Религиозные традиции семьи доклад

Обновлено: 05.07.2024

Исследовательская работа в рамках ежегодных муниципальных Рождественских чтений.

ВложениеРазмер
issledovatelskaya_rabota.doc 182.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

ученица 11а класса

Ермакова Наталья Владимировна,

учитель русского языка и литературы

  1. Семья: традиции и современность ………………………5
  2. Социологическое исследование…………..……………..7
  1. Анализ сочинений
  2. Опрос

Благослови, господь, семью - творения венец.

Святая троица земли – Ребенок. Мать. Отец.

И человечество само ни что-нибудь – семья.

Когда я выбирала тему для исследования, вспомнила один случай: как-то в церковь прямо передо мной вошли две девушки (примерно моего возраста). Они не стали креститься и кланяться. Выглядели девушки тоже неподобающим образом: вместо юбки – джинсы, на голове не было платков, волосы распущены. Подруги громко разговаривали, обсуждали иконы и смеялись, тем самым мешая остальным прихожанам.

Похоже, подруги даже не подозревали, что демонстрируют крайнее невежество и неуважительное отношение к окружающим. Может, родители им не объяснили, как нужно вести себя в церкви? Ведь именно семья незаметно для человека формирует модель его поведения.

А православные традиции, сложившиеся со времён Крещения Руси, призванные делать семьи дружными и крепкими, создавали атмосферу уюта и взаимопонимания. На протяжении многих столетий они были основой семейного уклада в нашей стране.

После революции 1917г. происходит свержение самодержавия в Российской империи и упразднение Православия. Атеизм стал государственной политикой новой советской власти, задачей которой было разрушение системы ценностей православного человека. И это естественно, ведь человек без моральных и духовных ценностей – лучшее орудие труда в руках власти.

В итоге многие наши традиции , (например, соблюдение постов, регулярное посещение церкви по воскресеньям и праздникам, предобеденные молитвы и др.) либо ушли в небытие, либо сильно изменились и потеряли свой глубокий смысл.

Поэтому цель исследования - изучить, какие традиции сохранились в современных семьях.

- сравнить современную и православную модели семьи;

- выяснить какое место занимают православные традиции в нашей жизни;

-предложить возможные пути укрепления религиозных устоев в обществе.

Для достижения цели я использовала методы социологического опроса и анализа сочинений о семьях учеников моей школы. В этом заключаются основные этапы моего исследования.

Семья: традиции и современность.

Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Они распределяют роли во всех сферах семейной жизни, устанавливают правила внутрисемейного общения, в том числе способы разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем.

В православной культуре существует четкая иерархичность в семье, основанная на послушании Богу и любви духовной. Согласно христианскому вероучению, семья есть организм, созидаемый по образу Церкви. Глава семьи – муж, и это естественно, ведь он старше жены по Сотворению. Дети – это дар Божий, и оба супруга должны беречь своё чадо, раскрывать его силы и таланты, подавать пример добродетельной христианской жизни.

Об этом пишут святые отцы и пастыри Церкви:

Если отец не слушает Христа, не живет по Божьим заповедям, значит, он непослушный человек. Если жена не чтит мужа, она тоже не имеет послушания. Как у таких людей может вырасти послушное дитя? Вывод напрашивается сам собой.

Согласно историческим свидетельствам, при воспитании детей родители строгость всегда соединяли с любовью. Обсуждая поступки детей, родители всегда указывали на жизнь вечную: добродетельный и богопослушный человек – попадает в Рай, а грешник – в Ад.

Чтобы привить своим детям навыки христианской жизни, родители постоянно брали их с собой на богослужения, посещали вместе с ними больных и заключенных в темницах, соблюдали посты, молились и т.д.

А теперь попробуем изучить ситуацию в современных семьях. Соответствует ли она перечисленным выше правилам? В этом нам предстоит разобраться.

Для начала разберёмся, какие же традиции наиболее распространены в современных семьях. В нашей школе ежегодно проходит конкурс детских сочинений о семье . Я решила изучить работы учеников.

Внимательно прочитав сочинения, можно заметить, что ребята описывают в основном светские традиции.

Привычка активно проводить выходные дни лидирует среди самых распространенных традиций. Дети любят ездить на экскурсии, ходить в кино, кататься на велосипедах, лыжах, коньках, посещать бассейны и многое другое.

Также довольно распространены ежегодные путешествия. Например, Мельников Иван из 7в класса рассказал, что его семья уже побывала во многих странах мира. А в семье Макеевой Натальи есть традиция каждый год ездить в Санкт-Петербург.

А вот стихотворение написанное ученицей 7в класса Щербаковой Ксенией:

В каждом семействе традиции есть,

Как сохранить ум, совесть и честь!

Нас учат в грязь лицом не упасть,

Достойно прожить и не пропасть!

Нам запрещают завидовать, красть,

Не нужно правду бояться и лгать,

Чтить возраст и старость не обижать!

Обидчику всё возвращается вспять!

Внимательно слушать, а также прощать,

И всем нужно просто понять -

Эти, безусловно, мудрые советы

Взяты из библейского завета!

В семье Риффеля Сергея есть реликвии – иконы Пресвятой Богородицы, Казанской Божией матери, и Святителя Питирима Тамбовского, Чудотворца. Эти иконы передаются по наследству и в семье очень ценят их.

С полным текстом работ можно ознакомиться в приложении.

Как мы видим, в сочинениях очень мало описано религиозных традиций. Быть может, дело в том, что дети не заинтересованы религией? Или в современной семье не уделяется достаточно внимания православным обычаям? Поэтому возникла необходимость в следующем этапе исследования.

Я провела социологический опрос жителей г.о.Электросталь. В нём приняли участие 105 человек. Для объективности результатов в моем опросе принимали участие люди разных возрастов и разных профессий.

Согласно данным социологического опроса: 87% респондентов считают себя православными христианами.

Однако с полным содержанием Библии знакомы лишь 17%, частично ознакомлены 24%, а 59% опрошенных никогда её не читали.

Православные праздники лидируют – их отмечают все, кто причисляет себя к православным христианам, то есть 87% респондентов.

Всего 15% регулярно посещают церковь.

13% занимаются изучением Библии.

И наконец, 37% ежедневно молятся.

Выше было сказано, что 87% отмечают православные праздники. Среди них Рождество Христово, Крещение Господне, Масленица и Пасха.

Результаты исследования показали, что несмотря на события, происходившие в ХХ веке, поколения, живущие в начале XXI века всё-таки сохранили веру в Бога, передали православные традиции наших предков новому поколению. В этом несомненная заслуга русской Православной Церкви.

Но традиции и знания о Православии, которые удалось сохранить, поверхностны. Они ещё не так твердо вошли в нашу жизнь. А этому необходимо содействовать путём воспитания и просвещения людей. Вспомните, ведь разрушение традиций происходило путём пропаганды атеизма. Советская власть указывала на плюсы социалистического режима, обращалась к культуре и науке. Так нужно действовать и нам, молодому поколению.

Показать людям, почему так важно вернуть традиционный христианский уклад в семью. Заинтересовать и молодых людей. Например, через СМИ. Но важно не просто показать передачи о Православной культуре (которые существуют, но теряются в потоке информации), а обратиться к деятелям искусства с просьбой снять красивый художественный фильм о крепкой православной семье. Тогда человек увидит разницу во взаимоотношениях религиозной семьи и своей, где, возможно, существует напряженная обстановка, нет сплоченности и единства, и возможно, такой фильм заставит их что-то изменить в своей жизни.

Как показывает практика, положительное влияние на семьи оказывают паломнические поездки по святым местам нашей Родины. Эти экскурсии дают новые знания в области истории и богословия, архитектуры, искусства и просто православной культуры. А самое главное – они объединяют религиозных людей, дарят им возможность общаться и делиться жизненным опытом.

Итак, основные задачи исследования выполнены. На мой взгляд, необходимо укреплять и распространять православные устои в семейной жизни. Ведь все традиции и обычаи, перечисленные выше – это веками проверенные формы общения человека с Богом. Религиозное воспитание закладывает в человеке духовную основу жизни и нравственную модель поведения.

Несомненно, достичь высоких целей православного воспитания, решить его задачи, выполнить его требования возможно, если в воспитательный процесс будут включены все субъекты воспитания – семья, государство, Церковь.

Во многих, если не во всех религиях Бог – не только творец, создатель мира. Он характеризуется, как отец (отче наш). Следовательно, мы – его дети и представляем собой семью. В таких религиях мир рассматривается через призму семейно-родственных отношений. Поэтому семья, ее структура, отношение к семейной жизни – одна из самых важных вещей в большинстве мировых религий.

Оглавление

Введение
Глава 1
1.1. Семья в Исламе
1.2 Семья в Буддизме
1.3 Семья в Христианстве
Заключение

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

1.1. Семья в Исламе

1.2 Семья в Буддизме

1.3 Семья в Христианстве

Возможные ассоциации со словом семья – быт, будничность, повседневность. Что необходимо для сохранения целостности, новизны? Вспомнить о том, что было в начале – о первопричинах возникновения семьи, о мотивах к ее созданию…

Религия – способ восстановления связи, один из древних механизмов воссоздания и поддержания масштаба, смысла и т.д. (Религо – обратная связь, связь с источником, причиной.)

Во многих, если не во всех религиях Бог – не только творец, создатель мира. Он характеризуется, как отец (отче наш). Следовательно, мы – его дети и представляем собой семью. В таких религиях мир рассматривается через призму семейно-родственных отношений. Поэтому семья, ее структура, отношение к семейной жизни – одна из самых важных вещей в большинстве мировых религий.

Поэтому только религия могла регламентировать внутрисемейные отношения – у других общественных институтов для этого недостает силы или убедительности.

При всех различиях истории семьи в разных религиозных традициях наблюдается общая тенденция – сначала матриархат, матрилокальность и матрилинейность, затем патриархат, патрилокальность и патрилинейность – в различных сочетаниях и последовательности внутри этих блоков, затем детоцентристская семья, и сейчас мы наблюдаем в постиндустриальном и постмодернистском обществе (в частности, у нас в России) переход к супружеской семье.

Матри-ориентацию сейчас можно увидеть лишь в рудиментарном состоянии – например, в передаче национальной принадлежности по материнской линии в иудаизме.

Патриархат в различной степени сохранности в культуре присутствует. В чистом виде – это абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания. В Уложении 1649 года – сын или дочь подвергались наказанию кнутом независимо от возраста, если они грубили родителям. Дети приравнены к неполноценным, умалишенным, маргинальным членам общества. Нет ответственности родителей за детей, но есть – детей перед родителями (5-я заповедь). Причем, вплоть до вступления в брак он – дитя, малый, невзрослый.

Следующая ступень в эволюции – отрыв сексуальности от деторождения и резкое снижение рождаемости. Сексуальность теперь свойство индивидов и характеристика взаимоотношений людей. Секс выходит за пределы брака и исчезает двойная мораль.

Индивидуализация личности, как следствие поликультурности и полирелигиозности общества приводит к тому, что если эти индивидуалисты, супруги, не создадут возможности автономии друг для друга, то напряжение в системе будет нарастать, и такая семья неустойчива и недолговечна. Теперь, в супружеской семье, способность к адаптации и интимности является антитезой автономии и эти полюса друг друга поддерживают.

Состоять в браке – священная обязанность мужчины. Безбрачие – тяжкий грех. Муж обязан:

* прилично содержать жен,

* защищать их от всех опасностей,

* обеспечивать их собственностью (в частности, подарки – собственность жен, их нельзя отнять),

* обеспечивать их регулярным вниманием, в том числе сексуальным,

* оставить имущество по завещанию.

* рожать детей и их воспитывать,

* не покидать женскую половину дома (правило парды),

* выполнять домашние работы (и больше никаких других).

Большое число детей повышает статус замужней женщины.

Семья очень закрыта. Ни муж, ни, тем более, жена не станет обсуждать семейные проблемы даже с близкими людьми. Супруги ведут весьма раздельную жизнь. Они даже избегают называть друг друга по имени.

Будда учил, что в жизни мы постоянно испытываем страдания, причиной которых являются довлеющие над нами желания. Обрести внутренний покой можно, следуя Восьмеричному пути, который приведёт нас к достижению Нирваны – состоянию сознания, в котором человек не испытывает алчности, ненависти и невежества, но находится в состоянии внутренней гармонии, чувствует глубокое сострадание ко всему живому.

Согласно учению Будды, чтобы последовать этому пути, человек должен стать монахом или монахиней, порвать все элементы связи и дать обет безбрачия.

Однако многие люди не ощущают в себе призвания принять монашеский сан. По мнению Будды, в этом случае они должны вступить в брак и быть хорошим мужем или женой, отцом или матерью. Тогда они также пойдут по пути духовного роста, и на них снизойдёт великое благословение. Поэтому Будда придавал большое значение семейным отношениям, считая, что они могут стать для человека источником огромного счастья или привести к страданиям.

Учение Будды по поводу брака основано на том, что каждая мысль, действие и слово должны быть направлены на благо супруга. Поэтому брак не должен заключаться под влиянием импульса, решение о нём созревает на основе усиливающегося взаимопонимания. Кроме того, брак заключается не только для двоих: согласно традиции буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке. Поэтому брак заключается ради интересов общины, а не только счастья двоих.

Как и любой жизненный опыт, брак должен помочь нам стать лучше. В супружестве мы можем развить свои духовные качества, научившись терпению, умению сосредотачиваться и мудрости. Наш супруг является нашим попутчиком и наставником на этом пути к просвещению.

Будда полагал, что в браке каждый из супругов должен принимать на себя различные роли, с помощью которых он сможет дополнять другого. Нет смысла в превосходстве одного на другим. Превосходство заключается в верности, мягкости, щедрости, спокойствии и посвящении себя Праведному пути.

Обязанности мужа

Существует пять способов, которыми хороший муж выполняет свои обязанности по отношению к жене:

- уважительное к ней отношение;

- признание её авторитета;

- проявление своей любви к ней с помощью подарков.

Обязанности жены

Есть пять способов, которыми хорошая жена проявляет любовь к своему мужу:

- хорошее ведение домашнего хозяйства;

- гостеприимность по отношению к членам его семьи, а также своей семьи;

- забота об имуществе семьи;

- мастерство и трудолюбие в исполнении своих обязанностей.

Также Будда говорил, что хорошая жена:

- относится к мужу с любящей симпатией, как мать;

- проявляет к нему уважение и почитает его, как младшая сестра;

- рада в любое время видеть его и быть с ним, как лучший друг;

- послушна и верна ему, как верный слуга семьи.

Бракосочетание

Согласно традиции перед женитьбой человек, исповедующий буддизм, должен провести хотя бы три месяца в монастыре, чтобы изучать буддизм и совершенствовать свою духовную жизнь. Только после такого обучения человек считается того, чтобы стать мужем. Обычно первым вопросом к жениху бывает, завершил ли он своё пребывание в монастыре.

семейный супружеский ислам индуизм

Нынешн ий брак устроен и функционирует так,

как если бы он изобретался каким-то третьим полом

с целью – основательно досадить первым двум.

Итак, что же христианство говорит о семье? Но прежде чем начать рассуждать об этом, стоило бы посмотреть, как, вообще, современная социология определяет семью? Ведь, христианство не делает революций и не изобретает чего-то абсолютно нового. Напротив, оно принимает сложившиеся порядки, как они есть, и только влагает в них новый дух жизни. Так обстояло дело с общественным устройством, так было и с семьей

И вот в энциклопедических справочниках есть несколько формулировок, которые кратко можно суммировать так: "Семьей называется группа, состоящая из двух лиц разного пола и из общих рожденных в браке детей. Она основана на взаимном доверии и намерении пожизненного сожительства. Всякая другая связь, не основанная на браке и на намерении пожизненной продолжительности, исключающая наличие в такой общности детей, не есть семья… Семья же созидается посредством брака, т. е. пожизненной связи мужчины и женщины, вступающих в родовые отношения".

Вывод прост, в основе семьи лежит брак. Но легко сказать - брак! Гораздо труднее ответить, что это такое?

Этот вопрос задавали себе многие мыслители, их мнения можно приводить десятками, но среди них наиболее интересны христианские богословы, которые видели в браке божественную норму жизни.

Интересное толкование брака дал известный богослов 5-го века блаженный Феодорит Кирский. В комментарии на стихи книги Бытия: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей и будут два плоть едина" (Быт. 2, 24), он говорит, что здесь как раз и начинается тот первоначальный закон, который был установлен после создания женщины и затем вошел в природу людей.

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Мировые религии и их семейные традиции

Подобно тому, как ветки и плоды украшают дерево, а густой лес — гору, так мужа украшают его дети и его жена. Человек, у которого нет ни братьев, ни жены, ни сыновей, незначителен в глазах своих врагов. Он подобен дереву, растущему на перекрестке дорог: каждый прохожий рвёт его плоды, все звери полевые объедают его.
Ахиакар- легендарный ассирийский мудрец -5 в до н.э.

ЗАДАЧИ:


Развивающие: дальнейшее формирование у учащихся метапредметных умений (планируемые результаты).

Планируемые результаты:

  • готовность и способность учащихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с культурными и религиозными традициями России и переживания эмоциональной сопричастности достижениям ее граждан;
  • формирование толерантного отношения к различным религиозным культурам и их семейным ценностям;
  • применение правил делового сотрудничества, сравнение разных точек зрения;
  • проявлять внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к процессу обучения, к участникам учебной ситуации;
  • определять потребности в освоении учебной темы;
  • проявлять отношение к основным моральным нормам;

Метапредметные УУД.

  • осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием;
  • извлекать информацию в соответствии с целью;
  • оптимизировать информацию;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • переводить информацию в разные формы предъявления;
  • создавать творческий продукт.
  • адекватно отвечать на поставленный вопрос;
  • адекватно передавать информацию собеседнику;
  • внимательно слушать и слышать партнёра в группе;
  • договариваться о чём-либо;
  • участвовать в диалоге;
  • с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Межпредметные связи- история, политология, обществознание, социология, право, искусство.
Ресурсы:
1.Учебник. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. Н.Ф.Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков.
2. Детская Библия.
2."Лотосовый сад. Хрестоматия буддийской литературы" (классические и современные буддийские тексты в переводах и адаптации; с вопросами и творческими заданиями – для детей среднего школьного возраста). М.Кожевникова. Ответственный редактор О.В. Горовая.

3.“Вероубеждение для детей”, Умм Ханиф. Эта книга снабженная прекрасными иллюстрациями, даст возможность познакомиться с основам мусульманской веры.


Формы работы школьников: индивидуальная, фронтальная, групповая.

У нас сегодня с Вами урок-игра. Разделимся на три команды. Но прежде чем мы перейдем к игре, давайте сделаем разминку и вспомним термины, которые мы изучали на предыдущих уроках.

  • Что такое культура?
  • Что вы знаете о пантеоне?
  • Что означают заповеди для верующего человека?
  • Что такое религия?
  • Что мы называем многобожием?
  • Какие виды культуры вы знаете?
  • Что можно отнести к материальной культуре?
  • Что можно отнести к духовной культуре?
  • Что такое традиции?
  • Что такое семья?
  • Что такое семейные традиции?
  • Какие религии мы называем национальными? Приведите примеры.

Пример.
Я родился в городе Мекка, меня назвали Мухаммад. Рос сиротой, сначала был на попечении деда, а потом дяди. Рано стал верить в единого Бога. В 25 лет женился на богатой купчихе Хадидже.
Однажды, когда я уединился для молитвы на невысокой горе, ко мне явился ангел, который стал мне диктовать священные тексты и объявил, что я – посланник Бога. Я не сразу поверил в свою пророческую миссию. Считая себя недостойным. Однако, любимая жена Хадиджа убедила меня, и я стал проповедовать среди мекканцев.
Я считал, что Бог давно посылал людям пророков. Пророками были и Моисей у иудеев, и Иисус у христиан. Я – Мухаммад - последний пророк.

Выступает второй ученик –современный носитель мусульманской культуры
(современный взгляд на семейные традиции в Исламе).

  1. В мире есть страдания
  2. Есть и причина страданий
  3. Существует освобождение от страданий
  4. А также путь, который ведёт к освобождению от страданий


Учитель: Спасибо за ваши интересные рассказы.
Для того, чтобы проверить друг друга и получить баллы за игру, сейчас в каждой группе вы должны придумать по 10 вопросов о трёх мировых религиях и их семейных традициях для других групп (5 минут).

Фразы: (слова в скобках в карточках не указываются).

1.Семья в (Исламе)-это основной элемент общества.
2.Любые близкие отношения между представителями противоположных полов поощряются лишь в тех случаях, когда брак оформлен законно (никах).
3.Внебрачные связи однозначно запрещены, более того, за них предусмотрено суровое наказание.
4.Воспитание детей в лоне семьи не только поощряется, но и является обязанностью супругов.
5.Развод, будучи одним из самых богомерзких поступков, тем не менее допускается как последний, неотвратимый выход, если все меры, предпринятые для сохранения распадающейся семьи, не привели к положительному результату.
4.(Коран)Закон рекомендует (мусульманам) иметь одну жену, но позволяет мужчинам брать в жёны до 4 женщин.
5.Воздерживаються от вреда живым существам.
6.Воздерживаться от взятия того, что не дано.
7.Воздерживаться от ложной речи.
8.Воздержание от алкоголя и наркотиков.
9.Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
10.Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

Каждая команда составляет синквейн. Как составляется синквейн мы с вами уже знаем. Но для вас я подготовила листочки с подсказкой. Удачи!
Правила написания синквейна.

1-я строчка- одно слово-название стихотворения, тема, обычно существительное.
2-я строчка- два слова (прилагательное или причастие). Описание темы, слова можно соединить союзами и предлогами.
3-я строчка- три слова (глагола). Действия, относящиеся к теме (1 строка).
4-я строчка- четыре слова- предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме (1 строка).
5-я строчка- одно слово-ассоциация, синоним, которое повторяет суть темы в 1-ой строке, обычно существительное.

Православие ― одно из направлений древнейшей мировой религии ― христианства. Сложившееся в Византии в I веке, в настоящее время православие является преобладающим вероисповедованием во многих странах Европы и Азии, в том числе России, Белоруссии, Украине, Молдавии, Румынии, Болгарии. Православные традиции, как и все религиозое учение, основаны на Ветхом и Новом завете ― сборниках книг, которые написаны до Иисуса Христа и после его пришествия.

Православные традиции

Догмы православной веры

Православные религиозные традиции опираются на четыре основных догмата ― непреложные истины, принимаемые на веру и определяющие жизнь церкви и всех приверженцев православной веры.

Первый догмат ― Отец, Сын и Святой Дух не три бога, а три маски одного божества, излучающего вселенскую Любовь.

Второй — Иисус Христос есть Бог, принявший человеческую плоть. Когда к Нему обращаются в благодарственной молитве и просят простить все вольные и невольные грехи, ОН понимает молящихся, так как сам прочувствовал все человеческие физические и душевные страдания.

Третий ― вера в грядущее воскресение. Христос после распятия на кресте победил смерть и воскрес. Православные христиане верят, что смогут воскреснуть плотью и войти в вечную жизнь после второго пришествия Христа.

Четвертый догмат — вера в церковь. Стать ближе к Всевышнему можно только через церковь, посещение храмовых богослужений у христиан считается признаком того, что Бог пребывает в сердце человека.

Догмы православной веры

Православные церковные традиции предполагают соблюдение постов, покаяние в грехах перед священником (исповеди), посещение торжественных служб в основные церковные праздники. В быту православные придерживаются завещанных Спасителем правил: стараются жить в любви и согласии. Одной из составляющих нравственной чистоты в православии считается такое соотношение духовных и телесных потребностей, когда заботы о хлебе насущном не заслоняют духовных исканий. Даже при приготовлении пищи должно сверяться с церковным календарем, чтобы знать, какой нынче день — постный или скоромный.

Православные праздники

Самый важный праздник православных христиан ― Пасха. Он установлен в честь Воскресения Иисуса Христа, дата праздника исчисляется по лунно-солнечному календарю, в первое воскресенье после весеннего полнолуния.

Пасха

Традиции православной веры включают цикл важнейших после Пасхи праздников, которые носят название двунадесятых. К ним относятся:

  1. Рождество (7 января), праздник в честь рождения Иисуса Христа.
  2. Крещение (19 января) дата крещения Иисуса Христа.
  3. Сретение (15 февраля). Принесение младенца Иисуса Христа в Иерусалимский храм.
  4. Благовещение (7 апреля) возвещение архангелом Гавриилом о будущем рождении Иисуса Христа.
  5. Вербное воскресенье. Празднуется за неделю до Пасхи. Иисус сотворил чудо и воскресил умершего Лазаря. На следующий день, когда Иисус вошел в Иерусалим, где собралось множество паломников, его встречали как победителя.
  6. Вознесение Господне (восшествие Иисуса Христа во плоти на небо). Отмечается на 40-й день после Пасхи.
  7. Троица. Праздник, отражающий христианское учение о трех лицах единого Бога. Отмечается на 50-й день после Пасхи.
  8. Преображение Господне (19 августа). Явление Божественного лика Иисуса Христа перед тремя его учениками.
  9. Успение Пресвятой Богородицы (28 августа). Дата кончины Божией Матери.
  10. Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября). День рождения Девы Марии.
  11. Воздвижение Креста Господня (27 сентября).
  12. Введение во Храм Пресвятой Богородицы (4 декабря). В это день Иоаким и Анна, исполняя обет посвятить свою дочь Марию Богу, в трехлетнем возрасте привели ее в Иерусалимский храм, где Мария была введена первосвященником во Святая святых.

Введение во Храм Пресвятой Богородицы

Семейные традиции

В православии существует тесная связь между церковной и домашней жизнью, причем большинство прописанных в церковных канонах семейных традиций соблюдаются и сегодня. Главой в семье считается отец. Жена его и дети видят в нем образ Христа, защитника, утешителя и воспитателя. Мать же несет ответственность за воспитание детей и служит для них примером нравственности и добродетели.

Одна из самых старых и неукоснительно соблюдаемых православных традиций и обычаев ― крещение детей, которое служит свидетельством становления человека на путь приближения к Богу. Обряд крещения проводит священнослужитель. Ребенка трижды окунают в воду святой купели, сопровождая ритуал чтением молитв, затем на шею окрещенного малыша надевают нательный крестик в знак того, что он стал членом Православной Церкви, и может принимать участие во всех церковных обрядах.

Крещение

Традиционные ритуалы у православных присущи и бракосочетанию. Это
сватовство, смотрины, сговор, девичник и мальчишник, венчание, свадебное пиршество и первая брачная ночь. Каждый из обрядов важен и имеет особое значение.

Сватовство, смотрины и глядины ― это знакомство и переговоры семей жениха и невесты, оценка их моральных и материальных достоинств. Этап завершается сговором, закрепляющим решение о создании свадебного союза.

В преддверии свадебного торжества в домах жениха и невесты в знак прощания с холостяцкой жизнью проводятся вечеринки: девичник, куда приглашаются только девушки, и мальчишник, на котором присутствуют исключительно молодые парни.

Венчание по православным традициям проходит в церкви. Обряд проводит священнослужитель, он читает молитвы и возлагает на головы новобрачных свадебные венки. Затем молодые меняются кольцами и клянутся в вечной любви, после чего считаются мужем и женой перед Богом.

Венчание

Православные традиции и обряды касаются и похорон. Земная жизнь в православии понимается как подготовление к воскресению, вечной и нетленной жизни. После смерти тело человека покоится, а душа устремляется в обитель Бога.

Предписанные каноном обряды похорон включают:

  1. Омовение, облачение и уложение в гроб. Тело почившего должно предстать пред Господом чистым, облаченным в чистые одежды. Глаза покойного закрывают, в руки вкладывают икону и крест.
  2. Перед выносом тела усопшего отпевают: над ним читают заупокойные молитвы (панихиды).
  3. При погребении священнослужитель окропляет закрытый гроб елеем, затем гроб на полотенцах или веревках опускают в могилу, и все прощающиеся бросают на него по горсти земли. Над могильным холмиком устанавливается крест.

Молитва об усопших

Обрядом вспоминания человека и совершенных им добрых дел, моления об упокоении его души служат поминки. Они проводятся в день погребения, на третий, девятый и сороковой день после смерти, а также в годовщину смерти.

Читайте также: