Рекомендации по умственной работе доклад

Обновлено: 30.06.2024

Физиология напряженного умственного труда. Рекомендации по оптимизации умственного труда

Указанные выше условия высокопроизводительного труда имеют значение как для физического, так и для умственного труда. К умственному труду в узком смысле слова относится творческая деятельность исследователей, конструкторов, преподавателей, художников, писателей, композиторов и т. п. В более широком смысле понятие умственного труда включает формы труда, не требующие значительных физических усилий, но зато предъявляющие повышенные требования к вниманию и точности реакций.

В современном производственном труде большие физические усилия становятся все более редким явлением, так как механизация освобождает работающего от большой доли физической нагрузки. Вместе с тем введение новой совершенной техники требует соответствующего повышения квалификации и технических знаний рабочих. Все это способствует постепенному уничтожению существенных различий между трудом физическим и умственным.
При умственном труде важно соблюдение правильной рабочей позы, так как она повышает производительность труда.

Многие формы умственного труда требуют специальных условий рабочего места. Например, при работе на механических вычислительных машинах первоначально вычислители работали, сидя за обыкновенными канцелярскими столами, на которых сбоку слева устанавливалась машина. В процессе работы работник был вынужден высоко поднимать левую руку, чтобы оперировать на клавишах машины, и низко склонять голову над столом для записи результатов.

Рационализация рабочего места в данном случае включала:
а) придание поверхности стола наклона 10°, что способствует уменьшению наклона головы и туловища во время работы;
б) помещение счетной машины в углублении на более низком уровне и ближе к работнику, что уменьшает статическую нагрузку на мышцы левой руки;
в) устройство полукруглого выреза в крышке стола и откидного подлокотника для правой руки, что дает возможность опираться при работе на подлокотник, сохраняя прямое положение тела;
г) применение специальных устойчивых стульев со сменяющейся высотой сиденья и спинки, что позволяет сохранять одинаково удобную позу независимо от роста и время от времени опираться о спинку стула, не прерывая работы.

умственный труд

При чертежных работах нередко еще приходится встречаться с неудобной позой стоя с большим наклоном туловища вперед. Такую позу чертежник принимает при изготовлении чертежей крупного формата на примитивных чертежных досках. Большое преимущество имеет рабочее место чертежника, оборудованное по схеме рисунке, где перемещение бумаги в рабочую зону рук производится посредством перематывания ее с верхнего ролика на нижний и обратно. При этом сохраняется удобная рабочая поза сидя с прямым положением туловища и удобным положением головы и рук.

Исследования динамики работоспособности показали, что в течение рабочего дня работоспособность при умственном труде изменяется по часам дня так же, как она изменяется при физическом труде. При изучении труда типографских корректоров было установлено, что почасовая производительность труда этих работников, выраженная в процентах к производительности за день, принятой за 100%, возрастает в течение первых двух часов работы и уменьшается к обеденному перерыву; так же она изменяется во вторую половину рабочего дня. Более правильное распределение перерывов для отдыха способствовало поддержанию почасовой производительности труда на высоком уровне в течение всего рабочего дня, а также поддержанию высокой скорости работы, показателем которой является время (число секунд), затрачиваемое корректором на читку 100 знаков.
На рисунке представлены соответствующие кривые при двух режимах труда: до и после физиологически обоснованной рационализации.

В данном случае рационализация режима труда и отдыха заключалась в установлении регламентированных перерывов для отдыха:
1) перерыв на обед в середине рабочего дня (раньше он начинался после 5 часов работы);
2) вводная гимнастика до начала работы в течение 5 минут;
3) перерыв для отдыха в первую половину рабочего дня (5 минут);
4) перерыв для производственной гимнастики (10 минут).

После введения данного режима труда и отдыха произошло также определенное улучшение показателей высшей нервной деятельности, что наглядно проявилось в изменении показателей подвижности основных нервных процессов. До рационализации у большинства иследуемых в конце рабочего дня отмечалось значительное затруднение переделки тормозного раздражителя речедвигательных условных рефлексов в положительный; при работе по измененному режиму труда у этих же лиц переделка тормозного раздражителя происходила в конце работы при значительно меньшем количестве необходимых подкреплений.

Благодаря применению методик исследования процессов высшей нервной деятельности и функциональной подвижности нервной системы у человека имеется возможность контролировать динамику работоспособности при умственном труде не только по производственным показателям (производительность труда, скорость работы, наличие брака и пр.), но и по показателям, отражающим состояние физиологических функций (условнорефлекторные реакции первой и второй сигнальных систем). При многих видах умственного труда рабочая нагрузка приходится преимущественно на вторую сигнальную систему, нередко относительно большая нагрузка выпадает на долю отдельных анализаторов.

В режиме труда и отдыха этих работников должно быть предусмотрено переключение на деятельность, связанную с другими функциями нервной системы. В особенности важно переключение на мышечную деятельность. Работники умственного труда должны ежедневно заниматься умеренной, неутомляющей (соответственно возрасту и индивидуальным особенностям) физической культурой и проводить несколько часов на свежем воздухе. Нарушения режима труда и отдыха при умственном труде могут приводить к отклонениям от нормы тонуса гладких мышц внутренних органов и кровеносных сосудов, в особенности сосудов мозга и сердца.

Спазмы кровеносных сосудов, вызывающие болезненные ощущения и обусловливающие снижение работоспособности, вначале, пока они остаются функциональными, т. е. не связанными с органическими изменениями (например, склерозом), могут быть устранены путем правильного режима труда и отдыха.

Широко распространено ошибочное представление об умственном труде как труде легком. Такое представление основано на том, что при умственном труде энергетические затраты (а это один из главных критериев оценки тяжести труда) значительно ниже, чем при физическом.

Если при тяжелом немеханизированном труде они могут достигать 350—400 и более ккал/ч, то при умственном обычно не превышают 150—200 ккал/ч. Это, однако, не дает оснований считать умственный труд легким даже в плане возможных неблагоприятных последствий занятия им для здоровья. Пренебрежение требованиями рациональной организации и гигиены при этом труде создают серьезные предпосылки нарушений здоровья и работоспособности.

В условиях научно-технического прогресса, когда наука становится непосредственной производительной силой общества, роль и значение умственного труда существенно возрастают. Еще в недавнем прошлом являвшийся занятием сравнительно ограниченного круга лиц, умственный труд в современных условиях стал органическим элементом практически всех видов профессиональной деятельности. По мере усложнения техники и технологий возрастает социальная значимость личной ответственности каждого работника, его решений и действий в обеспечении нормального и безопасного функционирования промышленных объектов, топливно-энергетических предприятий, транспорта и других объектов. Одно из важнейших условий этого — хорошее состояние здоровья, постоянный высокий уровень умственной работоспособности и психологической устойчивости в процессе трудовой деятельности.

В физиологическом отношении главной особенностью умственного труда является то, что при нем мозг выполняет функции не только координирующего, но основного работающего органа. При этом значительно активизируются аналитические и синтетические функции центральной нервной системы, усложняются прием и переработка информации, образуются новые функциональные связи, новые комплексы условных рефлексов, возрастают роль функций внимания, памяти, напряжение зрительного и слухового анализаторов и нагрузка на них.

Несмотря на существенные физиологические различия, деление трудовой деятельности на физическую и умственную несколько условно. По мере развития науки и техники границы между ними все более сглаживаются.

Тем не менее ряд видов трудовой деятельности может быть отнесен к преимущественно умственной: управленческий труд, творческий (труд научных работников, писателей, художников, композиторов, артистов, архитекторов, конструкторов и др.), труд операторов и работающих за дисплеями ЭВМ, труд учителей и преподавателей, медицинских работников. Одну из наиболее многочисленных групп работников умственного труда составляют учащиеся и студенты. Для их трудовой деятельности характерны напряжение памяти, внимания, восприятия, частые стрессовые ситуации (контрольные занятия, зачеты, экзамены), в большой мере малоподвижный образ жизни.

О гигиене умственного труда

Научно-технический прогресс и ускорение темпа жизни неизбежно приводит к необходимости овладевать большим объемом научных и прочих знаний и умений. В связи с этим во всем мире ежегодно увеличивается число людей, занимающихся умственной деятельностью во всех сферах производства. В последующие годы эта тенденция будет сохраняться. Поэтому вопросы гигиены умственного труда становятся все более актуальными.

История отечественной и мировой науки и культуры дает множество примеров того, как правильно организованный творческий труд позволил людям преклонного возраста сделать великие открытия и создать шедевры искусства, В то же время известно, что при неправильной организации умственной работы, пренебрежении к отдыху умственная деятельность затрудняется, снижаются производительность труда, творческая активность, создаются условия для возникновения нарушений в состоянии здоровья.

Умственный труд имеет ряд особенностей. Чаще всего он связан с длительной работой в закрытом помещении и сидячим образом жизни. Усиленная работа мозга требует большого притока крови к нему, что в свою очередь связано с повышением тонуса сосудов мозга. Это физиологическое повышение тонуса сосудов при неправильной организации труда может перейти в патологическое, что может привести к стойкому повышению артериального давления. Работа сидя, зачастую в полусогнутом положении приводит к длительному сдавлению грудной клетки, что ухудшает вентиляционную способность легких и ведет к развитию хронической кислородной недостаточности. При длительной работе сидя создаются также условия для застоя крови в органах брюшной полости и таза, снижается моторная деятельность кишечника, что может привести к нарушению их функции.

Как всякая интенсивная работа, умственный труд неизбежно связан с утомлением, которое приводит к тому, что человеку приходится затрачивать на обычный объем работы больше энергии. Несмотря на это, он допускает ошибки, и, наконец, утомление приводит к невозможности продолжать работу. При неумении правильно организовать умственный труд наступает состояние хронического утомления, которое может закончиться истощением нервной системы или развитием сосудистого заболевания.

Первыми признаками хронического утомления являются быстро наступающая усталость, снижение внимания, ослабление памяти, ухудшение аппетита, раздражительность или апатия, периодические головные боли, расстройства сна, которые в одних случаях проявляются сонливостью, в других - бессонницей. Бессонница обычно тяжелее переносится человеком. Утром после бессонной ночи появляются общая слабость, ощущение "разбитости", раздражительность, понижается работоспособность. Кроме того, беспокоит страх перед очередной бессонной ночью.
Для того чтобы предупредить заболевания, связанные с хроническим утомлением, прежде всего необходимо урегулировать сон. Для этого рекомендуется ложиться спать всегда в одно и то же время. За 1 ч до наступления сна следует прекратить напряженную работу и по возможности посвятить это время прогулке на свежем воздухе. Полезно перед сном принять теплую ванну или сделать 10-минутную теплую ножную ванну. Спать следует в хорошо проветренной комнате. Взрослому человеку необходимо спать не менее 7-8 ч в сутки. Утром рекомендуется сделать гимнастическую зарядку, по окончании которой желательно принять прохладный душ или растереться влажным полотенцем. Комплекс упражнений, передаваемых по радио, могут выполнять люди любого возраста. Можно делать индивидуальный комплекс упражнений, разработанный применительно к своей физической подготовке.

Время от времени нужно снимать напряжение мышц, для чего необходимо менять положение тела. Каждые 1-2 ч рекомендуется делать перерывы 10-15 мин, во время которых следует, откинувшись на спинку стула, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов или проделать то же самое, прохаживаясь по комнате, затем, сидя в кресле, на несколько минут расслабить мышцы туловища и конечностей. После этого рекомендуется проделать несколько гимнастических упражнений, размяться. Опыт показывает, что в тех учреждениях, где внедрена производственная гимнастика, программа которой передается по радио в 11 ч, производительность труда выше.

Умственная деятельность часто сопряжена с большой нагрузкой на зрительный анализатор (чтение, письмо). Для того чтобы не вызвать утомления глаз, нужно периодически во время работы на несколько секунд закрывать глаза и прикрывать их ладонями. За это короткое время расслабляются и отдыхают мышцы глаз. Совершенно недопустимо курение во время работы.

Большую роль в профилактике умственного утомления играют положительные эмоции. Труд, протекающий в благоприятной психологической атмосфере, дает значительно больший экономический эффект, чем труд в неблагоприятной обстановке. Положительные эмоции вызывают перестройку в организме, способствующую улучшению кровоснабжения мозга, повышению тонуса коры мозга, активации деятельности вегетативной нервной системы. В результате этого увеличиваются резервы восприятия, улучшается память и возрастают творческие возможности мозга. Есть данные, что использование функциональной музыки (по специально разработанной программе) позволяет в течение длительного времени поддерживать высокий уровень работоспособности лиц, занятых умственной деятельностью. Музыка действует как раздражитель, формирующий положительные эмоции. Однако в период напряженной умственной работы музыка часто является отвлекающим фактором и создает помехи в работе.

Под влиянием отрицательных эмоций у человека притупляется внимание, снижается качество мышления. Для того чтобы компенсировать потерю работоспособности, человек делает дополнительные усилия, которые в итоге ведут к быстрому утомлению.

Особенностью умственного труда является то, что человек по истечении времени, отведенного для этого труда, не может отрешиться от связанных с ним проблем, что вызывает нервно-психическое перенапряжение. Для профилактики утомления необходимы условия, помогающие "погасить" продолжающуюся умственную работу и снять нервно-психическое напряжение. С этой целью по окончании дневной работы можно совершить пешеходную прогулку, поиграть в спортивные игры, заняться умеренной физической работой. Всем здоровым людям вполне доступны такие виды спорта, как бег, катание на велосипеде, игра в волейбол. Теперь уже твердо установлено, что малоподвижный образ жизни приводит к развитию многих заболеваний и прежде всего сердечно-сосудистых. Работникам умственного труда выходные дни лучше проводить в движении, на воздухе. В эти дни рекомендуется полностью переключиться с умственной на другие формы деятельности. В период отпуска рекомендуется отдавать предпочтение активному отдыху, сочетая его со спортивными занятиями и умеренным физическим трудом на свежем воздухе.

Немаловажную роль в организации режима труда играет и питание. Питание должно быть 3-4-разовым. Нужно следить за тем, чтобы пища была разнообразной, богатой белковыми веществами, витаминами. Утром следует позавтракать плотно. Пища в первой половине дня должна быть более калорийной, чем во второй. Ужин не должен быть обильным, в него следует включать молочно-растительные блюда. Не следует ужинать непосредственно перед сном. Необходимо широко использовать сырые овощи и фрукты. Не следует злоупотреблять острыми приправами к еде. Рекомендуется несколько ограничивать количество сахара, так как удельный вес углеводов в питании и без того занимает большое место. Вредно читать во время еды.

Часто возникает вопрос о целесообразности повышения работоспособности в период утомления с помощью специальных средств. Известно с давних пор, что кофе и чай, содержащие кофеин, являются стимуляторами умственной деятельности. В умеренных дозах они не приносят вреда. Прием чая и кофе рекомендуется уменьшить во второй половине дня и совсем не принимать их на ночь. Сильно действующие стимулирующие средства применять не рекомендуется. Не следует принимать и алкогольные напитки. Давно известно, что после приема даже малых доз алкоголя работоспособность уменьшается и увеличивается число ошибок в производимой работе. В некоторых случаях показан прием витаминов группы В и С.

Правильное чередование ритма труда и отдыха - наиболее рациональный метод организации умственной деятельности, который способствует сохранению на долгие годы творческих сил человека и его физических возможностей. Выполнение всех этих несложных рекомендаций будет способствовать увеличению продуктивности умственного труда и поможет избежать нарушений в состоянии здоровья человека, связанных с его утомлением в процессе умственной деятельности.

Соблюдение требований психогигиены труда необходимое условие эффективности работы, т.к. "запасы прочности" человеческого мозга не безграничны. Есть такие нагрузки, которые способны нарушить нормальное течение психической, да и не только психической, деятельности человека, ослабить его здоровье, снизить производительность работы.

Психологам и гигиенистам приходится констатировать, что мало кому присущи самоорганизованность и пунктуальность. Поэтому надо стараться себя дисциплинировать, научиться распределять время и распоряжаться им разумно. Спешка, постоянные опасения туда опоздать, а здесь не успеть, нарастающий, словно снежный ком, список дел, которые надо выполнить, - все это приводит к нервно-психической перегрузке, расстройству регуляторных механизмов организма человека. Как следствие, это приводит к целому "букету" так называемых психосоматических заболеваний: артериальной гипертонии, ишемической болезни сердца, язвенной болезни желудка и др. Данные за последнее время показывают, что эти заболевания значительно " помолодели", и их можно смело назвать "студенческими". Поэтому важно заранее подготовить себя так, чтобы соответствовать требованиям психогигиены труда.

Важно постоянно помнить: если хорошо "взят старт", т.е. если начало процесса умственной деятельности было удачным, то обычно и все последующие операции протекают непрерывно, без срывов и без необходимости "включения" дополнительных импульсов.

Бойся опоздать, ибо "догоняющий" студент всегда рискует не успеть и потерпеть неудачу.

Построение аудиторной работы значительно облегчено, т.к. оно регламентируется уже составленным расписанием занятий. Возьми за правило приходить в аудиторию заблаговременно, т.к. студент, входящий в аудиторию после звонка, производит впечатление, по меньшей мере, несобранного, необязательного и проявляет неуважение к преподавателю.

Для вечерних занятий выбирай спокойное место - нешумное помещение (например, библиотеку, аудиторию, кабинет и пр.), чтобы там не было громких разговоров и других отвлекающих факторов. Организуй такие условия и в комнате общежития. В период занятий не рекомендуется включать радио, магнитофон, телевизор.

Подготовься и разложи все материалы и принадлежности, необходимые для работы, на столе в строгом порядке. Этот порядок должен быть постоянным, чтобы легко, без суеты можно было пользоваться всем необходимым.

Свет электролампочки не должен слепить глаза: он должен падать сверху или слева, чтобы книга, тетрадь не закрывались тенью от головы. Правильное освещение рабочего места уменьшает утомление зрительных центров и способствует концентрации внимания на работе. Книгу или тетрадь располагать на расстоянии наилучшего зрения (25 см), избегать чтения лежа.

Правильно чередуй труд и отдых: после занятий в университете и обеда 1,5-2 часа на отдых (прогулка, хозяйственные дела и пр.). Вечернюю работу проводи в период с 17 до 23 часов. Во время работы через каждые 50 минут сосредоточенного труда отдыхай 10 минут (сделай легкую гимнастику, проветри комнату, пройдись по коридору, не мешая работать другим).

Физкультура и спорт повышают работоспособность. Следует регулярно заниматься зарядкой (а утром - обязательно), сопровождая ее водными процедурами, спорт придает свежесть, бодрость и восстанавливает умственную работоспособность.

Избегай переутомления и однообразного труда (например, нецелесообразно 4 часа подряд читать книги). Лучше всего заниматься 2-3 видами труда: чтением, расчетными или графическими работами, конспектированием.

Для того чтобы за время обучения в университете сохранить свое здоровье, надо познать самого себя, особенности своего темперамента и индивидуального стиля деятельности с тем, чтобы дать себе выйти на простор творчества, самореализации в соответствии со своими биосоциальными возможностями.

Например, для лиц экспрессивного типа, ориентированных на общение, эмоциональную открытость, свойственны быстрота творческого мышления и "угрожаемые" качества - высокий уровень притязания, нарушение режима трудовой деятельности, повышенная возбудимость. Для лиц противоположного типа - импрессивного, склонных к самоанализу, нарушению режима отдыха, которые не притязательны к потребительским ценностям, характерна высокая направленность на сам процесс творчества. У лиц импульсивного типа с пониженным самоконтролем, склонным к срывам в деятельности, мотивационный профиль имеет "прыгающий" характер. Они устойчивы в стрессовых ситуациях. Конфликтные личности характеризуются чертами ригидности (недостаточной подвижностью психических процессов), упрямства, неустойчивой самооценкой, склонны к односторонним увлечениям. Поэтому тактика каждого человека должна быть направлена в одном случае на включение в творчески развивающую деятельность, в другом - на недостающее общение, в третьем - на удовлетворение хобби (например, коллекционирование).

Умственный труд - работы, связанные с приёмом и переработкой информации и требующие напряжения сенсорного аппарата внимания, памяти, активации процессов мышления, эмоциональной сферы. В современных условиях: разнородность информации, дефицит времени, личная ответственность приводит к эмоциональному перенапряжению, сердечно сосудистым заболеваниям, нервным заболеваниям.

Виды умственного труда:

1. Операторский – управление машиной, технологическими процессами:

Характеризуется большой ответственностью, перенапряжением.

2. Управленческий – руководители предприятий, преподаватели.

Характеризуется большим объемом информации, дефицитом времени, личной ответственностью, широким кругом знаний.

3. Творческий – артисты, композиторы, научные работники. Напряжение внимания, памяти.

4. Труд мед. работников. Характеризуется большой ответственностью.

5. Труд учащихся и студентов. Напряжение основных психических функций (память, внимание, восприятие), наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).

Напряженность труда – эмоциональная нагрузка на организм при труде, требующая преимущественно интенсивной работы мозга по получению и переработке информации.

Критерии напряженности: внимание, длительность сосредоточенного наблюдения, плотность сигналов в 1 ч., эмоциональное напряжение, сменность, продолжительность рабочего дня, наличие регламентированных перерывов и их продолжительность, монотонность нагрузок. Общая оценка напряженности трудового процесса оценивается по 23 показателям.

Условия, способствующие повышению умственного труда:

2. необходимо соблюдать определенный ритм работы

3. последовательность и систематичность в работе

4. правильное чередование умственного труда и отдыха

5. упражнение и тренировка

6. комплексы психофизиологических нагрузок

И.М. Сеченов утверждал, что утомление лучше предупредить, чем бороться с ним. Он считал, что своевременный отдых — одно из лучших средств профилактики утомления. В настоящее время известно, что улучшение условий труда, в том числе за счет рациональной организации режима труда и отдыха является оптимальным средством профилактики утомления.

Меры борьбы с развивающимся утомлением:

1. Своевременное назначение отдыха — активного или пассивного, при неглубоком, невыраженном утомлении даже кратковременный отдых, напри­мер, 3—5 минут в среднем, дает положительный эффект.

2. Увеличение микропауз — промежутков между отдельными операциями.

3. Регламентация физической и умственной нагрузки; при развитии утомления целесо­образно снизить мощность выполняемой работы.

4. Использование функциональной музыки.

5. Применение факторов, повышающих поток афферентных импульсов в ЦНС — напри­мер, выполнение производственной гимнастики, раздражение кожных покровов при выпол­нении самомассажа головы, лица, шеи, туловища.

6. Аутогенная тренировка, дыхательная гимнастика

Правильное чередование ритма труда и отдыха - наиболее рациональный метод организации умственной деятельности, который способствует сохранению на долгие годы творческих сил человека и его физических возможностей. Выполнение всех этих несложных рекомендаций будет способствовать увеличению продуктивности умственного труда и поможет избежать нарушений в состоянии здоровья человека, связанных с его утомлением в процессе умственной деятельности.


Ускорение темпа жизни, развитие научно-технического прогресса влекут за собой увеличение числа людей, занимающихся умственным трудом. Умственный труд — это самый сложный вид человеческой деятельности, который происходит невидно, неслышно и неосязаемо. В отличие от физического труда, умственный труд не всегда дает результат, так как можно думать, но ничего не придумать [6].

Умственный труд связан с:

- высоким нервно-эмоциональным напряжением;

- напряжением памяти, внимания, мыслительных процессов;

- повышением тонуса сосудов мозга;

- сужением периферических сосудов конечностей и расширением сосудов внутренних органов;

- усилением расхода энергии;

- угнетением частоты пульса (при длительной работе) [1].

Более того, умственный труд сопряжен с нахождением в помещении, сидячим образом жизни, небольшой подвижностью.

Длительный умственный труд может отрицательно сказаться на работе организма и привести к:

- снижению тонуса ЦНС;

- ухудшению функций внимания, памяти, восприятия;

- развитию тормозных процессов в коре головного мозга;

- появлению тахикардии, гипертонии, изменению ЭКГ;

- ослаблению функций внутренних органов и вялым обменным процессам;

- снижению тонуса мышц всего тела;

- ослаблению точности и координированности движений [7].

Неправильно организованный умственный труд способен вызвать ряд серьезных заболеваний:

- появление и обострение сердечно-сосудистых заболеваний;

- ослабление памяти и внимания;

- периодические головные боли;

- раздражительность или апатия;

- понижение сопротивляемости организма к воздействию факторов окружающей среды;

Улучшению продуктивности умственного труда и поддержанию высокой работоспособности способствует ряд факторов:

- оптимальная температура воздуха в помещении (18–22 градусов, относительная влажность 50–70 %);

- удобный индивидуальный ритм работы;

- постепенное вхождение в работу;

- последовательность и систематичность работы;

- регламентированные перерывы на отдых;

- соблюдение порядка (на рабочем месте, в помещении и т. д.);

- устойчивые режимы сна и бодрствования;

- разнообразная, богатая белковыми веществами и витаминами пища;

- занятия спортом (гимнастика, оздоровительный бег, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, плавание и т. д.) [2, 3, 5].

Таким образом, для предотвращения переутомляемости и продления эффективности умственной работы следует соблюдать рациональный режим работы, оптимизировать умственную и эмоциональную активность, чередовать умственную работу с двигательной активностью, повышать физическую тренированность организма.

1. Гора Е. П. Экология человека М.: Дрофа, 2007. 544 с.

2. Козлова Н. С. Организация самостоятельной учебной деятельности и гигиена умственного труда студентов // Молодой ученый. 2014. № 10. С. 389–392.

3. Матюхин В. В., Юшкова О. И., Порошенко А. С., Капустина А. В., Калинина С. А., Ониани Х. Т. Профилактика нервно-эмоционального перенаприжения при умственном труде // Казанский медицинский журнал. 2009. Т. 90. № 4. С. 526–528.

5. Нюдюрмагомедов А. Н. Культура умственного труда студента // Вестник Дагестанского государственного университета. 2011. № 4. С. 151–154.

6. Соловейчик С. Л. Умственный труд // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2009. № 1. С. 114–119.

Читайте также: