Региональная и муниципальная политика в конце 18 века доклад

Обновлено: 18.05.2024

Внешнеполитический курс России в эпоху правления Петра I (1682-1725), эпоху дворцовых переворотов (1725-1762), правления Екатерины II (1762-1796) и Павла I (1796-1801). Характеризуется значительным усилением роли России на международной арене.

Внешняя политика Петра I

Азовские походы

Важнейшей задачей Петра было продолжение войны с Крымом, начатой при его сестре царевне Софье. Он решил завладеть турецкой крепостью Азовом. В 1695 году Азов был осажден, но из-за недостатка вооружения, плохой подготовки и отсутствия флота взять его не удалось.

После этого Петр начал строить собственный флот. В 1696 году на р. Воронеж было сооружено два крупных корабля, 23 галеры и свыше тысячи барок и мелких судов. Кроме того, сухопутная армия была увеличена вдвое. В 1696 году, блокировав Азов с моря, русские взяли крепость. Для закрепления своих позиций на Азовском море была построена крепость Таганрог.

Посольство выехало весной 1697 года. Петр I путешествовал под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова. Посольство проехало через Ригу и Кенигсберг в Голландию и Англию, затем в Вену. Кроме ведения переговоров, Петр изучал кораблестроение и военное дело, знакомился с европейским образом жизни. Кроме того, он выяснил, что сложилась благоприятная обстановка для борьбы России за Балтику, так как страны Европы были заняты войной за испанское наследство.

Летом 1698 году поездка была прервана. Царь срочно покинул Вену и вернулся в Москву из-за стрелецкого мятежа, участники которого были жесткого наказы.

Северная война (1700-1721). Прутский поход (1711)

Петр сосредоточил все силы на подготовке к войне со Швецией за выход к Балтийскому морю. В 1700 году Россия заключила перемирие с Турцией и в союзе с Саксонией (ее курфюрст был также и польским королем) и Данией (Северный союз) объявила войну Швеции. Ее король Карл XII, обладавший первоклассной армией и флотом, решил разбить противников поодиночке. После бомбардировок Копенгагена Дания вышла из войны. Попытки саксонцев взять Ригу были отбиты. Россия же осадила Нарву, но превосходящие силы шведов разбили русские войска, которые потеряли и всю артиллерию. После этого Карл XII направил войска против Польши.

Тем времен Петр принялся за реорганизацию армии. Создавались новые полки, офицерские кадры, укреплялись города, возрождалась артиллерия. В 1702 году началось наступление русских войск. Они овладели Шлиссельбургом – крепостью у истока Невы. В мае 1703 года в устье Невы был заложен Санкт-Петербург. Началось строительство русского флота, вышедшего на Балтику. В 1704 году русские смогли взять Нарву и Дерпт.

Карл XII нанес Польше поражение. В 1704 году власть в ней перешла от Августа II к шведскому ставленнику Станиславу Лещинскому, в 1706 году Август лишился и Саксонии. Россия осталась один на один со Швецией. Шведы, двинувшиеся к Москве, заняли Минск и Могилев. Русская армия отступала, однако пойти дальше на Смоленск Карл не решился и отвел свою армию на Украину, где планировал пережить зиму и дождаться корпуса генерала Левенгаупта с запасом продовольствия. Однако в сентябре 1708 года у д. Лесной этот корпус был разбит русскими. В то же время расчет Карла, делавшего ставку на помощь украинского гетмана Ивана Мазепы, не оправдался – за изменником-гетманом пошла лишь малая часть казачества.

Главное сражение между русской и шведской армиями произошло 27 июня 1709 года под Полтавой. Шведы были разгромлены. Из 30 тыс. шведских солдат 9 тыс. были убиты, 3 тыс. взяты в плен, еще 16 тыс. были пленены во время преследования. Сухопутная армия Швеции была уничтожена. Король Карл вместе с Мазепой бежал в Турцию. Полтавская битва показала возросшую мощь русской армии и предопределила исход войны.

В 1710 году в войну под подстрекательством Швеции и Франции вмешалась Турция. На реке Прут в 1711 году 130 тыс. турок окружили русские войска. Россия добилась перемирия, вернув Турции Азов и срыв Таганрог. Карл XII вернулся в Швецию.

В 1710-е годы война переместилась на море. 27 июля 1714 года русский флот одержал первую победу в битве при Гангуте. Вскоре флот России, не прекращавший развиваться, превзошел шведский вдвое по количеству боевых судов. Еще одна важная победа русского флота произошла у о. Гренгам в 1720 году.

С 1718 года начались мирные переговоры (Аландский процесс). Смерть Карла XII от ядра прервала их. Только в 1721 году был заключен Ништадский мир. Россия, осуществив чаяния нескольких веков, получала выход к Балтике: к ней переходило побережье от Выборга до Риги (часть Карелии и Ингрия, Эстляндия и Лифляндия). Россия выплачивала за эти земли 1,5 млн. рублей. Финляндия возвращалась к Швеции.

Каспийский поход (1722-1723)

Россия при Петре активизировала свою внешнюю политику в Закавказье, воспользовавшись кризисом в Иране. В 1722 году состоялся поход на Кавказ и Иран, в результате чего Россия получила западный берег Каспия с Баку, Рештом и Астрабадом. Затем в войну вступила Турция, однако в 1724 году с ней был заключен Константинопольский мир. Турция признала российские приобретения, а Россия признала за турками западное Закавказье.

При Петре Великом роль Российского государства на международной арене значительно возросла.

Внешняя политика в эпоху дворцовых переворотов

Страна отходила от напряжения петровского времени. Производилась перестройка армии на европейский манер, строились оборонительные сооружения на юге и юго-востоке. Флот дряхлел, а командные должности находились у иноземцев. Но и в этот период Россия смогла присоединить часть Причерноморья, Финляндии и Казахстана.

В 1733-1735 годах шла русско-польская война. Ее поводом стало то, что на польский трон взошел не русский ставленник Август III, а поддержанный Францией Станислав Лещинский. Главным ее событием стало взятие русскими войсками под предводительством Б.К. Миниха Гданьска. Лещинский бежал во Францию, а Август III стал королем Польши.

Продолжалось и противостояние с Крымом и Турцией. Крымчаки все так же нарушали русские границы, что стало причиной русско-турецкой войны 1735-1739 годов. Союзником России стала Австрия. В 1736 году русская армия взяла Бахчисарай и Азов, в 1737 – Очаков. В 1739 году под Ставучанами турки были разбиты. После сепаратного мира между Австрией и Турцией, Россия в 1739 году заключила Белградский мир с османами. Ей перешел Азов и территория между Северским Донцом и Бугом, однако выход к Черному морю оставался за турками.

В 1741-1743 году состоялась русско-шведская война. Шведы хотели взять реванш за поражение в Северной войне. Боевые действия велись в Финляндии и закончились Абосским миром, который подтвердил итоги Северной войны. Россия также получила территорию в Финляндии до р. Кюмени.

Активно велась и политика по восточному направлению. В 1731 году Анна Иоанновна приняла в состав России Младший Казахский жуз. В 1740-1743 годах в состав России добровольно вошел и Средний жуз.

Россия приняла участие в Семилетней войне 1756-1763 годов. В войне участвовали две коалиции. Одна состояла из Англии, Пруссии и Португалии, другая – из Франции, Австрии, Испании, Швеции и Саксонии. Ко второй коалиции присоединилась Россия, опасавшаяся стремлений Пруссии захватить Польшу и часть Прибалтики.

Летом 1757 года русская армия двинулась в Восточную Пруссию. Вскоре у д. Гросс-Егерсдорф пруссаки потерпели первое поражение от русского оружия. В 1758 году русскими был взят Кенигсберг. В битве у д. Цорнсдорф в 1758 году и генеральном сражении при д. Кунерсдорф в 1759 году армия Фридриха II была разбита. В 1760 году русские войска вошли в Берлин. В Семилетней войне одержали первые победы П.А. Румянцев и А.В. Суворов.

Однако война не принесла России реальных результатов, так как после восшествия на престол Петра III в 1762 году был заключен мир с Пруссией, а все завоеванные территории были возвращены.

Внешняя политика Екатерины II

Во второй половине XVIII века главной задачей внешней политики было получение выхода к Черному и Азовскому морям. Еще одной важной вехой стали разделы Речи Посполитой, борьба с революционной Францией.

Подначиваемая Англией и Францией, Турция объявила России войну в 1768 году. Военные действия велись на территории Молдавии и Валахии, Азовском побережье. В 1770 году сухопутная армия под командованием Румянцева одержала победу при Ларге и Кагуле и вышла к Дунаю. Русский же флот во главе с А.Г. Орловым и адмиралами Г.А. Спиридовым и И.С. Грейгом уничтожил в Чесменской бухте турецкую эскадру. Флот османов был блокирован в Черном море. В 1771 году русские войска под руководством князя В.М. Долгорукова овладели Крымом. В 1774 году русские перешли Дунай. Войска во главе с Суворовым разбили турок у д. Козлуджи. В том же году был заключен Кючук-Кайнарджийский мир. Россия получала выход к Черному морю, степи Причерноморья, право иметь черноморский флот и проходить через проливы Босфор и Дарданеллы, Азов и Керчь, Кубань и Кабарду. Крымское ханство становилось независимым от Турции. Русское правительство получило право выступать в роли защитника интересов христианских народов Османской империи.

После этого началась борьба против турок среди балканских народов. Молдавия и Валахия получили автономию.

Русско-турецкая война (1787-1791)

Турция попыталась вернуть себе Крым. Тогда русские войска заняли Крымский полуостров, который вошел в состав России. Здесь в 1783 году была основана база русского флота – Севастополь. В том же году Восточная Грузия перешла под покровительство России по Георгиевскому трактату.

В 1787 году Екатерина II совершила поездку по Крыму и Новороссии. В том же году Турция потребовала возвращения Крыма. Армия под предводительством Суворова разгромила врага при Кинбурне в 1787 году, Фокшанах и на р. Рымник в 1789 году. В 1788 году Г.А. Потемкин после осады штурмом овладел Очаковым. В 1790 году был взят Измаил. Русский флот во главе с адмиралом Ф.Ф. Ушаковым одержал блестящие победы в Керченском проливе и у форта Гаджибей. В 1791 году в битве у мыса Калиакрия турецкий флот был уничтожен. В том же году был заключен Ясский мир. Турция признала Крым за Россией, а также покровительство ей Грузии. Россия получала территории между Бугом и Днестром.

В итоге русско-турецких войн Крымское ханство было уничтожено, происходило освоение степного юга России, укрепились связи со Средиземноморьем.

Разделы Речи Посполитой

Польский вопрос стал одним из центральных в европейской политике последней трети XVIII века. Речь Посполитая переживала внутриполитический кризис, центральная власть ослабела, одно за другим поднимались крестьянские восстания. Этим решили воспользоваться соседние страны – Пруссия, Австрия и Россия.

Поводом к вмешательству в дела Польши стал вопрос о положении в ней христиан-некатоликов. Россия ввела туда войска под предлогом защиты их интересов. Одновременно Пруссия и Австрия оккупировали часть польских земель. Екатерина II не хотела делить Польшу, она хотела сохранить ее единой и под русским влиянием.

В итоге она была вынуждена уступить, и в 1772 году произошел первый раздел Польши. Австрия получила Галицию, Пруссия – Поморье, а Россия – Восточную Белоруссию и часть латвийских земель. Эти события вызвали бурную реакцию шляхетства.

В 1793 году состоялся второй раздел Польши. К России отошла Центральная Белоруссия с Минском и Правобережная Украина. Пруссии достались Гданьск, часть земель по р. Варта и Висла. В 1794 году вспыхнуло восстание под предводительством Тадеуша Костюшко, желавшего сохранить польский суверенитет. Екатерина II подавила восстание, а в 1795 году произошел третий раздел Польши, по которому Пруссия получила Центральную Польшу с Варшавой, Австрия – Южную Польшу с Краковом и Люблином. России отошли Литва, Курляндия, Волынь и Западная Белоруссия. В результате разделов Польша более чем на столетие лишилась государственности и суверенитета. Польский король Станислав Август Понятовский отрекся от престола и переехал в Россию. В рамках же Российского государства объединились три восточнославянских народа – русские, украинцы и белорусы.

Борьба против революционной Франции. Павел I.

Борьбу с Францией продолжил Павел I. В 1798 году Россия вступила в антифранцузскую коалицию во главе с Англией. Военные действия велись в Италии и Средиземном море, куда и отправились английский и русский флоты. Флот под командованием адмирала Ушакова в 1798 году смог освободить от французов Ионические острова, овладеть их базой на о. Корфу, а в 1799 году освободить Неаполь и Рим.

Русская сухопутная армия во главе с Суворовым совместно с австрийцами действовала в Северной Италии. Русские совершили знаменитый Итальянский поход, а затем полный героизма Швейцарский поход.

Затем из-за обострений противоречий внутри коалиции Россия вышла из ее состава, русские войска были отозваны.

В течение всего XVIII Россия смогла значительно расширить свою территорию и небывало укрепить свой авторитет на международной арене.

Указ о престолонаследии был подписан императором Петром I 5 (16) февраля 1722 года. Указ отменял древний обычай передавать монарший престол прямым потомкам по мужской линии и предусматривал назначение престолонаследника по воле монарха.

Петр I умер, не оставив завещания. К этому времени из 11 детей Петра I и Екатерины в живых остались две дочери — Анна и Елизавета. Но Анна, вступая в брак с герцогом голштинским, отказалась от русского престола за себя и свое потомство. Елизавета не признавалась наследницей престола как незаконнорожденная (до оформления брака Петра с Екатериной). Оставалось два претендента на престол — Петр Алексеевич, сын царевича Алексея и Шарлотты, за которым стояли представители родовитой знати Голицыны, Долгорукие, и Екатерина — вдова Петра I. Екатерину поддерживала новая группа дворян во главе с Меншиковым, Толстым. Спор между соперничавшими вельможами решила гвардия, ставшая на сторону Екатерины.

Крупной, если не решающий силой при определении политики, стала гвардия. Гвардия использовалась и для личной охраны императора, и для организации контроля за деятельностью различных учреждений. Позиции гвардии формировались боровшимися дворцовыми группировками. Гвардия активно вмешивалась в династические споры, борьба за власть принимала форму дворцовых переворотов.

Но борьба за власть не только не прекратилась, но и усилилась. Главную роль в государстве стал играть честолюбивый князь А.Д. Меншиков. Началась эпоха дворцовых интриг, перераставших в заговоры, выдвигались фавориты при женском правлении и малолетних государях.

Власть Екатерины I(1725—1727) установилась в форме абсолютной монархии. Абсолютизм окончательно оформился в первой четверти XVIII в. Еще при Петре I государь объявлялся самодержавным монархом. Неограниченный характер власти монарха в России во второй четверти этого века продолжал укрепляться.

В феврале 1726 г. при Екатерине I (1725—1727) был учрежденВерховный тайный совет, отобравший ряд полномочий у Сената. Председателем Совета считалась сама императрица, а в числе семи его членов — два фаворита: Александр Меншиков и Петр Толстой. Включен в состав Совета был и представитель родовитой аристократии князь Д.М. Голицын. Верховный тайный совет стал рассматривать жалобы на действия Сената и подбирать кандидатуры сенаторов. При таком соседстве Сенат превратился в одну из коллегий, а Верховный тайный совет стал высшим учреждением в государстве, ему были подчинены три первые коллегии (Военная, Адмиралтейская и Иностранных дел), а также Сенат. Последний потерял титул правительствующего и стал называться высоким. Верховный тайный совет приобретает законодательные полномочия, законы подписываются либо императрицей (Екатериной I), либо Верховным тайным советом. Организацией Верховного тайного совета и введением в его состав представителя аристократии Екатерина I пыталась, с одной стороны, уменьшить личное влияние Меншикова, а с другой — смягчить противоречия, существовавшие между новой и старой знатью.

После смерти Екатерины I в 1727 г. императором согласно ее завещанию был провозглашен внук Петра I — Петр II, а к Верховному тайному совету перешли функции регента. При Петре II (1727—1730) Верховный тайный совет был пополнен до восьми членов, в его подчинение переходят коллегии. Верховный тайный совет превратился в представительство старой знати. Вся власть была сосредоточена в руках Верховного тайного совета, в состав которого вошли А.Г. и В.Д. Долгорукие. Они и Голицын были руководителями совета, состав которого изменился. Из вельмож петровского времени в нем остался только Остерман. В совете усилилась партия аристократии. Царь мог не считаться с советом, предписывать ему свою волю, но он часто отсутствовал. Петр II большую часть времени проводил на охоте, которая стала его страстью. 19 января 1730 г. Петр II умер, не оставив завещания.

В царствование Анны Иоанновны небывалых размеров достигло влияниеиностранцев. Иностранцам оказывались преимущества при назначении на доходные должности и продвижении по службе. Это вызывало протест со стороны русского дворянства.

При преемниках Петра I государство все более оформлялось как полицейское. Для устрашения дворянской оппозиции и ее ликвидации при Анне Ивановне и правящей “немецкой партии” действовал политический сыск. Людей приводили в застенок генерала Ушакова не только по политическим мотивам, но и из-за слухов и сплетен о жизни царицы и ее окружения. Наказанию подвергались государственные чиновники всех рангов и нередко их семьи. На допросах применялись пытки. Особенно свирепые приговоры выносило Генеральное собрание, являвшееся высшим судом, которое рассматривало политическую оппозицию как притеснителей императрицы. Появилась профессиональная полиция.




Схема местных властных учрежденийвыглядела следующим образом: губернатор с губернской канцелярией, закрепленной инструкцией от 12 сентября 1728 г., позволившей взамен ликвидированных многих контор и старых канцелярий несколько расширить штат служилых людей при местном начальстве. Далее стоял воевода в провинции и его канцелярия, ниже — воевода в уезде тоже с небольшой канцелярией.

Перестройка системы местного управления установила строгую последовательность подчинения. Воевода уездный подчинялся только непосредственно провинциальному воеводе, а последний — губернатору. Установилась строгая иерархия в подчинении государственных учреждений на местах. В это время Россия делилась на 14 губерний, 47 провинций и более 250 уездов.

В октябре 1740 г. Анна Ивановна скончалась. Преемником стал сын дочери ее племянницы, трехмесячный Иван Антонович, а регентом Бирон. Во время очередного переворота, совершенного 25 ноября 1741 г. в пользу дочери Петра I — Елизаветы (1709—1761), были арестованы маленький император и его родители, а также Миних, Остерман и другие влиятельные немцы.

В именном указе императрицы Елизаветы от 12 декабря 1741 г. было восстановлено значение Сената как высшего государственного органа и ликвидирован стоявший над ним Кабинет министров. Вместо последнего создавался просто Кабинет как личная императорская канцелярия, лишенная властных полномочий. Сенат находился под контролем императрицы. Указы издавались только за личной подписью императрицы. Она восстановила Главный магистрат, а также Мануфактур- и Берг-коллегии. Елизавета отошла от курса на секуляризацию церковных и монастырских земель, вернула монастырям право полного распоряжения их вотчинами. В 1743 г. при императорском дворе была создана Конференция - чрезвычайные совещания высших сановников для обсуждения наиболее сложных проблем, особенно в области внешней политики. В работе Конференции участвовали руководители военного и дипломатического ведомств, а также лица, специально приглашенные императрицей.

Большую группу центральных государственных учреждений второй четверти XVIII в. составляли коллегии, управлявшие отдельными (специальными) хозяйственными и общественными вопросами. Более устойчивыми были три коллегии: Иностранная, Военная, Адмиралтейская. Существовали еще девять коллегий: Главный магистрат, Вотчинная, Камер-коллегия, Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия, Штатс-коллегия, Ревизион-коллегия, Юстиц-коллегия, Коммерц-коллегия и Синод — духовная коллегия.

28 июня 1762 г. Сенат провозглашает Екатерину (1762—1796) императрицей и объявляет Петра III низложенным. В это время в России

В 60—70-х годах было запрещено покупать крестьян для промышленных предприятий, объявлена свобода организации промышленного дела, отменены всевозможные монополии, а также внутренние таможенные сборы, что способствовало включению во внутреннюю торговлю новых земель, присоединенных к Российскому государству в годы царствования Екатерины II: некоторых областей Украины, Белоруссии, Прибалтики, причерноморских, приазовских, кубанских степей, Крыма. Значительное внимание при Екатерине II уделялось развитию системы образования: создавались воспитательные дома, институты

для девиц, кадетские корпуса. В 80-е гг. при организации губернских и уездных народных училищ был провозглашен принцип бессословного обучения.

В России происходит усиление крепостничества. Крепостным было запрещено жаловаться на барина, помещикам разрешено отправлять своих крестьян на каторгу. Происходит перестройка казацких округов — здесь в конце XVIII в. было распространено крепостное право. Широко во второй половине XVIII в. распространилась торговля крепостными.

Духовенство лишилось автономного существования вследствие секуляризации церковных земель(1764), дававших возможность существования без помощи государства и независимо от него. После реформы духовенство стало зависимо от финансировавшего его государства.

Одна или несколько губерний получали статус генерал-губернаторства и подчинялись назначенному Сенатом наместнику — генерал-губернатору, деятельность которого контролировалась непосредственно императрицей. Генерал-губернатор обладал широкими полномочиями по надзору за всем местным управлением и судом на вверенной ему территории. Управление отдельной губернией было возложено на назначаемого Сенатом губернатора, который возглавлял губернское правление — главный административный орган. Кроме губернатора в него входили два губернских советника и губернский прокурор. Правление занималось различными административными вопросами, контролировало управление губернией, а также совместно с вице-губернатором ведало

всеми полицейскими учреждениями губернии и уезда. Вице-губернатор (или поручик правителя, т.е. губернатора) назначался Сенатом, в случае необходимости мог заменять губернатора, а также был председателем казенной палаты — высшего финансового органа губернии, распоряжавшегося государственным имуществом. Кроме административных, финансовых и специальных судебных учреждений в каждом губернском городе был создан новый орган — приказ общественного призрения, ведавший школами, больницами, богадельнями и приютами, имел выборный состав. Уездным исполнительным органом был нижний земский суд, возглавляемый капитаном-исправником (как правило, из отставных офицеров). Он считался начальником уезда, ведал

уездной администрацией и полицией, наблюдал за торговлей, проводил предварительное следствие по судебным делам. Его выбирали дворяне сроком на три года на уездном собрании, в помощь ему также из дворян выбирались два заседателя. Главой административно-полицейской власти в уездном городе

был городничий, назначавшийся Сенатом. Роль центрального управления была сведена к общему исполнительному руководству и наблюдению.

Реформа 1775 г. увеличила влияние дворянства на местное управление, дала ему сословную организацию, предоставив права юридического лица уездному дворянскому собранию. Жалованная грамота дворянству1785 г. укрепила позиции этого сословия. В ней фиксировались ранее существовавшие права и льготы дворянства: свобода от налогов и телесных наказаний, от государственной службы, право полной собственности на землю и крепостных, право быть судимыми только равными себе и пр. Жалованная грамота дала дворянству также некоторые новые привилегии, в частности, запрещалась конфискация имений дворян за уголовные преступления, было облегчено получение дворянства и т.д.

его расходами и доходами, т.е. была исполнительным органом городского самоуправления. Надзор за городским самоуправлением осуществлял губернатор, к которому шестигласная дума могла обращаться за помощью. Права города как единого целого защищались городским магистратом, который ходатайствовал за город перед высшими органами, следил, чтобы на него без распоряжения правительства не налагались новые подати или повинности.

В ХVIII веке Российская империя участвовала в многочисленных военных кампаниях, которые требовали значительных расходов. Для покрытия военных расходов обычно использовали серебряные монеты, ценившиеся на европейских рынках и являвшиеся средством международных расчётов. Однако российская казна испытывала постоянный дефицит серебра. 29 декабря 1768 года был обнародован Манифест об учреждении в Санкт-Петербурге и Москве государственных банков для обмена ассигнаций. В 1786 году Ассигнационные банки переименованы в один Государственный ассигнационный банк, которому были даны следующие привилегии: закупать внутри государства медь и выпускать её за границу; выписывать из-за границы золото и серебро в слитках и иностранной монете; завести в Санкт-Петербурге монетный двор и чеканить монету; производить учёт векселей, удерживая не свыше 0,5 % в месяц, для чего при Ассигнационном банке учреждены учетные конторы по векселям.

В 1754 г. были созданы Банк для дворянства и купеческий банк, дававшие краткосрочные ссуды под залог.

Соляная контора возникла около 1720 года в связи с введением государственной монополии на добычу и продажу соли. В 1748 году была учреждена Главная Соляная контора, просуществовавшая до 1783 года и получившая право выдачи денег соляного сбора на разные государственные нужды, включая и пенсионные выплаты государственным и придворным служащим.

15 декабря 1763 г. Екатерина II упразднила Раскольническую контору, учрежденную в 1725 г. для сбора двойной подушной подати и налога с бород. Последовавший за этим 12 ноября 1764 г. указ императрицы, говорил о милости к раскольникам и о свободе для них вероисповедания. Отколовшиеся от Церкви должны были составить анкеты, их следовало обложить двойным окладом и "увещевать ко обращению в правоверие". От двойной подушной подати освобождались старообрядцы, которые принимали таинства от православных священников. Синод 17 декабря 1764 г. предписал епархиальным архиереям освободить раскольников, разосланных по монастырским темницам для обращения в правоверие, и не применять к ним никаких репрессивных мер.

Геополитическое значениедеяний Екатерины II огромно. В ее царствование был решен вопрос о выходе России к естественным рубежам на юге, к Черному морю, создан Черноморский флот, заведена приморская торговля, воссоединено христианское население почти всей Великой, Малой и Белой Руси. Были запущены в хозяйственный оборот огромные массивы плодородной причерноморской степи.

После смерти Екатерины II в ноябре 1796 г. российским императором стал ее 42-летний сын Павел Петрович (Павел I (1796—1801)). С приходом Павла I к власти заметно возросла роль армии, в которой стали вводиться прусские порядки, был усилен полицейский надзор над частной жизнью всех слоев населения, введена ее строгая регламентация. Первым важным правительственным актом в царствование Павла I стал новыйзакон о престолонаследии. Актом 5 апреля 1797 г. был установлен порядок престолонаследия от отца к старшему сыну, учреждавший императорскую фамилию и право императора определять супружеские браки ее членов. Он укрепил самодержавную власть, ослабил значение Сената, но усилил надзор генерал-прокурора Сената за органами центрального управления и местных прокуроров за губернаторами, другими чиновниками. Учредил военные губернаторства в столице и Москве. Упразднил ряд наместничеств, где генерал-губернаторы проявляли самостоятельность. В губернских городах вместо магистратов и дум были учреждены ратгаузы (городские правления), которые ведали городскими доходами, гражданскими и уголовными судебными делами. При Павле I местное и сословное управление

было ограничено, власть центральных органов усилилась.

Павел отказался от курса матери с ее опорой на “просвещенное” дворянство. Дворяне вновь обязаны были поступать на службу, переход с военной службы на гражданскую был ограничен, вновь были введены телесные наказания. Еще одна важная привилегия дворян — свобода от податей — тоже была упразднена: введен сбор на содержание губернской администрации. Губернские дворянские собрания были упразднены, уездные — сильно ограничены. Число дворян-избирателей сократилось примерно в пять раз, возросло право губернатора вмешиваться в дворянские выборы. Для обращения дворянства к императору теперь требовалось предварительное разрешение губернатора или генерал-прокурора.

Абсолютистская монархия в течение всего XVIII столетия неуклонно проводила политику ликвидации остатков былой самостоятельности некоторых пограничных и окраинных районов. Путем реформ в таких районах царизм укреплял свою социальную опору в лице местной знати и имущих слоев.

Проследить эволюционное развитие отношений "центр — регионы" в России можно начиная с истоков Владимиро-Суздальской и Московской Руси.

Региональная история Владимиро-Суздальского княжества во многом повторяет региональную историю Киевской Руси. Киевская Русь по мере дробления ее территории на княжества превращалась из целостного государства в федерацию, а затем и конфедерацию княжеств, представители которых постоянно участвовали в борьбе за киевский стол. Одним из ее осколков и стало Ростово-Суздальское, далее — Владимиро-Суздальское княжество, территориальное ядро будущего Российского государства.

Консолидирующую роль играла православная церковь, юрисдикция которой распространялась на территорию всех княжеств.

Главным системообразующим центром конфедерации становится Москва, ко-торая впервые громко заявила о себе при Юрии Даниловиче, нанеся удар по Твери. При брате Юрия Даниловича Иване Калите Москва утвердилась в качестве ведущего реального центра конфедерации и стала основным политическим партнером Орды.

Во время правления Ивана Великого сложилась модель региональной политики, которую можно условно назвать удельно-уездной. Эта модель была асимметричной и переходной. Асимметрия состояла в том, что территория страны в первом приближении делилась на две части. Одна часть находилась под прямым управлением верховной власти, которая создавала здесь свои управленческие структуры. Другая представляла собой остатки уделов, включенных в состав единого государства, но имеющих высокую степень самоуправления. Уделы, по сути, находились в федеративных отношениях с центром.

, три основные формы управления территорией.

Ведомственная (дворцовая), когда район, населенный пункт относились к тому или иному дворцовому ведомству, находясь в прямом управлении центра.

Удельная, когда власть осуществляла администрация частных привилеги-рованных вотчинников. На этой территории землевладелец получал правительст-венную власть.

Иван Грозный был первым крупным реформатором российской региональной политики. Годы его правления ознаменовались поиском принципиально нового

баланса отношений между центром и регионами. В жесткой форме ставилась государственная задача — довести до конца разгром старой удельной системы и ликвидировать традиционную региональную элиту как класс (ее позиции были осо-бенно сильны на территории тех ранее независимых княжеств, которые присое-динялись к Москве при Иване Великом).

Принято считать, что программа деятельности царя и Избранной рады была одобрена первым Земским собором, состоявшимся в Москве в 1549 г. Земскими соборами называют центральные учреждения с законосовещательными функциями

Земское правление — это самый ярко выраженный институт местного само-управления в России XVI в., развитие которого способствовало децентрализации и установлению нового баланса сил между центром и регионами. Основу земства составили северные и частично центральные районы страны, но в то же время в России продолжали сохраняться различия в уровне централизованного контроля за теми или иными территориями

В XVII в., после утверждения на престоле династии Романовых Российское государство нуждалось в новой реформе отношений между центром и регионами. Главной тенденцией при Михаиле Романове и Алексее Михайловиче стано-вится милитаризация регионального управления, сращивание военной и админист-ративной власти.

Сложившаяся к началу XVIII в. военно-административная модель региональной политики выглядела неэффективной. Формально она была жесткой: центр проводил свою политику на местах, опираясь на институт воеводы, тогда как самоуправление было свернуто.

Петр I выступил в роли реформатора региональной политики, создавшего принципиально новый баланс отношений между центром и регионами и принципиально новую управленческую систему. Главными вопросами, определенными при Петре и на всю перспективу XVIII—XIX вв., стали:

- создание регулярного административно-территориального деления;

- создание в регионе подконтрольной центру администрации;

- отделение судебных структур от административных с попыткой сделать их частично самоуправляющимися (т.е. с выборами их представителей на местах);

- отделение регионального самоуправления от централизованного управления регионами по вертикали (сначала в форме городского самоуправления).

В 1719 г. появляется система двухуровневого централизованного управления: губернатор в губернии, воевода в провинции. Новая двухуровневая система имела компромиссный характер и была несовершенной. Центр напрямую управлял и губернаторами, и воеводами.

При Екатерине II большое влияние на региональную политику оказали новейшие европейские веяния и в особенности теория разделения властей (судебную власть в России никак не удавалось отделить от административной).

Происходит переосмысление института губернатора: консолидация центра-лизованной региональной власти и ее ответственность за региональное развитие по-лучают новое идеологическое обоснование.

Маятник российской региональной политики вновь качнулся в сторону центра при Павле. Предпринятые Павлом меры в значительной степени стали реакцией на

распространение волокиты, которая оказалась обратной стороной екатерининских реформ. Сложная многоуровневая система управления с самоуправленческими элементами была логичной, но громоздкой. Павел практически ликвидирует элементы выборности и самоуправления на уровне губерний, сохраняя их только на нижних территориально-политических уровнях.

Одним из решений Павла по упрощению системы стала ликвидация института наместников. Была выстроена более простая одноуровневая система центра-лизованного управления "центр — губернаторы". Число губерний при этом было сокращено, хотя и не намного — с 51 до 4

Городское самоуправление при Павле также урезается. В то же время на низовом уровне элементы самоуправления были сохранены и даже усилены, т.е. слишком резкого смещения баланса в сторону центра при Павле не произошло.

При Александре I баланс отношений "центр — регионы" опять немного выправляется в пользу регионов. Произошло частичное восстановление екатерининской модели региональной политики. По принципиальным соображениям Александр отменил ряд решений Павла, ущемляющих интересы региональных элит, с которыми не любил считаться Павел. Что особенно важно, были восстановлены жалованные грамоты дворянству и городам.

Наряду с децентрализацией при Александре I были реанимированы и прежние элементы военно-административной системы централизованного управления. Произошло частичное восстановление наместников и генерал-губернаторов.

Период правления Николая I следует ассоциировать с упорядочением и дальнейшей регламентацией ситуации как в централизованном управлении, так и в региональном самоуправлении.

Институт губернатора еще раз утверждается в качестве ключевого региональ-ного института централизованной власти. Императорский наказ 1837 г. установил относительную иерархию в региональной администрации во главе с губернатором.

Продолжается развитие разветвленной системы губернских административных структур. В 1845 г. происходит учреждение губернских правлений. Возникает практика создания различных отраслевых и тематических комитетов, комиссий и присутствий под председательством губернаторов и при участии различных пред-ставителей чиновничества и местных элит

При Николае I усиление и упорядочение централизованного управления сочетается с аналогичными мерами в отношении регионального самоуправления.

Постепенно начинает решаться и оказавшийся очень сложным для России вопрос о развитии городского самоуправления. В 1846 г. выходит городовое положение для Петербурга. В соответствии с ним создается новая городская дума, а точнее общая дума и орган исполнительной власти — распорядительная дума

ах независимое от России государственное образование — имамат мюридов.

Развитие Российской империи в XIX в. характеризуется неуклонным ростом либеральных настроений в элите, которые захватывают и региональные элиты. Растет запрос регионов на более масштабное самоуправление. Результатом развития этой тенденции становится создание новой модели отношений между центром и регионами при Александре II в связи с введением принципиально нового института земств.

Главным событием в региональной политике стала земская реформа, запущенная 1 января 1864 г. В результате этой реформы впервые в России региональное самоуправление стало развиваться как отдельный властный институт со своей определенной компетенцией

В период правления Александра III отмечается очередное изменение баланса "центр — регионы" в пользу центра:

создаются новые институты особого централизованного управления нестабильными территориями, теперь центр развивает саму концепцию особого управления территорией, придавая ей юридическое оформление. Центр получает право создавать "временно и в случае необходимости особый порядок управления для водворения полного спокойствия и искоренения крамолы".

В конце своего существования Российская империя сталкивается с множеством вызовов. Одним из них является растущие политические амбиции на региональном уровне, выразителями которых становятся земства. Попытки центра ввести огра-ничения на деятельность земств, включить их в централизованную государственную систему управления имели свой обратный эффект, поскольку усилили консо-лидацию радикально настроенных земских деятелей и их настрой на борьбу. Зем-ства пытаются стать полноценной региональной властью и, в частности, добиваются права на законодательную деятельность.

В начале XX в. центр предпринимает ряд действий, продолжающих политику ограничения земств, особенно в экономической сфере. Продовольственное дело переходит в ведение региональных правительственных структур (губернские и уезд-ные присутствия по крестьянским делам). В 1900 г. выходит запрет на повышение земских сборов выше определенной нормы. В 1902 г. земствам запрещают сбор ста-тистических сведений о земельных имуществах.

По инерции распространение земской реформы в регионах России на том этапе продолжается. В 1903 г. земства были введены в шести западных губерниях,

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему История развития и становления местного самоуправления в России. Презентация на заданную тему содержит 18 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Местное самоуправление в Древней Руси На Руси местное самоуправление существовало в вечевой форме управления, которую по своей сути можно считать непосредственной и представительной демократией.

988 – 1785 годы Прообразом самоуправления в России можно считать организацию власти в древнерусских городах (Новгород, Псков и т.д.). Городское вече (сход жителей) обладало большими правами, включая право приглашения князя, выполнявшего только функции военачальника. В сельской местности издревле существовала крестьянская община на базе общей (общинной) земли, которая могла перераспределяться между ее членами.

Со времен Ивана Грозного, уничтожившего в 1570 году Новгородскую и Псковскую республики, и вплоть до 1917 года в России господствовала жесткая система централизованного государственного управления, основанная на царской власти. Но и в этот период самоуправленческие тенденции в российской государственной системе то усиливались, то ослабевали. Со времен Ивана Грозного, уничтожившего в 1570 году Новгородскую и Псковскую республики, и вплоть до 1917 года в России господствовала жесткая система централизованного государственного управления, основанная на царской власти. Но и в этот период самоуправленческие тенденции в российской государственной системе то усиливались, то ослабевали.

Следующий важный шаг в сторону самоуправления был сделан при Екатерине II Принятие специального акта - "Грамоты на права и выгоды городов Российской империи". Появились губернские и уездные дворянские собрания, городские думы, приказы общественного призрения, земские суды. Однако вся система самоуправления, как и прежде, строилась по сословному принципу и функционировала под строгим контролем государственных чиновников: городничих, полицмейстеров и др. После завершения правления Екатерины процесс снова пошел вспять.

Реформы Александра II Вехами в развитии местного самоуправления в России оказались земская (1864 год) и городская (1870 год) реформы Александра II. Положением о земских учреждениях создавались выборные земские собрания (губернские, уездные), которым поручалось общее заведование местными хозяйственными делами, включая школы, больницы, дома призрения и т.п. Властное влияние общины ("мира") на жизнь крестьян было исключительно велико. Общинные (артельные) традиции прочно укоренились в сознании русского и родственных ему народов. Органами городского самоуправления были городская дума и городская управа. Но одновременно с ними на местах существовали и органы государственной власти. При Александре III положения о земских и городских учреждениях были пересмотрены с целью усиления государственного влияния на принятие местных решений.

Новая попытка проведения реформы местного самоуправления была предпринята после Февральской революции 1917 года. 21 мая 1917 года Временное правительство России приняло пакет законов о земской и городской реформе. В короткие сроки было воссоздано более 9,5 тысячи волостных земств. Однако довести до конца эту реформу не удалось по причине октябрьского большевистского переворота в октябре 1917 года. Новая попытка проведения реформы местного самоуправления была предпринята после Февральской революции 1917 года. 21 мая 1917 года Временное правительство России приняло пакет законов о земской и городской реформе. В короткие сроки было воссоздано более 9,5 тысячи волостных земств. Однако довести до конца эту реформу не удалось по причине октябрьского большевистского переворота в октябре 1917 года.

Период СССР После Октябрьской революции 1917 года в основу организации власти был положен принцип единства системы Советов как органов государственной власти снизу доверху, местное самоуправление отвергалось. С первых дней своего существования Советы депутатов стремились либо сменить органы местного самоуправления, либо поставить их под свой контроль. Постепенно Советы депутатов сменяли на местах органы земского и городского самоуправления. Конституция РСФСР 1918 г. установила принцип единства Советов, как органов государственной власти, с жесткой подчиненностью нижестоящих органов вышестоящим.

В условиях радикальных экономических реформ начала 1990-х годов, приведших к резкому ухудшению условий жизни населения, и при отсутствии необходимой правовой, экономической и финансовой базы демократически избранные советы неизбежно вступали в конфронтацию с органами исполнительной власти. Все это закончилось известными событиями октября 1993 года, после которых советы всех уровней были распущены. Переходный период до конца 1995 года характеризовался доминированием исполнительной власти. В условиях радикальных экономических реформ начала 1990-х годов, приведших к резкому ухудшению условий жизни населения, и при отсутствии необходимой правовой, экономической и финансовой базы демократически избранные советы неизбежно вступали в конфронтацию с органами исполнительной власти. Все это закончилось известными событиями октября 1993 года, после которых советы всех уровней были распущены. Переходный период до конца 1995 года характеризовался доминированием исполнительной власти.

В 1995 году после принятия Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" началось возрождение местного самоуправления в России.

Были избраны новые органы местного самоуправления. Были избраны новые органы местного самоуправления. В конце 1995 года Правительством РФ была принята Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления. После выполнения ее основных мероприятий в 1999 году была принята вторая программа - Федеральная целевая программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления. В 1996 году был принят Федеральный закон "Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления". В 1997 году принят Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления в РФ", в 1998 году - Федеральный закон "Об основах муниципальной службы в РФ". В том же году Россия ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления. В 1999 году Указом Президента РФ были утверждены Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в РФ. Для организации взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти были созданы Совет по местному самоуправлению в РФ, возглавляемый Президентом России, и Совет руководителей органов местного самоуправления по проблемам социально-экономической реформы при Правительстве РФ. В 2003 году был принят новый Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ

Таким образом, в истории России произошло постепенное эволюционное развитие институтов муниципального управления. На современном этапе в России созданы реальные возможности для развития современной модели организации местного самоуправления. Однако дальнейшее совершенствование этой системы все еще является важной и актуальной государственно-правовой задачей для Российской Федерации. Таким образом, в истории России произошло постепенное эволюционное развитие институтов муниципального управления. На современном этапе в России созданы реальные возможности для развития современной модели организации местного самоуправления. Однако дальнейшее совершенствование этой системы все еще является важной и актуальной государственно-правовой задачей для Российской Федерации.

Читайте также: