Реализм в 19 веке доклад

Обновлено: 04.05.2024

Общая характеристика реалистического искусства XIX века, его особенности и культурологическое значение. Художественно-идейные границы и эстетическая ограниченность данного направления. Основные этапы его развития, отражение в литературе и живописи.

Рубрика Культура и искусство
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 17.12.2014
Размер файла 36,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Реализм в искусстве XIX века представляет собой качественно новую ступень в истории развития реалистического метода. И хотя он обладает своими специфическими художественно-идейными границами и исторически обусловленной эстетической ограниченностью, он являет более развитую и более программно-последовательную фазу утверждения этого метода.

Именно для XIX века характерно утверждение реалистического искусства, непосредственно отображающего основные социальные противоречия эпохи, обращающегося к изображению конкретных проявлений этих противоречий. При этом сам уклад социального быта, социальные условия жизни народа служат тем непосредственным жизненным материалом, на котором и создаются типические образы.

Тема реализма в европейском искусстве актуальна на протяжении веков и ее актуальность определяется необходимостью показать значение реалистического направления в искусстве. В различные исторические периоды, в различных течениях, направлениях и стилях реалистическое художественное творчество находится с разной степенью непосредственности и полноты. За это время возникало и развивалось множество остальных стилей и реалистическое искусство отходило на второй план, но не исчезало бесследно. В реалистическом освещении явления действительности предстают во всей их сложности, многогранности и богатстве. К середине столетия реализм становится господствующим направлением в европейской культуре.

Цель - рассмотреть реализм в европейской культуре XIX века.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

2. Охарактеризовать основные этапы европейского реализма XIX в.

1. Общая характеристика реализма

1.1 Общая характеристика реалистического искусства XIX века

искусство реалистический литература культурологический

Девятнадцатый век - одна из увлекательнейших страниц истории искусства. Это столетие дало ряд замечательных памятников, отличающихся высоким художественным мастерством, которые до сих пор продолжают доставлять нам наслаждение. Многие из них очень близки нам по своей идейной направленности: они были созданы во время ожесточенной борьбы за реалистическое искусство, за искусство, тесно связанное с прогрессивными идеями своего времени, с мыслями и чаяниями народа.

Французская буржуазная революция (1789-1794) открыла новый период в истории Европы. Во Франции был низвергнут старый феодальный мир и на смену ему пришел новый порядок, который утвердил господство буржуазии. Процесс разложения феодального строя был характерен и для других европейских государств. Однако он протекал далеко не равномерно во всех странах. В одних буржуазная революция была позади, например в Англии она совершилась в середине XVII века. Во Франции она произошла позднее, но зато это была революция, в которой победа буржуазии над феодальным обществом была полной. Ряд стран находился долгое время в состоянии феодальной раздробленности (Германия), а другие, кроме того, в зависимости от своих более могущественных соседей, как, например, Италия от Австрии или Польша после 3-го раздела - от России, Австрии, Пруссии.

Развитие капиталистических отношений, борьба за национальную культуру, которая велась на почве освободительных движений, привели к возрождению тех художественных школ, развитие которых в силу исторических причин было прервано на многие годы, а иногда даже на столетия, как, например, в Румынии или Болгарии.

Период от французской буржуазной революции 1789 года до Парижской коммуны (1871) был периодом революций и национально-освободительных движений. В эту эпоху все активнее развивается борьба широких народных масс за свои права, и впервые на арену истории выступает пролетариат, а Парижская коммуна, хотя и временно, дала власть в руки рабочего класса.

Ожесточенная классовая борьба в XIX веке нашла отражение и в области идеологии и в значительной мере обусловила острую борьбу на художественном фронте. Художники, отражавшие прогрессивные идеи своего времени, как правило, не получали государственные заказы, их произведения не покупали в музеи, не принимали на государственные выставки (Салоны), так как члены жюри выставок были обычно представителями официальных кругов.

Официальное искусство стояло далеко от жизни, от идей, волнующих общество. Наоборот, специфическая черта прогрессивного искусства - его реалистическая основа, глубокая связь с передовыми идеями своего времени. Эта тенденция легко различима в наиболее значительных художественных течениях первой половины XIX века - в революционном классицизме и в прогрессивном романтизме.

Революционный классицизм обращается к античному миру, его образам, но идеалы античности для него тесно связаны с современной историей. Прославление патриотизма, гражданской доблести - все это было чрезвычайно актуально в период Французской революции. Революционный классицизм, утверждающий гармонию отношений человека с действительным миром, когда личные интересы сливаются с общественными, полное и достойное свое проявление нашел именно в это время (лучшим его представителем был французский художник Луи Давид). Позднее, в период Империи и затем Реставрации Бурбонов, классицизм утрачивает свою революционную сущность, превращается в далекое от жизни искусство, приобретает консервативный характер, против которого ведут борьбу все передовые и прогрессивные художники.

Романтизм достиг наибольшего расцвета во Франции в 20-30-х годах и оставался в европейском искусстве очень долго, вплоть до 70-80-х годов XIX века. К романтизму обращаются исторические живописцы многих народов, отстаивающих свою национальную независимость (венгерский художник Мадарас, чехословацкий - Брожик, польский - Матейка и др.).

Революционный классицизм и прогрессивный романтизм стремились к связи искусства с общественной жизнью. Однако широкий охват жизненных явлений не был характерной чертой ни классицизма, ни романтизма. Акцент на эмоциональном восприятии действительности, выбор только выдающихся, из ряда вон выходящих явлений ограничивали возможности романтизма. В реалистическом направлении середины XIX века будут и в дальнейшем развиваться идейность классицизма и романтизма и эмоциональное отношение к миру, но вместе с тем оно поставит своей задачей всестороннее отображение действительности и утверждение реального мира в его конкретных формах.

Реалистическое искусство было всегда тесно связано с передовыми идеями своего времени, и народ, простой человек, становится в центре внимания художников. Можно утверждать, что прогрессивное западноевропейское искусство на протяжении всего периода от французской буржуазной революции до Парижской коммуны было идейным и демократичным вне зависимости от направлений: революционный классицизм, прогрессивный романтизм или критический реализм. Художники не оставались безучастными к социальным потрясениям, их искусство рождалось в бурях революций, и часто они сами были активными их участниками [17, с. 78 - 79].

В реалистическом освещении явления действительности предстают во всей их сложности, многогранности и богатстве эстетических свойств. Принципом обобщения становится типизация. Правдивость деталей и показ типических характеров, действующих в типических обстоятельствах, - главный принцип реализма. Реализм не противостоял романтизму, он был его союзником в борьбе против идеализации буржуазных общественных отношений, за национальное и историческое своеобразие произведений искусства (колорит места и времени).

К середине столетия реализм становится господствующим направлением в европейской культуре [8, с. 414].

Реализм является третьим крупным стилистическим направлением в культуре XIX века. Как отдельный элемент реализм, как упоминалось выше, если это желание отразить жизнь как она есть, ничего не приукрашивая и не искажая, был присущ всем эпохам и, пожалуй, всем художественным жанрам. Однако только в XIX веке он превращается в целостную систему взглядов на мир, в устойчивый принцип, который последовательно проводился художником в каждом жесте, позе, композиции.

Реализм в широком смысле понимается как правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства.

В узком значении реализм представляет собой конкретно-историческое направление в искусстве, возникшее в 30-е годы XIX века. Он выражался в воспроизведении типичных характеров и социальных конфликтов, внимании к условиям труда и быта людей, их образа и стиля жизни [7, с. 245 - 246].

Формирование метода критического реализма совпадает с острым переломом в социально-политической жизни - подъемом рабочего движения, развитием чартизма.

В той или иной мере всякая художественная литература обладает элементами реализма, так как действительность, мир общественных отношений, является ее единственным материалом. Литературный образ, совершенно оторванный от действительности, немыслим, а образ, искажающий действительность дальше известных пределов, лишен всякой действенности. Неизбежные элементы отражения действительности могут быть однако подчинены иного рода заданиям и так стилизованы в соответствии с этими заданиями, что произведение теряет всякий реалистический характер. Реалистическими можно назвать только такие произведения, в которых установка на изображение действительности является преобладающей. Эта установка может быть стихийной (наивной) или сознательной. В общем и целом можно сказать, что стихийный реализм свойствен творчеству доклассового и докапиталистического общества в той мере, в какой это творчество не находится в рабстве у организованного религиозного мировоззрения или не попадает в плен определенной стилизующей традиции. реализм же как спутник научного миросозерцания возникает только на определенном этапе развития буржуазной культуры.

2. Этапы развития европейского реализма в XIX в.

2.1 Реализм в литературе

История реализма во Франции начинается с песенного творчества Беранже, что вполне естественно и закономерно. Именно этот жанр в силу своей специфики открывает писателю богатые возможности для широкого изображения и углубленного анализа действительности, позволяя Бальзаку и Стендалю решить их главную творческую задачу - запечатлеть в своих творениях живой облик современной им Франции во всей его полноте и исторической неповторимости. Более скромное, но тоже весьма значительное место в общей иерархии реалистических жанров занимает новелла, непревзойденным мастером которой в те годы по праву считается Мериме [13, с. 86].

Именно глубокая, бескомпромиссная критика антигуманных и социально несправедливых основ буржуазного строя, утвердившегося на обломках феодальной монархии, и составляет главную силу реализма XIX столетия.

Развивая традиции просветительского реалистического романа, литература XIX в. не только расширила и углубила их, но и обогатила новыми тенденциями, наметившимися в духовной жизни общества. Развитие английской литературы сопровождалось острой идейной борьбой - христианских и феодальных социалистов, чартистов и младоторийцев. В этом особенность английской литературы, обогащавшейся опытом общественных потрясений, связанных с развитием революционных событий на континенте [6, с. 532 - 533].

Творчеству В. Скотта свойственна особая композиция романов, предопределяемая выдвижением на первый план описания жизни, быта и нравов самого народа, а не королей, полководцев, вельмож. В то же время, изображая частную жизнь, писатель воспроизводит картину исторических событий [4, с. 183].

Такие качества Диккенса, как неистребимый оптимизм, яркий и очень национальный юмор, трезвый, реалистический взгляд на жизнь, - все это делает его величайшим после Шекспира народным писателем Англии.

В конце XIX в. реалистическое направление английской литературы было представлено творчеством главным образом трех писателей, завоевавших мировую известность: Джона Голсуорси (1867-1933), Джорджа Бернарда Шоу (1856-1950), Герберта Джорджа Уэллса (1866-1946).

Его пьесы сочетают комедию с политическими, философскими и полемическими аспектами и имеют цель воздействовать на общественное сознание зрителя и его эмоции. Бернард Шоу - лауреат Нобелевской премии 1925 г. Он был одним из тех, кто приветствовал Октябрьскую революцию.

Шоу написал более 50 пьес и стал притчей во языцех как остроумный человек. Его произведения насыщены афоризмами, пронизаны мудрыми мыслями. Вот одна из них:

2.2 Реализм в искусстве

В этом виде искусства главный признак реализма - постижение социального характера человека. Однако в живописи реализм теснее, чем в литературе, связан с изобразительными средствами, которые создают иллюзию зрительной достоверности.

Реалистическое направление в живописи Франции укрепило свои позиции в середине XIX в. после революции 1848 г. В истории французского искусства никогда борьба двух лагерей, двух принципиально противоположных художественных культур не была столь острой, как в этот период. Лучшие черты французского народа и его передового искусства воплощали такие художники, как Милле, Курбе, Мане, Карно. Их не допускали на выставки, травили в газетах и журналах. Им противостояла масса дельцов от искусства, любимцев Наполеона III и всей реакционной буржуазии Второй Империи.

Заметим, что Милле и Курбе стали предшественниками импрессионизма [1, с. 78 - 80].

Расцвет английской живописи приходится в XIX в. на первую треть столетия. Связан он с развитием блестящей пейзажной живописи.

Глубоко реалистичным было искусство Джона Констебля (1776-1837), одного из величайших английских художников. Его искусство правдиво, демократично, родственно гуманистической лирике природы. Он впервые ввел в обиход живописцев XIX в. этюды. Утренняя роса, полуденный зной, влажная зелень травы, тончайшая гармония оттенков осени, сияющая свежесть лета - все это поэтически отражено в его пейзажах. Он изображает глиняные откосы, покрытые вереском пустыри, гнилые бревна, пни на тенистом берегу реки, заливные луга, плывущее высоко в небе облако. Художник прославлял человека, его созидательный труд.

Заключение

Особенностью западноевропейской культуры XIX века являлось многообразие художественных направлений и стилей, методов и форм, которые менялись буквально каждое десятилетие.

Целью моей курсовой работы было рассмотреть реализм в европейской культуре XIX века. Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:

2. Охарактеризовать основные этапы европейского реализма XIX в.

Итак, реализм является третьим крупным стилистическим направлением. Реализм как художественный метод возник в недрах романтизма в первой трети XIX в., когда в Европе утверждается принцип правдивого изображения как оппонент романтизму. Реализм, наряду с романтизмом, утверждался в 30-40-е гг. XIX в., в художественной литературе и изобразительном искусстве, но к середине XIX в. он становится господствующим направлением во всей европейской художественной культуре. Реализм в литературе, искусстве - это правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.

Поэтому в реализме предметом изображения становится не мир фантазий и мечты, а современная действительность.

Список использованных источников

1. Алпатов М.В. Искусство: живопись, скульптура, графика, архитектура. Книга для чтения / Сост. М.В. Алпатов. - М.: Просвещение, 1969. - 763 с.

2. Андреев Л.Г., Козлова Н.П., Косиков Г.К. История французской литературы / Сост. Л.Г. Андреев [и др.]. - М.: Высшая школа, 1987. - 542 с.

3. Аничков Е.А. Реализм и новые веяния / Е.А. Аничков. - М.: Наука. - 1980. - 213 с.

4. Ивашева В.В. Английский реалистический роман XIX века в его современном звучании. Монография / В.В. Ивашева. - М.: Художественная литература, 1974. - 464 с.

5. Ильина Т.В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: учеб. для вузов / Т.В. Ильина. - М.: Юрайт, 2009. - 389 с.

6. История зарубежной литературы ХIХ века / Под ред. Н.А. Соловьевой. - М.: Высшая школа, 1991. - 637 с.

7. Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов. - 3-е изд. - М.: Академический Проект, 2002. - 496 с.

8. Культурология. История мировой культуры: учебник для вузов / Под ред. проф. А.Н. Марковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 600 с.

9. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Том 21. - 2-е изд. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - М.: Политиздат, 1961. - 545 с.

10. Моде Х. Малая история искусств / Х. Моде. - М.: Искусство, 1978. - 360 с.

11. Обломиевский Д.Д. Бальзак. Этапы творческого пути / Д.Д. Обломиевский. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1961. - 590 с.

12. Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству / С.М. Петкова. - 4-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 506 с.

13. Реизов Б.Г. Из истории европейских литератур / Б.Г. Реизов. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1970. - 373 с.

14. Реизов Б.Г. Творчество Флобера / Б.Г. Реизов. - М.: Гослитиздат, 1955. - 524 с.

15. Саянов В.В. Романтизм, реализм, натурализм / От классиков к современности / В.В. Саянов. - Л., 1929. - С. 69 - 70

16. Шиллера Ф.П. Из истории реализма XIX в. на Западе / Ф.П. Шиллер. - М., 1984. - 375 с.

17. Яворская Н.В. Западноевропейское искусство XIX века / Сост. Н.В. Яворская. - М.: Академия Художеств СССР, 1962. - 279 с.

Подобные документы

Тенденции в развитии русской живописи, осваивание художниками линейной перспективы. Распространение техники живописи маслом, возникновение новых жанров. Особое место портретной живописи, развитие реалистического направления в русской живописи XVIII века.

презентация [1016,2 K], добавлен 30.11.2011

Краткая характеристика социалистического реализма как направления искусства 1920-1980 годов, восхвалявшее советское общество и государственную систему. Проявления соцреализма в живописи, литературе, архитектуре и кино, его основные представители.

презентация [777,1 K], добавлен 16.06.2013

Зарождение искусства в пещерной эпохе. Развитие искусства в Древней Греции и Риме. Особенности развития живописи в Средние века, эпоху Возрождения и Барокко. Художественные течения в современном искусстве. Сущность красоты с моральной точки зрения.

статья [21,2 K], добавлен 16.02.2011

Общая характеристика проявления техники в живописи, рисунке, гравюре, скульптуре и архитектуре. Особенности использования средств искусства. Значение подтекста в произведении. Рекомендации относительно работы с произведением искусства, ее основные этапы.

учебное пособие [9,4 M], добавлен 24.02.2011

Начало века классики в развитии европейской культуры с классической немецкой философии. "Золотой" век искусства. Популярность творчества Жорж Санд и Диккенса. Представители основных течений и направлений реализма в живописи, искусстве, литературе.

XIX век – время серьезных изменений в обществе, это период бурного развития науки и техники, рост численности населения в городах. Новые реалии жизни не могут не отразиться в искусстве. Творческая деятельность всегда связана с обществом и теми процессами, которые в нем происходят. Господствующий ранее в искусстве романтизм уступает свое место новому направлению – реализму. Если раньше действительность идеализировалась, то теперь перед писателями, художниками стояла другая задача – изображать жизнь такой, какая она есть, без прикрас.

Основные черты реализма:

  • Максимальная приближенность к реальной жизни;
  • Внимание к проблемам простого народа;
  • Конкретная историческая эпоха, упоминание реальных событий;
  • Типизация характеров и ситуаций при сохранении индивидуальных черт;
  • Внимание к деталям, конкретике;
  • Конфликт разумного, справедливого героя с обществом.

Реализм в литературе

Реализм возник в европейской культуре в 1830-е годы как ответная реакция не только на изменения в общественной жизни, но и как противовес романтизму.

В России первые яркие черты реализма можно заметить в творчестве И. Крылова. Успех его басен заключается в том, что из какого-то определенного факта рождается ситуация. Столкновения героев показывают противоречивость общества.

Реализм в живописи

Реализм в живописи проявился в изображении обыкновенных сцен. Красота сельской природы показана на картинах французских художников, которых возглавил Теодор Руссо. Реалисты доказали, что каждый день, приносящий солнце или тучи, дождь или сильный ветер, может быть интересен и прекрасен.

Обобщение знаний о реализме как направлении в искусстве

Реализм возник как реакция искусства на глобальные изменения в обществе, требующие теперь не идеализации и романтизации жизни, а правдивого изображения действительности. Новое направление обращало внимание на обыкновенных героев, повседневные ситуации, особенно внимательно относилось к деталям и конкретике.

Реализм – наиболее живучее, многогранное и масштабное направление в искусстве и литературе. Зарождаться оно в Европе и России начало в 30-е годы 19-го столетия и не потеряло актуальности по сей день, хоть и порядком изменилось. Предлагаю сегодня рассмотреть, чем характеризовался реализм в русской литературе 19 века. Вы узнаете основные черты этого направления, его представителей. Приведу я и примеры реалистических произведений.

Понятие реализма и история его возникновения

Для начала напомню определение реализма.


Реализм – идейно-художественное направление в мировой культуре XIX XX веков, стремящееся к объективному, всестороннему и глубокому отображению действительности во всей ее сложности, многогранности и изменчивости в типичных чертах.

Хочу обратить ваше внимание на несколько моментов в приведенной выше формулировке.

  1. Реализм – направление идейное, то есть оно имеет под собой определенную философско-мировоззренческую основу. Мир художниками-реалистами воспринимается как существующий объективно и доступный для познания. При этом действительность не является неизменной, она трансформируется под влиянием человека и, в свою очередь, заставляет меняться его самого. Другими словами, ничто в мире не является статичным, все находится в динамике, движется и преобразуется. Здесь прослеживаются идеи диалектики.
  2. Будучи не просто идейным, а художественным направлением, реализм не предполагает фотографически точного и абсолютно беспристрастного описания окружающего мира. Художник – не документалист, он отражает мир, пропуская образы действительности через призму своего мировосприятия, выказывая свое авторское отношение к изображенным им объектам и характерам, предметам и персонажам.
  3. Типизация – главная черта реализма. Речь идет об изображении типичных героев, действующих в типичных обстоятельствах.
  4. Реализм – это направление в искусстве в целом, а не только в литературе, хотя нас оно будет интересовать применительно именно к литературному творчеству.
  5. Рассматриваемое нами направление характерно не только для русской литературы, это явление имело мировой масштаб, и хронологически оно не ограничивается одним лишь 19 веком.

Хронологически реализм в искусстве следовал за романтизмом, во многом вступая с ним в спор.

Суриков Покорение Сибири Ермаком

В.И. Суриков "Покорение Сибири Ермаком "

Характерные особенности реализма

Перечислю основные признаки того, что произведение относится к реализму:

Важным признаком реализма является аналитичность произведения: автор не только описывает события, но и устанавливает его связь с другими обстоятельствами, определяет их влияние на становление характера героя.

Репин Бурлаки на Волге

И.Е. Репин "Бурлаки на Волге "

Реализм и романтизм: общие черты и основные различия

Реализм пришел на смену романтизму. Однако не стоит думать, что эти направления в литературе и искусстве не имеют ничего общего или даже являются антиподами. Да, они во многом противопоставлены друг другу, но у них есть и общие черты.

Сначала остановлюсь на сходстве этих направлений, так как об этом обычно говорят редко и мало. Итак, общими чертами реализма и романтизма являются:

  • историзм. С одной стороны, реализм стремился исследовать действительность здесь и сейчас, но не оставлял без внимания и исторические события, деятельность исторически персонажей. Внимание к истории, хоть и идеализированной, характерно и для романтизма;
  • психологизм. И реализм, и романтизм стремятся к глубокому погружению во внутренний мир героя, к анализу его мыслей и поступков. И реалисты, и романтики заставляют своих героев меняться. Однако в романтических произведениях преображение героя происходит под влиянием внутренних переживаний и постижений, а в реалистических – под влиянием внешних обстоятельств, заставляющих пересмотреть свое отношение к миру и окружающим людям.


Если покопаться, то можно найти сходство реализма не только с романтизмом, которому он пришел на смену, некоторое время развиваясь с ним параллельно, но и с сентиментализмом, демонстрирующим любовь ко всему народному, и с классицизмом, провозгласившим человеческую личность главной ценностью.

Различия между реализмом и романтизмом я свела в таблицу.

Хомер Попутный ветер

У. Хомер "Попутный ветер "

Разновидности реализма

Некоторые литературоведы замечают, что черты реализма можно обнаружить даже в античной литературе, поэтому его подразделяют на античный, эпохи Возрождения, просветительский, реализм 19 века и неореализм (20 век).

По идейно-художественной направленности русский реализм тоже не однороден. Он может быть классическим, критическим, социалистическим и магическим.

Социалистический реализм сложился после Великой Октябрьской революции. Целью его было воспитание граждан в духе социализма. Действительность изображалась в ее революционном развитии. К этому направлению можно отнести произведения большинства писателей, творчество которых приходится на сталинскую эпоху.

Шишкин Рожь

И. Шишкин "Рожь "

Примеры реалистических произведений в русской и зарубежной литературе

Всех писателей и поэтов, произведения которых можно отнести к реализму, не перечислить. Самих творений еще больше. Приведу лишь небольшой список:

Реалистическому направлению принадлежат также рассказы и повести А.П. Чехова, А.И. Куприна, В.Г. Короленко и других известных литераторов 19-20 веков.

Реализм – масштабное и огромное по своему весу явление в искусстве и литературе. К нему относятся творения большинства известных русских писателей, драматургов и даже поэтов 19 века. Для этого литературного направления характерны правдивость, психологизм, типизация, демократизм и многие другие черты.

В XIX веке появилось множество разных художественных направлений, которые существовали параллельно, не сменяя друг друга, а дополняя. Большое количество художественных направлений было обусловлено социальной ситуацией: модернизацию европейского общества можно было отразить только в новых направлениях искусства, жанрах и видах.

Становление реализма

В новых художественных направлениях особое внимание уделялось жизнеописанию широких слоев общества, а не только воплощению отдельной человеческой трагедии. Реализм становится новым направлением, которое направлено на то, чтобы объективно освещать все явления действительности во всем их разнообразии, богатстве и сложности.

Реализм призван раскрывать социальные противоречия и конфликты, глубоко проникая в социальную действительность.

Направление реализма зародилось в 30-40-х годах XIX века, когда значительные изменения в жизни общества обусловили появление большого количества художественных течений. Развитие и становление художественного направления стало знаком перехода от риторической культуры к художественному исследованию и непосредственному восприятию действительности, проникновению искусства в жизнь.

Подходы к пониманию реализма

Важно сказать, что невозможно определить реализм как стиль или стили. Само по себе направление представляет собой существенную перестройку искусства, которая отражает острые противоречия и кризис европейского общества в условиях индустриализации.

Реализмом называют не только художественное направление и стиль искусства, но и философский концепт, который подразумевает наличие объективной реальности вне восприятия личности, существующей вне зависимости от человеческого познания и работы познавательных процессов.

В понятие реализма входит познавательная функция искусства, которая реализуется в репрезентации правды жизни, воплощаемой с помощью специфических средств искусства. Реализм показывает то, насколько искусство проникает в реальность, насколько глубоко и полно художественное познание действительности.

Если рассматривать понятие реализма более узко, то он является конкретной формой художественного сознания Нового времени и представляет собой, представляет собой выражение и отражение общественного сознания исторической эпохи.

Принципы реализма

Основными принципами реализма принято называть следующие:

  • воспроизведение конфликтов, ситуаций и характеров, которые являются типичными для конкретной исторической эпохи, стараясь наиболее полно раскрыть их художественную индивидуализацию;
  • объективное отражение важных сторон действительности, реальной жизни общества и личности.

Максимальная достоверность изображения достигается с помощью детализации образов, которая позволяет конкретизировать и придать персонажам жизненность. Иными словами, если, к примеру, романтизм ставил акцент на внутреннем мире конкретной личности, то реализм стремится выявить типичное и универсальное в рамках индивидуального. Это специфический метод отражения действительности.

Основная цель художественного метода – это отображение реальности: социума и его составляющих, людей, которые изображаются достоверно с помощью передачи типичных характеристик посредством художественных средств.

Человек в системе сложных общественных взаимоотношений, социальные закономерности и механизмы, которые определяют характер существования личности, являются объектами художественной интерпретации искусства.

Соответственно, реализм – это не только художественный метод, но и особый тип мышления или познания окружающей реальности. Его важнейшими характеристиками являются максимальная объективность, направленность на выявление типичных ситуаций, характеров, конфликтов, которые отражают особенности исторической эпохи.

Важ­ней­шим собы­ти­ем того вре­ме­ни ста­ла отме­на кре­пост­но­го пра­ва в 1861 году. Рефор­ма взбу­до­ра­жи­ла умы твор­че­ских людей, заста­вив их обра­тить серьёз­ное вни­ма­ние на про­бле­мы бед­ных людей.


Бур­ла­ки на Вол­ге. Илья Репин. 1870—1873 гг. Холст, масло

Худож­ни­кам не толь­ко ста­ла инте­рес­на жизнь про­стых рабо­тяг — они нача­ли вос­при­ни­мать своё твор­че­ство как один из спо­со­бов изме­нить мир, повли­ять на обста­нов­ку в стране. То есть искус­ство во вто­рой поло­вине XIX века ста­но­вит­ся пред­ме­том не толь­ко созер­ца­ния, но и осмыс­ле­ния. Оно не столь­ко погру­жа­ло в иде­а­ли­сти­че­ский мир, сколь­ко стре­ми­лось отра­зить про­бле­мы реаль­ной жиз­ни. Рас­смот­рим, что ново­го при­внёс реа­лизм в оте­че­ствен­ную живо­пись и как масте­ра ожи­ви­ли тра­ди­ци­он­ные жанры.

Жанровая живопись: повседневные сюжеты с социальным подтекстом

Во вто­рой поло­вине XIX сто­ле­тия вос­при­я­тие повсе­днев­ной дей­стви­тель­но­сти серьёз­но изме­ня­ет­ся. Искус­ство теперь долж­но не толь­ко при­но­сить эсте­ти­че­ское удовольствие.


Дедуш­ка и вну­чек. Васи­лий Перов. 1871 год. Холст, масло

На кар­тине мы видим убо­гую ком­нат­ку, посре­ди кото­рой сидит пожи­лой муж­чи­на, заня­тый воло­са­ми малень­ко­го вну­ка. Сам факт того, что Перов создал боль­шое живо­пис­ное полот­но на столь неза­мыс­ло­ва­тый сюжет, гово­рит о том, что худож­ни­ков ста­ла инте­ре­со­вать тема обы­ден­ной жиз­ни про­стых людей. Васи­лий Гри­го­рье­вич уде­ля­ет огром­ное вни­ма­ние дета­лям — изоб­ра­жён­ная ком­на­та запол­не­на пред­ме­та­ми быта бед­ня­ков. Здесь неза­тей­ли­вая гли­ня­ная посу­да и гру­бая дере­вян­ная мебель, а рва­ная одеж­да сушит­ся на верёв­ке. Но ком­на­та зава­ле­на веща­ми не пото­му, что у этих людей их мно­го. Нет, про­сто дом настоль­ко малень­кий и тес­ный, что даже самые необ­хо­ди­мые пред­ме­ты при­хо­дит­ся нава­ли­вать друг на друга.

Сце­на неве­ро­ят­но про­ста: дедуш­ка вычё­сы­ва­ет вшей у сво­е­го вну­ка. Каза­лось бы, что может быть здесь инте­рес­но­го и глу­бо­ко­го ? Но при вни­ма­тель­ном взгля­де ста­но­вит­ся понят­но, сколь­ко люб­ви и силы худож­ник вло­жил в сво­их геро­ев. Дедуш­ка, жизнь кото­ро­го навер­ня­ка обре­ме­не­на мно­же­ством забот и труд­но­стей, смог выкро­ить вре­мя на маль­чиш­ку. При­чём он зани­ма­ет­ся воло­са­ми внуч­ка не вскользь, меж­ду делом, а с глу­бо­кой вни­ма­тель­но­стью и серьёз­но­стью. А маль­чон­ка в это вре­мя меч­та­тель­ным взгля­дом смот­рит куда-то вдаль. Ему не очень-то по душе сто­ять спо­кой­но. Тем не менее он не пере­чит деду и стой­ко тер­пит, пока тот закон­чит заня­тие. Любо­вью и теп­лом про­ни­зан дан­ный быто­вой сюжет.

Мож­но пред­по­ло­жить, что не толь­ко сен­ти­мен­таль­ная состав­ля­ю­щая игра­ет важ­ную роль в этой жан­ро­вой сцене. Ста­рое поко­ле­ние кре­стьян дво­я­ко вос­при­ня­ло отме­ну кре­пост­но­го пра­ва. При­вык­шие к опре­де­лён­но­му укла­ду, пожи­лые люди были не гото­вы к сво­бо­де и боя­лись её. Но юное поко­ле­ние име­ло все шан­сы на луч­шую жизнь, было гото­во идти впе­рёд. Имен­но этот кон­траст поко­ле­ний отра­жён на кар­тине: дедуш­ка — оли­це­тво­ре­ние все­го ста­ро­го поко­ле­ния кре­стьян — спо­кой­но сидит в сво­ём убо­гом доме, в то вре­мя как маль­чон­ка с меч­та­тель­ной полу­улыб­кой сме­ло смот­рит впе­рёд, слов­но загля­ды­вая в свет­лое будущее.

Эволюция портретной живописи

Порт­ре­там вто­рой поло­ви­ны XIX века при­су­ща очень важ­ная чер­та — ощу­ще­ние момен­та, вырван­но­го из реаль­ной жиз­ни человека.

В нача­ле сто­ле­тия худож­ни­ки-роман­ти­ки стре­ми­лись к реа­ли­стич­но­му изоб­ра­же­нию моде­лей, напри­мер, опи­сы­ва­ли физи­че­ские недо­стат­ки внеш­но­сти, пыта­лись пере­дать внут­рен­нее состо­я­ние чело­ве­ка. Тем не менее на порт­ре­тах эпо­хи роман­тиз­ма мы видим людей, застыв­ших в акку­рат­ной позе, всем сво­им суще­ством демон­стри­ро­вав­ших, что в дан­ный момент они пози­ру­ют худож­ни­ку. Одним из самых выда­ю­щих­ся масте­ров того вре­ме­ни был Орест Ада­мо­вич Кипрен­ский. На его порт­ре­тах моде­ли сидят (изред­ка сто­ят) и смот­рят на зри­те­ля или в сто­ро­ну впол­обо­ро­та. Их позы все­гда стро­ги. При взгля­де на порт­ре­ты Кипрен­ско­го сра­зу воз­ни­ка­ет ощу­ще­ние, что чело­век на несколь­ко часов замер в позе, при­ду­ман­ной живописцем.


Порт­рет А. Ф. Шиш­ма­рё­ва. Орест Кипрен­ский. 1826 год. Холст, масло


Порт­рет В. М. Гар­ши­на. Илья Репин. 1884 г. Холст, масло

Гар­шин слег­ка ссу­ту­лен, его руки с лок­тя­ми лежат на сто­ле — эту позу слож­но назвать эсте­ти­че­ски при­вле­ка­тель­ной. Тело писа­те­ля повёр­ну­то к сто­лу, в сто­ро­ну зри­те­ля направ­ле­на лишь голо­ва. Этот нема­ло­важ­ный момент даёт понять, что муж­чи­на чита­ет кни­гу, а не пози­ру­ет худож­ни­ку. Воз­ни­ка­ет ощу­ще­ние, буд­то он лишь на мгно­ве­ние отвлёк­ся от дела, что­бы взгля­нуть на нас. Воло­сы Гар­ши­на рас­трё­па­ны, он одет в непри­ме­ча­тель­ную чёр­ную руба­ху. Глав­ное для Репи­на — пока­зать гла­за писа­те­ля, в кото­рых чита­ет­ся его инте­рес­ная глу­бо­кая нату­ра. Мы видим не чело­ве­ка, кото­рый зака­зал порт­рет худож­ни­ку и тща­тель­но под­го­то­вил­ся, что­бы иде­аль­но выгля­деть на кар­тине. Нет, мы видим жизнь муж­чи­ны, кото­ро­го худож­ник захо­тел запе­чат­леть таким, какой он есть, за его насто­я­щи­ми повсе­днев­ны­ми делами.

Весь­ма реа­ли­стич­ны жен­ские порт­ре­ты вто­рой поло­ви­ны XIX сто­ле­тия. Худож­ни­ки про­дол­жа­ли вос­пе­вать кра­со­ту, изя­ще­ство и гра­ци­оз­ность сво­их моде­лей. В то же вре­мя худож­ни­ки стре­ми­лись изоб­ра­зить геро­и­ню в есте­ствен­ных для неё усло­ви­ях. Напри­мер, Репин в 1882 году запе­чат­лел жену Веру, уснув­шую в кресле.


Порт­рет Веры Репи­ной. Илья Репин. 1882 год. Холст, масло


Мать с ребён­ком. Орест Кипрен­ский. 1809 г. Бума­га, ита­льян­ский каран­даш, мел

Её одеж­да выгля­дит слег­ка неряш­ли­во, при­чёс­ка рас­трё­па­на. Одна­ко, слож­но пред­ста­вить, что­бы в нача­ле XIX века появил­ся подоб­ный живо­пис­ный портрет.


Кру­жев­ни­ца. Васи­лий Тро­пи­нин. 1823 год. Холст, масло

Перед нами сидит мило­вид­ная, заня­тая руко­де­ли­ем девуш­ка. Её лицо спо­кой­но, взгляд не выра­жа­ет глу­бо­ких пере­жи­ва­ний. Созда­ёт­ся ощу­ще­ние, что рабо­та, кото­рую она выпол­ня­ет, лег­ка и про­ста. Целью худож­ни­ка было пока­зать её кра­со­ту и гра­ци­оз­ность. Эта кар­ти­на не застав­ля­ет заду­мать­ся о труд­но­сти жиз­ни девуш­ки, не напол­ня­ет серд­це сочув­стви­ем к ней.


Мужи­чок с клю­кой. Иван Крам­ской. 1871 год. Холст, масло

Сгорб­лен­ная поза муж­чи­ны крас­но­ре­чи­во даёт понять, что он изну­рён и изму­чен. Одеж­да его потрё­па­на и гряз­на. Важ­ная деталь на кар­тине — клю­ка, кото­рую герой креп­ко дер­жит дву­мя рука­ми, слов­но она всё, что у него есть. Мы не зна­ем навер­ня­ка, чем он зани­ма­ет­ся. Но зна­ем точ­но, что муж­чи­на про­жил непро­стую жизнь, и труд его был не из лёг­ких. При этом кар­ти­на про­ник­ну­та доб­рым и тёп­лым отно­ше­ни­ем худож­ни­ка к сво­е­му герою. Крам­ской кро­пот­ли­во изоб­ра­зил лицо муж­чи­ны, во взгля­де кото­ро­го нет ни зло­бы, ни оби­ды. В его гла­зах чита­ет­ся лишь уста­лость и муд­рость. Живо­пи­сец не стре­мил­ся пока­зать иде­а­ли­стич­ный образ кре­стья­ни­на. Наобо­рот, он запе­чат­лел про­сто­го чело­ве­ка в обыч­ной жизни.

В отли­чие от пред­ше­ствен­ни­ков худож­ни­ки-реа­ли­сты пере­ста­ли вос­при­ни­мать искус­ство, как эта­лон того, к чему насто­я­щая жизнь долж­на стре­мить­ся. Наобо­рот, образ­цом для под­ра­жа­ния ста­ла реаль­ность, кото­рую масте­ра запе­чат­ле­ва­ли во всех красках.


Охот­ни­ки на при­ва­ле. Васи­лий Перов. 1871 год. Холст, масло

В пер­вой поло­вине XIX века худож­ни­ки посте­пен­но ухо­дят от чрез­мер­ной иде­а­ли­за­ции обра­зов. Поза моло­до­го садов­ни­ка с одно­имён­ной кар­ти­ны Кипрен­ско­го недву­смыс­лен­но гово­рит об измож­дён­но­сти героя.


Моло­дой садов­ник. Орест Кипрен­ский. 1817 год. Холст, масло


Всад­ни­ца. Карл Брюл­лов. 1832 год. Холст, масло

При этом худож­ни­ки-роман­ти­ки и сен­ти­мен­та­ли­сты стре­ми­лись при­укра­сить реаль­ную жизнь. Жен­щи­ны на порт­ре­тах отра­жа­ют иде­ал кра­со­ты того вре­ме­ни — мелан­хо­лич­ные, задум­чи­вые, утон­чён­ные. Муж­чи­ны — сплошь герои или муд­рые мыс­ли­те­ли. Таким обра­зом, искус­ство в нача­ле века созда­ва­ло обра­зы, кото­рые ста­но­ви­лись сво­е­го рода иде­а­ла­ми, образ­ца­ми, эта­ло­на­ми. Жизнь хоте­ла под­ра­жать этим иде­а­лам, стре­ми­лась быть хоть сколь­ко-нибудь похо­жей на них.

Ситу­а­ция кар­ди­наль­но изме­ни­лась в 1860‑е годы — теперь окру­жа­ю­щая дей­стви­тель­ность ста­ла эта­ло­ном для худож­ни­ков. Очень точ­но реа­лизм в рус­ском искус­стве опи­сал Юрий Лотман:

Читайте также: