Резервный фонд президента рф доклад

Обновлено: 17.05.2024

1. Федеральным бюджетом на очередной финансовый год и плановый период предусматривается создание резервного фонда Президента Российской Федерации в размере не более 1 процента утвержденных расходов федерального бюджета.

2. Средства резервного фонда Президента Российской Федерации используются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов.

3. Использование бюджетных ассигнований резервного фонда Президента Российской Федерации осуществляется на основании указов и распоряжений Президента Российской Федерации.

4. Использование бюджетных ассигнований резервного фонда Президента Российской Федерации на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности Президента Российской Федерации не допускается.

Комментарии к ст. 82 БК РФ

Резервный фонд Президента РФ представляет собой совокупность бюджетных средств, предназначенных для финансирования непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов в случаях и в порядке, которые предусмотрены указами Президента РФ. Например, в соответствии с распоряжением Президента РФ от 17 мая 2006 г. N 217-рп во II квартале 2006 г. из резервного фонда Президента РФ выделены 2,29 млн. руб. Администрации Сахалинской области на приобретение трех машин "скорой помощи", оснащенных дополнительным медицинским оборудованием, для оказания экстренной медицинской помощи населению на территории Курильских островов. Кассовое исполнение письменных распоряжений Президента РФ о расходовании средств резервного фонда осуществляется органами федерального казначейства. Расходование средств резервного фонда Президента РФ не допускается: а) на проведение выборов, референдумов; б) освещение деятельности Президента РФ.

Резервный фонд Президента РФ формируется в составе расходной части федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в размере не более 1% утвержденных расходов федерального бюджета.

Согласно ст. 276 Кодекса отчет о расходовании средств резервного фонда Президента РФ представляется в Государственную Думу одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета. В п. 1 ст. 213 Кодекса предусмотрено, что при сокращении (росте) расходов федерального бюджета более чем на 10% в Государственную Думу одновременно с внесением проекта федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете представляется отчет о расходовании средств резервного фонда Президента РФ.

РЕЗЕРВНЫЙ ФОНД ПРЕЗИДЕНТА РФ один из видов бюджетных резервов, предусматриваемый в федеральном бюджете на очередной финансовый год для финансирования непредвиденных, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента. Согласно Бюджетному кодексу РФ размер Р.ф. Президента РФ не может превышать 1% утвержд. расходов федер. бюджета. Конкретный размер Р.ф. устанавливается ежегодно при принятии федер. бюджета на соответств. год. С момента образования фонда в 1993 ежегодно в федер. бюджете, включая бюджет на 1999, средства Р.ф. Президента РФ предусматривались в размере 100 млн р.; в 2000 и 2001 его объем был увеличен до 200 млн р. Основанием для выделения средств за счет Р.ф. Президента РФ является соответствующее распоряжение Президента РФ, в к-ром оговаривается целевое назначение выделяемых средств, их конкретный получатель, орган, обяз. контролировать целевое и рациональное использование ресурсов. Проекты распоряжений Президента РФ о выделении средств готовит Администрация Президента РФ по согласованию с Министерством финансов РФ. В отличие от Резервного фонда Правительства РФ средства Резервного фонда Президента РФ могут быть использованы на финансирование не только мероприятий федер. значения. Они могут выделяться на финансирование федер., регион. и местных программ, на поддержку соц. групп и категорий граждан России, отд. пр-тий и производств. При этом отсутствует утвержд. законом или указом Президента РФ спец. положение о порядке выделения и расходования средств этого фонда. Контроль за целевым и рацион. расходованием средств фонда возлагается, как правило, на Минфин России. По мнению нек-рых аналитиков, создание Резервного фонда Президента РФ в гос-ве, где Президент не осуществляет исполнительную власть, не вызывается особой необходимостью. В др. странах, где Президент является главой гос-ва, резервные фонды создаются только для финансирования исполнит. органами непредвид. расходов, не предусмотр. в соответствующих бюджетах, а также для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. В РФ, кроме Резервного фонда Президента РФ, создаются также резервные фонды органов исполнительной власти, в т.ч. два резервных фонда Правительства РФ.

Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика . Под общ. ред. А.Г. Грязновой . 2002 .

Полезное

Смотреть что такое "РЕЗЕРВНЫЙ ФОНД ПРЕЗИДЕНТА РФ" в других словарях:

Резервный фонд президента рф — (англ reserve fund of President of RF) в бюджетном законодательстве РФ специальный финансовый фонд, создание которого предусматривается федеральным бюджетом на очередной финансовый год в размере не более 1% утвержденных расходов … Энциклопедия права

Резервный фонд президента рф — (англ reserve fund of President of RF) в бюджетном законодательстве РФ специальный финансовый фонд, создание которого предусматривается федеральным бюджетом на очередной финансовый год в размере не более 1% утвержденных расходов федерального… … Большой юридический словарь

Резервный фонд Президента РФ — 1. Федеральным бюджетом на очередной финансовый год и плановый период предусматривается создание резервного фонда Президента Российской Федерации в размере не более 1 процента утвержденных расходов федерального бюджета. (в ред. Федерального… … Официальная терминология

Фонд резервный — см. Резервный фонд; Резервный фонд Президента РФ … Энциклопедия права

Фонд резервный — см. Резервный фонд; Резервный фонд Президента РФ … Большой юридический словарь

Фонд национального благосостояния России — сформирован 1 февраля 2008 года после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. 1 июля 2012 года по данным Минфина в Резервном Фонде Российской Федерации 2 трлн 810,45 млрд руб.[1]. Содержание… … Википедия

Международный валютный фонд — (International Monetary Fund) МВФ это финансовое учреждение ООН, деятельность которого направленна на содействие и регулирование валютного обмена между странами, а так же выдачу займов государствам членам История развития МВФ, его организационная … Энциклопедия инвестора

Бюджетные послания президента России Федеральному собранию — Согласно Бюджетному кодексу РФ, бюджетное послание президента Федеральному собранию неотъемлемый элемент процедуры подготовки федерального бюджета. В этом документе определяются ориентиры бюджетной политики на очередной финансовый год и плановый… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Бюджетное послание президента Российской Федерации — составная часть Послания президента РФ Федеральному собранию; аналитический документ стратегического характера, в котором раскрываются основные направления финансовой политики государства и даются оценки ожидаемых доходов, расходов и бюджетного… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Бюджетные послания президента Российской Федерации — Бюджетное послание президента Российской Федерации – составная часть Послания президента РФ Федеральному собранию; аналитический документ стратегического характера, в котором раскрываются основные направления финансовой политики государства … Энциклопедия ньюсмейкеров

Что такое резервный фонд России, зачем он нужен, как его формируют

Резервный фонд России — часть денег федерального бюджета, которая подлежит обособленному управлению и учету. По данным на июнь 2021 года, объем этих средств составил почти 14 трлн рублей. Расскажем подробнее, как формируют капитал и на что его можно тратить.

Для чего нужен резервный фонд

В 2004 году в России для регулирования экономики был создан стабилизационный фонд. Спустя 4 года его разделили на две службы: резервный фонд и фонд национального благосостояния (ФНБ). 1 января 2018 года структуры вновь объединили, и теперь оба термина обозначают одно и то же — запас федеральных денег, которые инвестируют в различные активы.

Резервный фонд РФ пополняют за счет избыточных нефтегазовых доходов. Компании Роснефть, Газпром и другие экспортеры углеводородов платят в бюджет налоги. Часть финансовых поступлений называют нефтегазовым трансфертом, он идет на погашение федеральных расходов. Остаток непотраченных денег отправляют в ФНБ. Еще один способ пополнения — прибыль от управления активами.

Нефтегазовые доходы получают из нескольких составляющих:

  • Налог на добычу полезных ископаемых.
  • Вывозные таможенные пошлины на газ, нефть, продукты переработки.
  • Акцизы на нефтяное сырье.

Доходы считают заранее, исходя из прогнозируемых цен на сырье и ожидаемого курса рубля по отношению к доллару. Если денег в бюджет поступает больше, чем планировалось, государство получает прибыль. Когда средств зачислено в казну меньше, то речь идет о нефтегазовых расходах, и тогда ФНБ не пополняют.

На что тратят средства резервного фонда

Средства ФНБ учитывают отдельно от прочих финансов государства. Их тратят исключительно на целевые нужды:

  • Софинансирование пенсий и другие потребности ПФР.
  • Компенсирование дефицита бюджета.
  • Крупные инвестиционные проекты.

Подробная информация о том, что такое резервный фонд , размещена на сайте Минфина РФ.

В 2020 году деньги из ФНБ потратили на следующие нужды:

  • Строительство кольцевой центральной дороги в Московской области.
  • Модернизацию Транссибирской и Байкало-Амурской железных дорог.
  • Проведение интернета в малонаселенные пункты страны.

В качестве инвестиций правительство выбрало покупку привилегированных акций и облигаций РЖД.

ФНБ: условия работы

Фонд национального благосостояния формируют в рублях. Но для размещения средств используют разные варианты: приобретение иностранной валюты, инвестирование в облигации, акции, депозиты, ПИФы. Деньги разрешено вкладывать только в долгосрочные надежные проекты.

В 2020 году почти 80% от общего объема средств находилось на счетах ЦБ РФ в евро, долларах США, британских фунтах. Этим высоколиквидным капиталом при необходимости быстро погасят дефицит бюджета государства или ПФР.

Особенности резервного фонда

Деньгами фонда управляет Министерство финансов, но отдельные вопросы доверяют Центробанку. Когда Минфин покупает иностранную валюту, то размещает ее на счетах ЦБ РФ. На остаток начисляют проценты в рублях.

Размер резервного фонда превысил 7% от ВВП страны? Тогда средства инвестируют в крупные проекты и покупку активов. Если показатель меньше 7%, капитал можно вкладывать лишь в уже начатые программы. Почему именно 7%? Такое количество денег принято считать оптимальной подушкой безопасности государства.

По данным ЦБ РФ, за 10 лет объем резервных средств вырос на 31% в долларовом эквиваленте. К недостаткам ФНБ относят то, что отчетность по его работе непрозрачна. Обычным гражданам не доступна информация, куда распределяли активы и какую прибыль получило государство от инвестирования.

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов: органов исполнительной власти; органов местного самоуправления.
Резервные фонды бюджетов – это обособленная часть денежных средств в бюджетах всех уровней, получившая форму целевых бюджетных фондов, предназначенных для обеспечения бесперебойного финансирования как предусмотренных ранее затрат, так и непредвиденных расходов, возникших внезапно и имеющих чрезвычайный или случайный характер.
Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.
Резервный фонд выполняет две функции. Во-первых, его средства могут быть использованы для покрытия дефицита госбюджета в момент неблагоприятной конъюнктуры. Во-вторых, в период высоких цен на сырьё фонд позволяет аккумулировать избыточные экспортные поступления и предотвращать развитие голландской болезни экономики.
Порядок их расходования устанавливается нормативными правовыми актами Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления.
Резервные фонды призваны:

- обеспечивать бесперебойное финансирование предусмотренное по бюджету мероприятий даже в тех случаях, когда бюджетные поступления оказываются ниже запланированной величины;

- способствовать сохранению баланса между доходами и расходами бюджета, непосредственно влияя на его устойчивость;

- выступать одним из источников возмещения ущерба, причиняемого государственной и муниципальной собственности стихийными силами природы;

- маневрировать денежными средствами в целях устранения внутригодовых кассовых разрывов;

- удовлетворять вновь появляющиеся неотложные нужды, устранять возникающие в ходе исполнения бюджета диспропорции.

Будучи разновидностью финансовых резервов, резервные фонды бюджетов характеризуются специфическими чертами:

- они относятся к централизованным резервам общества и имеют широкую сферу применения;

- их отличает масштабность влияния на процесс воспроизводства, поскольку они способствуют устойчивости экономики страны в целом, поддержанию стабильного функционирования ее отраслей при наступлении чрезвычайных и непредвиденных событий;

- их образование всегда носит обязательный, законодательно оформленный характер;

- они универсальны по направлениям использования, т.к. призваны обеспечивать любую дополнительную потребность в средствах, возникающую в бюджете любого уровня в связи с наступлением чрезвычайных и непредвиденных событий событий.

Источник формирования резервных фондов - средства, аккумулированные в бюджетах всех уровней.

Образование бюджетных резервов отражается в расходной части бюджета, в отдельных случаях показывается за балансом доходов и расходов бюджета. Однако включение бюджетных резервов в расходную часть бюджета не означает, что они являются обычным бюджетным расходом, поскольку представляют собой своеобразный запас бюджетных ресурсов, которые мобилизованы в бюджет, но зарезервированы на случай необходимости в дополнительном финансировании, связанном с возникновением в процессе исполнения бюджета незапланированных расходов.

В отличие от обычных расходов бюджета, постепенно и непрерывно осуществляемых в течение бюджетного года, используются только в период наступления определенного рода событий и обстоятельств. Если же в течение бюджетного года таких событий не возникает, то эти фонды остаются невостребованными и должны переходить на следующий год как элемент национального богатства. В федеральном и региональном бюджетах создаются резервные фонды органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ, в местных бюджетах - резервные фонды органов местного самоуправления.

Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.
Размер резервных фондов в бюджетах субъектов РФ устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ при утверждении региональных бюджетов на очередной финансовый год.

Использование средств резервных фондов происходит на основе решений тех органов государственной власти и органов местного самоуправления, в распоряжении которых они были созданы. Средства направляются на финансирование непредвиденных затрат.

Форма расходования средств резервных фондов определяется функциональным назначением выделяемых ресурсов. Порядок расходования средств резервных фондов устанавливается нормативно-правовыми актами Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Они обязаны ежеквартально информировать соответствующие органы законодательной (представительной) власти и местного самоуправления о расходовании средств резервных фондов.

Благодаря такой информации на всех уровнях бюджетной системы РФ осуществляется текущий контроль со стороны законодательной (представительной) власти и местного самоуправления за целевым и рациональным использованием средств резервных фондов.

Функционирование резервных фондов в бюджетах всех уровней бюджетной системы, многофункциональность их назначения требуют создания разнообразных видов резервных фондов. Это объясняется различными по составу полномочиями, возложенными на каждый уровень власти, от которых зависит потребность в резервах и с чем связана дифференциация видов и целей использования. Кроме того, существование множества видов бюджетных резервов вызвано большим количеством непредвиденных событий и обстоятельств, обслуживание которых на них возложено.

В России в состав резервных фондов бюджетов входят: Резервный фонд Президента РФ, резервные фонды президентов республик в составе РФ, резервные фонды органов исполнительной власти. В качестве резерва может использоваться также превышение доходов над расходами, образовавшееся в процессе исполнения бюджета.

Читайте также: