Современный классный руководитель доклад

Обновлено: 01.07.2024

Зачем приспосабливать ребёнка к системе образования, не лучше ли приспособить эту систему к ребёнку!

Как лучше всего подготовить детей к жизни в быстро меняющемся мире?

Какая духовная сила, какие умения и способности нужны будут завтрашним взрослым для жизни в цивилизованном обществе?

Каждому человеку необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, синтезировать, выделять главное из второстепенного и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творчески думать и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот большой и удивительный мир.

Я думаю, что основные составляющие воспитательного процесса:

– знать и учитывать возрастные особенности учащихся;

– применять современные педагогические технологии в воспитательном процессе;

– воспитывать ребёнка на красоте, успехе, , уверенности;

– союз семьи и школы .

Создание условий для развития социально-адаптированной личности в условиях гуманизации и стандартизации образования.

1. Воспитательный процесс строить на таких составляющих, как психологическая защищённость, радость познания.

2. Вести работу по сплочению коллектива.

3. Способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности класса.

4. Уметь применять нормы взаимоотношений с другими людьми во всех видах деятельности: общении, учебной, трудовой, спортивной, художественной, общественной .

Моя воспитательная система основывается на идеях личностно – ориентированного подхода.

– индивидуальность (проведение диагностик, анкет, родительских опросов, диспутов);

– самостоятельность (выбор групп по интересам, выбор коллективно-творческих дел, подготовка к проведению, распределение обязанностей в классе);

– гуманизм (все дети добры и имеют творческие и интеллектуальные способности);

– творчество (развитие творческих способностей каждого ребёнка, участие в школьных и городских мероприятиях);

– коллективизм (работа по сплочению коллектива).

Я, считаю, что огромное значение в воспитательной работе в школе, имеет целенаправленная работа классного руководителя по сохранению и развитию ребёнка.

Ни для кого не секрет, что положительные эмоции, стимулируемые педагогом, влияют прямым образом на результативность учебной деятельности. Многие школьники эмоционально положительно воспринимают школу, проявляют живой интерес к школьному обучению. Сильный и устойчивый интерес побуждает ребёнка к творческой и интеллектуальной активности, к стремлению преодолеть трудности. Главное, не быть диктатором. Тогда результаты другие. В своей работе я полагаюсь на успехи и детские достижения. Я одобряю словом, стараюсь вызывать у ученика радость общения с педагогом, способствую адаптации ребёнка в ученическом коллективе.

Современный классный руководитель должен:

  • присоединиться к классному коллективу, а не быть диктатором;
  • помочь каждому ребенку в классном коллективе;
  • вовремя отойти в сторону, позволяя детям идти своим путём, развивать детскую инициативность;
  • следовать дальше, самообразовываться, чтобы помочь другим.

Как помочь детям жить активной полноценной и интересной жизнью?

  1. Способствовать формированию устойчивой мотивации “на здоровье” учащихся, родителей.
  2. Воспитывать и обучать основам здорового образа.
  3. Вести работу по пропаганде сохранения здоровья и здорового образа жизни.
  4. Обеспечивать психологический комфорт обучающихся.

Направления работы современного классного руководителя по формированию здорового образа жизни:

– нестандартные классные часы;

– социально-психологическая (родители – ребёнок).

Портрет современного классного руководителя:

Велика роль современного классного руководителя в развитии и становлении личности ученика. С одной стороны он должен быть личностью, соответствовать идеалу, который ждёт от него ребёнок, а с другой стороны, он должен обладать профессиональными качествами, быть педагогически компетентным, чтобы влиять на саморазвитие ребёнка.

Не все рождаются творческими личностями. Однако я считаю, что при создании определённых условий, к числу которых можно отнести развитие самостоятельности, предоставление возможности творческого и интеллектуального самовыражения и самореализации учащихся можно добиться большого успеха.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный классный руководитель в воспитательном процессе образовательного учрежедния

Выступление Т.А. Корчагиной, заместителя директора по воспитательной работе МБОУ СОШ №4 г. Дзержинска Нижегородской области, на городской конференции классных руководителей по теме: "Современный класс.


круглый стол "Современный классный руководитель"

«Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя – и тут же реализуются.


Современный классный руководитель

Каким должен быть классный руководитель, цель его работы, взаимоотношения со школьниками - этому посвящен данный материал.


Современный классный руководитель 2013

Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим, проблема социальных конфликтов стала предметом изучения многих наук.


Условия эффективного сотрудничества современного классного руководителя с классным коллективом

В XXI веке деятельность классного руководителя актуальна. Для эффективного сотрудничества классного руководителя с классным коллективом необходимо выполнение определенных условий.


Современный классный руководитель

в данной сатье я размышляю о том, кто же он такой, классный руководитель, поменялась ли его роль в 21 веке.

Круглый стол "Современный классный руководитель"

«Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя – и тут же реализуются.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад по теме

«Роль классного руководителя

«Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя – и тут же реализуются. Если их нет, значит то не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка…

Какой же ребенок не мечтает оказаться на месте взрослого. Ведь иногда так хочется пофантазировать, представить себя на месте учителя или даже строгого директора. В мечтах ребенок чувствует себя взрослым. С его точки зрения он умеет все: и правильно учить и интересно рассказывать, помочь кому – то в трудной ситуации, ругать за плохие оценки и за плохо выученные уроки, советовать, заботиться и заступаться за слабого.

Вспоминая детство, каждый из нас часто воспроизводит события, связанные с жизнью в школьные годы. Добрая память осталась о том педагоге, с которым связаны радостные минуты общения, который помогал в решении личностных проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы.

Воспитание – это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить и совершая которые он гарантированно достигает успеха, а деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя её цели, насыщая её ценностями, подбирая методы и средства, сообразуя с имеющими условиями, рефлексируя процесс этой деятельности.

Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современной задачей, которую ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.

Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, а так же в свою практику включает и новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.

В последнее время получили широкое распространение следующие формы воспитательной работы:

Открытий микрофон – ученикам предлагается обсудить события общественной жизни.

Философский стол – обсуждение жизненных ситуаций воспитанниками философской позиции.

Дискуссионные качели по предложенной теме – беседы с чередованием суждений ведут две группы учеников.

Разговор при свечах – беседа на темы интимно-личностного общения или этического содержания жизненных ценностей.

Каким должен быть современный классный руководитель? Какова его роль в современном воспитательном процессе?

Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности – это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно-ориентированном подходе.

Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.

В настоящее время классный руководитель идет в ногу со временем, он методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а так же умеет ориентироваться в основных нормативных документах. Классный руководитель интересуется вопросами волнующими современную молодежь, изучает новинки информационных технологий. Кроме того, классный руководитель хорошо знает инфраструктуру города, в котором он живет и работает, это помогает организовывать внеклассную работу. Регулярно повышает свою квалификацию, посещая и участвуя в тематических секциях, семинарах и конференциях.

Сколько бы мы не читали, не учились, главное не забывать о мнении детей.

Дети являются главным звеном воспитательного процесса. Без их участия ни один классный руководитель не сможет продемонстрировать своё мастерство, показать навыки работы, поделиться опытом.

Классный руководитель должен создавать условия! Он должен помогать реализации ребенком своих психосоциальных потребностей, которые есть основа мотивационной сферы человека. Чтобы ребенок стал хорошим надо, чтобы он хотел, стремился, находил удовольствие в том, чтобы быть хорошим!

Воспитывать может любая деятельность: умственная, физическая, организаторская. Необходимо только, чтобы она была педагогически инструментирована, а именно развивала ребенка, его дарования и вместе с тем помогала ребенку чувствовать удовольствие, наслаждение, радость от того, что он делает и благодарности окружающих.

Что же такое современное воспитание?

Это деятельность классного руководителя, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых, психосоциальных потребностей школьника.

Работа классного руководителя – целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.

Деятельность современного классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися своего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов. Через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления.

Одной из важнейших задач современного классного руководителя является системная работа с коллективом класса. Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально-ценные отношения и переживания воспитанников в классном сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления. Классный руководитель создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся.

Классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами и родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.

В процессе своей деятельности современный классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями – предметниками, привлекает учителей к работе с родителями, включает обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам. Это и разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, и совместная организация и участие в предметных неделям, тематических вечерах и других мероприятиях.

Совместно с педагогом – психологом классный руководитель изучает индивидуальность учащихся, процесс их адаптации и интеграции в микро- и макросоциуме. Классный руководитель координирует связь педагога – психолога с родителями. При поддержке психолога классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, помогая ребенку определиться в выборе будущей профессии.

Большое значение в деятельности классного руководителя имеет сотрудничество с педагогами дополнительного образования. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников.

Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования.

В организации внеучебной, внешкольной работы классного коллектива, досуговых и каникулярных мероприятиях классный руководитель активно взаимодействует с педагогом – организатором. При поддержке педагога – организатора классный руководитель привлекает к работе с классом представителей культуры, спорта, общественность.

Классный руководитель так же должен тесно взаимодействовать с социальным педагогом, призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся.

Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы.

В своей работе классный руководитель постоянно заботиться о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.

Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и дома. При этом важнейшей задачей остается актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию обучающегося, его речи, интеллекта.

Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час – форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.

Одним из самых сложных компонентов деятельности классного руководителя является обеспечение обратной связи. Это и в методическом и психологическом смысле довольно сложная процедура.

Таким образом, для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный руководитель - педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.

"Современный классный руководитель"

“Через сказку, фантазию, игру,

через неповторимое детское творчество –

верная дорога к сердцу ребёнка”

Классный руководитель - педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.

Хороший воспитатель – это прежде всего высоконравственный человек. Он честен и справедлив, порядочен во всех своих мыслях и действиях. Такой наставник знает и понимает духовный мир своих воспитанников, живет их радостями и печалями, дорожит их доверием, всегда деликатен и тактичен в обращении с ними, не злопамятен, терпелив и отходчив. Он любит и глубоко уважает каждого своего воспитанника, внимателен, заботлив, доброжелателен.

Классный руководитель - ближайший и непосредственный воспитатель и наставник учащихся. Он организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия учителя, родителей и общества, отвечает за организацию воспитательной работы в своём классе. В деятельности классного руководителя органично сочетаются идейно - воспитательная, организационная и административные функции. Классный руководитель заботится о всестороннем развитии детей, о коллективизме, трудолюбии, воспитании, о повышении качества знаний укреплении дисциплины и порядка в классе.

Процесс воспитания - это взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности по овладению учащимися социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями. Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействие со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.
На мой взгляд, воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей вместе со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.
В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.
Цель классного руководителя направлена на:
- создание условий для развития личности ребенка

- воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к трудовой деятельности и нравственному поведению;
- воспитание активного, инициативного человека, способного к постоянному самосовершенствованию;
- формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.
Для этого нужно выполнить следующие задачи:
Создать
- максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развитию детей на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений желаний;
- благоприятный психологический климат в классе для детей и родителей.
- развивать творческие способности школьников;
Основное в деятельности классного руководителя - воспитание учащихся и сплочение их в дружеский коллектив. Конечно, в центре его внимания стоят вопросы учебной работы, повышения уровня знаний. Но к их решению он подходит прежде всего как воспитатель. Он помогает учителям в повышении качества обучения.

Классный руководитель лишь частично непосредственно организует детскую жизнь и деятельность. Значительно большую роль в этом смысле играют родители, учителя-предметники, наставники, мастера, руководители кружков, секций, студий, организующие быт, учебный и общественно полезный труд, общественную деятельность. Классный руководитель отвечает за содержание воспитательного процесса, его соответствие целям гуманистического демократического воспитания и активность участия в нем детей. Для этого необходима диагностика, достаточно полная осведомленность воспитателя об участии ребенка в различных видах деятельности, его отношениях в группах, характере и содержании общения, формирующихся потребностях и интересах, стимулах и мотивах поведения. На основе информации, получаемой от самих детей, от непосредственных организаторов их жизни, классный руководитель контролирует состояние воспитательных отношений, дает советы, вносит педагогические коррективы в течение жизни.

Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.
Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися своего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления.

К важнейшим функциям классного руководителя относятся: развитие познавательных интересов и способностей школьников, их профессиональная ориентация, забота об охране здоровья учащихся. Классный руководитель организует своевременную помощь отстающим учащимся, организует работу классного коллектива в общественном полезном труде, в важнейших общешкольных мероприятиях. Он также взаимодействует с детьми на основе уважения, взаимопонимания. Классный руководитель- член педагогического коллектива. Организаторскую и воспитательную работу он проводит не в одиночку, а под руководством директора школы и его заместителей, в тесном контакте с другими учителями. Но по сравнению с другими учителями он чаще и больше общается с учащимися. Его общение с ними не обрывается после звонка. Он и после уроков выступает в роли воспитателя. Воспитательная работа классного руководителя не ограничивается рамками школы. Он поддерживает тесную связь с семьёй. В процессе воспитания классный руководитель доходит до каждого ученика. В любом классе, в том числе в самом организованном и дисциплинированном нужна повседневная воспитательная работа, направленная на формирование положительных качеств и на преодоление отрицательных. Как уже было сказано, классный руководитель по сравнению с другими педагогами больше общается с семьёй. Он информирует родителей об учебной работе и поведении школьников, намечает вместе с ними пути совместной работы по их воспитанию.

Среди основных качеств личности классного руководителя в первую очередь следует назвать такие качества, как коммуникативная идейность, общественная активность, нравственная зрелость. Эти качества, конечно, необходимы каждому педагогу. Но особенно важно обладать ими классному руководителю. Ведь он воспитывает своих учеников не только словом, но и личными примерами, своим поведением. Не маловажное значение для классного руководителя имеют такие качества его личности, как увлечённость профессией, гуманное отношение к детям, высокая требовательность к себе и своим учащимся. Классному руководителю необходимы и такие качества, как коммуникативность, дружеское расположение, вежливость в общении. Успех работы классного руководителя зависит и от наличия у него информационных знаний и умений. Особенно важно обладать умением ярко, выразительно, логично изложить свою мысль, уметь убедить, привлечь к себе. К основным качествам, необходимым классному руководителю, следует отнести тактичность, выдержку и самообладание, отзывчивость, наблюдательность, искренность, находчивость, аккуратность и внешнюю опрятность. Классный руководитель – ближайший наставник учащихся своего класса. Он призван организовать жизнь школьников, управлять их развитием. Его почётное дело - непосредственное воспитание детей и молодёжи, формирование жизнерадостного, трудолюбивого, физически и нравственно, здорового поколения.

Классный руководитель ставит и осуществляет единые воспитательные задачи. Так, он стремится приучить детей к трудолюбию, организованности, правдивости. Но пути, средства и методы достижения этих задач могут быть различными в зависимости от индивидуальных особенностей учеников. Одних нужно вовремя поощрить, других- умело наказать за нарушение правил поведения. А для этого нужно глубоко и всесторонне их изучить. Классному руководителю надо хорошо знать о своих учениках, понимать их, уметь организовать полезную учебно-общественную деятельность с учётом их индивидуальных особенностей и интересов. Хорошее знание учащихся поможет уладить недостатки в поведении.

Эффективность и качество воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от систематической работы по повышению их квалификации. Для того чтобы хорошо воспитать учащихся, им самим надо быть хорошо воспитанными и высокообразованными, постоянно пополнять и совершенствовать свои знания, педагогическое мастерство. Важнейшей формой повышения квалификации классного руководителя является самообразование. Систематическая работа классного руководителя по повышению квалификации обеспечивает постоянное движение их к вершинам педагогического мастерства.

Однако сегодня до сих пор четко не определены функции классных руководителей, содержание их работы, круг их полномочий и ответственности, вариативные формы решения ими педагогических задач. В связи с этим актуальной является проблема обеспечения оптимальной деятельности классного руководителя.

Классный руководитель - педагог, осуществляющий организацию, координирование и проведение внеурочной воспитательной работы в закреплённом за ним классе.

Основная задача классного руководителя - скоординировать все воспитательные влияния на школьников в целях развития личности посредством включения их в многообразные виды деятельности и взаимоотношений. Он решает задачи в соответствии со спецификой возраста учащихся и сложившимися в классе взаимоотношениями. Отношения с каждым учащимся строятся классным руководителем с учетом его индивидуальных особенностей. Деятельность классного руководителя основывается на потребностях каждого конкретного классного коллектива, каждого конкретного ребенка, и главное в ней - содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.

Формы работы классного руководителя определяются, исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и в данном классе, традиционного опыта воспитания; степень педагогического воздействия - уровнем развития личностей обучающихся, сформированностью классного коллектива как группы, в которой происходит развитие и самоопределение подростков. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д. При этом важнейшей задачей остается актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию обучающегося, его речи, интеллекта; формирование навыков критического отношения к информации.

Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час - форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.

Одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с коллективом класса. Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально ценные отношения и переживания воспитанников в классном сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления; создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся. Его работа направлена на становление и проявление неповторимой индивидуальности, "лица" классного сообщества. В то же время классный руководитель заботится о позиции и месте класса в школьном коллективе, способствуя межвозрастному общению.

Еще одной важной задачей классного руководителя по обеспечению целостности учебно-воспитательного процесса является координация деятельности и налаживания взаимоотношений четырех ведущих коллективов: детского воспитательного, учителей, работающих с классом, родителей и трудового (базового предприятия). В детском коллективе классный руководитель способствует организации ученического самоуправления, установлению деловых отношений ответственной зависимости, развитию отношений по интересам. Он взаимодействует с детьми на основе уважения, взаимной требовательности, внимательности, сочувствия, взаимопомощи и справедливости. С коллективом учителей, работающих в классе, классный руководитель обменивается информацией, договаривается о единых действиях, требованиях и совместных форма работы. Взаимодействия с родительским коллективом строятся на обмене информацией, единстве требований, осуществлении родительского педагогического всеобуча, участии родителей в отдельных формах педагогической работы с детьми. Отношения с трудовым коллективом организуются как шефские, деловые и свободного общения.

Непосредственное общение с детьми, идейное, духовно-ценностное влияние на них требует от классного руководителя повышенного внимания к психическим переживаниям и состояниям детей, формированию их идеалов, взглядов, убеждений, личностных качеств и индивидуальных способностей. Ребенок формируется как личность и индивидуальность тогда, когда педагоги стремятся перевести внешние социально ценные стимулы во внутренние мотивы его поведения, когда он сам добивается общественно ценных результатов, проявляя при этом целеустремленность, волю и мужество. Воспитательный эффект велик, когда воспитание, на каждом этапе возрастного развития, перерастает в самовоспитание, а ребенок из объекта воспитания превращается в его субъект. Механизмом такого превращения является осмысление детьми процесса собственной жизнедеятельности: осознание ее целей, требований, перспектив; познание в ее процессе своих сил и возможностей; преодоление (самоопределение) своих слабостей и осуществление самовоспитания. Классный руководитель, анализирующий вместе с учащимися общественную жизнь, процесс их становления как личностей, формирования их мировоззрения, творческих способностей, предстает перед ними в качестве мыслителя, помогающего активно участвовать в становлении собственной личности, развитии и организации поведения.

Педагогическая умелость – это основа профессионализма классного руководителя, без которой невозможно работать в школе. Она базируется на достаточной теоретической и практической подготовке классного руководителя, которая обеспечивается в педагогических учебных заведениях и продолжает отшлифовываться и совершенствоваться в школе. Так, классному руководителю необходимо знать способы подготовки к учебным занятиям, правильно определять структуру, содержание и методику проведения отдельных этапов урока, использовать важнейшие приемы создания проблемных ситуаций, поддерживать внимание и дисциплину учащихся на занятиях, сочетать различные формы и методы проверки и оценки знаний, проведения фронтальной и индивидуальной работы с учащимися и т.д. Несколько упрощая дело, можно сказать, что система этих знаний, умений и навыков в той или иной мере определяется нормативными курсами психологии, педагогики и частных методик, которые изучаются в педагогических учебных заведениях и на педагогических отделениях университетов.

Современный классный руководитель – тонкий психолог и умелый педагог. Владея теоретическими познаниями и педагогической интуицией, он легко входит в контакт с учителями и учениками, умело организует совместную деятельность в школе и вне ее, обладает искусством прямо и косвенно управлять мыслями, чувствами и волей школьников. Он исследователь и организатор, общественник, увлеченный наукой, спортом, техникой или искусством человек. Все богатство своей души он с готовностью дарит ученикам.

Классный руководитель – это организатор и руководитель целостного педагогического процесса. Это педагог, который является “центром” организации, координации всех влияний, оказывающихся на отдельную личность, на коллектив учащихся; это – координатор совместных усилий учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, психолога, социолога. Деятельность классного руководителя в современной школе необходимо оценивать именно с такой позиции.

Классный руководитель – это друг, советчик, который остается в памяти ребят на всю жизнь.


В чем цели и задачи современного классного руководителя? И отличаются ли они для учителя, работающего в современной городской или сельской малокомплектной школе? О том, что делается сегодня в регионе для финансовой поддержки классных руководителей – в нашем материале.

Наставник и помощник

На классном руководителе – особая ответственность. Это - наставник для детей, помощник, зримый пример поведения и решения жизненных ситуаций. В жизни каждого ребенка он будет играть особую роль: например, трудному подростку он необходим для социализации и адаптации, улучшения посещаемости, профилактики вредных привычек; обычному, среднестатистическому школьнику, классный руководитель помогает правильно выстроить отношения с одноклассниками, помириться с друзьями, найти общий язык с родителями. Талантливому ребенку наставник нужен отнюдь не меньше, ведь именно учитель может вовремя увидеть сильные стороны ученика, поможет их развить, поделиться опытом, не даст таланту затеряться. Учить, воспитывать, прививать духовно-нравственные ценности и любовь к Родине, стимулировать интерес к учебе, формировать полноценного гражданина своей страны – на классного руководителя возложены эти и многие другие задачи.

Золотые слова? Безусловно! Но за ними кроется огромная работа. Сегодня в Воронежской области обучаются 227 482 школьника в 715 организациях среднего и общего образования. Многие из этих ребят все еще находятся под трепетным надзором классных руководителей (их в регионе 11 543).


Есть функции классных руководителей, которые сразу видны невооруженным взглядом. Это – организация питания и дежурств школьников, контроль посещаемости и проведение классных часов, наблюдение за здоровьем учеников и их внешним видом. Однако огромная часть работы скрыта от посторонних глаз, но не менее важна. Это, к примеру, взаимодействие с родителями учеников. Вот как об этом рассказывает Елизавета Довгоселец, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 38 им. Е.А.Болховитинова:


Работа с семьями учеников включает в себя не только проведение родительских собраний, но и педагогическое просвещение родителей, их привлечение к различным внеклассным мероприятиям, изучение условий семейного воспитания, личное посещение семей и изучение условий, в которых живет и воспитывается ребенок, а при необходимости и проведение индивидуальных диагностических бесед и консультативно-коррекционной работы с родителями учащихся. Таким образом, получается, что воспитывая ребенка, классный руководитель берет на себя ответственность за всю его семью. Вот как рассказывает об этом Жанна Тюряева, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №101:

Получается, что классный руководитель – это не просто учитель, проверяющий тетрадки с домашними заданиями, но и психолог, врач-диагност и даже юрист. И при этом, он должен находить время на саморазвитие и самообразование, а иначе детям будет с ним попросту неинтересно:

Помощь от государства

Сложно ли все это совмещать одному человеку? Безусловно! А сколько душевного тепла и бессонных ночей, а то и просто слез бессилия и усталости тратят эти люди. Как компенсирует государство эти моральные и физические затраты? Помимо заработной платы ежемесячно классные руководители получают региональную и федеральную надбавки за классное руководство.

5000 рублей из федерального бюджета выплачивается с 1 сентября 2020 года, причем она не зависит от количества учеников в классе. А если учитель ведет два класса, то доплату он получит за каждый класс отдельно.

Кроме того, существуют и региональные выплаты, которые правительство Воронежской области, несмотря на пандемию и связанные с ней экономические трудности, сохранила в полном объёме. В общей сложности в текущем году на выплаты классным руководителям в региональных организациях общего и среднего образования было выделено 313,4 млн. руб.


В 9 классе там учатся всего 5 человек - один юноша и четыре девушки. В этом есть и свои минусы, и свои плюсы. К примеру, из-за малого числа учеников в классе, сложно, а то и невозможно проводить командные соревнования или групповые квест игры. Ребятам не хватает духа соперничества, который, как правило, присутствует в больших школах. Кроме того рядом со школой нет досуговых центров для молодежи и учреждений дополнительного образования, а значит вся тяжесть воспитательной работы в сельской местности ложится на классного руководителя, который должен заинтересовать, вовлечь детей, организовать их досуг так, чтобы они развивались и получали дополнительные знания наравне с учениками городских школ.

Однако есть и плюсы: небольшое количество детей позволяет классному руководителю более тщательно раскрыть склонности, достоинства и таланты каждого ребенка. По сути, все они – скорее не класс, а одна крепкая, дружная семья. Валентина Артюшова знает характер и склонности каждого подростка, его вопросы и проблемы. И это способствует созданию близких доверительных отношений.

Вот как говорит о своих воспитанниках сама Валентина Артюшова:


Читайте также: