Развиваем дыхательную систему 5 класс обж доклад

Обновлено: 02.07.2024

Дыхательная система человека является системой органов. Они участвуют в газообмене между организмом и окружающей средой – дыхании.

В состав дыхательной системы входят дыхательные пути и дыхательные органы. В дыхательные пути включены полость носа, носоглотка, ротоглотка, гортань, трахея и бронхи. Гортань расположена на уровне шеи, там же находятся голосовые связки. Она сразу же сменяется трахеей. Бронхи находятся в грудной полости и делятся на правую и левую части. Потом они делятся на множество сегментов.

Выделяют верхние пути и нижние пути. Одни в другие переходят вверху гортани, там дыхательная система соединяется с пищеварительной. Также к дыхательным путям может относиться ротовая полость, в том случае, если мы дышим ртом.

Главным и важнейшим органом в дыхательной системе являются легкие. Их место в грудной полости, с правой и левой стороны от сердца, сразу переходя из бронхов. У легких есть покрытие, специальная оболочка. Каждое легкое имеет доли, у правого их три, у левого – два. Они разделены на сегменты, а те - на дольки. Бронхи разделяются на бронхиолы внутри долек. Кости грудной клетки защищают этот орган.

В нашем организме находится около 2,6 литров кислорода. Находясь в спокойном состоянии, человек за 1 минуту делает до 15 вдохов, младенец до 60 вдохов. Потребляется при этом, в среднем 0,5 л воздуха, из них примерно половина – это кислород.

В целом, в процесс дыхания входит вдох, выдох, внешнее дыхание, внутреннее дыхание, клеточное дыхание и транспортировка газов.
Воздух оказывается в носовой полости, когда мы вдыхаем. Там происходит его согревание и очистка. Если человек дышит через ротовую полость, этого не случается. И в случае дыхания через нос, и при дыхании через рот воздух идет в глотку. В первую очередь он оказывается в ротовой, а затем в гортанной ее части. Воздух продолжает путь в гортани, затем переходит в трахею, потом – в бронхи, и, наконец, попадает в легкие.

На бронхиолах образуются альвеолы, их численность может доходить до 700000000. Туда и попадает воздух. Альвеолы оплетены капиллярами, в которых течет кровь. С помощью альвеол происходит газообмен, венозная кровь обогащается кислородом и превращается в артериальную. По артериям и венам богатая кислородом кровь совершает круг в организме и возвращается в сердце.
В это же время углекислый газ, который принесла венозная кровь, попадает в альвеолы. По пути воздуха, но в обратном направлении, углекислый газ уходит из организма, и происходит выдох.

Выделяется два вида дыхания. Брюшное дыхание часто встречается у мужчин, а женщинам больше присущ грудной тип. У дыхательной системы существует несколько функций. Главной задачей является дыхание - обмен кислорода и углекислого газа. Это жизненно важный процесс, так как клеткам человека постоянно нужен приток кислорода. Без воздуха человек проживет не больше 8 минут. Углекислый газ прибывает вместе с кислородом, но при выдохе удаляется из-за ненужности организму.

Еще одной функцией является звукообразование. В этом процессе участвуют почти все органы дыхательной системы – гортань, полость рта, дыхательные мышцы. Звук производится только при выдохе.

Обоняние – тоже задача дыхательной системы. Тут, в основном, участвует носовая полость.

Вариант №2

В состав дыхательного аппарата входят пути дыхания и парные органы - легкие. Существуют как верхние, так и нижние отделения дыхательных путей. Это сеть трубок, в них из-за присутствия костей и хрящей образуются особые просветы.

Было выяснено, что вся область внутри дыхательных путей покрывается некой слизистой оболочкой. В состав этой слизистой входит большое количество желез, которые и выделяют слизь. Очистка и увлажнение воздуха происходит во время того, как сквозь дыхательные пути. Как известно, именно воздух помогает формировать нормальную речь.

Дыхательные пути позволяют воздуху перейти в легкие, именно там проходит газообмен. Во время этого процесса кровь выделяет через легкие большое количество двуокиси и углерода. Кровь пропитывается кислородом до необходимой организму концентрации.

Легкие являются главным участником газообмена. Как только начинается вдох, в них проходит воздух, наполненного кислородом, во время выдоха же происходит выделение воздуха, который переполнен углекислым газом.

Известно то, что в спокойствии взрослые люди делают 24-40 вдохов в несколько минут, во время этого человек выдыхает и вдыхает по 550 мл воздуха. Такое количество воздуха принято называть дыхательным. Также можно дополнительно вдохнуть еще 1800 мл воздуха, а впоследствии выдохнуть эти же 1800 мл наружу. Это общее количество воздуха называется жизненной емкостью легких. Она зависит от того, сколько лет человеку, от его веса, от пола и многого другого, что способно характеризовать уровень физического развития человека. У взрослого поколения жизненная емкость легких соответствует 3500 мл воздуха. Уровень натренированного лица доходит до 6500 мл, однако курящие люди способны вдохнуть лишь 300-500 мл.

Легкие для человека играют немаловажную значимость, они помогают очистить кровь от механических примесей. Это способно нормализовать процесс свертывания крови, солевой состав. В легких образуется несколько биологически активных веществ, которые могут осуществить значимые процессы жизни организма.

4 класс, 3, 8 класс окружающий мир

Дыхательная система человека

Дыхательная система человека

На нашей планете большое число различных видов животных, начиная от млекопитающих, заканчивая морскими обитателями. Австралия один из континентов, на котором сохранились удивительные популяции животного мира. Благодаря засушливой

Мир древнеегипетских богов - это мир тайн, удивительных историй с невероятными героями, в которых существует немало сюжетов как с положительными, так и с отрицательными персонажами.

6. Положительные воздействия дыхательной гимнастики на организм человека.

7. Использование дыхательной гимнастики.

8. Особенности использования дыхательной гимнастики.

9. Нетрадиционное оборудование.

В настоящее время, проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития.

Поэтому педагоги большое внимание уделяют дыхательным упражнениям на учебных занятиях и в свободной деятельности, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких.

Ритм современной жизни предъявляет к здоровью человека весьма высокие требования. Постоянное воздействие на организм стрессов, повышенных нагрузок, загрязненного воздуха, шума, электромагнитного излучения бытовой техники и других вредоносных факторов значительно сокращает продолжительность и качество жизни.

За последние пять лет резко ухудшилось и состояние здоровья детей первых семи лет жизни. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра гигиены и охраны здоровья детей и Российской академии медицинских наук физиологически зрелыми рождается не более 14% детей, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь 10%. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей – хронически больные. Анализ детской заболеваемости в дошкольных учреждениях показывает, что лидерами заболеваемости являются заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем - ОРВИ, ОРЗ.

Как сохранить и укрепить здоровье детей дошкольного возраста– вопрос, который пытаются решить как педиатры, так и педагоги.

Профилактика простудных заболеваний, повышение защитных сил организма - главное, над, чем необходимо работать в детском саду.

Современная медицина считает, что выработка правильного дыхания – залог хорошего здоровья. Поэтому важно уделять большое внимание выработке правильного дыхания. Во второй половине XX в. роль дыхательной гимнастики в оздоровлении человека приобрела особую значимость. В это время было разработано множество методик, нашедших широкое применение, как в традиционной, так и в нетрадиционной медицине. Наиболее известными и широко используемыми стали дыхательные методики А. Н. Стрельниковой, К. П. Бутейко, В. Ф. Фролова, С. Грофа, Н. А. Агаджаняна и Ю. Буланова

Исследования ученых-медиков показывают, что в развитии дыхательного аппарата детей дошкольного возраста наблюдается дисбаланс: при относительной мощности легких, просвет верхних воздухоносных путей (полости носа, гортани) еще узок, дыхательные мышцы являются слабыми. Поэтому детей дошкольного возраста необходимо обучать правильному дыханию, что позволит укрепить мышцы дыхательных органов.

Дыхательный акт-это ритмичное движение грудной клетки и легких.

Дыхание является главнейшим источником жизни. Человек может прожить без пищи и воды несколько дней, но без воздуха самое большее – несколько минут. При недостаточном поступлении воздуха сердце и иммунная система начинают работать активнее, предотвращая тем самым проникновение инфекции и недостаток кислорода.

Дыхание – это втягивание и выпускание воздуха легкими как процесс поглощения кислорода и выделения углекислот живым организмом. При нормальном дыхании человек дышит через нос. Такое дыхание имеет большое значение для организма. Холодный воздух, проходя через слизистую оболочку носа, согревается. Кроме того, задерживаются частички пыли, попадающие с воздухом. Дошкольников необходимо обучать правильному носовому дыханию. Это позволит эффективно защитить легкие от пыли, переохлаждения и адаптировать их к холодному воздуху.

Существуют типы дыхания :

Дыхательная система человека устроена таким образом, чтобы организм в целом мог приспособиться к любым изменениям окружающей среды.

Чтобы эффективно решать задачи укрепления дыхательной мускулатуры детей с целью повышения сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также выносливости при физических нагрузках, в дошкольном учреждении можно использовать дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика – это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка. Она служит для развития у ребенка органов дыхания, постановки различных видов дыхания, а также профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Дыхательной гимнастикой можно начинать заниматься с детьми, достигшими возраста 4-5 лет.

Дыхательная гимнастика оказывает положительное воздействие на организм ребенка:

• положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

• способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных

регуляций со стороны центральной нервной системы;

• улучшает дренажную функцию бронхов; - восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

• способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению воспалительных образований,

• восстановлению нормального крово - и лимфоснабжения, устранению

местных застойных явлений;

• налаживает нарушенные функции сердечнососудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения;

• исправляет развивающиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника;

• повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоровляет

нервно-психическое состояние у больных.

Дыхательная гимнастика обладает преимуществом:

1. Гимнастика сочетается со всеми циклическими упражнениями: ходьба,

бег, плавание - особенно.

2. Дыхательная гимнастика - отличная профилактика болезней.

3. Гимнастика положительно влияет на организм в целом. Она ведь не чисто дыхательная - в работу включаются все мышцы.

4. Гимнастика доступна всем людям.

5. Для занятий гимнастикой не требуется особых условий - специальной

одежды (спортивный костюм, кроссовки и т. д., помещения и прочих. 6. Высокая эффективность. После первых занятий объем легких значительно увеличивается.

7. Дает хороший эффект для тренировки мышечной системы дыхательного

аппарата и грудной клетке.

8. Гимнастика показана и взрослым, и детям.

Дыхательную гимнастику можно использовать в течение всего дня, а именно: в организации физкультурных занятий, в проведении утренней гимнастики, в подвижных играх на прогулке, в беседах, в проведении физкультминуток, в различных форм активного отдыха, самомассажа, пальчиковой гимнастики, в выполнении звуковых дыхательных упражнениях

на занятии, в элементах точечного массажа, в гимнастике пробуждениях,

Дыхательную гимнастику можно выполняется как в покое, так и при ходьбе.

Особенности использования дыхательной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста:

1. Дети охотнее выполняют дыхательную гимнастику, если она идет в музыкальном сопровождении.

2. Весь комплекс необходимо превратить в игру. Все основные правила выполнения упражнения даются в игровой форме. Например, для тренировки предельно активного и шумного, резкого и короткого вдоха можно дать детям игровые задания: “Гарью пахнет! Откуда? Тревога! Нюхайте!” или “Нюхайте быстро, как хлопок в ладони!”. “Накачивайте легкие как шины!” и так далее. Все упражнения имеют игровые названия, например “Кошка”, “Насос” и так далее.

3. Необходима мотивация для выполнения дыхательной гимнастики. У дошкольников отсутствует мотивация сохранения и укрепления собственного здоровья, поэтому необходима вводная беседа о важности этих упражнений.

4. Важное условие эффективности такой гимнастики в том, что её нужно выполнять регулярно, без перерывов. Поэтому убеждаем детей делать упражнения комплекса и дома, и в выходные, и в праздничные дни.

Создание предметно-развивающей среды в группе

Эффективность такой оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста зависит, прежде всего, от организации физкультурно-оздоровительной среды в группе дошкольного учреждения.

В групповых комнатах имеются спортивные уголки, оснащенные не только традиционным спортивным инвентарем, но и ярким нетрадиционным оборудованием и пособиями, изготовленными из бросового материала, привлекающими глаз ребенка для того, чтобы он хотел с ним заниматься, получал удовольствие от занятий. Для профилактики сохранения и укрепления здоровья детей в детском саду используется различное оборудование трубочки из-под соков, ватные шарики.

Таким образом, можно отметить несомненное преимущество дыхательной гимнастики перед другими оздоровительными методами: это очень простой и вместе с тем эффективный способ лечения и профилактики заболеваний, который не требует особых затрат и может использоваться людьми разного возраста.

Закончу свое выступление словами древнегреческого врача Гиппократа (460–377 годы до н. э.)

Дыхательная гимнастика для детей На занятиях педагога-психолога и учителя логопеда дети используют приемы дыхательной гимнастики. Она полезна для укрепления мышц грудной.

Изготовление пособий для дыхательной гимнастики

Изготовление пособий для дыхательной гимнастики Дыхательная гимнастика всегда используется в работе логопеда. Дети дошкольного возраста выполняют упражнения дыхательной гимнастики охотнее.

Презентация на тему Презентация по ОБЖ на тему Развиваем дыхательную систему (5 класс), предмет презентации: ОБЖ. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 11 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Заболевания дыхательной системыБронхит – воспалительное заболевание, характеризующееся поражением бронхов. Пневмония – острое инфекционно-воспалительное заболевание, при котором поражается

Заболевания дыхательной системы

Бронхит – воспалительное заболевание, характеризующееся поражением бронхов.
Пневмония – острое инфекционно-воспалительное заболевание, при котором поражается легочная ткань, воспалительный процесс затрагивает альвеолы, и они наполняются жидкостью.
Бронхиальная астма – хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, с аллергическим компонентом.
Хроническая обструктивная болезнь легких.
Бронхоэктатическая болезнь.
Тромбоэмболия легочной артерии (ТЭЛА).
Интерстициальные заболевания легких.
Плеврит – воспаление плевры, соединительнотканной оболочки, покрывающей легкие.

Причины развития заболеваний органов дыханияИнфекционная – всевозможные вирусы, бактерии, грибы, попадая в организм, могут вызывать воспалительные заболевания

Причины развития заболеваний органов дыхания

Инфекционная – всевозможные вирусы, бактерии, грибы, попадая в организм, могут вызывать воспалительные заболевания органов дыхания (бронхит, пневмонию).

Аллергическая – множество аллергенов (пыльцевые, пищевые, бытовые и т.д.), с которыми мы ежедневно контактируем, способствуют развитию бурной реакции организма на некоторые аллергены, и как следствие заболеваниям органов дыхания (бронхиальная астма).

Аутоиммунная – иногда в организме происходит сбой, и он начинает вырабатывать вещества, направленные против собственных клеток .

Наследственный фактор – предрасположенность к развитию некоторых заболеваний может заключаться в наследственном аппарате.

Развиваем дыхательную систему

Развиваем дыхательную систему

Упражнения для дыхательной системы

Упражнения для
дыхательной системы

Физические упражненияРазвить собственную дыхательную систему возможно путём систематических и рационально продуманных тренировок.Этому способствуют занятия теми видами спорта,

Развить собственную дыхательную систему возможно путём систематических и рационально
продуманных тренировок.

Этому способствуют занятия теми видами спорта, которые предполагают аэробную нагрузку, а также специальные упражнения.

Бег, спортивная ходьба, велосипедный спорт, плаванье, лыжные гонки, конькобежный спорт, биатлон, греблю, альпинизм и многие другие.

Бег, спортивная ходьба, велосипедный спорт, плаванье, лыжные гонки, конькобежный спорт, биатлон, греблю, альпинизм и многие другие.

2. Прогулки на свежем воздухеЭкскурсии, походы, вечерние прогулки

2. Прогулки на свежем воздухе

Экскурсии, походы, вечерние прогулки

3. Упражнения на местеЙога, общеразвивающие упражнения, специальные упражнения

3. Упражнения на месте

Йога, общеразвивающие упражнения, специальные упражнения

4. Игровой способ

4. Игровой способ

Упражнения для лёгкихДелать на протяжении 1 – 2-х минут очень резкие и частые вдохи-выдохи. Через какое-то время

Упражнения для лёгких
Делать на протяжении 1 – 2-х минут очень резкие и частые вдохи-выдохи. Через какое-то время длительность упражнения можно увеличить.
Постараться на выдохе выдавить из лёгких максимальное количество воздуха, после чего сделать вдох в несколько приёмов через небольшие промежутки. В конце вдоха задержать дыхание на максимально возможное время.
Сделать максимально глубокий вдох и выдыхать воздух небольшими порциями и по-максимуму задержать дыхание на выдохе, пока не возникнет ощущение, что лёгкие сжались в объёме.
На вдохе досчитать до десяти, вдохнуть ещё немного воздуха, после чего снова считайте до десяти. Сделать это столько раз, сколько позволит объём лёгких. То же самое сделать на выдохе.
Делать вдох, считая до 30-ти. Со временем считать всё медленнее.
Коротко и прерывисто вдохнуть через нос и также коротко и прерывисто выдохнуть через рот.

Повсюду человека окружает кислород, который может проникать в организм через кожу в малых размерах, но этого не хватит для того, чтобы выживать. Основное поступление кислорода в организм делает возможным система дыхания человека.

Строение дыхательной системы:

1. Воздухоносные пути

В подводящих каналах, нос и полость носа, в кислородном растворе, вдыхаемом человеком, повышается температура, повышается содержание влаги, и он проходит фильтрацию.

После носа кислород проходит через носоглотку, которая разделяется на трубки для пищеварения и для дыхания. Затем идёт гортань – начало трубки, обеспечивающей дыхание.

3. Трахея и бронхи

Трахея – длинная трубка, которая берёт начало с конца гортани, после трахеи идёт разделение на 2 бронха, идущих в лёгкие. Бронхи имеют разную длину, правый – менее длинный и более толстый, а левый наоборот – узкий и более длинный.

Лёгкие находятся в грудной клетке. Правое и левое лёгкие отличаются строением: правое состоит из 3 частей, а левое из 2 частей. Части разделены друг от друга разрезами. Бронхи внутри лёгких образуют бронхиальное древо, то есть разделяются на ветки меньшего размера, заканчивающиеся на концах альвеолами – лёгочными пузырьками.

Дыхание лёгкие обеспечивается расширением и сжатием диафрагмы, ограничивающейся нижним краем рёбер.

Лёгочное кровообращение

Происходит обеспечение течение крови между сердцем и лёгкими, где кровь двух кругов кровообращения обогащается кислородом и выпускает углекислый газ.

Газообмен в тканях организма

Для обеспечения дыхания принимают участие специальные органы. Дыхание человека подразделяют на 3 процесса: газообмен, транспортировка газов кровью(основной транспортировщик – гемоглобин, белок содержащийся в эритроцитах), тканевое дыхание. Обмен газов внутри лёгких проходит благодаря диффузии, венозная кровь несёт большое количество углекислого газа, а в альвеолы наоборот содержат больше кислорода. Поэтому при диффузии сквозь альвеолы и воздух переправляется в кровь, а углекислый газ в альвеолы.

Вывод

После всего сказанного можно сделать заключение, что одним из важных жизненных процессов, происходящих в организме человека – это дыхательный процесс, благодаря которому человек живёт и двигается, то есть от дыхания зависят все процессы жизнедеятельности организма человека.

Дыхательная система человека

Популярные сегодня темы

Ракообразные относятся к подтипу жабродышащих. Этот представитель фауны довольно распространен в настоящее время. Класс ракообразных включает свыше 30000 видов животных.

В 942 году у киевского князя Игоря и его жены Ольги родился сын, имя которому дали Святослав. Согласно древним летописям, это был единственный сын у князя Игоря, и только ему было суждено ста

Образование детей всегда было важно. Каждая страна со временем развивала сферу общего образования, но оно не может в полной мере удовлетворит потребность детей в познании других, не менее важ

Октябрьская революция стала поворотным событием не только в отечественной, но и общемировой истории. Именно в результате событий, произошедших в октябре 1917 года впервые в мировой истории

Мухомор – это один из самых узнаваемых среди грибов. Своей популярностью он обязан ярко выраженному окрасу – красная шапка, усыпанная белыми пятнами.

Сосна – это уникальное и удивительное дерево. Сосна относится к вечнозеленым растениям семейства Хвойных. Сосну обыкновенную можно встретить в лесу, тайге, лесостепи и степи евразийского конт

Читайте также: