Взаимосвязь государства и религиозных объединений доклад

Обновлено: 20.05.2024

Церковь - это религиозная организация, создаваемая для обеспечения регулярных отношений между ее членами и подразделениями религиозного объединения, а также для поддержания связи со светскими организациями.

Конституции большинства современных государств провозгласили самостоятельность и независимость церкви. Таким образом, отделение церкви от государства - черта современного мира.

В Российской Федерации Государственной Думой 19 сентября 1997 г. принят Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях". В соответствии с данным законом, религиозное объединение - добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры.

Религиозные объединения могут создаваться и действовать в двух организационных формах: религиозной группе и религиозной организации.

Религиозная группа - добровольное объединение граждан, исповедующее и распространяющее веру без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

В современном мире в зависимости от отношения к религии выделяются светские, теократические, клерикальные и атеистические государства.

Светское государство предполагает отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Церковь не выполняет политических функций и, следовательно, не является элементом политической системы общества. Церковь не вмешивается в государственные дела, она реализовывает духовную функцию, удовлетворяет религиозные нужды общества. Государство не вправе контролировать отношение своих граждан к религии, оно охраняет законную деятельность религиозных объединений, гарантирует свободу религии, обеспечивает равенство всех религиозных объединений перед законом (Российская Федерация, Республика Беларусь, Франция, Германия и др.).

Теократическое государство является противоположностью светского, поскольку в нем государственная власть принадлежит церкви, которая имеет статус государственной религии. Религиозные нормы являются основным источником права, регулируя все основные сферы частной и публичной жизни. Глава государства является одновременно и верховным священнослужителем. Таким государством была, например, Монголия до 1921 г., а сегодня являются Ватикан, Иран, Пакистан и др.

Клерикальное государство - это промежуточный вариант между светским и теократическим государством. Государственная власть сливается с церковью. В таких государствах одна религия по отношению к другим имеет статус государственной, получая от государства налоговые льготы, субсидии. Клерикальными государствами в настоящее время являются Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Израиль, почти три десятка исламских государств. В Италии в 1984 г. правительство и Ватикан подписали соглашение, отменяющее статус католической религии в качестве единственной государственной. Однако позиции католицизма в этом государстве по-прежнему очень сильны.

Атеистическое государство - это государство, в котором религиозные сообщества преследуются властями. Они, как правило, запрещаются либо находятся под жестким государственным контролем. В таких государствах церковь лишается имущества, запрещено издание и распространение религиозной литературы. Любая религиозная агитация наказывается - верующие и священнослужители подвергаются репрессиям. Нередко применяется открытое принуждение для насильственного разрушения религиозных систем. Таким государством был Советский Союз и другие так называемые страны народной демократии, Китай в 50-60-е гг. прошлого столетия.

Правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации

Основные дискриминационные моменты в законодательстве СССР о религиозных объединениях до 1990 г.

«Религиозным объединениям воспрещается:

а) создавать кассы взаимопомощи, кооперативы, производственные объединения и вообще пользоваться находящимся в их распоряжении имуществом для каких-либо иных целей, кроме удовлетворения религиозных потребностей;

б) оказывать материальную поддержку своим членам;

Подоходный налог, которым облагались служители религиозных культов, мог достигать 81% (!) — наравне с налогообложением частных коммерческих предприятий. Русская Православная Церковь многие годы ходатайствовала о снижении налогообложения духовенства, приравняв его к налогообложению доходов с частной практики врачей, педагогов, адвокатов (ставка налога до 69%). Представители Советской власти не соглашались на такой вариант, полагая, что это было бы равносильно признанию деятельности священнослужителей общественно полезной (в то время как, с точки зрения марксистских догм, служители культов получают доходы от эксплуатации религиозных предрассудков). Снижение предельной ставки подоходного налога для духовенства до 69% было осуществлено Советом Министров СССР только в 1981 г. [1]

Согласно предлагаемой нами периодизации, можно выделить следующие этапы развития отношений между Российским государством и религиозными объединениями, характеризующиеся существенными изменениями государственной вероисповедной политики:

2-й этап: сентябрь 1997 г. — настоящее время.

Фактически на этапе предыстории речь идет о вероисповедной политике СССР, так как до 1990 г. самостоятельной политики у РСФСР не было, а полностью самостоятельным государством Россия стала только после распада СССР в конце 1991 г.

Как уже было отмечено ранее при анализе структурной модели вероисповедной политики, ключевым, определяющим ее компонентом является комплекс доминирующих идейно-мировоззренческих представлений о месте религии и религиозных объединений в жизни общества. Во второй половине 1980-х гг. общий кризис социалистического государства и марксистсколенинской идеологии отражается и на вероисповедной политике. Можно выделить следующие причины и предпосылки формирования новой вероисповедной политики:

Поворот, происходивший в государственной вероисповедной политике, сказывался и на численности религиозных организаций.

В 1987 г. происходит образование республиканского Совета по делам религий при Совмине РСФСР. Ранее аналогичные республиканские органы существовали на Украине и в Армении.

Как сообщает Ю. М. Дегтярев, ввиду того, что органы власти на местах продолжали искусственно тормозить регистрацию религиозных общин, прежде всего православных и мусульманских, в январе 1987 г. Совет по делам религий при Совмине СССР принял беспрецедентное постановление, в котором предлагал республиканским и местным органам пересмотреть свое отношение к данному вопросу. В приложении к постановлению перечислялось около 200 населенных пунктов, откуда в центральные органы поступали ходатайства об открытии церквей, молитвенных зданий, которые было предложено незамедлительно рассмотреть. Особое место было уделено Украине, Белоруссии, Молдавии. Это постановление сыграло положительную роль [5] .

Динамика регистрации религиозных организаций в СССР и РСФСР [6]

В то же время, несмотря на радикально активизировавшийся процесс регистрации, даже к 1990 г. число религиозных объединений, которым по разным причинам отказывали в регистрации, продолжало оставаться весьма значительным.

Констатированная нами существенная перемена ценностноцелевого и функционального компонентов модели вероисповедной политики, ввиду устойчивой взаимосвязи между всеми компонентами, неизбежно должна была повлечь в течение некоторого более или менее длительного интервала времени модификацию и других компонентов: нормативного и институционального.

За религиозными организациями признавались права юридического лица, причем не только за приходами и иными местными религиозными общинами, но и за всеми централизованными религиозными организациями.

Закон разрешил участие религиозных организаций в общественной жизни, доступ их к средствам массовой информации, благотворительную деятельность религиозных организаций.

Устранялось дискриминационное налогообложение религиозных организаций и служителей культа.

Закон предусматривал сохранение в новом качестве Совета по делам религий как информационного и консультативного органа.

Однако в связи с нараставшими процессами дезинтеграции СССР, с принимаемыми союзными республиками декларациями о приоритете республиканского законодательства над союзным данный Закон СССР практически остался без применения.

Закон был ориентирован на ликвидацию сложившихся в условиях атеистической государственной политики ограничений и запретов на деятельность религиозных организаций, на полную и всестороннюю реализацию права на свободу совести.

Религиозные объединения получили права основывать и содержать места богослужений или религиозных собраний; граждане и религиозные объединения получили право беспрепятственно проводить богослужения, религиозные обряды и церемонии, было предусмотрено отправление религиозных обрядов на военной службе, в медицинских учреждениях, в местах заключения (ст. 22).

Религиозные объединения получили право производить и распространять религиозную литературу и предметы культа (ст. 23); заниматься благотворительной и культурно-просветительской деятельностью, учреждать СМИ (ст. 24); поддерживать международные контакты (ст. 25), причем не только религиозные объединения, но и граждане получили право приглашать иностранных граждан для участия в религиозных мероприятиях и для получения религиозного образования.

С приобретением религиозными объединениями прав юридического лица четкую правовую основу приобрело право собственности религиозных объединений (ст. 26); право пользования имуществом других собственников (ст. 27); право вести производственно-хозяйственную деятельность (ст. 28). Было установлено, что на граждан, работающих в религиозных объединениях, распространяется законодательство о труде (ст. 29) (в советское время оно распространялось только на обслуживающий персонал: уборщиц, сторожей, дворников, кочегаров, и то при условии, что они не выполняют никаких иных функций собственно религиозного характера); они подлежат налогообложению наравне с рабочими и служащими, на них распространяются нормы социального обеспечения и социального страхования (ст. 31).

В ряде статей было зафиксировано стремление преодолеть прежнюю атеистическую политику властей: ст. 8 говорила об отделении от государства религиозных и атеистических объединений, о том, что общественные объединения граждан в целях изучения и распространения атеистических убеждений не получают от государства материальной и идеологической помощи, государство не поручает им выполнение каких-либо государственных функций.

Статья 8 установила также, что на территории РСФСР не могут учреждаться исполнительные и распорядительные органы государственной власти и государственные должности, специально предназначенные для решения вопросов, связанных с реализацией права граждан на свободу вероисповеданий, что предопределило ликвидацию структур Совета по делам религий.

Статья 16 воспрещала проведение атеистических мероприятий в местах, используемых верующими для совершения культа.

Никак не был урегулирован вопрос о деятельности иностранных религиозных организаций и граждан. Фактическое отсутствие контроля за деятельностью религиозных объединений со стороны государственных органов (Советы вскоре утратили реальную власть, а позднее, в 1993 г., были ликвидированы) в сочетании с положением ст. 21 о том, что нарушение законодательства отдельными членами религиозного объединения не влечет ответственности всего объединения в целом, сделали практически невозможной ликвидацию в судебном порядке религиозных объединений, нарушивших законодательство.

М. И. Одинцов полагает, что с 1993 г., с момента принятия Конституции РФ, начинается новый этап вероисповедной политики. С нашей точки зрения, несмотря на важность для государственного строительства факта принятия новой Конституции, нет оснований говорить о качественном изменении вероисповедной политики в 1993 г. и, соответственно, о начале ее нового этапа.

Основные факторы, влияющие на формирование государственно-конфессиональных отношений в России:

Проблема конфессиональных новообразований и иностранного миссионерства

Эта проблема оказалась особенно острой в начале 1-го этапа формирования государственно-конфессиональных отношений в новой России, когда, как уже отмечалось, были сняты практически все законодательные ограничения на деятельность иностранных миссионеров и новых религиозных организаций.

Количество учтенных иностранных миссий в субъектах РФ [10] :

Причины бурного роста иностранных миссий и новых религиозных движений в 1990-е гг.:

• духовная неготовность общества к критической оценке получаемой информации. Это наследие как царского, так и советского периодов истории России, когда открыто пропагандироваться могло только официальное марксистско-ленинское учение. Значительная часть общества привыкла безоговорочно доверять средствам массовой информации, не имела никакого опыта ориентирования в плюралистическом обществе, в котором ведут борьбу за умы и души людей миссионеры разных верований. Характерно, что объектом экспансии являются не убежденные верующие, а люди без твердых идеалов, находящиеся в состоянии духовных исканий или мировоззренческой неопределенности;

• общемировые процессы экспансии новых религиозных движений, которые происходят на всех континентах, неизбежно должны были проявиться и в России;

Президент Б. Н. Ельцин дважды отказывался подписывать закон, как нарушающий принцип равенства религиозных объединений и права лиц, не являющихся гражданами РФ. Вопрос о внесении ограничительных поправок в законодательство был тогда окончательно похоронен при вооруженном разгоне Ельциным Верховного Совета РСФСР осенью 1993 г.

В государственном строительстве Российской Федерации произошли два значимых события, которые по времени лежат внутри 1-го этапа становления государственно-конфессиональных отношений в стране, но, применительно к этим отношениям, не внесли принципиальных изменений в их характер и содержание. Первое из них — это распад СССР в декабре 1991 г., когда Россия окончательно становится самостоятельным государством. Второе — принятие Конституции РФ в декабре 1993 г.

В обоих случаях у власти в стране осталась одна и та же политическая группировка, продолжившая проводить прежнюю внутреннюю и внешнюю политику. В частности, никаких принципиальных изменений не произошло и в вероисповедной политике, ориентированной тогда на максимальную либерализацию. Конституция 1993 г., положения которой, связанные со свободой совести, будут рассматриваться нами в одном из следующих разделов, впервые провозгласила Российскую Федерацию светским государством. Однако, поскольку де-факто принцип отделения религиозных объединений от государства и ранее определял содержание государственно-конфессиональных отношений, никаких изменений в политике эта конституционная новелла не повлекла.

На федеральном уровне Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ была образована летом 1994 г. в целях рассмотрения вопросов, возникающих в сфере государственно-конфессиональных отношений, в частности вопросов передачи имущества религиозным организациям. Ее создание было связано с активизацией процесса передачи религиозным объединениям имущества культового назначения в соответствии с Распоряжением Президента РФ от 23.04.93 г. № 281рп. Эта передача начала практиковаться все более интенсивно со времени празднования тысячелетия Крещения Руси. Она мотивировалась необходимостью восстановить справедливость в отношении религиозных организаций, которым был нанесен неисчислимый ущерб в годы атеистических преследований. Однако по своей природе она до настоящего времени носит нереституционный характер, т. е. не предусматривает обязательного возвращения конкретного объекта прежнему собственнику или его правопреемнику. (Заметим, что проблема правопреемства применительно к религиозным организациям, ликвидированным в качестве юридических лиц на основании советского декрета 1918 г., достаточно сложна).

В период до осени 1998 г. в пользование религиозным организациям было передано более 4 000 недвижимых объектов, из них 1 900 памятников истории и культуры федерального и местного значения. Из них Русской Православной Церкви передано около 3 500 объектов. Такая значительная доля в общем количестве объясняется тем, что православных культовых зданий существовало в досоветский период и сохранилось значительно больше, чем культовых зданий других конфессий.

За период с 1988 по 1998 гг. передано св. 15 000 музейных предметов, в частности мощи, иконы. К 1998 г. передача имущества, проходившая в абсолютном большинстве случаев в пользование, но не в собственность религиозных организаций, сократилась по объективным причинам, т. к. значительная часть того имущества религиозного назначения, которое можно было передать без особых затруднений, оказалась передана.

Другая структура, обеспечивающая взаимодействие главы государства с представителями религиозных организаций, — Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, который был создан в 1995 г. (Положение о Совете утверждено Распоряжением Президента РФ от 02.08.95 г. № 357рп). В некоторых федеральных министерствах и ведомствах также создаются подразделения или должности для взаимодействия с религиозными организациями.

Принятие данного Закона ознаменовало начало 2-го этапа формирования государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации. Рассмотрение перемен, произошедших в структурных компонентах государственной вероисповедной политики, позволяет говорить, что ее характер существенно изменился.

Применительно к ценностно-целевому компоненту структурной модели следует отметить, что хотя концептуальные положения вероисповедной политики остались официально не сформулированными, а концепция ГКО не выработанной, фактически произошли определенные перемены. Значительная часть общества и многие лица, стоящие у власти, стали признавать нежелательность полного устранения государства от процессов, происходящих в религиозной жизни страны, необходимость государственного контроля и регулирования развития религиозной ситуации.

Среди важных тенденций в жизни страны в начале XXI века, сказавшихся, в частности, на государственно-конфессиональных отношениях, можно выделить нижеследующие.

В этот же период ряд централизованных религиозных организаций: Русская Православная Церковь, Совет муфтиев России, Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России, несколько протестантских организаций — приняли социальные концепции, документы, излагающие позиции данных организаций по важнейшим проблемам жизни общества и государственно-конфессиональных отношений.

Характерной чертой современного этапа можно считать регулярное появление выдвигаемых различными политическими деятелями законодательных инициатив, в которых предлагается так или иначе выделить традиционные для России конфессии и придать соответствующим религиозным организациям расширенную правосубъектность.

Основные тенденции, проблемы и перспективы развития государственно-конфессиональных отношений:

Гост

ГОСТ

Правовое регулирование отношений религиозных организаций и государства

Религиозные организации — это организации, созданные для распространения определенного религиозного учения и совместного вероисповедания.

В РФ ни одна из религий не устанавливается в качестве обязательной или государственной.

Государство, согласно принципу отделения религиозных объединений от государства, должно:

  • не вмешиваться в выбор гражданином религиозной принадлежности или отношения к религии, в религиозное воспитание детей их законными представителями (родителями, опекунами, усыновителями) в соответствии с собственными убеждениями;
  • не возлагать на религиозные организации и объединения функций органов государственной власти, местного самоуправления, иных государственных учреждений;
  • не вмешиваться в деятельность религиозных организаций и объединений, если эта деятельность не противоречит действующему законодательству;
  • обеспечить светский характер обучения и образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Государство регулирует и контролирует предоставление религиозным объединениям и организациям налоговых и других льгот, оказывает материальную, финансовую и другую помощь в содержании, реставрации и охране объектов и зданий, являющихся памятниками культуры и истории, в обеспечении возможности преподавать общеобразовательные дисциплины в созданных религиозными объединениями образовательных организациях.

Должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления, военнослужащие не имеют права использовать собственное служебное положение для формирования определенного отношения к религии. Деятельность этих органов не может сопровождаться публичными религиозными церемониями и обрядами.

Религиозное объединение, согласно принципу отделения религиозных объединений от государства, должно:

  • создавать и осуществлять собственную деятельность согласно своей институционной и иерархической структурой, назначать, выбирать и заменять свой персонал в соответствии с требованиями и условиями, в порядке, предусмотренным внутренними установлениями;
  • не выполнять функций органов государственной власти, иных государственных органов и учреждений, органов местного самоуправления;
  • не участвовать в деятельности политических движений и партий, не оказывать им материальную или другую помощь;
  • не участвовать в выборах в органы местного самоуправления и органы государства.

Готовые работы на аналогичную тему

Отделение религиозных организаций и объединений от государства не ведет к ограничению прав членов данных объединений принимать наравне с иными гражданами участие в управлении государственными делами, выборах в органы власти, в органы местного самоуправления, участвовать в деятельности политических движений и партий, иных общественных объединений.

Органы государственной власти по просьбам религиозных объединений и организаций могут объявлять нерабочими или праздничными днями религиозные праздники на соответствующих территориях.

Современное состояние религиозных организаций в РФ

На современном этапе многие общественные организации, политические партии, политики, депутаты и бизнесмены пытаются заручиться поддержкой религиозных организаций и объединений. Вовлеченность в общественную жизнь государства конфессий выражается в проникновение в те сферы, где их не было до недавнего времени: в систему образования, художественную культуру, хозяйственную деятельность, издательскую деятельность, средства массовой информации, армию и т. д.

Традиционными вероисповеданиями в РФ являются православие, буддизм, ислам, иудаизм, лютеранство, католицизм. Наивысшей интенсивности процесс их возрождения достиг в 1991-1994 гг. К началу XXI века этот процесс начал идти на спад. Различные общины, которые относятся к разным направлениям протестантизма (баптизм, адвентизм, пятидесятничество, Новоапостольская церковь, Церковь свидетелей Иеговы и др.), иным религиозным движениям (Церковь объединения, Общество сознания Кришны и др.) по темпам распространения начали опережать религиозные традиционные объединения.

Изменившаяся религиозная ситуация является следствием изменения государственной политики по отношению к религиозным институтам и религии. В РФ сняты неконституционные ограничения на деятельность конфессий; религиозные организации и объединения стали широко участвовать в общественной жизни; верующим и религиозным центрам возвращено значительное количество зданий, имущества.

Государственно-конфессиональные отношения являются значительной частью взаимодействия государства и общества, условием реализации прав человека на свободу вероисповедания и свободу совести.

К сущностным моделям взаимоотношений государства и религиозных объединений относятся:

  • теоретико-идеологическая основа взаимоотношений религиозных организаций и государства, в выработке которой участвуют представители властных и религиозных институциональных структур;
  • организационно-управленческие структуры, непосредственно реализующие политику государства в сфере свободы совести;
  • правовая база (Конституция, нормативно-правовая база, регулирующая деятельность конфессий).

Процесс формирования всех трех компонент еще не завершен. Основные положения государственной политики в сфере государственно-конфессиональных отношений представлены в отдельных документах органов власти, в ежегодных посланиях Президента Федеральному собранию.

Гост

ГОСТ

Правовое регулирование отношений религиозных организаций и государства

Религиозные организации — это организации, созданные для распространения определенного религиозного учения и совместного вероисповедания.

В РФ ни одна из религий не устанавливается в качестве обязательной или государственной.

Государство, согласно принципу отделения религиозных объединений от государства, должно:

  • не вмешиваться в выбор гражданином религиозной принадлежности или отношения к религии, в религиозное воспитание детей их законными представителями (родителями, опекунами, усыновителями) в соответствии с собственными убеждениями;
  • не возлагать на религиозные организации и объединения функций органов государственной власти, местного самоуправления, иных государственных учреждений;
  • не вмешиваться в деятельность религиозных организаций и объединений, если эта деятельность не противоречит действующему законодательству;
  • обеспечить светский характер обучения и образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Государство регулирует и контролирует предоставление религиозным объединениям и организациям налоговых и других льгот, оказывает материальную, финансовую и другую помощь в содержании, реставрации и охране объектов и зданий, являющихся памятниками культуры и истории, в обеспечении возможности преподавать общеобразовательные дисциплины в созданных религиозными объединениями образовательных организациях.

Должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления, военнослужащие не имеют права использовать собственное служебное положение для формирования определенного отношения к религии. Деятельность этих органов не может сопровождаться публичными религиозными церемониями и обрядами.

Религиозное объединение, согласно принципу отделения религиозных объединений от государства, должно:

  • создавать и осуществлять собственную деятельность согласно своей институционной и иерархической структурой, назначать, выбирать и заменять свой персонал в соответствии с требованиями и условиями, в порядке, предусмотренным внутренними установлениями;
  • не выполнять функций органов государственной власти, иных государственных органов и учреждений, органов местного самоуправления;
  • не участвовать в деятельности политических движений и партий, не оказывать им материальную или другую помощь;
  • не участвовать в выборах в органы местного самоуправления и органы государства.

Готовые работы на аналогичную тему

Отделение религиозных организаций и объединений от государства не ведет к ограничению прав членов данных объединений принимать наравне с иными гражданами участие в управлении государственными делами, выборах в органы власти, в органы местного самоуправления, участвовать в деятельности политических движений и партий, иных общественных объединений.

Органы государственной власти по просьбам религиозных объединений и организаций могут объявлять нерабочими или праздничными днями религиозные праздники на соответствующих территориях.

Современное состояние религиозных организаций в РФ

На современном этапе многие общественные организации, политические партии, политики, депутаты и бизнесмены пытаются заручиться поддержкой религиозных организаций и объединений. Вовлеченность в общественную жизнь государства конфессий выражается в проникновение в те сферы, где их не было до недавнего времени: в систему образования, художественную культуру, хозяйственную деятельность, издательскую деятельность, средства массовой информации, армию и т. д.

Традиционными вероисповеданиями в РФ являются православие, буддизм, ислам, иудаизм, лютеранство, католицизм. Наивысшей интенсивности процесс их возрождения достиг в 1991-1994 гг. К началу XXI века этот процесс начал идти на спад. Различные общины, которые относятся к разным направлениям протестантизма (баптизм, адвентизм, пятидесятничество, Новоапостольская церковь, Церковь свидетелей Иеговы и др.), иным религиозным движениям (Церковь объединения, Общество сознания Кришны и др.) по темпам распространения начали опережать религиозные традиционные объединения.

Изменившаяся религиозная ситуация является следствием изменения государственной политики по отношению к религиозным институтам и религии. В РФ сняты неконституционные ограничения на деятельность конфессий; религиозные организации и объединения стали широко участвовать в общественной жизни; верующим и религиозным центрам возвращено значительное количество зданий, имущества.

Государственно-конфессиональные отношения являются значительной частью взаимодействия государства и общества, условием реализации прав человека на свободу вероисповедания и свободу совести.

К сущностным моделям взаимоотношений государства и религиозных объединений относятся:

  • теоретико-идеологическая основа взаимоотношений религиозных организаций и государства, в выработке которой участвуют представители властных и религиозных институциональных структур;
  • организационно-управленческие структуры, непосредственно реализующие политику государства в сфере свободы совести;
  • правовая база (Конституция, нормативно-правовая база, регулирующая деятельность конфессий).

Процесс формирования всех трех компонент еще не завершен. Основные положения государственной политики в сфере государственно-конфессиональных отношений представлены в отдельных документах органов власти, в ежегодных посланиях Президента Федеральному собранию.

Читайте также: