Развитие гибкости в художественной гимнастике доклад

Обновлено: 30.06.2024

Гибкость в художественной гимнастике — это способность выполнять движения с большой амплитудой.

Различают активную и пассивную гибкость. Активная

достигается за счет мышечных напряжений, пассивная проявляется за счет приложенных

Активное растягивание представляет собой принятие необходимого положения и

удержания его при помощи мышц. Как правило, такое положение удерживается не более

10-15 секунд. При этом происходит не только развитие гибкости, но и мышечной силы.

Пассивное растягивание — это принятие необходимого растянутого положения и

удержание его при помощи рук тренера или оборудования.

Статическое растягивание происходит тогда, когда вы, приняв необходимое положение,

Гибкость зависит от:

— строения суставов — не все суставы одинаково подвижны

— длины эластичности связок, сухожилий и мышц, окружающих сустав

— температуры тела — при более высокой температуре уровень гибкости повышается

— суточной периодичности — утром она снижена

— утомления — пассивная улучшается, активная ухудшается

Средства развития гибкости:

— упражнения на расслабление — дают прирост на 12-15%

— плавные движения по большой амплитуде

— повторные пружинящие движения

— махи с постепенным увеличением амплитуды

Методы развития гибкости:

— повторный — при регулярных занятиях гибкость постепенно увеличивается

— помощи партнера (тренера)

— применения отягощений и амортизаторов

— игровой и соревновательный

Упражнения на гибкость дают наибольший эффект, если их выполнять в процессе тренировки дважды: в подготовительной части урока после разогревания и в самом конце тренировки на фоне утомления. На первых порах упражнения на гибкость следует давать через день, чтобы мышцы успевали отдыхать, в дальнейшем ежедневно.

Рекомендации для проведения тренировок по растяжке:

— первоначально необходимо провести разминку для разогрева организма и улучшения

— длительность выполнения упражнений на растяжку колеблется от 10 секунд до 1

минуты, обычно около 20 секунд, а для детей и подростков — меньше.

— правильное дыхание помогает расслабить мышцу, увеличить приток крови и удалить

молочную кислоту. Дыхание должно быть спокойным, увеличивать растягивание нужно

— для выполнения некоторых упражнений вам может потребоваться помощь партнера.

Партнер не может чувствовать то, что чувствуете вы, и не может сразу отреагировать на

ваше чувство дискомфорта. Поэтому, пусть вашим партнером будет профессионал.

— не должно быть болевых ощущений. Научитесь отличать чувство натяжения мышц от

боли, которая может привести к травме.

— если для выполнения основного упражнения участвует не одна группа мышц, то нужно

предварительно растянуть их по отдельности. Мышцы, принимающие меньшее участие в

Существует несколько способов растяжки для шпагата:

1.Ставите ребёнка на коленки спиной к вам. Он обхватывает руками вас за ноги. Далее одну ногу малыш поднимает, вы берёте её руками (можно под колено, можно и за стопу взять) и тянете на себя. Следите обязательно за тем, чтобы "тазовые косточки" были на одной линии (не перекошенные). Делайте по 15-20 пружин каждой ноги (смотрите, конечно, по ребёнку — можно делать и по 5 пружинок и через 5 минут повторить). Не забывайте тянуть обе ножки, иначе ребёнок будет однобоко растянутым.

2.Если у вас есть шведская стенка — то одну ногу ребёнок закидывает на шведскую стенку (чем выше, тем лучше), а вы потихоньку прижимаете опорную ногу к шведской стенке (пружиня), ни в коем случае не резко. Это упражнение делаем на правую и на левую ногу, а так же поставить ребёнка боком к шведской стенке и поднять ногу в сторону (растяжка на поперечный шпагат). Это идёт подготовка к вертикальному шпагату, ребёнок учится переносить равновесие на одну ножку.

3.Ребёнок лежит на спине, две ноги вверху (ноги ровные, вытянутые, спинка — лежит ровно) — и начинаете потихоньку разводить ножки в стороны, делаете небольшие пружинные движения, стараясь приблизить ножки к полу. Идеально когда ножки достанут до пола.

4.Поставьте перед ребёнком детский стульчик или табуретку (что-то невысокое — см. 50-60 в высоту, можно использовать диван) и одну ногу кладём на стульчик, а вторая ножка разъезжается в шпагат. И потихонечку пружините попу к полу. Старайтесь, чтобы у ребёнка бёдра и плечи были на одной линии. Это упражнение подходит для растяжки на правый, левый и поперечный шпагат.

Правильно выполненный шпагат:

• правый или левый шпагат: ребёнок сидит на шпагате, плечи и бёдра на одной

линии, спинка ровная, колени и носки натянуты;

• поперечный шпагат: встаньте с боку и посмотрите, если ноги лежат на одной

линии, коленки и носочки натянуты, то ребёнок сидит правильно. Если линии нет (т.е.

уголок вместо линии) — то это не шпагат, а ноги врозь.

Упражнения для развития гибкости и подкачки мышц спины у ребёнка:

1. Стоя на коленях, делаем прогиб назад — руки ставим на пол. Повторяем упражнение 10 -

2. Лёжа на животе, берём руками стопы ног, согнутые в коленях и делаем "корзиночку"

или "качельку". Тянем вверх ноги и руки и "раскачиваемся" как качелька. Если у ребёнка

не получается раскачаться — помогите ему немного.

3. Ребёнок лежит на животике, ноги вместе. Вы немного придерживаете ему ноги в районе

стоп. Малыш пытается приподнять спинку, руки либо за головой согнутые в локтях, либо

вытянутые впереди, а при прогибе руки прижать к ушам. Это упражнение можно

повторять пока малыш не устанет (10-20 раз), оно не только на гибкость, но и на

укрепление мышц спины. Это упражнение можно делать и возле шведской стенки: лежа

на животе, спиной к стенке, закрепляете стопы под самую нижнюю планочку и делаете

упражнение прогиб назад, а в руки (вытянутые) можно взять мячик — это ещё больше

4. Ребёнок лежит на животике, ноги вместе и делает прогиб назад. Сперва за плечики, вы,

немного пружиня, наклоняете спинку к ногам, а затем берёте его руки (при этом

придерживаете ноги, чтобы они не разъезжались в стороны) и тяните их к ногам (очень

5. Ребенок, лёжа на животике, наклоняет назад спинку и сгибает ноги в коленях, ноги

касаются головы малыша.

6. Ребёнок в положении стоя возле шведской стенки, на расстоянии 50 — 60 см от неё. Руки

кладёт на шведскую стенку и делает прогиб спины.

7. Положения — вися на шведской стенке (лицом к стенке) отрываем от стенки ноги.

Упражнение повторить 10-15 раз. Чем больше отрываются ноги от шведской стенки, тем

больше включаются в работу мышцы спины, тем больше будет эффект.

8. Упражнение "лодочка" — ребёнок лежит на животике и поднимает одновременно руки и

ноги. Повторить это упражнение 10-15 раз. Это хорошее упражнение для подкачки

9. Ребёнок стоит к вам лицом, ноги на ширине плеч — вы берёте его под спинку, малыш

делает наклон назад — а вы делаете пружинки — опуская и немного приподнимая его

спинку. Делаете 5-10 пружинок и поднимаете спинку полностью в вертикальное

положение. Повторите это упражнение 3-4 раза, это своего рода разогревающее

упражнение для спины.

10. Очень полезное упражнение для гибкости в самом раннем возрасте — это кошечка,

Стоя на коленях, на четвереньках (руки на полу), делаете изгиб спины вниз (голова

тянется к попе) — "добрая кошечка", затем делаете изгиб спины вверх (голова тянется к

животику, образуется как бы бугорок) — "злая кошечка". В игровой форме это упражнение

— зарядка проходит на ура даже с самыми маленькими деками, которые ещё только умеют

Как правильно тянуть колени

1.Нужно: присесть на пол, пятки ставьте на что-либо выше 10см, и кто-то не сильно

начинает "давить" равномерно на обе ноги ниже коленной чашечки на 2см, продолжать

удерживать 2-3 минуты.

2.Выполнить наклоны вперед сидя на полу, стопы тянуть на себя, повторить 3-4 раза.

3.Колени можно тянуть и самому: одной рукой прижимать к полу (держать выше колена),

а другой рукой держа за пятку вверх на себя.

Упражнения для стоп

1. Самое простое упражнение — это сгруппироваться внизу, подвернуть пальцы вниз,

вывалить подъемы вперед. И тянуть их под собственным весом от 1 до 5 минут.

2. Встать на нижнюю планку шведской стенки обеими стопами так, чтобы пятки вниз

свисали. Руками взяться за перекладину на уровне лица. И подниматься на носочки до

конца и опускаться вниз до полного натяжения в области щиколотки. Сначала по 15 раз,

через две недели усилить нагрузку: сначала увеличить количество повторений, а после

перенести нагрузку на каждую ногу по отдельности.

сгибания пальцев ног двигаетесь вперед.

4. С помощью резинки (она в аптеке продается в виде рулона как лейкопластырь по Зм).

Садитесь на пол, обвиваете резину вокруг стопы, берите концы резины в руки. Должна

получиться "рогатка" готовая выстрелить, т.е. вместо сучка у вас руки, а вместо

оттягивающего пальца — нога. Делаете натяжение и вращаете стопу то в дну сторону, то в

другую. Раз по 10-15 для начала с небольшим натяжением, потом увеличиваете натяжение

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Методика развития гибкости в художественной гимнастике на начальном этапе обучения

Паращук Екатерина Валерьевна

Петропавловск-Камчатский, 2020 г.

Цели и задачи, особенности художественной гимнастики как вида спорта……………………………………………………………………. ……….3

Возрастные особенности юных спортсменок…………………….….……….5

Характеристика гибкости и её виды…………………………….…….………6

Развитие гибкости в художественной гимнастике на начальном этапе подготовки…………………………………………………………. …………….9

Комплекс упражнений для развития гибкости…………………..………….12

7. Список использованной литературы……………………………………. 16

Цели и задачи, особенности художественной гимнастики

как вида спорта

Художественная гимнастика как вид спорта значительно омолодился в настоящее время. Заниматься этим видом спорта приходят сейчас девочки 5-6 лет, а в 7-8 лет они уже выполняют соревновательную программу по 3-4 видам гимнастического многоборья. Непрерывный рост результатов предусматривает поиск новых форм, средств, методов работы с юными спортсменками.

Одним из важнейших факторов работы является развитие гибкости и координации движений у юных гимнасток. В течение 1-2 года обучения художницы осваивают первые навыки работы с разными предметами, отличающимися друг от друга многими характеристиками. Поэтому развитие гибкости и координации приобретает важное значение и является одной из значимых задач учебно-тренировочного процесса. Гибкость и координация движений – принципиально важные качества в художественной гимнастике, без развития гибкости и без совершенствования координации движений невозможно достичь каких-либо результатов в данном виде спорте.

Гибкость является основоположным качеством для художественной гимнастики. Координация движений является первоосновой, фундаментом любой физической деятельности, связанной не только с художественной гимнастикой, но и вообще для общей жизнедеятельности человека.

Необходимы универсальные, но в тоже время эффективные комплексы упражнений, которые тренер применяет в своей работе. Они должны обладать воздействием не только для улучшения гибкости и координации движений, но и для поддержания и развития всех основных физических качеств тренирующихся, а именно силы, быстроты, выносливости. Главная цель ранних занятий физической культурой и спортом – создать прочную основу для воспитания здорового, сильного и гармонично развитого молодого поколения.

Основные задачи начальной подготовки в художественной гимнастике:

Всестороннее гармоничное развитие внешних форм и функций организма спортсменок.

Развитие физических качеств гимнасток: силы, гибкости, координации, прыгучести, быстроты, равновесия и выносливости.

Формирование системы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для успешной деятельности в художественной гимнастике.

Воспитание морально-волевых и нравственно-эстетических качеств спортсменки.

Художественная гимнастика – это олимпийский, сложно координационный вид спорта. Отличительной особенностью, которого является связь гимнастки с музыкой, эмоциональная выразительность движений, их красота и грациозность, что в значительной мере способствует эстетическому воспитанию. Наиболее типичными и ярко выражающими специфику художественной гимнастики являются выступление гимнасток с различными по фактуре предметами (скакалкой, обручем, мячом, булавами, лентой), в сочетании с движениями без предмета элементами танца и хореографии.

Возрастные особенности юных спортсменок

Весь жизненный цикл (после рождения человека) делится на отдельные возрастные периоды, каждый из которых характеризуется своими индивидуальными особенностями организма - функциональными, биохимическими, морфологическими и психологическими.

Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период намного больше, чем его масса.

Возрастная периодизация основана на комплексе признаков: размеры тела и отдельных органов, их масса, окостенение скелета (костный возраст), 9 прорезывание зубов (зубной возраст), развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, развитие мышечной силы и пр.

Начиная с 8 лет, формируется сложнокоординационный механизм управления движениями, присущий взрослому человеку. Изменение двигательных нервных окончаний, прогрессирующее к 8 годам, совершенствование центрального механизма, программирующего движения, повышает способность к длительной динамической работе.

Параметры, характеризующие качество быстроты в период 6 – 10 лет возрастают и составляют прочную основу для ее дальнейшего развития. Сокращается время двигательной реакции, время одиночного движения.

В 8 лет увеличиваются аэробные возможности организма, отмечается прирост физической работоспособности и максимальное потребление кислорода. Величина максимального потребления кислорода в 8 лет может достигнуть 70–73 мл/кг/мин. Такие величины максимального потребления кислорода до настоящего времени наблюдались только у спортсменов высшей квалификации. Это подтверждает сведения из литературы о высокой выносливости младших школьников к физическим нагрузкам умеренной мощности (медленный бег).

В динамике 6-10 лет повышается уровень морфологического и функционального созревания сердечно-сосудистой и дыхательной систем. При проведении тренировочного процесса у детей 6-10 лет, необходимо учитывать:

позднее окостенение отдельных участков скелета;

нарушение пропорциональности в отношениях отдельных элементов сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

частое несоответствие реакций организма значимости, величине и силе раздражителя;

слабость тормозных и преобладание возбудительных процессов.

В период 7-9 лет ребенок осваивает примерно 90% общего объема двигательных навыков, приобретаемых в жизни. Насколько большой объем движений он освоит в этот период, тем легче он освоит элементы технического мастерства в избранной специализации.

Характеристика гибкости и её виды.

Художественная гимнастика – один из самых популярных и красивых видов спорта в нашей стране. Современная гимнастика предъявляет высокие требования к подготовке спортсменов, не только физической, но и психологической. Для овладения всеми требованиями гимнастики нужен очень высокий уровень такого физического качества, как гибкость. Художественная гимнастика сравнительно молодой вид спорта, относительно многих других видов спорта, поэтому гибкость нужно развивать с самого детства.

Гибкость - одно из наиболее ранних по развитию качеств. Начиная с 5-летнего возраста она быстро совершенствуется на всем протяжении младшего школьного возраста благодаря хорошей растяжимости мышечных волокон и связочного аппарата у детей. Во всех возрастных периодах гибкость лучше выражена в женском организме по сравнению с мужским.

Гибкость определяют, как способность человека выполнять движения с большой амплитудой или под ней понимают абсолютный диапазон движения в суставе или ряде суставов, который достигается в мгновенном усилии. Гибкость важна во многих спортивных дисциплинах, тем более в художественной гимнастике. Без такого качества как гибкость невозможно воспитывать пластичность и выразительность движений, а также совершенствовать их технику. Каждая композиция в художественной гимнастике включает в себя: прыжки, вращения, равновесия и с недавнего времени танцевальные дорожки, они предъявляют большое требование к пластике, грациозности и гибкости. А также способствуют укреплению мышц туловища, рук и ног. Так же они развивают не только подвижность в суставах, но и формируют правильную осанку, способствуют сохранению равновесия в сложных условиях, развивают координацию.

Различают активную и пассивную гибкость.

а) Под активной гибкостью подразумевают максимально возможную подвижность в суставе, которую спортсмен может проявить самостоятельно, без посторонней помощи, используя только силу своих мышц.

б) Пассивная гибкость определяется наивысшей амплитудой, которую можно достичь за счет внешних сил, создаваемых партнером, снарядом, отягощением.

В художественной гимнастике большое значение имеет активная гибкость, обеспечивающая необходимую свободу движений, а также позволяющая овладевать рациональной спортивной техникой.

Пассивные упражнения могут быть динамического (пружинные) или статического (удержание позы) характера. Наибольший эффект для развития пассивной гибкости приносит сочетание пружинных движений с последующей фиксацией позы.

Выделяют также общую и специальную гибкость.

а) общая характеризуется максимальной амплитудой движений в наиболее крупных суставах;

б) специальная характеризуется амплитудой движений, соответствующих технике конкретного двигательного действия.

По аналитическому признаку проявления гибкости можно выделить гибкость шейных позвонков, плечевых суставов, поясничной части позвоночника, тазобедренного, коленного и голеностопного суставов. Гибкость в различных суставах имеет неодинаковое значение. Наибольшая нагрузка чаще всего приходится на поясничную часть и тазобедренные суставы.

Гибкость человека зависит от эластических свойств мышц, связок, сухожилий, а также от формы суставных поверхностей.

Строение многих суставов тела позволяет производить движения с наибольшей амплитудой, однако из-за недостаточной эластичности мышечносвязочного аппарата подвижность в суставах не может быть полностью использована. Улучшить эластичность мышечно-связочного аппарата удается со значительными трудностями и крайне медленно. Для этого необходимо систематически и регулярно поддерживать достигнутые результаты, ежедневно выполнять упражнения не только во время тренировочных занятий, но и во время индивидуально в домашних условиях.

Гибкость имеет большое значение для улучшения техники движений. Причем необходима хорошо развитая способность расслаблять мышцы, особенно те, которые мешают выполнять движения с полной амплитудой. Поэтому, развивая эластические свойства мышечно-связочного аппарата, надо совершенствовать и умение выполнять упражнения без излишнего напряжения. Эластичность мышц, умение расслаблять их во время работы и правильно сочетать и чередовать напряжение с расслаблением не только благоприятно отражается на общей эффективности работы, но и имеет большое профилактическое значение – предупреждает возможные повреждения мышечносвязочного аппарата.

Без гибкости в художественной гимнастике невозможно воспитывать выразительность движения, пластичность и совершенствовать их технику, поскольку при недостаточной подвижности в суставах движения ограничены и скованы.

Гибкость необходима для выполнения волнообразных движений, акробатических упражнений, входящих в программу художественной гимнастики, для принятия позы в полете при исполнении прыжков.

По своей биомеханической сущности подавляющее большинство гимнастических упражнений требуют хорошей подвижности в суставах, а некоторые вообще полностью зависят от уровня развития этого качества.

4. Развитие гибкости в художественной гимнастике на начальном этапе подготовки.

У гимнасток младшего школьного возраста имеются все условия к развитию гибкости. Морфологические особенности опорно-двигательного аппарата – высокая эластичность связок и мышц, большая подвижность позвоночного столба – способствуют повышению эффективности специальных упражнений для развития этого качества.

Наиболее высокие естественные темпы развития гибкости наблюдаются в возрасте от 7 до 10 лет. У девочек 11-13 лет активная гибкость достигает максимальных величин.

На начальном этапе развития гибкости не стоит применять большое количество пассивных упражнений. Активная и пассивная гибкость в этом возрасте развиваются параллельно. Использование динамических упражнений приводит к росту активной гибкости на 19-20%, а пассивной на 10-11%. Использование пассивных упражнений обеспечивает увеличение активной гибкости на 13%, а пассивной на 20%. У гимнасток младшего школьного возраста наиболее эффективно комплексное развитие гибкости, когда динамические упражнения для развития активной и пассивной гибкости составляют по 40% времени, отводимого на занятие, а на выполнение статических упражнений – 20%.

Достигнутый уровень гибкости следует поддерживать повторным воспроизведением необходимой амплитуды движений. Поэтому на занятиях с гимнастками начального этапа подготовки упражнения на развитие гибкости надо включать систематически и в большом объеме. Эти упражнения целесообразно включать в домашние задания и рекомендовать их выполнение во время утренней гимнастики и т.д.

В отличие от других физических качеств, которые со временем могут улучшаться, превосходя первоначальные показатели в несколько раз (например, показатели абсолютной силы) гибкость начинает ухудшаться уже с первых лет жизни. Причина в постепенном окостенении хрящевых тканей, упрочении связочного аппарата и уменьшении эластичности связок.

Без интенсивной разминки нельзя начинать выполнения упражнений на растягивание. Комплексы на развитие гибкости можно применять как в начале тренировочного занятия, так и в середине. Перед этим необходимо обязательно разогреть мышцы, для того чтобы не допустить травмы.

Положительный эффект в развитии гибкости, дает метод домашних заданий. Дома, дети выполняют упражнения, направленные на развитие гибкости позвоночника, тазобедренных и голеностопных суставов, подколенных связок. Постоянное выполнение упражнений на гибкость позволяет быстро получить ожидаемый результат.

Для определения уровня гибкости используют такие тесты как:

Эти тесты довольно просты, но дают возможность определить уровень гибкости. Не стоит торопиться при разучивании новых упражнений на гибкость. Количество новых упражнений на уроке должно быть небольшим.

Использование музыкального сопровождения во время занятий эффективно влияет на учебно-тренировочный процесс. Оно позволяет снять психическое и эмоциональное напряжение. Так же способствует более быстрому закреплению изучаемых упражнений. Основными средствами развития гибкости в возрасте 7 – 9 лет являются упражнения на растягивание динамического и статического характера. Нагрузка в данных упражнениях должна плавно увеличивается в течение учебного года за счёт увеличения количества упражнений и числа повторений от занятия к занятию.

Выделяются сложные упражнения, изучение которых, требует индивидуального метода организации работы. Тренер на протяжении многих занятий объясняет, держит, исправляет ошибки в технике выполнения и страхует ребёнка. К таким упражнениям относятся наклоны назад из разных исходных положений, стойки, перевороты. Важно уделить внимание изучению правильного положения ног при развитии гибкости в тазобедренных суставах.

Комплекс упражнений для развития гибкости.

Наклон вперед, сидя ноги врозь.

Коснуться грудью пола и удержать это положение 2-3 секунды. Чтобы успешно выполнить это требование, рекомендуется освоить следующие упражнения:

а) сидя на полу, ноги вместе, наклон вперед с помощью тренера, который нажимает руками в область лопаток;

б) стоя в наклоне вперед, стремиться коснуться ладонями пола, затем лбом, грудью ног;

в) встать спиной к гимнастической стенке, наклониться вперед, ухватиться за вторую рейку и притягивать к себе, наклоняясь все глубже и глубже (ноги не сгибать);

г) стоя лицом к гимнастической стойке, поставить правую ногу на рейку на высоте пояса или груди, и, наклоняясь вперед, стремиться грудью коснуться ноги;

д) сидя ноги врозь пошире, наклон вперед с помощью.

Мост из положения лежа.

Упражнения для овладения мостом:

а) наклоны назад, касаясь стенки руками;

б) стоя на коленях, руки вверх, наклон назад, стремиться коснуться руками пола;

в) сидя спиной к стенке, взяться руками за рейку на высоте головы, согнуть ноги и поставить на ширине плеч, прогибаясь встать;

г) стоя спиной к стенке, наклониться назад и опираясь руками о стенку, выполнить мост;

д) лежа на спине, согнуть ноги и упереться руками за головой;

е) из положения стоя, мост с помощью тренера.

Выкруты в плечевых суставах со скакалкой.

Для развития гибкости в плечевых суставах рекомендуется регулярно выполнять следующие упражнения:

а) круговые движения руками в боковой и лицевой плоскостях поочередно, последовательно и одновременно;

б) тоже со скакалкой в руках (в качестве утяжелителя);

в) из положения стоя, руки вверх с резиновым бинтом, выкрут, опуская руки назад за спину и возвращаясь в исходное положение;

г) тоже, но со скакалкой, руки вверх шире плеч.

Обучение шпагату следует начинать с махов ногами вперед, назад, в сторону, стоя у гимнастической стенки и опираясь на нее одной рукой. Это исключает травматические повреждения и содействует хорошему выполнению прямого шпагата. А также упражнения:

а) стоя лицом к гимнастической стенке, развести ноги врозь пошире. Держась руками за стенку, стремиться опуститься как можно ниже;

б) стоя ноги врозь пошире, мяч между ногами. Разводя ноги, стремиться сесть на мяч;

в) из седа ноги врозь пошире, опираясь на руки вперед, встать на ноги и вернуться в исходное положение;

г) из положения сидя на полу ноги вместе, заводя ноги в сторону переползти на живот, собрать ноги вместе, и затем так же в исходное положение.

В домашние задания детям младшего возраста необходимо включать упражнения на развитие гибкости позвоночника, тазобедренных и голеностопных суставов и подколенных связок, а так - же упражнения для гибкости плечевых суставов:

Повторные пружинящие движения, повышающие интенсивность растягивания (наклоны вперед, в стороны, назад).

Движения, выполняемые по возможно большей амплитуде (наклоны вперед и назад до отказа).

Инерция движений какой-либо части тела (махи ногами вперед, в стороны, назад в положении стоя, лежа на боку, спине).

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - оценить эффективность применяемых средств (упражнения на растягивание) и методов (соотношение повторного и вариативного упражнения) для развития гибкости юных гимнасток.
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являлся учебно-тренировочный процесс с юными гимнастками.

Содержание работы

Глава 1. Состояние вопроса по данным литературы…………………. 4

Понятие гибкости в художественной гимнастике…………..4
Цели, задачи и особенности художественной гимнастики,
как вида спорта………………………………………………. 15

Глава 2. Задачи, методы и организация исследования……………………19

2.1. задачи исследования……………………………………………. 19

2.3. организация исследования………………………………………..19

2.3.2. педагогические наблюдения………………………………….20

2.3.3. тестирование двигательных качеств…………………………20

2.3.4. метод математической статистики…………………………. 22

Глава 3. Результаты исследования…………………………………………..24

Список использованной литературы………………………………………. 39

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

Министерство образования РФ

Сочинский Государственный Университет Туризма и Курортного Дела

Факультет Физической Культуры

Кафедра теории и методики физической культуры.

НА ТЕМУ
методика развития гибкости у юных гимнасток

Студентка 3 курса группы 06-ФК

Михайлова Ольга Николаевна

Мякотных Владимир Васильевич

Глава 1. Состояние вопроса по данным литературы…………………. 4

    1. Понятие гибкости в художественной гимнастике…………..4
    2. Цели, задачи и особенности художественной гимнастики,

    Глава 2. Задачи, методы и организация исследования……………………19

    2.2. методы исследования……………………………………………. .19

    2.3. организация исследования……………………………………….. 19

    2.3.2. педагогические наблюдения…………… …………………….20

    2.3.3. тестирование двигательных качеств…………………………20

    2.3.4. метод математической статистики…………………………. 22

    Глава 3. Результаты исследования………………………………………….. 24

    Список использованной литературы………………………………………. 39

    Актуальность. Данная тема выбрана не случайно, поскольку значимость способности, которой характеризуется гибкость, является принципиально важной в художественной гимнастике, а именно без развития гибкости невозможно не только достичь каких – либо результатов в спорте, но и вообще исключено для занимающихся оставаться в этой сфере спортивной деятельности или творчества.

    Следует отметить, что гибкость является основоположным качеством для вида спорта, о котором говорится в этой работе. Нужно помнить, что качество, определяющееся как гибкость, является специфическим и содержит в себе направления воздействующего определённого диапазона, поэтому даже если применять традиционную методику – добьёмся результатов.

    Универсальный комплекс упражнений, который применяет тренер в своей работе, должен обладать воздействием не только для улучшения гибкости, но и для поддержания и развития основных физических качеств тренирующихся, а именно силы, быстроты, выносливости и т.д.

    ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - оценить эффективность применяемых средств (упражнения на растягивание) и методов (соотношение повторного и вариативного упражнения) для развития гибкости юных гимнасток.

    ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являлся учебно-тренировочный процесс с юными гимнастками.

    ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - изучение и применение специальных средств (упражнения на растягивание) и методов (соотношение повторного и вариативного упражнения) для развития гибкости юных гимнасток.

    В основе рабочей гипотезы исследования лежит предположение о том, что на фоне развития гибкости повысится двигательная подготовленность юных гимнасток 5-6 лет на этапе начальной подготовки.

    ГЛАВА 1. Состояние вопроса по данным литературы.

    Состояние вопроса по данным литературы.

    Одним из важнейших физических качеств в художественной гимнастике является гибкость - способность выполнять упражнения с большой амплитудой движений. Без этого качества невозможно воспитывать выразительность движения, пластичность и совершенствовать их технику, поскольку при недостаточной подвижности в суставах движения ограничены и скованы (Т. С. Лисицкая, 1982 г.).

    Гибкость необходима для выполнения волнообразных движений, акробатических упражнений, входящих в программу художественной гимнастики, для принятия позы в полете при исполнении прыжков (Д. Мавромати, 1982).

    По своей биомеханической сущности подавляющее большинство гимнастических упражнений требуют хорошей подвижности в суставах, а некоторые вообще полностью зависят от уровня развития этого качества.

    При высоком уровне подвижности возникают предпосылки для экономичного движения в суставе, так как если оказывается большей исходная длина мышц, это позволяет проявить большую силу, сочленения становятся более податливыми, значит, для осуществления движения в суставе требуется меньшая сила (Ю.В. Менхин, 1989).

    Недостаточная подвижность в суставах - следствие плохой эластичности мышц и связок, окружающих эти суставы, а также плохого развития мышц-антагонистов (Д. Мавромати, 1972). Недостаточно высоко поднять ногу, а затем стремительно опустить ее вниз. Надо уметь держать ногу в высоко поднятом положении. Недостаточно сделать резкий наклон назад на одной ноге и, подняв другую в заднее равновесие, коснуться рукой пола, надо еще уметь после этого поднять туловище, не опуская ногу. Таким образом, в тесной связи с развитием гибкости необходимо развивать силу мышц-антагонистов.

    Гибкость проявляется в величине амплитуды (размаха) сгибаний-разгибаний и других движениях. Соответственно ее показатели измеряют по предельной амплитуде движений, оцениваемой в угловых градусах или линейных величинах (сантиметрах) (Л.П. Матвеев, 1991).

    Под амплитудой понимается степень развития качеств гимнастики, амплитуда движений и масштабность упражнений с предметами. Амплитуда зависит в первую очередь от физических качеств спортсменки и степени ее развития. Одним из ведущих качеств, когда речь идет об амплитуде, является гибкость.

    Благодаря ей облегчается выполнение всех видов гимнастических упражнений - наклонов, равновесий, прыжков, волн. Гибкость придает спортсменке пластичность, мягкость, изящество. Современная художественная гимнастика уделяет специальное внимание этому качеству, поэтому оно имеет решающее значение в упражнениях с предметами.

    Особое значение придается развитию гибкости позвоночного столба не только в поясничном отделе, но и в грудном, шейном отделах, что важно для освоения волн, взмахов, движений кольцом.

    Техника гимнастических упражнений требует большой амплитуды движений в тазобедренном суставе, выворотности, высокой подвижности голеностопного сустава. Не менее важное значение, в частности для освоения техники владения предметами, имеет подвижность в плечевых, локтевых, лучезапястных суставах во всех плоскостях.

    Различают активную и пассивную гибкость. Под активной, гибкостью подразумевают максимально возможную подвижность в суставе, которую спортсмен может проявить самостоятельно, без посторонней помощи, используя только силу своих мышц. Пассивная гибкость определяется наивысшей амплитудой, которую можно достичь за счет внешних сил, создаваемых партнером, снарядом, отягощением.

    Величина активной гибкости всегда меньше пассивной. Так, при отведении ноги амплитуда движения в тазобедренном суставе меньше, чем при том же движении, выполненном с помощью или махом (Л.П. Орлов, 1973).

    Под влиянием утомления активная гибкость уменьшается (за счет снижения способности мышц к полному расслаблению после предшествующего сокращения), а пассивная увеличивается (за счет меньшего тонуса мышц, противодействующих растяжению) (Б. А. Ашмарин, 1990).(рис.1)

    Именно в художественной гимнастике большое значение имеет активная гибкость, обеспечивающая необходимую свободу движений, а также позволяющая овладевать рациональной спортивной техникой.

    Однако достичь оптимальной подвижности в суставах можно лишь при одновременном развитии активной и пассивной гибкости.

    В качестве средств воспитания гибкости в занятиях по художественной гимнастике используют упражнения на растягивание, выполняемые с предельной амплитудой.

    Пассивные упражнения могут быть динамического (пружинные) или статического (удержание позы) характера. Наибольший эффект для развития пассивной гибкости приносит сочетание пружинных движений с последующей фиксацией позы (Т.С. Лисицкая, 1982).

    В пассивных упражнениях на гибкость достигается большая, чем в активных упражнениях, амплитуда движений. Разницу между показателями активной и пассивной гибкости называют резервной растяжимостью или запасом гибкости.

    Выделяют также общую и специальную гибкость. Общая характеризуется максимальной амплитудой движений в наиболее крупных суставах, вторая - амплитудой движений, соответствующих технике конкретного двигательного действия (Б.А. Ашмарин, 1990).

    С возрастом, в связи с увеличением массы сухожилий (сравнительно с мышцами) и некоторое уплотнение самой мышечной ткани тоническое сопротивление мышц действию растягивающих сил увеличивается и гибкость ухудшается. Для того, чтобы предупредить ухудшение подвижности в суставах, особенно заметное в возрасте 13-14 лет, надо своевременно приступать к развитию пассивной гибкости. Для развития пассивной гибкости сензитивным периодом будет являться возраст 9-10 лет, а для активной- 10-14 лет (В. И. Филиппович, 1971).

    Художественная гимнастика - сложнокоординированный вид спорта. Особенностью мастерства в художественной гимнастике является овладение сложной и тонкой координацией движения, умение передавать не только общий характер движения, но и его детали (Ю.Н. Шишкарева и Л.П.Орлов, 1954).

    В художественной гимнастике физическая подготовка направлена на гармоническое развитие всех качеств. Большое значение у детей 5-6 лет придается воспитанию правильной осанки, исключающей излишний поясничный прогиб, сутулость, косолапость. Однако, большее внимание по сравнению с остальными уделяется развитию гибкости и координационным способностям (Т.С. Лисицкая, 1982).

    Развивают гибкость с помощью упражнений на растягивание мышц и связок. В общем виде их можно классифицировать не только по активной, пассивной направленности, но и по характеру работы мышц. Различают динамические, статические, а также смешанные статодинамические упражнения на растягивание (рис. 2).

    Зависит гибкость от многих факторов и, прежде всего, от строения суставов, эластических свойств связок и мышц, а также от нервной регуляции тонуса мышц. Также она зависит от пола, возраста, времени суток (утром гибкость снижена) (рис. 3).

    Дети более гибки, чем взрослые. Развивать это качество лучше всего в 11-14 лет. Обычно у девочек и девушек это качество на 20-25% более выражено, чем у мальчиков и юношей. Гибкость увеличивается с возрастом примерно до 17-20 лет, после чего амплитуда движений человека уменьшается вследствие возрастных изменений. У женщин гибкость на 20-30% выше, чем у мужчин. Подвижность суставов у людей астенического типа меньше, чем у лиц мышечного и пикнического типа телосложения. Эмоциональный подъем при возбуждении способствует увеличению гибкости. Под влиянием локального утомления показатели активной гибкости уменьшаются на 11,6%, а пассивной – увеличиваются на 9,5%. Наиболее высокие показатели гибкости регистрируются от 12 до 17 часов суток и в условиях повышенной температуры окружающей среды. Предварительный массаж, горячий душ, умеренное возбуждение растягиваемых мышц также способствует увеличению гибкости более чем на 15%. (18)

    Ограничение гибкости связано и со связочным аппаратом: чем толще связки и суставная капсула и чем больше натяжение суставной капсулы, тем больше ограничена подвижность сочленяющихся сегментов тела. Кроме того, размах движений может быть лимитирован напряжением мышц-антагонистов. Поэтому проявление гибкости зависит не только от эластических свойств мышц, связок, формы и особенностей сочленяющихся суставных поверхностей, но и от способности сочетать произвольное расслабление растягиваемых мышц с напряжением мышц, производящих движение, т.е. от совершенства мышечной координации. Чем выше способность мышц-антагонистов к растяжению, тем меньшее сопротивление они оказывают при выполнении движений, и тем “легче” выполняются эти движения. Недостаточная подвижность в суставах, связанная с несогласованной работой мышц, вызывает “закрепощение” движений, резко замедляет их выполнение, затрудняет процесс освоения двигательных навыков. В ряде случаев узловые компоненты техники сложно координированных движений вообще не могут быть выполнены из-за ограниченной подвижности работающих звеньев тела.

    Художественная гимнастика - сложнокоординированный вид спорта. Особенностью мастерства в художественной гимнастике является овладение сложной и тонкой координацией движения, умение передавать не только общий характер движения, но и его детали (Ю.Н. Шишкарева и Л.П.Орлов, 1954).

    В художественной гимнастике физическая подготовка направлена на гармоническое развитие всех качеств. Большое значение у детей 5-6 лет придается воспитанию правильной осанки, исключающей излишний поясничный прогиб, сутулость, косолапость. Однако, большее внимание по сравнению с остальными уделяется развитию гибкости и координационным способностям (Т.С. Лисицкая, 1982).



    П етропавловск-Камчатский, 2020 г.

    Цели и задачи, особенности художественной гимнастики как вида спорта……………………………………………………………………. ……….3

    Возрастные особенности юных спортсменок…………………….….……….5

    Характеристика гибкости и её виды…………………………….…….………6

    Развитие гибкости в художественной гимнастике на начальном этапе подготовки…………………………………………………………. …………….9

    Комплекс упражнений для развития гибкости…………………..………….12

    7. Список использованной литературы……………………………………. 16

    Цели и задачи, особенности художественной гимнастики

    как вида спорта

    Художественная гимнастика как вид спорта значительно омолодился в настоящее время. Заниматься этим видом спорта приходят сейчас девочки 5-6 лет, а в 7-8 лет они уже выполняют соревновательную программу по 3-4 видам гимнастического многоборья. Непрерывный рост результатов предусматривает поиск новых форм, средств, методов работы с юными спортсменками.

    Одним из важнейших факторов работы является развитие гибкости и координации движений у юных гимнасток. В течение 1-2 года обучения художницы осваивают первые навыки работы с разными предметами, отличающимися друг от друга многими характеристиками. Поэтому развитие гибкости и координации приобретает важное значение и является одной из значимых задач учебно-тренировочного процесса. Гибкость и координация движений – принципиально важные качества в художественной гимнастике, без развития гибкости и без совершенствования координации движений невозможно достичь каких-либо результатов в данном виде спорте.

    Гибкость является основоположным качеством для художественной гимнастики. Координация движений является первоосновой, фундаментом любой физической деятельности, связанной не только с художественной гимнастикой, но и вообще для общей жизнедеятельности человека.

    Необходимы универсальные, но в тоже время эффективные комплексы упражнений, которые тренер применяет в своей работе. Они должны обладать воздействием не только для улучшения гибкости и координации движений, но и для поддержания и развития всех основных физических качеств тренирующихся, а именно силы, быстроты, выносливости. Главная цель ранних занятий физической культурой и спортом – создать прочную основу для воспитания здорового, сильного и гармонично развитого молодого поколения.

    Основные задачи начальной подготовки в художественной гимнастике:

    Всестороннее гармоничное развитие внешних форм и функций организма спортсменок.

    Развитие физических качеств гимнасток: силы, гибкости, координации, прыгучести, быстроты, равновесия и выносливости.

    Формирование системы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для успешной деятельности в художественной гимнастике.

    Воспитание морально-волевых и нравственно-эстетических качеств спортсменки.

    Художественная гимнастика – это олимпийский, сложно координационный вид спорта. Отличительной особенностью, которого является связь гимнастки с музыкой, эмоциональная выразительность движений, их красота и грациозность, что в значительной мере способствует эстетическому воспитанию. Наиболее типичными и ярко выражающими специфику художественной гимнастики являются выступление гимнасток с различными по фактуре предметами (скакалкой, обручем, мячом, булавами, лентой), в сочетании с движениями без предмета элементами танца и хореографии.

    Возрастные особенности юных спортсменок

    Весь жизненный цикл (после рождения человека) делится на отдельные возрастные периоды, каждый из которых характеризуется своими индивидуальными особенностями организма - функциональными, биохимическими, морфологическими и психологическими.

    Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период намного больше, чем его масса.

    Возрастная периодизация основана на комплексе признаков: размеры тела и отдельных органов, их масса, окостенение скелета (костный возраст), 9 прорезывание зубов (зубной возраст), развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, развитие мышечной силы и пр.

    Начиная с 8 лет, формируется сложнокоординационный механизм управления движениями, присущий взрослому человеку. Изменение двигательных нервных окончаний, прогрессирующее к 8 годам, совершенствование центрального механизма, программирующего движения, повышает способность к длительной динамической работе.

    Параметры, характеризующие качество быстроты в период 6 – 10 лет возрастают и составляют прочную основу для ее дальнейшего развития. Сокращается время двигательной реакции, время одиночного движения.

    В 8 лет увеличиваются аэробные возможности организма, отмечается прирост физической работоспособности и максимальное потребление кислорода. Величина максимального потребления кислорода в 8 лет может достигнуть 70–73 мл/кг/мин. Такие величины максимального потребления кислорода до настоящего времени наблюдались только у спортсменов высшей квалификации. Это подтверждает сведения из литературы о высокой выносливости младших школьников к физическим нагрузкам умеренной мощности (медленный бег).

    В динамике 6-10 лет повышается уровень морфологического и функционального созревания сердечно-сосудистой и дыхательной систем. При проведении тренировочного процесса у детей 6-10 лет, необходимо учитывать:

    позднее окостенение отдельных участков скелета;

    нарушение пропорциональности в отношениях отдельных элементов сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

    частое несоответствие реакций организма значимости, величине и силе раздражителя;

    слабость тормозных и преобладание возбудительных процессов.

    В период 7-9 лет ребенок осваивает примерно 90% общего объема двигательных навыков, приобретаемых в жизни. Насколько большой объем движений он освоит в этот период, тем легче он освоит элементы технического мастерства в избранной специализации.

    Характеристика гибкости и её виды.

    Художественная гимнастика – один из самых популярных и красивых видов спорта в нашей стране. Современная гимнастика предъявляет высокие требования к подготовке спортсменов, не только физической, но и психологической. Для овладения всеми требованиями гимнастики нужен очень высокий уровень такого физического качества, как гибкость. Художественная гимнастика сравнительно молодой вид спорта, относительно многих других видов спорта, поэтому гибкость нужно развивать с самого детства.

    Гибкость - одно из наиболее ранних по развитию качеств. Начиная с 5-летнего возраста она быстро совершенствуется на всем протяжении младшего школьного возраста благодаря хорошей растяжимости мышечных волокон и связочного аппарата у детей. Во всех возрастных периодах гибкость лучше выражена в женском организме по сравнению с мужским.

    Гибкость определяют, как способность человека выполнять движения с большой амплитудой или под ней понимают абсолютный диапазон движения в суставе или ряде суставов, который достигается в мгновенном усилии. Гибкость важна во многих спортивных дисциплинах, тем более в художественной гимнастике. Без такого качества как гибкость невозможно воспитывать пластичность и выразительность движений, а также совершенствовать их технику. Каждая композиция в художественной гимнастике включает в себя: прыжки, вращения, равновесия и с недавнего времени танцевальные дорожки, они предъявляют большое требование к пластике, грациозности и гибкости. А также способствуют укреплению мышц туловища, рук и ног. Так же они развивают не только подвижность в суставах, но и формируют правильную осанку, способствуют сохранению равновесия в сложных условиях, развивают координацию.

    Различают активную и пассивную гибкость.

    а) Под активной гибкостью подразумевают максимально возможную подвижность в суставе, которую спортсмен может проявить самостоятельно, без посторонней помощи, используя только силу своих мышц.

    б) Пассивная гибкость определяется наивысшей амплитудой, которую можно достичь за счет внешних сил, создаваемых партнером, снарядом, отягощением.

    В художественной гимнастике большое значение имеет активная гибкость, обеспечивающая необходимую свободу движений, а также позволяющая овладевать рациональной спортивной техникой.

    Пассивные упражнения могут быть динамического (пружинные) или статического (удержание позы) характера. Наибольший эффект для развития пассивной гибкости приносит сочетание пружинных движений с последующей фиксацией позы.

    Выделяют также общую и специальную гибкость.

    а) общая характеризуется максимальной амплитудой движений в наиболее крупных суставах;

    б) специальная характеризуется амплитудой движений, соответствующих технике конкретного двигательного действия.

    По аналитическому признаку проявления гибкости можно выделить гибкость шейных позвонков, плечевых суставов, поясничной части позвоночника, тазобедренного, коленного и голеностопного суставов. Гибкость в различных суставах имеет неодинаковое значение. Наибольшая нагрузка чаще всего приходится на поясничную часть и тазобедренные суставы.

    Гибкость человека зависит от эластических свойств мышц, связок, сухожилий, а также от формы суставных поверхностей.

    Строение многих суставов тела позволяет производить движения с наибольшей амплитудой, однако из-за недостаточной эластичности мышечносвязочного аппарата подвижность в суставах не может быть полностью использована. Улучшить эластичность мышечно-связочного аппарата удается со значительными трудностями и крайне медленно. Для этого необходимо систематически и регулярно поддерживать достигнутые результаты, ежедневно выполнять упражнения не только во время тренировочных занятий, но и во время индивидуально в домашних условиях.

    Гибкость имеет большое значение для улучшения техники движений. Причем необходима хорошо развитая способность расслаблять мышцы, особенно те, которые мешают выполнять движения с полной амплитудой. Поэтому, развивая эластические свойства мышечно-связочного аппарата, надо совершенствовать и умение выполнять упражнения без излишнего напряжения. Эластичность мышц, умение расслаблять их во время работы и правильно сочетать и чередовать напряжение с расслаблением не только благоприятно отражается на общей эффективности работы, но и имеет большое профилактическое значение – предупреждает возможные повреждения мышечносвязочного аппарата.

    Без гибкости в художественной гимнастике невозможно воспитывать выразительность движения, пластичность и совершенствовать их технику, поскольку при недостаточной подвижности в суставах движения ограничены и скованы.

    Гибкость необходима для выполнения волнообразных движений, акробатических упражнений, входящих в программу художественной гимнастики, для принятия позы в полете при исполнении прыжков.

    По своей биомеханической сущности подавляющее большинство гимнастических упражнений требуют хорошей подвижности в суставах, а некоторые вообще полностью зависят от уровня развития этого качества.

    4. Развитие гибкости в художественной гимнастике на начальном этапе подготовки.

    У гимнасток младшего школьного возраста имеются все условия к развитию гибкости. Морфологические особенности опорно-двигательного аппарата – высокая эластичность связок и мышц, большая подвижность позвоночного столба – способствуют повышению эффективности специальных упражнений для развития этого качества.

    Наиболее высокие естественные темпы развития гибкости наблюдаются в возрасте от 7 до 10 лет. У девочек 11-13 лет активная гибкость достигает максимальных величин.

    На начальном этапе развития гибкости не стоит применять большое количество пассивных упражнений. Активная и пассивная гибкость в этом возрасте развиваются параллельно. Использование динамических упражнений приводит к росту активной гибкости на 19-20%, а пассивной на 10-11%. Использование пассивных упражнений обеспечивает увеличение активной гибкости на 13%, а пассивной на 20%. У гимнасток младшего школьного возраста наиболее эффективно комплексное развитие гибкости, когда динамические упражнения для развития активной и пассивной гибкости составляют по 40% времени, отводимого на занятие, а на выполнение статических упражнений – 20%.

    Достигнутый уровень гибкости следует поддерживать повторным воспроизведением необходимой амплитуды движений. Поэтому на занятиях с гимнастками начального этапа подготовки упражнения на развитие гибкости надо включать систематически и в большом объеме. Эти упражнения целесообразно включать в домашние задания и рекомендовать их выполнение во время утренней гимнастики и т.д.

    В отличие от других физических качеств, которые со временем могут улучшаться, превосходя первоначальные показатели в несколько раз (например, показатели абсолютной силы) гибкость начинает ухудшаться уже с первых лет жизни. Причина в постепенном окостенении хрящевых тканей, упрочении связочного аппарата и уменьшении эластичности связок.

    Без интенсивной разминки нельзя начинать выполнения упражнений на растягивание. Комплексы на развитие гибкости можно применять как в начале тренировочного занятия, так и в середине. Перед этим необходимо обязательно разогреть мышцы, для того чтобы не допустить травмы.

    Положительный эффект в развитии гибкости, дает метод домашних заданий. Дома, дети выполняют упражнения, направленные на развитие гибкости позвоночника, тазобедренных и голеностопных суставов, подколенных связок. Постоянное выполнение упражнений на гибкость позволяет быстро получить ожидаемый результат.

    Для определения уровня гибкости используют такие тесты как:

    Эти тесты довольно просты, но дают возможность определить уровень гибкости. Не стоит торопиться при разучивании новых упражнений на гибкость. Количество новых упражнений на уроке должно быть небольшим.

    Использование музыкального сопровождения во время занятий эффективно влияет на учебно-тренировочный процесс. Оно позволяет снять психическое и эмоциональное напряжение. Так же способствует более быстрому закреплению изучаемых упражнений. Основными средствами развития гибкости в возрасте 7 – 9 лет являются упражнения на растягивание динамического и статического характера. Нагрузка в данных упражнениях должна плавно увеличивается в течение учебного года за счёт увеличения количества упражнений и числа повторений от занятия к занятию.

    Выделяются сложные упражнения, изучение которых, требует индивидуального метода организации работы. Тренер на протяжении многих занятий объясняет, держит, исправляет ошибки в технике выполнения и страхует ребёнка. К таким упражнениям относятся наклоны назад из разных исходных положений, стойки, перевороты. Важно уделить внимание изучению правильного положения ног при развитии гибкости в тазобедренных суставах.

    Комплекс упражнений для развития гибкости.

    Наклон вперед, сидя ноги врозь.

    Коснуться грудью пола и удержать это положение 2-3 секунды. Чтобы успешно выполнить это требование, рекомендуется освоить следующие упражнения:

    а) сидя на полу, ноги вместе, наклон вперед с помощью тренера, который нажимает руками в область лопаток;

    б) стоя в наклоне вперед, стремиться коснуться ладонями пола, затем лбом, грудью ног;

    в) встать спиной к гимнастической стенке, наклониться вперед, ухватиться за вторую рейку и притягивать к себе, наклоняясь все глубже и глубже (ноги не сгибать);

    г) стоя лицом к гимнастической стойке, поставить правую ногу на рейку на высоте пояса или груди, и, наклоняясь вперед, стремиться грудью коснуться ноги;

    д) сидя ноги врозь пошире, наклон вперед с помощью.

    Мост из положения лежа.

    Упражнения для овладения мостом:

    а) наклоны назад, касаясь стенки руками;

    б) стоя на коленях, руки вверх, наклон назад, стремиться коснуться руками пола;

    в) сидя спиной к стенке, взяться руками за рейку на высоте головы, согнуть ноги и поставить на ширине плеч, прогибаясь встать;

    г) стоя спиной к стенке, наклониться назад и опираясь руками о стенку, выполнить мост;

    д) лежа на спине, согнуть ноги и упереться руками за головой;

    е) из положения стоя, мост с помощью тренера.

    Выкруты в плечевых суставах со скакалкой.

    Для развития гибкости в плечевых суставах рекомендуется регулярно выполнять следующие упражнения:

    а) круговые движения руками в боковой и лицевой плоскостях поочередно, последовательно и одновременно;

    б) тоже со скакалкой в руках (в качестве утяжелителя);

    в) из положения стоя, руки вверх с резиновым бинтом, выкрут, опуская руки назад за спину и возвращаясь в исходное положение;

    г) тоже, но со скакалкой, руки вверх шире плеч.

    Обучение шпагату следует начинать с махов ногами вперед, назад, в сторону, стоя у гимнастической стенки и опираясь на нее одной рукой. Это исключает травматические повреждения и содействует хорошему выполнению прямого шпагата. А также упражнения:

    а) стоя лицом к гимнастической стенке, развести ноги врозь пошире. Держась руками за стенку, стремиться опуститься как можно ниже;

    б) стоя ноги врозь пошире, мяч между ногами. Разводя ноги, стремиться сесть на мяч;

    в) из седа ноги врозь пошире, опираясь на руки вперед, встать на ноги и вернуться в исходное положение;

    г) из положения сидя на полу ноги вместе, заводя ноги в сторону переползти на живот, собрать ноги вместе, и затем так же в исходное положение.

    В домашние задания детям младшего возраста необходимо включать упражнения на развитие гибкости позвоночника, тазобедренных и голеностопных суставов и подколенных связок, а так - же упражнения для гибкости плечевых суставов:

    Повторные пружинящие движения, повышающие интенсивность растягивания (наклоны вперед, в стороны, назад).

    Движения, выполняемые по возможно большей амплитуде (наклоны вперед и назад до отказа).

    Инерция движений какой-либо части тела (махи ногами вперед, в стороны, назад в положении стоя, лежа на боку, спине).

    Читайте также: