Региональный доклад о состоянии энергосбережения

Обновлено: 29.06.2024

Региональный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2016 г. (далее – региональный доклад) подготовлен Департаментом жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Депжкк и энергетики Югры) в соответствии с рекомендацией Минэнерго России (пункт 1.1 протокола совещания у заместителя Министра А.Ю. Инюцына от 30.05.2017 г. № ИА-260-пр).

Для подготовки регионального доклада использовались данные официального статистического учёта, аналитическая, отчётная и иная информация в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, представленная органами местного самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, а также организациями, осуществляющими деятельность в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Региональный доклад содержит:

- информацию о реализации государственной политики автономного округа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

- удельные показатели, характеризующие потребление энергетических ресурсов в бюджетной сфере и жилищном фонде;

- сведения о принятых в отчётном году нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, регулирующих отношения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (полное наименование, дата принятия, номер).

2. Реализация государственной политики Ханты-Мансийского автоном­ного округа – Югры в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Государственная политика Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности реализуется по следующим основным направлениям:

1. Система управления энергосбережением и повышением энергети­ческой эффективности.

2. Стимулирование привлечения внебюджетного финансирования в мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффектив­ности.

3. Поддерживающие механизмы осуществления государственной политики.

2.1. Система управления

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в состав системы управления энергосбережением входят:

– Комиссия по энергосбережению при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

– Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

2.2. Стимулирование привлечения внебюджетного финансирования в мероприятия энергосбережения и повышения энергетической эффективности

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югры осуществляется поддержка компаний, осуществляющих деятельность в области энерго­сбережения, в виде предоставления льгот при уплате налогов и иных преференций. При этом льготы имеют целевой характер и также направлены на поддержку и стимулирование инвестиционной деятельности на территории автономного округа.

В рамках Государственной программы осуществляется следующая поддержка:

1. Предоставление субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по привлекаемым заёмным средствам для реализации инвестиционных проектов, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры и в жилищном фонде (мероприятие 3.2 Государственной программы). В 2016 г. объём финансирования составил 1 300 тыс. руб.

2. Предоставление субсидий малоимущим гражданам на приобретение и установку приборов учёта энергоресурсов (мероприятие 6.4 Государственной программы). В 2016 г. объём финансирования составил 205 тыс. руб.

2.3. Поддерживающие механизмы осуществления государственной политики

1. Размещалась информация по энергосбережению в различных СМИ:

Кол-во публикаций и выступлений

Электронные СМИ (информационные порталы/сайты информационных агентств) региональные, федеральные и сайты официальных органов власти региона

Телевидение (с охватом вещания не менее 90 % населённых пунктов АО) (интервью, комментарии, информационные поводы)

Периодические печатные издания (газеты/журналы)

В рамках мероприятия:

- состоялось заседание комиссии по энергосбережению при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Фестиваль дал старт социальной кампании в области энергосбережения, проводимой в субъектах РФ и инициированной Минэнерго России. Было организовано около 100 мероприятий информационно-просветительской направленности в 15 муниципальных образованиях автономного округа:

1. г. Ханты-Мансийск;

2. Белоярский р-н (п. Лыхма, п. Сорум, п. Сосновка, п. Верхне-казымский, с. Казым, с. Полноват и г. Белоярский);

3. Березовский р-н (гп. Березово, гп. Игрим);

4. Кондинский р-н (Междуреченский, Кондинское, Куминский, Луговой, Мортка, Юмас, Болчары, Леуши, Ягодный, Дальний, Мулымья, Чантырья, Ушья, Половинка, Шугур).

6. Нефтеюганский р-н (гп. Пойковский, с.п. Салым, с.п. Лемпино);

7. Нижневартовский р-н (г.п. Излучинск, г.п. Новоаганск,

с.п. Вата, с.п. Ваховск, с.п. Ларьяк, с.п. Зайцева Речка, с.п. Аган);

10. Октябрьский р-н (г.п. Андра);

13. Ханты-Мансийский р-н;

15. г. Нижневартовск.

Мероприятия социальной кампании проходили в детских садах, школах, средних и высших учебных заведениях, в городских общественных местах, на предприятиях ТЭК, в других компаниях и организациях, заинтересованных в развитии энергосберегающей деятельности.

В общей сложности мероприятиях было задействовано 191 образовательное учреждение начального, среднего и профессионального звена, 136 предприятий и более 10 тыс. человек. В социальной кампании активно приняли участие руководители предприятий и первые лица органов местного самоуправления.

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре энергоёмкость валового регионального продукта в текущих ценах с 2007 г. составила:

Энергоёмкость ВРП, кг.у.т на 10 тыс. руб.

Снижение энергоёмкости валового регионального продукта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за период 2012-2015 гг. обусловлено увеличением стоимостного выражения валового регионального продукта с 2,703 трлн. руб. до 2,918 трлн. руб. при одновременном снижении потребления энергетических ресурсов за тот же период на 9 % (5 300 тыс. т.у.т).

В течение последнего (2015) года рассматриваемого периода увеличение валового регионального продукта составило 7 % (0,189 трлн. руб.), снижение потребления – 6 % (3 500 тыс. т.у.т). В разрезе видов топлива наибольшая экономия сложилась в потреблении природного газа (4,8 %). Он полностью доминирует в структуре потребления первичной энергии, его доля составляет более 90 %. Это связано с тем, что главным потребителем энергии в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре является газопроводный транспорт, электростанции работают на природном газе. Также экономия в течение 2015 г. сложилась в общем потреблении нефтепродуктов (1 %), включая потребление топлива для работы автотранспорта (0,6 %).

3. Информация об итогах реализации Государственной программы в 2016 г.

Плановый объём финансирования мероприятий подпрограммы 6 энергоэффективности в отраслях экономики Государственной программы в 2016 г. составил 2 932,5 млн. рублей, в том числе средства:

– БАО – 0,205 млн. рублей;

– БМО – 89,5 млн. рублей;

– внебюджетные средства – 2 842,8 млн. рублей.

Исполнение по подпрограмме 6 за 2016 год составило 2 924,9 млн. рублей, или 99,7 % к плану на 2016 год, из них средства:

– БАО – 0,185 млн. рублей, или 90,46 % к плану на 2016 год;

– БМО – 86,9 млн. рублей, или 97,1 % к плану на 2016 год;

– внебюджетные средства – 2 837,8 млн. рублей, или 99,8 % к плану на 2016 год.

В 2016 г. в автономном округе реализовывались следующие мероприятия:

– мероприятия по модернизации оборудования, используемого для выработки и передачи электрической и тепловой энергии, в том числе замене оборудования на оборудование с более высоким коэффициентом полезного действия, внедрение инновационных решений и технологий;

– модернизация ЦТП - замена средств автоматики и КИП с установкой частотнорегулируемых приводов, автоматизацией технологических параметров и передачей данных в диспетчерский пункт;

– повышение энергоэффективности систем освещения (замена ламп накаливания на энергосберегающие, установка автоматизированных систем управления освещением);

– модернизация и реконструкция сетей водоснабжения, систем водоподготовки, насосных и канализационных станций.

– модернизация и реконструкция сетей теплоснабжения, газоснабжения и электроснабжения в бюджетной сфере;

– установка приборов учёта используемых энергетических ресурсов;

– обустройство тепловой защиты ограждающих конструкций зданий учреждений (реконструкция фасадов, кровель и чердаков, замена оконных и дверных блоков);

– в нефтегазовом комплексе: установка предприятиями регулируемых электроприводов, установка компенсаторов реактивной мощности, замена насосов поддержания пластового давления, внедрение преобразователей частоты для управления компрессорами, внедрение на месторождениях вентильных двигателей, замена изношенного парка насосного оборудования, остановка нерентабельного фонда скважин, остановка высокообводненного фонда, оптимизация работы насосного оборудования на подпорных станциях, оптимизация технологических схем.

4. Удельные показатели, характеризующие потребление энергети­ческих ресурсов в бюджетной сфере

Государственными и муниципальными учреждениями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры разработаны и приняты программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В 2016 г. в рамках утверждённых программ реализовывались следующие мероприятия:

– установка и модернизация индивидуальных тепловых пунктов с заменой средств автоматики и КИП с установкой частотнорегулируемых приводов, автоматизацией технологических параметров;

– повышение энергоэффективности систем освещения (замена ламп накаливания на энергосберегающие, установка автоматизированных систем управления освещением);

– модернизация и реконструкция сетей теплоснабжения, водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения;

– установка приборов учёта используемых энергетических ресурсов;

– обустройство тепловой защиты ограждающих конструкций зданий учреждений (реконструкция фасадов, кровель и чердаков, замена оконных и дверных блоков).

По результатам мониторинга показателей (2011-2016 гг.) в бюджетной сфере происходит снижение удельных расходов энергетических ресурсов:

– удельный расход электрической энергии снизился с 99,9 до 90,4 кВт×ч/кв.м;

– удельный расход тепловой энергии снизился с 0,34 до 0,28 Гкал/кв. м;

– удельный расход холодной воды снизился с 8,98 до 7,39 куб. м/чел;

– удельный расход горячей воды снизился с 2,1 до 1,5 куб. м/чел.

Экономия энергетических ресурсов за период 2011-2016 годы составила от 9 до 27 %. Удельное потребление холодной и горячей воды на 18 %, тепловой энергии на 27 %, электрической энергии на 9 %.

В целях привлечения внебюджетных источников финансирования в бюджетную сферу автономного округа на реализацию энергосберегающих мероприятий в 2016 г. заключены 13 энергосервисных контрактов:

Объём плановой экономии в натураль­ном выраже­нии, Гкал

Объём плано­вой экономии (тыс. руб.)

Объём плано­вой экономии (%)

Предмет контрак­та (ресурс)

Кондинский р-н, МКОУ Кондинская СОШ

21.09.2016-21.09.2021, на 5 лет

Установка автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов (АИТП) и регуляторов расхода воды

Кондинский р-н, МБОУ Куминская СОШ

12.08.2016-31.05.2021, на 5 лет

Кондинский р-н, МКОУ Леушинская СОШ

26.07.2016-31.05.2021, на 5 лет

Кондинский р-н, МБОУ Междуреченская СОШ

12.08.2016-31.05.2021, на 5 лет

Кондинский р-н, МБОУ Морткинская СОШ

12.08.2016-31.05.2021, на 5 лет

Кондинский р-н, МКОУ Мулымская СОШ

12.08.2016-31.05.2021, на 5 лет

Кондинский р-н, МКОУ Чантырская СОШ

09.08.2016-31.05.2021, на 5 лет

Кондинский р-н, МБОУ Шугурская СОШ

12.08.2016-31.05.2021, на 5 лет

26.10.2016 - 30.11.2023, на 7 лет

Установка автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов (АИТП)

26.10.2016 - 30.11.2023, на 7 лет

26.10.2016 - 30.11.2023, на 7 лет

26.10.2016 - 30.11.2023, на 7 лет

01.10.2016 - 31.12.2021, на 5 лет

Установка блочного модуля погодозависимого регулирования (БМПР)

5. Удельные показатели, характеризующие потребление энергети­ческих ресурсов в жилищном фонде

В 2016 г. предоставлена субсидия на приобретение и установку приборов учёта энергоресурсов 91 гражданам на общую сумму 185,4 тыс. руб. (установлены индивидуальные приборы учёта холодной и горячей воды – 131 шт., общедомовые – 26 шт.).

Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21.02.2014 г. № 84-рп утверждён перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общедомового имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

По результатам мониторинга показателей в жилищной сфере отмечено снижение удельных расходов энергетических ресурсов 2016 г. по отношению к 2011 г.:

– удельный расход электрической энергии снизился с 95,04 до 79,48 кВт×ч/кв. м;

– удельный расход тепловой энергии снизился с 0,36 до 0,27 Гкал/кв. м;

– удельный расход холодной воды снизился с 51,1 до 34,2 куб. м/чел.

– удельный расход горячей воды снизился с 17 до 11,9 куб. м/чел.

По результатам анализа показателей в жилищном фонде определено, что экономия энергетических ресурсов за период 2011-2016 годы составила от 16 до 70 %. Удельное потребление газа сократилось на 70 %, горячей воды на 30 %, холодной воды 33 %, тепловой энергии на 25 % и электрической энергии на 16 %.

Максимальный эффект был достигнут в потреблении природного газа. В основном это было достигнуто за счёт установки приборов учёта.

6. Удельные показатели при производстве электрической и тепловой энергии, добыче и переработке нефти

Удельный расход топливно-энергетических ресурсов на выработку электрической энергии ТЭЦ уменьшился на 5,2 % по отношению к 2013 году и составил в 2015 г. 302,1 кг у.т. / тыс.кВт-ч.

Удельный расход топливно-энергетических ресурсов на выработку тепловой энергии ТЭЦ уменьшился на 0,6 % по отношению к 2013 году и составил в 2015 г. 150,2 кг у.т. / Гкал.

Удельный расход топливно-энергетических ресурсов на отпуск тепловой энергии в котельных уменьшился на 26,1 % по отношению к 2014 году и составил в 2015 г. 0,15 кг у.т. / Гкал.

Доля потерь в тепловых сетях в 2015 г. составила 6,5 %.

Это обусловлено тем, что предприятиям, осуществляющие выработку электрической и тепловой энергии, планомерно реализуют программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Данными предприятиями за отчетный период реализовывались следующие мероприятия:

– мероприятия по модернизации оборудования, используемого для выработки и передачи электрической и тепловой энергии, в том числе замене оборудования на оборудование с более высоким коэффициентом полезного действия, внедрение инновационных решений и технологий;

– модернизация ЦТП – замена средств автоматики и КИП с установкой частотнорегулируемых приводов, автоматизацией технологических параметров и передачей данных в диспетчерский пункт;

– модернизация и реконструкция сетей теплоснабжения с применение энергоэффективных материалов.

Затраты на добычу и переработку нефти увеличились за последние 5 лет. (с 22,7 кг. у.т. /тонну добытой нефти в 2012 г. до 26,2 кг. у.т. /тонну добытой нефти в 2016 г. и с 20,9 кг. у.т. /тонну переработанной нефти в 2012 г. до 27,7 кг. у.т. /тонну переработанной нефти в 2016 г.). В добыче это обусловлено тем, что по мере извлечения нефти из недр земли пластовое давление ослабевает, в связи с чем ослабевает и приток нефти. Необходимость сдерживания темпов падения добычи нефти требует проведения различных геолого-технических мероприятий по увеличению дебитов скважин по жидкости. Для поддержания пластового давления в скважину закачиваются различные технологические жидкости (системы поддержания пластового давления – главные потребители энергии на месторождениях). С целью увеличения проницаемости коллекторов производятся гидравлические разрывы пород, бурятся горизон­тальные скважины, увеличивается уровень депрессии в добывающих скважинах, проводятся иные мероприятия для поддержания дебита скважин на уровне, обеспечивающем рентабельность эксплуатации месторождения. Все эти мероприятия приводят к росту энергетических затрат на единицу добываемой продукции. Частично этот рост компенсирует внедрение систем энергоменеджмента, применение энергоэффективного технологического оборудования скважин, оптимизации их работы, совершенствование технологий нефтепереработки с введением распределённых систем управления.

7. Сведения о принятых в отчётном году нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, регулирующих отношения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2016 г. были приняты следующие нормативно правовые акты, регулирующих отношения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности:

8. Сведения о планируемых инициативах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

1. Премирование за конкретную работу по энергосбережению;

2. Премирование за выполнение плана по энергосбережению;

3. Премирование за создание и использование интеллектуальной собственности при реализации мероприятий по энергосбережению;

4. Премирование за соответствующее место в рейтинге по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

5. Премирование за победу в конкурсе по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

6. Премирование, как доля денежных средств от фактической экономии;

7. Продвижение по службе;

8. Поощрение в приказе;

9. Размещение информации успехах сотрудника в средствах массовой информации.

Читайте также: