Принцип преемственности начального и основного звеньев обучения доклад

Обновлено: 04.05.2024

ФГОС предусматривает формирование основ учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Основное же общее образование должно обеспечивать личностное самоопределение учащихся: формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности.

Для успешного решения проблемы преемственности на современном этапе необходимо начинать работу как можно раньше. Переход от начальной ступени образования к основной в современном школьном укладе всё ещё сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьников. К ним относятся повышение требований к самостоятельности, ответственности учащихся, возрастающая сложность предметного содержания обучения. При переходе из начальной в основную школу учащиеся преодолевают сложный психологический барьер. Это связано со многими причинами: вместо одного учителя – сразу много, больше предметов, кабинетная система и другие.

Сократить переходный период и смягчить связанные с ним факторы негативного характера - вот основная наша задача. Чтобы помочь ученику, пришедшему из начальной школы, чувствовать себя комфортно и в основной школе, в нашей школе разработана система учебно-педагогических действий всего педагогического коллектива, позволяющих обеспечить единство образования и воспитания в начальной и в основной школе.

На совместных заседаниях учителей русского языка и начальных классов происходит корректировка учебных программ и учебных планов; формируются творческие группы. В их состав входят учителя начальной школы, будущий классный руководитель, учителя - предметники основной школы, психолог, социальный педагог. Основными направлениями и формами их работы являются:

- Организационная и методическая работа.

Обеспечивая эффективное психолого-педагогическое сопровождение учащихся в период адаптации, создаются условия для успешной социализации ребенка в обществе.

Коллектив учителей, который будет работать в пятом классе, знакомится с программой обучения и учебными средствами, по которым работает начальная школа. Для этого учителя основного звена посещают уроки в выпускном классе начальной школы, присматриваются к будущим ученикам. В свою очередь, учителя начальных классов узнают характер учебных требований, предъявляемых предметниками, знакомятся с методами и приёмами их работы. Одним из эффективных мероприятий мы считаем совместное составление и проведение диагностических работ по определению уровня готовности выпускников начальной школы к продолжению образования.

Чтобы адаптационный период не затянулся и прошел безболезненно, а последующее обучение было успешным, нужно добиться того, чтобы для детей была создана комфортная атмосфера на уроке, чтобы дети не боялись ходить на урок.

Этому способствует использование такой педагогической технологии, как создание ситуации успеха на уроке. Необходимо дать возможность детям проявить себя по возможности. На основе диагностики учитель определяет, кому какое задание дать, чтобы ребенок обязательно его выполнил и ушел с урока с чувством собственного достоинства.

Как создать ситуацию успеха?

3. Созданию ситуации успеха помогают игровые технологии. Игровую форму можно использовать на любом этапе урока: на этапе повторения или закрепления изученного. Обычно она занимает не более 5-7 минут. Именно игра способствует созданию ситуации успеха для каждого ребенка. Игра позволяет снять психическое напряжение, так как в случае неудачи игру можно повторить несколько раз.

5. Домашнее задание не оставляем на самый конец урока, его надо прокомментировать, дать инструкцию по оформлению.

Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.

Психологическая служба, администрация, МО начальных классов и гуманитарных наук, учителя так организуют учебную и внеурочную деятельность, где ученики начальной школы и основной включаются в разные формы совместной деятельности:

- это внеурочные занятия, творческое пространство: Школьный музей, кружок ИЗО и т.д., где ученики работают на равных;

- это деловая игра, которую ученики старших классов с учителями выстраивают так, чтобы включить в неё младших как равноправных партнёров. (Посвящение первоклассников в ученики, презентация кабинетов, увлекательные викторины, беседы);

Таким образом, будущий классный руководитель наблюдает свой будущий класс, и знакомится с ним задолго до 1 сентября.

Учителя начальных классов приглашают будущего классного руководителя и на внеурочные мероприятия. Где они могут увидеть особенности работы с данным классом и отдельными учениками.

Ежегодно в мае учитель начальных классов вместе с будущим классным руководителем проводят родительское собрание. Учитель начальных классов знакомит родителей с учителями – предметниками, а они рассказывают родителям о перспективах работы в пятом классе в следующем году.

На первом родительском собрании в пятом классе родителей встречают классный руководитель и учитель начальных классов. Вместе с родителями они обсуждают проблемы, ищут пути их решения, просто делятся наблюдениями, размышлениями.

По истечению первого триместра традиционно проводится совместное заседание учителей начальных классов и учителей русского языка и литературы, где учителя обмениваются мнениями по проблемам адаптации учащихся в учёбе, анализируют результаты диагностических работ, а также планируют сотрудничество с начальной школой, но уже в новой роли - роли старших школьников, наставников младших.

Так плодотворное сотрудничество педагогов, детей и их родителей даёт возможность установить глубокий, эмоциональный, деловой контакт, а на уроках можно видеть результат уже совместного труда учителей и учеников.

В течение адаптационного периода в школе проводится мониторинг уровня тревожности школьников, включающий троекратное диагностическое обследование учащихся: стартовая диагностика, подготовительный этап диагностика на начало адаптационного периода; итоговая диагностика.

Такой подход к мониторингу уровня тревожности учащихся позволяет прогнозировать, своевременно дополнять и корректировать деятельность всего педагогического коллектива в период адаптации учащихся.

Анализ результативности данной модели учебно-педагогических действий позволяет сделать вывод, что внедрение данной модели в учебный процесс помогает добиться сохранения качественного уровня выполнения образовательных стандартов выпускниками начальных классов в средней школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптация – процесс, присущий каждому человеку. На протяжении своей жизни человек переживает его несколько раз.

Первый период адаптации – это первый год жизни ребенка, причем первые три месяца – это период критической адаптации. Второй период начинается с того времени, когда ребенок учиться говорить. Третий период – вхождение ребенка в коллектив (ясли, сад). Четвертый период – обучение в школе, где ребенок переживает процесс адаптации несколько раз – в 1 классе, 5 классе, 10 классе. Следующими периодами адаптации можно назвать периоды вхождения человека в студенческую среду, рабочий коллектив, а также образование семьи.

Все периоды адаптации имеют общие и специфические признаки в зависимости от времени протекания адаптации, возраста человека, цели адаптации и т.д. Чаще всего процесс собственной адаптации индивидом не осознается и проходит стихийно. Это приводит к увеличению продолжительности периода адаптации, к формированию комплексов, к возникновению психического дискомфорта и нервного истощения. Освоив механизмы этого процесса, человек способен сознательно управлять собственной адаптацией.

Мы наблюдаем состояние детей, отслеживаем их школьную успешность и видим, что успеваемость у многих падает, интерес к учёбе снижается, отношения между детьми становятся более напряжёнными, конфликтными, а они сами - тревожными, часто непредсказуемыми в своих реакциях. И одна из причин происхождения этого кризиса: переход из одной социальной ситуации в другую.

Оснований для формирования распространения таких представлений более чем достаточно. Состояние детей в этот период

с педагогической точки зрения характеризуется:

учебной рассеянностью и недисциплинированностью;

снижением интереса к учёбе и её результатам у значительной части пятиклассников вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и основной школе на организационном, содержательном и методическом уровнях;

с психологической:

высоким уровнем ситуативной тревожности.

Таким образом, проблема преемственности и адаптации ребенка характеризуется как продукт сложных взаимодействий человека с внешней средой.

То, по какому магистральному пути пойдёт развитие школьника в эти годы, будет ли в периоды адаптации заложен социальный и интеллектуальный фундамент успешного обучения или ребенок попадёт в чужой, непонятный, а, следовательно, и враждебный ему школьный мир, во многом зависит от профессиональной и собственно личностной зрелости взрослых: родителей, педагогов, школьных психологов.

Что понимается под преемственностью?

Суть преемственности в обучении состоит в установлении необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения, т.е. в последовательности, систематичности расположения материала, в опоре на изученное и на достигнутый учащимися уровень развития, в перспективности изучения материала, в согласованности ступеней и этапов учебно-воспитательной работы.

Причины возникновения проблемы:

Неполнота или отсутствие данных о выпускниках начальной школы;

Недостаточное изучение учителями основного звена данных о выпускниках начальной школы, их возможностях;

Несоответствие оценок выпускников начальной школы реальным результатам обучения;

Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста;

Неадаптивность методики преподавания к возможностям детей данного возраста;

Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения;

Рассогласование в содержании учебных курсов начальной и средней школы;

Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе;

Рассогласование в сложности содержания образовательных программ;

Неподготовленность к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5-м классе;

Неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников;

Невладение методикой активизации учебно-познавательной деятельности пятиклассников;

Недостаток дифференцированного дидактического материала для организации самостоятельной работы учащихся;

Недостаток самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях в начальной школе;

Низкая сформированность общеучебных умений и навыков учащихся выпускных классов начальной школы.

Адаптационный период - это время, когда школа работает в особом режиме. И здесь очень важна согласованность целей и действий всех работающих звеньев. Если задачей психолога школы является совместная с классным руководителем разработка содержания адаптационного периода, то целью работы администрации должно быть обеспечение организационной стороны, то есть создание условий для целенаправленного и эффективного проведения такого периода.

Условно адаптационный период можно разделить на 3 этапа:

• собственно адаптационный (сентябрь-октябрь);

• пост адаптационный или аналитический (ноябрь-декабрь).

Переход в пятый класс - это своеобразное испытание и не только для школь­ников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащих­ся, быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы предстоит до­казать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и воо­ружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными. Не следует также забывать, что пятиклассники - это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрас­тным периодом.

С начала учебного года у детей возникает ряд сложностей организа­ционного и учебного характера.

1. Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность по­ведения школьников.

Как выстроить модель своего поведения на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.

2. Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.

Экономя время урока, педагоги порой забывают о том, что если у школьни­ков, пришедших к ним на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 2-3 минуты на ликвидацию нега­тивных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. Особенно в этом нуждаются дети, у которых в начальной школе учитель уделял данному фак­тору большое значение.

3. Создание ситуации успеха для пятиклассников.

Ошибочным мнением педагогов среднего и старшего звена является призна­ние того, что в пятом классе нужно приучать школьников к нелегкому учебному труду, а создание ситуации успеха, равно так же как и использование игровых мо­ментов на уроке, - это удел начальной школы. Такое мнение приводит к большому разрыву в организации учебного процесса в начальном звене и средней школе. Пя­тиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действен­ными мотивами для успешного обучения.

4. Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе.

Пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Это организация и проведение дней именинника, олимпиадных недель, консульта­ций слабоуспевающим, выпуск тематических классных газет, совместные поездки за город, написание писем болеющим детям и так далее.

Вдумчивые педагоги, понимая значимость этих традиций в жизни детей, стре­мятся сохранить их и продолжить в пятом классе с последующей трансформацией в соответствии с возрастными особенностями в более важные и необходимые для уче­ников мероприятия. Педагогический нигилизм (отрицание всего, что было наработа­но коллективом учащихся до вас) в этой ситуации не принесет позитивных результа­тов и не лучшим образом скажется на личностных взаимоотношениях с педагогом.

5. Отсутствие коллективных средств обучения.

Следует помнить о том, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и роди­телей перемещаются к сверстникам. Теперь именно они становятся наиболее зна­чимыми в жизни подростка, в том числе и пятиклассника. Ребята хотят взаимодей­ствовать со сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах, парах, парах сменного состава. Кроме того, позитивные отношения к сверстнику они переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников общение.

6. Наличие большей свободы и самостоятельности.

При всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоя­тельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ре­сурсами, цену которым знает каждый взрослый здравомыслящий человек. Сферу действия свободы и самостоятельности надо планомерно расширять, одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов. Свобода и вседозво­ленность - это не слова-синонимы, равно так-же как и самостоятельность и отсут­ствие педагогической поддержки. Из-за неправильного толкования обозначенных понятий детьми часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.

7.Ослабление внешнего контроля за выполнением домашних заданий.

Нередко с переходом в пятый класс педагоги фиксируют небрежность записей в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на уроках, записей с номерами домашних заданий и, как результат, отсутствие и самих домаш­них работ. На это влияют многие факторы, одним из которых является ослабление внешнего контроля за выполнением домашних работ со стороны учителя и родите­лей. Родители к пятому классу устают от проверки тетрадей. Кто-то не считает это целесообразным из-за уже приобретенного навыка всегда выполнять задание на дом в полном объеме. Учителя же сетуют на объемы работ и обилие классов. Ино­гда демократические учителя предлагают детям домашние задания только для же­лающих. Но редко у кого оно возникает самостоятельно. Дифференцированные за­дания в среднем и старшем звене - большая редкость. Вот и получается, что наши пятиклассники постепенно отучаются продуктивно работать дома. Появляются за­пуски и пробелы в знаниях.

8. Личностный контакт с учителями.

Не следует забывать, что пятиклассники - народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его дости­жения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.

Новые требования школьного обучения иногда превосходят возможности ребёнка, изменяется состояние эмоциональной сферы, вызывая стрессовую реакцию организма учащегося. В результате происходит резкое снижение успеваемости в 5-ом классе. Именно это резкое снижение успеваемости учащихся в 5-м классе оставляет актуальной проблему преемственности начальной и средней школы. Для этого ежегодно, согласно плану внутришкольного контроля, проводится проверка по преемственности. Наша школа - не исключение, проводилась проверка и у нас.

В 1 четверти в общеобразовательных учреждениях в рамках внутришкольного контроля проводилась проверка уровня обученности учащихся 5-х классов, состояние организации классных коллективов, оформление документации.

Цели проверки:

Проверить степень готовности выпускников начальной школы к обучению в среднем звене.

Выяснить, как проходит процесс адаптации младших школьников к обучению в новых для них условиях.

Методы: посещение уроков, анализ итогов вводных контрольных работ по математике и русскому языку, собеседование с учителями, работающими в 5-х классах, наблюдение, анализ школьной документации.

В ходе проверки были изучены приказы, справки, проведен сравнительный анализ результатов итоговых контрольных работ по русскому языку и математике за 4-ый класс (май) и результатов вводных контрольных работ по русскому языку и математике в 5-ых классах (на новый уч. год).

Анализ контрольных работ по русскому языку по текстам 4-го класса, показал, что уровень обученности понизился на 2%. уровень обученности сохранился, а в - повысился. Качество знаний по русскому языку снизилось на 6%. Большого расхождения в результатах нет. В качество знаний по русскому языку повысилось на 4%.

Анализ справок показал, что в школе заместителями директора по УВР контролируется работа по преемственности преподавания 4-5 классов, учителя учитывают адаптационный период и психологические особенности пятиклассников. Уроки строятся методически грамотно, применяются разнообразные формы и методы. Регулярно проверяются тетради учителями-предметниками, соблюдаются требования единого орфографического режима. В ряде школ к работе по адаптации пятиклассников были привлечены психологи, проведены тесты по установлению уровня тревожности. Проверка дневников показала, что учителя своевременно выставляют оценки, родители расписываются, объем домашних заданий соответствует установленным нормам. Однако следует отметить, что не всегда ведется работа над ошибками в тетрадях, в журналах мало текущих оценок, педагоги забывают применять здоровьесберегающие технологии. Не во всех школах оформлены листки здоровья медицинскими работниками.

Администрации продолжать вести дальнейшую работу по преемственности 4-5-х классов, добиваться сохранения качественного уровня выполнения образовательных стандартов выпускниками начальных классов в средней школе за счет введения активных методов обучения в начальной школе и использования различных педагогических технологий в средней школе.

Учителям, работающим в 5-ых классах, продолжить работу учителей начальных классов по устойчивому формированию у обучающихся знаний, умений и навыков.

Заместителям директора по УВР взять под строгий контроль систему опроса обучающихся, работу учителей, выставивших в 1-ой четверти неудовлетворительные оценки.

Осуществлять контроль за выполнением учащимися требований по ведению дневников.

Привлекать к работе по адаптации пятиклассников школьных психологов.

Проблемы преемственности продолжают волновать руководителей школ, Управление образования, учителей среднего и начального звена, родителей выпускников начальной школы. Решение вопросов преемственности представляется возможным при целенаправленной, продуманной системе совместной работы всех участников учебного процесса: заместителей директоров школ, психолога, учителей 4-х классов, учителей-предметников, принимающих детей в 5-й класс.

Мы должны помнить - несоблюдение правила преемственности при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую может неблагоприятно отразиться на прохождении периода адаптации ребёнка в новых условиях, что в конечном итоге может даже неблагоприятно отразиться на его здоровье. Главная же наша задача – сохранение здоровья ребёнка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном докладе затронуты вопросы преемственности начального и основного уровней образования, поскольку переход учащихся из начальной школы в основную сегодня связан с внедрением ФГОС основного общего образования, а следовательно с изменением всей системы организации учебной деятельности в основной школе.

Доклад учителя начальных классов Романенко М.В. "Преемственность начального и основного уровней образования в условиях внедрения ФГОС второго поколения"

Основным приоритетным направлением развития современного образования является переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), главная задача которых – создать социально-педагогическую среду, способствующую формированию и развитию человеческого потенциала России, реализовать социально-образовательные проекты, культурно-образовательные инициативы. ФГОС создает основу для перехода от школы знаниевой к школе деятельностной, развивающей, где:

- начальная школа дает первичные навыки самостоятельного поиска знаний;

- основная школа развивает самостоятельность в использовании знаний и навыков при решении конкретных задач, развивает первичные навыки целеполагания и рефлексии;

- старшая школа закрепляет навыки и способности к самостоятельному целеполаганию, выбору инструментария и средств достижения поставленной цели, способствует закреплению навыков применения полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне.

С введением ФГОС принципиально изменились ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня – развитие надпредметных навыков, универсальных учебных действий, позволяющих перевести учащегося в режим саморазвития. Под результатами образования понимаются не столько предметные знания, сколько умения применять эти знания в практической деятельности.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к построению всего учебного процесса. Ключевыми принципами построения современной развивающей учебной деятельности являются принципы непрерывности и преемственности образования. Именно успешное решение проблем преемственности позволяет создать целостную систему непрерывного образования, адекватно удовлетворяющую образовательные запросы каждой личности в соответствии с её способностями, а также обеспечить достижение необходимых образовательных результатов.

В своем докладе я затрону вопросы преемственности начального и основного уровней образования, поскольку переход учащихся из начальной школы в основную сегодня связан с внедрением ФГОС основного общего образования, а следовательно с изменением всей системы организации учебной деятельности в основной школе.

Следует отметить, что проблема преемственности начального и основного уровней общего образования, была актуальной всегда. Процесс перехода ребенка с одного уровня образования на другой для многих детей, родителей и учителей всегда был связан с рядом сложностей. Сложности эти имеют как объективный, так и субъективный характер, и связаны со следующими проблемными вопросами и затруднениями:

- Психологическими особенностями возраста (кризисные переходные периоды, изменение типа ведущей деятельности разных возрастных периодов).

- Увеличением учебной нагрузки.

- Изменением режима дня.

- Различием требований со стороны учителей предметников.

- Изменением стиля общения учителей с детьми.

Современная педагогика имеет достаточно большой опыт решения обозначенных проблемных вопросов. Однако внедрение стандартов второго поколения добавляет к перечисленным и уже известным нам проблемам преемственности еще ряд вопросов, связанных с организацией в основной школе образовательной среды нового типа, обеспечением деятельностного и развивающего характера учебной деятельности. Необходимо создать условия не только для успешной адаптации учащихся при переходе из начальной школы в основную, но и для сохранения и развития тех новых ценных образовательных результатов, которые были получены учащимися за время обучения в начальной школе. Необходимо обеспечить перенос нового педагогического опыта учителей начальной школы на уровень основного общего образования.

На мой взгляд взгляд, для обеспечения преемственности в условиях перехода ФГОС из начальной школы на уровень основного общего образования необходимо сосредоточить свое внимание на решении следующих ключевых задач:

1.Создание условий для психологической и технологической подготовки учителей основной школы к переходу на стандарты второго поколения.

2.Обеспечение единства подходов к построению учебной деятельности на начальном и основном уровнях образования.

3.Обеспечение преемственности программ внеурочной деятельности на начальном и основном уровнях образования.

Создание условий для психологической и технологической подготовки учителей основной школы к переходу на стандарты второго поколения. Как получить учителя, способного и готового изменить привычные способы работы, качественно, по-новому, организовать учебный процесс? Для решения этой задачи необходимо запланировать и реализовать, как минимум, 4 вида мероприятий:

1) курсовую подготовку учителей;

2) практические семинары, мастер-классы;

3) инструктивно-методические совещания, заседания школьных методических объединений (кафедр) и педсоветы;

4) самообразование учителей.

Самое важное условие успешности решения поставленной задачи – неформальное отношение к подготовке учителей. Обучение не должно пройти формально, каждый учитель должен принять нововведения, применять их в своей практике. Руководителям образовательных учреждений важно, не только планировать, но и осуществлять контроль за тем, как учитель использует новое в работе с учениками, как и где передает полученный опыт. Необходимо побуждать учителей к тому, чтобы они по итогам обучения делились новыми знаниями и приобретенным опытом с коллегами: выступали на заседаниях школьных методических объединений, совещаниях, педагогических советах, проводили открытые уроки.

Помимо курсовой подготовки важно побуждать учителей к самостоятельному изучению стандартов, коллективному обсуждению различных аспектов их внедрения. В школе должна быть создана особая развивающая среда, способствующая формированию учителей, готовых и способных изменить привычные способы работы с учащимися. В работе с кадрами должна быть система, позволяющая планировать и отслеживать процесс проведения обозначенных мероприятий и получения качественного результата.

Обеспечение единства подходов к построению учебной деятельности. Решение этой задачи может быть достигнуто при соблюдении следующих условий:

- наличии логических связей в программно-методических документах, регламентирующих образовательный процесс;

- соблюдении преемственности содержания используемых УМК;

- соблюдении технологической преемственности (преемственности форм, методов, технологий, применяемых в учебной деятельности).

Основным системообразующим документом в решении этой задачи является Основная образовательная программа основного общего образования, которая должна стать логическим продолжением образовательной программы начального образования. Этот документ должен стать результатом творческой работы педагогического коллектива, его стратегической команды.

При выборе учебно-методических комплексов необходимо руководствоваться соображениями преемственности содержания. Выбор УМК должен осуществляться в непосредственном взаимодействии учителей начальной школы и основного звена. Здесь мы видим определенные сложности, связанные с привычками и стереотипами некоторых педагогов. Учителя, привыкая работать по определенным учебникам, с трудом перестраиваются на новые учебники. Зачастую, в среде учителей возникает некоторое сопротивление, связанное с нежеланием принимать, осваивать, изучать новое содержание, адаптировать его под конкретный класс. Эта напряженная работа, требующая творческих усилий и интереса к новому, не всякому педагогу по душе. Необходимо мотивировать педагогов к такой работе, побуждать его к поискам, помогать преодолевать затруднения.

Самая большая трудность все-таки заключается в обеспечении технологической преемственности, т.е. преемственности форм и методов организации учебной деятельности. Технологическая преемственность является ключевым вопросом, требующим решения. Именно технологическая согласованность и обеспечивает планомерное и систематичное развитие надпредметных навыков, способности к самообразованию и непрерывному развитию. Технологии нужно изучать, процесс должен быть организованным, системным. Педагогам полезно побыть в роли учеников, прожить учебную ситуацию, прочувствовать результаты работы технологий на себе. Важно перенять опыт работы учителей начальной школы, а затем отслеживать применение технологий в основной школе, но делать это разумно: исходя из целей урока, особенностей учащихся, возможностей самого педагога.

Решению этой задачи может помочь традиция тесного сотрудничества учителей-предметников и учителей начальных классов. Учителя должны чувствовать себя частью целого коллектива, в котором всегда можно найти помощь, поддержку, получить совет. На совместных заседаниях ШМО и педагогических советах учителям нужно совместно обсуждать вопросы технологической и содержательной преемственности, индивидуально-психические особенности будущих пятиклассников, формы и методы работы с детьми, специфику класса как детского коллектива.

Организация внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность – это еще одна инновация стандартов второго поколения. Сегодня школам предложен большой спектр программ организации внеурочных занятий, но практически все они в той или иной степени требуют адаптации, переработки с учетом специфики конкретного образовательного учреждения. В этом и заключается основная сложность. Необходимо продумать, каким образом будут продолжены программы внеурочной деятельности, начатые в начальной школе. Каким образом могут быть продолжены содержательные тематические линии, какие технологии и методики организации внеурочной деятельности могут быть использованы. Здесь также требуется творчество педагогов, их тесное взаимодействие и обмен опытом и творческими наработками.

Итак, обеспечение преемственности в условиях перехода на стандарты второго поколения возможно за счет решения обозначенных задач, самой сложной из которых мне видится задача обеспечения технологической преемственности, однозначного понимания устройства современной учебной деятельности в середе педагогов школы. Решение этих задач требует создания особой развивающей среды для педагогов, позволяющей организовать распространение положительного педагогического опыта, обеспечить условия для тесного сотрудничества педагогов всех уровней образования. Только в таком тесном сотрудничестве и взаимодействии может быть обеспечен эффективный переход стандартов второго поколения из начальной школы в основную. Только в таких условиях можно говорить о непрерывном развитии учащихся.

Также отмечу, что обязательным условием успешности решения вопросов преемственности и изменения привычных подходов в работе педагогов является управленческий контроль со стороны администрации образовательного учреждения.

Сочетание мероприятий, направленных на развитие педагогов и создание благоприятной развивающей среды в школе и мероприятий по осуществлению контроля за происходящими изменениями, помогут эффективно решать как уже известные, так и вновь возникающие вопросы, связанные с обеспечением преемственности образования.

В заключении скажу, что размышляя о вопросах преемственности, я в своем докладе ориентировались на опыт нашего образовательного учреждения. Вполне вероятно, что коллеги, дополнят перечень обозначенных нами задач, найдут новые способы их решения. В этой связи неоценимым оказывается обмен опытом. Проблемы внедрения ФГОС, а соответственно и проблемы преемственности образования, являются системными, и решать их нужно сообща, привлекая положительный опыт разных образовательных учреждений.

Авторы: Шкеред Изабелла Владимировна, Изабелла Владимировна Шкеред
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Широковская школа"
Населённый пункт: Симферопольский р-н, с.Широкое
Наименование материала: Доклад
Тема: Принцип преемственности начального и основного звеньев обучения
Раздел: начальное образование

Доклад на тему: Принцип преемственности начального и

основного звеньев обучения.

Принцип преемственности обучения – это дидактический принцип,

который предполагает конструирование содержания учебного материала, а

также приемы деятельности, которые должен использовать педагог при

организации и реализации учебного процесса.

Преемственность между начальным и основным общим звеньями

образования рассматривается на современном этапе как одно из условий

непрерывного образования ребенка. Преемственность предполагает принятие

общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов,

организационных форм обучения и воспитания, методики определения

системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет

достижения этой цели – формирование УУД, обеспечивающих компетенцию

знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

ФГОС предусматривает формирование основ учебной деятельности

ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать,

контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно

начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную

определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Основное же общее образование должно обеспечивать личностное

мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор,

выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей

Преобразования в структуре и содержании начального и основного

образования не сняли вопроса: «Как помочь ребёнку при переходе на

Для успешного решения проблемы преемственности на современном

этапе необходимо начинать работу как можно раньше. Переход от начальной

ступени образования к основной, в современном школьном укладе всё ещё

сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьников. К ним

относятся повышение требований к самостоятельности, ответственности

учащихся, возрастающая сложность предметного содержания обучения. При

переходе из начальной в основную школу учащиеся преодолевают сложный

психологический барьер. Это связано со многими причинами: вместо одного

учителя – сразу много, больше предметов, кабинетная система и другие.

Сократить переходный период и смягчить связанные с ним факторы

негативного характера - вот основная наша задача. Чтобы помочь ученику,

пришедшему из начальной школы, чувствовать себя комфортно и в основной

школе, в нашей школе разработана система учебно-педагогических действий

всего педагогического коллектива, позволяющих обеспечить единство

образования и воспитания в начальной и в основной школе.

Обеспечивая эффективное психолого-педагогическое сопровождение

социализации ребенка в обществе.

Принцип преемственности обучения оказывает влияние на содержание,

формы и средства обучения, а также на реализуемую педагогом стратегию.

Данный принцип позволяет объединить и включить отдельные учебные

ситуации в единый учебный процесс, подчиненный общим правилам и

требованиям. Организованный таким образом, учебный процесс направлен

на освоение закономерностей и отношений между явлениями и предметами.

Процесс обучения на всем протяжении своего существования ставит

перед собой разные педагогические цели.

Таким образом, в каждый временной интервал обучения педагог

решает конкретные задачи. Связь и преемственность этих задач создают

условия для перехода учащихся от простых к более сложным формам

познания, поведения и деятельности, обеспечивая последовательное их

Читайте также: