Развитие наблюдательности и аналитических способностей доклад

Обновлено: 30.06.2024

Наблюдательность — умение замечать маловажные и ускользающие от внимания вещи, которые не видит большинство людей.

С помощью наблюдательности человек различает объекты или признаки, которые имеют незначительные отличия. Также благодаря наблюдательности появляется возможность сократить время восприятия объектов, признаков, явлений и процессов. Наблюдательность повышает чувствительность к окружающему миру, человек развивает способность замечать детали быстрее.

Формируются такие качества как память, направленность, мышление и эмпатия, так как наблюдательность включена в целостную структуру психологии человека.

Наблюдательность связана с личностными особенностями человека: с знаниям и представлениями, которые уже у него есть. Чтобы при наблюдении увидеть что-либо, нужно знать, что искать и что вы хотите увидеть, а для этого необходимы знания и опыт.

Эмпатия также тесно связана с развитием наблюдательности. Возникает способность не только видеть и чувствовать другого, но и предугадывать его поведение.

Проявление наблюдательности в отношениях с людьми — это умение понимать другого человека, следить за невербальным поведением, распознавать эмоциональное состояние и предвидеть развитие разговора.

Наблюдая за происходящим вокруг, познавая мир, человек наполняет себя новыми идеями, эмоциями, чувствами.

Что развивает наблюдательность

  1. Интуиция;
  2. Эмпатия;
  3. Мышление;
  4. Память;
  5. Внимательность;
  6. Зрительный анализатор;
  7. Чувствительность;
  8. Сосредоточенность;
  9. Терпение;
  10. Воображение;

Способы повышения наблюдательности

Пройдите небольшой тест. Вспомните название небольшого магазина, который вы проходите каждый день, когда отправляетесь на работу. Или вспомните в деталях, как прошел ваш позавчерашний день. Это может быть сложно, поскольку мы слишком много времени проводим на автопилоте, зачастую упуская из виду много мелочей, которые кажутся нам незначительными. А потом, когда нам нужно обратить внимание на что-то важное и нужное, мы не можем сконцентрироваться. Чтобы избежать этого — используйте следующие способы повышения наблюдательности.

О наблюдательности

Когда вы наблюдательны, то задействуете все свои органы чувств для того, чтобы изучить интересующий вас предмет или тему.

С эволюционной точки зрения эта способность нам дана, чтобы подмечать важные мелочи в природе и поведении животных, поэтому она является жизненно необходимой. Но и в современном мире это умение играет ключевое значение, ведь позволяет обращать внимание на детали, в которых, как мы знаем, и кроется дьявол.

8 способов отточить ваши наблюдательские навыки

Изучите вашу тему

Неважно, за чем вы наблюдаете, вы становитесь наиболее эффективным, когда хорошо знаете тему. Лучшие результаты появляются при объединении того, что вы знаете и того, что вы видите.

Если вы проведете выходные, катаясь на лодке, попытайтесь узнать о ней все. То же самое касается абсолютно любой темы — японского ресторана, похода на футбол или в гости к человеку определенной профессии.

Приостановитесь

Тяжело быть наблюдательным, когда вы находитесь в постоянной спешке или испытываете стресс. Сделайте паузу. Старайтесь варьировать скорость восприятия информации, поэтому если замедлились, через некоторое время ускорьтесь. Всегда удивляйте мозг и не позволяйте ему застаиваться.

Попробуйте что-нибудь новое

Навыки наблюдательности можно повысить, изучая что-то совершенно новое. Это поможет вам развивать осознанность природным путем. Чем больше у вас хобби, которыми вы всецело поглощены, тем выше ваши наблюдательские навыки.

Сходите в музей и галерею — в них ваши навыки повышаются сами собой, потому что художники и творческие люди умеют заставить человека обратить внимание на свою работу.

Избавьтесь от раздражителей

Играйте в игры

Хорошая ментальная тренировка поможет обострить ваше восприятие. Поиграйте в такие игры как:

  • Шахматы;
  • Паззлы;
  • Кубик Рубика;
  • Онлайн-приложения для развития мозга.

Развивайте память

Память — это критический аспект в развитии наблюдательности. Одним из самых эффективных упражнений является выбор произвольной даты из прошлого и полное описание этого дня. Это тренирует долговременную память.

Что касается кратковременной, то практикуйте следующее упражнение: выберите наугад 15-20 предметов, изучайте их на протяжении минуты, затем отложите в сторону и попытайтесь вспомнить все детали — цвет, форму, размер. То же упражнение можете выполнять и в отношении музыки.

Ведите журнал

Найдите тихое, спокойное место, где вы сможете описать свои наблюдения за день. Выходите за рамки простого наблюдения, старайтесь зарисовывать то, что видели в малейших деталях.

Развивайте критическое мышление

Для развития наблюдательности также важно критическое мышление. То, насколько умело вы задаете самому себе вопросы, аргументируете и анализируете свои наблюдения, влияет на эффективность вашей наблюдательности.

Желаем вам удачи!

Советуем также прочитать:

  • Простые способы улучшения аналитических способностей
  • 6 упражнений на развитие внимания
  • Как развить внимание
  • Как развить силу визуализации
  • 6 правил для развития мозга
  • Сила новизны и новых вызовов
  • Пятиминутные упражнения для повышения концентрации
  • Интеллект и его развитие: несколько рекомендаций
  • Способы улучшения познавательного обучения
  • Пять способов оценки сервиса

Примеры наблюдательности в жизни

  1. В романе Сидни Шелдона “Гнев Ангелов” адвокат Дженнифер Паркер научилась по обуви определять характер человека, обучалась языку жестов. Она могла с легкостью заметить вруна и вывести его на чистую воду, следя за его языком жестов: свидетель брал себя за подбородок, плотно закрывал рот рукой, дергал себя за мочку уха и теребил волосы.
  2. Наблюдательность позволяет биологам заметить прорастание семян или воздействие на них удобрений.
  3. Сотни научных открытий состоялись благодаря наблюдательности.

Анатомия наблюдательности

Благодаря наблюдательности человек различает признаки и объекты, имеющие незначительные отличия, замечает различия в сходном, может сократить до минимума время восприятия признака, объекта, процесса. Профессиональные знания, а также мыслительные процессы, обеспечивающие оперирование ими, позволяют осознавать и понимать наблюдаемые явления. Понимание наблюдаемого есть определенный вид мыслительных задач, в которых решается вопрос: что это значит или к чему это относится?

Людмилa Aлeксaндpoвна Peгуш, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии ЛГПИ им. А. И. Герцена.

Наблюдательность — это психическое свойство сенсорной организации, базирующееся на ощущении и восприятии. Оно является профессионально важным для большой группы профессий.

Благодаря наблюдательности человек различает признаки и объекты, имеющие незначительные отличия, замечает различия в сходном, видит их при быстром движении, при изменившемся ракурсе, имеет возможность сократить до минимума время восприятия признака, объекта, процесса.

Наблюдательность прежде всего опосредована процессом и свойствами ощущения и восприятия, а также условиями их протекания. Наблюдательность предполагает хорошо развитый зрительный анализатор, высокую абсолютную и относительную чувствительность.

Здесь уместно вспомнить слова замечательного наблюдателя К. Паустовского, который считал развитие чувствительности зрительного анализатора важнейшим условием наблюдательности. Он писал:

Хороший глаз — дело наживное. Поработайте, не ленитесь, над зрением. Попробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что вам это надо обязательно написать красками. В трамвае, в автобусе, всюду смотрите на людей именно так. Через два-три дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и сотой доли того, что заметили теперь. Через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому.

высокой чувствительности

появляется возможность тонкой дифференцировки, видения малозаметного.

Уже в развитии чувствительности начинает сказываться влияние личностных предпочтений и установок. Наблюдательность приобретает избирательный характер. Поэтому можно встретить людей, имеющих высокий уровень чувствительности к восприятию природы и процессов, происходящих в ней, но слабо различающих состояния и процессы, возникающие в их взаимодействиях или в работе техники.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ: Доход — досуг: модель индивидуального предложения рабочей силы

Еще в большей мере личностные особенности проявляются при

осознании и понимании того, что человек видит, за чем он наблюдает

Осмысленность наблюдаемого

зависит прежде всего от объема имеющихся у человека представлений и понятий о соответствующих явлениях и процессах. Осмыслить увиденное удается благодаря включению его в уже сложившиеся познавательные структуры, которые и составляют познавательный опыт человека. Этот процесс опосредован и мыслительной деятельностью, в которой происходят не только систематизация и классификация воспринимаемого, но и перевод его на вербальный уровень, а значит — обобщение.

Н. В. Тимофеев-Ресовский — биолог, ставивший в своих исследованиях наблюдение так же высоко, как эксперимент, подчеркивал, что при наблюдении можно что-либо увидеть только в том случае, если

знаешь, что нужно искать, что нужно видеть

. Иногда несколько людей, имеющих различный профессиональный уровень или интересы в различных областях, смотрели на одно и то же, а при обмене впечатлениями выяснялось, что тот, кто не имел необходимых знаний или не знал, что именно нужно увидеть, ничего и не увидел.

профессиональные знания, а также мыслительные процессы, обеспечивающие оперирование ими, позволяют осознавать и понимать наблюдаемые явления

. Результаты понимания и осознания воспринимаемого будут опосредованы особенностями

, поскольку именно благодаря ей обеспечивается полнота представлений и понятий, составляющих структуру знаний человека, его профессиональный опыт. Можно говорить о том, что понимание наблюдаемого есть определенный вид мыслительных задач, в которых решается вопрос: что это значит или к чему это относится?

Третья предпосылка развития наблюдательности —

связь наблюдательности и прогнозирования

. Условия прогнозирования в процессе взаимодействия людей особые:

  • ограниченность во времени;
  • многогранность объекта прогноза (человек);
  • почти всегда — дефицит информации, необходимой для прогноза;
  • невозможность учесть все многообразие причин, которые воздействуют на объект прогноза.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ: Личностные качества как источник власти и влияния

Поэтому чаще всего для прогнозирования используется

метод экстраполяции

. Он заключается в том, что

закономерности и типичные проявления человека в прошлом и настоящем переносятся на будущее

. Ошибка экстраполяции состоит в том, что

каждый наблюдаемый случай считается типичным даже тогда, когда он таковым не является

В психологии сложилось целое направление по изучению возможности

раскрыть психологическую сущность человека через его наблюдение и восприятие

. При сохранении некоторых устойчивых внешних форм выражения психических состояний были найдены их многообразные, динамические характеристики и формы проявления. Более того, учитывалось и многообразие индивидуальных проявлений психических состояний. Поскольку объектом наблюдения только и могут быть внешние проявления человека, для развития наблюдательности важно знать, о каких психических явлениях говорят те или иные наблюдаемые признаки.

    Первая специфическая особенность

наблюдательности состоит в том, чтобы

во внешнем поведении или в самой внешности человека увидеть его внутренние, психические, состояния или свойства

заключается в необходимости

дифференцировать признаки, через которые человек выражает себя вовне

. Они могут быть выражены через физиогномическую маску, осанку, походку; психические явления, протекающие в настоящем времени, а также через мимику, жесты, позы.

связана с интересом именно к человеку как объекту восприятия и наблюдения. На основе этого интереса формируется

избирательность восприятия

, быстро создается опыт наблюдения за человеком и видения его психических состояний. Профессиональные знания составляют ту основу, которая не только влияет на целенаправленность восприятия и способствует развитию дифференцировки воспринимаемых признаков, но и прямо влияет на понимание наблюдаемых объектов и процессов.

определяется тем, что содержание деятельности предполагает

взаимодействие людей

. А это значит, что наблюдать нужно, как правило, не изолированного человека, а людей, находящихся в общении,

во взаимоотношениях друг с другом

характеризуется способностью к отражению внутреннего мира другого человека. Такое отражение способствует пониманию мыслей и чувств другого, а также вызывает эмоциональную сопричастность. Возникновение эмпатии предполагает развитую наблюдательность и ее связь с мышлением и чувствами. Умение становиться на точку зрения другого человека, имитировать его состояния, понимать то, что не высказано вслух, идентифицироваться с его эмоциональным состоянием, предвосхищать развитие поведения и психических состояний — вот то конкретное содержание эмпатии, которое проявляется в процессах взаимодействия между людьми. Наблюдательности здесь способствует определенный строй личности, при котором развиты такие эмоциональные свойства, как впечатлительность, эмоциональная отзывчивость.

Таким образом, наблюдательность, связана с особенностями субъекта и объекта наблюдения. Ее развитие способствует совершенствованию способности не только видеть и чувствовать другого, но и предвидеть его поведение.

Чтобы научиться лучше понимать и влиять на окружающих вас людей, при обучении по индивидуальной программе, вы можете составить свой учебный план из десятков психологических и управленческих курсов нашего каталога и учиться в удобном для себя темпе, продолжая свою профессиональную деятельность.

Способы развития аналитических способностей

Существует большое количество видов мышления, которыми человек пользуется ежедневно. Одним из самых важных является аналитическое. Если обладать развитым мышлением такого типа, то добиться достижения целей и стать успешным будет намного проще. Однако оно не появляется само по себе. Нужно старательно тренироваться, применяя знания того, как правильно развить в себе аналитические способности.

Аналитика и человек

Некоторые люди обладают хорошими аналитическими способностями с детства. Это связано с тем, что левое полушарие их мозга доминирует над правым. Именно оно отвечает за этот тип мышления. Но тем, кто не расположен к аналитике с рождения, не стоит расстраиваться, т.к. при выполнении определенных упражнений аналитические возможности быстро возрастут.

Аналитическое мышление отвечает за несколько важных моментов:

  • Подробный анализ происходящих событий, а также различных явлений;
  • Определение перспектив и всех вытекающих событий из определенных действий;
  • Построение логических цепочек;
  • Выявление преимуществ или недостатков в любых явлениях;
  • Умение отделять главные детали от второстепенных;
  • Решение повседневных проблем или задач;
  • Возможность правильно рассуждать и излагать мысли;
  • Правильное планирование времени, соблюдение последовательности работы;
  • Четкость любых логических умозаключений;
  • Принятие правильных решений.

Люди, обладающие хорошо развитыми аналитическими навыками, очень эффективны и легко добиваются любых целей. Им намного проще общаться с окружающими, они могут похвастаться хорошей логикой и наблюдательностью, что серьезно помогает в повседневной жизни и работе. Просчитать любые дела на несколько шагов вперед – простейшая задача для такого человека. Именно эти преимущества заставляют людей думать о способах совершенствования самих себя.

Шахматы

Аналитическое мышление тесно связано с критическим. Сочетаясь, оба вида становятся еще более эффективными. Они дают человеку возможность объективно оценивать происходящее вокруг, быстро находить решения, а также видеть недостатки там, где другие их не замечают. Зачастую они активно взаимодействуют с логическим мышлением, позволяющим находить закономерности, заранее предвидеть будущие события, а также четко обосновывать свою позицию в любом вопросе. Их сочетание делает человека очень умным.

Развитые аналитические навыки могут пригодиться во многих профессиях. Наиболее значимы они для: менеджеров, экономистов, политологов, аналитиков, программистов, юристов, следователей и работников IT-сферы.

Литература

Большую пользу можно извлечь из чтения хорошей литературы. Люди, которые много читают, выделяются на фоне остальных эрудицией, навыком красиво говорить, широким словарным запасом, а также успешностью. С помощью книг можно повлиять даже на качество аналитического мышления. Причем нет необходимости читать сложную специализированную литературу, т.к. тренировать такие навыки получится с помощью художественных произведений. Но это не означает, что от научно-популярных книг стоит отказаться. Какие книги для развития аналитического мышления нужно прочитать:

Также можно прочитать другие книги, в которых рассказывается о возможностях мозга и мышлении или предлагается решать сложные задачи. Из художественной литературы стоит обратить внимание на произведения Р. Брэдбери, А. Кристи или А. К. Дойла. Все они помогут в развитии аналитических навыков и открытии новых талантов.

Во время чтения художественной литературы следует анализировать действия героев, а также обдумывать, почему они поступили именно так. Дополнительно можно поразмыслить над тем, как бы развивались события, поступи персонаж по-другому.

Интеллектуальные тренировки

Развивать аналитические навыки в домашних условиях можно также с помощью интеллектуальных задачек. Это могут быть как сложные упражнения, так и легкие головоломки. Таким вариантом может воспользоваться как подросток, так и взрослый человек. Но для маленьких детей он будет слишком сложным.

  1. Математика. Решение различных задач, выполнение сложных алгебраических операций, счет в уме, прохождение тестов – все это оказывает прямое влияние на аналитическое мышление.
  2. Головоломки. Ребусы, шифры, кроссворды или другие виды головоломок очень эффективны для мозга человека. Применять их можно с раннего возраста.
  3. Шахматы. С помощью шахмат можно очень сильно развить свой мозг. Если нет возможности играть с реальным соперником, то допускается воспользоваться помощью искусственного интеллекта или порешать специальные задания.
  4. Программирование. Изучение особенностей программирования приносит хороший результат, но может оказаться слишком сложным для подростков, из-за чего лучше всего применим в круге взрослых людей.

Развитие аналитических способностей таким методом позволяет добиться неплохих результатов за короткий промежуток времени. Но для этого потребуется вырабатывать жесткую дисциплину, а также не пропускать занятия.

Улучшить аналитическое мышление у подростков удастся с помощью серьезного подхода к школьным урокам и регулярного выполнения домашних заданий.

Лучшим способом улучшения аналитического мышления у школьников младших классов являются различные игры. Они помогают развиваться, получая удовольствие. Если ребенок не хочет заниматься каким-либо видом деятельности, или ему просто не нравится определенная игра, то не нужно его заставлять, т.к. пользы в таком случае не будет никакой.

Паззл

Какие игры будут эффективны:

  1. Квесты. Можно придумать разнообразные варианты квестов, но для маленького ребенка стоит отдать предпочтение самым простым. Например, нарисовать для него карту двора, по которой он должен будет найти сокровища, спрятанные родителями.
  2. Пазлы. Поиск нужных элементов и постепенное собирание большой картины задействует не только мышление, но и внимание человека. Школьникам стоит выбирать не слишком крупные изображения, где присутствует не более 500 деталей.
  3. Настольные игры. Улучшать аналитические способности получится только в тех настольных играх, где ото всех участников требуется обдумывать свои решения или просчитывать будущие шаги. Этот вариант отлично подойдет сразу для всей семьи.

Развитие в игровой форме очень эффективно, из-за чего практикуется многими родителями. Нужно лишь правильно выбрать игры для своего ребенка.

Моделирование

Взрослым заниматься собственным развитием зачастую некогда. В таких случаях поможет моделирование. Оно позволяет за короткий промежуток времени натренировать свое мышление, при этом решив важные проблемы. Воспользоваться методом получится даже по пути до работы или во время посещения душа.

Как его применить:

  1. Выбрать одну из имеющихся проблем, которую не удалось решить ранее.
  2. Постараться быстро найти все варианты ее решения, а потом остановиться на одном.
  3. Всесторонне обдумать проблему (почему она появилась, нужно ли ее решать, какие могут возникнуть последствия, будут ли плюсы от ее устранения).
  4. Принять окончательное решение.
  5. Выполнить подробный анализ, рассчитав вероятный исход событий при реализации выбранного решения проблемы.

Развитие аналитического мышления таким способом позволяет добиться хорошего результата. Однако для этого нужно уметь сосредотачиваться на одной мысли и доводить все свои дела до конца. При этом потребуется выделить для обдумывания решений достаточно времени.

При желании можно смоделировать необычные ситуации или проблемы, с которыми никогда не приходилось сталкиваться. В некоторых случаях такой вариант может оказаться даже еще более эффективным.

Тренировки в повседневной жизни

Развить такой тип мышления удастся без особых усилий, если включить в свою повседневную жизнь некоторые легкие упражнения. Применять их можно в любое время. Главным условием достижения эффекта будет лишь регулярность этих тренировок.

Вопросы

Как можно тренировать аналитические навыки:

  1. Поиск закономерностей. Нужно всегда стараться найти любые закономерности. Это касается работы или учебы, а также всех домашних дел.
  2. Формирование полезных привычек. Попытки развить в себе привычки оказывают положительное влияние на мозг. Если при этом они будут связаны с мышлением (чтение, счет в уме, умозаключения), то будет получен двойной эффект.
  3. Анализ действий. Следует обдумывать действия абсолютно всех, с кем приходится сталкиваться в жизни. Рекомендуется анализировать даже персонажей из кино или книг.
  4. Продумывание прошлого, настоящего, будущего. Нужно думать о том, почему произошло какое-либо событие, как еще оно могло бы закончиться, к чему это приведет в будущем.
  5. Планирование разговора. Во время разговора следует заранее думать, к чему приведет та или иная фраза, и решать, что лучше всего сказать. Если удастся развить этот навык, то получится стать очень приятным в общении человеком.

Регулярное выполнение таких упражнений позволит достичь желаемого результата. Но даже после этого не стоит прекращать тренировки, чтобы поддерживать свое мышление.

Сколько времени понадобится

Становиться успешным и умным человеком – задача не из легких. Зная, как правильно развить аналитическое мышление, и применяя известные методы на практике с достаточной регулярностью, есть все шансы добиться желаемого результата. На это может потребоваться от нескольких недель до многих месяцев. Все зависит от индивидуальных особенностей, усердности и регулярности тренировок, а также внешних условий.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Управление образования Администрации г. Екатеринбурга

Отдел образования Администрации Орджоникидзевского района

Муниципальное автономное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 67

учитель истории и обществознания

Тупикин Павел Александрович

Вместе с тем развитие аналитических способностей школьника, обучение их не только разрозненным эмпирическим фактам, но и самому умению мыслить, сопоставлять, аргументировать, принимать решения – это одна из приоритетных задач современной школы. Ведь недаром же среди требований, выдвигаемых к современному школьнику, встречается и такое: умение учиться, осознание важности образования и самообразования для жизни и деятельности, способность применять полученные знания на практике 1 . Актуальность данной проблемы предопределила постановку методической темы педагога.

В рамках настоящей темы были сформулированы предмет и объект деятельности.

Объект педагогической деятельности : качество образования учащихся по истории и обществознанию

Предмет деятельности: способы развития аналитических способностей школьников в целях повышения качества образования по истории и обществознанию

В рамках объекта и предметы была определена цель деятельности педагога.

Целью педагогической деятельности в межаттестацонный период стало повышение результативности качества знаний, продемонстрированных учащимися на итоговой аттестации по истории и обществознанию.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи деятельности:

- изучить опыт реализации системно-деятельностного подхода и применения метода проблемного обучения с точки зрения развития аналитических способностей учащихся старших классов; определить арсенал педагогических технологий, использование которых является необходимым для реализации поставленной цели;

- разработать и использовать в педагогической деятельности проблемные задания по ключевым темам курсов истории и обществознания, направленные на развитие у учащихся умений выявлять причинно-следственные связи, анализировать различные объекты социальной действительности;

- составить и реализовать программа мониторинга развития аналитических способностей учащихся старшей школы.

Ожидаемые результаты работы:

- повышение уровня аналитических способностей учащихся;

- успешное прохождение учащимися итоговой аттестации по истории и обществознанию, готовность одиннадцатиклассников к адекватному восприятию и выполнению заданий части С.

- повышение качества знаний учащихся по истории и обществознанию

- рост числа учащихся, принимающих участие в олимпиадах, конкурсах и фестивалях по социальным наукам.

Используемые методы работы:

Анализ имеющихся данных, позволяющий сделать вывод о степени эффективности используемой системы работы.

Обобщение, позволяющее систематизировать имеющуюся информацию, представить ее в наиболее законченном виде.

Наблюдение, обеспечивающее возможность контроля действий школьников, а также оценку степени сформированности у них той или иной способности.

Теоретические основы развития творческих способностей учащихся на уроках истории иобществознания..

Под аналитическими способностями понимаются это способности человека (в нашем случае – школьника) логично думать, рассуждать, анализировать ситуацию, последовательно мыслить и действовать, а также способность взглянуть на ситуацию с разных точек зрения.

Качество образования - это способность образовательного продукта или услуги соответствовать предъявляемым нормам государственного стандарта и социального заказа. Иными словами, под качеством понимается не только совокупность пятерок и четверок, получаемых ими по предмету каждую четверть. О нем мы можем судить по всему комплексу умений, которыми обладает выпускник завершивший обучение и получающий аттестат о среднем (полном) образовании. Федеральный государственный образовательный стандарт рисует нам модель такого выпускника, указывая основные его характеристики. Так в рамках обществоведческих дисциплин учащийся школы, помимо всего прочего, должен уметь следующее:

- сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умения оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук;

- формирование и развитие целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий, окружающей действительности, человеческого фактора;

- сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нем, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников 2 .

В рамках исторического образования выпускник должен представить следующие результаты:

- владение приѐмами работы с историческими источниками; умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике;

- сформированность умений оценивания различных исторических версий, в том числе способности противостоять фальсификациям истории в ущерб интересам России 3 .

Требования к выпускнику, указанные в стандарте в самом общем виде, конкретизируются в документах, связанных с подготовкой к итоговой аттестации выпускников. Так кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по обществознанию включает помимо всего прочего следующие положения:

- умение характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;

- умение анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

- умение объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека) 4 .

Переведя, указанные в документе требования в практическую плоскость, увидим следующее: учащийся должен продемонстрировать навыки работы с неадаптированным текстом, уметь давать внятное определение какому-либо термину, формулировать предложения, которые показали бы, что он может использовать данную дефиницию в практической деятельности. Кроме того, учащийся должен уметь кратко и концептуально излагать собственное видение какой-либо проблемы (сложный план).

Однако наиболее сложной частью работы, не только на экзамене, но и рамках различных конкурсов, является написание эссе. Здесь школьник должен не только уметь понять проблему, сформулировать собственное отношение к ней, но и доказать его, подобрав веские аргументы, которые он способен будет сопроводить конкретными примерами из истории, литературы, политики и др. Практика показывает, что если обыденные проблемы может обсуждать каждый учащийся, более того, он готов это делать, то подняться до научного уровня многие из них не в состоянии. Нечеткость формулировок, трудности с аргументацией, низкий уровень эрудиции – все это не позволяет школьнику успешно справляться с подобного рода заданиями. Поэтому значительное количество времени в старшей школе приходится тратить на развитие данных навыков.

В наиболее схематичной форме циклограмму работы можно представить в следующем виде.

Развитие аналитических способностей школьников

на уроках истории и обществознания в старшей школе.

Доминирующие формы работы

Работа с обществоведческим и исторически текстом: определение главной мысли текста, анализ авторской позиции, формулировка проблемы, аргументы за и против предлагаемой проблемы.

Написание эссе: объяснение смысла цитаты, формулировка собственной позиции, подбор теоретических аргументов, их грамотное, внятное изложение, поиск доказательств, подтверждающих предлагаемую аргументацию в исторической, социальной действительности, литературе.

Подготовка сложного плана: структурирование предлагаемой темы, выделение частей из целого и целого на основании имеющихся частей, конкретизация собственной позиции по проблеме.

Развитие следующих навыков учащихся:

анализ исторической ситуации;

аргументация собственной позиции;

конкретизация аргументов примерами из истории и литературы

выявление главной проблемы текста

сопоставление авторской и собственной позиции

Проектная деятельность: основы анализа исторических источников, работа с научной литературой, навыки работы с документальными источниками, дневниками, мемуарами, перепиской, статистическими данными, представление их в наглядно-схематичном виде, выстраивание логики публичной защиты, формирование системы аргументов в доказательство собственной концепции, искусство и культура ответа на поставленные вопросы

Решение исторических и социальных задач: работа с информацией, представленной в графической и табличной форме, анализ диаграмм, графиков таблиц, формулирование выводов по теме.

Развитие следующих навыков учащихся:

выявление главной проблемы, указанной в историческом источнике;

сопоставление информации полученной в источниках различных видов;

сопоставление информации из источников и исследовательской литературы, формулирование выводов;

публичное представление результатов: формулирование и доказательства собственной позиции;

искусство ведения дискуссии

II год обучения

Участие в олимпиадах: подготовка исторических и обществоведческих эссе по критериям, решение проблемных задач, работа с историческими источниками и литературой

Развитие следующих навыков учащихся:

сопоставление различных авторских концепций;

анализ документов описанных в литературе;

подготовка собственной аргументации по заданной проблеме;

связное, логичное изложение собственных идей

Корректировка полученных навыков аналитической работы с учетом требований к итоговой государственной аттестации по истории и обществознанию

Совершенствование получаемых навыков, подготовка к итоговой аттестации

Получаемые на итоговой аттестации результаты позволяют говорить об успешности реализуемых в нашей педагогической практике форм и методов работы.

Результаты работы по развитию аналитических способностей учащихся.

Эффективность описанной системы работы подтверждается следующими результатами.

Рост качества знаний по истории.


На протяжении последних лет наблюдается рост качества обучения учащихся старшей школы по истории и обществознанию. За последние два года он составил 6 %. Это обусловлено тем, что школьники имеют возможность поробовать свои силы в различных формах работы, сопоставить собственные знания со знаниями других школьниках в рамках участия в различных конкурсах и олимпиадах. Дополнительным стимулом к обучению является участие в межвузовских фестивалях, конкурсах и олимпиадах (УрФУ им. М. Горького, УрГЭУ, МГУ им. М. Ломоносова), где школьники имеют возможность оценить собственный уровень знаний, свою конкурентноспособность. Все это служит мотивацией к обучению на уроках истории.

Рост качества знаний по обществознанию.


Средний бал ЕГЭ по обществознанию.


В последние два года налицо существенно возрос средний балл ЕГЭ по обществознанию. В 2012-2013 учебном годах он превысил предыдущий показатель на 11 %, что явилось непосредственным результатом проведенной работы и показателем ее эффективности. Учащиеся были готовы к выполнению заданий части С, успешно написали эссе по выбранной проблематике.


Мы видим на диаграмме, что число выпускников успешно справившихся с заданием С 9 (набравших высший бал) увеличилось практически в два раза. Школьники имели возможность свободно аргументировать собьственную точку зрения, приводили примеры из истории и литературы, делали выводы по предложенной проблеме.

Существенным образом увеличилось и количество учащихся, принявших участие в олимпиадах и конкурсах по истории, обществознанию, праву, экономике.

Участие в конкурсах по истории и обществознанию


Как мы видим, наиболее популярными стали олимпиады, проводимые УрФУ им. Б. Ельцина, Высшей школой экономики (г. Москва), МГУ им. М. Ломоносова. Причина проста: во-первых, это возможность познакомиться с теми ВУЗами, в которых школьникам хотелось бы учиться, во-вторых, каждая из олимпиад дает возможность засчитать полученный результат за 100 баллов по выбранному предмету при поступлении в ВУЗ. Интересна и сама система заданий: школьники получают возможность поработать со специализированной литературой, историческими источниками, актуализировать собственные знания по наиболее важным проблемам истории и обществознания. Этим обусловлен и общий рост числа школьников, желающих принять участия в конкурсах и олимпиадах.


Вместе с тем, было бы не совсем верным анализировать исключительно внешнюю составляющую процесса обучения. Ведь не все же учащиеся выбирают историю и обществознание в качестве экзамена, необходимого для итоговой аттестации, не все могут найти свободное время для участия в конкурсах по данному профилю. Однако аналитические навыки, получаемые на уроках, могут пригодиться каждому школьнику.

Умение аргументировать собственную позицию.


Представленная диаграмма наглядно демонстрирует позитивную динамику развития такого навыка школьников как искусство аргументации. К сожалению, практика показала, что отнюдь не все старшеклассники владеют данным умением, необходима напряженная и длительная работа, прежде чем учащийся сможет внятно сформулировать собственные мысли, привести их в стройную, упорядоченную систему.

Использование в работе адекватных примеров, умение грамотно вписать их в контекст работы.


Далеко не все учащиеся, даже сформулировав сосбтвенную позицию, приведя определенные теоретические доказательства, могут подабрать адекватные практические примеры. По большому счету, их формулировка и является самой сложной частью работы. Целесообразно, прежде чем давать учащимся написание эссе целиком, предлжить им сформулировать корректные примеры по заданной проблемматике. Такие тренировки необходимо проводить в системе, сокращая время на подготовку и усложняя темы, чтобы школьники могли быстрои без особых раздумий справляться с такими заданиями.

Навыки работы с текстом.


Работа с текстом, причем с текстом неадаптированным – это одно из важнейших умений, которое должен приобрести школьник, пришедший учиться в 10-11 класс. Он должен не просто понять и сформулировать позицию автора, увидеть поднятые автором проблемы, но и арументированно изложить собственный взгляд на данные проблемы. Из пришедших в 10 гуманитарный класс 27 человек лишь 14 способно было (и то с помощью педагога) выполнить последнюю задачу. Однако постоянное обращение к недаптированным текстам в рамках учебных заданий, исследовательская деятельность учащихся, участие в конкурсах позволили увеличить это число до 23 человек, что весьма успешно сказалось на результатах итоговой аттестации учащихся.

Список использованнойл литературы.

Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения: Пер. с англ. М., 1980.

Бертон В. Принципы обучения и его организация. М., 1934.

Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.

Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.

Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.

Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж, 1976.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим): Пер. с англ. М., 1999.

10 Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1955.

11 Кудрявцев Т.В. Психология творческого мышления. М., 1975.

12 Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М., 1970.

13. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974.

14. Липкина А.И. Самооценка школьника и его память // Вопр. психологии. 1981. № 3.

15. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.

16. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

2 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Среднее (полное) общее образование (проект). – М., 2011. С. 16

4 Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по обществознанию в 2014 году. – М., 2013. С. 6-7

Наблюдательность — умение замечать маловажные и ускользающие от внимания вещи, которые не видит большинство людей.

С помощью наблюдательности человек различает объекты или признаки, которые имеют незначительные отличия. Также благодаря наблюдательности появляется возможность сократить время восприятия объектов, признаков, явлений и процессов. Наблюдательность повышает чувствительность к окружающему миру, человек развивает способность замечать детали быстрее.

Формируются такие качества как память, направленность, мышление и эмпатия, так как наблюдательность включена в целостную структуру психологии человека.

Наблюдательность связана с личностными особенностями человека: с знаниям и представлениями, которые уже у него есть. Чтобы при наблюдении увидеть что-либо, нужно знать, что искать и что вы хотите увидеть, а для этого необходимы знания и опыт.

Эмпатия также тесно связана с развитием наблюдательности. Возникает способность не только видеть и чувствовать другого, но и предугадывать его поведение.

Проявление наблюдательности в отношениях с людьми — это умение понимать другого человека, следить за невербальным поведением, распознавать эмоциональное состояние и предвидеть развитие разговора.

Наблюдая за происходящим вокруг, познавая мир, человек наполняет себя новыми идеями, эмоциями, чувствами.

Что развивает наблюдательность

  1. Интуиция;
  2. Эмпатия;
  3. Мышление;
  4. Память;
  5. Внимательность;
  6. Зрительный анализатор;
  7. Чувствительность;
  8. Сосредоточенность;
  9. Терпение;
  10. Воображение;

Способы повышения наблюдательности

Пройдите небольшой тест. Вспомните название небольшого магазина, который вы проходите каждый день, когда отправляетесь на работу. Или вспомните в деталях, как прошел ваш позавчерашний день. Это может быть сложно, поскольку мы слишком много времени проводим на автопилоте, зачастую упуская из виду много мелочей, которые кажутся нам незначительными. А потом, когда нам нужно обратить внимание на что-то важное и нужное, мы не можем сконцентрироваться. Чтобы избежать этого — используйте следующие способы повышения наблюдательности.

О наблюдательности

Когда вы наблюдательны, то задействуете все свои органы чувств для того, чтобы изучить интересующий вас предмет или тему.

С эволюционной точки зрения эта способность нам дана, чтобы подмечать важные мелочи в природе и поведении животных, поэтому она является жизненно необходимой. Но и в современном мире это умение играет ключевое значение, ведь позволяет обращать внимание на детали, в которых, как мы знаем, и кроется дьявол.

8 способов отточить ваши наблюдательские навыки

Изучите вашу тему

Неважно, за чем вы наблюдаете, вы становитесь наиболее эффективным, когда хорошо знаете тему. Лучшие результаты появляются при объединении того, что вы знаете и того, что вы видите.

Если вы проведете выходные, катаясь на лодке, попытайтесь узнать о ней все. То же самое касается абсолютно любой темы — японского ресторана, похода на футбол или в гости к человеку определенной профессии.

Приостановитесь

Тяжело быть наблюдательным, когда вы находитесь в постоянной спешке или испытываете стресс. Сделайте паузу. Старайтесь варьировать скорость восприятия информации, поэтому если замедлились, через некоторое время ускорьтесь. Всегда удивляйте мозг и не позволяйте ему застаиваться.

Попробуйте что-нибудь новое

Навыки наблюдательности можно повысить, изучая что-то совершенно новое. Это поможет вам развивать осознанность природным путем. Чем больше у вас хобби, которыми вы всецело поглощены, тем выше ваши наблюдательские навыки.

Сходите в музей и галерею — в них ваши навыки повышаются сами собой, потому что художники и творческие люди умеют заставить человека обратить внимание на свою работу.

Избавьтесь от раздражителей

Играйте в игры

Хорошая ментальная тренировка поможет обострить ваше восприятие. Поиграйте в такие игры как:

  • Шахматы;
  • Паззлы;
  • Кубик Рубика;
  • Онлайн-приложения для развития мозга.

Развивайте память

Память — это критический аспект в развитии наблюдательности. Одним из самых эффективных упражнений является выбор произвольной даты из прошлого и полное описание этого дня. Это тренирует долговременную память.

Что касается кратковременной, то практикуйте следующее упражнение: выберите наугад 15-20 предметов, изучайте их на протяжении минуты, затем отложите в сторону и попытайтесь вспомнить все детали — цвет, форму, размер. То же упражнение можете выполнять и в отношении музыки.

Ведите журнал

Найдите тихое, спокойное место, где вы сможете описать свои наблюдения за день. Выходите за рамки простого наблюдения, старайтесь зарисовывать то, что видели в малейших деталях.

Развивайте критическое мышление

Для развития наблюдательности также важно критическое мышление. То, насколько умело вы задаете самому себе вопросы, аргументируете и анализируете свои наблюдения, влияет на эффективность вашей наблюдательности.

Желаем вам удачи!

Советуем также прочитать:

  • Простые способы улучшения аналитических способностей
  • 6 упражнений на развитие внимания
  • Как развить внимание
  • Как развить силу визуализации
  • 6 правил для развития мозга
  • Сила новизны и новых вызовов
  • Пятиминутные упражнения для повышения концентрации
  • Интеллект и его развитие: несколько рекомендаций
  • Способы улучшения познавательного обучения
  • Пять способов оценки сервиса

Примеры наблюдательности в жизни

  1. В романе Сидни Шелдона “Гнев Ангелов” адвокат Дженнифер Паркер научилась по обуви определять характер человека, обучалась языку жестов. Она могла с легкостью заметить вруна и вывести его на чистую воду, следя за его языком жестов: свидетель брал себя за подбородок, плотно закрывал рот рукой, дергал себя за мочку уха и теребил волосы.
  2. Наблюдательность позволяет биологам заметить прорастание семян или воздействие на них удобрений.
  3. Сотни научных открытий состоялись благодаря наблюдательности.

Анатомия наблюдательности

Благодаря наблюдательности человек различает признаки и объекты, имеющие незначительные отличия, замечает различия в сходном, может сократить до минимума время восприятия признака, объекта, процесса. Профессиональные знания, а также мыслительные процессы, обеспечивающие оперирование ими, позволяют осознавать и понимать наблюдаемые явления. Понимание наблюдаемого есть определенный вид мыслительных задач, в которых решается вопрос: что это значит или к чему это относится?

Людмилa Aлeксaндpoвна Peгуш, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии ЛГПИ им. А. И. Герцена.

Наблюдательность — это психическое свойство сенсорной организации, базирующееся на ощущении и восприятии. Оно является профессионально важным для большой группы профессий.

Благодаря наблюдательности человек различает признаки и объекты, имеющие незначительные отличия, замечает различия в сходном, видит их при быстром движении, при изменившемся ракурсе, имеет возможность сократить до минимума время восприятия признака, объекта, процесса.

Наблюдательность прежде всего опосредована процессом и свойствами ощущения и восприятия, а также условиями их протекания. Наблюдательность предполагает хорошо развитый зрительный анализатор, высокую абсолютную и относительную чувствительность.

Здесь уместно вспомнить слова замечательного наблюдателя К. Паустовского, который считал развитие чувствительности зрительного анализатора важнейшим условием наблюдательности. Он писал:

Хороший глаз — дело наживное. Поработайте, не ленитесь, над зрением. Попробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что вам это надо обязательно написать красками. В трамвае, в автобусе, всюду смотрите на людей именно так. Через два-три дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и сотой доли того, что заметили теперь. Через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому.

высокой чувствительности

появляется возможность тонкой дифференцировки, видения малозаметного.

Уже в развитии чувствительности начинает сказываться влияние личностных предпочтений и установок. Наблюдательность приобретает избирательный характер. Поэтому можно встретить людей, имеющих высокий уровень чувствительности к восприятию природы и процессов, происходящих в ней, но слабо различающих состояния и процессы, возникающие в их взаимодействиях или в работе техники.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ: Доход — досуг: модель индивидуального предложения рабочей силы

Еще в большей мере личностные особенности проявляются при

осознании и понимании того, что человек видит, за чем он наблюдает

Осмысленность наблюдаемого

зависит прежде всего от объема имеющихся у человека представлений и понятий о соответствующих явлениях и процессах. Осмыслить увиденное удается благодаря включению его в уже сложившиеся познавательные структуры, которые и составляют познавательный опыт человека. Этот процесс опосредован и мыслительной деятельностью, в которой происходят не только систематизация и классификация воспринимаемого, но и перевод его на вербальный уровень, а значит — обобщение.

Н. В. Тимофеев-Ресовский — биолог, ставивший в своих исследованиях наблюдение так же высоко, как эксперимент, подчеркивал, что при наблюдении можно что-либо увидеть только в том случае, если

знаешь, что нужно искать, что нужно видеть

. Иногда несколько людей, имеющих различный профессиональный уровень или интересы в различных областях, смотрели на одно и то же, а при обмене впечатлениями выяснялось, что тот, кто не имел необходимых знаний или не знал, что именно нужно увидеть, ничего и не увидел.

профессиональные знания, а также мыслительные процессы, обеспечивающие оперирование ими, позволяют осознавать и понимать наблюдаемые явления

. Результаты понимания и осознания воспринимаемого будут опосредованы особенностями

, поскольку именно благодаря ей обеспечивается полнота представлений и понятий, составляющих структуру знаний человека, его профессиональный опыт. Можно говорить о том, что понимание наблюдаемого есть определенный вид мыслительных задач, в которых решается вопрос: что это значит или к чему это относится?

Третья предпосылка развития наблюдательности —

связь наблюдательности и прогнозирования

. Условия прогнозирования в процессе взаимодействия людей особые:

  • ограниченность во времени;
  • многогранность объекта прогноза (человек);
  • почти всегда — дефицит информации, необходимой для прогноза;
  • невозможность учесть все многообразие причин, которые воздействуют на объект прогноза.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ: Личностные качества как источник власти и влияния

Поэтому чаще всего для прогнозирования используется

метод экстраполяции

. Он заключается в том, что

закономерности и типичные проявления человека в прошлом и настоящем переносятся на будущее

. Ошибка экстраполяции состоит в том, что

каждый наблюдаемый случай считается типичным даже тогда, когда он таковым не является

В психологии сложилось целое направление по изучению возможности

раскрыть психологическую сущность человека через его наблюдение и восприятие

. При сохранении некоторых устойчивых внешних форм выражения психических состояний были найдены их многообразные, динамические характеристики и формы проявления. Более того, учитывалось и многообразие индивидуальных проявлений психических состояний. Поскольку объектом наблюдения только и могут быть внешние проявления человека, для развития наблюдательности важно знать, о каких психических явлениях говорят те или иные наблюдаемые признаки.

    Первая специфическая особенность

наблюдательности состоит в том, чтобы

во внешнем поведении или в самой внешности человека увидеть его внутренние, психические, состояния или свойства

заключается в необходимости

дифференцировать признаки, через которые человек выражает себя вовне

. Они могут быть выражены через физиогномическую маску, осанку, походку; психические явления, протекающие в настоящем времени, а также через мимику, жесты, позы.

связана с интересом именно к человеку как объекту восприятия и наблюдения. На основе этого интереса формируется

избирательность восприятия

, быстро создается опыт наблюдения за человеком и видения его психических состояний. Профессиональные знания составляют ту основу, которая не только влияет на целенаправленность восприятия и способствует развитию дифференцировки воспринимаемых признаков, но и прямо влияет на понимание наблюдаемых объектов и процессов.

определяется тем, что содержание деятельности предполагает

взаимодействие людей

. А это значит, что наблюдать нужно, как правило, не изолированного человека, а людей, находящихся в общении,

во взаимоотношениях друг с другом

характеризуется способностью к отражению внутреннего мира другого человека. Такое отражение способствует пониманию мыслей и чувств другого, а также вызывает эмоциональную сопричастность. Возникновение эмпатии предполагает развитую наблюдательность и ее связь с мышлением и чувствами. Умение становиться на точку зрения другого человека, имитировать его состояния, понимать то, что не высказано вслух, идентифицироваться с его эмоциональным состоянием, предвосхищать развитие поведения и психических состояний — вот то конкретное содержание эмпатии, которое проявляется в процессах взаимодействия между людьми. Наблюдательности здесь способствует определенный строй личности, при котором развиты такие эмоциональные свойства, как впечатлительность, эмоциональная отзывчивость.

Таким образом, наблюдательность, связана с особенностями субъекта и объекта наблюдения. Ее развитие способствует совершенствованию способности не только видеть и чувствовать другого, но и предвидеть его поведение.

Чтобы научиться лучше понимать и влиять на окружающих вас людей, при обучении по индивидуальной программе, вы можете составить свой учебный план из десятков психологических и управленческих курсов нашего каталога и учиться в удобном для себя темпе, продолжая свою профессиональную деятельность.

Читайте также: