Религиозный контекст вмешательства в репродукцию человека доклад

Обновлено: 30.06.2024

1. Моральные проблемы репродукции человека лекция № 4

2. Вопросы:

ВОПРОСЫ:
Краткая история проблемы искусственного
аборта.
Личностный и моральный статус эмбриона и
плода.
Этическая экспертиза современных
репродуктивных технологий (искусственное
осеменение, оплодотворение in vitro,
суррогатное материнство).

3. история проблемы искусственного аборта

ИСТОРИЯ ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВЕННОГО
АБОРТА
Исторически отношение врача к аборту
является одной из первых и основных
медико-этических проблем, сохраняющих
актуальность и сегодня.
Проблема аборта концентрирует в себе
отношения между людьми на уровне этикомедицинского, юридического, социального,
политического, религиозного, научного
сознаний.

4. история проблемы искусственного аборта

ИСТОРИЯ ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВЕННОГО
АБОРТА
Древняя Греция:
Аборт был признан естественной
целесообразностью
Но еще в 5-4 веках до н. э. Гиппократ
зафиксировал позицию врачебного сословия
об этической недопустимости участия врача в
производстве иск. аборта

5. история проблемы искусственного аборта

6. история проблемы искусственного аборта

ИСТОРИЯ ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВЕННОГО АБОРТА
Средневековье:
окончательное осознание ценности эмбриона
самого по себе
уже в эпоху раннего христианства аборт
отождествляется с убийством человека
аборт квалифицируется как тяжкое преступление,
аналогичное убийству родственника
наказание за аборт было очень суровым –
смертная казнь

7. история проблемы искусственного аборта

ИСТОРИЯ ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВЕННОГО АБОРТА
Россия:
В 1649 году смертная казнь за совершение
аборта была введена и в России.
Под влиянием христианской морали и законов в
15, 16, 17 веках аборт как медицинская
операция исчезает из медицинской практики
Но в России в XVIII веке, смертная казнь за
совершение аборта была отменена

8. история проблемы искусственного аборта

ИСТОРИЯ ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВЕННОГО АБОРТА
Россия:
Основоположник отечественного акушерства
Максимович-Амбодик еще в 1784 году выступал
за то, чтобы в критических ситуациях на первое
место ставить спасение матери, а не плода. Тем
самым он предвосхитил концепцию
медицинских показаний к искусственному
прерыванию беременности.

9. история проблемы искусственного аборта

ИСТОРИЯ ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВЕННОГО АБОРТА
Европейская медицина:
1852 год, статистика женской смертности явилась
главным аргументом в этическом оправдании
искусственного прерывания беременности в случаях
анатомического сужения таза
медицинская наука начинает отстаивать и другие
медицинские показания к искусственному аборту,
особенно в тех случаях, когда беременность угрожает
жизни матери
смертная казнь за плодоизгнание начинает
вытесняться из законодательств европейских
государств, но плодоизгнание сохраняет за собой
статус преступления против жизни, против семьи и
общественной нравственности

10. история проблемы искусственного аборта

ИСТОРИЯ ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВЕННОГО АБОРТА
в 20 веке в дискуссию о допустимости абортов
активно включаются феминистские движения
протест сторонников феминизма против
традиционного положения женщины в обществе
(против отречения женщины от прав на свою
личность, имя и собственность) касался и ее
сексуальной роли, затрагивал вопросы половой
морали

11. история проблемы искусственного аборта

12. история проблемы искусственного аборта

13. история проблемы искусственного аборта

14. история проблемы искусственного аборта

ИСТОРИЯ ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВЕННОГО АБОРТА
Россия после 1991 года:
Постановление правительства РФ от 8.05. 1996 года
утверждало следующий перечень социальных
показаний для искусственного прерывания
беременности на поздних сроках:
1.Наличие инвалидности 1-2 группы у мужа.
2. Смерть мужа во время беременности жены.
3. Пребывание женщины или ее мужа в местах лишения
свободы.
4. Женщина или ее муж, признанные в установленном
порядке безработными

15. история проблемы искусственного аборта

ИСТОРИЯ ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВЕННОГО
АБОРТА
5. Женщина, не состоящая в браке.
6. Расторжение брака во время беременности.
7. Беременность в результате изнасилования.
8. Отсутствие жилья, проживание в общежитии, на
частной квартире.
9. Женщина, имеющая статус беженца или вынужденного
переселенца.
10. Многодетность ( 3 детей или больше).
11. Наличие в семье ребенка-инвалида.
12. Доход на одного члена семьи менее прожиточного
минимума, установленного для данного региона.
13. Наличие решения суда о лишении или ограничении
родительских прав.

16. история проблемы искусственного аборта

ИСТОРИЯ ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВЕННОГО
АБОРТА
Россия после 1991 года:
Постановление РФ от 8.05. 1996 года - это
политика геноцида по отношению к группам
населения, находящимся в неблагоприятном
положении, наиболее уязвимых слоев общества.
Эксперты ВОЗ отмечают, что пренебрежение
интересами уязвимых групп означает попрание
важнейшего этического принципа –
справедливости.
В 2003 году это Постановление было отменено и
остались только 4 показания к проведению аборта
на поздних сроках беременности.

17. Оценка искусственного аборта биоэтиками: PRO и CONTRA

ОЦЕНКА ИСКУССТВЕННОГО АБОРТА БИОЭТИКАМИ:
PRO И CONTRA
Крайние сторонники аборта PRO:
Выдвигают аргументацию, обосновывающую
право женщины на свободный ответственный
выбор в отношении того, вынашивать ли ей
зачатый плод или абортировать его.
Женщина должна иметь право сама решать
когда и сколько детей ей иметь.

18. Оценка искусственного аборта биоэтиками: PRO и CONTRA

ОЦЕНКА ИСКУССТВЕННОГО АБОРТА БИОЭТИКАМИ:
PRO И CONTRA
PRO:
Либеральное оправдание аборта базируется на
двух принципах:
1. Право женщины распоряжаться своим
телом.
2. Отрицание личностного статуса плода.

19. Оценка искусственного аборта биоэтиками: PRO и CONTRA

ОЦЕНКА ИСКУССТВЕННОГО АБОРТА
БИОЭТИКАМИ: PRO И CONTRA
CONTRA:
1.
2.
3.
Аборт отождествляется с убийством, поскольку с
момента оплодотворения яйцеклетка отождествляется с
человеческим существом, обладающим таким правом
человека, как право на жизнь.
Тело будущего человека не является частью тела матери,
поэтому мать не вправе распоряжаться жизнью плода.
Эмбриологи приводят убедительные доказательства, что
уже в 6 недель беременности фиксируется работа мозга
плода. И если смерть мозга, по современным
представлениям, считается концом жизни человека, то
правомерно и обратное утверждение.

20. Пять с половиной недель беременности

ПЯТЬ С ПОЛОВИНОЙ НЕДЕЛЬ БЕРЕМЕННОСТИ
Длина зародыша
ребенка 10-12 мм. Глаза
четко обозначены
темными кругами.
Конечность развилась в
маленькую ручку. Через
пуповину кровь с
кислородом и
питательными
веществами поступает к
зародышу.

21. Шесть недель

ШЕСТЬ НЕДЕЛЬ
Ребенок уже начинает
двигаться, на целых 12
недель раньше от того
времени, когда мать
почувствует эти
движения. Сердце
ребенка бьется с
частотой 140-150
ударов в минуту, вдвое
чаще, чем у мамы.

22. Одиннадцать недель

ОДИННАДЦАТЬ НЕДЕЛЬ
Вес ребенка
приблизительно 30 г,
длина 6 см. Сердце
начинает биться на 1825 день. Маленькое
существо может
морщиться, менять
выражение лица и
даже улыбаться.
Совершенствуются все
системы организма

23. Двенадцать недель

24. Шестнадцать недель

ШЕСТНАДЦАТЬ НЕДЕЛЬ
11-15 недельный
зародыш вырастает
ежемесячно на 5-15
см. Ребенок уже
умеет схватывать
что-то ручками,
плавать и даже
переворачиваться

25. Восемнадцать недель

ВОСЕМНАДЦАТЬ НЕДЕЛЬ
Длина зародыша достигает
20 см. Посмотрите на
ручку, это настоящее
произведение искусства.
Большой палец уже хорошо
развит, ребенок уже умеет
сосать его. Малыш
становится активным и
энергичным; напрягая
мышцы, отталкивается
ручками и ножками.
Теперь мать ощущает его
движения.

26. Моральные проблемы современных репродуктивных технологий

МОРАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ
РЕПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
4 вида методов искусственной репродукции:
1. Искусственное оплодотворение (ИОСМ,
ИОСД)
2. Экстракорпоральное оплодотворение in vitro,
с трансплантацией эмбриона (ЭКО – ПЭ)
3. Суррогатное материнство
4. Клонирование человека

27. Моральные проблемы современных репродуктивных технологий

МОРАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ
РЕПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Моральная аргументация противников ИО:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Человек вмешивается в акт божественного творения.
В результате использования искусственного
оплодотворения исключается половой акт, который
предполагает не только физическую, но и духовную
близость.
Несоблюдение брачных уз (ИОСД)
Использовании своего тела в корыстных целях (ИОСД,
получение вознаграждения).
Риск отрицательных медико-генетических последствий,
переноса каких-либо заболеваний.
Возможное в дальнейшем ущемление прав ребенка.

28. Моральные проблемы современных репродуктивных технологий

МОРАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ
РЕПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Основные опасения и возражения против ЭКО-ПЭ:
1. В основе ЭКО лежит ИО, поэтому сохраняются все
претензии, высказанные к этой технологии.
2. Разумно ли заменять естественный отбор жесткой
детерминацией.
3.
Не распространит ли метод проблемы бесплодия на
следующие поколения.
4. Не усилится ли риск возникновения врожденных
патологий у детей.
5. ЭКО разрушает такие личные связи как кровное родство,
понятие о родителях, родственниках.
6. Основные возражения у биоэтиков вызывает проблема
невостребованных эмбрионов.

29. Моральные проблемы современных репродуктивных технологий

МОРАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ
РЕПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Но главный парадокс метода ЭКО заключается
в том, что для того, чтобы появиться на свет
одному ребенку, уничтожаются как минимум
четыре будущие жизни. Технология,
призванная давать жизнь, ведет к смерти.
Одна жизнь дается, и четыре потенциальные
отнимаются.

30. Моральные проблемы современных репродуктивных технологий

МОРАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ
РЕПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Вопрос о моральном статусе пре-эмбриона и эмбриона:
Важность вопроса о моральном и правовом статусе
эмбриона очевидна. Учитывая то, что на эмбрионах
проводятся исследование, необходимо определиться с
чем или кем мы проводим манипуляции. Так как если
мы совершаем манипуляции лишь с группой клеток,
пусть даже обладающих индивидуальностью – это
абсолютно не то же самое, что манипулировать
личностью, особенно если эти манипуляции приводят
к ее гибели.

31. Моральные проблемы современных репродуктивных технологий

МОРАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ
РЕПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Вопрос о моральном статусе пре-эмбриона и
эмбриона:
Современные ученые проводят различие между
пре-эмбрионом до 14 дня развития и
собственно эмбрионом.
Современные международные правовые,
научно медицинские, биоэтические организации
принимают этические нормы, запрещающие
манипуляции с человеческим эмбрионом после
14-го дня его развития.

32. Моральные проблемы современных репродуктивных технологий

МОРАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ
РЕПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Претензии к суррогатному материнству:
1. Отмечается дегуманизация пренатального ухода,
разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости,
устанавливающейся между матерью и ребенком во время
беременности.
2. Возмущает коммерческий характер процедуры, что позволяет
говорить о торговле женщины функциями своего тела и
проводить аналогию с проституцией, а также о
превращении женщины в инкубатор для производства
детей.
3. Коммерческое суррогатное материнство в ряде случаев
может превратиться в надругательство и над человеческой
личностью, и над человеческими отношениями.
1.

33. Моральные проблемы современных репродуктивных технологий

34. Моральные проблемы современных репродуктивных технологий

МОРАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ
РЕПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Клонирование человека: Pro и contra.
Contra:
1. Изменение природы отношения родители-дети.
2. Отрицание уникальности каждого индивида.
3. Непредсказуемость результата.
4. Христианство оценивает клонирование как метод,
обесценивающий человеческое достоинство и самого
человека, поскольку делает лишними даже сами гаметы.
5. Клонирование людей любыми способами запрещено во
всех кодексах биологической этики и в рекомендациях
Совета Европы, а в некоторых странах запрещено и
законодательно.

35. Моральные проблемы современных репродуктивных технологий

МОРАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ
РЕПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Итак, заканчивая разговор о современных
методах репродукции человека, следует
подчеркнуть, что
эти методы действительно (исключая
клонирование) могут существенно помочь
преодолеть проблему бесплодия. Но вместе с
тем, на поверхности оказывается целый букет
новых проблем этического характера.
Биологическая эскалация в сфере
человеческого размножения в итоге приводит к
преобладанию техники над этикой.

36. Моральные проблемы современных репродуктивных технологий

Репродуктивное здоровье - это состояние физического, умственного, и социального благополучия по всем пунктам, относящимся к репродуктивной системе на всех стадиях жизни. Репродуктивное здоровье предполагает, что человек может вести удовлетворительную и безопасную половую жизнь, что он способен рожать детей и свободен выбирать, при каких условиях, где и как часто это делать.
Под этим подразумевается право мужчин и женщин получать информацию и доступ к безопасным, эффективным, доступным и приемлемым методам планирования семьи по своему выбору, и право на соответствующие услуги здравоохранения, которые позволяют женщинам безопасно пережить период беременности и роды.

Забота о репродуктивном здоровье определяется как совокупность методов, способов, технологий и услуг, которые способствуют репродуктивному здоровью и благополучию путем предотвращения и решения проблем репродуктивной сферы. Оно также включает в себя и сексуальное здоровье, целью которого является улучшение жизни и межличностных отношений, а не только лишь консультации и лечение, связанные с репродукцией и инфекциями, передаваемыми половым путем.


Репродуктивные права — это сегмент гражданских прав, который регулирует отношения между обществом и государством, возникающие по поводу воспроизводства жизни.
Репродуктивные права включают в себя определенные права человека, которые уже признаны в национальных законодательствах, в международных документах по правам человека и других общепринятых документах.

В основе этих прав лежит признание базовых прав всех пар и отдельных людей принимать решения свободно и с определенной долей ответственности, о количестве, интервалах и сроках рождения своих детей, а также иметь информацию и средства для реализации этого.
Репродуктивное поведение в современном обществе в значительной степени регулируется личным выбором людей, подкрепленным экспертным знанием.

Медицинское вмешательство в репродуктивную сферу человека в историческом, социальном, моральном, правовом и религиозном контекстах описаны более подробно в дальнейших вопросах.

Типы медицинского вмешательства:

Ø ограничивающий (искусственный аборт, контрацепция, стерилизация);

Ø стимулирующий (ВРТ).

E) теологический подход

v Ислам

Аяте 228 вторая сура Корана: разведенная женщина не может снова выйти замуж раньше, чем через 90 дней, что позволяет избежать сомнения относительно отцовства. Овдовевшей женщине следует по той же причине ждать 130 дней, или 4 месяца 10 дней, прежде чем снова выходить замуж.

Коран косвенным образом определяет личностный статус зародыша.

v Католическая Церковь

Катехизис: “С самого начала зародыш должен почитаться за личность”.

v Православие

Евангелие от Луки: “Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?” (Лк 1:41–43).

Дополнительная информация

Какими бы благовидными предлогами не прикрывалась тайная от мужа просьба женщины о проведении операции, следует помнить, что данное решение женщины является противоправным, способным повлечь непредсказуемые последствия для супругов, будущего ребенка а также врача и донора.

Информационная сторона мероприятия крайне важна и предусмотрена законом; однако личность донора, несмотря на обязанность врача раскрыть его внешние данные и состояние здоровья, всегда должна оставаться тайной, кроме случаев, в которых женщина сам выбирает себе донора.

Донорство основано на добровольных договорных началах, при этом донором может быть только максимально здоровый человек, не имеющий генитальных инфекций, алкоголизма, генетических аномалий в родословной, профессионально вредных условий труда (контакта с токсическими веществами, ионизирующим излучением).

Перед сдачей спермы донор обязан добросовестно соблюдать режим, предписанный врачом.

Морально-медицинские проблемы вмешательства в репродукцию человека: исторический, социальный, моральный, правовой и религиозный контексты

Репродуктивное здоровье - это состояние физического, умственного, и социального благополучия по всем пунктам, относящимся к репродуктивной системе на всех стадиях жизни. Репродуктивное здоровье предполагает, что человек может вести удовлетворительную и безопасную половую жизнь, что он способен рожать детей и свободен выбирать, при каких условиях, где и как часто это делать.
Под этим подразумевается право мужчин и женщин получать информацию и доступ к безопасным, эффективным, доступным и приемлемым методам планирования семьи по своему выбору, и право на соответствующие услуги здравоохранения, которые позволяют женщинам безопасно пережить период беременности и роды.

Забота о репродуктивном здоровье определяется как совокупность методов, способов, технологий и услуг, которые способствуют репродуктивному здоровью и благополучию путем предотвращения и решения проблем репродуктивной сферы. Оно также включает в себя и сексуальное здоровье, целью которого является улучшение жизни и межличностных отношений, а не только лишь консультации и лечение, связанные с репродукцией и инфекциями, передаваемыми половым путем.


Репродуктивные права — это сегмент гражданских прав, который регулирует отношения между обществом и государством, возникающие по поводу воспроизводства жизни.
Репродуктивные права включают в себя определенные права человека, которые уже признаны в национальных законодательствах, в международных документах по правам человека и других общепринятых документах.

В основе этих прав лежит признание базовых прав всех пар и отдельных людей принимать решения свободно и с определенной долей ответственности, о количестве, интервалах и сроках рождения своих детей, а также иметь информацию и средства для реализации этого.
Репродуктивное поведение в современном обществе в значительной степени регулируется личным выбором людей, подкрепленным экспертным знанием.

Во все времена существуют вопросы, касающиеся жизни людей. В наши дни в связи с прогрессом биомедицинских наук, новейшими открытиями в области биотехнологии и расшифровки генетического кода вопросы эти становятся все более насущными, потому что возникают все более сложные нравственные дилеммы, а стало быть, требуются и более комплексные ответы. Обычно по таким вопросам вопрошается и мнение Церкви.

С древнейших времен при сочетании законным браком учитывались степени родства и определялись причины, препятствующие бракосочетанию. Так, например, избегали кровосмешения и различных наследственных болезней. Во все времена или установленными Церковью правилами, или законами мирской власти определялись ограничения для брака, которые соблюдались с особой строгостью.

Сегодня же еще большие проблемы возникают в связи с применением современных вспомогательных методов воспроизводства. Поэтому так необходимо подробное информирование бездетных пар об этих методах, а также и о способах и проблемах их применения как биологического, так и богословского уровней. Правильная, точная и искренняя информация может помочь бездетной паре не оказаться в неожиданных ситуациях и избежать психологических, нравственных, юридических и общественных последствий необдуманных решений.

Человек является последним и совершеннейшим из созданий Господа. И, согласно богословию Церкви, деторождение берет свое начало во благой воле Божией. Существование человека восходит к промыслительной, удерживающей и животворящей энергии Божией. Это есть излияние Божественной любви и приглашение для соучастия в таинстве сотворения. И если это происходит для первозданного, что-то аналогичное не происходит ли и со всяким человеком? Итак, позволительно ли, чтобы деторождение, а также и бездетность были отделены от Божественной воли?

Но возникает вопрос: настолько ли это просто и достижимо ли вообще, чтобы были совмещены права будущих родителей с интересами детей, которые родятся? Каким образом, например, может быть совмещено право будущего родителя, который прибегает к экстракорпоральному оплодотворению, с правом ребенка узнать своего истинного отца? И если это произойдет, каковы будут психологические и общественные последствия? Гарантируются ли в этом случае интересы как ребенка, так и его родителей? А также принимается ли во внимание интерес ребенка в случае, если родители являются гомосексуалистами? Например, какое может оказать воздействие на ребенка, рожденного путем искусственного гетерологичного воспроизводства, если его мать живет со своей спутницей, а он будет расти, имея двух матерей?

Известно, что низкая возможность оплодотворения и бесплодие не вызываются только лишь биологическими причинами. Они зависят также от психологических и духовных причин, которые являются куда более глубокими, но, как правило, о них никто не спрашивает. Часто деторождению препятствует отсутствие гармонии между супругами. С другой стороны, сколько детей рождается, не будучи желаемы, или скольким детям не дают возможности родиться? Нет ли в этом отсутствия любви? Может ли само по себе применение современных методов воспроизводства, которое часто создает некое механическое восприятие человека, решить проблему? И когда эти методы используются, существует ли у ученого чувство, а также у всех нас, что мы действуем как сотворцы Богу и, стало быть, должны входить в святые таинства жизни со священным страхом? Или, может, все-таки нами завладел дух нашей научной независимости и продвижения научных исследований и поэтому мы ведем себя самонадеянно, восторженно встречая достижения и способности человека, отделившегося от Бога Троицы?

Существуют бездетные пары, которые безропотно восприняли свою бездетность и продолжили свою жизнь в молитвах и терпеливом ожидании, направляя свою созидательную энергию в более широкое русло – в общество. Хотя они и не удостоились взрастить своих собственных детей, они принесли столько пользы детям во всем мире и стали благотворителями общества, последовав аскетическому пути бездетности.

Иные супружеские пары с твердой верой, с доверием к воле Бога и с молитвой осознанной духовной жизнью, участием в таинствах Церкви, достигают деторождения, превосходя таким образом эту проблему. Сложность бесплодия делает их более зрелыми духовно, поэтому-то они выражают свою признательность Богу.

И последнее – это когда бездетные пары прибегают к помощи научной медицины. И поскольку, по причине современного образа жизни, бездетность на сегодняшний день возрастает, растет и число обращающихся за помощью к методам вспомогательного воспроизводства. Здесь, однако же, возникает множество вопросов и создаются соответствующие нравственные дилеммы.

Укажу на некоторые из них. Допустимо ли вспомогательное оплодотворение, и какие оно создает проблемы? Знают ли о них заинтересованные в этом лица? Например, ребенок, рождающийся от гетерологического оплодотворения, биологически связан только с одним из супругов. Другой же автоматически становится отчимом или мачехой. Более того: ребенок может иметь вплоть до пяти родителей, к которым должно присоединить как шестого и врача, сыгравшего решающую роль в его выборе и рождении. Если с нашими собственными детьми, которые есть плоть от плоти нашей, кости от костей наших, мы имеем столько проблем во взаимопонимании, что доходим до того, что говорим о разрыве между поколениями, становится понятным, сколько безвыходных ситуаций может возникнуть от принятия подобных решений. И еще: может ли быть разрешено уничтожение оплодотворенных яйцеклеток, хранимых в холодильных камерах? Даже если и будут использованы яйцеклетки и сперматозоиды от третьих лиц – постоянных доноров, которые часто избираются по внешним данным или же по высокому уровню одаренности, – и будут имплантированы бесплодным женщинам, не будут ли произведены на свет единокровные братья и сестры, которые не будут знакомы между собой, и возможно, не ведая о реальности, сочетаются браком? Дородовой и доимплантационный контроль, возможность выбора пола и иные модификации зародыша не ведут ли в определенных ситуациях к евгенике (науке о создании здорового потомства. – Пер.)?

Список вопросов и нравственных дилемм огромен и не заканчивается на этом. Посему и Церковь рассматривает эту тему не как богословскую по акривии, но как пастырскую по икономии. Так на основании икономии создается своего рода пастырская лествица.


Кафедра новгородских святителей


Святой архиепископ Василий Калика (на кафедре с 1330 по 1352 гг.)

Сайт Новгородской епархии на карте посещения пользователей со всего мира

Конструктор сайтов

Еще раз о биоэтических проблемах вспомогательных репродуктивных технологий

Введение

Тем не менее в разделах, касающихся биоэтических проблем вспомогательных репродуктивных технологий, имеются существенные недостатки, на которые необходимо обратить внимание.

Такое предвзятое отношение к вопросам репродуктологии, на наш взгляд, объясняет остальные ошибки авторов сборника.

При попытке разобраться в том, что, по мнению авторов сборника, составляет этическую проблему методов ЭКО при условии отсутствия получения избыточных эмбрионов, возникает некоторая неясность в аргументации, а также ошибочная трактовка медицинских данных и неполнота их представления.

Медицинская аргументация

Некоторые ошибочные фактические данные документа связаны, возможно, с давним сроком выхода соответствующих заявлений Церковно-общественного совета по биомедицинской этике. Однако в подобного рода документе, на наш взгляд, следует отражать актуальное положение вещей.

Здесь необходимо сделать замечание. В то время как отбраковка лишних эмбрионов до момента имплантации является убийством, никак не может им считаться их гибель при переносе в полость матки. Гибель большого числа эмбрионов (порядка 70% при переносе их полость матки) сопоставима с таковой при естественном зачатии. Однако это отражает селекцию жизнеспособных эмбрионов, т. е. способность их генотипа реализовывать качества и свойства, необходимые для жизни. Провести обследование неимплантировавшихся эмбрионов на предмет хромосомных нарушений невозможно. Однако имеются работы, которые подтверждают, что частота хромосомных аномалий уменьшается у абортированных эмбрионов более поздних сроков (0–1 — 95%, 1–6 неделя — 66%, 7–11 неделя — 43%). Исследование частоты анеуплоидий на разных сроках беременности также показывает их уменьшение в зависимости от срока беременности (см. рис. 1).


Рис. 1 Анализ частоты встречаемости хромосомных аномалий в зависимости от стадии внутриутробного развития

Таким образом, мы имеем подтверждение того, что нарушение имплантации и гибель переносимых эмбрионов отражает выбраковку организмов с наиболее грубыми генетическими пороками. С течением беременности происходит более тонкая дифференцировка клеток. Поэтому с увеличением срока после имплантации проявляются более легкие генетические дефекты, которые дали возможность имплантироваться, но, к примеру, не позволили сформировать полноценную плаценту, и потому привели к более позднему выкидышу.

Однако в 2012 г. был проведен метаанализ 46-ти исследований, имеющих данные о пороках развития при ЭКО/ИКСИ 124 468 детей, а также 24-х исследований (ЭКО — 46 890 детей и ИКСИ —27 754). Он показал, что суммарное количество дефектов у детей, рожденных в результате ЭКО или ИКСИ, превышало таковое количество у обычных детей всего в 1,39 раз, при этом максимальная разница была среди дефектов нервной системы (в 2 раза).

Следует также отметить те исследования, которые сравнивали врожденные дефекты:

1) детей, рожденных после искусственной инсеминации, и у детей, зачатых в результате ЭКО, проверяя влияние стимуляции яичников, — были получены одинаковые уровни патологий;

2) у детей, рожденных после искусственной инсеминации, и у детей, зачатых обычным путем, — определено повышение риска патологии при инсеминации;

Таким образом, врачебное искусство промыслительно дано людям Богом. Телесные болезни всегда расценивались как страдание, поэтому в них мы должны прибегать к помощи. Даже если заболевание сопряжено с предшествующим греховным образом жизни, позволительно обращаться к врачу. Кроме того, телесное исцеление показывает человеку возможность и душевного выздоровления. Таким образом, излечение тела должно направлять человека на путь исцеления души, исправления греховного образа жизни.

Бесплодие воспринимается как тяжелое страдание для семейных пар. Часто оно бывает связано с телесными недугами и потому может рассматриваться в качестве соматического заболевания.

Итак, лечение от бесплодия может рассматриваться как определенная ступень в нравственном совершенствовании человека и может быть допустимо всем бесплодным парам.

Данным термином прот. Игорь Аксенов, один из авторов сборника, обозначает тот комплекс вопросов, которые, по его мнению, имеют место при естественном зачатии, но отсутствуют при зачатии в пробирке. К этим вопросам относятся: диалогичность общения родителей при зачатии, изменение онтологической основы личности при разных способах зачатия, наличие личностного способа существования у зачинаемого ребенка.

В высказывании прот. Игоря можно выделить 2 момента: 1) ребенок как личность должен быть зачинаем в процессе личностного (=диалогического) общения супругов; 2) при отсутствии такого личностного общения направленность зачинаемой личности по отношению к Богу может быть поставлена под сомнение.

Диалогичность общения родителей

С этим сложно согласиться, поскольку зачатие ребенка в пробирке происходит именно в контексте супружеских отношений.

Однако технологии не мешают достичь единства телесного соединения. Они, наоборот, помогают ему осуществиться. Единство телесного соединения полноценно осуществляется как раз при слиянии гамет в момент их зачатия. Именно основываясь на этом тезисе, мы говорим о недопустимости донорства половых клеток, поскольку в данном случае происходит соединение с иным, внебрачным человеком, т. е. не мужем/женой. Происходит прелюбодеяние на уровне соединения половых клеток.

Таким образом, врачебная помощь при ЭКО не нарушает контекста супружеских отношений и дарование жизни ребенку не происходит вне диалогической формы межличностного общения.

Онтологическая основа личности

Получается, что межличностные отношения родителей формируют личностный образ бытия ребенка, что в корне неверно. Личностный образ бытия ребенка является благословением Божиим.

При этом есть все основания предполагать, что это райское благословение является реализацией предвечной мысли-воления Бога о появлении человека как такового, т. е. логоса бытия человеческой природы, безотносительно к той или иной личности. Можно думать, что данный логос бытия обусловливает наделение любой природы ипостасью при её способности развиваться в самостоятельный человеческий организм. Только таким путем мы можем обосновывать возможность появления человека при отщеплении части эмбриона (естественным или искусственным путем) и формирования монозиготных близнецов.

Это же Божие благословение приведет к наделению личностным статусом такой природы, которая будет развиваться в человеческий организм. Если все-таки клонирование человека будет успешно произведено, и из соматической клетки в результате перепрограммирования последней будет получена дробящаяся клетка, развивающаяся в человеческий индивидуум, то необходимо будет говорить о наделении клонированного организма человеческой личностью.

Благословение Божие заключается в даровании личностного статуса тому устроению природы, которое способно развиваться в человеческий организм. При ЭКО благословение реализуется при слиянии сперматозоида и яйцеклетки — появляется человек, причастный своему логосу бытия, утвержденному в Боге. Значит, онтологическая основа личности не искажается при разделении во времени полового акта и зачатия.

Другие биоэтические проблемы, рассматриваемые сборником

Выводы

Тем не менее в приводимых статьях, касающихся проблем репродукции, имеется ряд недостатков.

Кроме того, в сборнике приводятся некоторые неверные фактические медицинские данные, а также неправильная их интерпретация.

Читайте также: