Что есть добро и зло по произведениям мирового искусства доклад

Обновлено: 02.07.2024

Добро и зло в искусстве

Добро и зло в искусстве

Лишь добро одно бессмертно, Зло подолгу не живет! (Шота Руставели)

Проблемный вопрос

Как в жизни бывает: добро или зло побеждает?

выяснить, присутствует противоборство добра и зла в иллюстрациях художников-сказочников И.Я.Билибина и В.М.Васнецова , и кто побеждает в этой схватке?

Задачи

исследовать ряд произведений народного искусства (сказки, картины, иллюстрации), содержащих проблему борьбы добра и зла составить сравнительную таблицу развивать навыки работы с разными источниками исследовать понятие Добро и Зло принять участие в школьной конференции

Мои предположения

Предположим, что в мире не было бы зла. Тогда жизнь не была бы интересна. Зло всегда сопутствует добру, а борьба между ними – и есть не что иное, как жизнь. Сказки и иллюстрации к ним – отражение жизни, жизни героев (злых и добрых) значит, есть место борьбе добра со злом, и побеждает, вероятно, добро.

Добро и зло в иллюстрациях к сказкам

Даже не прочитав сказки, по рисунку художника-иллюстратора, вы можете догадаться злые герои или добрые, умные или глупые. В сказках всегда много фантазии, юмора, поэтому художник, иллюстрирующий сказку должен быть немного волшебником, обладать чувством юмора, любить и понимать народное творчество, авторов. Вот наиболее выдающиеся художники-иллюстраторы, сказочники.

Виктор Михайлович Васнецов

. Сказочные герои - добрые и злые, прекрасные и безобразные -

волновали нас с детства, учили любить добро и красоту, ненавидеть зло, трусость, несправедливость.

Герои его иллюстраций будут и животные, они разговаривают, совершают

добрые или плохие поступки, ведут себя как люди. Большая часть этих сказок содержит комичную составляющую, когда один из героев обманывает или шутит над другим героем и это все необходимо в красках передать художнику.

Иван-Царевич на Сером Волке.

Сирин и Алконост

Песнь радости и печали. 1896

Сирин и Алконост. Песнь радости и печали. В изображении художника это зло и добро.

Добро побеждает зло, а любовь героев сказки побеждает злые чары

Вот и в красках художника открываются прекрасное светлое будущее героев.

Аленушка

В некотором царстве, в нашем государстве жил-был добрый волшебник. И как все добрые волшебники, делал только добрые дела — приносил людям радость своим искусством. А звали этого волшебника В.М. Васнецов. Даже в трагичном образе Аленушки. Нет безысходности. А художник дает нам надежду на хорошее. Значит опять добро победит зло.

Иван Яковлевич Билибин

Сказки утверждают победу добра и справедливости. В работах Билибина сочетается возвышенно-лаконичное изображение с невзрачными, подчас смешными персонажами. Эта величавость рисунков художника даёт нам почувствовать глубину мысли пушкинской и народной сказки, где добро побеждает зло.

Баба Яга — один из самых древних героев сказок

Страшная старуха, которая живет в самой чаще леса в избушке на курьих ножках.

Она может, как помочь герою, так и навредить ему

Поэтому герой должен или обхитрить Бабу Ягу, или задобрить ее, тогда она покажет ему куда идти и поможет советом

Баба-Яга. Иллюстрация к сказке Василиса Прекрасная

Вот так показывает в своей иллюстрации к сказке о Василисе Прекрасной

художник злые козни мачехи. Но добро взяло верх над злом. Мачеха и её дочери превратились в уголь, а Василиса стала жить долго и счастливо вместе с царевичем в довольстве и счастье.

Посмотрите какие яркие краски применил художник , чтобы показать

хорошее счастливое будущее добрых героев сказки

Иллюстрация к Сказке о царе Салтане

Кощей бессмертный (Кощей) — в отличие от Бабы Яги всегда отрицательный

персонаж, которого очень трудно убить, так как его смерть спрятана.

Кощей Бессмертный. К сказке Марья Моревна

Заключение

Добро и зло. На протяжении всей жизни человек сталкивался и будет сталкиваться с ними. Эти понятия неразделимы. Где есть добро, там есть и зло. В заключение своего исследования я хотела бы сказать о том, что: Сказка учит отличать добро от зла, хорошее от плохого. Вечные сказки – народные, в них спрятана волшебная сила. А своим искусством художники-иллюстраторы помогают нам увидеть и отличить доброго героя от злого, выявить их сущность.

Но как было бы скучно читать сказки без иллюстраций замечательных

художников, которые помогают различать хорошее от плохого, а зло от добра. Добро и Зло не могут существовать отдельно друг от друга. Добро и Зло – понятия вечные. Все это я постаралась найти, открыть и показать вам в своем исследовании. И надеюсь, мне это удалось, несмотря на то, что в моей работе были взяты только два художника.

Результаты соц

Что появилось раньше: добро или зло? Чего в мире больше: добра или зла? Кто побеждает в противоборстве: добро или зло?

Добро и Зло

Пословицы о добре и зле

В кривом глазу и прямое криво. Взял с сердцем, так и ешь с перцем. Во зле жить - по миру ходить. Гнев - человеческое, а злопамятство - диавольское. Доброе дело и в воде не тает Доброму добрая память. Добрый скорее дело сделает, чем сердитый. Злой не верит, что есть добрые люди. Ласково слово многих прельщает.

Перспективы проекта

Работа над проектом навела на мысль: есть ли в современной литературе, кроме народных сказок, понятия добра и зла, или же существует лишь понятие зло, а добро совсем искоренило себя? И как зло и добро иллюстрируют современные художники? Социальная значимость проекта: материалы работы можно использовать на уроках литературы, изобразительного искусства, внеклассных мероприятиях. Работа требует продолжения: исследования проблемы добра и зла.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемный вопрос: Как проявляется добро в литературных произведениях?

Цель: выяснить, в каких произведениях русской литературы

присутствует добро, и как в произведениях проявляется добро?

Собрать историко-литературные сведения по проблеме противоборства добра в русской литературе.

Исследовать ряд произведений литературы, содержащих тему добра.

Провести классификацию произведений.

Проанализировать результаты опроса и выводы разместить в диаграммах.

Сделать выводы по теме исследования.

Выполнить компьютерную презентацию.

Гипотеза: Предположим, что в мире не было бы добра. Тогда жизнь не была бы интересной. Зло всегда сопутствует добру, а борьба между ними- и есть не что иное, как жизнь. Художественная литература-отражение жизни, значит, в каждом произведении есть место добру.

Оглавление
1. Пояснительная записка
1.1. Область исследования, объект исследования.
1.2.Актуальность темы.

1.3. Формулировка цели и задач исследования.
1.4. Этапы исследования. Методы исследования.

2. Теоретические исследования
2.1. Добро – как литературное явление. Востребовано ли оно в наше время?

2.2.Что такое добро?
2.3.Восприятие добра учащимися.

2.4. Добро в литературных произведениях.

3. Практические исследования
3.1. Проведение анкетирования учащихся с целью определения :

Что побеждает в литературных произведениях: добро или зло?

Чего в мире больше: добра или зла?

5. Список используемой литературы

6. . Приложения

В моей работе речь пойдет о доброте. Данная тема будет волновать человечество всегда. Когда нам в детстве читают сказки, то в конце мы ждем, что добро победит все невзгоды. Доброта-это великая сила, способная бороться с пороками человека. Беззащитным человека делает не доброта, а сомнения и неуверенность в своих силах. Уверенный в своей правоте человек всегда силен. А доброта помогает быть сильным. Только русская литература, на мой взгляд, может взрастить душевную чистоту человека.

Что такое добро-рассуждать трудно. Однако примеры того, как авторы понимают значение этого слова в литературе наблюдаются очень часто.

С первого класса мы изучаем литературу. Это один из самых интересных школьных предметов. Но ни у кого не возникает сомнений в том, что изучать литературу надо. Кому надо? Мне, моим друзьям-одноклассникам, тем, кто придёт в школу после нас. Я искренне верю в то, что литература – хороший проводник в мир Пушкина, Гоголя, Чехова и других классиков русской литературы. Добру противостоит зло. Между этими категориями с самого основания мира идет борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души, добротворчества. Добро должно быть сильным, деятельным. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках. Извечные вопросы смысла жизни человека вплотную связаны с пониманием добра. Ни для кого не секрет, что эти понятия трактуются в бесчисленном множестве всевозможных вариаций и более того, каждым отдельно взятым человеком, осмысливаются по-разному. Примером тому являются литературные произведения, которые сопровождают нас в течение всей нашей жизни.

Как проявляется добро в литературных произведениях?

Данная мысль способствовало возникновению интереса к исследованию данной темы и определило проблему моего исследования.

1.Пояснительная записка

1.1. Область исследования –Литература

Объект исследования–Добро в литературе.

1.2. Актуальность:

- В последнее время часто говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис приводит к искажению представлений о доброте, справедливости, великодушии.

- Современное общество заинтересовано в воспитании высокоразвитой личности. Умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других людей, приходить на помощь, сочувствовать и сопереживать другим людям, доброта-вот те необходимые качества, которые необходимо развивать.

- работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к добру в произведениях литературы.

1.3. Цель исследования: выяснить, в каких произведениях русской литературы присутствует добро, и как в произведениях проявляется добро? Гипотеза: Предположим, что в мире не было бы добра. Тогда жизнь не была бы интересной. Зло всегда сопутствует добру, а борьба между ними- и есть не что иное, как жизнь. Художественная литература-отражение жизни. В каждом произведении есть место добру.

1.Собрать историко-литературные сведения по проблеме противоборства добра в русской литературе.

2.Исследовать ряд произведений литературы, содержащих тему добра.

3.Проанализировать результаты опроса и выводы разместить в диаграммах. 4.Систематизировать материал.

5.Сделать выводы по теме исследования.

6.Выполнить компьютерную презентацию.

1.4. Этапы исследования:

-Изучение научной литературы, подбор теоретического материала.

-Проведение анкетирования, обработка результатов.

Методы исследования:
- метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение);
- анкетирование;
-анализ;

2. Теоретические исследования.

2.1. Доброта - как литературное явления. Востребовано ли оно в наше время?

Тема Добра-вечная тема. Она интересовала людей на протяжении всего срока существования человечества. Что есть Добро? Как оно воспринимается? Каждый писатель в своих произведениях отвечает на эти вопросы по-своему.

Итак, Добро-коренное понятие, определяющее не только сущность человека, его внутренний мир. Писатели всего мира пытались определить для себя, выяснить, понять… Но этот поиск будет продолжаться вечно, пока существует мир и человек на Земле.

Добро в литературе играет важную роль в духовно-нравственном развитии учащихся.

Добро в творчестве русских писателей находилось в центре внимания. Писатели отражали в своем творчестве, что путь добра был, есть и будет единственным верным жизненным путем человека.

Мне кажется, что литература воспитывает в людях добрые чувства. Без доброты невозможна душевная красота человека.

Добро в творчестве русских писателей занимают важное место, потому что это нравственная категория является определяющим в духовной жизни человечества. Классическая литература стремилась раскрыть смертоносную природу зла и уберечь душу от его губительного воздействия.

2.2. Что такое добро?

Добро- все положительное, хорошее, полезное. ( По словарю Ожегова)

Добро- хорошее, доброе дело, поступок. (По словарю Ефремова)

Добро- вещественно, все доброе; имущество или достаток. (По словарю Даля)

Я провела небольшую словарную работу:

Доброта-отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Доброта- это лучшее человеческое качество.

2.3. Восприятие добра учащимися.

Все писатели и поэты стремились показать в своих произведениях только добро. Они учат нас о том, что всегда нужно поступать по совести. Когда я читаю произведения, я всегда переживаю за главных героев, думаю о том, как бы я поступила на их месте. В литературных произведениях добро всегда возвращается.

2.4.Доброта в литературных произведениях.

Доброта и чуткость Дуни, заложенная в её характере любящими родителями, пропадает под влиянием другого чувства.

Юшка-главный герой рассказа А.П. Платонова, судьба которого счастливая и трагическая одновременно. Конечно, на первый взгляд, очевидным кажутся лишь беды и проблемы этого удивительного человека. Больной и одинокий, Юшка с утра до вечера работал в кузнице. Все свои деньги, заработанные за год, он отдавал на содержание чужой ему девочки-сироты, а сам отказывал себе даже в покупке насущных, необходимых вещей- одежды, обуви, чая, сахара.

Сосланный весной 1837 года на Кавказ, Лермонтов проезжал по Военно-Грузинской дороге. Близ станции Мцхеты, под Тифлисом, существовал некогда монастырь.

Здесь встретил поэт бродившего среди развалин и могильных плит дряхлого старика, который рассказал ему свою историю.

В тесной тёмной церкви во время ранней утренней службы стоял худенький, слабый юноша, ещё не совсем проснувшийся, разбуженный оглушительным колокольным звоном от сладкого утреннего сна. И ему казалось, что святые смотрят на него со стен с мрачной и немой угрозой, как смотрели монахи…

В легенде о Данко повествуется о смелом и красивом юноше. Он счастлив, что живет сред людей, так как любит их больше себя. Данко мужественен и бесстрашен, его влечет к подвигу. Он ставит перед собой благородную цель – быть полезным людям.

В рассказе И.С. Тургенева "Му-Му" - главный герой спас щенка, который тонул. Принес домой, ухаживал за своей питомицей. Ни одна мать так не ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Герасим. Он любил его без памяти, этим и проявляется добро в этом рассказе.

Значимость категорий добра в культуре и человеческой жизни несомненна. Четкое определение этих понятий позволяет личности утвердить себя в жизни, оценивая свои и чужие действия с точки зрения должного и недолжного. Многие философские и религиозные системы основаны на представлении о противостоянии двух начал. Так стоит ли удивляться, что персонажи сказок и легенд воплощают в себе противоположные черты? Однако следует отметить, что если представление о поведении героев, воплощающих в себе злое начало, мало менялось во времени, то представление о том, какова должна быть ответная реакция на их действия представителей Добра, не оставалась неизменной. Рассмотрим сначала, как в сказке поступали герои-победители со своими злыми противниками.

На данной странице вы найдете цитаты, аргументы, произведения, примеры сочинений и примерные темы для подготовки к итоговому сочинению по направлению 2019-2020 года: Добро и зло.

Цитаты и высказывания по направлению: Добро и зло

Чтобы любить добро, нужно всем сердцем ненавидеть зло.

В. Вольф

Добром добро оплатишь — молодец
На зло добром ответишь — ты мудрец.

Омар Хайям

Если человек тебе сделал зло, дай ему конфетку. Он тебе — зло, ты ему — конфетку. И так до тех пор, пока у этой твари не разовьется сахарный диабет.

Раневская Фаина Георгиевна

Кто творит добро, имея неограниченную возможность делать зло, тот достоин похвалы не только за содеянное добро, но и за все то зло, которого он не делает.

Вальтер Скотт

Награда за доброе дело — в самом его свершении.

Р. Эмерсон

Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, — вот что я называю наслаждаться жизнью.

Марк Аврелий

Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.

Л. Толстой

Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру.

Л. Толстой

Добрый находит свой рай на земле, злой же имеет на ней свой ад.

Гейне

Добро, сделанное врагом, так же трудно забыть, как трудно запомнить добро, сделанное другом. За добро мы платим добром только врагу; за зло мстим и врагу, и другу.

В. Ключевский

Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло соседствуют в ней.

О. Бальзак

Где конец добру, там начало злу, а где конец злу, там начало добру.

Франсуа де Ларошфуко

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_m1d9e284a.jpg

Алматинская область,

Город Талдыкорган, средняя школа-гимназия №14

Секция: литература

Научный руководитель: ( ФИО,

ученая степень, должность, место работы )

Руководитель: Молбаева Шолпан Ердембековна,

учитель русского языка и литературы

Исполнитель: Лахаева Эльдана,

Теоретическая часть

Глава 1. Добро и зло

1.2.Обоснование значимости произведений писателей о добре и зле----------------- 6

Практическая часть:

Глава 2.Организация исследовательской деятельности

2.1. Анализ сказок и произведений----------------------------------------------------------- 7 2.2.Таблица сравнения и классификация образов произведений --------------------- 12

2.5.Организация анкетирования и анализ результатов--------------------------------- 12

Проблема выбора между добром и злом стара, как мир, но между тем актуальна и сейчас. Без осознания сути добра и зла невозможно понять ни сущности нашего мира, ни роли каждого из нас в этом мире. Без этого теряют всякий смысл такие понятия, как совесть, честь, мораль, нравственность, духовность, истина, свобода, греховность, праведность, порядочность, святость.

Задумываясь над проблемой добра и зла, человек всегда старался понять, являются ли они понятиями относительными или абсолютными. То есть, может ли оценка добра и зла меняться в зависимости от обстоятельств и от уровня развития человека, или добро и зло представляют собой явления по существу добрые и злые? Как мы увидим, понятие физического зла (страданий) относительно, потому что оно, рассматриваемое с точки зрения нравственного развития человека, может послужить и добру. Однако нравственное зло, есть зло абсолютное и может принести только зло.

План исследования

Добро и зло? Может ли существовать добро без зла или зло без добра? Как в жизни бывает: добро или зло побеждает?
Цель моего исследования :

1. Познакомиться с произведениями литературы, где присутствует добро и зло, выявить актуальность этой темы.

2. Обосновать значимость произведений о добре и зле.

А для этого определила задачи:

1.Изучить и анализировать произведения

2. Исследовать ряд произведений русской литературы.

3.Провести классификацию произведений с целью определения победителей в противоборстве.

4.Выявить уровень интереса у моих сверстников и отношение взрослых к произведениям, в которых присутствует противоборство добра и зла.

5. Систематизировать и обобщить полученные результаты.

Актуальность проекта: Тема добра и зла - это вечная проблема, которая волнует и будет волновать человечество.

Я выдвинула гипотезу:

предположим, что в мире не было бы зла. Тогда жизнь не была бы интересной.

Зло всегда сопутствует добру, а борьба между ними – и есть не что иное, как жизнь. Художественная литература – отражение жизни, значит, в каждом произведении есть место борьбе добра со злом, и побеждает, вероятно, добро или, наоборот, зло.

Объект исследования : устное народное творчество и творчество писателей.

Предмет исследования: сказки и произведения художественной литературы.

Для достижения задач решила использовать некоторые исследовательские методы :

1.Изучение устного народного творчества и литературного творчества писателей.

2.Анализ сказок и произведений.

3.Опрос и анкетирование.

4.Сопоставление и классификация произведений.

5. Обобщение и систематизация полученных результатов.

Если я отвечу на вопросы : Может ли существовать добро без зла или зло без добра? Как в жизни бывает: добро или зло побеждает? то вся моя исследовательская работа, проведенная мною, поможет ученикам моей школы выяснить, во всех ли произведениях литературы присутствует противоборство добра и зла, и кто побеждает в этой схватке, выявить актуальность этой темы, обосновать значимость произведений писателей о добре и зле.

Добро и зло – извечный выбор,

важнейший выбор человека.

Судьбы его первопричина

и смысл его земного века.

Понятия добра и зла тесно связанны с такой наукой как этика, но мало кто задумывался о том, как много значат эти качества в жизни, и чему они нас учат в книгах. Существует привычное понятие: добро всегда побеждает зло. Приятно читать книгу или смотреть фильм, когда понимаешь, что справедливость восторжествует, хорошее побеждает плохое и история заканчивается с привычно любимым добрым концом. На психологическом уровне мы учимся на отечественных произведениях быть хорошими и честными людьми, увы, не у всех выходит, но они дают нам надежду на светлое и счастливое, на то, что называется добром.

Добро и Зло. Добро исходит от нежных маминых рук, от бабушкиной заботы, прячется в новогодних подарках и сюрпризах ко дню рождения. Добро – это всё положительное, хорошее, полезное, но сожалению, в мире есть и зло. Оно имеет много разных лиц; оно может быть большим и маленьким, а иногда совершенно неузнаваемым. И особенно зло пышно произрастает там, где добро спит.

Я думаю, добро никогда не могло существовать без зла. Наверное, с появлением человечества на Земле, вторым появилось зло, а уже после – добро, искореняющее это зло. Добро и зло есть повсюду, и каждый день мы сталкиваемся с этими двумя проявлениями в повседневной жизни. Я считаю, что как добро не может существовать без зла, так и зло – без добра жить не может.

Любое произведение нашей литературы в своей основе содержит эти два понятия: добро и зло. В своей работе я постаралась проследить, как проявляется эта проблема у разных авторов в разные времена. Разумеется, я остановлюсь подробнее только на отдельных сказках и произведениях. А ведь именно народ столетиями создавал произведения устного народного творчества, закладывая в них народную мудрость, свои надежды и стремления.

Народные сказки – это уроки, каким должен быть человек; это и стремление к справедливости. И поэтому с раннего детства нас окружают добрые сказки. И в народных, и в авторских сказках тема добра и зла прослеживается очень четко.

А. С. Пушкин является родоначальником новой русской литературы. Именно после него раскрылись таланты других писателей и поэтов: Лермонтова, Гоголя, Толстого, Некрасова и Достоевского. А почему я обратилась к творчеству Андрея Платонова и Бориса Петровича Екимова? Именно в их произведениях поставлена самая сложная проблема нашей жизни: непримиримая борьба добра и зла.

Основная часть

Два мира властвуют от века,

Два равноправных бытия:

Один объемлет человека,

Другой – душа и мысль моя

Теоретическая часть

1.Добро и зло.

1.1. Актуальность темы добра и зла.

Мы растем, и со временем становится понятно, что это не всегда так. Откуда же появилось зло? Может ли существовать добро без зла или зло без добра? Следовательно, проблема выбора между добром и злом стара, как мир, но между тем актуальна и сейчас. Это вечная проблема, которая волнует и будет волновать всегда человечество.

Вывод. Тема добра и зла, поднимаемая авторами произведений, всегда актуальна. Поэтому работать по этой теме мне было очень интересно, я открыла для себя много нового, познакомилась с разными героями, осознала и поняла, что представляет собой в жизни понятие добра и зла.

1.2. Обоснование значимости произведений писателей о добре и зле.

Размышляя над вопросами добра и зла, я пришла к мысли, что практически каждое произведение содержит эту проблему, и мне захотелось окунуться в эту тайну, так как без осознания сути добра и зла невозможно понять ни сущности нашего мира, ни роли каждого из нас в этом мире. Без этого теряют всякий смысл такие понятия, как совесть, честь, мораль, нравственность, порядочность. Для обоснования значимости произведений о добре и зле я постаралась анализировать и попробовала исследовать несколько разных сказок и несколько произведений писателей.

С детских лет я, еще не умея читать, слушала сказки, рассказанные мамой и бабушкой, восторгалась красотой и мудростью Василисы Прекрасной, которая благодаря своему уму и смекалке способствовала торжеству справедливости в борьбе с Кощеем Бессмертным. Даже три легкомысленных поросенка смогли противостоять злому и коварному разрушителю - волку. Дружба, взаимовыручка, любовь и ДОБРО смогли победить коварство и ЗЛО.

Вывод. Следовательно, я считаю, что как добро не может существовать без зла, так и зло – без добра жить не может. Добро и зло есть повсюду, и каждый день мы сталкиваемся с этими двумя проявлениями в повседневной жизни. Вот и русские писатели нередко отражали проблему добра и зла в своих произведениях и обязательно хотели показать людям, на примере своих героев, к чему приводит зло, корысть и зависть и, конечно, то, что дает нам добро.

Практическая часть

2.Организация исследовательской деятельности.

2.1. Анализ сказок и произведений

Тема добра и зла прослеживается во всех произведениях: в фольклоре, в творчестве писателей - классиков и зарубежных авторов. (Приложение№ 1). Сказка.… Кажется, само это слово светится и звенит. Звенит серебряным волшебным звоном, как колокольчик тройки, уносящей нас в удивительный мир прекрасных и опасных приключений, фантастических чудес.

Добро в сказке победило зло. Иванушка победил Чудо- Юдо, и все стали жить долго и счастливо. (Прилодение №2)

И в этой же сказке добро взяло верх над злом. Мачеха и дочери превратились в уголь, а Василиса стала жить долго и счастливо вместе с царем в довольстве и счастье.

Вывод: Русские народные сказки погружают нас в атмосферу волшебства и чуда, в них всегда добро побеждает зло. Они несут в себе сокровища той великой мудрости, которая накапливалась целыми поколениями.

Вывод: В сказке поэта звучат добро и зло, горечь и грусть, насмешка и протест. В них отразилась глубокая любовь поэта к простому народу, неиссякаемая вера в победу разума, добра и справедливости.

Какие только испытания не выпали на долю Герды, какие только преграды она не преодолевала во время своих длительных и опасных странствий. Любые трудности оказались по плечу этой неутомимой путешественнице, потому что в ее сердце жили вера, надежда и любовь. Ей удалось пройти там, где отступил бы, пожалуй, даже прославленный рыцарь. (Приложение №7)

Вывод. Добро и зло – вот те две силы, которые противостоят друг другу в сказке. Силы добра олицетворяет, прежде всего, Герда, смелая девочка, выступившая против самой Снежной Королевы, могущественной и непобедимой. Никакая сила не могла противостоять холодному взгляду, а уж тем более, поцелую волшебницы. Но доброта и отвага Герды привлекает на ее сторону и людей, и животных.

Вывод: Доброта и чуткость Дуни, заложенная в её характера любящими родителями, пропадают под влиянием другого чувства. Каковы бы ни были чувства Минского по отношению к Дуне, в конечном счёте, он все равно олицетворяет собой зло. Это зло разрушило семью, это зло сделало несчастной Дуню, привело к смерти Самсона Вырина.

Вывод: К сожалению, не всегда добро побеждает в жизни. Не всегда при жизни воздается должное тому, кто естественно и неустанно дарил добро миру. Но добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека. Добро прорастает, и дает свои плоды. Добрая докторша, которой Юшка отдал свою доброту, утоляет чужое страдание и горе.

2.2.Таблица сравнения и классификации образов произведений

( Приложение №12)

Для выявления торжества добра или торжества зла в сказках и произведениях я сравнила их между собой, сделала классификацию образов.

Вывод: Практически во всех исследуемых произведениях на пике славы оказалось зло. Исключение составляют только сказки. Почему? Возможно, потому что в сказках воплощены мечты людей о вечной счастливой жизни.

2.3. Сравнительная характеристика темы добра и зла в произведениях разного времени. (Приложение №13).

Вывод : Разумеется, мои доводы подтвердились: добро и зло присутствуют во всех произведениях. Тема добра и зла неисчерпаема во все времена. (Приложение №14)

2.4.Опрос одноклассников, учителей школы. ( Приложение №15)

С целью чтобы узнать, в каком соотношении существует между собой добро и зло, проводила опрос среди одноклассников, учителей школы. Мною было опрошено 20 человек. Это мои одноклассники, учителя школы.

Вывод: Данные опроса свидетельствуют о том, что многие считают, что раньше появилось добро, нежели зло, что добра в мире больше, чем зло. Однако, говоря о борьбе добра и зла, наблюдается равновесие.

2.5. Организация анкетирования и анализ результатов

( Приложение №16)

Читайте также: