Доклад комиссии тальявини текст

Обновлено: 05.07.2024

3.1. Правовой статус Южной Осетии и Абхазии
I. Определение государственности в рамках международного законодательства.
1. Границы
2. Постоянное население
3. Полновластное правительство
a) Южная Осетия
b) Абхазия
II. Заключение
III. Комментарий

3.2. Самоопределение и отделение
I. Самоопределение и отделение в международном законодательстве
II. Самоопределение и отделение в советской Конституции
III. Государственность и международное признание Грузии
IV. Право на самоопределение и отделение Южной Осетии
V. Право на самоопределение и отделение Абхазии

3.3. "Паспортизация": Массовая раздача российского гражданства жителям Южной Осетии и Абхазии

III. Комментарий
Южная Осетия не подлежит признанию, поскольку не соответствует основным признакам государственности. Абхазия также не подлежит признанию. Хотя она и обнаруживает признаки государственности, сам процесс государственного строительства нелегитимен, так как Абхазия не имела права на отделение. Более того, Абхазия не выполняет минимальные требования по соблюдению прав человека и меньшинств, особенно в части отсутствия гарантий для безопасного возвращения внутренне перемещенных лиц/беженцев.

3.2. Самоопределение и отделение

И Южная Осетия, и Абхазия обосновывают свои претензии на суверенитет и независимость правом на самоопределение. С конца 1980-х эти политические образования основывали на этом принципе многочисленные декларации и конституционные акты. 33 Поэтому необходимо определить, в какой степени Южная Осетия и Абхазия могут рассчитывать на самоопределение, и насколько допустимо их отделение от Грузии.

I. Самоопределение и отделение в международном законодательстве

II. Самоопределение и отделение в советской Конституции

III. Государственность и международное признание Грузии

IV. Право на самоопределение и отделение Южной Осетии

Заключение: Во время переходного периода, после превращения Грузии в независимое государство, надежды югоосетинского народа на самоопределение не исполнились, ни de facto, ни de iure, в частности потому, что статус автономии был упразднен без замены какими-либо иными правовыми гарантиями. Тем не менее, согласно международному законодательству Южная Осетия не имела права на отделение от Грузии.

V. Право на самоопределение и отделение Абхазии

Заключение: Во время переходного периода, после превращения Грузии в независимое государство, надежды абхазского народа на самоопределение не исполнились. Тем не менее, согласно международному законодательству Абхазия не имела права на отделение от Грузии, поскольку право на самоопределение не влечет за собой права на отделение.

B. Приобретение грузинского гражданства жителями Абхазии и Южной Осетии

III. Заключение
Жители Абхазии и Южной Осетии, которые не отказались от грузинского гражданства в письменной форме до 24 декабря 1993 года, с точки зрения грузинского и международного законодательства стали грузинскими гражданами. Их личное предубеждение против грузинского гражданства значения не имеет, поскольку они не воспользовались правом отказаться от грузинского гражданства в течение установленного периода. Возможные затруднения, связанные с процедурой отказа несущественны с точки зрения международного законодательства, поскольку международное законодательство не обязывало Грузию предоставлять иные способы отказа.

III. Нелегальность широкомасштабной натурализации Россией граждан Грузии, проживающих за пределами Российской Федерации

1. Нарушение запрета на групповую экстратерриториальную натурализацию
Заключение: Широкомасштабная натурализация жителей Южной Осетии и Абхазии, не имевших какого-либо отношения к Российской Федерации, должна быть приравнена к т.н. коллективной (ex lege – силой закона) натурализации жителей другой страны. Такие действия прямо запрещены международным законодательством, которое воспрещает коллективную экстратерриториальную натурализацию.
Кроме того, широкомасштабная натурализация нарушает и другие принципы, которые будут рассмотрены ниже.

2. Нарушение гражданской юрисдикции Грузии

Заключение: Массовое предоставление российского гражданства выводит граждан Грузии из-под ее юрисдикции, лишает этих людей грузинской дипломатической защиты и может стать основанием (или, скорее, предлогом) для военного вторжения. Чем большее количество людей было выведено из народа Грузии, тем вероятнее становится квалификация данных действий, как нарушение суверенитета Грузии, который заключается во властных полномочиях относительно граждан.
3. Нарушение территориального суверенитета Грузии

МГП — международное гуманитарное право (IHL)
ЗПЧ — закон о правах человека (HRL)

a) Основные выводы
.
Ниже приведены основные выводы Миссии относительно МГП и ЗПЧ:
Обвинения в геноциде осетинского населения не подкрепляются фактическими свидетельствами.
Существуют серьёзные и подтверждающие друг друга свидетельства, указывающие на то, что против этнически грузинского населения Южной Осетии были предприняты этнические чистки, осуществлявшиеся посредством насильственного выселения и уничтожения собственности.
Нарушения МГП и ЗПЧ были допущены Грузией, Россией и Южной Осетией. Сведения о подобных нарушениях во время и после конфликта со стороны абхазских сил немногочисленны.
В то время как конфликт в августе 2008 г. продолжался всего пять дней, в течение данного периода Грузией, Россией и Южной Осетией были совершены многочисленные нарушения МГП.
Очень серьёзные нарушения МГП и ЗПЧ были совершены юго-осетинскими силами, вооружёнными группами и отдельными лицами после прекращения огня.
Нарушения преимущественно затрагивают МГП в области развязывания военных действий, обращения с людьми и имуществом, а также насильственное выселение.
Более подробно, нарушения включают неизбирательные атаки и недостаточные меры предосторожности со стороны Грузии и России; широкомасштабную кампанию грабежей и поджогов этнически грузинских сёл со стороны Южной Осетии, а также грубое обращение, побои, взятие заложников и произвольные аресты; отсутствие препятствий со стороны России в отношении нарушений, допущенных юго-осетинскими силами, вооружёнными группами и отдельными лицами после прекращения огня в буферной зоне и на территории Южной Осетии.
Ситуация с этнически грузинским населением Гальского района [Абхазия — tr.] после конфликта и даже во время написания данного отчёта даёт основания для серьёзного беспокойства касательно соблюдения прав человека.
Ситуация с этнически грузинским населением региона Ахалгори [Южная Осетия — tr.] также вызывает серьёзную озабоченность, т.к. большие группы населения продолжают покидать данный регион и на момент написания данного отчёта.
Отсутствие гарантий безопасности и уничтожене собственности являются ключевыми затруднениями в возвращении перемещённых лиц, в частности, возвращении этнических грузин в Южную Осетию.
Следует также провести работы по обезвреживанию взрывоопасных боеприпасов, оставшихся после войны, в особенности невзорвавшихся частей кассетного оружия.
Все стороны должны принять меры к тому, чтобы гарантировать учёт и возмещение причинённого ущерба.
Что касается вопросов, вызывающих беспокойство, следует особо отметить ситуацию со внутренне перемещёнными лицами. Как подчеркнул Представитель Генерального Секретаря ООН, что касается прав человека, то для внутренне перемещённых лиц должны быть выполнены три условия для их успешного возвращения, что, в свою очередь, привело бы к стабилизации ситуации: “(i) гарантии безопасности жизни и здоровья возвращающихся, (ii) возвращение собственности выселенным лицам и восстановление их домов, а также (iii) создания условий для поддержки возвращения и ре-интеграции, т.е. условий для нормальной жизни, возможности получения дохода, отсутствия дискриминации и наличия возможностей для участия в политической жизни.”

"19.) There is the question of whether the use of force by Georgia in South Ossetia, beginning with the shelling of Tskhinvali during the night of 7/8 August 2008, was justifiable under international law. It was not. Georgia had acknowledged that the prohibition of the use of force was applicable to its conflict in South Ossetia in specific legally binding international documents, such as the Sochi Agreement of 1992 or the 1996 Memorandum on Measures to Provide Security and Strengthen Mutual Trust between the Sides in the Georgian-South Ossetian Conflict. Even if it were assumed that Georgia was repelling an attack, e.g. in response to South Ossetian attacks against Georgian populated 23 villages in the region, according to international law, its armed response would have to be both necessary and proportional. It is not possible to accept that the shelling of Tskhinvali during much of the night with GRAD multiple rocket launchers (MRLS) and heavy artillery would satisfy the requirements of having been necessary and proportionate in order to defend those villages ." (стр.22)

"Even if it were assumed that Georgia was repelling an attack, e.g. in response to South Ossetian attacks against Georgian populated
23 villages in the region, according to international law, its armed response would have to be both necessary and proportional. It is not possible to accept that the shelling of Tskhinvali during much of the night with GRAD multiple rocket launchers (MRLS) and heavy artillery would satisfy the requirements of having been necessary and proportionate in order to defend those villages. It follows from the illegal character of the Georgian military assault that South Ossetian defensive action in response did conform to international law in terms of legitimate self-defence. "

В докладе нет никаких упоминаний о "российской агресии", поскольку комиссии не удалось обнаружить никаких даже намёков на неё.

Кроме этого, ещё 3 сентября 2008 года Европарламент принял резолюцию относительно ситуации в Грузии. В документе признается, что военные действия в Южной Осетии начала грузинская сторона.

Разрушения в городе Цхинвали

Эксперты ЕС определились с виновным в развязывании конфликта на Южном Кавказе в августе 2008 года - в докладе международной комиссии под руководством Хайди Тальявини вина за начало войны возлагается на Тбилиси. Россия приветствовала заключение комиссии, однако отметила в нем ряд двусмысленностей.

Глава международной комиссии по расследованию обстоятельств конфликта на Южном Кавказе швейцарка Тальявини передала в среду в Брюсселе доклад с выводами постпреду России. Одновременно документ был вручен представителям Грузии, Евросоюза, ОБСЕ и ООН.

"Агрессор" назван

Грузинские вооруженные силы в ночь с 7 на 8 августа 2008 года осуществили массированный артиллерийский обстрел югоосетинского города Цхинвали, и именно он положил начало широкомасштабному вооруженному конфликту на Кавказе, говорится в опубликованном в среду докладе комиссии под эгидой Евросоюза по расследованию обстоятельств событий на Кавказе.

Комиссия официально приступила к работе 2 декабря 2008 года. Целью ее работы было объективное выяснение причин и обстоятельств, приведших к возникновению грузино-югоосетинского конфликта.

Авторы доклада пришли к выводу, что вначале военный ответ России на грузинскую агрессию был "законным", поскольку действия РФ носили оборонительный характер, однако последующие ответные действия российских военных вышли за "разумные границы". По мнению комиссии, вероятность новой конфронтации на Кавказе "остается серьезной". В документе также говорится, что грузинские, российские и югоосетинские вооруженные силы нарушили международное гуманитарное законодательство в ходе пятидневного военного конфликта. Комиссия отмечает, что августовской войне на Кавказе предшествовали "длительные периоды нарастания напряженности, провокаций и инцидентов" между Грузией и РФ.

Комиссия отмечает противоречия в заявлениях официальных представителей Грузии о причинах конфликта. Так, в самом начале военной операции командующий грузинским миротворческим батальоном Мамуки Курашвили заявил, что ее целью является восстановление конституционного порядка на территории Южной Осетии. Позже грузинская сторона попыталась опровергнуть его слова и стала утверждать, что огонь был открыт в ответ на агрессию с российской стороны.

Доклад комиссии насчитывает более 1,1 тысячи страниц. В первой части содержатся общие выводы о причинах августовского конфликта. Во второй части изложен исторический бэкграунд, содержащий сведения об отношениях Грузии с Россией, США, НАТО и ЕС, приводится информация о конфликтах и миротворческих усилиях в Абхазии и Южной Осетии в период с 1991 по 2008 год, а также излагается точка зрения на августовский конфликт грузинской, российской, югоосетинской и абхазской сторон. Третья часть доклада посвящена документальным свидетельствам войны в Грузии.

Мнение Москвы.

МИД РФ, в свою очередь, отметил, что усилия комиссии не прошли даром. Доклад Комиссии ясно говорит о вине Тбилиси за развязанную агрессию против мирной Южной Осетии и полной нелегитимности действий Грузии, в опубликованном документе прямо указано на те государства, которые вооружали и обучали грузинскую армию, заявил МИД.

Вместе с тем, МИД указал на ряд двусмысленностей в докладе - выводы о якобы "непропорциональном" применении силы российской стороной в ответ на агрессию Грузии против Южной Осетии, отметив, что "в самом же докладе можно легко найти аргументы, показывающие искусственный характер подобных рассуждений".

. и Тбилиси

Тбилиси опроверг российскую трактовку доклада независимой комиссии ЕС, утверждая, что в документе нигде не сказано, что войну начала Грузия. Вместе с тем, грузинская сторона сообщила, что на данный момент ознакомилась лишь с частью документа, в частности, с общим обозрением. Между тем, на 10-й странице первой части документа, в которой приводятся общие выводы комиссии, отмечается, что обстрел Цхинвали со стороны Грузии положил начало широкомасштабному вооруженному конфликту на Кавказе.

"Подчеркиваю, что в документе нигде не сказано, что Грузия начала войну. Все провокации, интерпретации в связи с этим вопросом будут ложью", - заявил Якобашвили на брифинге в среду. Якобашвили отметил, что грузинская сторона, вместе с тем, не согласна с некоторыми положениями документа.

Поясняя, с какими положениями доклада Грузия не согласна, госминистр заявил: "В первую очередь мы не согласны с той интерпретацией, что не было массового вторжения российских сил. Говоря о миротворцах, указана смягченная оценка, что если на миротворцев напали бы, то Россия имела бы право их защитить. Нигде не написано, что такое нападение произошло", - сказал Якобашвили. По его словам, грузинская сторона также не согласна с тем, что Грузия, согласно докладу, применила чрезмерную силу, предприняв наступление на Цхинвали, "так как все факты говорили о том, что были необходимы действенные шаги" для защиты грузинского населения.

Сдержанная реакция Запада

МИД ФРГ поблагодарил комиссию за проведенное расследование и отметил, что доклад "независимо и сбалансировано анализирует предысторию и ход связанного с Грузией конфликта прошлого года". По мнению министра иностранных дел Германии Франка-Вальтера Штайнмайера, доклад будет способствовать в понимании сути конфликта.

"Одно в докладе еще раз сказано очень четко. Трагические события августа прошлого года не должны повториться. Все стороны поэтому призваны к тому, чтобы со всей ответственностью подойти к выводам доклада", - заявил министр.

Реакций других государств пока не последовало.

Страны Запада, в том числе, и страны-члены НАТО, в августе 2008 года подвергли Россию критике за действия в Южной Осетии и обвинили ее в непропорциональном применении силы. Однако спустя несколько месяцев некоторые европейские политики фактически признали ответственность Грузии за обострение ситуации в регионе.

В ночь на 8 августа 2008 года грузинские войска атаковали Южную Осетию. Россия, защищая жителей республики, многие из которых приняли гражданство РФ, ввела туда войска и после пяти дней боевых действий вытеснила грузинских военных из региона. В конце августа 2008 года Россия признала независимость Южной Осетии и другой бывшей грузинской автономии - Абхазии. В ответ Тбилиси разорвал дипломатические отношения с Москвой и объявил две закавказские республики оккупированными территориями.

Позитивная оценка российских экспертов

Российские эксперты, в целом, позитивно оценили представленный доклад, назвав главным его итогом то, что установлена причина конфликта и определен виновный в его развязывании. Такое мнение, в частности, высказал глава делегации РФ в ПАСЕ Константин Косачев.

По мнению первого зампреда комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Константина Затулина, доклад выбивает почву из-под ног тех, кто хочет представить эти события как заговор и провокацию со стороны России. Вместе с тем, он отметил, что в докладе содержатся "модифицированные обвинения" в сторону России.

Речь, в частности, идет о "чрезмерном применении силы", "неадекватной" реакции России, о том, что никогда не бывает предметом обсуждения, если речь идет о США или членах ЕС, применении военной силы в Югославии, Ираке, Афганистане, подчеркнул он.

По мнению заведующего отделом разоружения и урегулирования конфликтов Института мировой экономики и международных отношений РАН Александра Пикаева, доклад не повлияет радикально на отношение европейских стран к действиям России в этом конфликте.

По его словам, в докладе с одной стороны говорится, что войну начала Грузия, с другой стороны, для баланса, говорится о том, что Россия создала некие условия, для того чтобы этот конфликт развязался. Тем не менее, факт, что войну начала Грузия, зафиксированный в докладе, является, по его мнению "большой победой".

Спецкомиссия ЕС, расследовавшая обстоятельства российско-грузинского конфликта в августе 2008 года, пришла к выводу, что военные действия начала Грузия. Однако действия Москвы тоже нарушали международное право.

Грузинский солдат на фоне грузинского флага

Эксперты ЕС считают, что войну развязала Грузия

В среду, 30 сентября, был обнародован итоговый доклад специальной комиссии Евросоюза, расследовавшей обстоятельства военного конфликта между Россией и Грузией в августе 2008 года. В тот же день глава комиссии Хайди Тальявини передала в Брюсселе доклад представителям обеих сторон вооруженного конфликта, а также послам 27 стран-членов ЕС и представителю ООН.

Комиссия: военный конфликт начала Грузия

Хайди Тальявини

Глава комиссии Хайди Тальявини

Согласно выводам экспертов международной комиссии, боевые действия в августе 2008 года начали грузинские войска, они же первыми вошли на территорию Южной Осетии. Это в корне противоречит официальной версии Тбилиси, согласно которой Грузия отреагировала на "массированное вторжение" российских войск на ее территорию. Этому утверждению нет достаточных доказательств, заключила комиссия.

"Перед началом грузинской операции последовательного военного нападения с российской стороны не было", - уверена Хайди Тальявини. Комиссия не нашла и свидетельств того, что Россия планировала совершить подобное нападение в ближайшее время. Кроме того, считают эксперты, нельзя никаким образом оправдать обстрел грузинскими войсками Цхинвали ночью с 7 на 8 августа.

Действия России были обоснованны лишь в первой стадии конфликта

Военная операция России, носившая оборонительный характер, в первой своей стадии принципиально не противоречила международному праву, говорится в докладе. А вот дальнейшее продвижение российских войск вглубь Грузии эксперты считают сомнительным. По мнению членов комиссии, большая часть военных действий России "вышла далеко за пределы разумной самообороны". А разрушения, причиненные российскими войсками уже после того, как было заключено соглашение о прекращении огня, "не могут быть ничем обоснованы".

Кроме того, военные действия России, которые Москва назвала "гуманитарной акцией", ни в коей мере не были направлены "ни прежде всего, ни исключительно" на защиту российских граждан. "Российская военная акция вне пределов Южной Осетии была, по сути, нарушением международного права", - заявили эксперты. После 8 августа в Южной Осетии и "буферной зоне", занятой российскими войсками, происходили "многочисленные нарушения международного права".

Кроме того, комиссия подвергла критике "несвоевременные и недостаточно решительные действия мирового сообщества" в связи с конфликтом в августе 2008 года. Она выразила сожаление по поводу того, что в мире все чаще нарушаются "общепризнанные принципы международного права, в частности территориальная целостность государств".

Первые комментарии сторон

Владимир Чижов

Постпред России при Евросоюзе Владимир Чижов

"Доклад в главном объективный, в нем сделан вывод, что конфликт начался с агрессии Грузии против Южной Осетии", - заявил 30 сентября постпред России при Евросоюзе Владимир Чижов после первого ознакомления с заключением комиссии ЕС. Более глубокие выводы, по словам Чижова, можно будет сделать лишь после детального изучения текста доклада, объем которого составляет более тысячи страниц.

Как сообщает "Интерфакс", посол Грузии в странах Бенилюкса Саломе Самадашвили еще не ознакомилась с текстом доклада международной комиссии, но пообещала прокомментировать его в ближайшее время. "Что бы ни было написано в этом документе, ничто не изменит факт того, что Россия осуществила агрессию против Грузии и оккупировала ее территории, считает Самадашвили. В свою очередь госминистр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили заявил, что Тбилиси не согласен с некоторыми выводами экспертов, в частности с выводом о том, что массированного вторжения российских войск на территорию Грузии не было и что "грузинская сторона применила чрезмерную силу в начале вооруженного конфликта".

ОД/dpa/"Интерфакс"

Редактор: Сергей Вильгельм

Комментарий

Доклад спецкомиссии усилит дебаты о европейской безопасности

Комиссия, расследовавшая по поручению ЕС обстоятельства российско-грузинской войны, приняла соломоново решение. Однако оно не приведет к сильным изменениям в отношениях конфликтующих сторон, считает Инго Маннтойфель. (30.09.2009)

Хроника

Москва считает доклад ЕС о российско-грузинской войне объективным

Глава комиссии Евросоюза по расследованию обстоятельств российско-грузинского конфликта Хайди Тальявини передала итоговый доклад представителям России, Грузии, ЕС и ООН. Постпред РФ при ЕС назвал документ объективным. (30.09.2009)

Контекст

ПАСЕ раскритиковала Россию за отказ выполнить требования Совета Европы

У Москвы отсутствует политическая воля для устранения последствий российско-грузинской войны. Об этом заявили делегаты Парламентской ассамблеи Совета Европы в резолюции, резко критикующей позицию России. (30.09.2009)

ПАСЕ: Россия игнорирует требования Совета Европы

Члены ПАСЕ обвинили Россию в агрессивном образе действий на Кавказе и невыполнении требований, выдвинутых Советом Европы. Своим поведением Москва изолирует себя от круга европейцев, уверены европейские парламентарии. (29.09.2009)

Комиссия ЕС завершила расследование событий грузино-российской войны

Специальная комиссия Европейского Союза, занимавшаяся расследованием обстоятельств грузино-российского вооруженного конфликта в августе 2008 года, в среду, 30 сентября представит итоговый доклад о проведенной работе. (29.09.2009)

ПАСЕ требует пустить наблюдателей в Абхазию и Южную Осетию

Члены Парламентской ассамблеи Совета Европы 29 сентября обсудят проект доклада, посвященного российско-грузинской войне. ПАСЕ призывает незамедлительно пустить международных наблюдателей в Абхазию и Южную Осетию. (28.09.2009)

Die Welt: Война в Грузии продемонстрировала несостоятельность европейской дипломатии

К годовщине войны в Южной Осетии европейские политики и интеллектуалы призывают к защите территориальной целостности Грузии. В числе подписавшихся - Вацлав Гавел, Валдас Адамкус, Март Лаар, Витаутас Ландсбергис. (22.09.2009)

Spiegel: Эксперты ЕС винят Тбилиси в развязывании войны на Южном Кавказе

По информации журнала Spiegel, независимая группа экспертов ЕС пришла к выводу, что ответственность за начало военных действий между Грузией и Россией несет официальный Тбилиси, а за эскалацию конфликта - Москва. (21.09.2009)

Пресса

Frankfurter Allgemeine: Саакашвили первым полез в драку

Зачинщиков российско-грузинской войны в августе прошлого года следует искать в Тбилиси. К этому выводу пришла независимая комиссия Евросоюза под руководством швейцарского дипломата Хайди Тальявини. (30.09.2009)

Также по теме

Datum: 09.11.2012 Copyright: imago/ITAR-TASS ITAR-TASS: TBILISI, GEORGIA. NOVEMBER 9, 2012. Chief of Joint Staff of the Armed Forces of Georgia Giorgi Kalandadze, and Georgian Lieutenant-General Devi Chankotadze (L-R). PUBLICATIONxINxGERxAUTxONLY People Politik xjh x0x 2012 hoch 58682736 Date 09 11 2012 Copyright Imago ITAR TASS ITAR TASS Tbilisi Georgia November 9 2012 Chief of Joint Staff of The Armed Forces of Georgia Giorgi and Georgian Lieutenant General Devi Chankotadze l r PUBLICATIONxINxGERxAUTxONLY Celebrities politics XJH x0x 2012 vertical

Выдаст ли Германия Грузии опального генерала с украинским паспортом? 05.02.2022

Грузия требует от ФРГ выдать своего бывшего генерала, которого обвиняет в пытках. Георгий Каландадзе утверждает, что дело сфабриковано и за запросом стоит Кремль. DW попыталась разобраться в происходящем.

Europaeischer Gerichtshof fuer Menschenrechte (EGMR) mit den zylindrischen Gebaeuden der Gerichtssaele, Architekt Richard Rogers, Strassburg, Strasbourg, Elsass, Frankreich / European Court of Human Rights building (ECtHR) with the cylindrical buildings of the courtrooms by the architect Richard Rogers, Strasbourg, Alsace, France

ЕСПЧ принял решение в деле "Грузия против РФ". При чем здесь Украина? 26.01.2021

ЕСПЧ частично удовлетворил иск Грузии к РФ по войне в Южной Осетии. Почему решение суда разочаровало некоторых экспертов, и почему для Украины оно одновременно - хорошая и плохая новость? Интервью DW.

Georgia

Грузия заявила о полной готовности к вступлению в НАТО 08.08.2020

Грузия обязательно доведет до конца процесс евроатлантической интеграции, заявил премьер-министр Георгий Гахария в 12-ю годовщину начала военного конфликта с РФ.

Читайте также: