Молодежная культура россии доклад

Обновлено: 27.06.2024

Сегодня целый комплекс противоречивых проблем, неоднозначность процессов, происходящих в молодёжной среде и в нашем обществе в целом, вызывают бурные споры. К сожалению, наш государственный аппарат продолжает удивлять мыслящую половину человечества своим ничтожным вниманием к молодёжным проблемам или попытками решать их административными методами. Повлиять на эту ситуацию в государственном масштабе нам вряд ли удастся, но в наших силах не повторять подобных ошибок и не способствовать им, а для этого надо, как минимум, познакомиться с тем, что молодёжь требует и чем вызваны подобные требования.

Содержание работы

Введение.…….………………………………………….…………………………. 3
Основные понятия: культура, субкультура и контркультура …………. 4
Специфика молодежной субкультуры. ……………………………………. 6
Эстетика молодежной субкультуры………………………………………. 9
Западные модели молодежных субкультур…………………………………11
Заключение…………………………………………………………………..……. 17
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

Реферат - Молодежная культура.doc

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

Калининградский институт экономики

Реферат по Культурологии

Выполнила студент 1 курса

г. Калининград 20013
Содержание

  1. Основные понятия: культура, субкультура и контркультура …………. 4
  2. Специфика молодежной субкультуры. ……………………………………. 6
  3. Эстетика молодежной субкультуры………………………………………. ..9
  4. Западные модели молодежных субкультур…………………………………11

Список использованной литературы……………………………….………….19

Сегодня целый комплекс противоречивых проблем, неоднозначность процессов, происходящих в молодёжной среде и в нашем обществе в целом, вызывают бурные споры. К сожалению, наш государственный аппарат продолжает удивлять мыслящую половину человечества своим ничтожным вниманием к молодёжным проблемам или попытками решать их административными методами. Повлиять на эту ситуацию в государственном масштабе нам вряд ли удастся, но в наших силах не повторять подобных ошибок и не способствовать им, а для этого надо, как минимум, познакомиться с тем, что молодёжь требует и чем вызваны подобные требования.

В этом реферате мы предприняли попытку рассмотреть сущность молодёжной культуры и механику возникновения её субкультур. Особое внимание уделено причинам появления и родовым особенностям молодёжных организаций, их роли в процессе социализации молодёжи и влиянию образуемых ими субкультур на формирование мировоззрения будущего члена общества.

1. Основные понятия: культура, субкультура и контркультура

В культурологи часто застрагивается вопрос о многоликости культуры в рамках одного топоса и хроноса. Многоликость присуща и культуре региона, и национальной культуре, и культуре различных групп людей, объединенных каким-либо интересом, в частности, профессиональным, возрастным, или политическим, или религиозным и т.д.

Культура – это некая целостная система с присущей ей внутренней определенностью ценностно-иерархических взаимоотношений. В любой культуре существует ценностная доминанта, или ядро культуры, а рядом с ним ряд субкультурных образований. Возникает закономерный вопрос, что такое субкультура. Принято считать, что субкультура – это подсистема целостной системы культуры. Возникновение субкультур связано с определенным уровнем развития общества. Существует такая точка зрения, что субкультуры отсутствуют в примитивных формах общественного бытия. Иногда еще больше акцентируют этот момент, считая, что субкультура – современное порождение городского уклада жизни.

Думается, что причин для возникновения субкультур много и в определенной степени они носят общезначимый характер, но по ряду обстоятельств внимание на них стали обращать только в последнее время.

Какие характеристики присущи субкультуре вообще? Субкультура, как правило, частный случай культуры в целом. Она всегда отличается некоторой локальностью и в определенной степени замкнутостью, в той или иной степени лояльна к основным ценностным установкам господствующей культуры, хотя бывают и исключения. Субкультура – это необязательно отрицательная характеристика, важным нюансом ее содержания является момент инаковости, непохожести, немагистральности, необщности в развитии ценностных предпочтений, а также при определенной самостоятельности и даже автономности. Следует различать понятия субкультуры и контркультуры. Они близки, но не являются синонимами.

Поэтому понятие контркультуры акцентирует момент выраженного противостояния фундаментальных ценностных установок по отношению к господствующей культуре. Данный термин появился в западных источниках в 60-е годы ХХ в.

Главная характеристика контркультуры – это протест, несогласие, активная оппозиция. Своего рода контркультурой являлось христианство в период своего зарождения и становления. Распятие Христа на Голгофе есть один из элементов этого духовного противостояния. Борьба в период раннего христианства с проявлениями язычества свидетельствует о тех же процессах.

Впоследствии, как известно, христианство вышло за рамки контркультуры, прочно укоренившись, легло в основу европейской культуры.

Подобная же эволюция прослеживается в различных сферах художественной культуры. Примечательна в этом плане смена общественного мнения по отношению к таким нетрадиционным направлениям в искусстве, как импрессионизм, авангардизм, постмодернизм.

В научной литературе эти направления нередко по-прежнему называют контркультурой по отношению к традиционным образцам искусства, но уже в контексте более крупных историко- временных масштабов.

Итак, субкультура и контркультура явления родственные, но нетождественные. Особенность молодежной культуры заключается в том, что она может одновременно выступать в качестве как первой, так и второй. Но субкультура более широкая дефиниция, чем контркультура.

2. Специфика молодежной субкультуры

Молодежь – это социально- демографическая группа в возрастных границах от 14 до 30 лет. Ее доля в общем населении составляет около 20%, что является весьма значительным количественным показателем, чтобы оставлять ее в стороне от рассмотрения. Итак, молодежь – неотъемлемая часть любого общества, независимо от его сущностных характеристик. В чем специфика молодежи как социокультурного явления?

В основе молодежной субкультуры лежит особый способ мироотношения со своей системой духовных ценностей. Молодежная субкультура – это и особый образ жизни, который разделяют в основном живущие им непосредственно или сочувствующие. Молодежная субкультура – это не что иное, как форма самовыражения и самовысказывания молодых. Какие цели ставят перед собой молодые в жизни: изменить мир, свою жизнь, сделать ее другой, сбросить с себя ярмо стереотипов, отказаться от социальных канонов, утвердить жизненную альтернативную позицию по отношению к ранее существующей и закрепить ее в различных социокультурных догмах. Система ценностей, разделяемая молодежью, носит, как правило, автономный характер.

Конечно же, нельзя утверждать, что, переходя из одной возрастной группы в другую, люди полностью порывают со своими привязанностями молодости. Но значительные изменения все-таки происходят. В отечественно социологии принято выделять три основные субгруппы молодежи: социальные, асоциальные, антисоциальные. Данная типология акцентирует внимание на взаимосвязях молодежных групп и общества в целом.

Молодежная философия хиппи, строилась на конфронтации по отношению к господствующей официальной культуре буржуазного общества, ее моральным нормам и устоям. Хиппи бросили вызов излишествам и комфорту буржуазной жизни, они не разделяли стремления общества к накопительству, служения золотому тельцу, процветанию потребительских ценностей. Именно поэтому многие дети богатых родителей США оставили свои благоустроенные резиденции, сбросив с себя груз поведенческих норм. Хиппи надели самую простую и функциональную одежду: дырявые ковбойки и джинсы, отказались от элементарных гигиенических правил, перестали стричь волосы, обрели свободу и отправились на поиск смысла жизни. Прошло время, и большинство из них, переболев детской болезнью, вернулись в лоно буржуазной культуры и заняли значимые места в современном западном обществе среди политиков, финансистов, промышленников.

3. Эстетика молодежной субкультуры

Молодежные субкультуры практически всегда отличаются стремлением закрепить наиболее важные для них мировоззренческие смыслы в яркой экспрессивной форме, возможно, непонятной основной массе людей в обществе, но вызывающей интерес. Молодежь, организованная в общность в результате единения вокруг какой-либо идеи, достаточно часто проявляет склонность к созданию новой эстетической реальности. Она естественным образом, по-своему осмысливает и эстетические качества мира, наполняя новым смыслом старые понятия, такие, как красота, художественный вкус, эстетический идеал. Она пытается изменить пространство, в котором существует, эстетизировать его с позиции ее представлений о прекрасном.

Театрализация широко проявляется в обрядах и ритуалах, к которым достаточно часто прибегают в своей публичной жизнедеятельности молодежные культуры. Игровой момент свойствен созданию и функционированию собственного языка знаков и символов отдельных молодежных субкультур.

Этот же игровой момент характерен для молодежных субкультур в различных публичных формах общения со своими единомышленниками, которые реализуются в разносторонних театрализированных акциях, шоу, перфомансах, хеппингах, манифестациях, фестивалях.

Артизация как форма эстетической игры в жизнедеятельности различных молодежных субгрупп (хиппи, панки, рокеры, металлисты) находит свою актуализацию в демонстративно-эпатажной манере поведения, в особенном стиле, включающем не только особенности поведенческих норм, но и специфические пристрастия в одежде, прическах, аксессуарах.

В молодежной среде, как ни в какой другой, заметно тяготение к вненациональным и неидеологизированным формам культуры. Не случайно она практически не знает национальных границ и легко и быстро распространяется по странам, регионам и континентам.

Молодежная культура субгрупп мозаична и недолговечна, зачастую трансформируется и сменяется с приходом нового поколения. Смена поколений характеризуется преимущественно изменением идейно-созидательных характеристик молодежных субкультур, что касается форм проявления, то им свойственна повторяемость описанные выше признаки, как правило, мало подвержены кардинальным изменениям.

4. Западные модели молодежных субкультур

Принято считать, что первые молодежные субкультуры современного типа появились в середине ХХ в. в Великобритании. Причиной их возникновения, как странно это не покажется на первый взгляд, явился рост благосостояния нации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реферат по обществознанию на тему "Современная молодежная культура".

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ

НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ

__________________________________________________________________

СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЁЖНАЯ КУЛЬТУРА

8 ТЭ-02/о ____________ Е.Р. Бежалова

Современный этап переосмысления культурных ценностей и дальнейшая судьба культуры России во многом зависят от духовного состояния, социальной и гражданской позиции каждого россиянина, а также от освоения богатств отечественной и мировой культуры российской молодежью.

Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определенной группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации.

Именно на молодёжи лежит историческая ответственность за сохранение и развитие национальных культурных традиций и ценностей, за цивилизованную интеграцию России в мировое сообщество.

Молодежь – это социально-демографическая группа в возрастных границах от 14 до 30 лет, переработка общей культуры, присущей обществу на данном этапе социального развития. Перечислим базовые принципы этого подхода, предполагающие взгляд на молодежь как на социальную проблему.

1. Молодежь признается однородной возрастной группой с едиными психологическими характеристиками и социальными потребностями.

2. Молодость считается особой ступенью в развитии личности. Модели поведения и ценности, усваиваемые молодыми людьми в этот период, становятся идеологическими ориентирами, не меняющимися в дальнейшем.

Групповые стереотипы поведения

1. Главной характерной особенностью современной молодежной культуры является её обособленность, отстраненность, часто демонстративная, эпатажная от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций.

2. Преобладание потребления над творчеством. Весьма негативная особенность, потому что по-настоящему приобщение к культурным ценностям происходит лишь в активной, самостоятельной культуротворческой деятельности.

3. Авангардность, устремленность в будущее, часто экстремальность. Зачастую эти черты сочетаются с отсутствием серьезного фундамента исторических и культурных традиций.

Итак, молодежную культуру как культуру определенной возрастной группы характеризует эмоционально-нравственное самоутверждение молодежи наряду с поисками развлекательного содержания, под воздействием групповых стереотипов отношений, установок и интересов.

Тенденции в развитии молодёжной культуры

1. Кризисное состояние общества привело к расслоению молодёжных социальных групп и слоёв по уровню материального благосостояния, качеству жизни, а, следовательно, и по уровню освоения культурных благ. Существовавшая ранее система массово-доступных, но принудительно-коллективных форм культуры и элитарной культуры разрушилась. Распределение благ в сфере молодёжной культуры происходит по принципу платёжеспособности.

2. Приватизация культурных объектов привела к тому, что основным местом проведения свободного времени молодыми людьми всё более становится улица и квартира человека, что обусловлено и усилившейся потребностью в расслаблении, отдыхе, и меньшими материальными затратами на домашний досуг.

4. Кризис, охвативший все стороны жизни – экономическую, политическую, духовную, не мог не сказаться на образе жизни молодого индивида, составной частью которого является бытие в сфере культуры. Однако любой кризис потенциально несёт в себе и движущую силу его разрешения. Поэтому тенденции использования культурных благ в переходный период с доминирующей негативной направленностью в перспективе стабилизации общественной жизни придут к относительному равновесию их социальных функций. Но при этом уже чётко будет проявлена социальная дифференциация, определяющая личностные ценностные ориентации в использовании этих благ, в рамках которых виды культурной деятельности и их формы сами приобретут рыночную стоимость.

5. Особенность нашего времени характеризуется тем, что сочетаются пережитки прошлого и переход к новациям будущего, идёт процесс разрушения старых отживших форм и возникновение новых. В полной мере это касается всех сфер жизни, в том числе и молодёжной культуры. Сегодня, как никогда необходима продуманная, научно обоснованная молодёжная политика регулирования её развития.

Таким образом, современная действительность поставила молодого человека перед большим количеством проблем.

Жизнь выдвинула много новых проблем в создании условий для успешного развития молодёжной культуры, наиболее ярко проявившейся в период социально-экономического реформирования России.

Всё это определяет особую актуальность выработки методологии и разработки адекватных ей механизмов молодёжной культурной политики, имеющей чётко выраженные приоритеты, соответствующие ключевым проблемам формирования культуры молодёжи в современной России. Её целевой ориентацией должны стать условия развития и социальной востребованности личностного потенциала молодёжи, самоопределения и реализации её творческих возможностей. В этом смысле ориентиром для молодёжной политики должен стать закон возвышения и одухотворения целей жизни новых поколений, потому как проблемы оптимизации молодёжной культуры не могут быть решены вне общего процесса духовного и нравственного развития российского общества.

Гост

ГОСТ

Социальное положение молодежи и молодежная культура

Молодежь. – это социально-демографическая группа, объединяющая людей возрастом от 15 до 30 лет, характеризующихся рядом схожих социальных и психологических черт, связанных с процессом социализации.

Период молодости очень насыщенный, он характеризуется следующими аспектами:

  1. Определением своего места в жизни;
  2. Выбор профессии, которая позволит человеку самореализоваться, актуализироваться;
  3. Выработка жизненных ценностей и мировоззрения, что очень важно для человека, который проживает в социуме и окружает себя различными социальными связями;
  4. Достижение экономической независимости. Поначалу человек зависим от своих родителей или ближайших родственников, а затем он стремится уйти от этой зависимости и стать самостоятельным, самодостаточным;
  5. Выбор спутника жизни, создание семьи, рождение детей;
  6. Формирование социально ответственного поведения, которое будет транслироваться будущим детям.

Молодежь имеет и свое особое социальное положение. Это активный поиск своего места в жизни, переходность положения и его подвижность – молодые люди быстрее других социальных групп реагируют на любые изменения и адаптируются к ним. Высокая мобильность и динамичность играет молодым людям на руку, они испытывают меньше стресса в экстремальных условиях, готовы быстро осваивать большие потоки информации и применять их на практике. Помимо этого, молодые люди имеют хорошие профессиональные перспективы, особенно если выбор будущей профессии полностью отвечает их потребностям и интересам.

Необходимо обратить внимание и на существование особой молодежной культуры и субкультуры. Молодежную культуру считают следствием процесса социализации молодых людей. Истоки культуры лежат в стремлении молодых людей и молодого поколения к самосознанию и самоутверждению, самореализации и независимости. Через культуру молодежь может выражать себя, свои мысли и идеи, может транслировать новые ценности, которые играют значимую роль в становлении личности.

Готовые работы на аналогичную тему

Молодежь отличается максимализмом и категоричностью в суждениях. Причем это стало очень явно проявляться и с развитием информационных технологий. Доступ к неограниченным ресурсам сделал молодежь очень развитой и включенной в большое количество процессов. Культура молодежи предполагает активное участие в различных политических и социальных событиях, а также представители молодежи сами становятся инициаторами этих событий, поскольку считают, что они как молодое поколение имеют право громко заявлять обо всем, что они думают. Молодежная культура отражает нетерпимость к лжи и несправедливости, равнодушию и лицемерию. Она структурирована и включает в себя специально созданную культуру для молодежи и массовую культуру, которая оказывается доступна всем.

Специфика молодежной культуры в России

Молодежная культура бывает разных видов, и все они обусловлены эмоциями и чувствами молодых людей. К элементам молодежной культуры можно отнести:

  1. Поп-музыку и рок-музыку;
  2. Сленг;
  3. Внешний вид и атрибутику;
  4. Способы развлечения молодежи;
  5. Манера поведения молодых людей;
  6. Одежда и обувь, аксессуары.

Таким образом, молодежная культура, в частности российская молодежная культура – это существующая наряду с другими культурными направлениями и образованиями форма культуры, которая может распадаться на отдельные группы и течения, составляющие ее структуру.

Чаще всего молодежь объединяется в неформальные группы, и им характерны некоторые черты. Например, развитие стихийного общения, которое происходит при тех или иных условиях и ситуациях. Независимость от официальных структур и самоорганизация – то, что отличает по большей мере молодежную культуру от других направлений. Модель поведения молодых людей очень отличается от остальных. Обычно поведение направлено на подчеркивание своей независимости, самостоятельности, самоутверждение. Внутри группы есть своя иерархия, и она устойчива, хотя каких-то формальных и официальных связей в ней нет.

На сегодняшний день исследователи выделяют несколько направлений деятельности молодежи, таких как: эпатажная самодеятельность, агрессивная самодеятельность, социальная самодеятельность, политическая самодеятельность. При этом, все виды деятельности в рамках молодежной культуры являются инициативой самих молодых людей. Эпатаж – это некий вызов общепринятым нормам и ценностям и стремление внедрить в повседневность что-то нетипичное и новое. Агрессивная самодеятельность основывается на довольно примитивных понятиях о ценностях. Здесь наглядным становится стремление самоутвердиться. Социальная и политическая самодеятельность – самые распространенные формы молодежной культуры. Через них молодые люди не просто выражают свое мнение, но им также открываются возможности для трансляции своих идей и получения знаний о текущей социально-политической ситуации в обществе.

Особенности молодежной культуры. Черты молодежной культуры.
Молодежную культуру как культуру определенной возрастной группы характеризует эмоционально-нравственное самоутверждение молодежи наряду с поисками развлекательного содержания, под воздействием групповых стереотипов отношений, установок и интересов.

Содержание работы

1. Социологический аспект молодежной культуры.
2.Элементы молодежной культур
3.Молодежная субкультура
4. Молодежная контркультура

Содержимое работы - 1 файл

реферат по об-ву.docx

муниципальное общеобразовательное учреждение среднеобразовательная школа №3

Реферат на тему:

Современная молодежная культура

Г. Бородино, 2011.

Современное научное определение культуры значительно шире. Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы.

Молодежь выделяет свою культуру и свою субкультуру, что связано с неопределенностью своих социальных ролей, неуверенностью в собственном социальном статусе.

1. Социологический аспект молодежной культуры

Молодежная культура является зеркалом культуры общества с присущими ему ценностями, мировосприятием, социокультурными установками.

особенности молодежной культуры следует рассматривать в нескольких плоскостях. Состояние молодежной культуры, как считает В.Я. Суртаев, обусловлено следующими факторами:

1. Системный кризис, затронувший социальную структуру с началом перестройки и усугубившийся в связи с распадом СССР и переходом к рыночной экономике, закономерно привел к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей.

2. Современная российская культура, как на институциональном, так и на субъектно- деятельностном уровне сегодня находится в кризисном состоянии, как и само общество.

4. Юношеский возраст (15 – 18 лет), а в какой-то мере и весь период взросления отличают черты порывистости, неустойчивости желаний, нетерпимости, дерзости, усугубляемые переживаниями амбивалентности социального статуса (уже не ребенок, еще не взрослый). именно эта специфика приводит юношей в однородные по возрасту и социальной принадлежности группы сверстников, которые удовлетворяют типичные юношеские потребности в стиле поведения, моде, досуге, межличностном общении.

5. Особенности поколения оказывают существенное влияние на молодежную субкультуру, обладающую не столько возрастными, сколько генерационными особенностями. в этом феномене наиболее отчетливо проявляются молодежные формы сознания и поведения.

Тем не менее, некоторые стабильные, неизменные черты молодежной культуры существуют, хотя каждое новое поколение молодежи вступает в жизнь с несколько иным отношением к культуре общества и собственным культурным поведением и самовыражением.

Молодому человеку в силу его возрастных и общепсихологических особенностей свойственно, прежде своего, эмоционально-чувственное отношение к культуре в целом и к художественной в частности. Молодой человек стремится к глубокому личностному восприятию художественной информации, когда он как бы предсталяет себя с героями произведений, переносит на самого себя события, происходящие с ними, наяву переживает иллюзорную жизнь созданных воображением автора персонажей.

Сопереживание с одновременным подражанием – знак и сегодняшней молодежной рок-культуры. И как в 60-е, когда все сочиняли песни под Б.Окуджаву, А. Городницкого, так и теперь подростки собираются в свои команды и пытаются играть поп, рэп или рок. Каждое поколение имеет свою массовую культуру и своих кумиров, которым подражает.

В юношеской психологии кроется причина и того, что молодежь предпочитает зрелищные виды искусства (кино, телевидение), ведь даже художественная литература воспринимается молодыми людьми как бы в картинках.

Поиски эмоционально- нравственного, с одной стороны, и развлекательного содержания, с другой, в культурной сфере сопровождаются у молодежи явлением группового стереотипа и группового поведения в границах своего поколения.

Итак, молодежную культуру как культуру определенной возрастной группы характеризует эмоционально-нравственное самоутверждение молодежи наряду с поисками развлекательного содержания, под воздействием групповых стереотипов отношений, установок и интересов 1 .

2. Элементы молодежной культуры

В ряду наиболее значимых ценностей (отмечены половиной и более студентов):

- дело по душе, интересная работа;

- высокий заработок, материальное благополучие – этот параметр тоже общезначим;

- хорошие, верные друзья, хорошие отношения в семье, удовлетворенность в интимной жизни, любви. Эти параметры однопорядковые, эмоционально окрашенные и личностные. В ответах девушек они отмечались чаще.

В целом можно сказать: студенчество становится практичнее, прагматичнее. Но одновременно сохраняется ориентация на творческий, интересный труд, возрастает значимость для успеха нематериальных ценностей (Дружба, Любовь, Семья).

Наименее значимыми оказались для студентов слава, связи, знакомства, власть, возможность командовать людьми, спокойная жизнь 3 .

3. Молодежная субкультура

В более узком смысле субкультура – система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней.

Фролов С.С. предложил следующую типологию субкультур:

Характеристика отдельных субкультур

Хиппи. Социальный состав хиппи неоднороден, но в первую очередь это творческая молодежь: начинающие поэты, художники, музыканты.

Панки (от англ. Punk – отбросы, гнилье, что-то ненужное) в какой-то степени являются антагонистами хиппи, при том, что имеют с ними много сходного. Социальный состав: в отличие от элитарных хиппи большинство Панков – дети рабочих районов, хотя, разумеется, встречаются исключения.

Читайте также: