Развитие вокальных жанров в 21 веке доклад

Обновлено: 25.06.2024

Вопрос о путях развития (эволюции) музыки , как, впрочем, и других искусств, исключительно сложный. В научной литературе существуют специальные работы, посвящённые этой теме.

Поскольку всё же вопрос о будущем музыки, несмотря на прогнозы, остаётся открытым, попробуем предложить наше видение данной проблемы.

Первое из них и, как нам кажется, наиболее существенное – появление новых технических средств в области создания и исполнения музыкальных сочинений на основе дальнейшей разработки принципов электронного, в частности компьютерного, музыкального звучания.

Современные электронные средства совмещают в себе возможности не только синтезировать отдельные звуки, но и обеспечивать создание полномасштабных музыкальных сочинений.

Второе направление развития музыки – дальнейшее движение в области взаимодействия всевозможных разновидностей музыкального искусства .

Убеждённость в этом базируется на анализе современных музыкальных произведений, принадлежащих одновременно различным музыкальным жанрам, стилям и т.д., а также на высказываниях композиторов о наблюдаемом в настоящее время стремлении к объединению различных проявлений музыкального искусства.

Приведём в пример соответствующие высказывания отечественных композиторов, воспользовавшись цитатами, помещёнными в книге А. Цукера: «С. Слонимский: “Сейчас идёт процесс сближения разных течений и музыкальных систем, когда стираются “предписанности” или “приписанности” композитора к тому или иному направлению… Весьма плодотворными представляются также и усиливающиеся контакты музыки, так сказать, “серьёзной”, “композиторской” – и джазовой. Тут перспективы взаимного обогащения несомненны”.

А. Петров: “Я не стал бы категорично “разводить” серьёзный и лёгкий жанр, тем более, что ныне скорее происходит их сближение, нередко слияние, а не отделение друг от друга, отчуждение или поляризация. Да, лёгкая музыка всё активнее и с немалым успехом штурмует духовные вершины, раньше доступные только серьёзной музыке”.

В связи с этим весьма показательно, что некоторые музыковеды, а также практики музыкального искусства: композиторы и исполнители XX столетия, понимают звучание биологической и физической природы как музыкальное, и, наоборот, музыкальное – как естественно-природное .

В качестве примера сошлёмся на достаточно яркие в этом смысле рассуждения известного канадского музыковеда и композитора Р. Меррей Шейфера. «Лично мне, – пишет Шейфер, – звуковой ландшафт часто представляется величественной музыкальной композицией, беспрерывно раскрывающей перед нами всё новые и новые звучания. Вопрос только в том: как можем мы улучшить оркестровку? Сравнение акустического окружения с музыкой может кое-кому показаться странным, но у меня есть основания на это.


Четвёртым направлением эволюционного движения музыки является всё большее её стремление к единству, взаимосвязи с другими искусствами.

Таким определяющим, по Кону, началом коммуникативности музыки является наличие в ней музыкальных знаков: узнаваемых на слух интонаций, звуковых построений и т.д., одновременно означающих и выражающих определённые эмоциональные состояния человека.

Шестое направление развития музыки – всё более активное включение в состав музыкальных произведений того, что традиционно является противоположным звучанию: тишины.

Интересно, что значение тишины в создании музыкальных произведений (а значит, и роль её в будущей музыке) становится темой теоретической рефлексии отечественных композиторов. Так, эта тема обсуждается в эссе петербургского композитора Б. Филановского. Автор, в соответствии с пониманием тишины, сложившимся в православной религиозно-философской традиции, пишет, что тишина в музыкальном сочинении – место пребывания Бога в музыке. «Она (тишина. – А.К.), – отмечает Филановский, – есть… абсолютная возможность…

Наконец, седьмым направлением эволюции музыки следует назвать повышение роли личности композитора и исполнителя в музыкально-творческом процессе будущего.

Академическая электроника 20-х годов, рок-н-ролл 50-х и хип-поп начала 80-х – это музыка, которая осталась в прошлом. В 21 веке пришло время абсолютно новой и эклектичной музыки. Здесь не столь важно, в каком жанре исполнитель создает и музыку и является ли он новым, важно то, на сколько умело он сочетает все элементы уже существующих направлений. Именно на стыке границ и появляются новые жанры современной музыки.

Джаз и блюз. Искусство диалога

Это музыка эмигрантов и американских окраин, которая приобрела популярность благодаря заинтересованности высших слоев общества. В истоках этого направления лежат этнические мотивы, подстроившиеся под каноны классической гармонии. Джазовые музыканты популяризировали искусство импровизации, которое невозможно без диалога исполнителей. Базовая линия ударных, мастерство духовиков и гитаристов и абсолютная непредсказуемость бас-гитариста. Это музыкальный разговор, где никто не знает, чем все закончится. Теперь музыкальная импровизация не кажется чем-то страшным, как это было в академической музыке эпохи авангарда и модерна. Джазовая музыка создавалась и создаётся коллективом во время взаимодействия – джема. Сейчас этот принцип используют многие музыканты, сочиняя музыку непосредственно на репетиционной базе.

Что появилось в XXI веке: джазовые музыканты разговорились так сильно, что перешли в пограничные жанры, такие как чилаут и трип-хоп, фанк, лаунж и нео-свинг, дум-джаз, нуар и дарк, брасс-хаус.

Для трип-хопа характерна расслабленная и в чём-то мрачная атмосфера. В этом жанре используют технологию лупов - зацикленных музыкальных фрагментов из различных джазовых произведений, а также своих мелодий. Здесь можно выделить исполнителей Gramatik, который также занимается сведением музыки несочетаемых жанров и Wax Tailor, Morcheeba и Tricky.

Сама современная форма брасс-хауса – это группа Too Many Zooz. Трое парней из Нью-Йорка, с помощью трубы, саксофона и ручных ударных инструментов создают затейливые мелодии, схожие по звучанию с электронной музыкой.

В большинстве своём, джаз очень консервативен. Поэтому к отдельному направлению всей жанровой структуры можно отнести музыку кинематографа. Композиторы используют джаз в тех случаях, когда необходима стилизация под определенный исторический период.

Рок-н-рол и дальнейшие его ипостаси. Протест, нарушение границ и эксперименты

Он появился и сразу перевернул всю музыкальную индустрию. Раньше мировое население не могло себе представить, что группа способна самостоятельно добиться успеха благодаря песням собственного сочинения. В 50е годы ХХ века самые известные исполнители, такие как Литл Вилли Джон, Пегги Ли, Элвис Пресли выпустили пластинку с композицией Fever.

Эта песня была написана композиторами и поэтами Эдди Кули и Отисом Блэкуэллом для Литл Вилли Джона, но получилось, что она перешла в общее пользование.

Что появилось в XXI веке: рок музыка 21 века – это ривайвл, возврат в прошлое с привнесением элементов настоящего. В основном, многие музыкальные жанры локальны и их известность заканчивается в стране пребывания группы. В России самыми популярными новыми жанрами стали якутский панк-рок , электро-панк и пост-бард.

Э – электроника. Э – эксперимент

Первые опыты в электронной музыке прошли еще в 1897 году, когда американский ученый Тaддеус Кэхилл получил патент на изобретение первого в мире электромузыкального инструмента. Он генерировал звуки с помощью магнитных колебаний.

Дальнейшее становление музыки связано с появлением новых технологий, в том числе и с доступностью специальных компьютерных технологий.

Что появилось в XXI веке: жанры House (Wich-house), Black MIDI и Сипанк.

Black MIDI самобытный жанр, появившийся только благодаря новым технологиям. Это своего рода гонка за количеством сыгранных нот. Чем больше, тем лучше. Мелодии создаются в приложении по обучению игре на фортепьяно, где есть возможность превзойти способности профессиональных пианистов с пятью пальцами на каждой руке.

Для танцевальных целей был создан жанр House. С помощью компьютера, драм-машины и синтезатора любому ди-джею стал доступен процесс синтеза новой музыки. Включая в себя элементы диско, соула и фанка, хаус характеризуется прямым битом и ритмом 4/4,

простыми зацикленными мелодиями и не таким жестким звучанием, как в техно. Wich-house как поджанр появился в 2009-10 годах. Это полностью электронная экспериментальная музыка с темным и томным звучанием, создаваемая, как правило, людьми без музыкального образования.

Новые жанры. Музыкальный капитализм.

С появлением интернета, информационные потоки стали распространяться с безумной скоростью. Узнавать о новых исполнителях стало намного проще, а определить жанр, в котором они играют – сложнее.

Достоинство современных музыкальных направлений в том, что они перерабатывают опыт прошлого. Для них характерна ретроспективность, то есть уход от новаторства к более старым и проверенным музыкальным схемам. Объединяя стили и жонглируя разными жанрами, музыканты создают что-то отличное от предыдущего, но при этом и знакомое для слушателей. Музыка – это бизнес.

Живые выступления еще сильнее размыли границы между жанрами. Атмосфера рэп концертов стала напоминать рок вечеринку. Атрибуты одной культуры заменяют атрибуты другой. Теперь аудитория сама определяет жанр, стиль и направление. Выбор за вами, друзья.


Предлагаемая работа прослеживает некоторые новые тенденции в зарубежном хоровом исполнительстве и музыкальной педагогике, связанные с возросшей ролью ритмического начала в музыкальной культуреXX века. Результатом явилось возникновение новых жанров в быту, в хоровом исполнительстве, обновление методики музыкального воспитания.

Содержимое разработки

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области

53.02.01 Музыкальное образование

Автор: преподаватель Марченкова Е.В.

Различные факторы определяют развитие общества в целом, постепенно видоизменяя, обновляя культурные традиции, преобразуя их. Музыкальное развитие является неотъемлемой частью социума, развития общества и как зеркальное отражение также отображает новые веяния и глобальные изменения. Хоровое исполнительство наиболее демократичный вид искусства из всех видов исполнительства, ярко воплощает новые тенденции как в методике исполнения, а также в репертуаре.

В контексте развития европейской, русской, фольклорной, американской музыкальной культуры, взаимопроникновения культур, ритма, интонаций, особое внимание принадлежит ритму. Композиторы опрокинули многие музыкальные правила прошлого, нашли новые, смелые ритмы и новые способы их выражения. С начала XX века ритм определил новую энергичную пульсацию музыки Стравинского, Прокофьева, Шостаковича.

Но настоящим взрывом, преобразовавшим бытовую танцевально – певческую традицию стало появление новых демократических массовых жанров: сначала джаза, затем молодежной рок и поп музыки, а также знакомство с музыкой различных этнических культур. Все это демонстрировало возросшую роль ритма, а иногда и приоритет, в звучащей вокруг популярной и бытовой музыке. Утвердились на концертной эстраде ансамбли и оркестры ударных инструментов из Африки, Японии, Китая и других стран. В конце XX века стал популярным и быстро распространился в молодежной среде прием битбоксинг- изображение ударных голосом, не только как инструментальный вариант сопровождения в вокальном ансамбле, но и как сольный вид исполнительства.

В начале и первой половинеXX века в музыкальной педагогике появляется сразу несколько ярких имен педагогов - новаторов. И Карл Орф, Бела Барток, Пауль Хиндемит, каждый по-своему шли к обновлению системы начального музыкального образования, в том числе и через ритмическое воспитание. Переосмысление роли ритма в детском музицировании вызвало к жизни новые методические приемы, технологии, специальный репертуар и как результат новые прогрессивные программы обучения.

В отечественной музыкальной педагогике вопросы ритмического воспитания разработаны хорошо. Вопросам ритмического воспитания уделяется внимание на предметах ритмики, сольфеджио. На этих предметах учащимся предлагают выполнять различные виды упражнений: чтение заданий ритмослогами, прохлопывание одно- и двухголосных примеров двумя руками, с различными движениями- хлопками, шлепками, притопами и т. д. исполнение ритмического аккомпанемента к специально подобранным произведениям.

В образовательных программах по хору ритмическое воспитание не выделяется в отдельный раздел. Подразумевается, что в хоровом исполнении наибольшую трудность для детей представляет работа над чистотой интонации, вокальными навыками, художественным содержанием произведения и т. д. Собственно изучение метра и ритма происходит на уроках сольфеджио.

Довольно редко детский хоровой коллектив сталкивается с произведениями со сложным ритмом, для освоения которого требуются специальные упражнения. Например, произведения связанные с танцевальными жанрами, народной музыкой, где могут встречаться синкопы, гемиолы и другие ритмические формулы, которые потребуют специальной проработки.

Другое дело, если хор или ансамбль заинтересован в исполнении популярной музыки и джазовых произведений. Специфика жанра потребует освоения синкопированной акцентной ритмики, которая является нормой изложения, а в джазе еще и дополнительно особой свинговой манеры исполнения, для которой характерны как свобода, так и особая точность акцентирования.

Предлагаемая работа прослеживает некоторые НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ в зарубежном хоровом исполнительстве и музыкальной педагогике, связанные с возросшей ролью ритмического начала в музыкальной культуреXX века. Результатом явилось возникновение новых жанров в быту, в хоровом исполнительстве, обновление методики музыкального воспитания.

ПОЯВЛЕНИЕ НОВОГО ЖАНРА В ХОРОВОМ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВ body percussion, который используется как прием аккомпанирования пению и как основа самостоятельных произведений.

Изучение боди перкашн сочетается с использованием на занятиях и в выступлениях ударных инструментов различных видов, в том числе и шумовых, аутентичных: трещотки, свистульки, маракасы и др.

Индивидуальные и групповые ритмические бытовые игры с хлопками, с предметами, с рифмованным текстом и без него, стали чрезвычайно популярными в последние десятилетия. В такие игры включаются сложные координационные последовательности движений, а движения организуются синкопированными ритмами, типичными для популярной музыки. Эти усложненные игры адресованы подросткам и распространены в данной возрастной группе. В зарубежной эстраде утвердился такой жанр, как ритмический театр, композиции с разными предметами, выполняющими роль ударных- ведрами, бочками, кастрюлями и т.д. Но есть виртуозные ритмические выступления ансамблей, использующих только звучащие жесты рук_ хлопки, шлепки ладонями, локтями, щелчки пальцами и т. д.

Если говорить о применении ритмических игр на хоровых занятиях, какова может быть их практическая польза?

Воспитание метроритмических навыков;

Точность прохлопывания метрической доли, удержание точного темпа:

Проработка синкоп и других ритмических сложностей;

Воспитание двигательной координации в различных последовательностях движений;

Равномерное симметричное владение правой и левой руками.

Воспитание психической и умственной координации, преодоление зажатости и раскоодинированности, умение концентрировать внимание.

Ритмические игры могут использоваться в групповых занятиях на хоре для оживления обстановки, как вариант переключения на другие виды полезной деятельности, как вариант зарядки, двигательной активности.

Известно, что ритмическое воспитание учащихся является одной из наиболее важных и трудных сфер музыкального обучения. Проблемы, связанные с ритмическим воспитанием, преодолеть порой гораздо сложнее, а подчас практически невозможно, чем сформировать у детей навыки интонирования. Поэтому, уделяя ритму большое внимание на уроке хора, педагог меньшими временными затратами может добиться овладения коллективом навыками и умениями, обеспечивающими грамотное, синхронное (что конечно немаловажно при коллективном музицировании), инициативное, разнообразное (с использованием body percussion) исполнение музыкальных произведений . Что касается улучшение знаний учащихся и их понимания музыки, хочется отметить, что работа над ритмическими сложностями помогает в дальнейшем в осознании формообразования в музыке и композиции.


-75%


Человеческий голос - музыкальный инструмент, который есть с рождения у каждого из нас. Этот трепетный механизм, нуждающийся в особом уходе и постоянной настройке, способен защекотать все нервные окончания в организме и довести их до предела.

Прежде чем узнавать, какие музыкальные жанры вокальной музыки существуют, следует разобраться в том, а что же такое вокал вообще.

Вокальное искусство

Главное

Вокальная музыка не имеет даты возникновения, она является старейшим из видов искусства. Вокал возник с появлением человека и тихо дремал в ожидании своего часа.

Голос не нуждается в поддержке извне, он способен творить композиции сам. Но, несмотря на то, что голосовой аппарат есть у всех, создать из него "инструмент" под силу не каждому. Вокалист должен обладать определенными данными, чтобы получилось взять голос под свой контроль:

К списку следовало бы добавить голосовые данные, однако все рождаются с разными вокальными возможностями, и практика подтверждает, что певец – не тот, кто от природы получил все, а тот, кто из ничего смог развить потрясающий дар, покоряющий людские сердца.

И это, действительно, так. Люди запоминают простые мелодии, слушают те песни, которые исполняют, прежде всего, с душой. Обычные технические голосовые упражнения не затронут человеческое нутро, и их не станут запевать через столетия.

Жанры вокальной музыки

За все время существования людей были исполнены миллионы и миллионы композиций. Будь то простая попевка или ария из оперы. Вокальная музыка переливается своей многогранностью, и разделить ее можно на два направления:

Камерный жанр

Оперный певец

Камерный вокальный жанр (с латинского camera - 'комната') – музыка, исполняемая маленьким составом исполнителей, предназначенная для небольшой аудитории:

  • песня;
  • романс;
  • баллада;
  • баркарола;
  • серенада;
  • элегия и другие миниатюрные сочинения.

Рассмотрим жанры вокальной музыки более подробно.

Песня

Песня – наиболее простая и самая распространенная форма, основа всех основ. Она подразделяется на народную и авторскую.

Первый вид относят к фольклору (устному народному творчеству), в его создание каждый мог внести индивидуальную лепту. Песня лилась из уст в уста, словно ручей, и слагалась на свой лад. До нашего времени дошло достаточное количество народных шедевров, которые являются бессмертными хитами. Одна из самых популярных русских народных песен - это всем известная "Калинка".

Народное творчество

Стоит отметить, что песня принадлежит не только к камерному жанру, но и к концертному. Если ранее под ней подразумевалась простота и миниатюрность, то сейчас она является одним из главных номеров крупномасштабных сцен.

Романс

Исполнение романсов

Романс – жанр камерной вокальной музыки. В Средневековье термин означал стихотворение на "романском" языке (испанском), которое сочиняли для наложения на музыку. Он представлял собой простую композицию. В романсе, помимо текста, большую роль играет аккомпанемент. Чаще всего вокал сопровождают переливы струн гитары или же поддержка фортепиано. Неоценимый вклад в развитии русского романса, как жанра вокально-инструментального искусства внесли композиторы Гурилев А. Л., Алябьев А. А., Варалмов А. Е.

В XIX веке в эпоху романтизма романс становится ведущим жанром вокальной музыки, потому как именно он был способен во всех деталях передать внутренние переживания человека, что так характерно было для того художественного направления.

Баллада

Баллада – музыкальный жанр, подразумевающий под собой повествование, рассказ в поэтическом виде. Первоначально была одноголосной песней с элементами танца. Как лирический жанр, она стала популярной с XVIII века. Достойные образцы:

Не остались в стороне и наши соотечественники:

  • М. П. Мусоргский ("Забытый");
  • А. Г. Рубинштейн ("Баллада");
  • П. И. Чайковский ("Корольки");
  • А. П. Бородин ("Море");
  • А. Н. Верстовский;
  • А. Е. Варламов - титан вокального жанра.


Баркарола

Изначально была "песней на воде", ее исполняли гондольеры в Венеции. Ее отличает меланхолический характер, минорное настроение и будто покачивающиеся волны ритмический рисунок.

Вы можете прослушать балладу Шуберта в исполнении Олега Погудина.


С XVIII века баллада переросла в профессиональный жанр. Позднее даже стала применяться в итальянских и французских оперных номерах. Некоторые композиторы:

  • Ф. П. Шуберт ("Любовное счастье рыбака");
  • М. И. Глинка ("Уснули голубые");
  • Ф. Брамс (из опуса 44 для женского хора).

Серенада

Из русских композиторов серенады писали М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, П. И. Чайковский.

Элегия

Элегия в переводе с греческого языка – это "траурное пение". Первоначально являлась поэтично-музыкальным жанром в Древней Греции. Приобрела широкую популярность в эпоху сентиментализма и романтизма. Философские мысли о разочаровании, неудовлетворенности и страданиях в жизни находили свое отражение в этом произведении.

Г. Перселл – один из ранних представителей этого жанра. В отечественной культуре все те же мастера: Варламов, Глинка, Алябьев, Яковлев, Даргомыжский и др. Для русской элегии специфично исполнение в виде монолога под характерный для романсов аккомпанемент (гитарные переливы или фортепианные звучания).

Один из ярких примеров – " Не искушай меня бед нужды" Глинки. Элегия исполнена Олегом Погудиным - известным в нынешнее время камерным певцом.


Какие жанры относятся к вокальной музыке еще?

Концертный жанр

К данному жанру относится музыка, предназначенная, как правило, для одного или нескольких солирующих музыкальных инструментов с оркестром. Зародилась в Италии в XVI-XVII веках, как полифоническое вокальное произведение для церковных хоров. К данному жанру относят:

  • вокализ;
  • кантату;
  • оперу;
  • ораторию;
  • рапсодию;
  • арию;
  • гимн.

Концертный зал

Вокализ

Вокализ – пение на одном или нескольких гласных звуках. Чаще всего исполняется в качестве отработки вокальной техники.

Р. М. Глиэр сумел из технического упражнения создать полноценное произведение, написав концерт для голоса с оркестром. На видео его исполняет оперная певица Анна Нетребко.


Помимо него, вокализ в концертном исполнении писали:

  • С. В. Рахманинов;
  • Ж. М. Равель (в форме хабанеры);
  • Н. К. Метнер - "Соната-вокализ" и "Сюита-вокализ".

Кантата

Кантата – крупномасштабное произведение, в исполнении которого принимает участие не только солист, но и хор с оркестром. Изначально (в первой половине XVII века) ее ставили в противовес сонате – инструментальному жанру. Подразделяется на два вида: духовные (церковные) кантаты и светские.

Первые русские кантаты появились в XVIII веке благодаря П. А. Скокову. В дальнейшем его дело продолжили Чайковский, Римский-Корсаков, Танеев и др. Одна из знаменитейших кантат - "Александр Невский" С. С. Прокофьева.


Опера

Опера является фундаментом вокальной музыки. Она синтезируется с хоровыми, инструментальными, танцевальными и театральными номерами и совмещает все аспекты воедино.

Считают, что отдаленной предшественницей оперы является трагедия Древней Греции. В ней шло чередование диалогов с пением (сольным и хоровым).

В 1597 году был написана первая опера "Дафна" итальянским композитором Якопо Пери.

В XVII веке, несмотря на то, что Италия хотела сделать этот жанр исключительно своим, опера стала популярная и в России. М. И. Глинка считается "отцом русской оперы". Прорывным являлось сочинение "Руслан и Людмила".

Оперное действие

Традиции русской оперы в XX веке развивали многие композиторы, в том числе С. Рахманинов, И. Стравинский, Д. Шостакович, С. Прокофьев.

Оратория

Оратория – достаточно крупное сочинение, предназначенное для вокалиста, хора и симфонического оркестра. Она занимает промежуточное место между двумя описанными выше жанрами.

В России к оратории обращались не так часто. Одно из немногих произведений - "Минин и Пожарский" С. Дягтерева.

Рапсодия

Рапсодия является необычным жанром, относящимся к вокальной музыке, т. к. ее пишут в свободном стиле. Может состоять из разнохарактерных частей. Жанр возродился в XIX веке под влиянием романтизма, которому был присущ интерес к фольклору. Изначально ее писали для фортепиано и она напоминала фантазию на тему народной музыки. Например, известные девятнадцать Рапсодий венгерского композитора Ф. Листа). Позже она приблизилась к поэмам (И. Брамс), сольным произведениям для фортепиано с оркестром (С. Рахманинов, С. Ляпунов, Д. Гершавин) и кантатам.

Ария – вокальная песня, входящая в состав крупных жанров (опера, кантата, оратория). Самой известнейшей можно считать арию Кармен (Habanera). Ее узнает практически каждый с первых звуков.


Арию следует разделить на 2 подвида:

  • ариетта - меньшая по объему и простейшая по структуре;
  • ариозо - сочинение, находящееся между арией и речитативом, больше напоминает на разговорный напев.

Гимн – торжественная композиция, рассчитанная на массовое восприятие. Большое значение играет в общественной и государственной жизни. Мелодия простая и запоминающаяся на слух. История гимнов берет свое начало в древней Месопотамии и Египте.

Гимном Российской империи являлся "Боже, царя храни".


Жанры инструментальной музыки

Камерные инструментальные жанры:

  • вариации;
  • сонаты;
  • сюиты;
  • прелюдии;
  • музыкальный момент;
  • ноктюрн.

Оркестровое выступление

  • симфония;
  • концерт;
  • увертюра;
  • симфоническая сюита;
  • симфоническая поэма;
  • балет.

В заключении

Жанр песни

А вы уже определили, какой из музыкальных жанров вокальной музыки подходит вам?

3.9 Оценок: 24 (Ваша: )

Музыка сопровождает нас повсюду вне зависимости от того, что мы делаем и где находимся. Знание современных стилей будет полезно не только для начинающих музыкантов, но также для любого ценителя искусства. В этой статье мы рассмотрим жанры современной музыки, которые вы чаще всего слышите в магазинах, по радио и в кино.

Что такое музыкальные жанры

Давайте сначала разберёмся, что такое музыкальный жанр. Музыкальный жанр – это категория, которая вмещает в себя произведения, схожие по ряду признаков: стилистических, композиционных, сюжетных и пр.

Музыку можно разделить на разные жанры согласно множеству характеристик, таким, как использование определенных музыкальных инструментов, особенностей темпа, общего настроения мелодии и других. Художественный характер музыки означает, что эти классификации часто субъективны и противоречивы, а некоторые жанры могут пересекаться.

разновидности жанров в музыке

Очень интересно звучат композиции, которые сочетают несколько стилей

Давайте рассмотрим жанры музыки 21 века с примерами их адаптации к новому времени.

Поп-музыка

Это означает, что сначала поп-музыка рассматривалась не как отдельный жанр, а как сборник самых популярных произведений разных жанров. Поэтому сложно выделить ее типичные признаки. Довольно часто такие песни включают в себя сразу несколько признаков других жанров. Поэтому поп имеет самое большое количество ответвлений, среди которых:

  • Кантри поп/кантри рок: отличается большим количеством гитар и фолковым (кантри) либо около-роковым звучанием. Часто используется в качестве саундтреков к вестернам.
  • Поп-рок: объединяет элементы рока (электрогитары, ударные, энергетика) и мелодичность поп-музыки.
  • Софт-рок: почти аналогично поп-року, но с более жестким звучанием;
  • Дископоп/пост-диско: возникло на закате популярности диско и объединило танцевальные ритмы и электро-звучание поулярной музыки 80-ых.
  • Инди: термин применяется к музыке независимых авторов.
  • Синти-поп: мелодия, оснвоанная на звучании синтезаторов и подобных. Стало широко популярно в 80-е, в основном благодаря норвежской группе a-ha. Они же вернули этот стиль в моду в конце 90-ых.

Классическая музыка

Классическая музыка состоит из множества частей, которые исполняются отдельными инструментами и иногда включает в себя вокальные партии. Она появилась еще до электричества, поэтому подразумевает использование инструментов, которые не нуждаются в усилении звука. На современных концертах звучание оркестра иногда усиливается при помощи микрофонов, однако обычно это применяется только в очень крупных концертных залах. В основном термин классической музыки применяют к произведениям, написанным до ХХ века: Шопен, Чайковский, Вагнер и прочие.

На самом деле к классической музыке сложно отнести одно направление. В основном для классики характерно инструментальное звучание, многие ассоциируют ее с оперой и балетом. Однако к ней также можно отнести народную музыку, которая, в свою очередь, дала толчок к созданию музыки кантри и фолк, а те подразделяются еще на множество категорий. Кроме того, классическая музыка универсальна: стоит лишь слегка изменить темп песни, и вы получите совсем другое настроение.

Рок произошел от классического рок-н-ролла в 60-е, хотя уже в 70-е перестал даже отдаленно напоминать своего прародителя. Рок-музыка настолько захватила музыкальную индустрию, что до сих пор многие критики считают его самым значимым направлением. Рок-н-ролл, а затем и рок, появился как молодежное бунтарское течение. Главные признаки рок-музыки – доминирующие гитары, в основном электронные. Важным составляющим музыки считается бас-гитара и ударные, иногда присутствуют ритм-гитары. Звучание может изменяться от более легкого, как у Beatles, к более тяжелому, как у Rolling Stones и Animals.

Несмотря на то, что сейчас рок не так доминирует, как в ХХ веке, он до сих пор считается чуть ли не самым главным направлением музыки из-за своей мощной энергетике и харизматичным музыкантам.

Ритм-н-блюз (R’n’B)

R’n’B – хороший пример плавного перемещения нескольких направлений музыки из 20 в 21 век. С одной стороны, здесь присутствуют особенности духовной (евангелистской) музыки – феномен, который можно встретить только в американских церквях: духовные строки поются в заводном, ритмичном темпе.

R’n’B включает в себя много поджанров, некоторые принято считать индивидуальными стилями:

  • Классический ритм-н-блюз;
  • Ду-воп: в этом поджанре основное внимание уделяется вокалу при минимуме музыкального сопровождения;
  • Соул: отличается уклоном в духовную (околорелигиозную) музыку;
  • Фанк: танцевальный вид ритм-н-блюза;
  • Диско: фактически является сочетанием соула и фанка;
  • Буги (электрофанк): также танцевальный стиль r’n’b, но с элементами техномузыки.

Классический пример ритм-н-блюз – Этта Джеймс и Нина Симон, самая известная – Тина Тернер. Яркие представители этого стиля на современной эстраде – Usher, Алиша Киз, Берри Уайт, Бейонсе.

Поэтому, несмотря на развитие в современной музыке популярных жанров и направлений, джаз до сих пор является частью субкультуры ночной жизни в барах по всему миру. Сложный аспект импровизации объясняет, почему из всех жанров он является наиболее (если не всегда) инструментальным и больше играет со структурой, паттернами и ритмами, чем с голосом исполнителя.

Шансон

Это популярное в Европе музыкальное направление стало известно в России благодаря дружбе СССР с Францией. Французские исполнители шансона не раз давали концерты в Москве и Ленинграде. Самыми яркими представителями течения считаются Шарль Азнавур, Эдит Пиаф, Мирей Матье, Джо Дассен и Ив Монтан.

Интересно, что в России шансоном называют то, что в народе принято считать блатной песней. В основном в них поется о тяжелой судьбе, чаще всего – тюремном сроке. Типичные представители – Михаил Круг, Григорий Лепс, Михаил Шуфутинский, Елена Ваенга.

Электро

Электронная танцевальная музыка ведет истоки от ямайского даб-степа и получила развитие примерно в 70-е годы с развитием электронных музыкальных инструментов. В современное время электро почти полностью перешло в ночные клубы и стало формой искусства микширования. Эта новая форма, обычно называемая EDM (Electronic Dance Music), создается ди-джеями, которые добавляют к произведению десятки тонов для создания уникальной композиции. Часто при этом также обрабатывается голос исполнителя. Оцените трек одного из популярных представителей жанра – Avicii.

С развитием EDM-систем электро-музыка стала самой доступной для написания независимыми авторами, ведь ее легко генерировать в специализированной программе для обработки музыки. Может, поэтому на музыкальном рынке появилось тенденция объединять техно-артистов с поп-музыкантами. Это сделало EDM практически самым популярным жанром музыки в мире 2020 года, так как ни один топ не обходился без десятка песен этого течения.

Хип-хоп

Хип-хоп возник в середине 20 века как протест против расового разделения и до сих пор относится к самым популярным современным направлениям в музыке. Настоящий хип-хоп должен включать в себя 4 элемента: гармония танца (брейк-данс), микширование записей (DJ), яркий визуальный стиль исполнителя и рэп, то есть быстрая начитка текста в определенном ритме.

Интересная деталь: яркий личный стиль исполнителей hip-hop – не просто визуальная приманка, а дань истории, так как хип-хоп возник в субкультуре США как протест против расовой дискриминации. К примеру, любовь рэперов к белым кедам – отсылка к тому времени, когда первые исполнители не могли позволить себе вторую пару обуви, а массивные золотые цепи и кольца символизируют связь с древними африканскими воинами, которые надевали на себя золото перед военными выходами.

Метал

На самом деле список музыкальных направлений исчисляется десятками и, возможно, даже сотнями примеров. Сложно однозначно сказать, что относится к жанрам современной музыки, так как в так как в XII веке продолжают возникать новые музыкальные течения.

Если вы независимый автор, не бойтесь самовыражаться, объединяя в своем творчестве различные направления. А поможет вам программа АудиоМАСТЕР – она создана специально для начинающих музыкантов, но при этом позволяет профессионально работать с аудио: создавать звуковые эффекты, использовать эквалайзер, микшировать треки и не ограничивать свое творчество.

Читайте также: