Мировоззрение средневекового человека доклад

Обновлено: 24.04.2024

Мы живем в мире интернета. Если не интернета, то телевидения. Газет. Телефонов. Фотографий. Мы знаем, что земля круглая и летает в космосе, понимаем, что если бросит предмет на землю, то он упадет под действием гравитации. Мы посчитали континенты, изучили жирафов и более или менее понимаем, откуда берутся дети. Научились спорить о религии и изобрели атеизм.

Всего этого был лишен средневековый человек.

Мир глазами человека Средних веков

Человек средневековья — это всегда человек верующий. Причем, если мы говорим о Европе, то верующий в Христа и строго определенным образом.

Соответственно, для человека того времени были абсолютно ясны и очевидны следующие вещи:

  • Мир создан Богом.
  • Все в мире создано не случайно и имеет свой смысл.
  • Бог наблюдает за миром.
  • Этот мир — ни что иное как предбанник, зал ожидания перед настоящей жизнью.

Первый тезис, думаю, в расшифровке не нуждается. Скажу только, что за предположение, будто это не так, сжигали на кострах не только в Средние века, но и во времена куда более просвещенные.

А вот остальные — крайне любопытны.

Особые смыслы

Для средневекового человека случайностей не существовало. Например, если Бог создал какие-то животное, то, спрашивал себя средневековый человек, зачем? Наверняка чтобы преподать человеку какой-то урок (я подробно писала о животных того времени здесь ).

Если Бог населил землю людьми, небо ангелами, а огонь отдал чертям, значит и вода не может пустовать — это ведь было бы нелогично! Поэтому в воде тоже должны жить водные люди.

Если на небе видны звезды, значит, Бог хочет таким образом передать человеку какое-то послание, верно? Поэтому люди Средневековья вглядывались в звезды и создавали гороскопы. Нельзя было допустить, что звезды никак не связаны с человеком и с этим миром, поэтому в них искали информацию о судьбах людей. Популярны были предсказания для младенцев, поиск знамений (человек родился в день падения метеорита — значит, ему уготована особая судьба).

Серьезно, вы видите, СКОЛЬКО звезд на небе?! Неужели можно допустить, что они там случайно появились?

Серьезно, вы видите, СКОЛЬКО звезд на небе?! Неужели можно допустить, что они там случайно появились?

Большой брат следит за тобой

Средневековый человек был твердо убежден (так же твердо, как мы с вами убеждены в том, что информации на заборе лучше не верить, а в Интернете иногда врут), что Бог следит за каждым его шагом и читает каждую его мысль.

По совокупности поступков и мыслей после смерти будет решено, отправится человек в Ад или в Рай (или застрянет в Чистилище, но это явление сложное).

У Церкви было особое право — отпускать грехи после исповеди и раскаяния. И с большой регулярностью каждый средневековый человек приходил на исповедь, где рассказывал обо всех своих греховных мыслях и поступках. Чаще всего рассказывали честно: какой смысл врать, если Бог все равно все знает?

Интересный факт: говорить на исповеди, что грехов нет, было нельзя — это считалось тягчайшим смертным грехом гордыни. Безгрешен был Иисус, а все остальные таковыми быть не могут.

Поскольку этот мир — только зал ожидания перед настоящей жизнью, считалось, что не только можно, но даже и нужно пострадать здесь — и тогда там, в настоящей жизни, будет счастье и благополучие.

Счастье — это опасно

Счастливую жизнь в Раю еще надо было заслужить. А для этого не следовало слишком уж наслаждаться в обычной жизни. Осуждалось не только обжорство, но и просто получение удовольствия от еды.

Значило ли это, что средневековые люди меньше грешили? Ну, как же. Мечтать не вредно. Грешили, судя по всему так же, но испытывали по этому поводу страдания, угрызения совести, готовились к адским мучениям, за огромные деньги покупали индульгенции, бегали исповедоваться, истово молились. и продолжали грешить.

Смерть за порогом

В некотором роде, человек Средних веков привык к смерти и не боялся ее. Перед родами женщина готовила себе саван и исповедовалась в своих грехах — готовилась к смерти. Младенцев старались крестить как можно быстрее — некрещеные младенцы после смерти, как считалось, попадают в ад.

От простейших болезней, ран, даже пустяковых, в войнах и просто на улицах гибло огромное количество людей. Поэтому мысли людей были во многом сосредоточены не в настоящем, а в посмертном будущем.

Любопытно, что средневековые авторы и художники, в отличие от творцов более поздних времен, не старались обессмертить свои имена. Мы не знаем авторов большей части средневековых произведений искусств. И знаете, причину такого подхода легко понять, если попытаться вжиться в сознание человека того времени. Действительно, какая разница, как тебя зовут, если завтра ты умрешь и попадешь в лучший мир, а про этот забудешь, как про страшный сон.

А как же магия?

Помимо Бога средневековый человек верил в магию. Церковь боролась с этой верой, поскольку магия во многом оспаривала религиозные постулаты. Однако для средневековых людей магия — наследие язычества — была крайне важна. Это был способ подняться над своей судьбой, переломить ее. Грех — потому что это вызов Богу. Но зато позволяет немного облегчить тяжелую жизнь.

Очень важно: для человека средневековья не стоял вопрос: есть магия или нет. Вопрос был в том, накажет ли Бог за использование магии. При дворах королей работали маги. В деревнях жили ведьмы. Алхимики искали философский камень. И человек Средних веков знал о работе всех этих колдунов примерно столько же, сколько мы — о работе ученых (то есть в целом все ясно, но мифов, сказок и фантазий все равно много).

Между прочим, алхимия — это вам не травы непонятные в ступке месить. Это была сложная наука со своими законами и закономерностями. А по ступеням добывания философского камня писали трактаты.

Между прочим, алхимия — это вам не травы непонятные в ступке месить. Это была сложная наука со своими законами и закономерностями. А по ступеням добывания философского камня писали трактаты.

Помимо колдунов и волшебников, мир средневекового человека населяло множество потусторонних сущностей, в реальности которых никто не сомневался.

В лесах жили лешие, дома — домовые. Ночами и по особым дням на землю приходили страдающие души из Ада. Бесы, черти и демоны разных мастей (про демонологию напишу как-нибудь отдельно) шастали по земле и пытались совратить грешников. От всего этого полчища невидимых. но опасных созданий требовалось защищаться — и здесь тоже помогала магия, причудливо смешанная с религией.

Магическое мышление

Люди Нового времени, эпохи Просвещения и последующих веков во многом искоренили из своего сознания средневековые взгляды. Однако даже в XXI веке многие люди рассуждают как жители средневековья. О том, почему так происходит, писали и пишут многие.

Самые интересные моменты здесь, пожалуй, следующие.

Во-первых, это положительное подкрепление.

Во-вторых, ложные корреляции.

Вы же помните, да, для средневекового человека все в мире взаимосвязано. Его мысли напрямую влияют на реальность. Согрешив сегодня, он назавтра ждет кары. А если кару очень сильно ждать, она обязательно придет: вернее, найдется в повседневной жизни. И наоборот, молитвы и благочестивое поведение должны были приносить некий положительный результат.

Например, молитва об урожае должна была принести хороший урожай. Но если урожай был все равно плохим, значит, кто-то из молящихся был грешником. Или король был большим грешником, поэтому Бог карал таким образом всю страну.

Средневековые люди графиков не строили. Но как доказательство того, что, было бы желание, а связь между событиями найдется, вот вам шикарная подборка безумных корреляций.

В-третьих, эффект Барнума.

Назван по имени американского фокусника Финеаса Барнума. Он работает так: если человеку дать позитивное описание его личности, подготовленное именно для него авторитетным для него автором, он сочтет это описание истинным. В Средние века люди не знали об этом эффекте, поэтому гороскопы, составляемые магами, казались им достоверными.

А вы — из средневековья?

Предлагаю маленький чек-лист.

(Опрос шуточный. Автора не бить).

  • Черная кошка перебежала дорогу. Это испортит вам день?
  • Вы родились в сентябре. Дата вашего рождения влияет на ваш характер и последующую судьбу?
  • Сегодня объявили ретроградный меркурий. У вас все посыпется из рук?
  • Вчера один человек толкнул и оскорбил другого. Сегодня у первого человека сломалась машина. Видите связь?
  • Женщина недобро посмотрела на ребенка. На следующее утро у ребенка поднялась температура. Она его прокляла?
  • Подруга рассказала, что наслала приворот на понравившегося ей мужчину. Вы посмеялись, но через неделю узнали, что они действительно стали встречаться. Приворот сработал?
  • Бабушка советует всегда прикреплять к изнанке одежды булавку — от сглаза. Вы следуете совету?
  • Вы идете вечером мимо кладбища. Стоит ли мысленно читать молитву — на случай, если там вас поджидают потусторонние твари?
  • Вы дома одни. В соседней комнате без причины с полки упала книга. У вас завелся домовой?
  • А гадания работают?

Большое спасибо, что прочитали статью! Если вам понравилось, поставьте лайк, подпишитесь на канал и оставьте комментарий!

Общая характеристика средневекового мировоззрения, христианское сознание как основа средневекового менталитета. Философские представления о мире в Средние века, природа и человек как творения бога. Определение места человека в культуре и философии эпохи.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 16.04.2013
Размер файла 28,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Проверил: Угрюмов В.Е.

1. Природа и человек как творение бога

2. Христианское сознание -- основа средневекового менталитета

3. Сущность и существование в философии средневековья

4. Отношение к природе в средние века

5. Человек в культуре средневековья

6. Человек в философии средневековья

Введение

Средними веками философы называют длительный период в истории Западной Европы между Античностью и Новым Временем. Этот период охватывает более тысячелетия с V по XV в.

Средневековая философия -- это чрезвычайно важный и относительно продолжительный этап (V-XV вв.) в эволюционном саморазвитии творческого мышления. Философская мысль средних веков уходит своими корнями в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство, и именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии средних веков. Средневековое мышление по существу своему теоцентрично: реальностью, определяющей все сущее, для него является не природа, а бог.

Цель моей работы - рассмотреть человека и картину мира через понятие средневековой философии. В ходе работы решались следующие задачи: рассмотрение природы и человека как творение бога, рассмотрение христианского сознания, сущность и существование в философии средневековья, реализма и номинализма как противоположных тенденций, отношения к природе в средние века, рассмотрение человека в культуре средневековья, человека в философии средневековья.

1. Природа и человек как творение бога

Догмат о творении переносит центр тяжести с природного на сверхприродное начало. В отличие от античных богов, которые были как бы родственны природе, христианский бог стоит над природой, по ту сторону ее и потому является трансцендентным богом, подобно единому Платона и неоплатоников. Активное творческое начало как бы изымается из природы, из космоса и передается богу; в средневековой философии космос поэтому не есть больше самодовлеющее и вечное бытие, не есть живое и одушевленное целое, каким его считали многие из греческих философов. [5, 187]

Таким образом, знание о нетварном (несотворенном) божественном бытии (или сверхбытии) можно получить только сверхъестественным путем, и ключом к такому познанию является вера -- способность души, неведомая античному языческому миру. Что же касается тварного (сотворенного) мира, то он -- хотя и не до конца -- постижим с помощью разума; правда, о степени его постижимости средневековые мыслители вели немало споров.

Понимание бытия в средние века нашло свое афористическое выражение в формуле: ens et bonum conventuntur (бытие и благо обратимы). Поскольку бог есть высшее бытие и благо, то все, что им сотворено, в той мере, в какой оно несет на себе печать бытия, тоже хорошо и совершенно. Отсюда вытекает тезис о том, что зло само по себе есть небытие, оно не есть положительная реальность, не есть сущность. Так, дьявол, с точки зрения средневекового сознания,-- это небытие, прикидывающееся бытием. Зло живет благом и за счет блага, поэтому, в конечном счете, добро правит миром, а зло хоть и умаляет, но не в состоянии уничтожить благо. В этом учении выразился оптимистический мотив средневекового миросозерцания, отличающий его от умонастроений поздней эллинистической философии, в частности от стоицизма и эпикурейства.

2. Христианское сознание -- основа средневекового менталитета

христианство менталитет человек природа бог

Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Европы. Церковь была господствующим политическим институтом, но еще более значительно было то влияние, которое церковь оказывала непосредственно на сознание населения. В условиях тяжелой и скудной жизни, на фоне крайне ограниченных и чаще всего малодостоверных знаний о мире, христианство предлагало людям стройную систему знаний о мире, о его устройстве, о действующих в нем силах и законах. Добавим к этому эмоциональную притягательность христианства с его теплотой, общечеловечески значимой проповедью любви и всем понятными нормами социального общежития (Декалог), с романтической приподнятостью и экстатичностью сюжета об искупительной жертве, наконец, с утверждением о равенстве всех без исключения людей в самой высшей инстанции, чтобы хотя бы приблизительно оценить вклад христианства в мировоззрение, в картину мира средневековых европейцев.

Эта картина мира, целиком определившая менталитет верующих селян и горожан, основывалась главным образом на образах и толкованиях Библии. Исследователи отмечают, что в Средние века исходным пунктом объяснения мира было полное, безусловное противопоставление Бога и природы, Неба и Земли, души и тела. [7, 102]

Средневековый европеец был, безусловно, глубоко религиозным человеком. В его сознании мир виделся как своеобразная арена противоборства сил небесных и адских, добра и зла. При этом сознание людей было глубоко магическим, все были абсолютно уверены в возможности чудес и воспринимали все, о чем сообщала Библия, буквально. По удачному выражению С. Аверинцева, Библию читали и слушали в средние века примерно так, как мы сегодня читаем свежие газеты.

Вместе с тем значение слова, написанного и особенно звучащего, в средневековой культуре было необычайно велико. Молитвы, воспринимавшиеся функционально как заклинания, проповеди, библейские сюжеты, магические формулы -- все это тоже формировало средневековый менталитет. Люди привыкли напряженно вглядываться в окружающую действительность, воспринимая ее как некий текст, как систему символов, содержащих некий высший смысл. Эти символы-слова надо было уметь распознавать и извлекать из них божественный смысл. Этим, в частности, объясняются и многие особенности средневековой художественной культуры, рассчитанной на восприятие в пространстве именно такого, глубоко религиозного и символического, словесно вооруженного менталитета. Даже живопись там была прежде всего явленным словом, как и сама Библия. Слово было универсально, подходило ко всему, объясняло все, скрывалось за всеми явлениями как их скрытый смысл. Поэтому для средневекового сознания, средневекового менталитета культура прежде всего выражала смыслы, душу человека, приближала человека к Богу, как бы переносила в иной мир, в отличное от земного бытия пространство. И пространство это выглядело так, как описывалось в Библии, житиях святых, сочинениях отцов церкви и проповедях священников. Соответственно этому определялось и поведение средневекового европейца, вся его деятельность.

3. Сущность и существование в философии средневековья

Сущность вещи выражается в ее определении, в понятии этой вещи, которое мы постигаем разумом. О существовании же вещи мы узнаем из опыта, то есть из прямого контакта с вещами, так как существование возникает не из разума, а из акта всемогущей воли творца, а потому и не входит в понятие вещи. Таким образом, понятие существования как не принадлежащего к самой сущности вещи вводится для осмысления догмата творения.

4. Отношение к природе в средние века

В средние века формируется новое воззрение на природу. Последняя не есть теперь нечто самостоятельное, как это по большей части было в античности. Учение о божественном всемогуществе лишает природу самостоятельности, поскольку бог не только творит природу, но и может действовать вопреки естественному ходу вещей, то есть творить чудеса.

Символизм и аллегоризм средневекового мышления, воспитанный в первую очередь па священном писании и его толкованиях, был в высшей степени изощренным и разработанным до тонкостей. Понятно, что такого рода символическое истолкование природы мало способствовало ее научному познанию, и только в эпоху позднего средневековья усиливается интерес к природе как таковой, что и дает толчок развитию таких наук, как астрономия, физика, биология.

5. Человек в культуре средневековья

Если греческая философия выросла на почве античного рабовладельческого общества, то философская мысль средних веков принадлежит к эпохе феодализма (V--XV века). Однако неверно было бы представлять себе дело так, что переход от одного к другому общественному укладу произошел, так сказать, внезапно: на самом деле период формирования нового типа общества оказывается очень продолжительным. И хотя чаще всего начало средневековья связывают с падением Западной Римской империи (476 год), такая датировка весьма условна. Завоевание Рима не могло в одночасье изменить ни социальных и экономических отношений, ни жизненного уклада, ни религиозных убеждений и философских учений рассматриваемой эпохи. Период становления средневековой культуры, нового типа религиозной веры и философского мышления справедливо было бы датировать I--IV веками н. э. В эти несколько столетий соперничали между собой философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников, выросшие на старой, языческой почве, и формирующиеся очаги новой веры и новой мысли, составившие впоследствии основу средневековой теологии и философии. При этом христианская мысль нередко пыталась ассимилировать достижения античной философии, особенно неоплатонизма и стоицизма, включая их в новый, чуждый им контекст. [2, 98]

Греческая философия, как мы видели, была связана с языческим многобожием (политеизмом) и при всем различии представлявших ее учений в конечном счете носила космологический характер, ибо тем целым, в которое включалось все сущее, в том числе и человек, была природа.

Что же касается философской мысли средних веков, то она уходит своими корнями в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство, и именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии средних веков. Средневековое мышление по существу своему теоцентрично: реальностью, определяющей все сущее, для него является не природа, а бог.

6. Человек в философии средневековья

Но как понимать тезис, что человек -- образ и подобие бога? Какие из божественных свойств составляют сущность человека? Вот как отвечает на этот вопрос один из отцов церкви -- Григорий Нисский. Бог -- прежде всего царь и владыка всего сущего. Решив создать человека, он должен был сделать его именно царем и владыкой над всеми тварями. А царю необходимы две вещи: во-первых, свобода, независимость от внешних влияний; во-вторых, чтобы было над кем царствовать. И бог наделяет человека разумом и свободной волей, то есть способностью суждения и различения добра и зла: это-то и есть сущность человека, образ божий в нем. А для того чтобы он мог сделаться царем в мире, состоящем из телесных вещей и существ, бог дает ему тело и животную душу -- как связующее звено с природой, над которой он призван владычествовать. [8, 109]

Однако же человек -- это не только владыка всего сущего, занимающий первое место во всей природе. Это -- лишь одна сторона истины. У того же Григория сразу после панегирика царственному великолепию человека, облаченного в пурпур добродетелей, золото разума и наделенного высочайшим божественным даром -- свободной волей, следует сокрушенный, горестный плач о человеке, опустившемся ниже любого скота, находящемся в самом позорном рабстве у своих страстей и влечений: ведь чем выше положение, тем страшнее падение. Налицо трагическая расколотость человека, заложенная в самой его природе.

Заключение

Таким образом, средние века в Западной Европе -- время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и знания предшествовавших тысячелетий. В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примирить веру и разум, строя картину мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили, новый городской образ жизни, новую экономику, подготовила сознание людей к применению механических приспособлений и техники. Вопреки мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе институты научного познания и образования. В их числе следует назвать прежде всего университет как принцип. Возникла, кроме того, новая парадигма мышления, дисциплинарная структура познания без которой была бы невозможна современная наука, люди получили возможность думать и познавать мир гораздо более эффективно, чем прежде. Даже фантастические рецепты алхимиков сыграли свою роль в этом процессе совершенствования духовных средств мышления, общего уровня культуры.

Список литературы

2. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.

3. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

5. Петров М.К. Социально-культурные основания развития современной науки. М., 1992.

6. Эйкен Г. История и система средневекового миросозерцания. Спб: 1907.

7. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. М., 1990г.

8. Соколов В.В. История древней и средневековой зарубежной философии. М., 1996г.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Мировоззрение средневекового человека

Описание презентации по отдельным слайдам:

Мировоззрение средневекового человека

Мировоззрение средневекового человека

Античный человек был частью вечного, гармоничного мира. Его собственная духо.

Античный человек был частью вечного, гармоничного мира.
Его собственная духовная жизнь мало значила по сравнению с космосом – абсолютным божеством.
Основными добродетелями античности считались справедливость, мудрость, мужество.
Античный человек

Основу средневекового миропонимания составляет религия, в ней мир обретает на.

Средневековое мироощущение предполагает иную картину мира, иной взгляд на чел.

Основные философские идеи Средневековья монотеизм (Бог един и уникален) т.

Основные философские идеи Средневековья
монотеизм
(Бог един и уникален)
теоцентризм
(Бог – центр мироздания)
креационизм (сотворение мира Богом из ничто)
дуализм (двумирность).

Мир в сознании средневекового человека делится на видимый, реальный, земной –.

Мироздание Средневековья представало теперь не в виде гармонично устроенного.

Художественная модель мироздания, воплощенная в символике буддийского монасты.

Художественная модель мироздания, воплощенная в символике буддийского монастыря, христианского храма, исламской мечети, есть образ горнего мира, и потому языческая горизонталь сменяется вертикалью, осуществляющей связь обоих миров (горнего и дольнего).

Главный итог второй ступени познания вывод о всеобщей греховности человека, о.

Главный итог второй ступени познания
вывод о всеобщей греховности человека, о непостижимости Бога и о том, что высшая цель, высший смысл жизни заключается в том, чтобы через совершенствование души, т. е. самого себя, происходило и постепенное совершенствование мира.

 Средневековье вообще часто называют "временем контрастов".

Средневековье вообще часто называют "временем контрастов".

В самом человеке противоречивые чувства постоянно борются, он то взлетае.

В самом человеке противоречивые чувства постоянно борются, он то взлетает к небесам в упоении и восторге,
то летит камнем в безысходность ада.

Сознание средневекового человека формировалось на основе религиозных понятий.

Сознание средневекового человека формировалось на основе религиозных понятий, а не наоборот.

Но любой человек, даже святой - грешен. И значит, испытывает чувство вины.

Но любой человек, даже святой - грешен.
И значит, испытывает чувство вины. Это чувство находит свой выход в исповеди и покаянии, человек освобождается от совершенного греха при посредничестве Церкви.

В средневековье атеистов не было Искренняя, "наивная" вера людей приближала м.

В средневековье атеистов не было

Искренняя, "наивная" вера людей приближала мир горний, делала его ближе, телеснее в своих проявлениях.

Контрастность мышления средневекового человека проявлялась и в большом в.

Контрастность мышления средневекового человека проявлялась и в большом внимании, уделяемым дьяволу.

Дьявол - персонаж, отнюдь не равный Богу, единственному Творцу. Однако в созн.

Дьявол - персонаж, отнюдь не равный Богу, единственному Творцу.
Однако в сознании средневекового человека он тоже очень могущественен, очень близок и страшен.

В целом восприятие действительности в Средние века было очень символичным.

В целом восприятие действительности в Средние века было очень символичным. Каждому событию приписывался и символический смысл.

Иерархия ценностейДуховные реалии ВАЖНЕЕ, чем материальные. Для любого крест.

Иерархия ценностей
Духовные реалии ВАЖНЕЕ, чем материальные.
Для любого крестьянина страшнее не совершить положенную молитву, чем недожать поле (первое чревато в конечном итоге гибелью бессмертной души - ЕДИНСТВЕННОЙ непреходящей ценности, которой обладает любой человек; второе - в худшем случае поголодаем, не привыкать).

В Средние века сохраняла свое значение традиция щедрости: пиры, подарки друзь.

В Средние века сохраняла свое значение традиция щедрости: пиры, подарки друзьям и вассалам - это почетно и славно.

Многочисленные секты Средних веков обвиняют христианство именно в недостаточн.

Многочисленные секты Средних веков обвиняют христианство именно в недостаточной аскезе, в слишком сильно приятии материального.
С другой стороны, Церковь призывала к "благоразумию" и "умеренности" и в аскезе - другом полюсе телесности.
"Все, что нарушает меру - от бесов!" - сурово восклицает Пимен

Церковь Духовная жизнь и политика, материальное и сакральное - Церковь была с.

Церковь
Духовная жизнь и политика, материальное и сакральное - Церковь была силой, во многом определяющей жизнь средневековых людей и мощно влияющий на умы.

Социум В головах людей существовал некий "правильный миропорядок", идеал, а в.

Социум
В головах людей существовал некий "правильный миропорядок", идеал, а все отклонения от него воспринимались именно как искажение истины.

В обществе, как во Вселенной, есть раз и навсегда заведенный порядок. Военно.

В обществе, как во Вселенной, есть раз и навсегда заведенный порядок.
Военное сословие должно всех защищать,
духовное молиться, податное работать.

Самые яркие черты средневекового человека - его телесность и его эмоционально.

Самые яркие черты средневекового человека - его телесность и его эмоциональность. Телесность его проявляется в том, что окружающий мир он воспринимает не отстранено, а живо, участвуя во всех событиях.

Время историческое и время бытовое для средневекового человека - это разные к.

Время историческое и время бытовое для средневекового человека - это разные категории времени, можно сказать, это два разных времени.

Историческое время в представлении средневекового человека линейно, но имеет.

Историческое время в представлении средневекового человека линейно, но имеет четкую стартовую точку - Сотворение Мира, и четкий финиш - Конец Света и Страшный Суд.

Бытовое время остается цикличным в соответствии с постоянством сельскохозя.

Бытовое время остается цикличным в соответствии с постоянством сельскохозяйственных сезонов.

ХРИСТИАНСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕПредрассудки"Охота на ведьм", инквизи.

ХРИСТИАНСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Предрассудки
"Охота на ведьм",
инквизиция
Преступления
ради обладания
святыми предметами

Средневековые пытки и казни

Средневековые пытки и казни

ХРИСТИАНСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕЦЕРКОВЬУровни христианства в средние.

ХРИСТИАНСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕЦЕРКОВЬОСНОВА МИРОВОЗЗРЕНИЯМир-арена.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда

  • Сейчас обучается 132 человека из 45 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 777 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 12.07.2020 800
  • PPTX 10.7 мбайт
  • 24 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Андриянова Олеся Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

1.1. Общая характеристика средневекового мировоззрения.

1.2. Периоды развития: патристика (Августин Блаженный), схоластика (Фома Аквинский).

2. Философия эпохи Возрождения.

2.1. Основные черты Возрождения.

2.2. Возникновение гуманистического мировоззрения.

2.3. Политические учения и социальные утопии.

2.4. Естественнонаучные взгляды Возрождения, натурфилософия.

Философия Средневековья

Общая характеристика средневекового мировоззрения

Христианское мировоззрение возникает в I в. в Палестине в условиях углубляющегося кризиса рабовладельческого общества. Античное мировоззрение уже не отвечало новому уровню общественного самосознания, в котором находят свое отражение радикальные изменения в экономической, политической, духовной жизни общества.




В Средние века произошел отказ от рациональных методов античной философии в объяснении мира. Была создана совершенная модель мира, полностью соответствующая духу и букве христианского вероучения. Религиозное мировоззрение характеризуется следующими основными чертами:

1. символизм означает, что каждое значимое явление в природе и истории рассматривалось как проявление божественной воли. Через символ осуществлялось соединение, связь между дольним (земным) и горним (небесным) мирами. Особенно это проявляется в культе, образующего мир религиозной действительности. Через символические значения предметов культа осуществлялась повседневная связь общины со священной историей. Общественной и личной жизни человека придавалась смысловая направленность и значимость;

Средневековое мировоззрение развивалось в противоречивом взаимодействии христианских идей и античных философских теорий. Основные догматы христианского вероучения были официально утверждены на Никейском соборе в 325 году.

Тема 4.

Философия Средневековья и Возрождения

1. Философия Средневековья.

1.1. Общая характеристика средневекового мировоззрения.

1.2. Периоды развития: патристика (Августин Блаженный), схоластика (Фома Аквинский).

2. Философия эпохи Возрождения.

2.1. Основные черты Возрождения.

2.2. Возникновение гуманистического мировоззрения.

2.3. Политические учения и социальные утопии.

2.4. Естественнонаучные взгляды Возрождения, натурфилософия.

Философия Средневековья

Общая характеристика средневекового мировоззрения

Христианское мировоззрение возникает в I в. в Палестине в условиях углубляющегося кризиса рабовладельческого общества. Античное мировоззрение уже не отвечало новому уровню общественного самосознания, в котором находят свое отражение радикальные изменения в экономической, политической, духовной жизни общества.

В Средние века произошел отказ от рациональных методов античной философии в объяснении мира. Была создана совершенная модель мира, полностью соответствующая духу и букве христианского вероучения. Религиозное мировоззрение характеризуется следующими основными чертами:

1. символизм означает, что каждое значимое явление в природе и истории рассматривалось как проявление божественной воли. Через символ осуществлялось соединение, связь между дольним (земным) и горним (небесным) мирами. Особенно это проявляется в культе, образующего мир религиозной действительности. Через символические значения предметов культа осуществлялась повседневная связь общины со священной историей. Общественной и личной жизни человека придавалась смысловая направленность и значимость;

Средневековое мировоззрение развивалось в противоречивом взаимодействии христианских идей и античных философских теорий. Основные догматы христианского вероучения были официально утверждены на Никейском соборе в 325 году.

Читайте также: