, А.М. Зверева, Е.Н. Михайлову, С.И. Родзевича, М.Н. Розанова, В.Д. Спасовича, Б.В. Томашевского, Б.М. Эйхенбаума, М.Л. Семёнову, В.В. Липич, Ю.В Люсову, В.П. Воробьёва и др. Их работы посвящены анализу эстетики и поэтики М.Ю. Лермонтова, истории создания отдельных произведений, характеристике персонажей, жанровому своеобразию лермонтовского наследия, контактным связям. Актуальной остается проблема влияния Дж. Байрона на формирование творческой индивидуальности М.Ю. Лермонтова. Цель нашей статьи – рассмотреть влияние байронизма на творчество русского писателя.

Итак, интерес к особенностям влияния Дж. Байрона на творчество М.Ю. Лермонтова не угасает уже длительное время. Это обусловлено тем, что Байрон был ключевой фигурой в русской литературе начала XIX века, можно сказать – выражением реальной жизни того времени. Велика была роль Дж. Байрона в формировании и развитии эпического жанра, образа героя-индивидуалиста романтических поэм Лермонтова. Отметим, что русский писатель в своих художественных текстах подымал проблему борьбы с ненавистным феодально-крепостническим строем царской России. Вслед за Байроном, он изображал исключительных героев, стремящихся вырваться из тесных рамок установленных жизненных законов.

Читайте также: