Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста посредством подвижных игр доклад
Обновлено: 16.05.2024
Обобщение опыта воспитателя группы раннего возраста по физическому развитию. Подвижные игры имеют огромное значение для разностороннего развития детей раннего и младшего дошкольного возраста, для формирования личности каждого ребенка. Установлено, что любое игровое действие стимулирует социально-познавательную, эмоционально-волевую, а также двигательную активность ребенка.
Подвижная игра - это сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач основанных на движении и наличии правил.
Оценить 256 1
Роль подвижных игр в развитии физических качеств
у детей раннего возраста
Подвижные игры имеют огромное значение для разностороннего развития детей раннего и младшего дошкольного возраста, для формирования личности каждого ребенка. Установлено, что любое игровое действие стимулирует социально-познавательную, эмоционально-волевую, а также двигательную активность ребенка.
Подвижная игра - это сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач основанных на движении и наличии правил.
Специфика работы группы состоит в том, что мы работаем с детьми раннего возраста. Каждый год группы комплектуется из детей, впервые пришедших в детский сад, у всех детей по-своему протекает процесс адаптации. Малыши охотнее идут в группу, быстрее перестают плакать, если сосредоточить их внимание на активной двигательной деятельности.
Ознакомившись с публикациями на интернет-ресурсах, с педагогическим опытом коллег, с исследованиями педагогов - психологов (Голубева Л.Г, Шебеко В.И.), мы сделали выводы о том, что одним из средств развития движения, а также удовлетворения двигательной активности детей раннего возраста является подвижные игры и игровые упражнения.
В связи с этим мной была начата работа по теме: Роль подвижных игр в формирование физических качеств у детей раннего возраста.
Актуальность моего педагогического опыта определяется тем, что целевые ориентиры ФГОС в раннем возрасте направлены на развитие у детей разных видов двигательной активности (ходьба, бег, прыжков, лазания, бросания и др.)
В настоящее время большое внимание обращается на умственное развитие детей, при этом не проявляется должной заботы о физическом развитии. А ведь именно у детей раннего возраста отмечается огромный интерес к движениям.
Понимания важность проблемы мы поставили перед собой следующую цель:
Цель: развитие физических качеств детей раннего возраста посредством подвижной игры.
Цель предполагает решение следующих задач:
1.Развивать двигательные способности детей как энергетической основы для роста и развития организма
2. Обогащать и накапливать опыт детей при овладении основными движениями
3. Развивать физические качества: скорость, ловкость, гибкость, выносливость и координацию.
4. Воспитывать интерес к физическим упражнениям и совместным подвижным играм.
5. Воспитывать потребность в правильном выполнении движений.
6.Формировать комплекс удовольствия и мышечной радости в ощущениях как основу будущей потребности в двигательной активности.
Подвижная игра как основная двигательная деятельность детей раннего возраста планируется нами в различное время дня в соответствии с режимом дня. Мы включаем подвижные игры в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, прогулку, а также в часы самостоятельной деятельности детей.
Дети третьего года жизни с удовольствием выполняют такие игровые упражнения как:
В начале года проводили оценку индивидуального уровня сформированности основных движений ребенка. На занятиях, в свободное время, на прогулке наблюдали за выполнением детьми основных движений: как ходят, бегают, прыгают, бросаю мяч. Оказалось, что запас двигательных навыков и умений у детей небольшой.
Детей с высоким уровнем усвоения движений- 0%
Детей со средним уровнем - 45%
Детей с низким уровнем -55%
Анкетирование родителей показало заинтересованность родителей по вопросу физического развития детей раннего возраста.
Моя работа проводилась по 3 этапам:
Подготовительный
Изучение методической литературы и психоло-педагогической литературы.
Опыт работы педагогов.
Изучение условий, выявление уровня сформированности основных движений детей раннего возраста.
Оценка осведомленности родителей о значении развития физических качеств детей раннего возраста и взаимосвязи между уровнем развития движений детей раннего возраста и умственного развития.
Практический этап:
Создание системы работы с детьми с использованием подвижных игр.
Организация работы с родителями.
Создание физкультурно-игровой среды, направленной на активизацию и освоение основных движений детьми раннего возраста.
Обобщающий этап
Выявить эффективность работы по развитию основных движений детей
В начале своей работы оснастили в группе уголок движений детей (игрушки, которые можно катать, бросать, разнообразные мячи, коврики, погремушки, султанчики, кольцеброс и т.д.)
Для того чтобы дети активно включались в сюжетные подвижные игры мы используем атрибуты (шапочки, длинные ушки зайки, маски, игрушки)
Дети через эти игры – упражнения учатся умению передавать простейшие образные действия персонажей.
Успехов в укрепления здоровья детей, их полноценном физическом развитии, повышении двигательной активности можно добиться только совместными усилиями детского сада и семьи.
В работе с родителями мы использовали разные формы:
На 3 этапе своей работы мы провели обследования уровня сформированности развития основных движений, которые показали, что движения детей стали более уверенными, целенаправленными, четкими, координированными. Кроме того дети стали более ловкими и выносливыми. Отмечается активность, самостоятельность в выборе атрибутов к игре, активно проявляют положительные эмоции в процессе подвижный игры.
Мною был разработан:
Перспективный план подвижных игр.
Перспективный план развития самостоятельной двигательной активности.
Систематизирована картотека малоподвижных игр и игр большой подвижности для детей 2-3 лет.
Таким образом, можно сделать вывод о том, чтоважное значение в развитии физических качеств у детей раннего возраста имеют подвижные игры, которые способствуют обогащению и накоплению двигательного опыта детей.
Актуальность опыта:
Одно из важных направлений образовательной работы по физическому развитию детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования является физическое развитие.
Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения всегда находится в центре внимания. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В дошкольный период у ребенка формируются основы всесторонней двигательной подготовленности и гармонического и физического развития – здоровья и долголетия.
Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, плохая память. Общая слабость вызывает и самые различные расстройства деятельности организма, ведёт не только к понижению способностей, но и расшатывает волю ребёнка .
Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать работу по физическому развитию именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.(слайд №2)
Одной из основных задач физического воспитания является развитие физических качеств. Физическими качествами человека принято называть отдельные его двигательные возможности: быстроту, гибкость, силу, ловкость, выносливость, которыми он наделён природой от рождения.(слайд № 3)
Физические качества имеют большое значение для укрепления здоровья, физического совершенствования детей, овладения широким кругом движений. Их развитие и совершенствование осуществляются разными путями. Но, конечно, эти движения эффективнее усваиваются детьми в игре.
Важную роль подвижных игр в развитии физических сил ребенка, в приобретении им определенных навыков отмечали передовые русские ученые П.Ф.Лесгафт, Е.А.Покровский, В.В.Гориневский. Значительный вклад в разработку методики проведения подвижных игр в детском саду внесли Л.И.Михайлова, А.И.Быкова, Д.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Е.Н.Вавилова.(слайд №4)
В научной и методической литературе подвижная игра определяется как сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил.(слайд №5)
•активизирует дыхание, кровообращение, обменные процессы;
•совершенствует движения, развивает их координацию;
•формирует быстроту, силу, выносливость;
•учит детей действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменяющейся игровой ситуации;
•учит действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям;
•формирует личностные качества (честность, справедливость, дисциплинированность);
•учит дружить, сопереживать, помогать друг другу;
•развивает чувство ритма, способствует овладению пространственной терминологией.( слайд№ 6)
Анализ изученной литературы, методических материалов по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях и организации этого процесса в группе, определили выбор направления моей деятельности – развитие физических качеств у детей именно через организацию подвижных игр.
Педагогическая технология; средства реализации актуальных задач и их педагогическая целесообразность:
Цель педагогического опыта: найти пути совершенствования физических качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации подвижных игр.
Задачи педагогического опыта:На основе результатов мониторинга,общих задач физического воспитания поставила следующие задачи:
•формировать и развивать у детей движения, способствующие развитию физических качеств через подвижную игру;
•обогащать двигательный опыт детей за счёт подвижных игр;
•развивать у детей интерес к подвижным играм;
•содействовать охране и укреплению здоровья детей, повышать функциональные возможности детского организма через подвижную игру.(слайд № 9)
Свою работу я строю на основе следующих принципов:(слайд №10)
•Объяснение
Правил подвижной игры
•Уточнение правил у детей
•Стихи, считалки, загадки
ПРАКТИЧЕСКИЕ:
•Предоставление детям возможности творческого решения возникающих задач,
проявление самостоятельности, находчивости в выборе способа действия
НАГЛЯДНЫЕ:
•Рисунки
•Фотографии
•Зрительные ориентиры,
•Звуковые сигналы (слайд №11)
В заключении хочется отметить, что активная двигательная деятельность игрового характера вызывает положительные эмоции, усиливает все физиологические процессы в организме, улучшает работу всех органов и систем
В комплексных программах отводится особая роль подвижной игре, однако, не в полной мере, игра используется как средство развития физических качеств. Я считаю, что для работы в данном направлении необходимо использовать, как комплексные программы, так и парциальные программы, которые помогут мне вести работу в нужном русле.
Продолжая работать в данном направлении, планирую разработать парциальную программу по развитию физических качеств у дошкольников.
Презентация на тему: Развитие физических качеств старших дошкольников в процессе организации подвижных игр
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Подписи к слайдам:
Плешивенкова Наталья Владимировна
МБДОУ детский сад №1
через подвижные игры"
Огромную потребность в движении дети стремятся удовлетворить в играх. Играть для них-это прежде всего двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения и развиваются физические качества.
Недостаточная двигательная активность детей
Физическое воспитание не обеспечивает в полной мере развития двигательного творчества
У детей недостаточно привита потребность в здоровом образе жизни
Влияние подвижных игр на развитие физических качеств дошкольников.
Педагогические исследования, раскрывающие сущность физического воспитания дошкольного возраста (Э.Я. Степаненкова)
Способствовать развитию физических
качеств у детей дошкольного возраста,
посредством подвижных игр.
способствовать развитию устойчивого интереса к подвижным
раскрыть индивидуальные особенности и возможности
развивать умение управлять своими движениями,
дисциплинировать свое тело
развивать двигательные навыки: силу, быстроту, выносливость,
ловкость, глазомер, координацию.
Идея влияние подвижной игры на развитие физических качеств детей
Е.Н.Вавилова, Е.А. Тимофеева
Непосредственно используется подвижные игры и игровые приемы.
Игра – ведущий вид деятельности.
Подобраны методы и приемы на разных этапах развития двигательных навыков.
Ведущие педагогические идеи
- придумать разные способы упражнений;
- найти предметы, которые можно катать;
- придумать название движению;
- изобразить зверя, птицу, букву, предмет;
- выразительно передавать тексты считалок, пословиц, загадок, движениями;
- инсценировать интересные моменты из повседневной жизни, взяв за основу какое-нибудь событие, смешной случай.
Умение давать большое количество вариантов в рамках заданной темы, формировать подвижность мышления.
Использование методов и приемов способствующих развития физических качеств в процессе подвижной игры;
Создание условий во время организации подвижных игр для становления субъектности: отсутствие жесткого руководства, создание эмоционально-положительного комфорта, партнерские отношения с детьми, право выбора.
Диагностика уровня развития творческих способностей (по методике О.М.Дьяченко)
Оценка уровня разнообразия движений в самостоятельной двигательной деятельности (по М.Н.Дедулевич, В.А. Шишкина)
Сотрудничество с родителями Сотрудничество с родителями
Увеличилась двигательная активность детей,
повысился интерес к физической культуре.
созданием собственных игр
Готовность искать новые
- Ветлугина М.А. Взаимосвязь творчества и обучения на занятиях// Художественное творчество в детском саду. – М., 1974
- Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. – М., 1981
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991
Гуревич И.А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию, Минск 1994.
Автор: Плынская Татьяна Юрьевна
Должность: инструктор физической культуры
Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ № 91"
Населённый пункт: г. Братск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие физических качеств дошкольников посредством подвижной игры
Раздел: дошкольное образование
Развитие физических качеств дошкольников посредством
подвижной игры.
Инструктор физической культуры
Плынская Т.Ю.
рассматривается в качестве одной из приоритетных социально-педагогических
требования учебного процесса и соответствовали закономерностям развития
физических качеств дошкольника.
Детям дошкольного возраста просто необходимо движение. Известно, что
дети, которые постоянно находятся в движении, меньше болеют и подвергаются
различным заболеваниям, крепко спят, быстрее развиваются физически.
В педагогике подвижные игры являются методом всестороннего развития
физической культуры в жизни ребенка.
законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка,
являющиеся непременным условием большинства подвижных игр, усиливают
Положительные эмоции, творчество – важнейшие факторы оздоровления.
полезны детям, все должны быть использованы воспитателем в работе.
особое место среди них занимают подвижные игры. Подвижные игры – это
самое лучшее лекарство для детей от двигательного голода – гиподинамии.
совершенствования детей, укрепления и закаливания их организма. Ценность
подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно
необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых
химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и
обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию
улучшается процесс дыхания, в результате чего происходит более быстрое
действовать в соответствии с правилами, усваивают смысл игры, запоминают
действовать в изменившейся игровой ситуации, познают окружающий мир.
фантазия, мышление, воображение, формируются социальные качества.
Значение игры для развития волевых процессов, убедительно доказала,
деятельности, осуществляемой по заданию.
требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, часто сменяемость
водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что
способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми. Дети в игре
постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над
чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От действий
взаимной помощи зависит достижение общего успеха.
Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение
контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируются честность,
организаторы, дети-вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за
способствует воспитанию активной творческой личности.
Наиболее эффективно проведение игр на свежем воздухе. При активной
двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца
и легких, а следовательно увеличивается поступление кислорода в кровь. Это
играми и различными физическими упражнениями.
Дошкольный возраст – это именно тот период, когда осуществляется
наиболее интенсивный рост и развития важнейших систем организма и их
духовных способностей. Подвижные игры – одно из любимых занятий детей.
Разнообразные игры, начиная от самых простых и кончая сложными, развивают
немало спортивных умений и навыков.
В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и
характеру основных видов движений. Это такие движения, как ходьба, бег,
применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но
являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных
усваиваются детьми в подвижных играх.
Для дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью.
воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные
условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования
нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.
согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое
место в колонне, кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять
место на игровой площадке или в зале.
Игра помогает преодолеть ребенку робость, застенчивость. Часто бывает
трудно заставить ребенка выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В
непринужденно выполняет самые различные движения.
Основная задача педагога – поддержание в игре достаточной активности
всех детей, постепенное усложнение движений в соответствии с возрастными
условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них
дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, умение
действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря
– вот те основные воспитательные задачи, которые педагог может осуществлять
при помощи разнообразных игровых заданий.
Влияние подвижных игр на развитие движений детей, а также некоторых
волевых проявлений во многом зависит от того, сколько времени длится игра.
Чем дольше и активнее действует ребенок в игре, тем больше он упражняется в
том или ином виде движений, чаще вступает в различные взаимоотношения с
другими участниками, то есть тем больше ему приходится проявлять ловкость,
выдержку, умение подчиняться правилам игры.
воспитателя с детьми. Воспитатель рассказывает, объясняет детям содержания
действовать в соответствии с указаниями.
Таким образом уже в младшем дошкольном возрасте подвижные игры
являются не только средством для развития движений, но и воспитания таких
качеств, как ловкость, быстрота, выносливость.
Читайте также: