Пол и гендер доклад

Обновлено: 02.07.2024

Биологический пол — это морфофункциональная характеристика организма, включающая его специфические репродуктивные особенности и свойства, по которым можно отличить самцов от самок. Биологический пол основан на генах, определяющих половую дифференцировку организма, гонадах (половых железах), половых гормонах, внутренних и наружных гениталиях. К биологическим характеристикам относят также половой диморфизм структур тела, в частности, нейроанатомии мозга. Гормональные, нейроанатомические и морфологические половые характеристики оказывают влияние на психологию и поведение своих носителей. В последние годы появилось много работ, написанных в русле эволюционной антропологии, этологии человека и эволюционной психологии, предлагающих при обсуждении поведения человека учитывать биологические различия между полами.

Гендерная идентичность, то есть тот гендер, которым индивид себя ощущает, формируется в два этапа. Развитие начинается в возрасте двух лет и заканчивается к четырем годам. В четыре года дети не только хорошо осознают свою половую принадлежность, но и начинают однозначно связывать ее с физическими характеристиками — строением собственных гениталий. В этом возрасте они окончательно понимают, что их пол является фиксированной характеристикой и его нельзя изменить, нарядившись в одежду представителей противоположного пола, изменив имя или детали поведения. Второй критический период приходится на время достижения половой зрелости.

Долгое время в психологии считалось очевидным, что гендерная идентичность формируется в течение продолжительного времени и ее следует считать продуктом воспитания. Однако, если вспомнить о том, что пренатальные (предродовые) гормоны воздействуют на мозг плода еще в утробе матери и определяют его развитие по мужскому или женскому типу, то абсолютизация роли воспитания выглядит, по меньшей мере, сомнительной. Не случайно же многие эксперименты по воспитанию кастрированных в раннем младенчестве мальчиков в женской идентичности терпят неудачу (к этому обстоятельству мы еще вернемся чуть позднее).

Критерии половой принадлежности у человека

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава III

Глава III СлужбаКогда самурай находится на службе, может случиться так, что его господин вынужден понести большие расходы и оказывается стесненным в средствах, и потому в течение нескольких лет он вынужден удерживать часть жалования своих вассалов. В этом случае самураю,

ЛЕКЦИЯ № 21. Гендер как одна из проблем осмысления культуры

ЛЕКЦИЯ № 21. Гендер как одна из проблем осмысления культуры 1. Гендерный подход к анализу культуры Культура – это то, что не создано природой, а создано людьми в процессе постижения и упорядочивания мира. Культура – это некий духовный процесс, в ходе которого создаются и

Искусственное / Гендер

Искусственное / Гендер Для декадентов — утопистов фетишизация части, которую они ставили выше природного целого, была борьбой с биологическим порядком вещей. Создавая и мифологизируя фетиши — субстатуты объектов желаний, они утверждали превосходство искусственного

13.2. Гендер и политика

13.2. Гендер и политика Однако в одной из сфер жизни — политической (многие авторы, прежде всего представители феминистского направления, постоянно указывают общественности на это обстоятельство) возможности женщин были и остаются крайне ограниченными (Таблица 13.2).

Пол — понятие, которое описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями. Половому диморфизму (половой диморфизм — наличие различий в анатомофизиологических признаках у мужских и женских особей) подвержены многие представители живой природы.

Гендер — социально-психологическая характеристика личности, пол с социальной точки зрения.

Вопрос, который ставят перед собой многие исследователи, работающие в данной области, заключается в определении роли биологических и социокультурных факторов в формировании различий в психике мужчины и женщины (полового дипсихизма).

Выделяют следующие гендерные характеристики личности — гендерная идентичность, гендерная роль, гендерный стереотип.

Гендерная идентификация — процесс, результатом которого является гендерная идентичность — единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей гендерной роли.

Гендерная роль — совокупность прав, обязанностей, норм поведения мужчины и женщины в определенном обществе в определенное историческое время. На формирование гендерной роли существенное влияние оказывают гендерные стереотипы — стандартизированные, упрощенные представления относительно типичных для мужчин и женщин моделей поведения и черт характера, свойственные определенной культуре. Выделяют гендерные стереотипы, касающиеся нормативных представлений о поведенческих, психологических особенностях мужчин и женщин; стереотипы, касающиеся содержания профессиональной деятельности (для женщин — обслуживающая и исполнительская, для мужчин — инструментальная, творческая, управленческая) и стереотипы, связанные с семейными и профессиональными ролями мужчин и женщин.

ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (англ. – gender studies) – междисциплинарная исследовательская практика, использующая познавательные возможности теории социального пола (гендера) для анализа общественных явлений и их изменений.

Благодаря их появлению и развитию пол в социальной теории рассматривается как инструмент социальной детерминации и стратификации (наравне с классом, этносом, конфессией, культурой), а актуальные социальные проблемы – власть, насилие, самосознание, свобода – предстают как проблемы, связанные с принадлежностью к определенному полу. Проблемы сущности человека, смысла и предназначения получили благодаря гендерным исследованиям гендерное измерение, представ как связанные с социально-половыми (гендерными) ролями каждого индивида и существующей в любом обществе иерархии и дискриминации по признаку пола.

Содержание гендерных исследований расширилось, включив проблемы маскулинности и сексуальности.

Развернувшиеся дебаты совпали с новым этапом в развитии мирового социального знания – этапом разочарования в структуралистских и модернистских концепциях, господствовавших до начала 90-х.

Гендерные исследования конца 20 – начала 21 вв. оказались замеченными официальными властями (по крайней мере в США). Под их непосредственным влиянием возникают такие направления деятельности местных, федеральных и центральных властей как гендерная экспертиза законодательства, активизма политических деятелей и т.п.

Мужчина и женщина

Что такое гендер?

Гендер – это социальный пол, который определяется манерами человека, паттернами поведения и прочими признаками, характерными для определенного пола. В психологии понятие гендера появилось в 1955 году. Его ввёл американский психолог и сексолог Джон Мани, посвятивший значительную часть своей профессиональной деятельностью изучению проблем сексуальной и гендерной идентичности.

Многие гендерные признаки являются исторически обусловленными стереотипами. К примеру, в большинстве стран юбки носят только женщины. Для жителей этих стран шотландцы в килтах выглядят довольно странно, особенно военные. Некоторые гендерные признаки со временем теряют актуальность. Так, татуировки раньше считались сугубо мужским атрибутом, сегодня же многие женщины украшают ими своё тело, ничуть не теряя женственности.

Ещё один гендерный стереотип, с которым сейчас ведётся активная борьба в западной культуре – это распределение ролей между женой и мужем. Традиционно считается, что материальное обеспечение семьи – это забота мужчины. Однако сегодня на Западе активно продвигается идея, что работать должен тот супруг, который потенциально может зарабатывать больше. Второй же может заниматься домом и детьми, независимо от пола.

Наиболее простым способом понять, что такое гендер, является рассмотрение гендерных ролей.

Гендерные роли

Гендерные роли – это стереотипные модели поведения, закрепленные за мужчинами и женщинами. Различные составляющие этих моделей могут быть допустимыми, ожидаемыми, желательными или навязываемыми. В современном обществе стереотипы, связанные с гендерными ролями часто становятся причинами непонимания и конфликтов между близкими людьми, мешают им в полной мере наслаждаться отношениями.

Женская гендерная роль

Мужская гендерная роль

Описанный выше подход к распределению гендерных ролей сформировался исторически во многих обществах. Однако сегодня эти стереотипы ломаются, и женщины на равных с мужчинами занимаются материальным обеспечением семьи. Кроме того, сейчас у женщин нет ограничений на выбор специальности, и они всё чаще занимают руководящие роли в крупных компаниях и международных корпорациях.

Связанные понятия

Чтобы лучше понять, что такое гендер, необходимо знать два ключевых понятия:

Фемининность. Это совокупность признаков, свойственных женщинам. Сюда относятся внешние признаки (женственная фигура, отсутствие волос на теле), психологические (нежность, чувствительность) и поведенческие (заботливость, участливость, капризность).

Маскулинность и фемининность – это два противоположных полюса, и каждый человек находится где-то между ними. К примеру, мужчина, который каждый день бреется, следит за причёской и чистотой ногтей, находится ближе к фемининности, чем тот, кто отращивает густую бороду и считает, что запах пота добавляет ему мужественности.

И маскулинность, и фемининность подразумевают широкий спектр характеристик. Часть из них обусловлена природой, часть – воспитанием и стереотипами, бытующими в обществе, а часть – личным выбором человека и его занятиями (к примеру, женщины, занимающиеся греблей, имеют очень низкий голос и мужеподобную фигуру).

Есть ещё несколько терминов, напрямую связанных с понятием гендера, которые полезно знать, поскольку они встречаются в литературе и прессе всё чаще:

  • гендерная идентичность – внутреннее самоощущение принадлежности к определенному полу, стремление выглядеть и вести себя определенным образом (не связано с половой ориентацией);
  • постгендеризм – социальное движение за полное устранение гендерных различий в человеческом обществе;
  • метросексуал – современный мужчина, которому свойственны женские особенности поведения (стремление выглядеть стильно и ухоженно), взгляды на отношения и отсутствие гендерных стереотипов;
  • ретросексуал – мужчина, отстаивающий стереотипные (традиционные) взгляды на отношения мужчин и женщин.

Чем гендер отличается от пола?

Гендер – это совокупность физических, психологических и поведенческих признаков человека, свойственных определенному полу. При этом часть этих признаков заложена природой, другие же зависят от воспитания, стиля жизни и прочих внешних факторов, влияющих на конкретного человека. Значительную часть этих признаков человек определяет самостоятельно (стиль одежды, причёска, регулярное бритьё, парфюмерия и прочее).

Гендерные стереотипы

Интересно, что проблема гендерных стереотипов не сильно беспокоит большинство людей, независимо от их пола. Одна из причин этого заключается в том, что большинству людей свойственен конформизм – им нравится жить по существующим правилам, поскольку так удобнее.

Большинство гендерных стереотипов выглядят относительно безобидными, но есть и такие, которые могут серьезно повлиять на качество жизни. Рассмотрим несколько примеров того, как гендерные стереотипы мешают трудоустройству и карьерному продвижению женщин:

  • Многие работодатели предпочитают нанимать на ответственные должности мужчин не потому, что те лучше справляются. Просто они считают, что женщина с большой вероятностью уйдёт в декретный отпуск, проработав год или два.
  • При одинаковых достижениях мужчин повышают чаще (в основном по той же причине).
  • Если мужчину повышают, окружающие воспринимают это как его успех. Если повышают женщину, это часто объясняют тем, что она флиртовала с начальником или даже состоит с ним в тайных отношениях.
  • Когда новый человек знакомится с несколькими представителями компании, он всегда считает, что главным является мужчина (этот стереотип часто обыгрывается в фильмах и сериалах).

В современном мире гендерные стереотипы считаются пережитком прошлого, мешающим строить полноценные счастливые отношения. Ссоры, непонимания и стремление выяснить, кто в семье главный, способны испортить любые отношения, как бы красиво и романтично они ни начинались. Отказ от стереотипов позволяет повысить уровень взаимного уважения и доброжелательности, благодаря чему удаётся сохранить душевную близость в отношениях.

Гендерная идентичность

В середине 20-го века американский психолог Джон Мани обнаружил, что у человека присутствует гендерная идентичность – внутреннее ощущение пола, подразумевающее определенные представления о своей внешности, манерах и характере. При этом гендерная идентичность может не соответствовать как биологическому полу, так и сексуальной ориентации.

Заключение

ПОЛ И ГЕНДЕР. Пол (sex) – системная совокупность биологических свойств, отличающих мужчину от женщины. Гендер (английское gender, от лат. gens – род)– социальный пол, социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества

Пол – одна из самых сложных и многозначных научных категорий. Прежде всего это понятие обозначает совокупность взаимно контрастирующих генеративных (от лат. genero – рождаю, произвожу) и связанных с ними признаков. Половые признаки неодинаковы у особей разных видов и подразумевают не только репродуктивные свойства, но и весь спектр полового диморфизма (от греч. di- – вдвое, дважды, и morphe – форма), то есть расхождения анатомических, физиологических, психических и поведенческих признаков особей данного вида в зависимости от пола. При этом одни половые различия являются контрастирующими, взаимоисключающими, а другие – количественными, допускающими многочисленные индивидуальные вариации.

Долгое время половая принадлежность индивида казалась монолитной и однозначной. Однако в ХХ в. выяснилось, что пол – сложная многоуровневая система, элементы которой формируются разновременно, на разных стадиях индивидуального развития (онтогенеза).

Согласно схеме американского сексолога Джона Мани, первичное звено этого длинного процесса – хромосомный (генетический) пол (XX – самка, XY – самец) создается уже в момент оплодотворения и определяет будущую генетическую программу организма, в частности, дифференцировку его половых желез (гонад) – гонадный пол. Первоначальные зародышевые гонады еще не дифференцированы по полу, но затем Н-Y антиген, характерный только для мужских клеток и делающий их гистологически несовместимыми с иммунной системой женского организма, программирует превращение зачаточных гонад мужского плода в семенники; зачаточные гонады женского плода автоматически превращаются в яичники. Наличие яичек или яичников называется гаметным полом (от греческого gametes – cупруг). Эта дифференциация в общих чертах заканчивается уже на 7-й неделе, после чего особые клетки мужской гонады (клетки Лейдига) начинают продуцировать мужские половые гормоны (андрогены). Под влиянием этих зародышевых андрогенов (гормональный пол зародыша) начинается формирование соответствующих, мужских или женских, внутренних репродуктивных органов (внутренний морфологический пол) и наружных гениталий (внешний морфологический пол, или генитальная внешность). Кроме того, от них зависит дифференцировка нервных путей, определенных отделов головного мозга, регулирующих половые различия в поведении. После рождения ребенка биологические факторы половой дифференцировки дополняются социальными. На основании генитальной внешности новорожденного определяется его гражданский пол (иначе он называется паспортным, акушерским или аскриптивным, т.е. приписанным, полом), в соответствии с которым ребенка воспитывают (пол воспитания). Важную роль при этом как в самосознании ребенка, так и в отношении к нему окружающих людей играет общая схема его тела и внешность, то, насколько она соответствует его гражданскому полу. В период полового созревания, по сигналу, поступающему из гипоталамуса и гипофиза, гонады начинают интенсивно вырабатывать соответствующие, мужские или женские, половые гормоны (пубертатный гормональный пол), под влиянием которых у подростка появляются вторичные половые признаки (пубертатная морфология) и эротические переживания (пубертатный эротизм). Эти новые обстоятельства накладываются на прошлый жизненный опыт ребенка и его образ Я, в результате чего формируется окончательная половая и сексуальная идентичность взрослого человека.

При этом сохраняются и дисциплинарные различия: психологи, как правило, обсуждают свойства и особенности индивидов, конкретных мужчин и женщин, тогда как социологи и антропологи говорят о гендерном порядке, гендерной стратификации общества, гендерном разделении труда и прочих социальных функций, гендерных отношениях власти и т.д. Последний аспект проблемы особенно подчеркивают феминистские теоретики.

Читайте также: