Религия самарской области доклад

Обновлено: 21.05.2024

Что лежит в основе самарского характера? Те же качества, что проявляет, протекая мимо этого города, великая Волга. Не потому, что люди и реки подобны. Но из-за того, что география почти всегда определяет историю. А уж история распоряжается вольно людскими судьбами, ломая слабые характеры и закаляя до стального сияния сильные.

Водораздел

В течение трех веков для нашего города важнейшим фактором географии была Волга — как источник жизни и достатка жителей, как транспортная артерия, как вся жизнь — текучая, изменчивая, но вечная. Река, разделившая мир на две части: правый берег — крепостная Россия, левый — великая вольная степь.

Все дети Христовы

Стертая память

Раскольников и староверов, сохранявших, как они считали, истинную христианскую веру предков, в Самаре было немало. Вообще национальный, этнический и религиозный состав самарского населения был 120 лет назад гораздо пестрее, чем сейчас. Немцы, поляки, татары, мордва, чуваши, евреи — в конце XIX века они составляли почти треть от общего населения города. А староверов в Самаре было до 10% от общего населения. И это были люди особо закаленные. После раскола их преследовали, почти непрерывно, в течение двух с половиной веков. Иногда эти преследования становились менее жестокими, иногда — совершенно зверскими, как при Петре Первом. Просто представьте себе, какое надо иметь мужество, силу веры и убежденность в своей правоте, чтобы сохранять верность древлеправославию — религии предков, сама принадлежность к которой влекла за собой лишения, преследования и смерть. Это была жесточайшая закалка, моральная в том числе. Живущие в условиях подполья, староверы-раскольники были в массе своей людьми не просто истово верующими. Они всей жизнью своей стремились доказать истинность своей веры, за что частенько платили жизнью.

Служители и внутренний вид Успенской церкви г. Самары, нач. ХХ века

Купеческая юдоль

Старообрядцы-поморцы на Поместном соборе в Самаре в 1897 году

Церковь на склоне

Храм Казанской Пресвятой Богородицы Древлеправославной Поморской Церкви, г. Самара, ул. Льва Толстого, д. 17

Другая ветвь старославия, белокриницкая, была представлена в Самаре не менее зажиточными, крепкими купцами. В 1905 году, после указа Николая Второго о веротерпимости, когда старообрядцы смогли открыто заявить о себе, самарский купец первой гильдии Илья Львович Санин от имени общины подал прошение в городскую думу — разрешить старообрядцам строительство собственного храма. Чтоб не ущемить ничьих интересов, место было выбрано специально. Пустырь и свалка на подъеме по Москательной от Волги. Надо ли говорить, что городская дума и на прошения общины, и на личные прошения Санина отвечала отказом. Хотя Илья Львович для этой самой думы был совсем не чужим человеком.

Храм Казанского образа Пресвятой Богородицы — кафедральный собор Самарской и Саратовской епархии РПСЦ

Купец Санин

Еще в первой половине 60-х годов позапрошлого века он был бургомистром Самары (главой купеческого самоуправления), почти двадцать лет избирался гласным городской думы, Самарского губернского земства, состоял членом губернского статистического комитета, почетным мировым судьей.

Санин был также известным в Самаре садоводом и состоял членом комиссии, занимавшейся благоустройством Струковского сада — любимого места отдыха горожан. Как меценат и благотворитель Иван Львович был избран почетным членом Самарского губернского попечительства и награжден орденами Святого Станислава II и III степени и орденом Святой Анны III степени.

Санин пытался пробить строительство храма в течение пяти лет. Тщетно. Самое удивительное, что за это время улица Москательная была даже переименована в честь безбожника, отлученного от церкви графа Толстого. А вот дать разрешение на постройку храма, тоже православного, но не совсем, дума не могла. Илья Львович, не дождавшись решения, умер 82 лет от роду. Но его вдова решила довести дело мужа до конца и выкупила три земельных участка — один под столовую для неимущих, второй — под богадельню, и третий — под храм. Только в 1916 году постройка была завершена, и храм, рассчитанный на 700 молящихся, был открыт. А через год грянула октябрьская революция.

10 лет службы и 90 лет забвения

С момента освящения храма прошел век. Но идеологические разногласия так и не разрешились за это время. Даже после падения коммунистической власти храм на склоне остается пустым и бесхозным. Но стоит крепко. Как и его создатели, привыкшие, что жизнь готовит одни невзгоды и справедливости ждать не приходится. Церковь над Волгой остается воплощением старого самарского характера. Характера, в котором неразрывно сплелись смирение и упрямое следование собственной вере. Староверы увековечили память о себе.

Русская вера

представляет

Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера

представляет

Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Самарская область расположена на берегу великой русской реки Волги. На огромной территории проживает более трех миллионов человек. Народы, живущие в Самарской области, несмотря на различия в верованиях, образе жизни и традициях, живут очень дружно. Здесь насчитывается более ста различных национальностей.

народы самарской области

Для того чтобы каждому человеку, несмотря на принадлежность к определенной народности, жилось хорошо, в области проводится ряд мероприятий. Они направлены на возрождение культурных традиций. С уважительного и бережного отношения к истории разных народов начинается уважение к истории и традициям своей страны. Какие народы населяют Самарскую область? Что мы знаем об их традициях? Какие проводятся мероприятия для того, чтобы народы Самарской области жили в дружбе и согласии? Какие костюмы они носят по праздникам и в будни?

Разнообразие национальностей и народностей Самарской области

На первом месте по числу проживающих здесь людей идут русские. Они переселялись в районы Поволжья из разных городов России: Москвы, Пензы, Тамбова. Основным занятием становилось земледелие, животноводство и огородничество. Религия - христианство. Жили русские в избах, которые строились из дерева или кирпича.

На втором - татары, первые из них появились здесь ещё в 16 веке. Большая часть из них исповедует исламскую религию. На территории Самарской области построены мечети. У татар принято ярко раскрашивать свои жилища, на внутренние стены вешать полотенца, разноцветные коврики. Какие еще народы населяют Самарскую область?

Чуваши. Они заселялись сюда с конца 17 века. Занимались разведением животных: овец, свиней, лошадей. Первые упоминания о мордве относятся к 14 веку. Цыгане появились в Самарской области намного позже. В середине 19 века вышел закон, который запрещал кочевать этому народу и призывал его жить там, где он находится. Среди народа, населяющего Самарскую область есть калмыки, казахи, евреи, немцы, поляки, марийцы, латыши, эстонцы и многие другие.

народы населяющие самарскую область

Интересные факты

  • У мордвы до начала 20 века существовали большие семьи, которые насчитывали до 40 человек. Мужчина имел право жениться несколько раз, все его жены жили одной семьей.
  • Любимое национальное блюдо чувашей - шартан. Так называется колбаса, которую готовят из овечьего желудка, начинкой для него служит мясо и сало.
  • У чувашей младший сын остается всегда жить с родителями, эта традиция сохранилась и в наши дни. Также она наблюдается и у русских.
  • Русские женщины рожали в бане, считалось что так никакая беда в дом не войдет. Только повитуха могла находиться с будущей матерью. Отцу давали съесть что-нибудь горькое: соль, укус, горчицу. Этим действием он как будто принимал часть боли на себя.
  • Национальный напиток башкир - кумыс - очень понравился писателю Льву Николаевичу Толстому.

традиции народов самарской области

Возрождение культурных традиций

Для того чтобы все народы Самарской области находились в равных правах, руководство предпринимает следующие шаги:

  • Открываются национальные школы и классы, в которых преподавание идет не только на русском языке, но и на татарском, узбекском, мордовском и других.
  • Уважительное отношение к различным религиям и верованиям. Каждый человек имеет право сам решать и выбирать, во что верить. В Самаре построены мечеть, костел и кирха.
  • Огромную работу по возрождению народных традиций и сближению наций проводит Центр народного творчества. По его инициативе и поддержке проходят: смотры творчества, фольклорные праздники, которые организуют народы, населяющие Самарскую область. Как правило, на них присутствует большое количество людей.

какие народы населяют самарскую область

Традиции народов Самарской области

Многие из них связаны с важными событиями в жизни каждого человека: свадьбой, рождением ребёнка, семейными обрядами. В этих традициях много общего. Свадьба делится на несколько этапов. Подготовка к ней, само торжество и последующий период. У всех народов свадьба начинается со сватовства. Жених с родителями идут в дом невесты и делают предложение. Обговариваются все важные моменты: приданое, количество гостей, затраты и т. д.

Невеста своими руками должна сделать подарки жениху и будущей родне. В день свадьбы родителям невесты и её подружкам дают выкуп жених и его родственники. Большое количество обрядовых песен сопровождает это значимое событие. Сама свадьба должна проходить в доме жениха. Молодоженов встречали родители и благословляли на хорошую семейную жизнь. На другой день после свадьбы молодая жена обычно показывает свои хозяйственные умения: метет мусор, варит уху. У чувашей топит печь и варит лапшу.

Рождение ребенка отмечают как один из самых радостных и торжественных праздников. Родственники и друзья поздравляют родителей и дарят малышу подарки.

Особое внимание также уделяется похоронам и поминовению усопших. В определенные дни приходят родственники и друзья на обед, говорят об умершем хорошие слова.

Костюмы народов Самарской области

Есть ряд признаков, по которым мы определяем национальную принадлежность. Одним из них является костюм. Конечно, в повседневной жизни нечасто встретишь на улицах людей, одетых в национальную одежду. Но когда проходят различные фольклорные фестивали и другие мероприятия, народы Самарской области показывают всю красоту своих костюмов. В них каждый элемент тщательно подобран и полон особого смысла. Какие они у разных народов?

Сарафаны и кокошники являются традиционной одеждой русских. Рубахи и штаны, бархатный камзол, тюбетейки входят в комплект одежды татар. Головной убор девушек - это небольшая шапочка, может быть разных цветов: это синий, зеленый, бордовый. Её обязательно украшают монетами, бусинами, бисером, различной вышивкой.

У чувашей женщины носили рубахи белого цвета, передник, украшения. Из обуви - лапти и сапоги из кожи. Мордовская одежда отличается большим разнообразием. Рубаха, халат, штаны, пояс - основа национального костюма. Башкиры носят длинное платье, камзол, передник и много украшений. Кафтаны - верхнюю одежду - принято украшать монетами и вышивкой. Рубашки украинцев носят название "сорочки". Их можно носить навыпуск или заправлять в штаны или юбки.

Конечно, у всех народов костюмы разные, но есть одна деталь, которая их объединяет. Это украшения: платки, шарфы, пояса, вышивка, бусы, серьги.

народы живущие в самарской области

Национальные праздники

В Самарской области почитают и чтят традиции разных народов. Проведение национальных праздников пользуется здесь большой популярностью. Тысячи людей посещают подобные мероприятия и принимают в них активное участие. Среди праздников, которые отмечают народы Самарской области, есть следующие:

  • Сабантуй - национальный праздник татар. Танцы, песни, спортивные состязания, а также национальные кушанья ожидают в этот день всех желающих принять участие в празднике.
  • В начале весны во всех городах и населенных пунктов Самарской области сжигают Масленицу, провожают зиму. В этот день пекут блины, устраивают катания на лошадях и кулачные бои.
  • Летом отмечают старинный праздник славян - Иван Купала. Наши далекие предки, в этот день жгли костры и прыгали через них, а также проходили обряд очищения души и тела с помощью воды. Сегодня эта традиция несколько изменилась. Костры жгут редко, а вот водой обливают себя и прохожих, а также купаются.

названия народов самарской области

Характерные черты, объединяющие разные народности

  • Уважительное отношение и почитание старших.
  • Безграничная любовь к детям.
  • Тщательное изучение истории своего рода.
  • Почтительное отношение к другим религиям.
  • Дружелюбность и открытость к людям разных национальностей.

костюмы народов самарской области

Вывод

Культура и традиции многочисленных народов, заселяющих Самарскую землю, тесно переплелись и дополнили друг друга своим богатством и разнообразием. Здесь созданы все условия для того, чтобы жить в любви и согласии.

Каждый из нас уникален точно так же, как и любая нация. Названия народов Самарской области можно перечислять долго, главное, что как писал в одном из своих стихотворений татарский поэт Габдулла Тукай:

И разве конец этой дружбе придет?

Да, мы родились и растем в вышину,

Нанизаны словно на нитку одну.

Разнообразие культур и религий не мешает народам Самарской области жить и работать рядом, любить и растить детей.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Религии Самарской области.

Самарская область и прилегающие к ней Саратовская, Оренбургская и Ульяновская области сравнительно недавно стали частью современной России. Еще 400-300 лет назад здешние города, которые по сути были форпостами, то есть границами формально, регулярно разорялись, и по сути хозяйничали здесь совсем другие люди. Самара, Саратов, Сызрань, Оренбург, Сызрань, Бугуруслан, Ставрополь регулярно подвергались нападению, города часто сжигались, жить в этих городах было не слишком уютно, да и жили часто под нажимом власти.
Определить, например, какая религия, вера может считаться здесь основной, представляется затруднительным. Здесь 3, 5 тыс. лет назад жили протоарии, арии(предположительный центр – Аркаим) со своей системой богов, нынче почти полностью утраченной. Потом здесь жили скифы, савроматы которые уже в большой степени солнцепоклонники, сохранились курганы, захоронения тех времен. Находят бляхи, украшения, кинжалы с солнечной символикой, но это все еще политеизм, способ захоронения – сжигание на погребальном костре. В 9-13 веке на территории Самарской области существуют неск. Городов Волжской Булгарии, в частности огромный город на реке Усе, сейчас известный как Муромский Городок( подлинное название неизвестно). По большей части они мусульмане, однако есть сведения, что в их столице Булгаре соседями являлись храмы мусульман, огнепоклонников, буддистов и христиан. По сути это первые города с такой степенью лояльности к чужой вере, ведь в эти же времена шли ожесточенные крестовые походы в Европе и Азии. Калмыки, которые пришли сюда веке в 14-15 были буддистами. Сохранились свидетельства о прекрасных пагодах монастырей и ступах на Волге. Нынче находки статуй Будды тех времен также нередки. В Самаре 1586 года основания медленно набирает силу христианство, которое становится преобладающим в 18 веке, когда рядом с Самарой основан в 1737 году Ставрополь(ныне Тольятти), в который хитростью и насилием загнали жить наспех крещеных калмыков, их царица Анна Тайшина целует прилюдно крест и некоторое время живет при дворе в Питере. Как известно и христианство не стало последней верой на данной территории, и с 1930-х годов начались гонения на церковь, около 100 зданий уничтожено, а верой здешних жителей стал почти на 60 лет атеизм. Этого также нельзя отрицать, мои родители были убежденными атеистами, их верой был диалектический материализм, крайне логичный и обоснованный последними данными науки.
Поэтому, я бы не стал говорить о том, что какой-либо религии на этой территории нужно дать какие-то привилегии. Я думаю, эта постоянная смена религий последние 3,5 тыс. лет говорит о том, что это достаточно стихийный и непредсказуемый процесс. Пусть будет все, пусть цветут все цветы.


Рассказ о народах Самарской области, традициях, основных праздниках

ДРУЖБА НАРОДОВ НА САМАРСКОЙ ЗЕМЛЕ

В Самарской области в течение многих веков в мире и согласии проживают представители многих национальностей: русские, татары, чуваши, мордва (эрзя и мокша), украинцы, башкиры, казахи, армяне, азербайджанцы, немцы, евреи, цыгане и др. Ко времени присоединения Среднего Поволжья к Российскому государству (ХVI век) оно было окраиной, где до середины ХVII века не существовало оседлого земледельческого населения.

Современное население Самарской области представляет собой многонациональную общность, сложившуюся в основном к концу XIX века в результате движения разнородных миграционных потоков на аграрно-осваиваемую в ХVII-ХIХ веках территорию России.

По данным переписи 2010 года в Самарской области проживают представители 157 национальностей. Русское население является наиболее многочисленным (2,6 млн. человек) и составляет 85,6%. Второе место по численности населения в области, как и в целом по России, занимают татары, их численность составляет 126,1 тыс. человек или 4,1% в общей численности населения (по России – 3,9%). Численность чувашей составляет 84,1 тыс. человек (2,7%), мордвы – 65,4 тыс. человек (2,1%), украинцев – 42,2 тыс. человек (1,4%), армян – 23 тыс. человек (0,7%), казахов – 15 тыс. человек (0,5%), азербайджанцев – 14 тыс. человек (0,5%), узбеков – 11,2 тыс. человек (0,3%), белорусов – 9,2 тыс. человек (0,3%), башкир – 7,7 тыс. человек (0,25%), таджиков – 7,2 тыс. человек (0,2%), немцев – 6,8 тыс. человек (0,2%), цыган – 4,9 тыс. человек (0,16%) и др.

Этнокультурная мозаика региона расширяется – по данным последней переписи впервые зафиксировано проживание представителей следующих национальностей (по стране происхождения): ганцы, гватемальцы, голландцы, костариканцы, таиландцы, танзанийцы, сомалийцы, конголезийцы, камерунцы, шведы, швейцарцы и др.

История совместного проживания людей разных национальностей, языков, культур и религий на Самарской земле не знает случаев межнациональных и межрелигиозных конфликтов, характеризуется доверием, взаимопомощью, веротерпимостью и сплоченностью.

Такие отношения сложились между переселенцами из разных концов России при заселении Самарской земли. Если в ХVII-ХVIII веках переселенцы основывали однонациональные селения, то с ростом плотности населения четко обозначалась тенденция к дисперсному (чересполосному) расселению и формированию двух-, трех- и более национальных смешанных сельских поселений. Смешанный состав населения всегда был характерен для городских поселений.

При всех общественных катаклизмах ХХ века - будь то Первая мировая война, революция и гражданская война, продразверстка, голод начала 20-х годов, раскулачивание, сталинские репрессии, Вторая мировая война и восстановление народного хозяйства – жители Самарской (Куйбышевской) области бережно сохранили добрососедские межнациональные и межрелигиозные отношения.

Эта сплоченность многонационального народа края особенно ярко проявилась в годы Великой Отечественной войны – многие воевали на фронте, другие обеспечивали фронт оружием, хлебом, одеждой.

Звание Героя Советского Союза было присвоено свыше 8000 русским. Первым нашим земляком, получившим звание Героя Советского Союза, был пограничник И.Д. Бузыцков. В мае 1943 года героический подвиг, защищая Сталинград, совершил самарец Ю.П. Нектаров. За мужество, отвагу, умелое ведение боя на Курской дуге звание Героя Советского Союза было присвоено нашим землякам - командиру стрелковой дивизии генерал-майору Д.Н. Голосову, командиру полка Н.В. Будылину, лётчику П.И. Коломину. Среди повторивших бессмертный подвиг Александра Матросова был и наш земляк Василий Сурков. Трое волжан - Пётр Матвеевич Потапов из Куйбышева, ставрополец Виктор Петрович Носов, уроженец Дубового Умёта Василий Николаевич Яшин — повторили подвиг Гастелло. Летчик, генерал-майор Георгий Нефёдович Захаров - единственный в стране человек, на груди которого рядом с Золотой Звездой Героя Советского Союза, другими отечественными наградами прикреплены два ордена Почётного Легиона - высшей награды Франции.

161 представителю татарского народа было присвоено звание Герой Советского Союза. Примером несгибаемого мужества, патриотизма и стойкости, символом борьбы с фашизмом для народов всей Европы стал поэтический и гражданский подвиг нашего земляка Мусы Джалиля. Куйбышевские татары дали стране трех Героев Советского Союза – Рауф Кутуев, Лейла (Ольга) Санфирова и Махмут Баишев. Есть среди татар нашей области и полный кавалер орденов Славы – Хамидулла Насибуллин, после войны проживавший в Ставрополе - Тольятти.

За годы войны 45 воинам–чувашам было присвоено звание Героя Советского Союза. Среди них – наши земляки: Фёдор Николаевич Ижедеров и Георгий Константинович Дюдюкин.

63 мордвина были удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них – легендарные летчики Алексей Петрович Мересьев и Михаил Петрович Девятаев, наш земляк - моряк-подводник Федор Алексеевич Видяев. В Самарской области Звезду Героя Советского Союза носит бывший танкист Владимир Иванович Чудайкин. Имя Героя носит средняя школа № 150 Кировского района города Самары.

Украина направила в ряды Советской Армии и Военно-морского Флота около 2,5 миллиона своих сограждан, звания Героя Советского Союза удостоены 2069 человек. Самарские украинцы мужественно сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Героями Советского Союза стали Сергей Зинченко из Большечерниговского района, исаклинец Иван Зиненко, уроженец села Павловки Алексеевского района Иван Ефременко.

Более 1,3 млн. жителей Беларуси сражалось с врагом на фронтах Великой Отечественной войны. За героизм и мужество, проявленные в годы войны 299 белорусам было присвоено звание Герой Советского Союза

В рядах Красной Армии воевало более 500 тысяч евреев. 107 человек стали Героями Советского Союза, в том числе наш земляк Абрам Орецкий. Орден Александра Невского – одна из наград кадрового военного Яков Фельдмана.

39 башкирам было присвоено звание Герой Советского Союза, в том числе лейтенанту М. Губайдуллину, Мусе Гараеву (дважды Герой Советского Союза), майору Б. Назирову.

22 июня первыми бой с фашизмом приняли более 34 тысяч солдат и офицеров Советской армии немецкой национальности. Из 8 Героев Советского Союза, получивших это звание в 1941 году, немецкой национальности оказались пятеро, в их числе легендарный лётчик Николай Францевич Гастелло. Среди немцев есть два дважды Герои Советского Союза – лётчики А. Я Брандыс, и Г. Штерн.

К концу воины 11 представителей цыганского народа были удостоены звания Героя Советского Союза. Отдали жизнь за Родину Петр Конденко из Самары, Михаил Иванович Никитин из Богдановки, Анна Белозерова, Александра Шлыкова, Елена Колпакова – все они были фельдшерами на фронте.

Воины-герои есть у каждого народа. Оставшиеся в тылу самоотверженно трудились на колхозном поле и у заводского станка, помогая Красной Армии победить ненавистного врага. В годы войны Азербайджан был главным поставщиком на фронт нефти и нефтепродуктов. Средняя Азия стала одной из важнейших баз Красной Армии - в республиках изготавливались орудия, боеприпасы, обмундирование, армейская обувь, парашютный и хирургический шелк, пищевые концентраты. Сюда же были эвакуированы миллионы жителей центральных областей, сотни предприятий и учреждений. Сотни тысяч детей нашли приют в детских домах и семьях.

Сегодня национально-культурная ситуация в полиэтничной Самарской области характеризуется толерантностью и стабильностью межнациональных отношений, все больше проводится культурных мероприятий областного масштаба, растет число национально-культурных объединений, активизируется их деятельность.

Национально-культурное объединение - это форма самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Национально-культурные объединения могут быть местными (городскими, районными, поселковыми, сельскими), региональными, федеральными; могут различаться по времени возникновения и по целям своей деятельности.

Деятельностьнационально-культурных организаций в Самарской области в активном взаимодействии с органами власти позволяет проводить профилактику мигрантофобии, формировать толерантность у детей и молодежи. Этому способствуют многочисленные межнациональные мероприятия, проводимые Домом дружбы народов Самарской области или на его базе:

– ежегодно многонациональным праздником в Доме дружбы народов отмечается годовщина Великой Победы;

– каждый год в Доме дружбы народов завершается детским межнациональным новогодним праздником;

Наиболее значимые этнокультурные мероприятия, проводимые в Самарской области совместными усилиями НКО, органами государственной и муниципальной власти:

У истоков этого просвещенческого движения в 90-е годы ХХ века стояли люди неординарные, неравнодушные, болеющие душой за сохранение и развитие языка и культуры своих народов. На фоне дефицита литературы на родных языках эти издания пользовались большой популярностью, стали дружелюбными собеседниками для тысяч и тысяч читателей. На первых порах возникали проблемы с шрифтами, полиграфией, помещением для редакций, финансовыми средствами для издания. Но газеты все же выходили в свет, расширяя информационное пространство региона.

Национально-культурные объединения Самарской области поддерживают и развивают богатейший опыт мирного совместного бытия народов на Самарской земле. Целенаправленная поддержка Правительства Самарской области и органов местного самоуправления позволяет закрепить и распространить этот опыт на благо всех народов края.

© 2010-2016 государственное казенное учреждение Самарской области "Дом дружбы народов".
При цитировании или перепечатке материалов ссылка на сайт ГКУ СО "Дом дружбы народов" обязательна.

Самарская область богата святыми местами – известными храмами, монастырями, часовням, целительными источниками. В настоящее время в Самарской и Сызранской епархии действуют 188 приходов, 7 монастырей, пять мужских и два женских. В регионе находится 1536 родников, большое скопление их сосредоточено в северной части - в Камышлинском, Исаклинском, Сергиевском, Похвистневском районах. Первенство по количеству родников занимает Клявлинский район, только на его территории находиться 215 источников.

религиозный туризм

В некоторых селах из-под земли бьют сразу по пять родников, а вот в селе Ключи, Исаклинского района, сразу четырнадцать. Сам же Исаклинский район так и называют - краем ста ключей. Специально благоустроенных родников в области около 460.

Не выезжая из России в далекие зарубежные страны, не выезжая даже из Самарской области можно совершить уникальные паломнические и религиозные туры по земле Самарской.

религиозный туризм

Чем же отличается паломничество от религиозных, экскурсионно- познавательных туров? Посещая одни и те же святые места, паломники и туристы делают это по-разному.

Православное паломничество - это часть религиозной жизни верующего человека. В процессе совершения паломничества основным во время молитвы является не внешнее исполнение обрядов, а духовное обновление, которое происходит с православным христианином. Молитва и поклонение святыням ради очищения души. Паломники обычно выдвигают гораздо меньше требований к уровню и качеству обслуживания, питания, размещения. Выбор пищи обычно невелик, пища довольно скромная и постная. Паломники останавливаются на ночлег в кельях монастырей, могут ночевать в храмах на полу и даже на улице.

религиозный туризм

Религиозный туризм

Туризм - это путешествие с познавательными целями. И одним из популярных видов является религиозный туризм, экскурсионно-познавательной направленности. Такие экскурсии предполагают посещение, храмов, монастырей, знакомство с историей святых мест, жизнью святых, архитектурой, церковным искусством. Обо всём этом рассказывается на экскурсиях, которые и являются для туриста самым главным элементом путешествия. Для светских туристов, во многих храмах и монастырях при входе вывешивают разъяснительные стенды с правилами поведения на территории храма. Да и организаторы туров уделяют особое внимание разъяснительной работе, как правильно нужно вести себя в святых местах. Чтобы соприкосновение со святыней стало для всех туристов и паломников памятным и полезным.

религиозный туризм

Сегодня Русская Православная Церковь с уважением относится и к туристам, посещающим христианские святыни. Церковь считает религиозный туризм важным средством духовного просвещения.

религиозный туризм

Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь в селе Винновка. Одним из главных Православных объектов который привлекает жителей области и гостей их соседних регионов, это Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь в селе Винновка. Стоит он на берегу Волги, в живописном месте, и уже стал известным туристическим маршрутом.

религиозный туризм

Сегодня монастырский комплекс, кроме древней Казанской церкви, включает в себя два новых храма: один освящен в честь Преподобного Сергия, а другой - в честь Пресвятой Троицы, так же построена 47-метровая колокольная в виде маяка. На территории монастыря имеются новые, просторные братские корпуса, дом для паломников и туристов. Желающие могут остаться на ночлег и питаться в трапезной монастыря. Здесь собрана богатая библиотека и небольшой музей истории села и обители. В монастыре, стоящем на самом берегу Волги, была укреплена береговая полоса, и теперь здесь пристань, способная принять 4-палубные пароходы.

религиозный туризм

Свято-Троицкий храм в селе Утевка из-за его удаленности от Самары пока не может принимать большое количество туристов, однако и российские и зарубежные путешественники с интересом посещают это святое место. Село Утевка родина легендарного безрукого и безногого иконописца Григория Журавлева. В 2015 году исполнится 155 лет со дня его рождения. Григорий прославил Самарский край. В юбилейный год планируется уделить особое внимание его личности и святой обители. При жизни Григорий писал иконы и фрески с молитвой и постом. Его работы отличаются духовностью. Много труда положил он во благо Церкви и во спасение своей души. Когда Григорий расписывал купол церкви, кожаные ремни впивались ему в тело. Кисть Григорий держал во рту, от напряжения губы опухали, выщербливались зубы. Это был тяжелейший труд.

Храм Святой Троицы, где находится большинство написанных Григорием икон, очень праздничный. Несмотря на его высокие своды и большие размеры, в нем нет ни одной колонны. С любого места видно всю службу.

Исаклинский район обладает всеми преимуществами, которые способствует развитию культурно-познавательного и религиозного туризма. Сегодня сюда приезжают на обзорные экскурсии не только жители Самарской области, но и путешественники из соседних регионов.

религиозный туризм

Церковь во имя Архангела Михаила в Селе Малое Ишуткино была построена в 1781 году на средства прихожан и вмещала 500 человек.

религиозный туризм

Тем временем малоишуткинцы, пока соседи отсыпались от загула, всем миром по брёвнышку успели перекатить сруб в свою деревню. И не только перекатить, но и фундамент под него подвести и даже несколько венцов положить. С трудом протрезвевшим соседям, оставалось только руками развести. Так и остался храм стоять в селе Малое Ишуткино.

В 1910 году церковь сгорела во время пожара, но была вновь отстроена по старым чертежам. В селе к тому времени было 40 дворов. Каждый житель оказывал посильную помощь при строительстве храма.

Сегодня не далеко от церкви располагается дом священника. Отец Олег и его жена - матушка Ольга живут там, всем своим большим семейством. Четыре сыночка и лапочка дочка, так сами счастливые родители величают свое богатство - пятерых детишек погодок. Однако, по словам самой матушки Ольги, счастье стать матерью далось ей не сразу. После венчания с отцом Олегом у них пять лет не было детей. Все эти годы они непрестанно молилась, выпрашивая себе потомство.

Одна икона появилась в церкви всего пару лет назад. Краски на ней были плохо видны, и проявляется стали совсем недавно, произошло своего рода чудо.

Архангел Михаил. В храме множество святынь и конечно иконы с изображением Архангела Михаила, в честь которого и названа церковь. В православии архангел Михаил именуется архистратиг – главнокомандующий, который является главой святого воинства ангелов, стоящих на страже Божьего закона. К архангелу Михаилу также обращаются с молитвами об исцелении и победителя злых духов, которые в христианстве считались источником болезней

В 19 веке при церкви имелось три школы: частное училище, земская школа и школа грамоты. В 30-е годы храм был закрыт. Его помещение было приспособлено под местное зернохранилище.

И только в 1947 году церковь была восстановлена, сюда вновь устремился весь верующий народ, съезжались люди из окрестных деревень на престольные праздники.

Кстати сыновья отца Олега являются звонарями. Никто их этому не простому делу не учил. Они не оканчивали школу звонарей, но когда ребята поднимаются на колокольню и бьют в церковные колокола, звон слышится на три версты, сообщая о начале службы и указывая путь всем заблудшим странникам.

Приятно смотреть на это дружное семейство. Прекрасных детей, которые с малых лет растут в родительской любви и любви к Богу. В послушании и соблюдении главных заповедей. Казалось бы, что еще надо? Вот это идеальная семья, которую Господь благословляет и дает взаимную любовь, здравие, достаток и радость бытия.

Каждый, посещая храм Архангела Михаила ощущает эту радость и увозит с собой частичку света и Божьей благодати.

религиозный туризм

Православных святынь на земле самарской немало, причем интерес к ним проявляют все больше и больше людей. В современной обстановке развитие религиозного туризма имеет важное значение. Поездка к святым местам может носить не только паломнический, но и просто познавательный характер. Организация таких туров способствует духовному воспитанию человека, приобщению людей к нравственным ценностям, познанию исторического наследия народов населяющих территорию земли самарской.

Читайте также: