Реформы солона и клисфена доклад

Обновлено: 19.05.2024

Образование Афинского государства началось с проведения реформ, предписываемых легендарному Тесею (ХIII век до н.э.). При нем якобы произошло слияние 12 ранее обособленных племенных поселений в одно целое с центром в Афинах (синойкизм).

Тесею приписывают разделение всех свободных граждан Афин на 3 группы: эвпатридов - родовой знати, геоморов - земледельцев, демиургов - ремесленников.

Только эвпатриды наделялись исключительным правом на замещение должностей. Родовая знать стала господствующим классом, экономической основой ее власти было крупное землевладение. Она угнетала демос- народ, в состав которого входили земледельцы, ремесленники, торговцы, моряки. Выходцы из других частей Аттики – метеки - были свободны, но гражданских прав не имели.

Авторитет родовых учреждений падал. Вместо Базилевса была учреждена ежегодно избираемая коллегия архонтов. Она ведала военными, судебными делами. Совет старейшин был преобразован в ареопаг. Бывшие архонты становились пожизненными членами ареопага. Во всех этих органах распоряжались эвпатриды.

В это же время возникли первые писаные законы. Эвпатриды стремились ограничить пережитки родового строя и, прежде всего, кровную месть, обеспечить свою личную и имущественную неприкосновенность. Имелось в виду ограничить власть архонтов, произвольно толковавших обычай. Составителем законов был Драконт.

По этим законам смертной казни подлежали лица, виновные в убийстве, осквернении святынь, те, кто вел праздный образ жизни. Смертная казнь угрожала даже тем, кто крал овощи.

Принцип ответственности по правилам талиона был отменен. По законам Драконта убийство рассматривалось как причинение материального ущерба, но теперь оно квалифицировалось как антиобщественное деяние. Вводится понятие умысла и неосторожности. Наказания за крупные и мелкие преступления были одинаковы - смертная казнь. Драконтовы законы стали символом жестокости. Даже в древности говорили, что они написаны кровью. Тем не менее, эти законы ограничивали власть архонтов.

Решающее значение для оформления классового общества и государства в Афинах имели реформы знаменитого политического деятеля той эпохи Солона. К тому времени, когда Солон стал первым архонтом (594 г. до н.э.), задолженность мелких землевладельцев приняла устрашающие размеры. За неуплату долга владельца клера, его жену, детей разрешалось продавать в рабство за границу. Над основной массой общинников нависла угроза всеобщего закабаления. "Некоторые в отчаянии бежали от кредиторов и бродят из страны в страну", - горестно отмечал Солон. Алчность эвпатридов не знала пределов. Разорение земледельцев, всеобщая задолженность бедноты, политическое бесправие народа вызвали острейший политический кризис. Росло недовольство торговцев и ремесленников. Дело шло к восстанию.

Солон был первым из знати, кто заметил опасность (выходец из небогатых эвпатридов, избранный в 594 г. до н.э. архонтом). Надо отдать должное его проницательности и смелости. Преодолевая сопротивление верхушки аристократов, он решительно провел крупные реформы, которые затронули многие стороны общественной жизни. Ущемляя интересы знати и делая уступки демосу, Солон спасал еще не окрепшее рабовладельческое государство.

Особое место имели земельная и политическая реформы.

1. Солон отменил часть залоговой кабалы. Все долговые камни с полей убирались, проданные в рабство должники подлежали выкупу. Эти реформы получили название сисахфия.

2. Самозаклад должника запрещался. Взыскание любого долга нельзя было обращать на личность ответчика. Многим крестьянам были возвращены их участки земли.

3. Считают, что Солон установил максимум земельного надела. Однако произвести перераспределение земли он не решился.

4. Ссудные проценты не были уменьшены, что было на руку ростовщикам. Отмена долговой кабалы нанесла сильный удар по интересам крупных рабовладельцев из числа знати. Она удовлетворила насущные интересы средних и мелких землевладельцев

5. Впервые была узаконена свобода завещания. Любые виды имущества, в т. ч. и земельные участки, можно было продавать, закладывать, делить между наследниками и т. д. Такой свободы обращения с земельным наделом родовое общество не знало.

6. Солон содействовал развитию ремесла, торговли.

7. Он унифицировал систему мер и весов, провел денежную реформу, создал благоприятные условия для внешней торговле Афин и т.д.

8. Родители в старости не могли по закону получать помощь от сыновей, если не обучили их ремеслу.

К политическим реформам Солона следует отнести:

- деление жителей по имущественному цензу. Это был еще один удар по пережиткам родового общества. Все свободные граждане Афин делились на 4 разряда граждан: получавшие со своей земли не менее 500 медимнов зерна, масла или вина вошли в первый разряд, 300 - во второй, 200 - в третий, меньше 200 медимнов - в четвертый.

- Одновременно предусматривалось, что только лица из первого разряда могли избираться военачальниками и архонтами. Из представителей второго разряда формировалось конное войско (всадники), из остальных - пешее войско. Ополченцы обязывались иметь свое оружие и находиться в походах на собственном иждивении.

- Солон значительно повысил значение и авторитет народного собрания, которое стало созываться чаще и на нем рассматривались наиболее важные государственные вопросы: принимались законы, избирались должностные лица. В работе собрания участвовали также малоимущие граждане.

- Одновременно был учрежден Совет 400 - по 100 человек из каждой филы. В его состав могли избираться все свободные, кроме батраков и нищих. Со временем Совет оттеснил ареопаг на второй план. Его роль возросла в связи с тем, что народное собрание созывалось. Проекты многих решений готовил Совет, а в необходимых случаях, он действовал от имени собрания.

- Солон также учредил суд присяжных - Гелиэю, при чем в ее состав избирались граждане всех разрядов. Участие малоимущих граждан в народном собрании, в суде присяжных содействовало развитию Афинской рабовладельческой демократии. Гелиэя была не только главным судебным органом Афин, она также контролировала деятельность должностных лиц.

Солон стремился ослабить противоречия между богатыми и обедневшими гражданами, не допустить социальных потрясений. Ущемив имущественные интересы эвпатридов, он предотвратил возможность массовых выступлений разорившихся общинников. Он удовлетворил требования зажиточной части демоса: земледельцев, купцов, ремесленников. Реформы повлияли на демократизацию Афинского государства, социальной основой которого стали средние и мелкие земельные собственники, верхушка ремесленников и купцов.

После Солона власть захватил тиран Писистрат. Он имел личную охрану, которая выполняла функции постоянной армии, принудил граждан платить налог и ввел институт разъездных судей.

После свержения писистратидов дело Солона продолжил архонт Клисфен. В 509 г. до н.э. по его настоянию был принят закон, который окончательно упразднил деление граждан по родам. К этому времени население перемешалось.

- Вместо 4 племенных фил были созданы территориальные единицы. Афинское государство делилось на три зоны или области: береговую, Афины с пригородами и внутреннюю часть. Всего насчитывалось 10 территориальных фил, в каждую входило по одной трети от каждой области.

- Более мелки единицы получили название демов, во главе которых были демархи. В их обязанности входила запись новорожденных от свободных граждан, набор ополченцев, выбор по жребию на должности Совет 400 и суд присяжных. Каждая фила должна была сформировать подразделение пехоты, всадников и снарядить за свой счет Пять военных судов с экипажем и начальником.

- Совет 400 реорганизуется. Создается Совет 500 - по 50 человек от каждой филы. Коллегия архонтов - главный орган власти эвпатридов - потеряла свое былое значение, особенно с тех пор, как появилась коллегия стратегов, стратегия стратегов, решавшая вопросы военных дел и внешних сношений.

- С именем Клисфена связано возникновение остракизма (суда черепков). Народное собрание путем тайного голосования могло изгнать из Афин сроком на 10 лет без конфискации имущества всякого, кто приобрел чрезмерное влияние и представлял угрозу государству, всеобщему миру и афинской демократии.

Реформа Клисфена окончательно сокрушила господство родовой аристократии, отвечала интересам демоса. В то же время институт рабства принял более широкие масштабы. В V веке до н.э. в Афинах число рабов превысило число свободных.

Афинская демократия родилась в VI веке до нашей эры в рамках государственной реформы.

Афинская демократия была первой в мире демократической системой, где граждане являлись единственными, кто отвечал за формирование законов. В соответствии с этим, поскольку жизнь всех граждан афинского полиса (от рождения до смерти) регулировалась законами, их создавали в соответствии с общими убеждениями и интересами, которые они заслужили.

Кто считался гражданином в древних Афинах?

Законные дети от родителей афинян, считались гражданами афинского полиса. Граждане, кроме женщин, рабов и иностранцев (метеков), имели право участвовать и голосовать в Народном собрании — главном органе управления политической системы афинского полиса.

Для мужчин, полноправное гражданство вступало в силу после окончания двухлетней военной службы. Кроме этого афинский гражданин должен был регулярно платить налоги, быть честным и не судимым, почитать своих родителей. Граждане имели равные права, наделялись землёй и домом в своём полисе.

Народное собрание имело название — экклесия. У экклесии было как минимум четыре функции: голосование за исполнительные решения (например, начать войну или предоставить гражданство иностранцу), избрание некоторых должностных лиц, принятие законов и судебные функции.

Реформы Солона

Солон (Σόλων), считается отцом афинской демократии. Его выбрали архонтом, когда в древних Афинах внутренние раздоры между аристократией и демосом накалились до предела.

Первые реформы Солона были направлены на урегулирование Афинского государства.

Когда Солон составлял законы, он не был уверен в их эффективности: “Закон похож на паутину - бессильные и слабые его выдержат, в то время как сильные его разорвут и пройдут”.

Солон отменил долговое рабство, аннулировал долги отдельных лиц, учредил новый орган управления - Совет четырехсот, провёл денежную реформу, что положительно отразилось на торговле, улучшил судебную реформу, ввёл свободу завещаний и т. д. По словам Плутарха, Солоном было издано около ста законов, которые были записаны на специальных досках и выставлены на общее обозрение.

Однако, с помощью реформ Солона не удалось прекратить социально-политическую борьбу. Недовольство проявляла как аристократия, утратившая свои права, так и простой народ, не достигшие передела земли. Это привело к перевороту, у власти оказался тиран Писистрат. После его смерти у власти были его сыновья. Тирания просуществовала до 527 года до н.э.

Реформы Клисфена

В 508 году до нашей эры, после победы демоса во главе с Клисфеном, над аристократией, начались новые реформы: был создан новый орган управления - Совет пятисот, ликвидированы последние пережитки родового строя. Самая большая сила была у экклесии.

Реформа Клисфена была основана на десятичной системе. Он делит Аттику на более чем 170 муниципалитетов, равных по количеству граждан и из этих муниципалитетов, которые функционировали как небольшие местные республики, составил десять фил, которых раньше было четыре. Афиняне больше не делятся на богатых и бедных, живущих в богатых или бедных районах. Все они имели равные права. Каждое фило избирало пятьдесят членов в Совет пятисот. Основной задачей которых была подготовка вопросов для обсуждения в экклесии. Таким образом, все граждане могли стать депутатами, каждый мог взять слово и высказать свое мнение.

Остракизм

Клисфен, чтобы защитить новую конституцию, установил остракизм. Кто, по мнению афинян, угрожал демократии (обычно была жалоба в экклесию), изгонялся из Афин на десять лет. Проводилось голосование, где граждане на глиняных осколках писали имя этого человека. Если их было более шести тысяч — человека изгоняли без потери своего имущества.

При раскопках на Афинской Агоре, где некогда заседал Совет пятисот, были найдены глиняные осколки с надписью изгнанника.

2. Реформы Солона

Решающее значение для оформления классового общества и государства в Афинах имели реформы знаменитого политического деятеля той эпохи Солона. Он являлся потомком царской фамилии Медонтидов и стяжал себе славу по всей Греции. После победы афинян, которыми командовал Солон, над Мегарами в 594 году до н.э. Солон был избран первым архонтом. Преодолевая сопротивление верхушки аристократов, он решительно провел крупные реформы, которые затронули многие стороны общественной жизни. Ущемляя интересы знати и делая уступки демосу, Солон спасал еще не окрепшее рабовладельческое государство.

Первой и самой крупной реформой была сисахфия – отмена долговой кабалы и всех поземельных долгов 1 . Закладные камни были убраны с полей. Граждане, ставшие рабами за долги, отпущены на свободу, а те, кто был продан за границу, выкуплены за счет государства 2 . Отмена долговой кабалы имела огромное историческое значение, так как дальнейшее развитие рабства происходило уже не за счет сокращения численности свободных членов общества, а за счет иноплеменников, захваченных на войне или купленных на мировом рабовладельческом рынке.

Чтобы предотвратить разграбление крестьянских наделов в будущем, Солон установил максимальный размер землевладения, находящегося в частных руках. Одновременно с этим была провозглашена широкая завещательная свобода. Теперь землю можно было закладывать и отчуждать на законном основании под видом завещания. Это способствовало развитию частной собственности и неизбежно приводило к дальнейшему обезземеливанию бедноты.

Важнейшей политической реформой Солона было установление имущественного ценза. Все афинские граждане независимо от их происхождения были разделены по имущественному положению на четыре разряда. За единицу исчисления богатства был избран медимн – мера сыпучих тел (52,5 л.). Те, кто получал 500 медимнов был отнесен к первому разряду пентакосиомедимнов; получающие 300 медимнов или способные содержать боевого коня относились к всадникам. Оба эти разряда граждан получали право замещения всех важнейших постов в государственном аппарате, но архонтами и казначеями могли быть только представители первого разряда. Таким образом, вместо аристократического принципа был утвержден имущественный. От этого выигрывали купцы и ростовщики, и проигрывала родовая знать.

К разряду зевгитов относились те, кто получал 200 медимнов годового дохода. Все остальные были отнесены к фетам. Эта реформа закрепила законодательно уже сложившееся к тому времени разделение общества.

Деление населения по имущественному признаку имело и политическое значение, поскольку каждому разряду предоставлялся определенный уровень политических прав. В наиболее полном объеме политические права имели представители первого разряда. Всадники и зевгиты были несколько ограничены в своих правах. Феты обладали правом только избирать должностных лиц в народном собрании, но сами не могли быть избраны.

Первые два разряда служили в коннице. Эта служба требовала больших расходов, но зато была менее опасной на войне. Третий разряд – тяжеловооруженные гоплиты – пехотинцы, стали истинной славой афинского войска. Четвертый разряд сначала был отстранен от службы, но затем составил легковооруженную пехоту.

Высшим органом власти было афинское народное собрание, обсуждавшее все важные государственные дела и принимающее законы. В противовес ему были созданы два новых органа: совет четырехсот и гелиэя. Совет четырехсот избирался старыми племенами ежегодно по сто человек от каждого племени из первых трех разрядов. Он играл важную роль в законодательной процедуре, руководил подготовкой дел для обсуждения Народным собранием, рассматривал некоторые текущие дела.

Сохранился ареопаг, который имел право надзора за соблюдением законов и контроля за деятельностью Народного собрания. Значительную роль играл суд присяжных – гелиэя, которая была одновременно судебным и законодательным органом. Членами этого суда могли быть представители всех разрядов.

Солон стремился ослабить противоречия между богатыми и обедневшими гражданами, не допустить социальных потрясений. Ущемив имущественные интересы эвпатридов, он предотвратил возможность массовых выступлений разорившихся общинников. Он удовлетворил требования зажиточной части демоса: земледельцев, купцов, ремесленников. Реформы повлияли на демократизацию Афинского государства, социальной основой которого стали средние и мелкие земельные собственники, верхушка ремесленников и купцов. Реформы Солона носили компромиссный характер. Однако они изменили весь строй социально-политической жизни в Афинах и способствовали дальнейшей демократизации государства. Вместе с тем именно реформы Солона доказывают недолговечность политики компромиссов.

3. Реформы Клисфена

После Солона власть захватил тиран Писистрат. В период правления Писистрата и его сыновей сохранялся и упрочился политический строй, созданный Солоном. Во главе движения против Писистратидов стоял Клисфен, принадлежавший к роду Алкмеонидов. С именем Клисфена связана дальнейшая демократизация афинского политического строя. Клисфену пришлось выдержать напряженную борьбу с реакционной группировкой землевладельческой знати, возглавляемой Исагором, сыном Тисандра. Попытка возродить в Афинах аристократический строй при помощи спартанцев, таким образом, привела к восстанию народа. Родовая аристократия потерпела поражение, и Клисфен встал во главе государства. Придя к власти (508 г. до н. э.), он приступил к проведению реформ, которые должны были закрепить победу демоса и навсегда покончить с опасностью возрождения власти родовой аристократии.

В более демократическом духе преобразовываются государственные учреждения, вводятся новые должности. Так, Аристотель пишет, что Клисфен установил Совет пятисот вместо четырехсот, по пятидесяти от каждой филы, а до тех пор было по сто. Выборы членов Совета пятисот происходили по демам, так что в нем были представители всего демоса Аттики. Коллегия архонтов - главный орган власти эвпатридов - потеряла свое былое значение, особенно с тех пор, как появилась коллегия стратегов, решавшая вопросы военных дел и внешних сношений.

Клисфену принадлежит изобретение остракизма (суда черепков), который применялся в качестве политической меры. Каждый имеющий право голоса писал на черепке имя человека, казавшегося ему опасным для народа. Если имя повторялось до шести тысяч раз, то назначалось изгнание сроком на десять лет без лишения прав и конфискации имущества 4 . Решение об остракизме принимало только Народное собрание путем тайного голосования

4. Вывод

Важнейший этап в становлении афинского государства связан с реформами Солона. Впервые были серьезно подорваны позиции родовой знати и заложен фундамент афинской рабовладельческой демократии.

К экономическим реформам Солона принято относить сисахфию, денежную реформу, законы, поощрявшие развитие торговли и ремесел, закон о земельном максимуме, свободе завещаний и др.

К политическим реформам Солона относят тимократическую (цензовую) реформу, организацию Совета четырехсот и суда присяжных (гелиэю); возрождение роли народного собрания (экклесии), лишение гражданских прав (атимию) лиц, не принимающих участия в политической борьбе.

Вместе с тем, нельзя не учитывать того, что эти реформы не привели к расцвету рабовладельческой демократии, а лишь заложили ее фундамент. Компромиссный характер реформ Солона обусловил дальнейшую социальную борьбу в Афинах.

Особое место в процессе становления демократического строя занимает деятельность Клисфена. Постепенный рост демократических элементов к этому времени приводит к существенным качественным изменениям - демос превращается в политическую силу решающего значения. Победа в политической борьбе Клисфена - это победа всего афинского демоса. Реформаторская деятельность Клисфена означала дальнейшее расширение прав народа. Он провел территориальную реформу, как одну из основных, организацию управления, остракизм и др. реформы. Реформами Клисфена завершается длительный период борьбы между демосом и знатью. В ходе этой борьбы окончательно оформляется Афинское рабовладельческое государство в форме демократической республики.

5. Список литературы.

Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. М., 1998.

История государства и права зарубежных стран./ Под ред. Жидкова О.А., Крашенинниковой Н.А. М., 1998.

Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. М., 2003.

Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 2002.

1 Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. М., 2003. Стр. 61.

2 Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 2002. Стр.62.

3 Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. М., 1998. Стр. 67.

4 Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. М., 1998. Стр. 67.

Похожие страницы:

Реформы Солона и Клисфена (2)

. н.э. Они, в первую очередь цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, положили начало всей государственной . и развитию государственности в Древних Афинах в немалой степени способствовали реформы Солона и Клисфена. 2. Реформы Солона Решающее значение для .

Образование городов и законодательство Древней Греции периода Архаики

Древняя Греция (2)

. В начальный период истории Древней Греции (III тыс. до н. э.) . население Древней Греции было следующим: эолийцы — Северная Греция, дорийцы — Средняя Греция и . Аристид, Эфиальт, Перикл своими реформами довершили дело Солона и Клисфена, и со второй половины .

История государства и права Древней Греции

. составляет содержание исторического развития Древней Греции в архаический период. В истории Древней Греции важную роль сыграли . применялся в политической борьбе. Реформы Клисфена были более последовательны, чем реформы Солона, и завершили длившийся более .

Основные этапы в истории Древнего Египта

. от аристократии к демократии: реформы Солона и Клисфена. 1. Полисный этап истории Древней Греции После разложения первобытнообщинных отношений . знати) и демосом в Древних Афинах было начато реформами Солона. Целью ре­форм было примирение интересов .

После смерти Писистрата в 527 г. до н.э. тираном Афин стал его сын Гиппий. Он правил до 510 г. , но был свергнут Клисфеном из рода Алкмеонидов в гражданской войне, которая продлилась 2 года.

Победив Гиппия, став "Освободителем Афин"и вернувшись на родину, Клисфен - сын Мегакла и двоюродный дед Перикла, нашел мало друзей. Его многолетняя работа была не так заметна, и взлет казался нежиданным, вызывал зависть и недоумение. "Только избавились от сына Писистрата, а уже нам на шею сел новый господин, потомок проклятых", - шептались недоброжелатели. Сам главный архонт, временный правитель, был против него.

Но когда Клисфен выступил на народном собрании с проектом новой реформы государственного устройства, тот был принят с огромным энтузиазмом. Что называется - "Назрело!"

Надо понимать, что преобразования в пользу демкратического собрания - полноправного объединения граждан, начались не вчера.

Путь к демократии был долгим и сложным, занял время жизни не одного поколения.

Солон не только учредил Сисахфию - ликвидировал долговое рабство и отпустил рабов-должников. Он организовал поиск и выкуп рабов-должников, проданных в другие отраны.

Теперь все граждане были разделены на четыре разряда (филы) по имущественному положению, а права и обязанности распределялись соответственно величине дохода.

Он создал Совет Четырехсот, избиравшийся ежегодно из граждан Афин для разбора текущих дел и законотворчества и Гелиэи – новый судебный орган из 6000 человек , избирался из числа всех граждан старше 30 лет, независимо от знатности и богатства. PER LEGES LICET! - По законам можно!

То, что дошло до нашего времени о Солоне – его элегии. Сохранилось 283 строки из 5000.

Клисфен через 50 лет продолжил дело Солона, и фактически, демократия, как государственное устройство, началось именно с его реформ. В новые списки граждан включались все те, кто утратил гражданство при тиранах, и в виде исключения те, кто его никогда не имел. Естественно, новые граждане были безраздельно преданы Клисфену. Однако в их число не входили рабы и проживавшие в Аттике иностранцы - митеки.

Воля тирана утратила силу. Все законы теперь считались действительными только при утверждении их народным собранием . Участвовать в собрании мог каждый гражданин, "не запятнавший себя бесчестием". Это и было подлинной демократией. В результате сложилось рабовладельческое государство в форме демократической республики.

1. Административная реформа – деление Аттики на 3 территории, каждая из которых состояла из 10 триттий

2. Совет Четырехсот преобразован в Совет Пятисот – вели текущие дела, обсуждали законопроекты перед вынесением их на всенародное обрание. Заседания "правительства" проводились каждый день за исключением праздников и "неблагоприятных дней".

3. Создание коллегии стратегов – руководство всеми военными силами, по одному представителю от каждой филы

продолжение следует.

Спасибо, что дочитали до конца! Ставьте лайки - поддержите молодой канал, комментируйте, подписывайтесь !

Читайте также: