Развитие и деятельность пролеткульта доклад

Обновлено: 15.06.2024

Исследуется роль Пролеткульта в формировании нового типа художественного сознания в постреволюционной России. Рассматриваются вопросы, связанные с изменением социальных функций художественного наследия и традиций в революционную эпоху.

Пролеткульт, революционная культура, русская интеллигенция, художественное сознание, художественная традиция, художественное наследие.

Практическая деятельность Пролеткульта охватывала различные сферы социально-культурной практики: просве-

тительную и образовательную (рабочие университеты, политехнические студии и курсы, научные студии и кружки, публичные лекции); издательскую (журналы, книги, сборники, учебно-методические материалы); культурно-досуговую (клубы, библиотеки, кинематограф); культурнотворческую (литературные, театральные, музыкальные и изостудии). Пролеткульт включал разветвленную сеть культурнопросветительных организаций: губерн-

ских, городских, районных, фабрично-заводских, объединявших в период своего расцвета, в 1920-е годы, около четырехсот тысяч человек. Движение Пролеткульта распространилось не только в крупных, но и в провинциальных городах. Признанный лидер Пролеткульта, теоретик русского марксизма А.А. Богданов основной задачей движения считал формирование рабочей интеллигенции - творца новой культуры и общества.

рода знаковых) социально-культурных организаций и групп: несовместимость

Ключевая роль в формировании нового типа сознания и культуры принадле-

1 В частности, о научной и образовательной программе Пролеткульта см., напр., .

принципы новой культуры и механизмы ее формирования, роль и значение интеллигенции, отношение к культурному наследию.

1. Основы естествознания - 16 ч.; 2. Методы научного мышления - 4 ч.; 3. Основы политической грамоты - 20 ч.; 4. История материального быта - 20 ч.; 5. История формирования искусства - 30 ч.; 6. Русский язык - 20 ч.; 7. История русской и зарубежной литературы - 150 ч.; 8. Теория литературы - 36 ч.; 9. Психология художественного творчества - 4 ч.; 10. История и теория русской критики - 36 ч.; 11. Разбор произведений пролетарских писателей -11 ч.; 12. Основы газетного, журнального, книгоиздательского дела - 20 ч.; 13. Устройство библиотек - 8 ч.

Осуществление такой программы было невозможно без участия интеллигенции, в отношении к которой у пролеткультовцев

Для многих представителей русской интеллигенции сотрудничество с большевиками и различными советскими культурными учреждениями было невозможно в принципе. И.А. Бунин. записал свой дневник 24 апреля 1919 г. «Подумать только: надо еще объяснять то тому, то другому, почему именно не пойду я служить в какой-нибудь Пролеткульт! Надо еще доказывать, что нельзя сидеть рядом с чрезвычайкой, где чуть ли не каждый

Социологи литературы В. Дубин и А. Рейтблат, анализируя журнальные рецензии в отечественной литературе на протяжении с 1820 по 1979 гг., выявили знако-

была продемонстрировать значимость собс- получили возможность для организацион-

твенного суждения. В 1920-1921 гг. наибо- ного оформления. Однако революционный

лее актуальным оказался А.С. Пушкин, энтузиазм в отношении возможностей куль-

который лидировал по числу упоминаний, туротворчества пролетариата скоро угас,

уступая только А.А. Блоку. По мнению ав- что наряду с политическими и организаторов, Пушкин «выступал с одной стороны, ционно-идеологическими факторами ста-

“горизонтом” и пределом в истолковании ло причиной кризиса пролеткультовского

кинские традиции” оказывалось достаточ- рубеже 1921-1922-х гг. идея новой культу-

но), с другой же - самим его центром, так ры (литературы, искусства, театра) отнюдь

что вокруг его имени всякий раз выстраи- не умерла, она была подхвачена многочис-

лет в 1930-1931 гг. ситуация существенно стремилась возглавить художественный

изменилась - ее можно охарактеризовать процесс и опереться на партийно-государс-

как наиболее антиклассическую в истории твенный аппарат; власть же со своей сторо-

исторической и культурной значимостью, а Становление новой эстетики и шире - ху-

кин затерялся во втором десятке, опережая трансформацию всех ее составляющих: хуД. Бедного, но уступая Ю. Либединскому, дожественно-культурная среда - автор - хуЛ. Безыменскому, Ф. Панферову - имена из- дожественное произведение - художествен-

вестные ныне лишь специалистам. ная критика - читатель. В их концепциях

Таким образом, в результате револю- революция становилась самой искусством,

ционного переворота эстетические идеи а искусство - революцией.

Богданов А.А. О пролетарской культуре: 1904-1924. - Л., М.: Книга, 1924. - 344 с.

Бунин И. А. Окаянные дни. - Л.: АЗЪ, 1991. - 84 с.

Волошина (Сабашникова) М.В. Зеленая змея: Мемуары художницы. - СПб.: Андреев и сыновья, 1993. - 339 с.

Гастев А.К. О тенденциях пролетарской культуры // Пролетарская культура. - 1919, № 9-10. - С. 33-45

Добренко Е. Формовка советского писателя. - СПб.: Академический проект, 1999.

Дубин Б.В. Рейтблат А.И. О структуре и динамике системы литературных ориентаций журнальных рецензентов // Книга и чтение в зеркале социологии. - М.: Кн. палата, 1990. - С. 150-176.

Карпов А.В. Русская интеллигенция и Пролеткульт // Вестник Омского университета. - 2004. -Вып.1 (31). - С. 92-96.

Карпов А.В. Русский Пролеткульт: идеология, эстетика, практика. - СПб.: СПбГУП, 2009. - 256 с.

Керженцев П. Организация литературного творчества // Пролетарская культура. - 1918, № 5. -С. 23-26.

Кривцун О.А. Эстетика. - М.: Аспект-пресс, 1998. - 430 с.

Купцова И.В. Художественная интеллигенция России. - СПб.: Нестор, 1996. - 133 с.

Левченко М.А. Поэзия пролеткульта: идеология и риторика революционной эпохи: Автореф. дис. канд. филол. наук. - СПб., 2001. - 24 с.

Мазаев А.И. Искусство и большевизм (1920-1930-е гг.): проблемно-тематические очерки. 2-е изд. -М.: КомКнига, 2007. - 320 с.

Наша культура // Грядущее. - 1919, № 7-8. - С.30.

Наша культура // Грядущее. - 1920, № 9-10. - С.22-23.

Плетнев В.Ф. О профессионализме // Пролетарская культура. - 1919. - № 7. - С. 37.

Поэзия Пролеткульта: Антология / Сост. М.А. Левченко. - СПб.: Свое издательство, 2010. - 537 с.

Шехтер Т.Е. Искусство как реальность: очерки метафизики художественного. - СПб.: Астерион, 2005. - 258 с.

Шор Ю.М. Очерки теории культуры / ЛГИТМИК. - Л.,1989. - 160 с.

Пролетарская культура - культурно-просветительская организация пролетарской самодеятельности в различных областях искусства: литература, театр, музыка, изобразительное искусство - и науки. Создан в Петрограде в сентябре 1917 года.

После Октябрьской революции Пролеткульт очень быстро вырос в массовую организацию, имевшую свои организации в ряде городов. К лету 1919 года было около 100 организаций на местах. В 1920 году в рядах организации насчитывалось около 80 тысяч человек, были охвачены значительные слои рабочих, издавалось 20 журналов.

В дальнейшем местные организации Пролеткульта в большей мере согласовывали свою практическую культурно-просветительскую деятельность с советскими и партийными органами. С 1922 года его деятельность стала замирать. Вместо единого Пролеткульта создавались отдельные, самостоятельные объединения пролетарских писателей, художников, музыкантов, театроведов.

Наиболее заметное явление - Первый Рабочий театр Пролеткульта, где работали С. М. Эйзенштейн, B. C. Смышляев, И. А. Пырьев, М. М. Штраух, Э. П. Гарин, Ю. С. Глизер.

Идеология Пролеткульта нанесла серьезный ущерб художественному развитию страны, отрицая культурное наследие. Пролеткульт решал две задачи - разрушить старую дворянскую культуру и создать новую пролетарскую. Если задача разрушения была решена, то вторая задача так и не вышла за рамки неудачного экспериментаторства.

ЛЕФ (ЛЕВЫЙ ФРОНТ ИСКУССТВ) - литературная группа, возникшая в конце 1922 в Москве и существовавшая до 1929. Возглавлял ЛЕФ В.Маяковский. Членами группы были писатели и теоретики искусства Н.Асеев, С.Третьяков, В.Каменский, Б.Пастернак (порвал с Лефом в 1927), А.Крученых, П.Незнакмов, О.Брик, Б.Арватов, Н.Чужак (Насимович), С.Кирсанов (начинал в Юго-Лефе, с центром в Одессе), В.Перцов, художники - конструктивисты А.Родченко, В.Степанова, А.Лавинский и др.

Институт художественной культуры (1920--24), научно-исследовательская организация в области искусства и творческое объединение живописцев, графиков,скульпторов, архитекторов, искусствоведов. Организован в Москве в марте 1920 при отделе ИзоНаркомпроса. Имел устав и программу.

Коренная трансформация социально-экономических отношений в период Октябрьской революции в России 1917 года и последующих за ней общественных преобразований явилась фактором, детерминирующим и глубокий сдвиг культурно-исторической парадигмы. Формирующееся пролетарское государство своими целями и задачами ставило построение принципиально новой системы общественного развития, основанной на отсутствии эксплуатации человека человеком, ликвидации антагонистических классов и, как следствие, любого социального или экономического гнета. Культурная модель нового общества, исходя из ключевых положений марксистской теории, которой руководствовались лидеры Советской России, должна была всецело отражать образующиеся отношения, лежащие в базисе новой коммунистической формации. В связи с этим культурная надстройка объективно понималась как естественное следствие развития производственных отношений, воспроизведенных как в конкретной личности, так и в обществе в целом.

Вопрос о формировании специфического пролетарского типа культуры, возникший в период диктатуры пролетариата, получил свое глубокое теоретическое осмысление в концепции выдающегося политического деятеля, философа-марксиста Льва Давидовича Троцкого (1879-1940).

Духовная культура также противоречива, как и материальная. Завоевания науки, существенным образом продвинули человеческие представления об окружающем мире. Познание является величайшей задачей человека, и духовная культура призвана всячески способствовать этому процессу. Однако практически использовать все достижения науки в условиях классового общества имеет возможность только ограниченный круг людей. Искусство также наряду с наукой является способом познания. Для широких масс, дистанцированных как от достижений мировой культуры, так и от научной деятельности, народное искусство служит для образного и обобщающего отражения реальности. В свою очередь, освобождение пролетариата и построение бесклассового общества, по мнению Л. Д. Троцкого, невозможно без овладения самим пролетариатом всеми достижениями человеческой культуры.

ТЕМА: Литературные группы 1920-х гг.

Цель: Ознакомить студентов с литературной ситуацией 1920-х гг. Дать представление о многообразии литературных школ и направлений в этот период.

Методы: исторический, описательный, сопоставительный, аналитический.

Пролетку́льт (сокр. от Пролетарские культур­но-просветительные организации ) — массовая культурно-просветительская и литературно-художественная организация пролетарской самодеятельности при Наркомате просвещения, существовавшая с 1917 по 1932 год.

1. История Пролеткульта

Культур­но-просветительные организации пролета­риата появились сразу после Февральской революции. Первая их конференция, положившая начало Всероссийскому Пролеткульту, была созвана по инициативе А.В. Луначарского и по решению конференции профсоюзов в сентябре 1917 года.

Наиболее заметное явление — Первый Рабочий театр Пролеткульта, где работали С. М. Эйзенштейн, В. С. Смышляев, И. А. Пырьев, М. М. Штраух, Э. П. Гарин, Ю. С. Глизер и др.

2. Идеология Пролеткульта

Идеология Пролеткульта нанесла серьёзный ущерб художественному развитию страны, отрицая культурное наследие [1] . Пролеткульт решал две задачи — разрушить старую дворянскую культуру и создать новую пролетарскую. Если задача разрушения была решена, то вторая задача так и не вышла за рамки неудачного экспериментаторства.

3. Печатные издания Пролеткульта

4. Международное бюро Пролеткульта

Изменение государственного устройства Российской империи и её распад. Глава 3: Гражданская война

Похожие страницы:

Литературные группировки 20 х

Состояние и развитие культуры СССР в 20-30-х годах

. прежде всего отразился в деятельности Пролеткульта. Это массовая организация, объединявшая . 1920 г., когда Всероссийский съезд Пролеткультов принял резолюцию, в которой . основе марксизма. Взгляды теоретиков пролеткульта были подвергнуты критике В.И. Ленина .

Культурная жизнь в СССР в 20-е годы XX века

Культурное развитие страны в 20 30 гг

. прежде всего отразился в деятельности Пролеткульта. Это массовая организация, объединявшая . 1920 г., когда Всероссийский съезд Пролеткультов принял резолюцию, в которой . основе марксизма. Взгляды теоретиков пролеткульта были подвергнуты критике В.И. Ленина .

Культурное развитие СССР в 20 30 е годы XX века

. прежде всего отразился в деятельности Пролеткульта. Это массовая организация, объединявшая . 1920 г., когда Всероссийский съезд Пролеткультов принял резолюцию, в которой . основе марксизма. Взгляды теоретиков пролеткульта были подвергнуты критике В.И. Ленина .

5-9 июня 1918 года опять-таки в Петрограде проходила вторая общегородская конференция пролеткультов. Эта конференция подтвердила, что пролетарская культура может строиться только самостоятельными усилиями пролетариата.

Окончательно пролеткульт оформился в сентябре 1918 года, когда по инициативе оргбюро была созвана первая всероссийская конференция пролеткультовских организаций. Конференция состоялась 15-19 сентября 1918 года. Она провозгласила, что новая пролетарская культура будет создаваться лишь усилиями рабочих, единственных носителей и выразителей пролетарской идеологии. Весьма явно прозвучал призыв к автономии Пролеткульта, к независимому от государственных органов положению.

В ЦК Пролеткульта были избраны П. Лебедев-Полянский, Ф. Калинин, А. Маширов, В. Игнатов, В. Файдыш, А. Богданов и другие.

Кроме того, на конференции был принят устав Всероссийского совета пролеткультов, который состоял из 15 членов, 8 кандидатов, и по одному представителю от губернских пролеткультов, ВЦИК, ЦК РКП(б), ВЦСПС, наркомпроса, комсомола, Красной Армии и Флота, Совета рабочей кооперации.
Активными деятелями Пролеткульта были: А. Луначарский, А. Богданов, Ф. Калинин, В. Полянский, Ст. Кривцов, В. Плетнев, П. Керженцев, Н. Маширов-Самобытник, Н. Лукин, В. Игнатов. В организацию входили лучшие пролетарские поэты и писатели: Александровский, П. Бессалько, Герасимов, Кириллов, Маширов-Самобытник, Обрадович, Поморский, Садофьев, Санников.

Так как у Пролеткульта не было закрепленного членства, невозможно дать социальную характеристику его членам.

Пролеткульт активно занимался вопросами науки и искусства — литературой, музыкой, живописью, театром, рабочими клубами. Однако литературно-творческие вопросы были главными для организации. В университетах, рабочих студиях, организованных Пролеткультом, нашла воплощение идея о принципах пролетарской культуры и науки, главным образом как их понимал А. Богданов.

Пролеткульт имел свои организации в ряде провинциальных городов. К лету 1919 года было около 100 провинциальных Пролеткультов. По данным 1920 года в организации насчитывалось около 80 000 студийцев, работой Пролеткульта были охвачены значительные слои рабочих.

Все вопросы, вокруг которых развернулась дискуссия во всех видах искусств на рубеже 1920-1930 годов, были поставлены теоретиками Пролеткульта при самом его рождении в 1917 году.

Пролеткульт ставил вопрос об отношении пролетариата к культурному наследству, призывал к критическому усвоению и переработке ценностей прошлых эпох. Пролеткульт отгораживался от всяких традиций, преемственности, от наследства, требовал от писателей отказа от изображения индивидуальных чувств и судеб, а сами произведения призывал создавать коллективным методом. Он проповедовал идеи автономии и коллективизма, утверждая, что личность автора – это не более, чем отрыжка индивидуалистического подхода к искусству.

Создать единый фронт революционного искусства пролеткультовцы однако не смогли, так как игнорировали роль трудового крестьянства и интеллигенции. Лишь лефовцы активно участвовали в Московской организации Пролеткульта, пользовались большой поддержкой, печатались в ее журналах (Б. Арватов, С. Третьяков, Н. Чужак). В самой организации Пролеткульта по ряду принципиальных вопросов идеологического единства не было.

Постепенно Пролеткульт начал узурпировать право выносить суждения о ценности того или иного произведения. Получалась парадоксальная ситуация – борясь за пролетарскую культуру и поддерживая партию и правительство, пролеткультовцы всячески стимулировали сопротивление интеллигенции культурной политике большевиков.

В 1922 году деятельность Пролеткульта стала замирать. В условиях дальнейшего углубления культурной революции в стране Пролеткульт постепенно распадался, уступая место новым формам организации творческой деятельности.

Интересно, что претендуя на независимость от государства, Пролеткульт намеревался существовать на государственные субсидии, правда, все пролеткульты на местах должны были согласно уставу стремиться существовать за свой счет.

10 января 1923 года ЦК Пролеткульта обратился в ЦК РКП(б) с докладной запиской, в которой, признавая уменьшение численности своих организаций до 50, просил утвердить им тысячу штатных работников и отпустить 105 тысяч рублей золотом [iii] .

К 1927 году осталось только шесть ячеек Пролеткульта в РСФСР (в Москве, Ленинграде, Иваново-Вознесенске, Рыбинске, Саратове, Свердловске), да по две-три в республиках. Они влачили жалкое существование, а их деятельность сводилась, главным образом, к театральным постановкам. При этом на 700 творческих работников в Пролеткульте приходилось 156 руководителей и хозяйственников [v] .

В течение всех девяти лет своего существования Пролеткульт получал субсидии от государства, а в последние годы ежегодная дотация от наркомпроса РСФСР составляла 100 тысяч рублей. И если в первые годы Пролеткульт довольно много делал как культурно-просветительская организация, то в позднее он выродился в рядовое учреждение. Он утратил все признаки общественной организации, так как его ЦК не переизбиралось в течение долгого времени, собственной социальной базы у него не было, так же как и строгого членства.

Помощь государства Пролеткульту через специальный отдел наркомпроса в первые годы советской власти была закономерна. Государственные органы и профсоюзы в тот период еще не окрепли и имели мало возможностей заниматься культурно-просветительской работой. Позднее, когда соответствующие структуры появились и набрались сил, потребность в Пролеткульте отпала.

Библиография

[i] Вопросы истории КПСС. – 1958. - №1. – С. 38.

[ii] Цит. по: Шешуков С. Неистовые ревнители. Из истории литературной борьбы 20-х годов. М.: Художественная литература, 1984. С. 28.

[iii] Коржихина Т. Извольте быть благонадежны! М., Российский Государственный Гуманитарный университет, 1997. С. 131.

[iv] Коржихина Т. Извольте быть благонадежны! М., Российский Государственный Гуманитарный университет, 1997. С. 131.

[v] Коржихина Т. Извольте быть благонадежны! М., Российский Государственный Гуманитарный университет, 1997. С. 133.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Пролеткульт 1917- 1923гг. Презентация на заданную тему содержит 15 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

М.Герасимов Клубятся табуны грачей, С прощальным, Перелетным пеньем Летят в далекую страну. Сентябрь Железным дуновеньем, Дыханьем севера спугнул. В деревья огненные струй Украдкой осень пролила И, бодрым холодком волнуя, Румянцем на щеках цвела. Сочатся рыжею рудою Кусты, Леса И просинь вод, И вся природа предо мною — Металлургический завод.

Идеология Пролеткульта нанесла серьёзный ущерб художественному развитию страны, отрицая культурное наследие. Пролеткульт решал две задачи — разрушить старую дворянскую культуру и создать новую пролетарскую. Если задача разрушения была решена, то вторая задача так и не вышла за рамки неудачного экспериментаторства.

96160 96161 96153 96158 96145 96168 96159 96170 96157 96171 96162 96147 96151 96146 96164 96169 96173 96156 96165 96152 96149 96167 96155 96172 96150 96144 96166 96154 96163 96148

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Мы в социальных сетях

Читайте также: