Религиозные традиции семьи доклад
Обновлено: 05.07.2024
Исследовательская работа в рамках ежегодных муниципальных Рождественских чтений.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 182.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
ученица 11а класса
Ермакова Наталья Владимировна,
учитель русского языка и литературы
- Семья: традиции и современность ………………………5
- Социологическое исследование…………..……………..7
- Анализ сочинений
- Опрос
Благослови, господь, семью - творения венец.
Святая троица земли – Ребенок. Мать. Отец.
И человечество само ни что-нибудь – семья.
Когда я выбирала тему для исследования, вспомнила один случай: как-то в церковь прямо передо мной вошли две девушки (примерно моего возраста). Они не стали креститься и кланяться. Выглядели девушки тоже неподобающим образом: вместо юбки – джинсы, на голове не было платков, волосы распущены. Подруги громко разговаривали, обсуждали иконы и смеялись, тем самым мешая остальным прихожанам.
Похоже, подруги даже не подозревали, что демонстрируют крайнее невежество и неуважительное отношение к окружающим. Может, родители им не объяснили, как нужно вести себя в церкви? Ведь именно семья незаметно для человека формирует модель его поведения.
А православные традиции, сложившиеся со времён Крещения Руси, призванные делать семьи дружными и крепкими, создавали атмосферу уюта и взаимопонимания. На протяжении многих столетий они были основой семейного уклада в нашей стране.
После революции 1917г. происходит свержение самодержавия в Российской империи и упразднение Православия. Атеизм стал государственной политикой новой советской власти, задачей которой было разрушение системы ценностей православного человека. И это естественно, ведь человек без моральных и духовных ценностей – лучшее орудие труда в руках власти.
В итоге многие наши традиции , (например, соблюдение постов, регулярное посещение церкви по воскресеньям и праздникам, предобеденные молитвы и др.) либо ушли в небытие, либо сильно изменились и потеряли свой глубокий смысл.
Поэтому цель исследования - изучить, какие традиции сохранились в современных семьях.
- сравнить современную и православную модели семьи;
- выяснить какое место занимают православные традиции в нашей жизни;
-предложить возможные пути укрепления религиозных устоев в обществе.
Для достижения цели я использовала методы социологического опроса и анализа сочинений о семьях учеников моей школы. В этом заключаются основные этапы моего исследования.
Семья: традиции и современность.
Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Они распределяют роли во всех сферах семейной жизни, устанавливают правила внутрисемейного общения, в том числе способы разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем.
В православной культуре существует четкая иерархичность в семье, основанная на послушании Богу и любви духовной. Согласно христианскому вероучению, семья есть организм, созидаемый по образу Церкви. Глава семьи – муж, и это естественно, ведь он старше жены по Сотворению. Дети – это дар Божий, и оба супруга должны беречь своё чадо, раскрывать его силы и таланты, подавать пример добродетельной христианской жизни.
Об этом пишут святые отцы и пастыри Церкви:
Если отец не слушает Христа, не живет по Божьим заповедям, значит, он непослушный человек. Если жена не чтит мужа, она тоже не имеет послушания. Как у таких людей может вырасти послушное дитя? Вывод напрашивается сам собой.
Согласно историческим свидетельствам, при воспитании детей родители строгость всегда соединяли с любовью. Обсуждая поступки детей, родители всегда указывали на жизнь вечную: добродетельный и богопослушный человек – попадает в Рай, а грешник – в Ад.
Чтобы привить своим детям навыки христианской жизни, родители постоянно брали их с собой на богослужения, посещали вместе с ними больных и заключенных в темницах, соблюдали посты, молились и т.д.
А теперь попробуем изучить ситуацию в современных семьях. Соответствует ли она перечисленным выше правилам? В этом нам предстоит разобраться.
Для начала разберёмся, какие же традиции наиболее распространены в современных семьях. В нашей школе ежегодно проходит конкурс детских сочинений о семье . Я решила изучить работы учеников.
Внимательно прочитав сочинения, можно заметить, что ребята описывают в основном светские традиции.
Привычка активно проводить выходные дни лидирует среди самых распространенных традиций. Дети любят ездить на экскурсии, ходить в кино, кататься на велосипедах, лыжах, коньках, посещать бассейны и многое другое.
Также довольно распространены ежегодные путешествия. Например, Мельников Иван из 7в класса рассказал, что его семья уже побывала во многих странах мира. А в семье Макеевой Натальи есть традиция каждый год ездить в Санкт-Петербург.
А вот стихотворение написанное ученицей 7в класса Щербаковой Ксенией:
В каждом семействе традиции есть,
Как сохранить ум, совесть и честь!
Нас учат в грязь лицом не упасть,
Достойно прожить и не пропасть!
Нам запрещают завидовать, красть,
Не нужно правду бояться и лгать,
Чтить возраст и старость не обижать!
Обидчику всё возвращается вспять!
Внимательно слушать, а также прощать,
И всем нужно просто понять -
Эти, безусловно, мудрые советы
Взяты из библейского завета!
В семье Риффеля Сергея есть реликвии – иконы Пресвятой Богородицы, Казанской Божией матери, и Святителя Питирима Тамбовского, Чудотворца. Эти иконы передаются по наследству и в семье очень ценят их.
С полным текстом работ можно ознакомиться в приложении.
Как мы видим, в сочинениях очень мало описано религиозных традиций. Быть может, дело в том, что дети не заинтересованы религией? Или в современной семье не уделяется достаточно внимания православным обычаям? Поэтому возникла необходимость в следующем этапе исследования.
Я провела социологический опрос жителей г.о.Электросталь. В нём приняли участие 105 человек. Для объективности результатов в моем опросе принимали участие люди разных возрастов и разных профессий.
Согласно данным социологического опроса: 87% респондентов считают себя православными христианами.
Однако с полным содержанием Библии знакомы лишь 17%, частично ознакомлены 24%, а 59% опрошенных никогда её не читали.
Православные праздники лидируют – их отмечают все, кто причисляет себя к православным христианам, то есть 87% респондентов.
Всего 15% регулярно посещают церковь.
13% занимаются изучением Библии.
И наконец, 37% ежедневно молятся.
Выше было сказано, что 87% отмечают православные праздники. Среди них Рождество Христово, Крещение Господне, Масленица и Пасха.
Результаты исследования показали, что несмотря на события, происходившие в ХХ веке, поколения, живущие в начале XXI века всё-таки сохранили веру в Бога, передали православные традиции наших предков новому поколению. В этом несомненная заслуга русской Православной Церкви.
Но традиции и знания о Православии, которые удалось сохранить, поверхностны. Они ещё не так твердо вошли в нашу жизнь. А этому необходимо содействовать путём воспитания и просвещения людей. Вспомните, ведь разрушение традиций происходило путём пропаганды атеизма. Советская власть указывала на плюсы социалистического режима, обращалась к культуре и науке. Так нужно действовать и нам, молодому поколению.
Показать людям, почему так важно вернуть традиционный христианский уклад в семью. Заинтересовать и молодых людей. Например, через СМИ. Но важно не просто показать передачи о Православной культуре (которые существуют, но теряются в потоке информации), а обратиться к деятелям искусства с просьбой снять красивый художественный фильм о крепкой православной семье. Тогда человек увидит разницу во взаимоотношениях религиозной семьи и своей, где, возможно, существует напряженная обстановка, нет сплоченности и единства, и возможно, такой фильм заставит их что-то изменить в своей жизни.
Как показывает практика, положительное влияние на семьи оказывают паломнические поездки по святым местам нашей Родины. Эти экскурсии дают новые знания в области истории и богословия, архитектуры, искусства и просто православной культуры. А самое главное – они объединяют религиозных людей, дарят им возможность общаться и делиться жизненным опытом.
Итак, основные задачи исследования выполнены. На мой взгляд, необходимо укреплять и распространять православные устои в семейной жизни. Ведь все традиции и обычаи, перечисленные выше – это веками проверенные формы общения человека с Богом. Религиозное воспитание закладывает в человеке духовную основу жизни и нравственную модель поведения.
Несомненно, достичь высоких целей православного воспитания, решить его задачи, выполнить его требования возможно, если в воспитательный процесс будут включены все субъекты воспитания – семья, государство, Церковь.
Во многих, если не во всех религиях Бог – не только творец, создатель мира. Он характеризуется, как отец (отче наш). Следовательно, мы – его дети и представляем собой семью. В таких религиях мир рассматривается через призму семейно-родственных отношений. Поэтому семья, ее структура, отношение к семейной жизни – одна из самых важных вещей в большинстве мировых религий.
Оглавление
Введение
Глава 1
1.1. Семья в Исламе
1.2 Семья в Буддизме
1.3 Семья в Христианстве
Заключение
Файлы: 1 файл
Реферат.doc
1.1. Семья в Исламе
1.2 Семья в Буддизме
1.3 Семья в Христианстве
Возможные ассоциации со словом семья – быт, будничность, повседневность. Что необходимо для сохранения целостности, новизны? Вспомнить о том, что было в начале – о первопричинах возникновения семьи, о мотивах к ее созданию…
Религия – способ восстановления связи, один из древних механизмов воссоздания и поддержания масштаба, смысла и т.д. (Религо – обратная связь, связь с источником, причиной.)
Во многих, если не во всех религиях Бог – не только творец, создатель мира. Он характеризуется, как отец (отче наш). Следовательно, мы – его дети и представляем собой семью. В таких религиях мир рассматривается через призму семейно-родственных отношений. Поэтому семья, ее структура, отношение к семейной жизни – одна из самых важных вещей в большинстве мировых религий.
Поэтому только религия могла регламентировать внутрисемейные отношения – у других общественных институтов для этого недостает силы или убедительности.
При всех различиях истории семьи в разных религиозных традициях наблюдается общая тенденция – сначала матриархат, матрилокальность и матрилинейность, затем патриархат, патрилокальность и патрилинейность – в различных сочетаниях и последовательности внутри этих блоков, затем детоцентристская семья, и сейчас мы наблюдаем в постиндустриальном и постмодернистском обществе (в частности, у нас в России) переход к супружеской семье.
Матри-ориентацию сейчас можно увидеть лишь в рудиментарном состоянии – например, в передаче национальной принадлежности по материнской линии в иудаизме.
Патриархат в различной степени сохранности в культуре присутствует. В чистом виде – это абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания. В Уложении 1649 года – сын или дочь подвергались наказанию кнутом независимо от возраста, если они грубили родителям. Дети приравнены к неполноценным, умалишенным, маргинальным членам общества. Нет ответственности родителей за детей, но есть – детей перед родителями (5-я заповедь). Причем, вплоть до вступления в брак он – дитя, малый, невзрослый.
Следующая ступень в эволюции – отрыв сексуальности от деторождения и резкое снижение рождаемости. Сексуальность теперь свойство индивидов и характеристика взаимоотношений людей. Секс выходит за пределы брака и исчезает двойная мораль.
Индивидуализация личности, как следствие поликультурности и полирелигиозности общества приводит к тому, что если эти индивидуалисты, супруги, не создадут возможности автономии друг для друга, то напряжение в системе будет нарастать, и такая семья неустойчива и недолговечна. Теперь, в супружеской семье, способность к адаптации и интимности является антитезой автономии и эти полюса друг друга поддерживают.
Состоять в браке – священная обязанность мужчины. Безбрачие – тяжкий грех. Муж обязан:
* прилично содержать жен,
* защищать их от всех опасностей,
* обеспечивать их собственностью (в частности, подарки – собственность жен, их нельзя отнять),
* обеспечивать их регулярным вниманием, в том числе сексуальным,
* оставить имущество по завещанию.
* рожать детей и их воспитывать,
* не покидать женскую половину дома (правило парды),
* выполнять домашние работы (и больше никаких других).
Большое число детей повышает статус замужней женщины.
Семья очень закрыта. Ни муж, ни, тем более, жена не станет обсуждать семейные проблемы даже с близкими людьми. Супруги ведут весьма раздельную жизнь. Они даже избегают называть друг друга по имени.
Будда учил, что в жизни мы постоянно испытываем страдания, причиной которых являются довлеющие над нами желания. Обрести внутренний покой можно, следуя Восьмеричному пути, который приведёт нас к достижению Нирваны – состоянию сознания, в котором человек не испытывает алчности, ненависти и невежества, но находится в состоянии внутренней гармонии, чувствует глубокое сострадание ко всему живому.
Согласно учению Будды, чтобы последовать этому пути, человек должен стать монахом или монахиней, порвать все элементы связи и дать обет безбрачия.
Однако многие люди не ощущают в себе призвания принять монашеский сан. По мнению Будды, в этом случае они должны вступить в брак и быть хорошим мужем или женой, отцом или матерью. Тогда они также пойдут по пути духовного роста, и на них снизойдёт великое благословение. Поэтому Будда придавал большое значение семейным отношениям, считая, что они могут стать для человека источником огромного счастья или привести к страданиям.
Учение Будды по поводу брака основано на том, что каждая мысль, действие и слово должны быть направлены на благо супруга. Поэтому брак не должен заключаться под влиянием импульса, решение о нём созревает на основе усиливающегося взаимопонимания. Кроме того, брак заключается не только для двоих: согласно традиции буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке. Поэтому брак заключается ради интересов общины, а не только счастья двоих.
Как и любой жизненный опыт, брак должен помочь нам стать лучше. В супружестве мы можем развить свои духовные качества, научившись терпению, умению сосредотачиваться и мудрости. Наш супруг является нашим попутчиком и наставником на этом пути к просвещению.
Будда полагал, что в браке каждый из супругов должен принимать на себя различные роли, с помощью которых он сможет дополнять другого. Нет смысла в превосходстве одного на другим. Превосходство заключается в верности, мягкости, щедрости, спокойствии и посвящении себя Праведному пути.
Обязанности мужа
Существует пять способов, которыми хороший муж выполняет свои обязанности по отношению к жене:
- уважительное к ней отношение;
- признание её авторитета;
- проявление своей любви к ней с помощью подарков.
Обязанности жены
Есть пять способов, которыми хорошая жена проявляет любовь к своему мужу:
- хорошее ведение домашнего хозяйства;
- гостеприимность по отношению к членам его семьи, а также своей семьи;
- забота об имуществе семьи;
- мастерство и трудолюбие в исполнении своих обязанностей.
Также Будда говорил, что хорошая жена:
- относится к мужу с любящей симпатией, как мать;
- проявляет к нему уважение и почитает его, как младшая сестра;
- рада в любое время видеть его и быть с ним, как лучший друг;
- послушна и верна ему, как верный слуга семьи.
Бракосочетание
Согласно традиции перед женитьбой человек, исповедующий буддизм, должен провести хотя бы три месяца в монастыре, чтобы изучать буддизм и совершенствовать свою духовную жизнь. Только после такого обучения человек считается того, чтобы стать мужем. Обычно первым вопросом к жениху бывает, завершил ли он своё пребывание в монастыре.
семейный супружеский ислам индуизм
Нынешн ий брак устроен и функционирует так,
как если бы он изобретался каким-то третьим полом
с целью – основательно досадить первым двум.
Итак, что же христианство говорит о семье? Но прежде чем начать рассуждать об этом, стоило бы посмотреть, как, вообще, современная социология определяет семью? Ведь, христианство не делает революций и не изобретает чего-то абсолютно нового. Напротив, оно принимает сложившиеся порядки, как они есть, и только влагает в них новый дух жизни. Так обстояло дело с общественным устройством, так было и с семьей
И вот в энциклопедических справочниках есть несколько формулировок, которые кратко можно суммировать так: "Семьей называется группа, состоящая из двух лиц разного пола и из общих рожденных в браке детей. Она основана на взаимном доверии и намерении пожизненного сожительства. Всякая другая связь, не основанная на браке и на намерении пожизненной продолжительности, исключающая наличие в такой общности детей, не есть семья… Семья же созидается посредством брака, т. е. пожизненной связи мужчины и женщины, вступающих в родовые отношения".
Вывод прост, в основе семьи лежит брак. Но легко сказать - брак! Гораздо труднее ответить, что это такое?
Этот вопрос задавали себе многие мыслители, их мнения можно приводить десятками, но среди них наиболее интересны христианские богословы, которые видели в браке божественную норму жизни.
Интересное толкование брака дал известный богослов 5-го века блаженный Феодорит Кирский. В комментарии на стихи книги Бытия: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей и будут два плоть едина" (Быт. 2, 24), он говорит, что здесь как раз и начинается тот первоначальный закон, который был установлен после создания женщины и затем вошел в природу людей.
Мировые религии и их семейные традиции
Подобно тому, как ветки и плоды украшают дерево, а густой лес — гору, так мужа украшают его дети и его жена. Человек, у которого нет ни братьев, ни жены, ни сыновей, незначителен в глазах своих врагов. Он подобен дереву, растущему на перекрестке дорог: каждый прохожий рвёт его плоды, все звери полевые объедают его.
Ахиакар- легендарный ассирийский мудрец -5 в до н.э.
ЗАДАЧИ:
Развивающие: дальнейшее формирование у учащихся метапредметных умений (планируемые результаты).
Планируемые результаты:
- готовность и способность учащихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с культурными и религиозными традициями России и переживания эмоциональной сопричастности достижениям ее граждан;
- формирование толерантного отношения к различным религиозным культурам и их семейным ценностям;
- применение правил делового сотрудничества, сравнение разных точек зрения;
- проявлять внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к процессу обучения, к участникам учебной ситуации;
- определять потребности в освоении учебной темы;
- проявлять отношение к основным моральным нормам;
Метапредметные УУД.
- осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием;
- извлекать информацию в соответствии с целью;
- оптимизировать информацию;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- переводить информацию в разные формы предъявления;
- создавать творческий продукт.
- адекватно отвечать на поставленный вопрос;
- адекватно передавать информацию собеседнику;
- внимательно слушать и слышать партнёра в группе;
- договариваться о чём-либо;
- участвовать в диалоге;
- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Межпредметные связи- история, политология, обществознание, социология, право, искусство.
Ресурсы:
1.Учебник. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. Н.Ф.Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков.
2. Детская Библия.
2."Лотосовый сад. Хрестоматия буддийской литературы" (классические и современные буддийские тексты в переводах и адаптации; с вопросами и творческими заданиями – для детей среднего школьного возраста). М.Кожевникова. Ответственный редактор О.В. Горовая.
3.“Вероубеждение для детей”, Умм Ханиф. Эта книга снабженная прекрасными иллюстрациями, даст возможность познакомиться с основам мусульманской веры.
Формы работы школьников: индивидуальная, фронтальная, групповая.
У нас сегодня с Вами урок-игра. Разделимся на три команды. Но прежде чем мы перейдем к игре, давайте сделаем разминку и вспомним термины, которые мы изучали на предыдущих уроках.
- Что такое культура?
- Что вы знаете о пантеоне?
- Что означают заповеди для верующего человека?
- Что такое религия?
- Что мы называем многобожием?
- Какие виды культуры вы знаете?
- Что можно отнести к материальной культуре?
- Что можно отнести к духовной культуре?
- Что такое традиции?
- Что такое семья?
- Что такое семейные традиции?
- Какие религии мы называем национальными? Приведите примеры.
Пример.
Я родился в городе Мекка, меня назвали Мухаммад. Рос сиротой, сначала был на попечении деда, а потом дяди. Рано стал верить в единого Бога. В 25 лет женился на богатой купчихе Хадидже.
Однажды, когда я уединился для молитвы на невысокой горе, ко мне явился ангел, который стал мне диктовать священные тексты и объявил, что я – посланник Бога. Я не сразу поверил в свою пророческую миссию. Считая себя недостойным. Однако, любимая жена Хадиджа убедила меня, и я стал проповедовать среди мекканцев.
Я считал, что Бог давно посылал людям пророков. Пророками были и Моисей у иудеев, и Иисус у христиан. Я – Мухаммад - последний пророк.
Выступает второй ученик –современный носитель мусульманской культуры
(современный взгляд на семейные традиции в Исламе).
- В мире есть страдания
- Есть и причина страданий
- Существует освобождение от страданий
- А также путь, который ведёт к освобождению от страданий
Учитель: Спасибо за ваши интересные рассказы.
Для того, чтобы проверить друг друга и получить баллы за игру, сейчас в каждой группе вы должны придумать по 10 вопросов о трёх мировых религиях и их семейных традициях для других групп (5 минут).
Фразы: (слова в скобках в карточках не указываются).
1.Семья в (Исламе)-это основной элемент общества.
2.Любые близкие отношения между представителями противоположных полов поощряются лишь в тех случаях, когда брак оформлен законно (никах).
3.Внебрачные связи однозначно запрещены, более того, за них предусмотрено суровое наказание.
4.Воспитание детей в лоне семьи не только поощряется, но и является обязанностью супругов.
5.Развод, будучи одним из самых богомерзких поступков, тем не менее допускается как последний, неотвратимый выход, если все меры, предпринятые для сохранения распадающейся семьи, не привели к положительному результату.
4.(Коран)Закон рекомендует (мусульманам) иметь одну жену, но позволяет мужчинам брать в жёны до 4 женщин.
5.Воздерживаються от вреда живым существам.
6.Воздерживаться от взятия того, что не дано.
7.Воздерживаться от ложной речи.
8.Воздержание от алкоголя и наркотиков.
9.Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
10.Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Каждая команда составляет синквейн. Как составляется синквейн мы с вами уже знаем. Но для вас я подготовила листочки с подсказкой. Удачи!
Правила написания синквейна.
1-я строчка- одно слово-название стихотворения, тема, обычно существительное.
2-я строчка- два слова (прилагательное или причастие). Описание темы, слова можно соединить союзами и предлогами.
3-я строчка- три слова (глагола). Действия, относящиеся к теме (1 строка).
4-я строчка- четыре слова- предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме (1 строка).
5-я строчка- одно слово-ассоциация, синоним, которое повторяет суть темы в 1-ой строке, обычно существительное.
Православие ― одно из направлений древнейшей мировой религии ― христианства. Сложившееся в Византии в I веке, в настоящее время православие является преобладающим вероисповедованием во многих странах Европы и Азии, в том числе России, Белоруссии, Украине, Молдавии, Румынии, Болгарии. Православные традиции, как и все религиозое учение, основаны на Ветхом и Новом завете ― сборниках книг, которые написаны до Иисуса Христа и после его пришествия.
Догмы православной веры
Православные религиозные традиции опираются на четыре основных догмата ― непреложные истины, принимаемые на веру и определяющие жизнь церкви и всех приверженцев православной веры.
Первый догмат ― Отец, Сын и Святой Дух не три бога, а три маски одного божества, излучающего вселенскую Любовь.
Второй — Иисус Христос есть Бог, принявший человеческую плоть. Когда к Нему обращаются в благодарственной молитве и просят простить все вольные и невольные грехи, ОН понимает молящихся, так как сам прочувствовал все человеческие физические и душевные страдания.
Третий ― вера в грядущее воскресение. Христос после распятия на кресте победил смерть и воскрес. Православные христиане верят, что смогут воскреснуть плотью и войти в вечную жизнь после второго пришествия Христа.
Четвертый догмат — вера в церковь. Стать ближе к Всевышнему можно только через церковь, посещение храмовых богослужений у христиан считается признаком того, что Бог пребывает в сердце человека.
Православные церковные традиции предполагают соблюдение постов, покаяние в грехах перед священником (исповеди), посещение торжественных служб в основные церковные праздники. В быту православные придерживаются завещанных Спасителем правил: стараются жить в любви и согласии. Одной из составляющих нравственной чистоты в православии считается такое соотношение духовных и телесных потребностей, когда заботы о хлебе насущном не заслоняют духовных исканий. Даже при приготовлении пищи должно сверяться с церковным календарем, чтобы знать, какой нынче день — постный или скоромный.
Православные праздники
Самый важный праздник православных христиан ― Пасха. Он установлен в честь Воскресения Иисуса Христа, дата праздника исчисляется по лунно-солнечному календарю, в первое воскресенье после весеннего полнолуния.
Традиции православной веры включают цикл важнейших после Пасхи праздников, которые носят название двунадесятых. К ним относятся:
- Рождество (7 января), праздник в честь рождения Иисуса Христа.
- Крещение (19 января) дата крещения Иисуса Христа.
- Сретение (15 февраля). Принесение младенца Иисуса Христа в Иерусалимский храм.
- Благовещение (7 апреля) возвещение архангелом Гавриилом о будущем рождении Иисуса Христа.
- Вербное воскресенье. Празднуется за неделю до Пасхи. Иисус сотворил чудо и воскресил умершего Лазаря. На следующий день, когда Иисус вошел в Иерусалим, где собралось множество паломников, его встречали как победителя.
- Вознесение Господне (восшествие Иисуса Христа во плоти на небо). Отмечается на 40-й день после Пасхи.
- Троица. Праздник, отражающий христианское учение о трех лицах единого Бога. Отмечается на 50-й день после Пасхи.
- Преображение Господне (19 августа). Явление Божественного лика Иисуса Христа перед тремя его учениками.
- Успение Пресвятой Богородицы (28 августа). Дата кончины Божией Матери.
- Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября). День рождения Девы Марии.
- Воздвижение Креста Господня (27 сентября).
- Введение во Храм Пресвятой Богородицы (4 декабря). В это день Иоаким и Анна, исполняя обет посвятить свою дочь Марию Богу, в трехлетнем возрасте привели ее в Иерусалимский храм, где Мария была введена первосвященником во Святая святых.
Семейные традиции
В православии существует тесная связь между церковной и домашней жизнью, причем большинство прописанных в церковных канонах семейных традиций соблюдаются и сегодня. Главой в семье считается отец. Жена его и дети видят в нем образ Христа, защитника, утешителя и воспитателя. Мать же несет ответственность за воспитание детей и служит для них примером нравственности и добродетели.
Одна из самых старых и неукоснительно соблюдаемых православных традиций и обычаев ― крещение детей, которое служит свидетельством становления человека на путь приближения к Богу. Обряд крещения проводит священнослужитель. Ребенка трижды окунают в воду святой купели, сопровождая ритуал чтением молитв, затем на шею окрещенного малыша надевают нательный крестик в знак того, что он стал членом Православной Церкви, и может принимать участие во всех церковных обрядах.
Традиционные ритуалы у православных присущи и бракосочетанию. Это
сватовство, смотрины, сговор, девичник и мальчишник, венчание, свадебное пиршество и первая брачная ночь. Каждый из обрядов важен и имеет особое значение.
Сватовство, смотрины и глядины ― это знакомство и переговоры семей жениха и невесты, оценка их моральных и материальных достоинств. Этап завершается сговором, закрепляющим решение о создании свадебного союза.
В преддверии свадебного торжества в домах жениха и невесты в знак прощания с холостяцкой жизнью проводятся вечеринки: девичник, куда приглашаются только девушки, и мальчишник, на котором присутствуют исключительно молодые парни.
Венчание по православным традициям проходит в церкви. Обряд проводит священнослужитель, он читает молитвы и возлагает на головы новобрачных свадебные венки. Затем молодые меняются кольцами и клянутся в вечной любви, после чего считаются мужем и женой перед Богом.
Православные традиции и обряды касаются и похорон. Земная жизнь в православии понимается как подготовление к воскресению, вечной и нетленной жизни. После смерти тело человека покоится, а душа устремляется в обитель Бога.
Предписанные каноном обряды похорон включают:
- Омовение, облачение и уложение в гроб. Тело почившего должно предстать пред Господом чистым, облаченным в чистые одежды. Глаза покойного закрывают, в руки вкладывают икону и крест.
- Перед выносом тела усопшего отпевают: над ним читают заупокойные молитвы (панихиды).
- При погребении священнослужитель окропляет закрытый гроб елеем, затем гроб на полотенцах или веревках опускают в могилу, и все прощающиеся бросают на него по горсти земли. Над могильным холмиком устанавливается крест.
Обрядом вспоминания человека и совершенных им добрых дел, моления об упокоении его души служат поминки. Они проводятся в день погребения, на третий, девятый и сороковой день после смерти, а также в годовщину смерти.
Читайте также: