Реорганизация и ликвидация некоммерческих организаций доклад

Обновлено: 03.07.2024

Реорганизация НКО может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Слиянием организации признается создание новой организации с передачей ей всех прав и обязанностей двух или нескольких организаций, участвующих в слиянии, и прекращением последних. При слиянии организации все права и обязанности каждой из них переходят к организации, созданной в результате слияния, в соответствии с передаточными актами. Организации, участвующие в слиянии, прекращают свое существование в качестве юридических лиц, и сведения о них исключаются из государственного реестра.

В результате слияния возникает новая организация, подлежащая государственной регистрации в установленном порядке. Факт государственной регистрации такой организации влечет возникновение нового юридического лица, и с этого момента к нему переходят права и обязанности всех организаций, участвовавших в слиянии.

Присоединением организации признается прекращение одной из нескольких организаций с передачей всех их прав и обязанностей другой организации.

При присоединении одной организации к другой к последней переходят все права и обязанности присоединенной организации в соответствии с передаточным актом.

Таким образом, присоединение представляет собой форму реорганизации, при которой возникает не новое юридическое лицо (таковым уже является организация, к которой осуществляется присоединение), а изменяется юридический статус (объем прав и обязанностей) организации, к которой присоединились одна или несколько их организаций. Государственной регистрации в этом случае подлежит не организация, к которой осуществлялось присоединение, а изменения и дополнения к ее учредительным документам. Сама же организация, к которой осуществлялось присоединение, считается реорганизованной не с момента государственной регистрации, а с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации. Присоединившаяся организация прекращает свое существование с этого момента.

Разделением организации признается ее прекращение с передачей всех ее прав и обязанностей вновь созданным организациям. При разделении организации все ее права и обязанности переходят к юридическим лицам, созданным в результате разделения, в соответствии с разделительным балансом.

В результате реорганизации в форме разделения реорганизованная организация прекращает свою деятельность, и сведения о ней исключаются из государственного реестра юридических лиц. При разделении организации возникают как минимум две новые организации, каждая из которых подлежит государственной регистрации в установленном порядке.

Выделением организации признается создание одной или нескольких организаций с передачей ей части прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица без прекращения последнего. Следовательно, к каждой из организаций переходит часть прав и обязанностей реорганизованной организации в соответствии с разделительным балансом.

В отличие от реорганизации в форме разделения, при выделении реорганизованная организация продолжает действовать в качестве юридического лица. Вторым отличием является то, что при выделении передаются не все, а только часть прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица. Определенные права и обязанности сохраняются за реорганизуемой организацией.

Преобразование юридического лица означает изменения его организационно-правовой формы, в результате чего возникает юридическое лицо другого вида, предусмотренного законодательством. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

С момента государственной регистрации нового юридического лица некоммерческая организация, реорганизованная путем преобразования, перестает существовать в качестве юридического лица, и запись о ней исключается из государственного реестра.

Некоммерческая организация считается реорганизованной, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникшей организации (организаций). По общему правилу, реорганизация организации признается завершенной и влечет юридические последствия (правопреемство) с момента осуществления государственной регистрации созданного в результате реорганизации юридического лица.

Поскольку в случае присоединения одной организации к другой вместо двух юридических лиц остается одно, права и обязанности реорганизованной организации переходят к организации, к которой осуществлялось присоединение, с момента совершения в едином государственном реестре записи о прекращении присоединенного юридического лица.

Государственная регистрация вновь возникшей в результате реорганизации организации (организаций) и внесение в единый государственный реестр юридических или записи о прекращении деятельности реорганизованной организации (организаций) осуществляются в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Целесообразно иметь в виду, что ГК РФ предусматривает два основания для отказа в государственной регистрации юридических лиц, возникших в результате реорганизации.

а) непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта или разделительного баланса;

б) отсутствие в указанных документах положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица.

Передаточный акт и разделительный баланс обязательно должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованной организации в отношении всех ее кредиторов и должников, в т.ч. и обязательства, оспариваемые сторонами.

Главное отличие ликвидации организации от ее реорганизации в любой форме заключается в том, что ликвидация не предполагает правопреемства, т.е. перехода прав и обязанностей ликвидируемого юридического лица к другим субъектам. Поэтому пи ликвидации некоммерческая организация прекращает свое существование в качестве юридического лица и в качестве участника правоотношений.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

Законы об отдельных видах некоммерческих организаций тоже содержат нормы, устанавливающие основания и порядок ликвидации организаций соответствующих видов.

Ликвидация НКО по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.

Решение суда о ликвидации общественного объединения может быть обжаловано в случаях и порядке, установленных федеральными законами. Отмена решения о ликвидации общественного объединения влечет возмещение государством всех убытков, понесенных общественным объединением в связи с его незаконной ликвидацией.

Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Запись о прекращении деятельности некоммерческой организации вносится органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, при представлении следующих документов:

а) заявления о внесении записи о ликвидации (в случае добровольной ликвидации) или о прекращении деятельности некоммерческой организации, подписанного лицом, уполномоченным некоммерческой организацией;

б) решения соответствующего органа о ликвидации или о прекращении деятельности некоммерческой организации;

в) устава некоммерческой организации и свидетельства о ее государственной регистрации;

г) ликвидационного баланса, или передаточного акта, или разделительного баланса;

д) документа об уничтожении печати некоммерческой организации.

Заявление о внесении записи о ликвидации или о прекращении деятельности некоммерческой организации может быть составлено в произвольной форме с указанием полных сведений о соответствующей организации и сведений, подтверждающих выполнение всех требований законодательства, предъявляемых к ликвидации некоммерческой организации. На практике органы, осуществляющие государственную регистрацию некоммерческих организаций, как правило, предлагают собственные типовые формы указанных заявлений.

Некоммерческая организация создается в результате ее основания или в после реорганизации уже существующей некоммерческой организации. Ее создание осуществляется по решению учредителя. Количество учредителей при создании некоммерческой организации не ограничено, если это не установлено законом.

Реорганизация некоммерческих организаций осуществляется в виде присоединения, преобразования, выделения, слияния или разделения. В любой форме реорганизация и ликвидация некоммерческих организаций проходит в несколько периодов. Так же некоммерческие организации подлежат государственной регистрации. Решение, касающееся государственной регистрации или ее отказа, принимается органом исполнительной власти, который уполномочен в сфере регистрации. Необходимые документы, требуемые для государственной регистрации, предоставляются не позже 3 месяцев после принятия решения о создании некоммерческой организации.

Закон описывает порядок создания, деятельности, и правовое положение которое реорганизация заключает в себе, так же как и ликвидация некоммерческих организаций в роли юридических лиц. Некоммерческая организация будет считаться действительной лишь с момента государственной регистрации.

Такие организации должны иметь свою смету или баланс. Возникшие некоммерческие организации создаются без срока деятельности, если это не установлено специальным учредительным документом.

Ликвидация организации от реорганизации отличается тем, что при ликвидации предприятия правопреемства не происходит. Давайте разберемся, что такое реорганизация организации. По сути, это изменение или прекращение правового положения юридического лица, влекущее за собой правопреемство данного юридического лица, в результате чего происходит создание одного или же нескольких юридических лиц одновременно.

Приказ о реорганизации путем присоединения

Реорганизация предприятия – одна из наиболее эффективных мер, применяемых для оптимизации работы фирмы и повышения ее эффективности.

Сроки реорганизации в форме преобразования

Сроки реорганизации в форме преобразования определяются составленным планом необходимых процедур, и в целом данный срок составляет 3 месяца.

Основания реорганизации коммерческих организаций

Реорганизация коммерческих организаций является процедурой, при которой права и обязательства, принадлежащие одной организации, переходят другой организации.

Список всех необходимых услуг для НКО в одном месте. Более 40 специалистов во всех необходимых направлениях. Эксперты для решения сложных задач и недорогой аутсорсинг сотрудника для решения простых. Перечислим каждую из услуг и зачем она нужна. Уверен, что о некоторых из них Вы не знали.

Прежде чем вносить изменения в НКО любой из форм, необходимо ответить на несколько вопросов: Можно ли в вашей форме внести необходимые изменения впринципе. Куда подавать эти изменения в Минюст или ФНС. Если изменений несколько, какими этапами их подавать и в какой очередности. Придется ли из-за изменений приводить в соответствие (писать заново) Устав.

В 2020 году количество НКО значительно увеличилось и увеличивается оно стремительно который год. По этой причине мне часто задают вопрос: это сейчас тренд и так популярно, но объясни, пожалуйста, почему и главное зачем?

Итак. Вы решили создать Некоммерческую организацию, знаете чем хотите заняться, но вот вопрос: какая организационно-правовая форма Вам подходит. Возьмем основные формы НКО, перечислим каждую из них, и рассмотрим для чего предназначена каждая.

Как правильно оформить сотрудников в НКО? Разберем главные ошибки при трудоустройстве в некоммерческих организациях. Рекомендации эксперта, как избежать ошибок, заключить трудовой договор или ГПХ. А также о том, кто не вправе получать зарплату в НКО.

Эксперт в сфере продвижения и сопровождения НКО и их деятельности разъяснит 7 способов развития вашей некоммерческой организации в 2021 году. Уникальная стратегия развития некоммерческой организации и на какую поддержку государства можно рассчитывать.

Рассмотрим 3 категории льгот для НКО. Кто имеет право на льготы некоммерческим организациям и как их получить. По каким налогам есть льготы для НКО. Какие требования на конкурсе субсидий НКО. Какие льготы доступны только социально ориентированным некоммерческим организациям.

Имущество – экономическая основа деятельности некоммерческой организации. Опытный эксперт в сфере регистрации НКО разъясняет отличие права распоряжения имуществом в различных типах организаций, его виды, а также порядок, источники формирования и вопросы передачи имущества.

Мы расскажем вам о различных формах реорганизации некоммерческих организаций, о порядке оформления реорганизации НКО в 2022 в соответствии с дейстующим законодательством РФ, особенностях реорганизации отдельных организационно-правовых форм НКО. Что не является реорганизацией и главные ошибки - читайте в нашей статье.

Формы реорганизации некоммерческих организаций

Изменить свой правовой статус некоммерческая организация вправе различными способами.

В результате реорганизации некоммерческая организация прекращает свою деятельность. Реорганизация отличается от ликвидации наличием правопреемства. Это значит, что при реорганизации права и обязанности реорганизуемой некоммерческой организации переходят к другим лицам.

В зависимости от организационно-правовой формы некоммерческой организации выделяют особенности правопреемства.

Наравне с стандартными моментами осуществления реорганизации, которые применяются одинаково для всех юридических лиц, самую большую трудность в отношении некоммерческой организации составляет проблема возможных видов реорганизации.

Документы на регистрацию некоммерческой организации подаются в Министерство юстиции Российской Федерации.


Законодательство установило конкретные виды реорганизации Некоммерческих организаций:

  1. слияние;
  2. присоединение;
  3. разделение;
  4. выделение;
  5. преобразование.

Приведенный выше перечень представляет собой исчерпывающий перечень. Законодательство провело различия, руководствуясь критерием правопреемства.

Слияние некоммерческих организаций

Когда происходит слияние организаций, то права и обязанности каждого переходят к новому возникшему юридическому лицу на основании специального документа - передаточного акта. В передаточный акт включаются абсолютно все обязательства юридического лица. Обязательства юридического лица включаются в передаточный акт даже в том случае, если руководящие органы юридического лица не согласны с какими-либо обязательствами. Передаточный акт представляет собой приложение к договору. Он составляется на основании тех же принципов, что и большинство подобных документов.

В самом акте должны содержаться сведения об органе управления организации, который утвердил данный акт. Также указывается дата принятого решения и номер документа. Также в акте должны содержаться сведения об основном договоре, содержаться информация об организации-правопреемнике.

Присоединение, преобразование некоммерческих организаций, разделение и выделение НКО

Когда происходит присоединение одной организации к другой организации, то к последней переходят права и обязанности присоединенной организации в соответствии с передаточным актом.

Когда происходит преобразовании организации из одного вида в другой вид (изменение организационно-правовой формы юридического лица) к вновь возникшей организации переходят права и обязанности реорганизованной организации в соответствии с передаточным актом. Федеральный закон О некоммерческих организациях содержит в себе сведения об особенностях преобразования некоммерческих организаций.

Когда происходит раздел организации, то её права и обязанности переходят к вновь созданной организации в соответствии с разделительным балансом.

Если происходит выделение из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц, то к каждому из таких юридических лиц переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

Виды реорганизации юридических лиц

Основываясь на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации выделяют два основных два вида реорганизации:

  1. добровольная реорганизация;
  2. принудительная реорганизация.

Так, добровольную реорганизацию юридических лиц (в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) осуществляют на основании решения уполномоченного органа управления (как правило, это высший орган управления). Устав некоммерческой организации должен содержать сведения об органе управления Некоммерческой организации, уполномоченном на принятие решения о реорганизации некоммерческой организации.

В некоторых ситуациях, которые установлены действующим законодательством Российской Федерации, реорганизация юридических лиц в форме разделения или выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц происходит на основании решения уполномоченного государственного органа или на основании решения суда.

То есть принудительную реорганизацию можно применять только по отношению к двум ее видам:

И данная принудительная реорганизация должна осуществлять только на основании решения уполномоченного государственного органа или на основании решения суда.

Также, в случаях, которые установлены действующим законодательством Российской Федерации, реорганизация юридического лица в форме слияния, присоединения или преобразования можно осуществить только на основании согласия уполномоченного государственного органа.


Документы при реорганизации

Обязательное условие для реорганизации юридического лица это наличие передаточного акта или разделительного баланса. В передаточном акте и разделительном балансе должны содержаться сведения о правопреемстве всех обязательств реорганизуемой организации по отношению ко всем его кредиторам и должникам, в том числе обязательства, которые оспариваются сторонами, которые утверждаются учредителями юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и отправляются с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительный документ существующего юридического лица. Одновременно с учредительными документами юридического лица должны передавать передаточный акт или разделительный баланс. Их отсутствие или отсутствие в акте и балансе сведений о правопреемстве по обязательствам реорганизованной организации влечет отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Законодательство предусматривает дополнительные гарантии для обеспечения реализации прав кредиторов реорганизуемой организации. Например, организация после трех рабочих дней с даты принятого решения о ее реорганизации должна в письменном виде информировать Минюст России и его территориальные органы о том, что организацию начала реорганизации и форму реорганизации. В случае, если в реорганизации учувствуют два и более юридических лица, то такое уведомление должно направлять юридическим лицом, которое последнее приняла решение о реорганизации. Основываясь на таком уведомлении Министерство юстиции вносит запись в Единый государственный реестр юридических лиц. Запись содержит в себе сведения о том, что организация начала процедуру реорганизации.

Юридическое лицо, которое находится в стадии реорганизации, после внесения соответствующей записи о реорганизации в Единый государственный реестр юридических лиц обязана дважды, с периодичностью 1 раз в месяц, размещать в журнале Вестник государственной регистрации (средство массовой информации, которое публикует сведения о государственной регистрации юридических лиц), уведомление о реорганизации данного юридического лица. Если в реорганизации учувствует два и более юридических лица, то уведомление о реорганизации публикуется от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц.

Уведомление о реорганизации содержит в себе информацию о каждом участнике реорганизации, сведения о создаваемой или продолжающей деятельность в результате реорганизации организации, сведения о форме реорганизации, сведения о порядке и условиях заявления кредиторами своих требований, а также содержатся сведения, которые предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации.

Общее правило, которое установлено действующим законодательством Российской Федерации, гласит, что некоммерческая организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникшей организации. Но есть и исключения. В случае присоединении к одному юридическому другого юридического лица первое из них считается реорганизованной с даты внесения записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц).

Действующее законодательство Российской федерации регулирует порядок регистрации вновь возникшего в результате реорганизации юридического лица (юридических лиц) и внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности реорганизованного юридического лица (юридических лиц).

Если обобщить все вышесказанное, то можно выделить три основных этапа реорганизации.

Порядок реорганизации организации

Первый этап. Первым делом высший орган управления некоммерческой организации решение о начале процедуры реорганизации. Данное решение оформляется протоколом заседания высшего органа управления Некоммерческой организации. Протокол подписывает Председатель и Секретарь заседания, избранные из числа членов высшего органа управления. Протокол подаем в двух экземплярах. Если протокол оформлен более, чем на двух листах, то его необходимо сшить. На сшивке поставить подпись и печать. Подписываем все документы обязательно синей ручкой. Двусторонняя печать документов не допускается. Также для начала процедуры реорганизации готовится специально заявление по форме Р12003 о начале процедуры реорганизации. Данная форма подается в Министерство юстиции в двух экземплярах. Первый экземпляр нотариально заверенный (стоит заранее позаботиться о наличии всех оригиналов уставных документов организации, так как именно они потребуются у нотариуса, в том числе протокол о назначении на должность руководителя и протокол о принятии решения о реорганизации Некоммерческой организации). Второй экземпляр такого заявления готовится в простой письменной форме, но прошитый и подписанный. Также на сшивке ставится печать.

Документы необходимо подать в Министерство юстиции в течении трех рабочих дней с момента принятия решения о реорганизации Некоммерческой организации (НКО). Министерство юстиции проведет правовую экспертизу документов. В случае, если поданные на регистрацию документы соответствуют действующему законодательству, Минюст направит их в Управление Федеральной налоговой службы для внесения записи в ЕГРЮЛ о начале процедуры реорганизации Организации.

Второй этап. После внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц в Минюсте получаем на руки лист записи о начале процедуры реорганизации. После получения данного листа организация дважды с периодичностью один раз в месяц публикует запись о реорганизации в журнале Вестник государственной регистрации. Публикация не обязательна в случае, если реорганизации осуществляется в форме преобразования.

Третий этап. По истечении трех месяцев с момента внесения записи в ЕГРЮЛ о реорганизации необходимо подать документы на регистрацию либо нового юридического лица или сведения на юридических лиц, которые прекращают свою деятельность (в случае присоединения). Реорганизация считается завершенной с момента внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц о создании новой Некоммерческой организации, или же сведения о прекращении деятельности старых юридических лиц отразились в ЕГРЮЛ.

Нулевая 1500 руб. Деятельность 3500 руб. Деятельность + Зарплата 5000 руб.

• Персональный бухгалтер • Возможно удаленно • 12 лет опыта • 1000+НКО • Все формы • Гранты

*Стоимость в Москве и МО , СПБ и Лен.области составляет соответственно: 2000, 5000, 7000 рублей

Сроки процедуры реорганизации некоммерческой организации (НКО)

Процедура реорганизации представляет собой очень длительный и трудоёмкий процесс и по времени занимает больше четырех месяцев. Каждая из форм реорганизации имеет свои сложности.

К примеру, на третьем этапе в Министерство юстиции необходимо подать заявление по форме Р12001, и заполняется такая форма на каждое вновь возникающее юридическое лицо. А в случае реорганизации в форме присоединения представляется Уведомление о прекращении деятельности присоединенной организации по форме Р16003.

Преобразование некоммерчеких организаций: особенности отдельных форм

Не каждую некоммерческую организацию можно реорганизовать в другую некоммерческую организацию. Законодательство четко установило список организационноправовых форм в которые могут преобразоваться некоммерческие организации. Реорганизация в форме преобразования представляет собой изменение организационно-правовой формы Организации.

Частное учреждение можно преобразовать в фонд, автономную некоммерческую организацию. Преобразовать государственные или муниципальные учреждения в некоммерческую организацию допускается только в случаях и порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Ассоциацию на основании решения своих членов можно преобразовать в фонд, общественную организацию и автономную некоммерческую организацию.

Законодательством не предусмотрена возможность реорганизации фонда, за исключением негосударственных пенсионных фондов.

Федеральный закон Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации гласит, что адвокатское бюро не может быть преобразовано в коммерческую организацию. Также адвокатское бюро не может быть преобразовано в другую некоммерческую организацию. Исключением является преобразование адвокатского бюро в коллегию адвокатов. Также и коллегию адвокатов нельзя преобразовать в коммерческую организацию. Коллегия адвокатов не может быть преобразован в другую некоммерческую организацию, кроме преобразования коллегии адвокатов в адвокатское бюро.

При выборе новой организационно-правовой формы, некоммерческая организация должна помнить том, что законодательством установлены различные требования к учредителям, наименованию, структуре органов управления, целям и предмету деятельности различных организационно-правовых форм некоммерческих организаций.

Изменения в деятельности общественных организаций

Изменение устава фонда

Также, зачастую поступают вопросы о реорганизации некоммерческого фонда в благотворительный фонд. Реорганизацией данная процедура не является, так как не изменяется организационно-правовая форма некоммерческой организации. В данном случае необходимо внести изменения в наименование - изменить наименование с Фонда на Благотворительный фонд. В случае данных изменений в устав фонда необходимо будет внести изменения в цели и предмет деятельности и включить в Устав раздел благотворительные программы. Стоит отметить, что благотворительные фонды осуществляют свою деятельность также на основании Федерального закона О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве). Подробнее - на странице Фонды.

Пишите или Звоните!

Добрый день , хочу уточнить возможность преобразования Некоммерческого партнерства в ООО. И сколько будут стоить данные услуги.

Добрый день,! К сожалению НП преобразовать в ООО законом не предусмотрено.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), названным Федеральным законом и другими федеральными законами. Порядок ликвидации некоммерческой организации регламентируется статьями 61 – 65 ГК РФ, Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (далее Федеральный закон № 129-ФЗ), Федеральным законом № 7-ФЗ, иными законами об отдельных организационно-правовых формах некоммерческих организаций, а также в случаях определенных соответствующими законами – учредительными документами некоммерческих организаций.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации ликвидация некоммерческой организации состоит из следующих этапов:

принятие решения о ликвидации некоммерческой организации;

формирование ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора;

уведомление кредиторов некоммерческой организации о ликвидации некоммерческой организации;

составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса;

осуществление расчетов с кредиторами;

составление ликвидационного баланса;

государственная регистрация юридического лица в связи с ликвидацией.

Согласно нормам ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано:

по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами;

по решению суда. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), устанавливают порядок и сроки ликвидации. Указанные уведомления могут быть представлены некоммерческой организацией как одновременно, так и последовательно.

В трехдневный срок уведомления о принятии решения о ликвидации некоммерческой организации, формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) некоммерческой организации с приложением соответствующего решения представляются в уполномоченный орган или его территориальный орган.

На территории Волгоградской области указанные документы представляются в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области (далее – Управление).

В соответствии со статьей 19 Федерального закона № 7-ФЗ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о ликвидации некоммерческой организации, о порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации. В целях обеспечения размещения юридическими лицами сведений, обязательных для публикации в силу закона, Федеральной налоговой службой учреждено средство массовой информации – журнал “Вестник государственной регистрации”.

По окончанию срока для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

После утверждения промежуточного ликвидационного баланса учредителями (участниками) некоммерческой организации либо органом, принявшими решение о ликвидации некоммерческой организации, в Управление представляется уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса, с приложением промежуточного ликвидационного баланса.

Статьей 21 Федерального закона № 129-ФЗ определен перечень документов, представляемых для государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией:

подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, в котором заявителем подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации некоммерческой организации, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами (муниципальными органами) в установленных федеральным законом случаях;

документ об уплате государственной пошлины;

документ, подтверждающий представление соответствующих сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации за государственную регистрацию ликвидации юридического лица взимается государственная пошлина 800 рублей, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства.

В соответствии с Федеральным законом № 129-ФЗ заявителем при ликвидации юридического лица является конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор).

Максимальный срок государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией составляет десять рабочих дней.

Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация – прекратившей свое существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Формы уведомления (Р15001) и заявления (Р16001) представляемых в Управление для государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ликвидацией, утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 года № MMВ-7-6/25@ “Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств”.

Подпись заявителя на уведомлении и заявлении должна быть засвидетельствована нотариально.


В отличие от принудительного закрытия НКО, инициатором добровольной ликвидации выступают ее собственники. Процесс ликвидации предполагает выполнение ряда последовательных действий и, как правило, занимает не меньше 5-6 месяцев.

Все ли НКО можно закрыть в добровольном порядке?

  • имущества для полноценной работы такого вида НКО недостаточно и нет финансовых возможностей его восполнить;
  • цели фонда, которые прописаны в его учредительных документах, не могут быть достигнуты и нет возможности внести необходимые изменения;
  • фонд осуществляет деятельность, которая противоречит уставу;
  • в иных случаях.

К последним могут относиться неоднократные грубые нарушения, например, непредставление в Минюст в течение нескольких периодов сведений о деятельности фонда (п. 10 ст. 32 Закона № 7-ФЗ).

Какие шаги нужно предпринять для закрытия НКО?

В целом, процедура закрытия НКО состоит из нескольких шагов. А собранные документы подаются в Минюст РФ или в территориальные подразделения.

При наличии работников в штате НКО, процедура усложняется. Нужно заблаговременно уведомить работников о предстоящей ликвидации, при необходимости поставить в известность службу занятости.

Работников нужно уведомить о предстоящей ликвидации НКО не менее чем за 2 месяца. Если этого не сделать, то НКО может быть оштрафовано, а работники могут потом восстановится через суд и взыскать с работодателя компенсацию морального вреда (п. 2 ст. 391, п. 9 ст. 394 ТК РФ).

1 шаг. Принятие решения о ликвидации НКО и формирование ликвидационной комиссии или ликвидатора.

Решение либо протокол о ликвидации должно быть оформлено на бумаге.

В нем должны содержатся следующие пункты: о ликвидации НКО, о составе ликвидационной комиссии, о порядке и сроках ликвидации, об избрании лица, ответственного за регистрацию ликвидации в Минюсте.

В тексте решения либо протокола указывается повестка дня, общее количество членов НКО, кто и как голосовал по каждому вопросу повестки дня.

2 шаг. После даты принятия решения в течение 3-х рабочих дней нужно заполнить заявление по установленной форме.

Заявление по форме №Р15016 утверждено приказом ФНС РФ от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@.

Заявление подписывает назначенный ликвидатор либо руководитель ликвидационной комиссии.

Данное заявление уведомляет контролирующий орган о начале процедуры ликвидации НКО.

4 шаг. Расчеты с кредиторами и формирование промежуточного ликвидационного баланса НКО.

Ликвидационная комиссия или ликвидатор НКО по окончанию срока для предъявления требований кредиторов составляет ликвидационный баланс, в котором содержатся сведения о составе имущества и обязательствах кредитора.

Ликвидационный баланс утверждается либо учредителями НКО, либо ликвидационной комиссией. На этом же этапе НКО оформляется решение или протокол об утверждении промежуточного ликвидационного баланса.

Именно на основании промежуточного ликвидационного баланса ликвидационной комиссией проводятся расчеты с кредиторами в порядке очередности, установленной ст.64 ГК РФ.

6 шаг. Формирование ликвидационного баланса НКО и оформление решения либо протокола об его утверждении.

Окончательный ликвидационный баланс также утверждается либо учредителями НКО, либо ликвидационной комиссией (п.6 ст.19 Закона №7-ФЗ).

Также должен быть оформлен протокол или решение об утверждении ликвидационного баланса.

7 шаг. Оформление заявления о завершении ликвидации НКО по форме № Р15016.

В этом заявлении необходимо подтвердить, что произведены все расчеты с кредиторами НКО, а также выплачены все пособия и компенсации работникам.

8 шаг. Ликвидация НКО.

НКО считается завершенной после внесения соответствующей записи в лист ЕГРЮЛ (ст. 21 Закона № 7-ФЗ).

Ликвидация НКО не дает ей право уничтожить первичные документы, бухгалтерскую и налоговую отчетность НКО, а также документы по работникам. Всю документацию необходимо сдать в государственный архив, если срок хранения таких документов еще не истек.

Читайте также: