Доклад на тему поведение нормальное

Обновлено: 25.06.2024

Работа состоит из 1 файл

ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.docx

ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Под поведением понимают определенным образом организованную деятельность, осуществляющую связь организма с окружающей средой.

Таким образом, поведение человека как индивида - это приспособление к имеющимся условиям существования, он может выбирать из окружающей среды то, что полезно для него. Истинно же человеческое поведение, то есть как субъекта и личности, в принципе изменяет соотношение с природой, создавая возможность преобразования действительности и самого субъекта.

Поведение человека как индивида

Рефлекс – это реакция организма на раздражение из внешней или внутренней среды. Безусловные рефлексы – врожденные реакции организма, они сформировались в процессе эволюции, передаются по наследству и возникают при действии соответствующих адекватных стимулов. Фонд врожденных рефлексов каждого вида животных сформирован эволюцией так, чтобы живому существу, появившемуся на свет и не имеющему предшествующего опыта, легче было приспособиться к условиям среды и выжить. Безусловные рефлексы связаны с жизненно важными биологическими потребностями и осуществляются в пределах стабильного рефлекторного пути. Они обеспечивают организму поддержание жизнедеятельности в относительно постоянных условиях существования. К ним относятся пищевые, оборонительные, половые рефлексы, рефлексы терморегуляционные, дыхательные, сердечные, сосудистые и другие.

Условные рефлексы для своего образования требуют специальных условий, они могут образовываться на любые раздражители с любого рецептивного поля. Эти рефлексы изменчивы. В процессе жизни одни условные рефлексы, утрачивая свое значение, угасают, другие вырабатываются. В отличие от безусловных рефлексов, которые могут осуществляться на уровне спинного мозга и мозгового ствола, условные рефлексы являются преимущественно функцией коры больших полушарий, реализуемой с участием подкорковых структур.

Инстинкт – форма психической деятельности, тип поведения. В широком смысле инстинкт противопоставляют сознанию. В более специфическом смысле инстинкт – закрепленное в биологической наследственности, свойственное данному виду поведение.

Можно выделить несколько основных инстинктов, присущих в равной степени и животным и человеку:

  1. инстинкты, способствующие самосохранению отдельного индивида; они являются продолжением первичных эмоций: инстинкт бегства (страх); отталкивания (отвращение); любопытства (удивление); драчливости (гнев); самоунижения или самоуверенности (отрицательное или положительное самочувствие).
  2. социальные инстинкты, направленные на сохранение рода (вида) - родительский, половой, ревности, возникающий при любой угрозе помешать деятельности сексуального импульса, стадный инстинкт.

Человек, как и все животные, имеет множество врожденных программ поведения, и в нужный момент они срабатывают. Эти программы создавались в далекие времена и в совсем иной среде, мало похожей на ту, в которой мы теперь живем. Поэтому реализуемое ими поведение не всегда адекватно обстановке, рационально и даже желательно. В силу изначальной запрограммированности, люди не абсолютно свободны в своем поведении, один сценарий его они осуществляют легко, другой – с трудностями, а некоторые сценарии могут быть вообще невыполнимы. Для большинства ситуаций мы имеем достаточный набор альтернативных программ, на основе которых можно построить несколько вариантов поведения (все мы изначально знаем, как воровать, и знаем, что это плохо, будем ли мы ворами или честными, зависит от нас, а не от нашей природы). Наш мозг так устроен, что его отвечающая за сознание часть не только не может ознакомиться с содержанием врожденных программ, но даже не знает об их существовании. Поэтому, когда программа начинает реализовываться, сознание ее обслуживает, не замечая этого. Оно ищет и находит какие-то свои объяснения поведения и его мотивов, совсем не обязательно верные.

Поведение человека как субъекта и личности

Поведение человека по своему содержанию отличается от поведения животного тем, что оно программируется мотивами и потребностями, выходящими за пределы биологических и носящими характер так называемых духовных потребностей. Оно, в отличие от поведения животного, может подчиняться не непосредственному впечатлению, а анализу закономерностей, которые могут скрываться за непосредственной ситуацией. Поэтому поведение человека, который поступает не реактивно, соответственно впечатлению или потребности, а соответственно познанной необходимости, может оцениваться как поведение свободное.

Таким образом, поведение человека как субъекта и личности по структуре – сложное иерархическое, по функции – произвольное или свободное, основанное на перешифровке непосредственных впечатлений.

Поведение человека определяется той информацией, которую он получает от других людей. Усваивая общечеловеческий опыт, человек получает возможность использовать знания и средства уже в готовом виде. Этот факт имеет огромное значение.

Под сознательным поведением мы имеем в виду такое поведение, которое подчиняется известному анализу ситуации и ориентируется на предвидение будущего, соотнося каждый факт поведения с другими возможными актами, приводя настоящее в связь с будущим.

Основным механизмом волевого поведения является изменение или создание дополнительного смысла действия, когда действие выполняется уже не только ради мотива, по которому оно было принято к осуществлению, но и ради личностных ценностей человека или других мотивов, привлеченных к заданному действию. Чем более нравственно воспитан человек, тем легче осуществляется им волевое действие.

Девиантное поведение

Человеческое поведение вообще можно определить как тот или иной образ жизни, действий и поступков людей. Иногда может казаться, что действия отдельного человека - сугубо его личное дело. Но, живя в обществе, любой индивид практически постоянно находится (физически или мысленно) в окружении других людей. Поэтому его индивидуальное поведение очень часто взаимосвязано с окружающими и носит социальный характер.

Под девиантным поведением понимают всякие негативные и неодобряемые отклонения от социальных норм.

К формам девиантного поведения относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, гомосексуализм, азартные игры, психическое расстройство, самоубийство.

Причины девиантного поведения разнообразны:

а) несовершенство человеческой природы и различные пороки людей (эгоизм, чрезмерная тяга к удовлетворению своих желаний, стремление выделиться, зависть);

б) их биологические и психологические особенности (особые свойства отдельных организмов, генетическая предрасположенность некоторых индивидов к девиантности, умственные дефекты, психопатия);

в) социальные условия жизни (воспитание, образование, человеческое окружение, возможности работать, хорошо зарабатывать, культурно отдыхать).

Биологические, психологические и социальные детерминанты поведения взаимосвязаны, иначе, как объяснить тот факт, что разные люди в одних и тех же ситуациях ведут себя по-разному.

Совместная жизнь людей в обществе требует от них проявления тактичности и взаимного уважения, соблюдения определенных правил, моральных и правовых норм. При этом, к сожалению, не все согласны да и не все могут считаться с подобными требованиями и склоняются к девиантному поведению. Эти и другие причины ведут к социальным конфликтам.

Таким образом, существование в обществе девиантного поведения у части людей неизбежно, поэтому задача “полного искоренения” преступности, пьянства, наркомании и других социальных патологий очевидно неосуществима (по крайней мере, на сегодня). Вместе с тем меры социального воздействия на поведенческие отклонения необходимы. К примеру, такие девиации, как алкоголизм, наркомания, психические расстройства, агрессивное поведение в семье, бродяжничество, попытки самоубийства (суицид) требуют, прежде всего, организации различной социальной помощи: наркологической, психологической, открытие кризисных центров (оказывающих помощь жертвам домашнего насилия) и домов для бездомных, организация бесплатных обедов, трудоустройства, “телефонов доверия” и прочее.

Мы ежедневно находимся среди людей, совершаем какие-то действия в соответствии с той или иной ситуацией. Нам приходится общаться друг с другом, пользуясь общепринятыми нормами. В совокупности все это является нашим поведением. Попробуем разобраться глубже, что такое поведение?

характеристика поведения

Поведение, как моральная категория

Поведение – это комплекс человеческих поступков, которые индивид совершает на протяжении длительного периода времени в заданных условиях. Это все поступки, а не отдельно взятые. Независимо от того, выполнены действия сознательно или непреднамеренно, они подвергаются моральной оценке. Стоит отметить, что поведение может отражать как действия одного человека, так и целого коллектива. При этом влияние оказывает как личные особенности характера, так и специфика межличностных отношений. Своим поведением человек отображает свое отношение к обществу, к конкретным людям, к окружающим его предметам.

что такое поведение

Понятие линии поведения

Понятие поведения включает в себя определение линии поведения, что подразумевает наличие определенной системности и последовательности в повторяющихся поступках индивида или особенностях действий группы лиц на протяжении длительного периода времени. Поведение – это, пожалуй, единственный показатель, который объективно характеризует моральные качества и движущие мотивы личности.

Понятие правил поведения, этикет

Этикет – это совокупность норм и правил, которые регулируют взаимоотношения человека с окружающими. Это неотъемлемая часть общественной культуры (культуры поведения). Он выражается в сложной системе взаимоотношений между людьми. Сюда входят такие понятия, как:

  • вежливое, учтивое и покровительственное обращение с представительницами прекрасного пола;
  • чувство почтения и проявление глубокого уважения к старшему поколению;
  • правильные формы повседневного общения с окружающими;
  • нормы и правила ведения диалога;
  • нахождение за обеденным столом;
  • обхождение с гостями;
  • выполнение требований, предъявляемых к одежде человека (дресс-код).

Все эти законы приличия воплощают в себе общие представления о достоинстве человека, простые требования удобства и непринужденности во взаимоотношениях людей. В целом правила поведения совпадают с общими требованиями вежливости. Однако есть и строго установленные этические нормы, имеющие неизменный характер.

  • Уважительное обращение учащихся и студентов к преподавателям.
    • Соблюдение субординации в отношении подчиненных к своему руководству.
    • Нормы поведения в публичных местах, во время семинаров и конференций.

    виды поведения

    Психология как наука о поведении

    Психология – наука, изучающая особенности поведения и побуждений человека. Данная область знаний изучает, как протекают мыслительные и поведенческие процессы, специфические свойства личности, механизмы, существующие в сознании человека и поясняющие глубинные субъективные причины тех или иных его поступков. Также она рассматривает отличительные черты характера человека, учитывая те существенные факторы, которых обусловливают их (стереотипами, привычками, склонностями, чувствами, потребностями), которые могут быть отчасти врожденными, а отчасти приобретенными, воспитанными в соответствующих социальных условиях. Таким образом, наука психология помогает нам понять, что такое поведение , так как она раскрывает его психическую природу и нравственные условия его формирования.

    Поведение, как отражение поступков человека

    В зависимости от характера действий человека, можно определить различные виды поведения .

    • Человек своими поступками может пытаться привлечь к себе внимание окружающих. Такое поведение называется демонстративным.
    • Если человек берет на себя какие-либо обязательства и добросовестно исполняет их, то его поведение называют ответственным.
    • Поведение, которое определяет действия человека, направленные на благо других, и за которые он не требует какого-либо вознаграждения, называется помогающим.
    • Существует также внутреннее поведение, которое характеризуется тем, что человек сам для себя решает, во что ему верить, что ценить.

    Есть и другие, более сложные виды поведения .

    • Девиантное поведение. Оно представляет собой негативное отступление от норм и образцов поведения. Как правило, оно влечет за собой применение к нарушителю различных видов наказания.
    • Если человек демонстрирует полное равнодушие к окружающему, нежелание самостоятельно принимать решения, бездумно следует в своих поступках за окружающими, то его поведение считается конформным.

    правила поведения

    Характеристика поведения

    Поведение индивидуума может характеризоваться различными категориями.

    • Врожденное поведение – как правило, это инстинкты.
    • Приобретенное поведение – это поступки, совершаемые человеком в соответствии с его воспитанием.
    • Преднамеренное поведение – действия, осуществляемые человеком сознательно.
    • Непреднамеренное поведение – это действия, совершаемые спонтанно.
    • Также поведение бывает осознанным и неосознанным.

    Нормы поведения

    Нормам поведения человека в обществе уделяется пристальное внимание. Норма - это примитивная форма требования относительно нравственности. С одной стороны, это форма отношений, а с другой - специфическая форма сознания и мышления индивида. Норма поведения – это постоянно воспроизводимые однотипные поступки множества людей, обязательные для каждого человека в отдельности. Общество нуждается в том, чтобы в заданных ситуациях люди поступали по определенному сценарию, который призван удержать социальное равновесие. Обязующая сила норм поведения для каждого отдельного человека базируется на примерах со стороны общества, наставников и ближайшего окружения. Кроме того, немаловажную роль играет привычка, а также коллективное или индивидуальное принуждение. При этом нормы поведения должны исходить общих, абстрактных представлений о морали и нравственности (определение добра, зла и так далее). Одна из задач правильного воспитания человека в обществе заключается в том, чтобы простейшие нормы поведения стали внутренней потребностью человека, приобрели форму привычки и выполнялись без внешнего и внутреннего принуждения.

    понятие поведения

    Воспитание подрастающего поколения

    Одним из ответственнейших моментов в воспитании подрастающего поколения являются беседы о поведении в школе . Целью таких бесед должно быть расширение знаний школьников о культуре поведения, объяснение им нравственного смысла этого понятия, а также воспитание у них навыков правильного поведения в обществе. Прежде всего, учитель должен объяснить учащимся, что такое поведение , что оно неразрывно связано с окружающими их людьми, что от того, как подросток будет себя вести, зависит, насколько этим людям будет легко и приятно жить рядом с ним. Педагоги должны также воспитывать у детей положительные черты характера на примерах книг разных писателей и поэтов. Также школьникам нужно объяснить следующие правила:

    • как вести себя в школе;
    • как себя вести на улице;
    • как себя вести в компании;
    • как вести себя в городском транспорте;
    • как нужно вести себя в гостях.

    Отдельное внимание, особенно в старших классах, важно уделять такому вопросу, как поведение девушки в обществе одноклассников, а также в обществе парней вне школы.

    Общественное мнение как реакция на поведение человека

    Общественное мнение – это механизм, посредством которого социум регулирует поведение каждого конкретного индивида. Под эту категорию попадает любая форма социальной дисциплины, включая традиции и обычаи, ведь для общества - это что-то вроде законодательных норм поведения, которым следует подавляющее большинство людей. Более того, подобные традиции формируют общественное мнение, которое выступает мощным механизмом регулирования поведения и человеческих взаимоотношений в разных сферах жизни. С этической точки зрения, определяющим моментом в регулировании поведения индивида является не его личное усмотрение, а общественное мнение, которое опирается на определенные общепризнанные моральные принципы и критерии. Надо признать, что отдельный человек имеет право самостоятельно решать, как себя вести в той или иной ситуации, несмотря на то, что на формирование самосознания колоссальное влияние оказывают нормы, принятые в обществе, а также коллективное мнение. Под воздействием одобрения или порицания характер личности может кардинально меняться.

    поведение девушки

    Оценка поведения человека

    Рассматривая вопрос, что такое поведение , нельзя забывать о таком понятии, как оценка поведения отдельного человека. Эта оценка заключается в одобрении или осуждении обществом конкретного поступка, а также поведения индивида в целом. Свое положительное или отрицательное отношение к оцениваемому субъекту люди могут выражать в виде похвалы или порицания, согласия или критики, проявлений симпатий или неприязни, то есть посредством различных внешних действий и эмоций. В отличие от требований, выраженных в виде норм, которые в виде общих правил предписывают, как должен поступать человек в той или иной ситуации, оценка сопоставляет эти требования с теми конкретными явлениями и событиями, которые уже имеют место в действительности, устанавливая их соответствие или несоответствие существующим нормам поведения.

    беседы о поведении в школе

    Золотое правило поведения

    Нормы поведения человека в обществе — общие понятия

    Социальными нормами являются паттерны поведения, принятые за правила, образцы и стандарты деятельности. Подобные паттерны созданы для обеспечения упорядоченности, устойчивости и стабильности социальных контактов — как отдельных личностей, так и групп друг с другом и с окружающей действительностью.

    Нормы поведения — это требования, которые предъявляет общество человеку, предписывая определенную линию действий, наиболее приемлемую в тот или иной момент. Совокупность норм поведения представляет собой единую систему, которая может отличаться от общества к обществу, а также меняться со временем и развитием общества.

    Наглядно это демонстрируют различия в общепринятом поведении в современном обществе и в обществе несколькими веками ранее. Нормы поведения, которые считаются нормальными в одном обществе, могут быть вызвать осуждение в другом. Ими же будут руководствоваться и родители при воспитании детей.

    Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

    Социальное поведение и его нормы связаны с тем, какими ролевыми функциями наделяет человека общество, а также конкретная социальная группа и его статус в ней. От этого зависит, какие действия ожидаются от человека, а также формирование его стереотипов.

    Норма поведения может считаться таковой, только если соблюдены следующие критерии:

    • норма одобрена большинством;
    • объективна и не зависит от воли человека;
    • различается по степени обязательности соблюдения;
    • ориентирована на регулирование взаимоотношений между человеком и обществом;
    • направлена на контроль поведения, не соответствующего общепринятому.

    Какие бывают виды, совокупность правил

    Правила проведения можно разделить на две основные группы. В категорию групповых привычек будут входить нормы небольших групп, которые действуют исключительно там. Например, в семьях, командах, учебных заведениях.

    Общие правила распространяются на большие группы — общества или социальные группы. Туда входят манеры поведения, обычаи, традиции и этикет. Общие правила будут разными для разных обществ, народов и социальных групп. Например, у народов будут разные традиции, а людей разных возрастных категорий — разные манеры поведения.

    Существует несколько классификаций социальных норм поведения.

    По способу регулирования нормы подразделяются на официальные и неофициальные. Формальные закреплены юридически, в отличие от неофициальных.

    По степени обязательности выполнения нормы разделяются на запрещающие, побудительные, рекомендательные и повелительные. Исполнение запрещающих норм заключается в отсутствии какой-либо запрещенной деятельности. Побудительные нормы побуждают к совершению каких-либо действий. Рекомендательные — к исполнению желательны, но не обязательны. Повелительные нормы обязательны к исполнению.

    По масштабу нормы поведения могут быть межличностными, внутригрупповыми, национальными и общечеловеческими. Межличностные регулируют отношения двух людей, а внутригрупповые затрагивают социальную группу. Национальные рассчитаны на народ или нацию, а общечеловеческие регулируют поведения человека в общем.

    По сфере действия различают следующие нормы поведения:

    • обычаи и традиции — образцы массового поведения;
    • моральные нормы формируют представления человека о хорошем и плохом;
    • правовые нормы являются юридически закрепленными обязательными правилами, исполнение которых контролируется государством. Отличие правовых норм от общественных заключается в том, что правовые нормы основаны не только на правилах поведения, но и на исходных нормах;
    • религиозные нормы описаны в священных книгах и имеют некоторое внешнее сходство с нормами права, так как документально зафиксированы;
    • социальные нормы, которые ограничивают поведение человека в обществе и обеспечивают его благополучие в нем.

    Базовые правила этикета

    При знакомстве принято представлять:

    • мужчину — женщине;
    • тех, кто младше по возрасту и положению — тем, кто старше;
    • тех, кто пришел позднее — тем, кто уже присутствует.

    В таких случаях руку для рукопожатия первый подает человек, которому представили незнакомца. Исключение составляют ситуации между руководителем и подчиненным. Независимо от пола и возраста руководителя, он протягивает руку первым. Во всех случаях при протягивании руки для рукопожатия необходимо встать, а мужчинам — снять перчатку.

    Нет необходимости заставлять человека с занятыми руками совершать рукопожатие. Если очевидно, что это доставит трудности, лучше обойтись кивком или улыбкой. Также не стоит пожимать руку во время курения, рекомендуется выкинуть сигарету. Не стоит пожимать руки в туалетной комнате.

    Целовать руку даме уместно, только если она замужем, а люди находятся в помещении в неформальной обстановке. В противном случае, особенно на деловых встречах, подобное неуместно.

    На приветствие распространяются те же правила, что и на представление — мужчины первые приветствуют женщин, а младшие по положению или возрасту — старших. Но, входя в помещение, человек должен поздороваться первым, независимо от положения и возраста.

    При встрече супружеских пар женщины здороваются первыми, потом мужчины приветствуют их, и только после этого друг друга.

    Стоит поздороваться с человеком, если это сделал ваш партнер, даже если вы лично с человеком не знакомы.

    Придерживать дверь для идущего следом необходимо во всех случаях.

    Используемые модели поведения

    Человеку свойственно свершать ряд одних и тех же действий на регулярной основе. Например, выходить на пробежку по вечерам или начинать день со стакана воды.

    Моделью поведения будет также называться использование конкретных слов, жестов и интонаций для того, чтобы понравиться человеку или произвести нужное впечатление. Такие модели поведения будут называться повседневными.

    Кроме неофициальных, то есть повседневных моделей поведения, существуют и официальные, которые используют при формальном общении. В деловой сфере существует множество моделей поведения, так как в таких ситуациях люди вступают в общение в определенных статусах, а также преследуют определенные цели. Модели поведения также могут иметь агрессивный и оборонительный характер.

    Формы аномального поведения в обществе

    Аномальное поведение в обществе носит название девиантного. Это поведение личности, которое отклоняется от общепризнанных социальных норм. Девиантные действия несут за собой риск применения формальных и неформальных санкций, таких как наказание, лечение или изоляция.

    С точки зрения социологии, аномальное поведение определяется как социальное явление, представляющее угрозу физическому или социальному выживанию человека в общественной среде. Такое поведение также является нарушением процесса усвоения и воспроизведения ценностей и норм общества, к которому относится человек.

    Если говорить о подходе психологии, то девиантное поведение обозначается как отклонение от нравственных и социально-психологических норм, которое выражается как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, нарушения общественно принятых норм, или как ущерб, нанесенный общественному благополучию, окружающим и себе.

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    Культура поведения

    Отличительной особенностью человеческого поведения является наличие в нем двух сторон или частей: субъективной и объективной, внутренней и внешней. Внутренняя сторона поведения – это его мотивационная часть, то есть идеалы, цели, установки, намерения, ориентиры, предшествующие действию, а внешняя - непосредственно воспринимаемые окружающими сами действия и их результаты.

    Оценка личности на основании ее деятельности и поведения не исключает того факта, что бездеятельность – тоже своеобразная форма поведения, а речь человека хотя и может подчас служить сокрытию истинных его мыслей и чувств, но все же остается способом самовыражения и самопроявления людей. По тому, как и что, говорит человек о себе и других людях, часто можно судить о самом говорящем.

    Проявлением общей культуры человека в его действиях, отношениях, поступках, затрагивающих интересы других людей и выражающих степень его уважения к их человеческому достоинству, является культура поведения. Поведение, писал Гёте, это зеркало, в котором каждый показывает свой лик. Подлинная культура поведения в широком понимании базируется на научном мировоззрении, знаниях об окружающем мире, обществе и человеке, на нравственной и эстетической культуре, включает культуру чувств, речи и внешнего вида людей.

    Анализ культуры поведения мы хотели бы начать с профессиональной деятельности людей и их общения в этой сфере.

    Культура личности, разумеется, не сводится к профессиональной культуре, это явление комплексного порядка и охватывает все аспекты гармонического и всестороннего развития личности. Гармоническое развитие личности призвано преодолевать однобокость узкой специализации. Но нельзя также говорить о культуре человека и гармоничности его развития, если он не владеет ни одной специальностью и не имеет конкретной сферы приложения своих сил и способностей, не обладает конкретными профессиональными знаниями и навыками. Работа в той области деятельности, которая стала для человека основной, во многом оказывает определяющие влияние на качества человека, круг его интересов и круг его общения.

    По свидетельству социологов, психологов и педагогов известно, что отсчет по шкале добродетелей в оценке той или иной личности люди обычно начинают с ее квалификации, деловой грамотности, профессиональной культуры. Об этом же пишет выдающийся советский педагог А.С. Макаренко, имея в виду оценки юношеского коллектива: «То, что мы называем высокой квалификацией, уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие и полное отсутствие фразы, постоянная готовность к работе, - во что увлекает ребят в наибольшей степени.

    Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их, если торчат у вас под рукой, можете даже безразлично относиться к их симпатии, но если вы блещете работой, знанием, удачей, они все на вашей стороне, и они не выдадут. Все равно, в чем проявляются эти ваши способности, все равно, кто вы такой: столяр, агроном, кузнец, учитель, машинист.

    М.И. Калинин писал: «Оплодотворяющим фактором всякой положительной работы является культурность. Чем сложнее, квалифицированнее работа, тем большая требуется культурность. Культура нам нужна как воздух, во всем ее широком диапазоне, то есть от элементарной, необходимой буквально каждому человеку, до так называемой большой культуры…

    Чтобы двигаться вперед, нужна культура… Помимо всего культурность – это чистоплотность на производстве и в быту.

    Вежливость, такт, выдержка и внимательность составляют часть профессиональной культуры представителей тех профессий, которые имеют непосредственный выход на человека и связаны с лечением, обучением, воспитанием, обслуживанием людей. Особенно важны высокие нравственные качества и поведенческая культура для работников юридической сферы. Профессиональные кодексы этих специальностей наряду с сугубо профессиональными требованиями включают в себя нравственные нормы, а также элементарные нормы вежливости.

    Профессиональная культура – часть общей культуры человека, но одновременно форма и способ ее проявления. О профессиональной культуре человека судят по стилю, форме и результатам его деятельности, то есть в конечном итоге – по его профессиональному поведению.

    Профессиональная деятельность не исчерпывается предметно-функциональным содержанием, одновременно она есть общение людей в сфере труда и производства. Это общение регулируется различными нормативными кодексами, необходимо включает в себя моральное регулирование и регулирование с помощью универсальных норм вежливости.

    Человеческое общение – это обмен мыслями, чувствами, эмоциями и переживаниями в процессе совместной деятельности людей, это также обмен поступками действиями, поведениям. Общение – это отношение. Оно может быть как непосредственным, так и опосредованным, осуществляется не только в непосредственных контактах людей, но и через переписку, с помощью телефона и других средств коммуникации. «Общение, в каких бы формах оно ни выступало, всегда существует как упорядоченная коммуникативная связь. Упорядоченность достигается с помощью правил и норм, регулирующих характер общения в зависимости от его целей и средств. Общение, например, руководителей и подчиненных, продавцов и покупателей, индивидуальной и массовая коммуникация (митинг, собрание), официальное и неофициальное общение, открытое общение и общение в тайных организациях, процессуальное общение (судебное производство), торжественные акты и т.д. различаются не только по содержанию, но и по форме, стилю, символике, предусматриваемым соответствующими нормами. В сферах утилитарного общения удельный вес нормативности более высок, чем в личностном общении, хотя и здесь он не свободен от определенной регламентации. Вступая в личностные отношения, индивиды вынуждены считаться с принятыми в той или иной среде условностями, правилами этикета, обычаями и традициями.

    Характер и стиль общения определяется уровнем культуры людей, их интересами, образом жизни, материальными и духовными запросами. Общение избирательно, оно зависит от общего развития людей, круга их интересов, особенностей образа жизни, нравственных установок, личных качеств и черт характера, стиля поведения.

    Чтобы получать удовлетворение от своей основной, профессиональной деятельности, человеку необходимо, во-первых, чтобы эта деятельность соответствовала его индивидуальности, радовала своими результатами, давала сознание своей общественной полезности и значимости. Во-вторых, надо, чтобы в процессе этой деятельности он имел возможность общения с такими людьми, которые могли бы разделить его взгляды, мысли и чувства, удачи и неудачи, победы и поражения, то есть ему нужна также радость общения. Именно в таком общении он и может ощущать себя более разносторонней, целостной личностью, не ограниченной лишь сферой предметной деятельности, а раскрытой во всей полноте своих человеческих качеств. Именно в общении и обнаруживают себя моральные качества каждого члена коллектива, и именно эта сторона человеческой жизни нуждается в действии правил вежливости как одной из знакомых систем культуры поведения и общения в коллективе.

    Мораль и этикет

    Совокупность норм и правил, назначение которых регулировать внешние формы поведения, принято называть этикетом.

    Мораль – сложное социальное явление, как по своему структурному содержанию, так и функциональному назначению; этикет, если говорить о его структуре и функциях, сравнительно прост.

    Мораль и этикет – явления, порожденные общественной жизнью, исторически сложившиеся. В этической литературе начало становления морали относят к тем далеким временам периода распада родо-племенных отношений, когда отдельный человек на основе формирующегося самосознания и свободного волеизъявления начал противопоставлять себя первобытной общности, то есть когда возникает главное отношение морали индивид-общество. По мере развития и дифференциации (расчленения) общественных отношений мораль превращается в самостоятельную, специфическую форму регуляции общественных отношений, основанную на оценке поведения и поступков людей в понятиях добра и зла. Моральные нормы и предписания не имеют конкретного творца, их субъектом является народ, народные массы, человеческие общности. Возникают эти нормы в ответ на определенную социальную потребность как естественные средства защиты дано общности, как средства, обеспечивающие ее целостность.

    В этикете на уровне сословного статуса (положения) были частично сохранены древние традиционные формы общения и обращения людей друг к другу. Так, издавна почитание женщины, культ женщины-прародительницы – почти повсеместное явление: ей дарили цветы, украшали ее цветами, отождествляли с первоосновой всего родящего – землей. Обнажать перед женщиной голову, вставать при разговоре с нею, уступать ей место и оказывать ей всевозможные знаки внимания – эти правила этикета были следствием не только рыцарского преклонения перед прекрасной дамой, но и более древнего культа женщины.

    «Приличия – поведенческий язык светского общения – возникают в недрах единой народной культуры как зародыш иной, тоже единой и цельной, но уже не традиционной культуры – индивидуалистической и универсальной одновременно.

    Приличия, как и нормы морали, усваиваются индивидом с раннего детства во многом под влиянием воспитания. Само же воспитание есть процесс целенаправленный и обусловленный всем укладом жизни воспитуемого. В среде простонародья ребенок тоже воспитывался и приобщался к морали. Наряду с элементарными жизненными навыками он усваивал и моральные принципы человеческих отношений, и элементарные формы общения, и навыки трудовой деятельности, и навыки общения с природой, животными. Но в систему его воспитания не входили целенаправленное изучение и усвоение этикета, а главное, упражнения в правилах хорошего тона. Для ребенка же дворянского происхождения этикет становился с ранних лет предметом специального изучения и усвоения.

    С послушной куклою дитя

    К приличию, закону света,

    И важно повторяет ей

    Уроки маменьки своей.

    А.С. Пушкин. Евгений Онегин

    Для преподавания законов света, правил приличия, этикета имелся штат специальных людей, следящих, контролирующих, напоминающих.

    Этикет демократизируется, становится достоянием культуры общения, культуры поведения, а, следовательно, и личностной культуры человека. Вежливые формы поведения входят в быт и общение культурных людей как неотъемлемый компонент их жизни.

    Нормы вежливости сравнительно просты в своем содержании, они даже элементарны, как принято их называть, они общедоступны и легко выполнимы, но в отличие от норм этикета, имеющих только сословное значение, они более общезначимы, более широки по своей социальной роли и предназначению. Необходимость их действия не ограничивается какой-либо конкретной ситуацией, точным местом, временем, составом социальной группы, к которой принадлежит человек, его возрастом, полом, национальностью. Однако это не исключает различия форм проявления вежливости в зависимости от национальных традиций, обычаев. У одних народов, приветствуя друг друга, люди подают руку, у других же – трутся при встрече носами или обнюхиваются и т.д. Нормы вежливости действуют в любой сфере человеческого общения, независимы от вещественного богатства, которым обладают те или другие люди, они одинаково могут быть доступны людям, находящимся на разном уровне материального благосостояния или материальной нехватки. Правила, нормы вежливости возникли в человеческих отношениях задолго до появления дворянского этикета и по мере развития человеческой культуры превращаются как бы во внешнюю оболочку морали, форму поведенческого воплощения положительного морального отношения людей друг к другу. В соблюдении правил и норм вежливости, в самом их назначении предполагается проявление таких человеческих качеств, которые каждый человек хотел бы видеть и чувствовать в других людях – по крайней мере, по отношению к самому себе.

    У Аристотеля мы находим ответ на вопрос, во все времена интересующий людей, за что мы (люди) любим друг друга. «…Любить, значит желать кому-нибудь того, что считаешь по мере сил доставлять ему эти блага… Другом необходимо будет тот, кто вместе с нами радуется нашим радостям и горюет о наших горестях, не ради чего-нибудь другого, а ради нас самих… (любим) мы и тех, с кем приятно жить и проводить время, а таковы люди обходительные, несклонные обличать ошибки (других), не любящие спорить и ссорится….

    Тот же перечень качеств, свойств и характеристик, любимых нами людей мы найдем и сегодня через двадцать с лишним веков, если проведем опрос или внимательную просмотрим литературу, содержащую воспоминания об ушедших от нас людях, или характеристики наших современников. Наряду с такими качествами, как гражданственность, идейность, патриотизм и другие, высокую оценку наших современников получают и те, о которых писали современники Аристотеля.

    Этикет систематизировал, оформил сложившиеся в практике человеческого общения и поведения правила (и предполагаемые ими человеческие качества), силами обстоятельств и условий возвел их в ранг нормативного, внешне обязательного поведенческого императива (повеления), ограниченного классово-сословным содержанием. Напомним еще раз, что правила этикета, действовали лишь в узком кругу светского дворянства как знакомые характеристики личности, принадлежавшей данному сословию. Но в иных формах многие из этих правил (например, умение властвовать собой) сохраняли свое значение и для людей других классов и сословий, достаточно высоко поднявшихся в своем нравственном и культурно развитии, в развитии человеческих свойств своей социальной натуры. Только там, где люди, силами социальных или природных обстоятельств были поставлены в нечеловеческие условии, правила вежливого обхождения теряли свою силу и исчезали из общения.

    Правила вежливости отражают потребность всех нормальных людей в налаживании общения независимо от возраста, профессии, национальности, пола. Все люди, скажем, здороваются при встрече, прощаются при расставании, благодарят за оказанную услугу, желают друг другу здоровья и т.п.

    Правила вежливости традиционны, ибо они отражают исторический опыт человеческого общения и в практике совместной деятельности передаются из поколения в поколение. Появившись на ранней ступени общественного развития, эти правила, приспосабливаются людьми к новым условиям и ситуациям, наполняются новым конкретным содержанием, но сохраняют на долгие времена свои формы, ибо в отношениях людей есть нечто сохраняющее свое значение с течением времени и со сменой социальных ситуаций, нечто абсолютное, неизменяемое или, по крайней мере мало изменяемое.

    Воздержанность и умеренность всегда воспринимались как основа вежливого поведения. Более элементарные правила – брать руками хлеб, мужчинам снимать головной убор в помещении, младшим приветствовать старших вставая (соответственно уступать им места, предназначенные для сидения) и др. – имеют еще более давние традиции.

    Еще одна особенность правил вежливости – в их утилитарности (сообразности прежде всего с практической пользой, выгодой). Утилитарны они не только в силу того, что полезны людям в общении для наиболее полного выражения чувств взаимного уважения, а следовательно, сохранения здоровья и нервов. Утилитарны они вследствие того, что в их предписаниях закодированы наиболее оптимальные, наилучшие даже для самых элементарных человеческих нужд формы поведения в определенных ситуациях: следуя правилам вежливости, человек, например, экономит энергию, не растрачивает ее понапрасну и во вред себе и другим – ясно, что уже в этом много пользы; вежливость требует чистоплотности – нет нужды говорить о полезности последней; вежливость взывает к взаимной предупредительности – ничто так организационно не упорядочивает пользование средствами общественной коммуникации и сферой обслуживания; воспитанность; предполагает культуру застолья – естественно, что пища лучше усваивается при соблюдении заранее предусмотренных правил и условий ее приема.

    Вежливость не исчерпывает всех аспектов человеческого общения и составляет лишь часть более сложного явления – культуры поведения. Вежливость без нравственного основания, не опирающаяся на нравственные принципы, может принять вид лицемерия, ханжества, позерства, манерности, жеманства. Только глубокая связь с подлинной нравственностью придает вежливости особый блеск и совершенство. Культура поведения – это синтез морали вежливости.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    доклад школьно методического обьядинение. коррекционная школа.

    Муниципальное бюджетное, общеобразовательное учреждение.

    Ногинская специальная (коррекционная) школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

    ШМО УЧИТЕЛЕЙ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

    Доклад на тему:

    Учитель: Гвоздков Виктор Борисович.( столярное дело)

    Проблема поведения учащихся всегда волновала учителей и родителей. Современные ученики стали более активны, самостоятельны и свободны в выражении своего мнения, в отстаивании своей точки зрения, они активно добиваются своей цели. Несмотря на положительные моменты этих качеств, обстоятельства, связанные с отклонениями в поведении, могут вызвать существенные трудности в учебном процессе, снизить его результативность и негативно повлиять на уровень образованности школьников. В этих условиях большую значимость приобретает изучение и переосмысление проблемы школьного поведения, что может стать эффективным средством решения актуальных проблем современного образования.

    Весьма актуальной остается проблема девиантного поведения несовершеннолетних, и поэтому каждому педагогу очень важно иметь представление о том, что такое поведение, какое поведение можно считать соответствующим нормам, а какое девиантным.

    Научные представления об этих понятиях и о человеческом поведении в целом, возникли в начале ХХ века. Первоначально под поведением ученые понимали любые внешние проявления человека. К ним относились двигательные, вегетативные, речевые реакции. Эти реакции рассматривались как ответные, на какое-либо раздражение из внешней среды.

    Современное понимание поведения выходит далеко за рамки совокупности реакций на внешнюю среду. Практически все ученые сошлись на, том, что поведение это еще и внутренние проявления личности. К ним относится тип нервной системы, мотивация, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции. Таким образом, под поведением следует понимать процесс взаимодействия личности со средой, на основе ее индиви­дуальных особенностей.

    Поведение человека в широком смысле – это его образ жизни и действий, то, как он себя ведет по отношению к обществу, идеям, другим людям, внешнему и внутреннему миру, к себе. Это поведение, которое основывается на общественных нормах нравственности, эстетики и права.

    Нормальное поведение учащегося предполагает его адекватное, отвечающее потребностям и возможностям отношение к образовательному процессу и обществу. Если педагоги, родители и другие взрослые люди способны своевременно и адекватно реагировать на те или иные поступки ребенка, то его поведение почти всегда будет нормальным.

    Девиантное поведение - это поведение, противоречащее общепринятым нормам, нарушающее социальные нормы и противоречащее правилам человеческого общежития, деятельности, обычаям, традициям. Девиантное поведение учащихся в настоящее время встречается достаточно часто и практически наблюдается в каждой школе. Эта ситуация поставила явление девиантного поведения в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия учащихся с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Поэтому важно рассмотреть основные понятия и теории девиантного поведения, основные подходы, понять его сущность и факторы, которые, как катализаторы, влияют на его динамику.

    Существуют разные подходы к определению девиантного поведения, и они трактуются с точки зрения различных наук.

    Философия имеет дело с наиболее общими вопросами, касающимися человеческой жизни и мира – того мира, в котором человек живет и действует. Это приемлемо и для подросткового возраста. Особенности поведения могут быть связаны с такими вопросами как причины и цели существования мира, со смыслом жизни человека, с категорией свободы и возможностью для человека пользоваться этой свободой.

    Психология видит причины девиантного поведения в структуре личности человека, его внутреннем мире, уровне сознания, в особенностях психологических реакций на возможность удовлетворять основные потребности, а также в различных типах характера, восприятия и эмоциях. Один из главных интересов психологии - это стремление понять, что лежит в основе поступков человека. У каждого человека есть свой особый комплекс представлений, переживаний, склонностей поступать определенным образом, а психологам интересно знать по каким законам функционирует внутренний мир человека.

    Педагогика под девиантным поведением понимает нарушение традиционно сложившихся в обществе социально-нравственных, правовых норм и стандартов поведения. С точки зрения педагогики норма поведения – это сформированные в определенной культурной среде социально ожидаемые реакции и действия человека определенного возраста, пола и положения на ту или иную ситуацию.

    Поведение - это категория, присущая учащимся как личности. Личность - это конкретный человек, носитель определенной индивидуальности и обладатель определенного социального положения в семье, в школе, в обществе. В поступках учащегося, в его действиях и поведении проявляется внутренняя зрелость личности.

    Читайте также: