Народные промыслы пензенской области доклад

Обновлено: 18.05.2024

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Послушный, податливый, пластичный, цветной, прозрачный, яркий, блестящий, звонкий, холодный, теплый. Все эти определения описывают один из самых распространенных в наши дни материалов – стекло.

Гипотеза. Можно предположить, что традиции мастеров Никольского художественного стеклоделия изменили свои способы существования и виды, но продолжают бытовать и быть востребованными в современном обществе. Изделия приобретают новое качество – уникальность и остаются одной из форм сохранения художественно-культурных традиций Пензенского края.

Объектом изучения является художественное стеклоделие конца XVIII – XIX вв. Никольско-Бахметевского завода стекла и хрусталя.

Предмет: художественно-стилистические особенности и техники декорирования изделий из стекла.

Цель работы: изучение истории становления, развития Никольско-Бахметевского завода стекла и хрусталя конца XVIII – XIX вв. и художественно-стилистических особенностей изделий из стекла данного периода.

В соответствии с целью исследования предполагается решение следующих задач:

- изучить историю стекольного помысла Пензенского края и выявить основные этапы развития Никольско-Бахметевского завода стекла и хрусталя;

-определить художественно-стилистические особенности изделий из стекла;

- изучить техники декорирования изделий;

- разработать эскиз и выполнить декорирование изделия в традициях Никольских мастеров;

- обосновать значимость сохранения произведений художественного стеклоделия Пензенского края в современных условиях.

Методы: анализ литературных и справочно-информационных источников, наблюдение, сравнение, экскурсия, визуальная фотофиксация, практическая деятельность, систематизация и обобщение результатов.

История становления и развития Никольско-Бахметевского завода стекла и хрусталя конца XVIII –X I X веков

1.1 Город Никольск Пензенской области

В 1727 году Данила Калистратович завещает свое недвижимое имение старшей дочери Марфе. Движимое имение поступило младшей дочери Анне Даниловне, которая вышла замуж за лейб-гвардии сержанта Ивана Юрьевича Бахметева и принесла в качестве приданного село Пестровку, Никольское тож. Один из многочисленных детей Алексей Иванович Бахметев (1720-7.05.1779 г.) впоследствии и стал единоличным владельцем всех угодий и крестьянских душ.

Быть может очарование русской провинции, далёкой глубинки заставило известный род Бахметевых променять модные столицы на эти земли? Бахметевы вписали самые яркие страницы в историю родного края, организовав здесь стеклянную мануфактуру.

1.2 Бахметевы – первые основатели Никольского завода стекла и хрусталя

В 1779 году после смерти А.И.Бахметева завод перешел к его вдове Агафоклеи Ивановне Бахметевой (1732-27.06.1815), а затем к их сыну – Николаю Алексеевичу Бахметеву (1775-1836 гг.), при котором достиг наивысшего процветания.

Агафоклея Ивановна Бахметева

владела заводом в 1779-1800 гг.

Николай Алексеевич Бахметев

владел заводом в 1800-1836 гг.

Бахметевский стекольный завод. XVIII век

В середине XVIII века стеклоделие в России только стало развиваться как промышленное производство. Были Императорский стекольный завод (с 1890 года он вошел в состав Императорского фарфорового завода), Дятьковский и Гусь-Хрустальный заводы, принадлежавшие Мальцевым, а также Никольско-Бахметевский завод, являвшийся центром производства художественного стекла в Пензенской губернии.

Бахметевский стекольный завод. XIX век

Графин и фужер с вензелями NB .

Первая треть XIX в.

Графин, рюмка и вазочка

Первая треть XIX в.

Война 1812 года внесла свои изменения в характер продукции Бахметевского завода. Появляются изделия с памятными надписями, портретами военных, выполненными в овальных и круглых медальонах молочного и опалового стекла, включенных в декорум прозрачных граненых рюмок и стаканов, из которых можно составить целую галерею портретной миниатюры. Чаще всего, на бахметевском стекле встречаются портреты императора Александра I и русских полководцев, прежде всего М.И. Кутузова и П.Х.Витгенштейна.

Бокал с портретом Витгенштейна.

1810-начало1820-х

В 1836 году Никольско-Бахметевский завод получает право изображать на своей торговой марке Государственный Российский герб – двуглавого орла, это право подтверждалось на протяжении всего XIX века – на выставках в годы1839, 1861, 1865, 1896. Гербовый орел свидетельствовал о высоком уровне продукции, безупречной репутации, надежности завода в партнерских отношениях. Бахметевские мастера владели практически всеми приемами работы со стеклом, варили материал практически любого цвета.

Заводская образцовая пополнялась изделиями не только собственного производства, но и европейского. Становился понятен принцип коллекционирования: привозили и выписывали вещи особенные, содержащие некую изюминку, новинку в технологии, форме, цвете, декоре.

Предметы с узором из цветных нитей-стержней. 1844-1860

Завод по-прежнему участвует в выставках в Москве и Петербурге, представляя на них хрусталь и простое стекло: корзины, стопки и стаканы, молочники, графины и цветники. Чаще в этот период используется цветное стекло, резьба на таком изделии позволяет создать многоцветный узор – геометрический или растительный орнамент.

Вазочка край лепестками.

Стакан-бокал с жучками

и бабочками1830-1840-е

Так случилось, что смерть Алексея Николаевича Бахметева весной 1861 года стала концом бахметевской эпохи в истории Никольского завода. Все движимое и недвижимое имущество, согласно его завещанию, осталось в пожизненное владение его вдове Анне Петровне Бахметьевой, урожденной графине Толстой (08.02.1804 – 02.02.1884 гг), которая еще более двадцати лет стояла во главе производства.

Алексей Николаевич Бахметев

владел заводом в 1836-1861 гг.

Анна Петровна Бахметева

владела заводом в 1861-1884 гг.

1.3 Оболенские – продолжатели традиций

В конце XIX века владельцем села Никольское и завода становится князь Александр Дмитриевич Оболенский (1847-1917 гг.), ему же суждено было стать и последним владельцем здешних мест. Никольско-Бахметевский завод стал одним из первых по техническим и художественным новинкам, которые внедрялись в производство.Александр Дмитриевич Оболенский

владел заводом в 1884-1917 гг.

А.Д.Оболенский продолжил коллекционирование собственной продукции, начатое Бахметевыми еще в конце XVIII века, дополняя ее почти всеми образцами завода рубежа XIX - XX веков. В 1900 году Никольско-Бахметевский завод за представленные образцы на Международную выставку в Париже награжден Гран-при и большой золотой медалью.

Весь XX век у завода и всего Никольска была основа, которая включала в себя и производство, и исполнительское мастерство, и уважение к собственной истории, не забывая традиции и имена. А все вместе это составляло уникальное культурное явление под названием Никольско-Бахметевский завод в селе Никольское Городищенского уезда Пензенской губернии.

Стилистические и технологические особенности бахметевского художественного стекла

На раннем этапе существования Никольско-Бахметевского завода в технике обработки стекла господствовала гравировка. Братья Петр и Иван Верщинины стали первыми местными стеклоделами, во всех тонкостях овладевшими технологией производства и искусством стеклообработки. Сын первого из них, Александр Петрович Вершинин, на рубеже XVIII - XIX веков снискал заслуженную славу своими выдающимися произведениями.

Сложные орнаментально-растительные гравированные композиции на бокалах и кубках, господствовавших в середине XVIII века, постепенно уступали первенство живописи на стекле и цветному стеклу.

Представители династии Вершининых работали на заводе более столетия. Интересен и тот факт, что они являлись мастерами и управляющими завода с конца XVIII до начала XX века. В конце XIX столетия лучшим стеклодувом был правнук А. П. Вершинина - Н. И. Протасов. Потомственные мастера во все времена существования производства были особенной гордостью завода, многие из них вошли в историю отечественного стеклоделия: Александр Вершинин, Никанор Протасов, Сергей Курцаев, братья Иван и Михаил Вертузаевы и др.

Для Никольско-Бахметевского завода конца XVIII века характерно использование бесцветного и цветного стекла в простых по форме изделиях. Легкие и яркие декоративные элементы написаны золотом и серебром, полихромными и разноцветными красками. Мастера применяли огранку и деликатную матовую гравировку. Использование чистого стекла и гладких форм, с большим мастерством и вкусом нанесенный декор, все это придает изделиям Бахметевского завода особую теплоту и изысканность.

По виду декорированияизделия бывают

Декорированные

(живопись, деколь и т.д.)

Гладкие (без декора)

В зависимости от способа получения декора украшения делятся на две группы: украшения, наносимые в процессе производства и украшения, наносимые на готовые изделия.

2.1 Техники декорирования стекла в процессе производства

1. Цветные стеклоизделия - это изделия, окрашенные в массе, иногда окрашивают только корпус и реже только ножку.

2. Нацвет (многослойное стекло) - применяется два-три слоя стекол (бесцветное и цветное).

3. Цветные пятна, нити, полосы, шнуры - участки стекла разного цвета, различной конфигурации.

5. Кракле (льдистое стекло) - наличие мелких трещин внутри стенок изделия.

6. Декоративные пузырьки - в толще стенок имеются пузырьки газа, которые снижают механическую и термическую стойкость.

8. Ирризация - это нанесение на поверхность изделия радужной пленки, полученной на основе паров солей олова, титана и других тяжелых металлов.

Техники декорирования стекла, наносимые на готовые изделия

К механическим относятся:

1. Номерная шлифовка - это поверхностное снятие верхнего слоя стекла в виде отдельных овалов, ямок, полос, с помощью абразивных кругов; рисунок небольшой по площади и чаще матовый.

2. Гравировка - это более сложный рисунок, имеет законченный тематический характер; применяется на изделиях с нацветом.

3. Алмазная грань - более глубокое снятие верхнего слоя в виде бороздок треугольного сечения (звёздчатая), ямок, овалов, кружков (ямчатая), грани отполированы.

4. Шайбочная грань - толстостенные изделия имеют 4, 8, 12, 16 широких отполированных плоскостей (прямая, встречная).

В рамках данной работы свой выбор в изучении художественных особенностей бахметевского стекла, мы остановили на декорировании обычного калиево-натриевого-известкового стекла.

Химическим путём наносят декор:

1. Деколь - это нанесение одноцветного или многоцветного рисунка, полученного по принципу переводных картинок. Рисунок рельефно ощущается.

2. Живопись - это нанесение на поверхность изделия рисунка с помощью кисти от руки (краской или золотом), заметны мазки от кисти.

Флакон для ароматических веществ. 1840-е.

Ваза для цветов с кантом по волнистому краю. 1845г.

Ваза с цветочной росписью. 1860-е.

Оригинальными разновидностями живописи являются:

Гризайль- это когда рисунок выполняется из отдельных тонов одного цвета, чаще коричневого или черного.

Кракелаж- это способ декорирования силикатными красками, когда рисунок имеет мелкие заплавленные трещины;

3. Усик, отводка, лента - это нанесение на поверхность изделий круговых полос разной ширины золотом или краской. До 1 мм - усик, 1-3 мм - отводка, 4-10 мм – лента.

4. Штамп - это мелкий контурный однокрасочный рисунок золотом или красками, чаще является дополнением к другим видам декора.

5. Травление (сатинирование) - заключается в разрушении поверхностного слоя стекла плавиковой кислотой по заданному рисунку. Поверхность рисунка – матовая.

Изучив историю развития Никольско-Бахметевского завода и художественно-стилистических особенностей произведений Никольского музея стекла и хрусталя конца XVIII – XIX веков я задалась вопросом: что можно сделать, чтобы традиции Никольских мастеров сохранялись, возрождались и не потерялись со временем?

Для ответа на этот вопрос мы вновь обращаемся к уникальной коллекции Никольского музея стекла и хрустал, собирать ее начали в далеком 1789 году, а в 2019 году ей исполнилось 230 лет. По словам заведующей музеем Ольги Панюшкиной коллекция насчитывает почти 15 тысяч экспонатов.

Особенностью музея в настоящий период стало пополнение коллекции работами современных художников из других городов и стран и сегодня коллекция Никольского музея стекла и хрусталя уникальна в разнообразии и красоте представленных предметов. Здесь можно просто любоваться, а можно изучать стекольные техники, стили и особенности иполнительского мастерства.

В целях сохранения традиций стеклоделия, выявления современных направлений и тенденций развития художественного стекла с 2006 года в городе Никольске Пензенской области, на базе действующих стекольных предприятий проходят Международные симпозиумы по художественному стеклу.

К настоящему времени прошло семь Международных симпозиумов и Молодежных фестивалей. В них приняли участие художники из разных городов России и зарубежья: Австрии, Беларуси, Латвии, Литвы, Люксембурга, Польши, Турции, Китая, Франции, Финляндии, Чехии, Японии. Каждому из них удалось, с помощью Никольских мастеров, реализовать свои творческие замыслы. (Приложение 2)

Симпозиум является площадкой для воспитания молодого поколения художников стекла, поэтому наряду со знаменитыми авторами работают студенты из Пензенского художественного училища имени К.А. Савицкого, Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица и Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова.

Результатом симпозиумов и фестивалей становятся выставки, по окончанию которых студенты, ведущие художники Российской Федерации (Л.Савельева, Ф. Ибрагимова, Б. Фёдорова, Г. Ивановой, И.Е. и А.В. Пелипенко) и художники с мировыми именами (И.Шугаека, К.Павляка, З.Байзы, Р.Эмиренгера, Э.Кулы) оставляют в дар музею свои декоративные композиции. Многие из них с успехом экспонируются на первом этаже Никольского музея стекла и хрусталя в зале современного стекла. Это отдельная, очень разнообразная по техникам изготовления, коллекция современного художественного стекла.

Уникальная коллекция Никольского музея стекла и хрусталя, в которой отражается не только история и традиции, но и общемировая школа мастерства и творчества, позволяет познакомиться с историей мирового и отечественного стеклоделия, увидеть новые художественные достижения в стекле.

Наследники традиций Никольских мастеров

Сейчас на территории г. Никольска работают частные стекольные предприятия, которые производят большой ассортимент хрустальных и стеклянных изделий, что позволяет нам быть уверенными в дальнейшем развитии художественного стеклоделия Пензенского края и сохранении традиций мастеров. (Приложение 2)

Д остойными преемниками уникальной профессии художника стали его дети — Антон и Таисия Фокины. Они с детства с малых лет учились гравировать на банках. К творческому союзу Фокиных присоединилась Анна Вишнякова, супруга Антона. Молодые художники вместе с Пензенского художественного училища им. К.А.Савицкого. Их работы по училищу были индивидуальными, самостоятельными, а обучаясь в Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А.Л.Штиглица (бывшее ЛВХПУ им. В.И.Мухиной), а затем в Московском государственном художественно-промышленном университете им. С.Г.Строганова, их творчество постепенно стало носить совместный характер.

Современные декоративные композиции династии Фокиных

Авторами необычных, завораживающих своей утонченной красотой творений является династия художников-стекольщиков - Александр Фокин, Антон Фокин, Таисия Фокина и Анна Вишнякова. Произведения, созданные династией Фокиных современные, оригинальные, выполненные в нетрадиционных техниках, неожиданные по решению и авторским фантазиям расширяют зрительские впечатления и позволяют еще раз убедиться в бесконечно разнообразных возможностях волшебного материала – стекла.

«Застывшее стекло – как форма мысли,

как форма чувства, форма бытия…

Проведенное нами исследование позволило познакомиться с историей Никольско-Бахметевского завода конца XVIII - XIX веков. Нами был рассмотрен исторический момент создания музейной коллекции художественного стекла, сформированной первыми владельцами Бахметевыми.

В ходе работы мы изучили основные художественно-стилистических особенности стекла Никольско-Бахметевского завода конца XVIII - XIX веков. Уровень художественных изделий, выполнявшихся художниками и мастерами различной квалификации на протяжении рассмотренного периода времени свидетельствует об уникальности этого предприятия. Изделия украшались живописью, эмалью, красками, золотом и серебром, матовой гравировкой и алмазной гранью.

Я думаю, что наша работа по изучению художественного стеклоделия Пензенского края будет иметь свое продолжение. Творческий процесс на этом не остановится, а будет продолжен в практическом применении знаний о современных техниках декорирования стекла.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: традиции мастеров Никольского художественного стеклоделия изменили свои способы существования и виды, но продолжают бытовать и быть востребованными в современном обществе. Изделия приобретают новое качество – уникальность и остаются одной из форм сохранения художественно-культурных традиций Пензенской области.

Ашарина Н.А.. Русское стекло. - М., 1998

Ведяева Н.А. Народные художественные промыслы Пензенской области.- ИПКиПРО, 1997

Публикации В.С.Голова. Любимая газета. г..Никольск.- 2000

Современные предприятия по производству стекла г. Никольска

Компания работает на рынке в сфере декорирования посуды из стекла с 1997 г.
Осуществляет следующие виды декорирования стеклоизделий:
-деколирование с последующим высокотемпературным обжигом в муфельных печах.
- художественное декорирование с использованием специальных красок по стеклу.
-нанесение рисунка на стекло при помощи пескоструйной обработки.
-вакуумно-плазменное напыление покрытия нитрида титана под цвет золота.
-механическая гравировка рисунка (ручная и ЧПУ)
- лазерная гравировка.

Изделия вырабатываются методом прессования, центробежным формованием, прессо-выдуванием, выдуванием. Широко применяются различные методы декорирования в т.ч. химическое матирование, окраска водостойкими красками, разрисовка и т.д.

Стекольный промысел , Никольский район

В 1764 году здесь был основан Хрустальный завод Бахметевых, который прославил Сурский край на весь мир. Никольские мастера алмазной грани изготавливали хрусталь для коранованных особ. Их шедевры храняться ныне в Эрмитаже, Русском музее, Павловском дворце. Бахметьев Алексей Николаевич владелец Никольского хрустального завода в Пензенской губернии

Лозоплетение с.Засечное Пензенский район

Керамический промысел Бессоновский район

Ковроткачество Белинский район, Спасский, Вадинский, Мокшанский, г.Пенза

Золотое шитье , г.Пенза

Художественная ковка металла г.Кузнецк

Пуховязание, с.Оленевка Пензенский район

Пропильная резьба, Городищенский район

Лыкоплетение, Пензенская губерния

Валяльный промысел, с.Чемодановка Бессоновского района

Шитье костюмов Городищенский район

Музей народного творчества

Пензенский музей народного творчества — государственный музей, занимающийся сохранением, изучением и пропагандой традиционных пензенских художественных промыслов, ремесел и работ народных умельцев. Открыт 26 января 1975 года. Директор — Ведяева Наталья Анатольевна . Расположен в здании усадьбы пензенского леспоромышленника С. Л. Тюрина. Здание является памятником деревянной архитектуры первой половины XIX века.

Спасибо за внимание

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные промыслы Тверского края

мероприятие посвящено истории народных промыслов Тверского края с использованием местного краеведческого материала. Данную разработку можно использовать как музейный урок, классный час или как один из.


Данное внеклассное мероприятие направлено на формирование у учащихся конкретных представлений о народных промыслах Ставрополья на Волге. Учащиеся знакомятся с музеем народных промыслов Поволжского кра.


Народные промыслы родного края. Янтарная шкатулка.

Тема урока: Народные промыслы родного края. Янтарная шкатулка.Цель: познакомить с коллекцией янтарных камней, имитировать рисунок природных камней в технике монотипия, познакомить с иллюстрациями янта.

Технологическая карта к уроку изобразительного искусства на тему "Народные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края", 5 класс

Тема урокаНародные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края.Цель урокаПродолжить ознакомление учащихся с народными промыслами и промыслами родного края.Задачи урока.

Внеклассное занятие по краеведению "Народные промыслы родного края"

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования.

Непрерывная образовательная деятельность "Народная культура и промыслы Пензенского края" (по региональному проекту "Дошкольникам о родном крае")

Непрерывная образовательная деятельность "Народная культура и промыслы Пензенского края" (по региональному проекту "Дошкольникам о родном крае".

Народные промыслы Пензенского края

№ слайда 1

Народные промыслы Пензенского края


№ слайда 2

Ремесло – профессиональное занятие, изготовление изделий ручным, кустарным спосо

№ слайда 3

Ремесло – профессиональное занятие, изготовление изделий ручным, кустарным способом .Вид производства, целью которого является достижение определенного результата

Промысел – мелкое ремесленное производство бытовых изделий ручным способом

№ слайда 4

Промысел – мелкое ремесленное производство бытовых изделий ручным способом


№ слайда 5

"Что ни ремесло,то и промысел"

Промыслы МестныеОтхожие(хозяйственное занятие крестьянвне мест их постоянного пр

№ слайда 6

Промыслы МестныеОтхожие(хозяйственное занятие крестьянвне мест их постоянного проживания)

ПромыслыПромыслы - ремеслаПромыслы - подработкиЗемледельческие промыслы

№ слайда 7

ПромыслыПромыслы - ремеслаПромыслы - подработкиЗемледельческие промыслы

Народный промысел – одна из форм художественного творчества, производство художе

№ слайда 8

Народный промысел – одна из форм художественного творчества, производство художественных изделий

В Пензенской области в местах традиционного бытования народных художественных пр

№ слайда 9

В Пензенской области в местах традиционного бытования народных художественных промыслов сохраняются и развиваются 12 видов

Заполни таблицу

№ слайда 10

Заполни таблицу" Народные промыслы Пензенского края"

Гончарное ремесло с.Абашево Беднодемьяновский район Тимофей Никитович ЗоткинЗасл

№ слайда 11

Гончарное ремесло с.Абашево Беднодемьяновский район Тимофей Никитович ЗоткинЗаслуженный художник РСФСР

В старину Абашево являлось центром гончарного промысла Пензенской губернии. Так,

№ слайда 12

Чудо звери, чудо - птицыСкачут, прыгают, поют,Рядом барыни неспешно,Словно с ярм

№ слайда 13

Чудо звери, чудо - птицыСкачут, прыгают, поют,Рядом барыни неспешно,Словно с ярмарки идут.Здесь от ярких красок пестро,Здесь фантазии полет!Мастер с глиною колдует,В руки он комок берет,Разминает, греет, лепит.И из-под волшебных рукПтица - модница возникла,Рядом с ней запел петух.И пространству стало тесноВ этой ауре добра;Ведь игрушка - это детство,Радость, свет и красота!

Стекольный промысел, Никольский район

№ слайда 14

Стекольный промысел, Никольский район

 В 1764 году здесь был основан Хрустальный завод Бахметевых, который прославил С

№ слайда 15

В 1764 году здесь был основан Хрустальный завод Бахметевых, который прославил Сурский край на весь мир. Никольские мастера алмазной грани изготавливали хрусталь для коранованных особ. Их шедевры храняться ныне в Эрмитаже, Русском музее, Павловском дворце. Бахметьев Алексей Николаевич владелец Никольского хрустального завода в Пензенской губернии


№ слайда 16


№ слайда 17


№ слайда 18

Лозоплетение с.Засечное Пензенский район

№ слайда 19

Лозоплетение с.Засечное Пензенский район


№ слайда 20


№ слайда 21

Керамический промыселБессоновский район

№ слайда 22

Керамический промыселБессоновский район

Ковроткачество Белинский район, Спасский, Вадинский, Мокшанский, г.Пенза

№ слайда 23

Ковроткачество Белинский район, Спасский, Вадинский, Мокшанский, г.Пенза

Золотое шитье, г.Пенза

№ слайда 24

Золотое шитье, г.Пенза

Вышивка, вязание

№ слайда 25

Художественная ковка металлаг.Кузнецк

№ слайда 26

Художественная ковка металлаг.Кузнецк


№ слайда 27

Пуховязание, с.ОленевкаПензенский район

№ слайда 28

Пуховязание, с.ОленевкаПензенский район

Резьба по дереву

№ слайда 29

Резьба по дереву

Пропильная резьба, Городищенский район

№ слайда 30

Пропильная резьба, Городищенский район

Лыкоплетение, Пензенская губерния

№ слайда 31

Лыкоплетение, Пензенская губерния

Валяльный промысел,с.Чемодановка Бессоновского района

№ слайда 32

Валяльный промысел,с.Чемодановка Бессоновского района


№ слайда 33

Шитье костюмов Городищенский район

№ слайда 34

Шитье костюмов Городищенский район

Музей народного творчества

№ слайда 35

Музей народного творчества

Пензенский музей народного творчества — государственный музей, занимающийся сохр

№ слайда 36

Пензенский музей народного творчества — государственный музей, занимающийся сохранением, изучением и пропагандой традиционных пензенских художественных промыслов, ремесел и работ народных умельцев.Открыт 26 января 1975 года.Директор — Ведяева Наталья Анатольевна.Расположен в здании усадьбы пензенского леспоромышленника С. Л. Тюрина. Здание является памятником деревянной архитектуры первой половины XIX века.

Спасибо за внимание

№ слайда 37

Спасибо за внимание

Презентация учителя ИЗОГолуб Елены БорисовныМОУ

№ слайда 38

Презентация учителя ИЗОГолуб Елены БорисовныМОУ "Школа № 225" г. Заречный Пензенская область


В Пензенском крае издавна был широко развит гончарный промысел. В дореволюционные годы им занимались мастера в сёлах Абашево, Языково, Толстово, Лемзай и Каменка. Но только в двух местах — наровчатском Абашево и чембарском Языково — гончары делали не только посуду, но и на радость детворе игрушки и свистульки.

Что представляет собой сегодня языковская игрушка, к сожалению, известно лишь очень узкому кругу специалистов и коллекционеров. Изделия же мастеров из Абашева знают не только учёные и любители прикладного искусства, но и люди далёкие от народных промыслов.

p1000852.jpg


p1000848.jpg


p1000855.jpg


Языковскому гончарному промыслу повезло меньше — ныне он почти забыт, а в начале XX века он занимал в Пензенском крае второе место после абашевского и по числу мастеров (в 1902 г. - 147 человек) (16), и по количеству производимых ими изделий.

p1000845.jpg


В июле 2002 года, во время поездки в Тарханы на лермонтовский праздник, мы купили языковский горшочек. Это простой неглазурованный сосуд высотой 13 см, вылепленный из жёлтой глины. Горшочек лощёный, но лощение нанесено не слишком старательно, небрежными штрихами. По плечикам сосуда идёт полоса процарапанного орнамента: две ровные черты, между ними — волнообразная линия и дата. По краю слива — небольшой валик. Горшочек сочетает в себе простоту утилитарной вещи и изящество формы, в которой нет ничего лишнего.

p1000853.jpg


И.И. Захарова, М.Е. Захарова

1. Бахмутов А. Секрет абашевской игрушки. // Пензенская правда. 1 ноября 1989.

2. Жуков П. Сердце художника. // Пензенская правда. 2 декабря 1986.

3. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. Л., 1975. С. 12.

5. Сокольская керамика: Каталог выставки Пензенского музея народного
творчества. Пенза, 1995. С. 3.

6. Церетелли Н.М. Как я стал коллекционером. // Сура. 1996. №4. С. 237.

8. Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы. М., 1977. С. 128.

10. Жуков П. Указ. соч.

11. Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы. С. 35.

12. Шапошникова Л.В. От Алтая до Гималаев. М., 1998. С. 51.

13. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981. С. 346 - 348.

14. Там же. С. 159.

15. Бахмутов А. Указ. соч.

16. Сокольская керамика. С. 3.

17. Булавинцев Н. Песнь гончарного круга. // Пензенская правда. 27 августа 989.

Читайте также: