Развитие гибкости у дошкольников доклад

Обновлено: 28.04.2024

Образовательная область: Физическое развитие.

Гибкость – это физическое качество человека, характеризующееся способностью человека выполнять движения с большой амплитудой. Хорошая гибкость позволяет пловцу совершать более пластичные и эффективные движения в воде, затрачивать при этом меньше энергии, меньше уставать, быстрее восстанавливаться после нагрузки и снизить вероятность травм.

Значение гибкости в обучении плаванию

Плыть эффективно – означает плыть с большей скоростью и меньшими затратами энергии. Эффективное плавание обеспечивается совокупностью правильной техники плавания и физической подготовкой пловца. Чем длиннее мышечные волокна, тем большую силу они выдают во время сокращений. Систематические упражнения на развитие гибкости позволяют удлинить мышечные волокна. Благодаря хорошей растяжке мышцы способны выполнять более мощные, быстрые и вместе с тем качественные движения, что приводит к увеличению скорости плавания.

Когда делать упражнения на гибкость:

  • Во время разминки. Упражнения на растяжку, включенные в разминку, повышают эластичность мышечных волокон и способствуют насыщению их кислородом, помогают лучше подготовить организм к нагрузке.
  • Во время заминки после занятия в бассейне и после занятий в зале. Упражнения на растяжку усиливают кровообращение в мышцах, что способствует лучшему восстановлению.
  • Во время специального занятия на гибкость. Это полноценное занятие на суше, включающее в себя комплекс упражнений на растяжку.

Комплекс упражнений на развитие гибкости:

— на носках, пятках, внешней и внутренней сторонах стоп (руки к плечам, за голову и др.).

— с пятки на носок перекатом;

— с носка на пятку;

— в полуприседе, руки на поясе.

Стоя на полу, ноги на ширине плеч, руки на поясе (в стороны), выполнять повороты корпуса на 180˚, не отрывая стопы от пола.

Стоя на полу, ноги на ширине плеч, руки на поясе, поднять одну прямую руку вверх, выполнить 3-4 наклона в сторону противоположной руки, затем тоже в другую сторону.

Стоя на одной ноге, согнуть другую в колене назад, руки чуть в стороны, и постоять так 5-10 сек. Тоже, на другой ноге. Пятку поднятой ноги стараться прижимать к ягодицам. Упражнение повторить 3-4 раза.

Стоя на одной ноге, согнуть другую в колене вперед, руками обхватить колено и сильно прижать к себе, постоять так 5-10 сек. Тоже, на другой ноге. Упражнение повторить 3-4 раза.

Сидя на полу, ноги в стороны на ширине 90˚, руки раскрыты в стороны. Сделать два наклона корпуса к правой ноге, корпус вытянуть вдоль ноги, руками коснуться носка, затем вернуться в исходное положение. Тоже повторить к левой ноге. Упражнение выполнять 5-10 раз к каждой ноге.

Лечь на спину, ноги вместе. Сгибая ноги, прижать колени к груди и обхватить колени руками. Покачаться на спине

вперед и назад. Упражнение повторить 3-4 раза.

Лежа на животе, ноги прямые, руки вытянуты вперед. Поочередно поднимаем ноги и руки, изображая качающуюся лодочку. Упражнение выполнять 10-30 сек., 3-4 повтора.

На гимнастическом коврике: лечь на живот, ноги вместе, раскрыть стопы в стороны, пятки прижать к полу, руки вдоль туловища. Удерживать положение в течении 10-30 сек., затем вытянуть носочки (отдохнуть). Упражнение повторять 3-4 раза.

Лечь на живот, опереться впереди на руки, прогнуть корпус назад так, чтобы постараться достать головой носки согнутых назад ног. Зафиксировать это положение, вернуться в исходное положение. Упражнение повторить 3-4 раза.

Упражнение выполняется в парах. Сидя на полу, ноги развести максимально в стороны, стопы упираются в стопы партнера, взяться за руки и по очереди тянуть друг друга за руки, на 3-4 счета. Ноги стараться не сгибать. Упражнение повторить 3-4 раза.

Ирина Евсюкова
Гибкость детей дошкольного возраста.

2. Гибкость у детей младшего школьного возраста :

понятие, сущность, виды….4

3. Факторы, определяющие развитие гибкости…6

4. Возрастные особенности детей

дошкольного возраста….10

6. Список используемой литературы….13

7. Приложения…. 14

Гибкость значительно увеличивает диапазон движений, позволяет мышцам работать рационально, затрачивая значительно меньше усилий и энергии для преодоления сопротивления собственного тела как при выполнении самых простых бытовых движений. Так и при движениях требующих отточенного двигательного мастерства. Достаточная гибкость и эластичность суставов, мышц и связок уменьшают вероятность травм при вынужденных резких движениях, например, при попытки удержать равновесие на льду, выпрямление из глубокого наклона, при неожиданном падении и т. п.

1. Гибкость у детей младшего школьного возраста : понятие, сущность, виды

Гибкость представляет собой способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Гибкость наделяет человека важным умением совершенного владения своим телом, умением чувствовать его, постоянно быть в контакте с ним. Гибкость предоставляет свободу движений, их легкость, раскрепощенность, непринужденность, умение как концентрировать силы собственного тела, так умение его расслаблять. У гибкого человека двигательная основа любой деятельности разумна и осознана. Люди, которые не обладают гибкостью в достаточной степени, имеют низкую способность мышц к координации в процессе выполнения движения. Негибкие дети расходуют гораздо больший объем энергии, и быстрее утомляются.

В многочисленных видах спортивной и производственной деятельности гибкость выступает фактором успеха. Гибкость позволяет лучше и быстрее усвоить техники выполнения движений, гораздо более экономно применять быстроту, силу и другие физические качества и благодаря этому достигать эффективных практических результатов. Наиболее успешно гибкость формируется в физических упражнениях с увеличенной амплитудой движения. При этом для детей школьного возраста недопустимо тренировать чрезмерное развитее гибкости, приводящее к перерастяжению мышечных связок и волокон, а иногда и к необратимым деформациям суставных структур, что может произойти при слишком интенсивном выполнении упражнений, ориентированных на развитие гибкости.

Общая гибкость тренируется в процессе выполнения разнохарактерных и многочисленных упражнений, которые направлены на общее физическое развитие. Среди них много упражнений, развивающих гибкость суставов, к которым относятся различные взмахи, вращения, наклоны, выполняемые с максимальной амплитудой. Общая гибкость является базой для приобретения специальной гибкости. Специальная гибкость развивается в процессе выполнения специальных упражнений, улучшающих подвижность определенных суставов.

К основным видам гибкости относят динамическую гибкость, которая проявляется в произвольных движениях самого человека, и статическую гибкость, которая формируется при фиксированных положениях тела. Также различают гибкость активную и пассивную. Активная гибкость представляет собой гибкость, которая требует дополнительных усилий и непременно связана с силой мышц, что в свою очередь обусловлено необходимостью преодоления сопротивления суставно-связочного аппарата. В отличие от активной гибкости, целью которой является растяжение мышц, пассивная гибкость ориентирована на увеличение эластичности суставно-связочного аппарата. Плотность суставно-связочного аппарата гораздо выше, чем плотность мышц, и человеку достаточно сложно развивать данную разновидность гибкости. В связи с этим пассивную гибкость определяют как гибкость, проявляемую под влиянием внешних сил.

В теории физической культуры дополнительно рассматривают специальную и общую гибкость. Под общей гибкостью понимается гибкость во всех суставах, которая позволяется выполнять разнообразные движения с максимальной амплитудой. Специальная гибкость представляет собой предельную подвижность отдельных суставов, которая определяет эффективность любого вида деятельности. По анатомическому признаку проявления гибкости можно выделить гибкость плечевых суставов, шейных позвонков, поясничной и грудной частей позвоночника, коленного, голеностопного и тазобедренного суставов. Гибкость различных суставов имеет различное значение. Наибольшая нагрузка чаще всего приходится на тазобедренные суставы и поясничную часть. При формировании гибкости необходимо уделять внимание всем её разновидностям, при этом акцентируясь на специальных упражнениях для определенного вида деятельности.

Регуляторные механизмы дыхательной и сердечнососудистой систем, у школьников ещё не достаточно сформированы. Частота пульса возрастает даже при умеренной нагрузке, артериальное давление претерпевает большие колебания, дыхание поверхностное и учащённое. При этом основные двигательные качества формируются хаотично и зависят от состояния функциональных систем ребёнка и его двигательного опыта. Особенностью школьного возраста является взаимосвязь прироста отдельных физических качеств, заметный положительный перенос в развитии одного качества на другие.

2. Факторы, определяющие развитие гибкости

К ключевым факторам, влияющие на развитие гибкости у детей младшего школьного возраста, относятся: строение суставов, их формы и площади; эластичность и длина связок, сухожилий и морфофункциональные особенности работающих мышц; наследственность, возраст и полт ребенка; функциональное состояние нервных центров, регулирующих тонус мышц; смена ритма движений; время суток; вид предыдущей мышечной деятельности, температура окружающей среды. Специфика развития гибкости в значительной мере также зависит от наследственных особенностей общего развития организма школьника.

Смена ритма выполнения движений. Ритм выполнения движений играет ведущую роль в достижении в формировании осознанной двигательной активности детей младшего школьного возраста. Ритмичные движения помогают поддерживать оптимально необходимый уровень возбудимости мышц, что, в свою очередь, представляет собой благоприятный аспект для увеличения их эластичности. При аритмичных движениях возбудимость мышц сокращается, что приводит к понижению их эластичных свойств.

Психоэмоциональное состояние. Позитивное психоэмоциональное состояние детей младшего школьного возраста способствует активной работе вегетативных органов, повышают частоту сердечных сокращений и газообмен. Упражнения для развития гибкости воспитанники должны выполнять, пребывая в хорошем настроении, поскольку позитивный настрой обеспечивает выработку гормонов и улучшает течение процессов регуляции.

Температура мышц. Состояние температуры мышц определенным образом воздействует на повышение показателей гибкости. Зависимость эластичных свойств мышц от температуры проявляется в интенсивности окислительных процессов. В хорошо разогретых мышцах кровь лучше циркулирует, поэтому необходима подготовительная разминка, которая направлена на подготовку к общей физической нагрузке, и является необходимым условием эффективности занятий по развитию гибкости детей младшего школьного возраста.

Температура окружающей среды. В процессе развития гибкости активная мышечная деятельность увеличивает наличие в организме сократительных белков, повышает уровень миоглобина, интенсивности осуществления окислительных процессов и кислородной ёмкости мышц. Под влиянием физической нагрузки в организме школьников осуществляются биохимические и морфологические процессы в нагруженных мышцах, 10 происходят функциональные сдвиги, которые повышают лабильность и возбудимость мышц. Перепады температуры окружающей среды значительно влияют на состояние активной мышечной деятельности ребенка. В условиях низкой температуры из мышц стремительно уходит тепло, и мышцы утрачивают эластичность, при этом стремительно понижается возбудимость мышц, что является самой распространенной причиной получения травмы. В условиях холодного климата затрачивается большее количество усилий для разогревания организма и поддержания их стабильного режима в процессе работы. Высокая температура способствует повышенному отделению пота, смещению водного баланса организма. В результате мышечная ткань становится более вязкой, понижаются её сократительные свойства.

Характер предыдущей деятельности. Если характер предыдущей деятельности обеспечивает необходимый разогрев мышц, не вызывая при этом усталости, то двигательная деятельность организована оптимально. К процессу проведения занятия по физической культуре в детском саду устанавливаются особые требования к эффективному выбору и использованию определенных упражнений. Так, предварительное выполнение силовых упражнений позитивно отражается на увеличении гибкости. Поэтому в конце занятия школьникам целесообразно выполнять упражнения для развития гибкости. Гибкость может варьироваться в довольно большом диапазоне, в зависимости от наличия внешних условий и состояния организма. В школьном возрасте опорно-двигательный аппарат содержит большое количество хрящевых тканей, что обуславливает высокую степень гибкости у детей младшего школьного возраста. В дальнейшем, по мере постепенного окостенения хрящевой ткани, а также морфологических изменений в связках и мышцах, эластичность понижается.

Способность выполнять движения с максимальной амплитудой, зависит от ряда внутренних факторов, таких как, тормозные элементы суставов, к которым относится форма мышц и костных выступов, а так же суставной поверхности. Одним из решающих ограничений движений в суставах человека является взаимное сопротивление мышц, окружающих сустав.

Существуют так же и внешние факторы, которые определяют развитие гибкости, к ним относятся: пол, возраст, телосложение и д. р.

Развивая гибкость, следует помнить, что она лучше всего тренируется в дневное время суток. Под влиянием утомления степень активной гибкости снижается не значительно, а уровень пассивной гибкости растет приблизительно на 10%. Из-за снижения силы мышц, уменьшающих амплитуду движения, уровень активной гибкости уменьшается. Для достижения максимального размаха необходимо, чтобы дети способствовали расслаблению растягиваемых мышц, что тем самым увеличит их подвижность. Уже в старшем школьном возрасте размах движений снижается в силу возрастных особенностей. Увеличение пассивной и активной гибкости лучше всего наблюдается в младшем школьном возрасте. При развитии мобильности в суставах следует учитывать индивидуальных подход к детям.

По данным Б. В. Сермеева, гибкость лучше всего формировать в младшем школьном возрасте, эффективность упражнений на гибкость в несколько раз выше, чем в старшем школьном возрасте. Следует помнить, что у детей одного возраста и пола упругость мышц может быть разной. Существуют люди с прирожденной большей подвижностью в суставах, бывают и с ограниченной подвижностью. Безусловно, человек обладающий врожденной способностью, может добиться больших успехов в формировании подвижности в суставах при меньшем использовании особых упражнений.

3. Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Для эффективного развития гибкости у детей 5-7 лет, необходимо учитывать возрастные особенности.

Между 4 и 7 годами начинается окостенение длинных костей. Окостенение идёт неравномерно, и чрезмерные силовые нагрузки могут нарушить этот процесс.

В этом же возрасте оформляются изгибы позвоночного столба, и имеет место недостаточно компенсированный поясничный лордоз. Поэтому у детей появляется неправильная осанка (при ходьбе выставляется живот вперёд). Вдумчивое применение специальных упражнений способствует исправлению осанки.

У 5-6-летних детей мышцы ещё не оформлены, имеет место неравномерность развития отдельных мышечных групп. Тем, у кого сильнее мышцы сгибатели, целесообразно обратить внимание на развитие разгибателей и наоборот.

Регуляторные механизмы, сердечнососудистой и дыхательной систем, ещё не совершенны. Частота пульса высокая и, в покое, возрастает даже при умеренной нагрузке, артериальное давление претерпевает большие колебания, дыхание учащённое и поверхностное. Но под влиянием естественного развития и регулярных занятий функциональные возможности детей повышаются. К 7-8 годам дети могут переносить значительные нагрузки, но лучше приспосабливаются к занятиям умеренной интенсивности.

Основные двигательные качества развиваются неравномерно и зависят от состояния функциональных систем ребёнка и его двигательного опыта. Особенностью этого возраста является взаимосвязь прироста отдельных качеств, заметный положительный перенос в развитии одного качества на другие. Поэтому необходимо повышать общую дееспособность занимающихся с помощью разнообразных средств.

Внимание у детей 5-6 лет удерживается с трудом, его объём и устойчивость увеличивается постепенно и незначительно. В процессе обучения необходимо использовать новые, яркие и краткие раздражители.

Дети 5-6 лет ещё не способны отделить несущественное от основного, часто фиксируют своё внимание на второстепенное. Поэтому в этом возрасте

целесообразно использовать целостный метод обучения, изучать простые

упражнения, пользоваться краткими и точными объяснениями.

Основное значение в этом возрасте имеет наглядность обучения. Показ должен быть очень точным и чётким, так как дети нередко просто копируют

педагога и могут повторить его ошибки.

Эмоциональные проявления у детей 5-6 лет несовершенны, волевые и нравственные качества имеют ограниченный характер.

Необходимо неустанно работать над развитием этих качеств, помня, что похвала, методы поощрения в этом возрасте гораздо действенней методов наказания.

Процесс развития гибкости у детей сложный, но интересный.

Самое сложное - убедить учащихся ежедневно в полную силу выполнять определённые комплексы упражнений, увлечь и заинтересовать детей в необходимости выполнения этих упражнений до появления неприятных ощущений. Сложно на каждом занятии уделять много времени именно развитию этого качества. А интерес появляется у юных гимнасток, когда они видят, что с каждым днём становятся более спортивными и совершенными, что могут выполнять всё более сложные элементы.

Осуществление целенаправленного развития и совершенствования гибкости у гимнасток значительно облегчает им выполнение всех видов гимнастических упражнений (наклоны, равновесия, волны, прыжки, позволяет быстрее овладевать различными двигательными действиями.

Данная методика была опробована в учебном процессе на протяжении 4 лет и дала хорошие результаты:

- улучшилась эластичность мышечного - связочного аппарата;

- повысилась работоспособность, выносливость;

- улучшилось физическое и эмоционально - психическое состояние обучающихся. Гимнастки, обучаемые по данной системе, показывают высокие спортивные результаты за более короткий промежуток времени.

1. Годик М. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. – М. : ФиС, 1980.

2. Карпенко Л. А. Методические указания по использованию современных средств художественной гимнастики: Метод. рек. – Л; Изд-во ГДОИФК, 1986.

3. Карпенко Л. А. Отбор и начальная подготовка занимающихся художественной гимнастикой: Метод. рек. – Л. ; Изд-во ГДОИФК, 1989.

4. Карпенко Л. А. Характеристика компонентов спортивной подготовки в художественной гимнастике: Учебное пособие. – СПб. ; Изд-во СПбАФК, 1998

5. Кечеджиева Л., Ванкова М., Чипрянова М. Обучение детей художественной гимнастике. – М. : Физическая культура и спорт, 1985.

6. Хрипкова Л. Т. Возрастная физиология. М. Просвещение, 1988 г.

Подходы к сохранению эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в рамках ФГОС дошкольного образования В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС дошкольного образования) одна.

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста в рамках реализации программы дошкольного образования «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Развитие гибкости у детей старшего дошкольного возраста на физкультурно-оздоровительных занятиях в условиях дошкольного образовательного учреждени

Заключение
Гибкость как психофизическое качество характеризует степень подвижности звеньев (т.е. эластичности мышц и связок, формы суставов) опорно-двигательного аппарата человека при выполнении им движений с определенной амплитудой. С биологической точки зрения гибкость как показатель морфофункционального свойства организма человека обусловлена состоянием центральной нервной системы (т.е. степенью относительного торможения в коре больших полушарий головного мозга), а также генетическими особенностями развития его организма, а потому довольно сложно поддается внешним факторам воздействия в виде тренировки.
В теории и методике физического воспитания гибкость принято делить на пассивную и активную. Первая характеризует способность человека выполнять те или иные двигательные действия, связанные с перемещением тела в пространстве при минимальной амплитуде движений, а вторая — его способность выполнять те же двигательные действия, но уже с максимальной амплитудой движений. Следовательно, режимы интенсивности, в которых она проявляется, имеют достаточно широкий диапазон действия от слабой в пассивном состоянии до максимальной в активном.
В отличие от других двигательных способностей гибкость начинает ухудшаться еще до начала поступления ребенка в школу. При этом, увеличение объема двигательной активности не оказывает особого влияния на темпы роста гибкости у детей.
Проведенные исследования выявили лишь половые особенности развития данного психофизического качества у детей в возрастном интервале от 4 до 7 лет. При этом, к 10-12 годам подвижность голеностопных суставов у детей уменьшается уже в среднем на 25% от исходного уровня. Поэтому педагогам по физическому воспитанию и воспитателям крайне необходимо уделять особое внимание развитию данного двигательного качества еще в дошкольном возрасте, поскольку, именно здесь имеются все биологические предпосылки для его успешного развития. Недостаток же его может отрицательно сказаться на развитии выносливости, быстроты, ловкости и силовых способностей, а также снижать темп усвоения ребенком новых движений.Таким образом, увеличение объема двигательной активности детей в режиме дня в целом положительно влияет на темпы роста 5 из 7 психофизических качеств: скоростных; общей и силовой видов выносливости; скоростно-силовых, а также координационных. При этом, независимо от режима двигательной активности уровень развития ловкости и гибкости, у девочек в возрастном интервале от 4 до 7 лет остается выше, чем у мальчиков того же возраста, что указывает на признаки полового диморфизма основных жизнеобеспечивающих функций их организма на данном этапе онтогенеза.

развитие гибкости у дошкольников

Почему эффективные методики развития гибкости у детей привлекают такое внимание педагогов и родителей, обеспокоенных физическим состоянием чад? Все просто. Дело в том, что сегодня процентный показатель здоровых детей неутешителен и составляет не более 4% от всех детей дошкольного возраста.

С каждым годом этот показатель ухудшается, и все больше детей еще до того, как поступают в школу, начинают испытывать проблемы с опорно-двигательным аппаратом.

Если родители или педагоги заметили у ребенка дошкольного возраста проблемы с осанкой, то должны обязательно принять меры, не дожидаясь усугубления ситуации.

Даже незначительные деформации позвоночника могут привести к серьезным последствиям, таким как заболевания внутренних органов, остеохондроз или сколиоз.

Для чего развивать у детей гибкость?

Развитие гибкости у ребят дошкольного возраста специалисты справедливо считают одним из наиболее эффективных методов оздоровления организма, способствующим нормальному физическому развитию. Упражнения для развития гибкости помогут:

  • укрепить суставы и связки;
  • укрепить мышечные волокна;
  • сделать мышцы более эластичными;
  • предупредить травмы.

Также гибкое тело позволит ребенку повысить собственные двигательные возможности, улучшить результаты в спорте в будущем. От того, насколько высоким будет являться уровень гибкости, зависят показатели силы, быстроты и координации детей.

развитие гибкости у дошкольников

Ребята дошкольного возраста очень часто гибкие от природы, по крайней мере большая их часть. Тем не менее это не означает, что развивать гибкость у них не нужно. Со временем, если не внедрить в жизнь дошкольника занятия, направленные на развитие гибкости, его природные способности поблекнут и уровень физической подготовки заметно снизится.

Гибкие и пластичные дети не только более активные и ловкие. При всей своей подвижности они на порядок меньше травмируются за счет эластичности мышц и их способности к быстрому восстановлению. Выполняя физические упражнения, ребенок с нормально развитой гибкостью потратит в разы меньше энергии, чем сверстники, а значит, меньше устанет.

развитие гибкости у дошкольников

Дополнительно стоит отметить, что дети, активно работающие над упражнениями, развивающими гибкость, отличаются легкой эффектной походкой и практически идеальной осанкой, которой удается достичь за счет укрепленного опорно-двигательного аппарата.

Развивать гибкость у детей дошкольного возраста нужно начинать с раннего детства. В 2-3 года малышам гораздо проще выполнять упражнения на растяжку, чем в более старшем возрасте. Если заниматься с крохой с рождения, к моменту поступления в школу он не утратит природной гибкости, заложенной в нем на генетическом уровне.

Правда ли, что девочки более гибкие?

Это действительно так: девочки в большинстве своем от природы отличаются повышенной гибкостью. Это связано с особенностями их организма, а точнее, с повышенным количеством содержания в мышцах коллагена и эластина.

развитие гибкости у дошкольников

Между тем нужно понимать, что дети дошкольного возраста, независимо от пола, будут настолько пластичными, насколько это заложено в них природой. То есть если у мальчика мама с легкостью садится на продольный и поперечный шпагат, не занимаясь гимнастикой и упражнениями для развития гибкости, то и он, скорее всего, унаследовал ее пластичность.

Негибкие от природы дети могут целенаправленно работать над совершенствованием функций своего тела, также добиваясь позитивных результатов. Но для того, чтобы растяжка была эффективной, необходимо предварительно подготовить тело, тщательно размяться до повышения температуры в мышцах.

Какие факторы влияют на развитие гибкости?

Главные факторы, оказывающие влияние на развитие гибкости:

  • анатомическое строение суставов;
  • форма и площадь суставов;
  • строение связок и сухожилий;
  • особенности задействованных мышц;
  • состояние отвечающих за тонус мышц нервных центров;
  • пол и возраст;
  • наследственность;
  • температура мышц;
  • время дня;
  • тип предыдущей деятельности и пр.

Особое значение имеет ритм выполнения упражнений. Ритмичность позволяет поддерживать возбудимость мышц на определенном уровне, что положительным образом будет сказываться на их эластичности. Несоблюдение ритма приведет к снижению эластичности мышц.

О роли психоэмоционального состояния

развитие гибкости у дошкольников

Очень важно, чтобы дети дошкольного возраста выполняли упражнения по развитию гибкости в хорошем настроении. Позитивные эмоции будут способствовать активизации деятельности вегетативных органов.

Кроме того, положительный настрой станет залогом увеличения частоты сердечных сокращений и повышенного газообмена. В целом ребенок, который выполняет упражнения с удовольствием, сможет достичь результатов гораздо быстрее, чем малыш, которого заставляют работать.

Температура мышц и окружающей среды — важные факторы

Приучайте детей к выполнению упражнений на развитие гибкости при правильной температуре мышц. Именно от этого фактора будут зависеть показатели их эластичности. Достаточно разогретые мышцы будут способствовать активной циркуляции крови, поэтому ни в коем случае нельзя начинать выполнять упражнения для гибкости без разминки.

развитие гибкости у дошкольников

Важной является не только температура мышц, но и окружающей среды. Мышечная деятельность сильно зависит от температурных скачков. Чем ниже температура воздуха, тем менее эластичные мышцы, что может привести к травмам во время занятий.

Если занятия проводятся на открытом воздухе в холодную погоду, необходимо контролировать, чтобы ребенок тщательно разминался. В условиях жаркой погоды при обильном потоотделении и потери жидкости мышечная ткань теряет сократительные свойства и становится особенно вязкой.

Время дня и характер предшествующей деятельности

Физическое состояние человека, в том числе детей дошкольного возраста, отличается в зависимости от времени суток. Так, например, у подавляющего большинства дошкольников активность ранним утром снижена, они слишком расслаблены и не сосредоточены после продолжительного ночного сна.

Также важно и то, что делал ребенок перед занятием по развитию гибкости. Важно, чтобы ребенок не был слишком уставшим перед занятиями, в то же время выполнение упражнений для развития силы скажется положительным образом на показателях гибкости.

Анатомические особенности дошкольников

В возрасте 5-6 лет мышцы детей развиты неравномерно, поэтому очень важно подобрать упражнения для укрепления наиболее слабых мышц, например сгибателей или разгибателей.

Следует учитывать, что в дошкольном возрасте методика выполнения упражнений, стимулирующих развитие гибкости, должна быть построена на нагрузках небольшого объема с регулярными паузами для отдыха. Это связано с повышенной утомляемостью малышей, вынужденных активно расходовать энергию.

развитие гибкости у дошкольников

Работа сердечно-сосудистой и дыхательных систем у детей дошкольного возраста не налажена. Пульс ускоряется даже в режиме незначительной нагрузки, артериальное давление нестабильно, дыхание частое и поверхностное. Примерно к концу старшего дошкольного возраста дети лучше справляются с нагрузками и способны заниматься в умеренно интенсивном темпе.

Что касается двигательных качеств, то в дошкольном возрасте они развиваются неравномерно и во многом зависят от двигательного опыта дошкольника. Дополнительно стоит отметить неустойчивость внимания у детей до 7 лет. Чтобы продлить интерес малышей к выполнению упражнений, стимулирующих развитие гибкости, важно периодически использовать яркие раздражители.

Насколько безопасными являются тренировки для развития гибкости у дошкольников?

Кроме того, методика упражнений для развития гибкости детей должна быть разработана с учетом их индивидуальных особенностей и возраста.

развитие гибкости у дошкольников

Не все дети готовы справляться с ощущениями, вызванными стретчингом (растяжкой), что может привести к снижению работоспособности и нарушениям техники выполнения упражнений. Чтобы исключить эти неприятные моменты, необходимо подбирать для детей доступные упражнения, настаивая на регулярном их выполнении.

Лучший способ объяснить ребенку, как правильно выполнять упражнение, это показать на личном примере. Что касается амплитуды, то увеличивать ее нужно постепенно и систематично.

Упражнения для развития гибкости младших дошкольников

Стимулировать развитие гибкости у детей младшего дошкольного возраста можно с помощью игровых упражнений.

Регулярное выполнение этих упражнений с постепенным увеличением амплитуды поможет сохранить и даже улучшить природную гибкость малышей в дошкольном возрасте. Школьникам можно добавить в программу более сложные и вместе с тем эффективные упражнения для гибкости тела, направленные на улучшение состояния определенных мышц с целью улучшения спортивных результатов в будущем.

Развитие гибкости у детей

Важное значение в физическом воспитании играет развитие гибкости у детей. Занятия не только укрепят связки, мышцы и суставы, но и предупредят травмы. Кроме того, человек с повышенной гибкостью узнаваем по идеальной осанке и легкой походке. Он может в полном объеме использовать свои двигательные возможности, достигая определенных успехов в спорте и упрощая свою жизнь.

Зачем развивать гибкость у ребенка

Ребенок уже рождается достаточно гибким, но вот при отсутствии развития навыка последний постепенно сходит на нет. А это прямая дорога к различным проблемам с позвоночником и не только.

Так, развивать гибкость необходимо для:

  • координации – только гибкое тело сможет без проблем для вестибулярного аппарата сделать кувырок и взобраться на самый верх по канату;
  • дальнейшего физического воспитания — при развитой пластичности легче даются остальные двигательные навыки;
  • профилактики травм – гибкий карапуз=ловкий карапуз, а это очень важно, учитывая о низком чувстве самосохранения и высокой подвижности у детей;
  • эластичности мышц – даже если травма получена восстановление придет очень быстро, кроме того, в дальнейшем пластика подарит возможность быстрее восстановиться после физических нагрузок;
  • энергии – негибкий человек теряет много сил и быстро устает;
  • укрепления опорно-двигательного аппарата и как следствие формирования корректной осанки и профилактики плоскостопия.

С какого возраста можно начинать занятия

С самого рождения дети обладают природной гибкостью. Многие из них могут без проблем сесть на шпагат или закинуть ногу за голову. Но вот с годами без должного развития это качество теряется. Причем именно детское тело быстрее реагирует на упражнения – двухлетнему карапузу легче дается растяжка, чем, к примеру, дошкольнику. А о взрослом человеке и говорить нечего.

Поэтому начинать занятия стоит как можно раньше. При этом специально тренировать до трех лет, когда только формируется опорно-двигательная система, необходимости нет. Достаточно уделять внимание ритмике, аэробике или хореографии. Целенаправленно проверить гибкость и вплотную ей заняться стоит после 6-7 лет. В этот период связки и мышцы уже укреплены, а природная пластичность еще остается. В целях недопущения снижения пластичности рекомендуются такие занятия как стрейчинг, детская йога, акробатика.

Развитие гибкости у детей

Заниматься возможно и в домашних условиях, используя разнообразный подручный материал или шведскую стенку. Хорошо себя показывают игры на развитие пластики.

Упражнения на гибкость для малышей

Несмотря на то, что малыши не нуждаются в специальных упражнениях на пластичность, проводить занятия стоит и с ними. Для этого понадобятся фитбол и шведская стенка. Все представленные ниже элементы не только улучшают растяжку, но и укрепляют спину, предотвращают искривление осанки, развивают координацию движений.

Что понадобится Что делать
фитбол укладываем чадо спиной на фитбол и катаем его, задача малыша – дотянуться до пола, то же самое можно сделать, уложив его на мяч животом
турник или шведская стенка выполняем обычный вис на турнике, перекладине или гимнастических кольцах с обязательной поддержкой родителя
лестница спортивного уголка из положения лежа на спине укладываем руки малыша на нижнюю перекладину, опираясь на прямые руки и стопы, надо прогнуться в позвоночнике

Упражнения на гибкость для малышей

Упражнения для развития гибкости трехлеток

После двух-трех лет стоит усложнить задания, трансформировав их из статических в динамические. Т.е. если ранее малыш просто лежал на мяче или висел на перекладине, то теперь придется приложить больше усилий. Так, рекомендуется попрактиковать:

Возьмите любую игрушку и положите ее за спину стоящего с расставленными на ширину плеч ногами ребенка. Цель упражнения: плавно наклониться, забрать игрушку, поднять ее вверх, одновременно прогибаясь в спине назад и отдавая игрушку маме. Повторить несколько раз.

Поставьте чадо правым боком к шведской стенке, дивану или стулу, установив правую его ногу на возвышенность. Задача – делать пружинистые наклоны вниз, доставая руками до пола, затем наклоняться к другой ноге. Повторить для другого бока.

Необходимо встать, сомкнуть ноги вместе и развести руки в стороны. Далее надо очерчивать круги в разные стороны сначала кистями рук, затем согнутыми в локтях руками, затем прямыми конечностями.

Малыш должен сесть на коврик и вытянуть ноги вперед. Далее надо взять одну ногу и положить ее на бедро. То же самое необходимо сделать со второй ногой, усаживаясь в позу лотоса.

Ребенок ложится на спину, сгибает ноги в коленях и заводит руки за плечи. Далее сам или с помощью родителей он встает на мостик и плавно возвращается обратно.

Упражнения для развития гибкости трехлеток

Особенности развития гибкости у детей дошкольного возраста

В дошкольный период эффективное развитие гибкости зависит от возрастных особенностей. Так, у детей от 4 до 7 лет происходит неравномерное окостенение длинных костей, поэтому в этот период не стоит переусердствовать с силовыми нагрузками.

Неравномерно развиваются и отдельные мышечные группы, на которые также стоит обратить особое внимание. К примеру, при сильных сгибателях развивать стоит разгибатели и наоборот.

Главным средством для развития гибкости у детей дошкольного возраста должно быть сочетание динамических и статических элементов на растяжку. Нагрузка при этом должна увеличиваться плавно с систематическим выполнением элементов.

Комплекс элементов для детей 4-5 лет

После четырех лет комплекс упражнений для растяжки стоит дополнить следующими элементами:

1. Наклоны из положения стоя

Задача – с прямыми ногами попытаться дотянуться руками до пола. Усложненный вариант – ноги разведены на ширину плеч, до пола дотягиваемся локтями.

2. Наклоны из положения сидя

Ребенок садится на пол, сводит выпрямленные ноги вместе и наклоняется вперед, пытаясь дотянуться до носочков. В этой позиции надо задержаться на несколько секунд. Усложненный вариант – ноги разведены в стороны, а до пола дотягиваются локти.

Комплекс элементов для детей 4-5 лет

Из положения сидя надо поднять одну ногу и постараться подтянуть ее к лицу, обхватив при этом ладонями за лодыжку или бедро. В данной позиции нужно немного задержаться и повторить на другую ногу.

4. Наклоны в сторону

Нужно встать ровно, расставив ноги на ширину плеч. Правая рука должна быть поднята, а левая уложена на талию. Задача – наклониться влево с максимальным вытяжением. Повторить на другую сторону.

Из положения сидя нужно согнуть коленные суставы и сложить вместе стопы. Помогая локтями, плавно разводим колени в стороны. Усложненный вариант – во время разведения коленей вытянуться вперед, пытаясь дотянуться до пола животом или грудной клеткой.

Бабочка

Развитие гибкости у детей старшего дошкольного возраста

Помимо уже приведенных упражнений детям 6-7 лет подойдут элементы, которые не только разовьют пластику, но и снизят риск травматизма на тренировках.

Элементы, которыми рекомендуется заканчивать любой тренинг, могут быть следующими:

  • дошкольник становится на колени, заводит руки за спину и скрещивает кисти в замок на уровне таза, далее нужно плавно отводить руки назад;
  • нужно вытянуть левую руку вправо, касаясь правого плеча, правая рука при этом должна быть согнута, создав упор для левого локтя, далее нужно согнуть левую руку и уложить на правое плечо;
  • то же самое повторяем для другой руки;
  • ребенок встает на колени и опирается руками в пол, кисти при этом развернуты внутрь, далее он должен плавно отклоняться назад до того пока не почувствует напряжение в бицепсах и предплечьях;
  • левую руку заводим назад за спину через плечо, правая рука при этом должна толкать левый локоть еще дальше за спину;
  • тот же элемент для другой руки;
  • из положения лежа на спине с вытянутыми ногами нужно поднять одну ногу вверх и обхватить ее руками, цель – плавно притянуть конечность к голове;
  • повтор элемента для другой ноги;
  • садимся и разводим ноги в стороны, шагая руками по полу вперед, пытаемся уложить тело на пол;
  • из положения лежа нужно притянуть колени к груди, обхватить их руками и осторожно притянуть к плечам, далее осуществляются перекаты вперед и назад.

Развитие гибкости у детей старшего дошкольного возраста

Игры на развитие гибкости у детей младшего школьного возраста

Перечень наиболее популярных игр представлен в таблице.

Игры на развитие гибкости у детей младшего школьного возраста

Как шведская стенка может развить гибкость

Отличным подспорьем в развитии детской гибкости станет шведская стенка. Даже одна лестница с турником без какого-либо дополнительного инвентаря способна творить чудеса. Упражнения, выполняемые на спортивном уголке, не только растянут мышцы, но и укрепят, а также расслабят их. Сочетание этих трех позиций очень важно для здорового опорно-двигательного аппарата.

Упражнений на растяжку с использованием спорткомплекса бесконечно много. Предлагаем ознакомиться с интересной подборкой в следующем видео:

Здесь представлены как несложные элементы, доступные любому, например, махи ногами, наклоны или приседания. Заслуживают внимания и достаточно сложные упражнения, освоение которых станет большой победой в развитии пластичности. Обратный мостик, разные виды шпагата, подъем ног из положения лежа лицом к стенке – вот далеко не все, что может найти в видео любой интересующийся.

Маленький вывод

Гибкость считается врожденным качеством, но при систематических тренировках можно не только развить ее, но и улучшить.

Читайте также: