Маски народов мира доклад 7 класс

Обновлено: 25.06.2024

В статье рассматривается маска как элемент и атрибут культуры в самых различных контекстах с разными функциями и значениями. Она существенный элемент обряда, участники которого, изображая мифологических персонажей, появлялись в масках. Она есть феномен культуры всех известных науке обществ и традиций, характерна всем обществам, как архаичным так и высокоразвитым.

Текст статьи:

Маска является одним из важных элементов культуры всех известных науке обществ и традиций. Как феномен культуры, она характерна практически всем обществам, как архаичным так и высокоразвитым.

«Роль маски (или с ней функционально сходных способов изменения лица с помощью косметики, татуировки, пластических операций) различна в зависимости от социальных, исторических, географических факторов. Но в какой-то мере маска всегда присутствует.

Маска выступает в культуре в самых различных контекстах с разными функциями и значениями. Она существенный элемент обряда, участники которого, изображая мифологических персонажей, появлялись в масках.

В Полном словаре иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык в 1907 году, маска означает следующее:

«1. изображение человеческого лица, вылепленное из гипса; снять маску значит обложить лицо мягким гипсом и дать ему таким образом застыть; потом в полученную форму вылить к.-н. металла или воска;

2. изображение человеческого лица, птичьей или звериной морды, или же просто небольшая накидка с отверстиями для глаз; надеваются в разных случаях желающими не быть узнанными, на маскарадах и т. п.;

В Словарь иностранных слов, 1933 даются 2 дополнительных понятия маски:

Лик имеет несколько значений: 1. Устарелое лицо, облик человека. 2. Изображение лица святого. 3. Внешний облик, физиономия как характерная примета, выражение чего-л. внутреннего. 4. перен. Внешние очертания, видимая поверхность чего-л.

Рядиться — 1) Одеваться нарядно; наряжаться, быть одетым, носить какую-л. одежду. 2) а) Одеваться в маскарадный костюм. б) перен. Скрывать свою подлинную сущность не свойственным себе поведением; маскироваться.

В любом своем варианте маска маркировала представителей иного мира, четко отделяла их от мира людей[7].

Древнейший смысл символики маски в том, что она выражала сверхъестественную силу. Шаман, надевший маску, становился воплощением духа, которого она изображала.

Самые первые маски, изображавшие животных, использовались, чтобы вступить в контакт с духом зверя, на которого готовилась охота, и защитить носящего маску от нападения.

Точное понимание смысла маски тесно связано с уяснением религиозных представлений и вообще мировоззрения и образа, мышления народов на различных ступенях культурного развития.

Основной смысл маски в том, что она скрывает лицо, защищает его, отвлекает от него внимание и, вместе с тем, представляет другое лицо, способное внушать страх, напоминать об иных существах.

В целом можно выделить несколько видов масок:

-Погребальные маски и другие

Некоторые из этих видов будут рассматриваться в следующих параграфах.

В отличие от лица, которое в каждый данный момент является неотъемлемой частью своего владельца, маска только временно и непрочно связана с тем, кто ее носит.

В древности маски применяли для различных ритуалов, в церемониальных и эстетических целях.

Маски или мешки на голове , например, использовали в африканских, индейских океанских ритуалах инициации, чтобы отметить переход от детского состояния к взрослому.

В индийской традиции маска – мир, представляемый заблуждающимся индивидуумом, который не понял божественную майю, то есть Маску Бога.

В Греции маска символизировала либо смертоносную силу Горгоны, либо трагическую или комическую природу персонажа в театре. комическая является атрибутом Талии, трагическая — Мельпомены.

Традиция охарактеризовать тот или иной персонаж произошла из религиозных обрядов, где маски представляли олимпийских богов и богинь. Самым известным примером использования масок в таких обрядах, являются обряды, посвященные богу плодородия Дионису.

У большинства народов, культурное развитие которых менее развито, маски имеют значение не для забавы или развлечения, а чаще всего они связаны с различными религиозными представлениями[12].

В религиозных культах первобытных обществ можно обнаружить маски самых разнообразных типов. Одни маски носили на голове, вторые — на лбу, третьи — в руке, четвертые — на пальцах, пятые — в зубах. Существовали маски- костюмы, которые закрывали все тело человека, а также парные и коллективные маски, в демонстрации которых принимали участие от двух до ста и более человек.

Погребальные маски, отражавшие облик покойных, известны с глубокой древности.

Первоначально применение этого вида масок было связано с религиозными представлениями. Древние верили, что отлетевшая душа, возвращаясь в покинутое ею тело, должна была опознать его, а лицо умершего, до неузнаваемости обезображенное разложением, могло сбить с толку заблудшую душу, и тогда воскрешение из мертвых не состоялось бы.

Погребальные маски разных культур, чаще всего так или иначе соотнесена с миром мертвых. Они могут охранять покойного в этом новом мире, могут служить знаком этого мира, где эти маски заменяют прежнее лицо человека, а так же маски могут символизировать одного из постоянных обитателей этого мира.

Широкое применение маски приобрели во время зимних святок, когда происходил обряд ряженья.

В Азии маски, отпугивающие демонов, применяются до сих пор в различных праздничных процессиях. Возможно такие маски были прообразами масок традиционного японского театра Но, которые имели стилизованный цветовой символизм: красный – достоинство, белый – продажность, черный– подлость.

Маска может являться символом тайны или иллюзии. Например, в западном искусстве маска – принадлежность аллегорических изображений Обмана, Порока, Ночи.

Маски австралийских аборигенов, называемые душа зарослей, идентифицируют того, кто ее носит, с силой представленного ею растения, животного или птицы. У африканских племен маски могут передавать свою собственную силу.

Театральные маски, часто фиксирующие одно эмоциональное состояние человека, в последних веках перед н. э. широко распространяются по всему Восточному Средиземноморью и Черному морю. Их эстетическая функция состоит прежде всего в стандартизации способов передачи человеческого лица.

Маска до настоящего времени сохранилась в западноевропейских и латиноамериканских карнавалах, уже окончательно превратившихся в развлечение.

В новое и новейшее время в изобразительном искусстве маска утрачивает свое первоначальное значение, эстетизируется и становится объектом эстетического восприятия и изображения. Начало этого процесса можно отнести еще к античному времени: когда на статуэтке изображался актер, держащий театральную маску, где последняя выступала как предмет для изображения. То же самое можно сказать и об изображениях масок на керамических сосудах.

Таким образом, маски существовали и существуют во многих культурах и играют в них важную роль. В одних культурах маски имеют важное значение в ритуальных обрядах, в других маски получили широкое распространение в театре.

Возникновение и развитие маски прослеживается в процессе всего развития человечества. Поэтому изучение значения масок является важной составляющей в понимании различных культур.

[1] Иванов В.В. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 4: Знаковые системы культуры, искусства и науки. — М.: Языки славянских культур, 2007, с. 333-344

[2] Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. -М, 1907

[3] Словарь иностранных слов, М., 1933

[4] Тресиддер Д. Словаре Символом.- М: Гранд.Фаир-Пресс, 1999

[5] ВСловаре.Ру>Большой Энциклопедический Словарь

[6] Шанский Н.М., Боброва Т.А., Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа 2004

[7] Ромах О.В. Культурологическое образование в процессах глобализации. Фундаментальные исследования. 2007. № 7. С. 69-72.

[8] Студенецкая Е.Н. Маски народов Северного Кавказа // Народный театр. Сборник статей / отв. Ред. В. Е.Гусев. Л.: 1974. С. 99 -103.

[9] Рахаева Т.А. Становление балкарского национального театра. Дис. на соиск. уч. ст. канд. искусствовед. СПб.: РИИС. 2001. С. 75.

[10] Иванов В. В. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 4: Знаковые системы культуры, искусства и науки. — М.: Языки славянских культур, 2007, с. 333-344

[12] Ромах О.В. Культурологическое образование в процессах глобализации. Фундаментальные исследования. 2007. № 7. С. 69-72.

[13] Софронова Л. А., Маска как прием затрудненной идентификации,
Культура сквозь призму идентичности. М.: Индрик, 2006, с. 343-359.

Ритуальные маски Африки, Северной и Южной Америки, Азии и Океании. Каково их назначение?

Ритуальные маски

©Wikipedia/VK3012

Изготовлялись маски всегда из подручных средств — дерева, коры, травы, кожи, материи, кости и т.п., и изображали человеческие лица, головы животных и всевозможных фантастических или мифологических существ. Ритуальные маски связаны с культами духов предков, животных (тотемизмом, являющимся первоосновой всех ныне существующих религий) и природы. Надевший ритуальную маску словно преображался в то существо, которое она изображала. Природа маски глубоко символична.


Разумеется, ритуальная маска — это, прежде всего, атрибут ритуалов. Но в чем заключается сущность ритуала в традиционных культурах древних и современных народов мира? Ритуалы призваны разделять область профанной (мирской, повседневной) жизни и жизни в мире сакральном. Переход из одного мира в другой невозможен без всевозможных культовых и магических предметов, в роли которых испокон веков выступали еда, питье, в некоторых случаях производимые с ритуальной целью увечья и т. д. Одним из важнейших инструментов такого перехода была и маска. Поэтому основная ее функция — это все же перевоплощение в некое существо из сакрального мира (животное, предка, духа, бога).

По предназначению немецкий этнограф Рихард Андре и русский антрополог и этнограф Дмитрий Анучин делили маски на: 1) культовые, 2) военные (нередко, например, у народов Меланезии, Африки, Америки маски были принадлежностью так называемых тайных союзов и использовались при посвящении юношей, военных набегах, отправлении правосудия и т.д.), 3) погребальные, 4) свадебные, 5) театральные и танцевальные.


Другая классификация учитывает характер изображения: простые изображения человеческого лица, 2) искаженные, устрашающие изображения, карикатуры, 3) изображения животных, 4) наголовники и т. д.


Таким образом, маска — это символ перехода в иную реальность. Феномен маски многогранен, но первооснова ее сущности — символ пребывания в области смерти.

Назначение и виды масок

Ритуальные маски народов мира

Тотемизм лежал в основе всех современных религий, поэтому и маски в той или иной форме, присущи все ныне живущим на Земле народностям. Разумеется, сегодня ритуальные предметы уже не играют такой значительной роли в жизни современного человека, но по-прежнему остаются элементами их культур, несмотря на то, что после прохождения такого значительного промежутка времени иногда трудно понять происхождение и назначение конкретной маски.

Современные ученые выделяют несколько функций, которые могут исполнять данные элементы культурного и исторического наследия человечества, среди которых наиболее типичными и значимыми являются следующие:

Нельзя не отметить и ту зрелищность, привлекательность действия, которая создавалась при помощи маски. Именно она легла в основу создания карнавальных, театральных масок.

Однако, в первую очередь, это, как и специальные ритуальные музыкальные инструменты, один из атрибутов ритуала, действа до сих пор сохранившегося в культурах некоторых народов мира. Ритуалы призваны обеспечить переход между мирами: повседневным (обычной жизнью человека) и сакральным (потусторонним, загробным, иным измерением).

Все встречающиеся в современном мире маски подразделяются учеными историками, этнографами, антропологами на несколько разновидностей:

  • культовые (ритуальные);
  • военные, встречаются у некоторых племен аборигенов Африки, Океании, Америки, в качестве принадлежности к какому-либо тайному союзу, при совершении обряда посвящения юношей в мужчины, во время отправления актов правосудия, при совершении военных набегов;
  • свадебные;
  • погребальные;
  • танцевальные;
  • театральные.

Еще одна общепринятая классификация подразделяет маски на виды в зависимости от того, что (или кого) именно она отображает, имитирует:

  • человеческие лица;
  • устрашающие, искажающие или карикатурные изображения;
  • животных, ныне живущих, вымерших или мифических;
  • наголовники, которые не только скрывают лицо человека, но и закрывают всю голову и так далее.

Пожалуй, нет на нашей планете ни одной культуры, в которой маски не использовались бы в том или ином качестве, виде. Они были наиболее широко распространены в доисторический период существования человечества. Об этом свидетельствуют сохранившиеся с Каменного века до настоящего времени древние наскальные рисунки, изображающие охотников в масках животных, совершающих ритуал привлечения удачи.

Маски используются и до сих пор. Например, театральный, цирковой грим, то же можно считать своего рода маской, под которой актер скрывает свое лицо, перевоплощается в человека, роль которого исполняет на сцене. Большое распространение в западных странах сегодня получили различные карнавалы, карнавальные шествия, в которых обязательно есть участники в масках.

В отдельных племенах принято расписывать лица яркими красками, наносить на них татуировку, что тоже служит своего рода маской, способом придать своему лицу какую-то особенную эмоцию, отобразить определенное чувство.

Маски Древнего Рима

Древнеримские маски имеют много аспектов. Например, маски из фарфора, керамики использовались для украшения крыш домов в качестве оберегов, охранявших дома от злых духов. Скорее всего, этот обычай связан с захоронением усопших в домах-саркофагах, которые также украшались аналогичным образом.

Африканские маски

Африканские маски

Пожалуй, наиболее широко сегодня используются маски аборигенами Африки. Ритуальные африканские маски можно увидеть во время празднования сбора урожая, обряда инициирования юношей, при проведении военной подготовки.

В зависимости от степени развития общества для изготовления масок используют дерево, металл, кожу, солому, перья, кости. Возникшие в далекие времена, они мало изменились и считаются сегодня необычными, оригинальными произведениями искусства. В этом качестве они представлены в частных коллекциях богатых европейцев, в картинных галереях, музеях.

В африканских племенах получили распространение маски трех видов:

  • закрывающие только лицо;
  • представляющие собой некое подобие шлема, и защищающие не только лицо, но и голову;
  • имеющие вид короны.

Африканцы очень часто при изготовлении масок придавали им черты своих предков. Они верили, и верят до сих пор, что во время вхождения в транс, в тело человека, на котором надета эта маска, вселяется дух предка, для того чтобы дать дельный совет, поведать о чем то очень важном, значительном.

В давние времена, когда племена вели общее хозяйство, маски считались общей собственностью, были предметом гордости и самой большой ценностью всех членов племени. Считалось, что в ней обитает дух, покровительствующий всему семейству. Во время церемонии, человек, надевший маску, впадает в глубокий транс, вступает в контакт с прообразом, духом маски, общается с ним и в танце передает всю получаемую информацию своим соплеменникам. Для более однозначного, адекватного толкования передаваемых сведений, в некоторых случаях танец жреца, шамана, сопровождавшийся традиционной для африканских племен музыкой, песнями трактовал мудрец.

Тысячи лет ритуалы, культовые церемонии были неотъемлемой частью традиционной африканской культуры. Вторжение западной цивилизации привело к образованию на территории Африки новых государств, изменению границ, ареалов расселения коренных жителей. Сегодня религиозные культовые пляски, ритуалы встречаются только среди племен, наиболее закрытых от внешнего воздействия.

Маски индейцев

Маски индейцев

У коренных жителей Южной и Северной Америки также существовала традиция изготовления масок, которые использовались для совершения религиозных культов, церемоний, исцеления больных, для других целей. Процедура изготовления маски была сложной и достаточно продолжительной. Вождь племени внимательно следил за соблюдением правил и этапов создания каждой маски.

Известны своим искусством создания тотемов и масок и аборигены Северо-западного Побережья Америки. Они создавали маски трех видов:

  • простая маска одного лица вырезалась из цельного куска отличающегося высокой твердостью виргинского можжевельника;
  • механический маски стали изготавливать уже после того, как на территорию Америки вступили европейцы, они привезли с собой стержни, пружины, с помощью которых маска получает возможность совершать различные движения;
  • маска преобразования представляет собой сразу две или даже три маски, соединенные в единое целое, обычно это лицо человека (предка), тотемного животного или птицы.

Такие маски преобразования служили для того, чтобы исполнять желания духа маски – тотемного наследственного духа племени (клана). Надевший на себя маску танцор становился проводником информации, предаваемой духом членам племени, брал ответственность за точное исполнение его воли.

Ритуальные маски Японии

Это островное государство долгое время было закрыто от посещений путешественников, мореплавателей из других государств. Даже потерпевших кораблекрушение моряков, достигших суши, ждал не приют, а смерть. Поэтому японская культура, присущие ей обычаи существенно отличаются, от традиций других народов. Но, несмотря на такую закрытость, жители Японии тоже использовали маски для совершения религиозных и других ритуалов.

Если верить историкам, которые в своих суждениях опираются на данные археологических раскопок, то в японской культуре маски начали применять при совершении различных шаманских феерий, мистических ритуалов, магических обрядов, религиозных церемоний и шествий, похоронных процессий уже в 10000 году до нашей эры.

Первые, самые старые изделия изготавливались из глины и ткани. Затем появились резные деревянные маски с наклеенными на них волосами. Они представляют собой образы людей, героев, животных, птиц, демонов, чертей, мифических существ, призраков, божеств. И сегодня в провинциях и городах Японии проводятся различные карнавалы, шествия, привлекающие множество зрителей, как самих японцев, так и туристов из других стран. Во время этих празднеств на улицах городов разыгрываются театрализованные представления, спектакли с участием мимов, актеров в ритуальных масках.

Египетские маски

Египет известен как колыбель всей современной цивилизации, страна пирамид, в которых хранятся саркофаги и погребальные маски правителей древнего государства. Сложный ритуал погребения предполагал изготовление мумии, лицо которой покрывалось такой погребальной маской. Защищенные гробницами, саркофагами многие из них сохранились и по настоящий день.

Существовали и другие маски, не менее важные для соблюдения традиций и обрядов египтян. Свои лица прикрывали, например, маги, жрецы, жрицы. Эти изделия имели ритуальный, культовый смысл, изображали богов и богинь и предназначались для получения от прообразов магических сил, способностей.

Ознакомиться с погребальными и другими египетскими ритуальными масками, другими предметами, которые археологи достают из древних захоронений можно в различных европейских музеях. В Каире, в Музее египетских древностей, выставлена, например, всемирно известная погребальная маска царя Тутанхамона.

Маски в жизни современного человека

Современный человек стремиться познать жизнь предков, ознакомиться с культурой не только своего государства, но и весьма удаленных стран, континентов, проживавших там ранее и проживающих сегодня народностей. Искусствоведы, этнографы, коллекционеры, путешественники привозят домой из поездок всевозможные сувениры, в том числе и ритуальные маски. Их используют не только в качестве коллекционных экземпляров, но и для создания интерьера дома, квартиры, как дизайнерское украшение помещения, оформленного в этностиле.

Прежде чем, разместить в своем доме такой роскошный заморский сувенир нужно постараться наиболее полно узнать историю происхождения маски, для какого ритуала она предназначалась и использовалась, какой энергетикой напиталась, какую мистическую, таинственную силу хранит и передает окружающему миру.

Ритуальные маски были известны с древности у многих племен и народов Африки, Северной и Южной Америки, Азии и Океании.

Изготовлялись маски всегда из подручных средств — дерева, коры, травы, кожи, материи, кости и т.п., и изображали человеческие лица, головы животных и всевозможных фантастических или мифологических существ. Ритуальные маски связаны с культами духов предков, животных (тотемизмом, являющимся первоосновой всех ныне существующих религий) и природы. Надевший ритуальную маску словно преображался в то существо, которое она изображала. Природа маски глубоко символична.

Ритуальные маски народов мира

Африканская маска ©Flickr

Недаром же прообразы некогда ритуальной маски стали неизменным атрибутом театра (сюда можно отнести не только театральные маски, но и, собственно, грим, который тоже является разновидностью маски).

Ритуальные маски народов мира

Ритуальная маска племени догонов, Африка. Такую маску имеют право носить только мужчины / ©Flickr

Разумеется, ритуальная маска — это, прежде всего, атрибут ритуалов. Но в чем заключается сущность ритуала в традиционных культурах древних и современных народов мира? Ритуалы призваны разделять область профанной (мирской, повседневной) жизни и жизни в мире сакральном. Переход из одного мира в другой невозможен без всевозможных культовых и магических предметов, в роли которых испокон веков выступали еда, питье, в некоторых случаях производимые с ритуальной целью увечья и т. д. Одним из важнейших инструментов такого перехода была и маска. Поэтому основная ее функция — это все же перевоплощение в некое существо из сакрального мира (животное, предка, духа, бога).

По предназначению немецкий этнограф Рихард Андре и русский антрополог и этнограф Дмитрий Анучин делили маски на: 1) культовые, 2) военные (нередко, например, у народов Меланезии, Африки, Америки маски были принадлежностью так называемых тайных союзов и использовались при посвящении юношей, военных набегах, отправлении правосудия и т.д.), 3) погребальные, 4) свадебные, 5) театральные и танцевальные.

Ритуальные маски народов мира

Китайская маска / ©Flickr

Другая классификация учитывает характер изображения: простые изображения человеческого лица, 2) искаженные, устрашающие изображения, карикатуры, 3) изображения животных, 4) наголовники и т. д.

Ритуальные маски народов мира

Индейская маска / ©Flickr

Ритуальные маски народов мира

Ритуальный грим, Папуа-Новая Гвинея / ©Flickr

Таким образом, маска — это символ перехода в иную реальность. Феномен маски многогранен, но первооснова ее сущности — символ пребывания в области смерти.

Маски создавали и носили практически все древние культуры на этой планете. В доказательство древности этого предмета и использования различных масок с доисторического периода и до наших дней ,сохранились изображения в наскальной живописи .В пещере Ласко (Франция) сохранились наскальные рисунки периода Каменного века, на которых изображены охотники в ритуальных масках животных. Во всём мире существует множество масок, разных стилей и направленности для их применения. Но в основном маски используются для проведения ритуальных церемоний. Приверженцы религий верили , что маски обладают живой энергетикой и великой силой. В некоторых случаях маски использовали и для погребения усопших, чтобы помочь духу найти путь к астральному телу. Другие маски предназначались для воспрепятствования злому духу завладеть телом усопшего.

Ритуальные маски

Ритуальные маски

В современном западном обществе маски обычно используются для игры в театре или на праздничных карнавалах. Цели использования масок различны, но интересен тот факт, что с доисторических времён люди так и не потеряли к ним интерес.Разные культуры использовали маски различными способами. Иногда как фактический, материальный предмет ,иногда в форме расписывания яркими красками или татуирования лица. Маской легко можно изобразить какую-то особенность, которой человек не обладает, но желает обладать или ярко выразить любую эмоцию или намерение.

В японской культуре археологические данные подтверждают ,что маски использовались еще в 10000 г. до н.э. В японской культуре маски представляют людей, героев, чертей, призраков, животных и божеств. Ранние маски были созданы из глины или ткани. Маски использовались для магических ритуалов, религии, шаманских церемоний, а также похорон и как талисман Гигаку ,старейшие маски, которые использовались в древних ритуальных танцах и представлениях в Корее , внедрились Японии в 7 веке. Представление состояло из выступлений мимов и шествий, положенных на музыку, чтобы разыграть спектакль. Резные маски с драматическим выражением охватывали всю голову и были сделаны из дерева ,с волосами ,наклеенными на них и представлял львов, птиц, демонов или сверхчеловеческих существами

Ритуальные маски


У древних египтян существовали особенные погребальные маски. Самым известной из них является, пожалуй , маска царя Тутанхамона, мальчика-короля, которая сейчас выставлена в Музее египетских древностей в Каире. Эти маски были использованы в сложных ритуалах погребения и покрывали лица мумий. Тем не менее, погребальные маски были не единственными масками, имеющими большое значение для древних египтян.Но погребальные маски были не единственными масками, имеющими большое значение для древних египтян. Их также надевали жрецы и жрицы, а также маги. Эти маски ,как правило, изображали богов и богинь, так как считалось, что владельцы могли бы использовать магическую силу избранного ими божеств. Многие древние погребальные маски древних египтян хорошо сохранились до наших дней. Вполне возможно, что погребальные маски были защищены внутри пирамид и гробниц не столь подвержены разрушающим воздействием веков.

Читайте также: