Риски инклюзивного образования доклад

Обновлено: 04.07.2024

Целью моей работы является исследование актуальной проблемы - введение инклюзивного образования в современной России.

Задачи: изучить специализированные источники, литературу по проблеме инклюзивного образования; законодательные акты Российской Федерации, государственные программы по данному вопросу; обозначить проблемы инклюзивного образования; выявить мнение учащихся и родителей об обучении детей с ОВЗ в традиционном классе; выявить готовность учителей школы обучать детей с ОВЗ; провести социологический опрос среди учителей и учеников. Объект исследования: готовность участников образовательного процесса к внедрению инклюзивного образования.

При написании работы использовались следующие методы исследования: анализ литературы и Интернет-источников, анкетирование, собеседование.

Актуальность темы заключается в том, что инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей.

Историография инклюзивного образования в России.

Нормативно-правовая база инклюзивного (интегрированного) образования.

Сущность инклюзивного образования.

Противоречия, ограничения, риски инклюзивного образования.

Результаты социологического опроса среди учителей и учеников.

1. Конвенция ООН о правах ребёнка.

2. Конституция Российской Федерации.

3. Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 29 декабря 2012 г.

4. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987.

5. Назарова Н.М Инклюзивное и специальное образование: препятствия, риски развития / Сб. научных статей 4 международного теоретико-методологического семинара. — М.: Логомаг, 2012
6. Носова Т. М., Шведов В. Г., Колыванова Л. А. Инклюзивное образование

7. Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. Саратов: Изд-во Педагогического института СГУ, 2002.С. 15-21.

8. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья. Красноярск, 2013. С. 71 - 95.

9.Алехина С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая на­ука и образование. 2015. № 1.

1. Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 29 декабря 2012 г

2. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987.

3. Назарова Н.М Инклюзивное и специальное образование: препятствия, риски развития / Сб. научных статей 4 международного теоретико-методологического семинара. — М.: Логомаг, 2012

4. Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. Саратов: Изд-во Педагогического института СГУ, 2002.С. 15-21.

5. Алехина С.В . Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая на­ука и образование. 2015. № 1.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Потенциальные эффекты и риски инклюзивного образования.

Инклюзивное образование (включающее образование, совместное обучение) – это процесс обучения и воспитания детей с особыми потребностями в обычных школьных организациях вместе со сверстниками.

Потенциальные эффекты инклюзивного образования:

1. Формирование в сообществе (класс, группа, школа) навыков толерантности;

3. Возможность социализации;

4. Развитие социальных и коммуникативных навыков.

5. Создание в организациях образования специальных условий обучения для детей с особыми образовательными потребностями.

6. Создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям всех детей - данной образовательной организации.

7. Подготовка детского, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с ОВЗ и создание таких условий обучения, которые являлись бы комфортными для всех детей и способствовали бы достижению максимального уровня развития, а также социальной реабилитации ребенка и его интеграции в общество.

Риски инклюзивного образования:

В идеале никаких минусов быть не должно, поскольку инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни детей, особенно детей из социально уязвимых групп и оздоровлению общества в целом. Но, учитывая наши социально-экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование носит пока экспериментальный характер.

Риски в осуществлении инклюзивного образования.

-Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка;

-Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии;

-Подготовка тьюторского сопровождения для детей, имеющих особые образовательные потребности (в инклюзивном образовании тьютор – это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную и социальную среду школы). Для обеспечения доступности образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ в образовательной структуре необходимо наличие сопровождающих специалистов – тьюторов и ассистентов учителя. Такие должности появились сравнительно недавно и не в каждой школе они имеются;

-Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей;

-Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т. д.);

-Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников.

-Риск снижения качества обучения для других детей;

-Риск ухудшения условий обучения самих детей с ограниченными возможностями (многие из них нуждаются в специальных педагогических условиях, в спокойной обстановке и т. д.);

-Риск ухудшения условий труда педагогов;

-Риск разрушения системы специального образования, потери достижений в системе обучения детей с ограниченными возможностями (специальных методик, трудовой подготовки, коррекционной помощи);

-Риск потери рабочих мест узкими специалистами;

-Риск личной или социальной дезадаптации и дисгармонии в детской и взрослой среде;

-Риск непринятия социальным сообществом и участниками образовательного процесса изменений образовательной политике в части внедрения практик инклюзивного образования;

-Риск проведения формальной (стихийной) инклюзии;

-Риск в неправильном определении образовательного маршрута детей с ограниченными способностями (потенциальное наличие противоречий между требованиями и возможностями ребенка);

-Риск невозможности материально и технически оснастить образовательное учреждение под нужды детей с ограниченными возможностями.

Ресурсные барьеры для инклюзивного образования:

- люди — их отношение, недостаток знаний, страх, предубеждения, стереотипность мышления. В частности, родители здоровых детей часто высказывают опасения, что развитие их ребенка может задерживаться присутствием тех, кто требует значительной поддержки. Взгляды родителей отражают распространенные в обществе стойкие стереотипы в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья;

- денежные и материальные средства — нехватка средств и оборудования, низкая заработная плата;

- знания и информация — безграмотность, отсутствие доступа к знаниям, слабая политика или ее отсутствие, отсутствие коллективного опыта в обсуждении и решении проблем.


– разработка концепции включения детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс;

– определение содержания и структуры работы с особыми детьми;

– формирование психологической готовности педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями, изменение профессиональных установок и профессиональных компетентностей;

– создание условий социальной адаптации детей с ограниченными возможностями в образовательное пространство;

– разработка модели деятельности педагогического коллектива по психолого-педагогическому сопровождению ребенка;

– создание условий для полноценного развития различных сторон психологической жизни каждого ребенка (эмоциональной, волевой, мотивационно-личностной, интеллектуальной), навыков эффективного социального взаимодействия.

При реализации проектов по инклюзивному образованию необходимо помнить о сопротивлении в трех средах: сопротивление в педагогической среде, сопротивление в детских коллективах, сопротивление в родительской среде.

Среди рисков инклюзивного образования отметим следующие:

– риск снижения качества обучения для других детей;

– риск ухудшения условий обучения самих детей с ограниченными возможностями (многие из них нуждаются в специальных педагогических условиях, в спокойной обстановке и т. д.);

– риск ухудшения условий труда педагогов;

– риск разрушения системы специального образования, потери достижений в системе обучения детей с ограниченными возможностями (специальных методик, трудовой подготовки, коррекционной помощи);

– риск потери рабочих мест узкими специалистами;

– риск личной или социальной дезадаптации и дисгармонии в детской и взрослой среде;

– риск непринятия социальным сообществом и участниками образовательного процесса изменений образовательной политик в части внедрения практик инклюзивного образования;

– риск проведения формальной (стихийной) инклюзии;

– риск в неправильном определении образовательного маршрута детей с ограниченными способностями (потенциальное наличие противоречий между требованиями и возможностями ребенка);

– риск невозможности материально и технически оснастить образовательное учреждение под нужды детей с ограниченными возможностями.

Таким образом, построение системы инклюзивного образования является сложным и длительным процессом, успешность которого зависит от активного участия, как педагогов, так и родителей. Изучение зарубежного опыта может стать важным условием развития национальных систем инклюзивного образования и их интеграции в мировое образовательное пространство.

Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, возможность, ребенок, EFA, создание условий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инклюзивное образование:

риски и ресурсы

Педагог-психолог: Можарева М.С.

Новая образовательная политика

Обучение Интегрированное – система неизменна, ребёнок либо адаптируется к ней, либо становится для неё неприемлемым. Инклюзивное – все дети разные, все дети могут учиться, система адаптируется к потребностям ребёнка.

Интегрированное – система неизменна, ребёнок

либо адаптируется к ней,

либо становится для неё

Инклюзивное – все дети разные,

все дети могут учиться,

система адаптируется к

потребностям ребёнка.

Смысл инклюзии * социализация ребёнка с ОВЗ, * введение его в культуру, * развитие его социального опыта наряду с освоением академических знаний, * уход от стигматизации (негативного социального маркирования)

Смысл инклюзии

* социализация ребёнка с ОВЗ,

* введение его в культуру,

* развитие его социального опыта наряду

с освоением академических знаний,

* уход от стигматизации

(негативного социального маркирования)

Участники образовательного процесса Дети с ОВЗ Дети с сохранным развитием Педагоги Специа-листы сопрово-ждения Родители детей с ОВЗ Родители детей с сохранным развитием Админи- страция школы

Участники образовательного процесса

Дети с сохранным развитием

Специа-листы сопрово-ждения

Родители детей с ОВЗ

Родители детей с сохранным развитием

страция школы

* ранняя подготовка ребенка к школьному обучению;

* индивидуализировать обучение в б о льшей степени;

* специальные разделы, не присутствующие в программах массового образования;

* особая пространственная и временная организация образовательной среды;

* образовательное пространство - за пределы образовательного учреждения.

2.Опора на сохранные способности!

Родители детей с ОВЗ Тенденция: среди родителей детей с ОВЗ увеличивается число тех, кто имеет высокий образовательный, социальный статус Типы: 1.Амбициозно 2.Пассивный 3.Тревожный 4.Рациональный -авторитарный

Родители детей с ОВЗ

Тенденция: среди родителей детей с ОВЗ увеличивается

число тех, кто имеет высокий

образовательный, социальный статус

1.Амбициозно 2.Пассивный 3.Тревожный 4.Рациональный

Родители детей с ОВЗ

Стадии принятия:

1.ОтрицаниеНЕТ! Вы все ошибаетесь, это

НЕ так!

2.СделкаЯ сделаю всё, что угодно,

переделать…

3.ГневВсе вокруг против, всех ненавижу!

4.ДепрессияЯ ничего не могу, не хочу, всё равно…

5.ПринятиеДа, это так, я готов к сотрудничеству.

Родители детей с ОВЗ Риски: разочарование, сравнение со здоровыми детьми Ресурсы: 1.Постановка реальных целей 2.Акцент на положительном эффекте 3.Сотрудничество с педагогом 4.Личный ресурс (хобби, работа, другой ребёнок, поддержка близких)

Родители детей с ОВЗ

разочарование, сравнение со здоровыми детьми

1.Постановка реальных целей

2.Акцент на положительном эффекте

3.Сотрудничество с педагогом

(хобби, работа, другой ребёнок, поддержка близких)

Дети без ОВЗ

недостаточное внимание со стороны педагога,

неадекватное восприятие ребёнка с ОВЗ,

(личный пример)

2. Работа педагога:

- непосредственный этап (установление контакта,

разъяснение и обучение реагированию,

помощь и толерантное отношение)

Родители детей без ОВЗ

2.Развитие собственной толерантности

«отчуждение таких детей может иметь обратный негативный

Педагогические качества

Наличие Требования

1.Авторитарная доминантность 1.Демократичность

2.Пед. индифферентность 2.Чуткость, эмпатия

3.Ориентация на академические 3.Ориентация на жизненную

5. Пед. догматизм 5. Вариативность

6. Консерватизм 6. Гибкость

7.Нетерпимость (раздражительность) 7.Терпеливость

8.Искажения самооценки 8.Адекватное самовосприятие

Педагоги Стадии принятия: 1.Явное сопротивление 2.Скрытое сопротивление 3.Пассивное принятие 4.Активное принятие Причины сопротивления: СТРАХ: неизвестности ответственности затраты сил (столкнуться с несовершенством)

Стадии принятия:

Причины сопротивления:

(столкнуться с несовершенством)

Трансформация или Мимикрия?

1.Коллективное движение к цели:

  • мастер-классы
  • стажировки
  • практикумы, семинары
  • Балинтовские группы

2.Личные ресурсы: хобби, поддержка близких и т.п.

! Купирование эмоционального стресса

Специалисты сопровождения Риски: расширение поля деятельности дефицит смежных знаний коммерческая основа обучения дефицитным навыкам снижение эффективности Ресурсы: 1.Чёткая постановка цели работы 2.Опредеоение приоритетных границ 3.Прохождение педагогами психологических курсов 4.Тесное взаимодействие с коллегами 5. Личные ресурсы

Специалисты сопровождения

расширение поля деятельности

дефицит смежных знаний

коммерческая основа обучения дефицитным навыкам

1.Чёткая постановка цели работы

2.Опредеоение приоритетных границ

4.Тесное взаимодействие с коллегами

5. Личные ресурсы

Администрация школы Риски: Экспериментальность Дефицит условий Дефицит кадров Ресурсы: 1.Ресурсы всех участников образовательного процесса 2.Командный стиль работы (нет конкуренции, обособленности, прессинга и т.д.) 3.Координатор по инклюзии 4.Повышенние качества работы ПМПк

Администрация школы

1.Ресурсы всех участников образовательного процесса

2.Командный стиль работы (нет конкуренции,

обособленности, прессинга и т.д.)

3.Координатор по инклюзии

4.Повышенние качества работы ПМПк

Риски реализации инклюзивного обучения

Ориентиры инклюзивного обучения

по отношению к ребенку с ОВЗ – учащемуся общеобразовательного учреждения:

баланс академических знаний и социальных навыков

по отношению к соученикам ребенка с ОВЗ – учащимся инклюзивного класса:

триединство ориентиров –

на высокое качество освоения общеобразовательной программы (академических знаний),

конструктивную социальную активность (развитие социальной компетентности) и

сотрудничество (толерантность, взаимопомощь) ;

по отношению к педагогу – учителю инклюзивного класса:

принятие и учет различий, индивидуального своеобразия учащихся;

создание ситуации успеха для всех учеников;

баланс коллективного и индивидуального в учебно-воспитательном процессе;

компромисс между общим и специальным в обучении;

создание и поддержание атмосферы принятия, толерантности, сотрудничества в классе;

по отношению к общеобразовательному учреждению, реализующему инклюзивное образование детей с ОВЗ:

адаптивность образовательного процесса, образовательной среды, учебно-методического комплекса учреждения;

вариативность подходов, методов и форм социальной адаптации и реабилитации;

командное взаимодействие педагогов, организующих процесс обучения и социализации, его психолого-педагогическое сопровождение;

развитие толерантного взаимодействия участников образовательного процесса, сотрудничество с родительской общественностью;

оптимизация финансово-экономического обеспечения процесса обучения и социализации.

Читайте также: