Оленеводство в республике коми доклад

Обновлено: 19.05.2024

Нужно сказать, что республика относится к числу крупных оленеводческих регионов России, находится на шестом месте по численности поголовья животных. На начало 2017 года в Коми насчитывается около 86 тысяч оленей, в сельскохозяйственных организациях - 65,6 тысячи. В данной отрасли работают пять крупных сельхозорганизаций и пять фермерских хозяйств, это порядка 300 человек, включая и семьи оленеводов.

Одна из главных проблем отрасли - нехватка пастбищ. Согласно статистике, в расчете на одного оленя их вдвое меньше, чем в среднем по Российской Федерации. Ученые уверены, что причиной сокращения площади пастбищ, их загрязнения и, соответственно, уменьшения запасов кормов является промышленное освоение минеральных и лесных ресурсов. Вблизи мест разведки, добычи и транспортировки полезных ископаемых в тундре и лесотундре, в тайге происходит техногенное разрушение покрова, снижается качество угодий, объем кормовых запасов.

Тысячи гектаров лесных и лесотундровых пастбищ стали недоступны для оленьих стад. Поэтому, считают специалисты, наращивание поголовья северных оленей недопустимо и нецелесообразно. Оформить участок под оленьи пастбища - дело непростое. По положениям Лесного кодекса, можно отдавать лишь те земли, которые уже поставлены на кадастровый учет, определены их границы и проведено межевание. В правительстве региона заявляют, что на все эти работы денег в бюджете не хватает. По мнению же представителей национальных общественных организаций Республики Коми, чиновники вообще сезонно работают с семьями оленеводов, приезжая к ним лишь на праздники с подарками и предложением к частникам-оленеводам легализоваться.

Один из вариантов - объединение в кооперативы. Например, "Оленевод" уже принял несколько частников. Таким образом, они получили рабочие места, возможность подвергать оленей ветеринарной обработке, проводить ветеринарно-санитарную экспертизу продукции в полном объеме и ее гарантированный сбыт. А кооператив в свою очередь заимел дополнительное сырье и новые кадры. Кроме того, это позволило избежать и конфликтных ситуаций, когда пересекаются пути миграции оленей частников и кооператива. Но не все оленеводческие семьи готовы отдать свои стада в кооперативы, они привыкли рассчитывать на собственные силы, не ни от кого не зависеть. Да и пастбищ при развитии традиционного оленеводства не хватает не только частникам, у которых не так много оленей, но и сельхозкооперативам.

Частники уверены, что могут пасти оленей там, где им хочется, где есть кормовая база, в том числе и на землях сельхозкооперативов. Естественно, последние с этим не соглашаются. В спор пришлось вмешиваться даже прокуратуре. Но некоторые частники по-прежнему продолжают заходить на территории сельхозкооперативов, считая, что оленеводам всегда принадлежали все земли.

В ходе реализации данного проекта решили перегнать из Ямало-Ненецкого автономного округа в Княжпогостский район Коми за один сезон 500 оленей. На их приобретение крупный агрохолдинг потратил 3 миллиона рублей, построил специальную изгородь для содержания лесного стада. Но выполнить задачу в срок не получилось. Помешали и природные зимние условия, и горные перевалы, и нападения волков. Поэтому оленей на лето оставили под Интой, чтоб они смогли окрепнуть и вырастить потомство.

- Очень трудно перегонять большое стадо. Решили воспользоваться альтернативным вариантом: перевезли животных в Княжпогостский район в фурах, - рассказала заместитель генерального директора агрохолдинга Татьяна Чеусова.

Благодаря этому всех благополучно доставили. Сначала животные прошли карантин, а потом их выпустили за изгородь в тайгу. Вместе со стадом прибыла в Республику Коми и семья оленеводов из Ямало-Ненецкого автономного округа, которая специализируется именно на лесном оленеводстве и в состоянии обеспечивать жизнедеятельность животных.

Но не все специалисты поддерживают лесное оленеводство. По мнению заведующего лабораторией экологии наземных позвоночных Института биологии Коми научного центра Уральского отделения РАН Сергея Кочанова, это нонсенс. Он считает, что деньги на проект потратят, но должного эффекта не получат: стадо тундровых оленей, после того как его загонят в лес, уничтожит всю растительность на выделенной территории и сбежит в поисках новых кормовых угодий.

Однако в правительстве Коми все равно намерены продолжать проект. Здесь считают, что лесное оленеводство является хорошей идеей для агротуризма, а именно - организации туристических маршрутов для семейного досуга, баз отдыха. Этот проект вообще хотят сделать брендом Коми. Планируется, что к 2018 году поголовье оленей увеличится до полутора тысяч голов. Общая стоимость проекта - более 30 миллионов рублей. Срок окупаемости - около пяти лет.

В отрасли есть еще одна серьезная проблема - нехватка ветеринарных врачей и подготовленных специалистов в области оленеводства. Как считают сами руководители сельскохозяйственных кооперативов, все это также ведет к значительным дополнительным расходам.

Михаил Погодаев, председатель правления ассоциации "Оленеводы мира":

- Самым важным для нас является потеря пастбищ, это земельные вопросы, связанные с активным промышленным освоением природных ресурсов в Арктике. Мы оказались к этому не совсем готовы.

Народы теряют оленеводство как исконный промысел, в частности, из-за глобализации молодежь не хочет им заниматься. Сохранение таежного оленеводства - одна из самых важных задач.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Северный олень в Республике Коми Выполнила: Иванова Людмила Викторовна Воспи.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Северный олень в Республике Коми Выполнила: Иванова Людмила Викторовна Воспи.

Северный олень в Республике Коми Выполнила: Иванова Людмила Викторовна Воспитатель ГПД МБОУ Гимназия №3 Г. Инта

Республика Коми расположена на Северо-Востоке Европейской части России. Общая.

Республика Коми расположена на Северо-Востоке Европейской части России. Общая площадь 416.000 кв.км. Столица город Сыктывкар

Это животное принято считать символом северных народов. Дикий северный олень

Это животное принято считать символом северных народов. Дикий северный олень

Особенности внешнего вида Грациозный и величавый северный олень немного углов.

Особенности внешнего вида Грациозный и величавый северный олень немного угловат, но его стремительный бег заставляет восхищаться легкостью и изяществом. Особое украшение – ветвистые рога. Рога есть не только у самцов, но и у самочек, что отличает их от своих собратьев.

Светло-серая шерсть состоит из особого ворса, благодаря которому животные не.

Светло-серая шерсть состоит из особого ворса, благодаря которому животные не мерзнут зимой и могут плавать. Их шея покрыта волосами, похожими на гриву. У оленей уникальные копыта, благодаря им они устойчивы на каменистой поверхности, не проваливаются в сугробы или болото и находят под снегом корм.

Как живет северный олень. Сколько оленей живут в стаде: Учеными и оленеводами.

Что едят северные олени. Животные питаются оленьим мхом, по-другому он называ.

Что едят северные олени. Животные питаются оленьим мхом, по-другому он называется – ягель. Это их основная пища зимой, летом они едят все, что растет в тундре и таежной зоне – грибы, ягоды, траву и ветки кустарника. Не все знают, что северные олени поедают мелких животных, таких как лемминги. Чтобы облегчить существование оленей зимой люди собирают в стожки скошенную летом траву и оставляют ее недалеко от леса.

Внесен в Красную книгу Республики Коми. В настоящее время распространение дик.

Внесен в Красную книгу Республики Коми. В настоящее время распространение дикого северного оленя в республике носит очаговый характер, его поголовье за последние 15 лет снизилось с 5,5-6,5 до 0,5-1,5 тыс. особей. .. Дикий северный олень в Коми находится на грани уничтожения вида. К концу двадцатого века большинство оленей, обитавших в легкодоступных местах, было уничтожено. Встретить сегодня дикого северного оленя в Республике Коми – большая редкость.

Сегодня в Коми существуют особо охраняемые природные территории, являющиеся м.

Домашний северный олень Изолировав часть стада диких животных, люди одомашнил.

Домашний северный олень Изолировав часть стада диких животных, люди одомашнили северного оленя. Домашние животные привыкли к людям, живут на полувольном выпасе и в случае опасности не разбегаются, надеясь на то, что люди их защитят. Животные используются в качестве ездовых животных, дают молоко, шерсть, кости, мясо, рога. В свою очередь, от человека животным нужны только соль и защита от хищников.

По размерам домашние олени меньше, чем дикие. До сих пор для жителей Крайнего.

По размерам домашние олени меньше, чем дикие. До сих пор для жителей Крайнего Севера олень является единственным домашним животным, с которым связана их жизнь и благосостояние. Это животное для них и транспорт, и материал для жилищ, и одежда, и пища.

Домашние олени будут ждать покорно своего хозяина столько, сколько понадобить.

Домашние олени будут ждать покорно своего хозяина столько, сколько понадобиться, никуда не уйдут, и их ненужно будет искать.

В совхозах Интинского района имеется оленье стадо численностью более 10 тыс.

В совхозах Интинского района имеется оленье стадо численностью более 10 тыс. голов.

Оленеводство в Коми - это традиционный вид занятий народов Крайнего Севера. Но в последние годы здесь возникли трудности с пастбищами. Тысячи гектаров практически недоступны для оленьих стад, они разрушены и истощены.

Нужно сказать, что республика относится к числу крупных оленеводческих регионов России, находится на шестом месте по численности поголовья животных. На начало 2017 года в Коми насчитывается около 86 тысяч оленей, в сельскохозяйственных организациях - 65,6 тысячи. В данной отрасли работают пять крупных сельхозорганизаций и пять фермерских хозяйств, это порядка 300 человек, включая и семьи оленеводов.

Фото: Татьяна Андреева/РГ

Одна из главных проблем отрасли - нехватка пастбищ. Согласно статистике, в расчете на одного оленя их вдвое меньше, чем в среднем по Российской Федерации. Ученые уверены, что причиной сокращения площади пастбищ, их загрязнения и, соответственно, уменьшения запасов кормов является промышленное освоение минеральных и лесных ресурсов. Вблизи мест разведки, добычи и транспортировки полезных ископаемых в тундре и лесотундре, в тайге происходит техногенное разрушение покрова, снижается качество угодий, объем кормовых запасов.

Тысячи гектаров лесных и лесотундровых пастбищ стали недоступны для оленьих стад. Поэтому, считают специалисты, наращивание поголовья северных оленей недопустимо и нецелесообразно. Оформить участок под оленьи пастбища - дело непростое. По положениям Лесного кодекса, можно отдавать лишь те земли, которые уже поставлены на кадастровый учет, определены их границы и проведено межевание. В правительстве региона заявляют, что на все эти работы денег в бюджете не хватает. По мнению же представителей национальных общественных организаций Республики Коми, чиновники вообще сезонно работают с семьями оленеводов, приезжая к ним лишь на праздники с подарками и предложением к частникам-оленеводам легализоваться.

Фото: Константин Завражин/ РГ

Один из вариантов - объединение в кооперативы. Например, "Оленевод" уже принял несколько частников. Таким образом, они получили рабочие места, возможность подвергать оленей ветеринарной обработке, проводить ветеринарно-санитарную экспертизу продукции в полном объеме и ее гарантированный сбыт. А кооператив в свою очередь заимел дополнительное сырье и новые кадры. Кроме того, это позволило избежать и конфликтных ситуаций, когда пересекаются пути миграции оленей частников и кооператива. Но не все оленеводческие семьи готовы отдать свои стада в кооперативы, они привыкли рассчитывать на собственные силы, не ни от кого не зависеть. Да и пастбищ при развитии традиционного оленеводства не хватает не только частникам, у которых не так много оленей, но и сельхозкооперативам.

Частники уверены, что могут пасти оленей там, где им хочется, где есть кормовая база, в том числе и на землях сельхозкооперативов. Естественно, последние с этим не соглашаются. В спор пришлось вмешиваться даже прокуратуре. Но некоторые частники по-прежнему продолжают заходить на территории сельхозкооперативов, считая, что оленеводам всегда принадлежали все земли.

Фото: Пресс-служба губернатора ЯНАО

В ходе реализации данного проекта решили перегнать из Ямало-Ненецкого автономного округа в Княжпогостский район Коми за один сезон 500 оленей. На их приобретение крупный агрохолдинг потратил 3 миллиона рублей, построил специальную изгородь для содержания лесного стада. Но выполнить задачу в срок не получилось. Помешали и природные зимние условия, и горные перевалы, и нападения волков. Поэтому оленей на лето оставили под Интой, чтоб они смогли окрепнуть и вырастить потомство.

- Очень трудно перегонять большое стадо. Решили воспользоваться альтернативным вариантом: перевезли животных в Княжпогостский район в фурах, - рассказала заместитель генерального директора агрохолдинга Татьяна Чеусова.

Благодаря этому всех благополучно доставили. Сначала животные прошли карантин, а потом их выпустили за изгородь в тайгу. Вместе со стадом прибыла в Республику Коми и семья оленеводов из Ямало-Ненецкого автономного округа, которая специализируется именно на лесном оленеводстве и в состоянии обеспечивать жизнедеятельность животных.

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Но не все специалисты поддерживают лесное оленеводство. По мнению заведующего лабораторией экологии наземных позвоночных Института биологии Коми научного центра Уральского отделения РАН Сергея Кочанова, это нонсенс. Он считает, что деньги на проект потратят, но должного эффекта не получат: стадо тундровых оленей, после того как его загонят в лес, уничтожит всю растительность на выделенной территории и сбежит в поисках новых кормовых угодий.

Однако в правительстве Коми все равно намерены продолжать проект. Здесь считают, что лесное оленеводство является хорошей идеей для агротуризма, а именно - организации туристических маршрутов для семейного досуга, баз отдыха. Этот проект вообще хотят сделать брендом Коми. Планируется, что к 2018 году поголовье оленей увеличится до полутора тысяч голов. Общая стоимость проекта - более 30 миллионов рублей. Срок окупаемости - около пяти лет.

В отрасли есть еще одна серьезная проблема - нехватка ветеринарных врачей и подготовленных специалистов в области оленеводства. Как считают сами руководители сельскохозяйственных кооперативов, все это также ведет к значительным дополнительным расходам.

Михаил Погодаев, председатель правления ассоциации "Оленеводы мира":

- Самым важным для нас является потеря пастбищ, это земельные вопросы, связанные с активным промышленным освоением природных ресурсов в Арктике. Мы оказались к этому не совсем готовы.

Народы теряют оленеводство как исконный промысел, в частности, из-за глобализации молодежь не хочет им заниматься. Сохранение таежного оленеводства - одна из самых важных задач.

Современное отечественное оленеводство: самодийский тип

Создателями самодийского оленеводческого комплекса являются ненцы -- крупнейший по количеству оленеводов-кочевников и выпасаемых ими животных народ современного мира. Однако описанный инвентарь настолько хорошо соответствует условиям равнинных тундр, составляющих большую часть территории арктической зоны европейской России и Западной Сибири, что его с течением времени, полностью или частично, заимствовали все старожильческие группы этого региона: оседлые группы (русские и коми старожилы) в зимнее время часто используют ненецкую меховую одежду, по крайне мере её мужской вариант; оленеводы-охотники таёжной зоны (ханты, манси, северные селькупы) позаимствовали как одежду, так и нарты с упряжью, а оленеводы тундры и северной тайги (коми-ижемцы, северные ханты) позаимствовали оленеводческий комплекс полностью, хотя и внесли в него некоторые незначительные усовершенствования (например, у коми глухие малицы с капюшонами носят как мужчины, так и женщины). Даже среди саамов Кольского полуострова самодийский оленеводческий комплекс в конце ХIХ – начале ХХ века взял верх над их собственной древней традицией кочевого жилища, одежды и транспорта.

В чуме коми-зырян

Свои особенности имеет оленеводство Кольского полуострова, крайней западной точки российской Арктики. Саамы, коренное население этого региона и сопредельных с ним территорий северной Финляндии, Норвегии и Швеции, издавна были знакомы с оленеводством, причём практики разведения оленей и обращения с ними были, судя по всему, выработаны ими самостоятельно, без влияния со стороны других народов. Для традиционного оленеводства саамов характерна достаточно низкая интенсивность (оленей на длительные периоды, часто на весь летний сезон оставляли на свободном выпасе), осуществление оленеводческих операций пешком или на лыжах, но с помощью пастушеской собаки, использование транспортных оленей в основном в качестве гужевых, а не упряжных животных – и вообще сравнительно малое развитие упряжного транспорта. Материальный инвентарь саамских оленеводов – одежда, нарты, жилище – также значительно отличался от предметов самодийского оленеводческого комплекса. Например, у саамов существовал только один тип нарт – похожая на маленькую лодку однополозная кережка, которая припрягалась лишь к одному оленю и использовалась для личных разъездов, но не для перевозки груза. Жили саамы в основном в стационарных жилищах – вежах; мобильное жилище, так называемая кувакса, у них тоже существовало, но его использование было более ограниченным, чем у самодийского чума, и оно конструктивно значительно отличалось от последнего. Наконец, по крайне мере среди саамов Кольского полуострова, оленеводство имело второстепенное значение по сравнению с рыболовством и даже охотой: стада были малочисленными и использовались в основном для перевозки грузов.

Оленеводство Кольского полуострова, однако, значительно изменилось в последние десятилетия 19-го – начале 20-го столетия, когда сюда, спасаясь от эпидемий сибирской язвы и в поисках свободных оленьих пастбищ, переселилось значительное количество коми-ижемских ненецких оленеводов из тундр северо-востока европейской части России (современных Ненецкого Автономного Округа и северной части Республики Коми). Оленеводы-саамы быстро переняли оленеводческую систему переселенцев и сопутствующий ей инвентарь, и на полуострове на некоторое время восторжествовало оленеводство ненецкого типа (в основном, его ижемский вариант), основанное на самодийском оленеводческом комплексе. Начиная с 70-х годов прошлого века, однако, оленеводство Кольского полуострова начало снова меняться: во-первых, кольские оленеводы, которые к этому времени представляли собой уже этнически смешанную группу (в одних и тех же оленеводческих совхозах, часто даже в одних и тех же бригадах работали коми, саамы, ненцы и иногда русские оленеводы), начали постепенно отказываться от характерного для ижемского оленеводства сверхинтенсивного выпаса и на всё более продолжительное время оставлять стада без присмотра, на свободном выпасе. Кроме того, в этот же период государство приступило здесь к осуществлению амбициозной программы модернизации оленеводства: вдоль кочевых путей оленеводческих бригад, на местах основных стоянок были построены стационарные дома и хозяйственные постройки, так называемые оленеводческие базы, на которые ещё зимой, в начале оленеводческого кочевого сезона, забрасывались необходимые оленеводам продукты и материалы. Вместо того чтобы постоянно возить с собой чумы, постели, запасы продуктов и материалов на длинных караванах из нарт (так называемых аргышах или, как говорят кольские оленеводы, райдах), оленеводы теперь должны были переезжать налегке от базы к базе, используя для этого совхозный вездеход. Эти преобразования позволили кольским совхозам пустить под нож большую часть транспортного стада, обеспечив себе этим на некоторое время рекордные показатели сдачи мяса и значительно увеличив выход мяса на голову оленя в стаде. Однако достаточно быстро оказалось, что система работает не так как надо: чёткий ритм миграций, необходимый для функционирования оленеводства ненецкого типа, часто нарушался из-за того, что переданные совхозам вездеходы опаздывали, ломались либо не могли пробиться к бригадам. Наконец, после крушения совхозной системы в начале 90-х годов прошлого века большинство из них просто встали из-за отсутствия бензина и запчастей. Всё это привело к быстрому расширению времени свободного выпаса оленей, пока оно не распространилось на весь бесснежный период года.

В современном кольском оленеводстве оленеводы распускают оленей сразу после отёла и не видят их до конца октября – ноября, когда установление хорошего снежного покрова позволяет им начать собирать животных на снегоходах. Собрав животных, разделив их на бригадные стада и проведя их забой, оленеводы продолжают контролировать их до мая, пока позволяет снежный покров, а затем снова отправляют в свободную миграцию на север к морю. Интересно, что такая экстенсивная система оленеводства имеет определённые параллели с традиционным саамским оленеводством, существовавшим на полуострове до прихода коми и ненцев: в тот период олени тоже находились на сезонном свободном выпасе в летний период и их собирали только по снегу на лыжах. Сходство здесь, впрочем, скорее внешнее: нынешняя оленеводческая система возникла по совсем другим причинам, решает совершенно другие задачи и характеризуется совсем иным поведением как животных, так и оленеводов. Тем не менее тезис о возрождении в нынешней системе традиционного саамского оленеводства греет душу и часто используется для оправдания её существования, несмотря на характерные для неё высокие потери и хроническую, по-видимому, убыточность.

Помимо Кольского полуострова, отличия от ненецкого типа наблюдаются также в оленеводстве народов лесной зоны западной Сибири: селькупском, хантыйском, в меньшей мере – таёжно-ненецком. Отличия эти обусловлены прежде всего тем, что оленеводство этих народов принадлежит к таёжному типу: стада малы, насчитывают от нескольких десятков до, максимум, нескольких сотен животных, и их разведение носит подсобный характер. Такие маленькие стада не требуют частых перемещений и постоянного контроля: обычно оленеводы этого региона имеют всего от двух (летняя и зимняя) до четырёх (по одной на каждый сезон года) стоянок, на которых могут располагаться стационарные деревянные жилища (особенно у лесных хантов), загоны для оленей, а на летних стоянках – также навесы и дымокуры, защищающие оленей от комаров. Олени каждые сутки проводят часть времени в загонах на стоянках, а остальное время свободно пасутся в их окрестностях, не уходя далеко (ситуация, когда олени начинают далеко уходить от стоянки, означает отсутствие в этих местах корма и может пониматься оленеводами как указание на необходимость сменить стоянку (то есть откочевать на следующую сезонную стоянку), либо вообще перенести данную сезонную стоянку на новое место. Часто олени, закончив пастись, сами возвращаются в загон; некоторые оленеводы (например, ханты и лесные ненцы) специально приучают их делать это, предлагая животным в одно и то же время суток в загоне особый корм, обычно рыбу, которую олени с охотой едят, но не умеют сами добывать. В других случаях оленеводы сами собирают животных с помощью собак, обходя пешком окрестности лагеря. Подчеркнём, что все оленеводы лесной зоны Западной Сибири в той или иной степени опираются на самодийский оленеводческий комплекс: транспортных оленей запрягают в нарты ненецкого типа, в качестве зимней одежды мужчинами используются малицы (женская одежда более разнообразна, но часто включает, помимо других элементов, и ягушку-паницу), и хотя, как было сказано выше, на стоянках часто строят стационарные деревянные жилища, чум также используется, особенно лесными ненцами и северными селькупами, по крайне мере – на некоторых их стоянках.

Читайте также: