Развитие двигательной активности и координации доклад

Обновлено: 05.07.2024

Здоровый образ жизни неотделимо связан с высокой двигательной активностью человека. В настоящее время доказано, что опорно-двигательный аппарат, органы кровообращения и дыхания, функции нервной системы и даже железы секреции смогут правильно развиваться и функционировать, лишь при условии достаточной и регулярной мышечной нагрузки.

Современный образ жизни ведет к снижению двигательной активности
Работа, связанная с физическими нагрузками, требующая выносливости и длительных мышечных напряжений, в современной промышленности, транспорте и сельском хозяйстве исчезает. Облегчая нашу жизнь и бытовые условия, это лишает наш организм мышечных усилий и тем самым оказывает на него неблагоприятное влияние.

Нехватку мышечных напряжений нужно корректировать при помощи специальных оздоровительных мероприятий. Для организма становится особенно важным значение мышечных нагрузок при таких заболеваниях как гипокинезия (снижении двигательной активности) и гиподинамия (снижении мышечных усилий). Сопутствовать недостатку двигательной активности могут атрофия и дегенерацией скелетных мышц. Происходит истончение мышечных волокон, снижение веса и тонус мышц.

Результатом гипокинезии или гиподинамии становятся существенные изменения и нарушения координации движений, ухудшается состояние зрительного, вестибулярного и двигательного аппаратов. Происходят изменения в кровеносной системе: уменьшается размер сердца, учащается пульс, уменьшается масса циркулирующей крови, увеличивается время ее кругооборота. Снижаются функции надпочечников.

Для нашего организма двигательная активность является физиологической потребностью. Лишённый движения организм теряет способность накапливать энергию, необходимую для противостояния стрессу. Мышечные напряжения, воздействие контрастных температур, принятие солнечных ванн в разумной мере полезны организму.

Для восполнения подвижности незаменимы занятия физической культурой, способствующие улучшению деятельности нервных центров, процессов мышления, памяти, концентрации внимания, точной ориентации человека в пространстве, повышению резервов многих систем организма. При регулярных занятиях физическими упражнениями повышается емкость легких, объем и глубина дыхания, нормализуется деятельность желез внутренней секреции.

Исследования показали, что при постепенном увеличении интенсивности и длительности упражнений в организме не наблюдается патологических изменений.

Утренние физические упражнения имеют достаточно важное значение для повышения работоспособности человека после сна, для укрепления здоровья и закаливания организма. Способствуют восстановлению нормального функционирования центральной нервной системы утренние занятия гимнастикой.
Восстановление нервной системы ускоряется, если сочетать утреннюю зарядку с водными процедурами. Воздействие таких раздражителей как температурный фактор, действие свежего воздуха, солнца или воды способствует закаливанию организма человека, помогая снять отечность тканей, а именно вен, которая бывает после пробуждения.

Важность физических упражнений по утрам не ограничивается устранением последствий сна. Они способствуют совершенствованию силы, выносливости, координации и быстроты нашего тела, а также укреплению сердечно-сосудистой, выделительной, дыхательной и других вегетативных систем.

Ежедневно выполняя упражнения, вы будете поддерживать на должном уровне резервную щелочность крови и способствовать сохранению специфических свойств мышц, которые развиваются при регулярной мышечной деятельности.

Чтобы не ухудшать последующую работоспособность, надо избежать большой активности при выполнении физических упражнений до начала вашего рабочего дня.

Не менее важны по значению упражнения, выполняемые на протяжении рабочего дня и даже после его окончания. Они запускают механизм активного отдыха, способствующий скорому восстановлению разных функций в организме, нарушенных из-за утомления. Упражнения являются самым эффективным средством, снимающим нервное и психическое напряжение. В настоящее время для эффективной борьбы с гиподинамией разработаны несколько методик физических упражнений. Стоит особенно выделить шейпинг, спортивные игры, ритмическую гимнастику, плавание, велосипедные прогулки и бег. Каждый делает выбор системы исходя из интереса, возможностей и запросов.
Важно понимать, что сама физическая активность при неправильном использовании не даст оздоровительного результата. Степень физической нагрузки должна быть оптимальной для каждого отдельного человека. Необходимо соблюдение принципов, гарантирующих оздоровительный эффект. И главными из них выступают последовательность, постепенность, регулярность и систематичность физических тренировок. Тренированность организма появляется только в процессе занятий.

Слайд 2.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из задач физического развития детей дошкольного возраста является задача приобретения опыта в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств ребенка. (Раздел II. п. 2.6.)

Развитие физических качеств способствует формированию гармонично развитой личности. И только физически крепкий и здоровый человек способен достигать самых заветных вершин в будущем.

Слайд 3.

Применение координационной лестницы в образовательном процессе позволит развить у детей дошкольного возраста необходимые физические качества: силу, быстроту, ловкость, меткость, выносливость, гибкость и координацию.

ВложениеРазмер
doklad_na_ped_sovet_dolzhikova_e.s.doc 109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практические достижения профессиональной деятельности

педагогического работника по теме:

В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из задач физического развития детей дошкольного возраста является задача приобретения опыта в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств ребенка. (Раздел II. п. 2.6.)

Развитие физических качеств способствует формированию гармонично развитой личности. И только физически крепкий и здоровый человек способен достигать самых заветных вершин в будущем.

Применение координационной лестницы в образовательном процессе позволит развить у детей дошкольного возраста необходимые физические качества: силу, быстроту, ловкость, меткость, выносливость, гибкость и координацию.

Для получения качественного образовательного результата, мною были разработаны этапы работы по данному направлению и определены задачи по каждому этапу, они представлены на слайде.

I этап – организационный

II этап – практический

III этап – обобщающий

На первом этапе мною была изготовлена координационная лестница.

Разработана и составлена картотека игр.

Названия игр с бегом, с прыжками и игр с ходьбой представлены на слайде.

Мною также были составлены комплексы упражнений, которые были разделены на несколько групп:

- упражнения в ходьбе;

- упражнения в упорах.

Были разработаны комплексы упражнений в схемах.

- Ходьба в спокойном темпе, усложняется ходьбой с высоким подниманием колен, , ходьба переступающим шагом, ходьба приставными шагами, ходьба из стороны в сторону, ходьбой спиной вперед. Далее все эти виды ходьбы усложняются ускорением.

- Бег в спокойном темпе, усложняется бегом с высоким подниманием колен, бегом спиной вперед, вбегание и выбегание (прямое) из стороны в сторону, вбегание и выбегание (боковое) из стороны в сторону. Далее эти виды бега усложняется ускорением.

- Прыжки обычные на двух ногах, усложняются прыжками на одной ноге, комбинированными (одна/две ноги), за края, с поворотами, прыжки боком. Усложняются ускорением.

На первом и втором этапе мною использовался модельный метод физического воспитания и обучения, который включает в себя объяснение – показ - выполнение – коррекцию – выполнение - автоматизацию;

При работе с детьми использовала дифференцированный подход. Предлагая то или иное задание или игру, опиралась на имеющийся двигательный опыт воспитанника, который был ему необходим для освоения нового способа действий. При включении каждого задания учитывала возрастные и индивидуальные особенности дошкольника.

С некоторыми детьми занимались индивидуально, отрабатывая технику упражнений, которые не получались.

Ребята выполняют основные движения с использованием координационной лестницы в самостоятельной деятельности.

Главное на данном этапе создать условия для самостоятельной деятельности: дети должны знать, где взять необходимые атрибуты, где и когда можно, не мешая другим, поиграть при помощи лестницы, используя схемы модели.

Такие самостоятельные и коллективные игры позволяют закреплять двигательные навыки дошкольников, совершенствовать физические качества.

Мною проводится оздоровительная гимнастика с более сложными заданиями, с использованием предметов и большей подвижности: например ходьба с высоким подниманием колен с мячом в руках поднятых вверх, ходьба на носочках с обручем, бег с флажками.

В результате у детей развивается интерес к деятельности, совершенствуются двигательные навыки.

Разработанные мною комплексы игровых упражнений и заданий на основе координационной лестницы положительно влияют на формирование двигательных умений и навыков, способствуют развитию физических качеств.

В течение всех трех этапов взаимодействие с родителями носило системный характер и проявлялось в активных формах работы.

С целью ознакомления родителей с методами и формами работы по развитию физических качеств было налажено тесное сотрудничество через:

Родители участвовали в конкурсе физкультурных пособий и атрибутов, принимали активное участие в спортивных мероприятиях детского сада.

Все это подвигло их сделать такой инвентарь для дома и помогать развиваться своим детям, не только в условиях детского сада или школы, но и дома.

Используете? Может кто- то хочет поделиться своим опытом? Я рада, что проделанная мной работа используется вами в образовательной деятельности и делает занятия еще интереснее, а я в свою очередь буду продолжать развивать двигательную активность детей с использованием координационной лестницы. Спасибо за внимание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Через двигательную активность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы. Чем большим количеством разнообразных движений овл.


Совершенствование условий для развития двигательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством игры .

Младший дошкольный возраст — важный период в развитии движения ребенка. В это время закладываются основы его физической подготовленности. Овладение движениями обеспечивает ребенку самостоятельность, в.


Обтимизация двигательной активности детей среднего дошкольного возраста посредством игр и игровых упражнений

Обтимизация двигательной активности детей среднего дошкольного возраста.

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр».

Двигательная активность – это биологическая потребность организма в движении, от степени, удовлетворения которой зависит уровень здоровья детей, их физическое и общее развитиеВведение в действие.


Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.

движение - жизнь.jpg

Значение движения

Правильная нагрузка необходима для обеспечения нормальной жизнедеятельности. Когда мышцы включаются в работу, организм начинает выделять эндорфины. Гормоны счастья снимают нервное напряжение и повышают тонус. В результате отрицательные эмоции исчезают, а уровень работоспособности, напротив, взлетает.

Двигательная активность не дает развиваться старческой атрофии мышц. Как человек становится немощным, замечал каждый, кому приходилось соблюдать долгий строгий постельный режим. После 10 дней лежания очень трудно выходить на прежний уровень работоспособности, т. к. сила сердечных сокращений уменьшается, что приводит к голоданию всего организма, расстройству обменных процессов и т. д. Результатом становится общая слабость, в том числе и мышечная.

Двигательная активность дошкольников стимулирует не только физическое, но и умственное развитие. Дети, которые с малых лет лишены физической нагрузки, вырастают болезненными и слабыми.

Почему современные люди все меньше двигаются

Это обусловлено образом жизни, который зачастую диктуют внешние условия:

  • Физический труд используется все реже. На производстве людей заменяют различные механизмы.
  • Все больше работников умственного труда.
  • В быту используется большое количество приборов. Например, стиральные и посудомоечные машины упростили работу до нажатия на пару кнопок.
  • Широкое использование различных видов транспорта вытеснило пешие и велосипедные прогулки.
  • Очень низка двигательная активность детей, т. к. они отдают предпочтение компьютерным, а не подвижным играм на улице.

С одной стороны, широкое распространение механизмов значительно облегчило человеку жизнь. С другой стороны, оно же и лишило людей движения.

Гиподинамия и ее вред

Мышечное голодание может быть опасней, чем авитаминоз или недостаток пищи. Но о последних организм сообщает быстро и доходчиво. Чувство голода совсем неприятно. А вот первое никак о себе не сообщает, может даже вызывать приятные ощущения: тело отдыхает, оно расслаблено, ему комфортно. Недостаточная двигательная активность организма приводит к тому, что мышцы дряхлеют уже в 30-летнем возрасте.

Вред долгого сидения

Положительное влияние физических нагрузок

Благодаря активной мышечной работе, снимается перенапряжение отдельных органов и систем. Улучшается процесс газообмена, кровь циркулирует по сосудам быстрее, а сердце работает более эффективно. Также двигательная активность успокаивает нервную систему, что повышает работоспособность человека.

Доказано, что люди, ведущие активный образ жизни, живут дольше и меньше болеют. В старости их обходят стороной многие опасные заболевания, например, атеросклероз, ишемия или гипертония. Да и само тело дряхлеть начинает гораздо позже.

Для кого особенно важно движение

Конечно же, для тех, у кого малая активность в течение дня. Также необходимо двигаться людям, больным атеросклерозом и гипертонией. Это необязательно должны быть занятия в спортивном или тренажерном зале. Достаточно простых пеших прогулок.

Неоценимую пользу принесет двигательная активность работникам умственного труда. Она активизирует работу мозга и снимает психоэмоциональное перенапряжение. Многие писатели и философы утверждали, что лучшие идеи к ним приходят во время прогулок. Так, в Древней Греции Аристотель даже организовал школу перипатетиков. Он с учениками прогуливался, обсуждая идеи и философствуя. Ученый был уверен, что ходьба делает умственную работу более продуктивной.

Двигательная активность дошкольников должна занимать родителей, т. к. только она может обеспечить правильное и гармоничное развитие ребенка. С малышом нужно много гулять и играть в подвижные игры.

Самый доступный вид двигательной активности

Когда нужно гулять

Не стоит отправляться на улицу сразу же после еды. В этом случае процесс пищеварения будет затруднен. Необходимо выждать 50-60 минут, чтобы завершилась первая фаза.

Если нет решимости или силы воли заставлять себя каждый раз идти на улицу, то можно завести собаку. С ней придется гулять, вне зависимости от желания. Домашние питомцы помогут организовать режим двигательной активности детей, особенно, если последние предпочитают проводить все свободное время за компьтером.

Как делать это правильно

Несмотря на то что ходьба – привычное дело для каждого, здесь есть некоторые нюансы, которые необходимо учитывать, чтобы получить максимум эффекта и пользы.

Очень важна правильная организация двигательной активности. Ходьба прекрасно тренирует сосуды, улучшает капиллярное и коллатеральное кровообращение. Легкие также начинают работать более эффективно. Это способствует насыщению крови кислородом. Организм получает достаточное количество питательных веществ, что ускоряет процессы метаболизма в клетках и тканях, стимулирует процессы пищеварения, улучшает деятельность внутренних органов. В сосуды поступает резервная кровь из печени и селезенки.

Основные ошибки

При появлении дискомфорта или болевых ощущений нужно остановиться, отдышаться, при необходимости завершить прогулку.

Многие люди убеждены, что только большая физическая нагрузка даст результат, но это большая ошибка. Более того, новичкам без подготовки нельзя совершать большие прогулки. Развитие двигательной активности должно происходить постепенно. Тем более нельзя пытаться преодолеть дискомфорт и боль с помощью повышения уровня нагрузки.

Значение утренней зарядки

Зарядку можно выполнять на свежем воздухе и заканчивать обтираниями или обливаниями. Это даст дополнительный закаливающий эффект. Также воздействие воды поможет избавиться от отечности и нормализует кровоток.

Легкие упражнения поднимут настроение, двигательная активность человека сделает его бодрым сразу после пробуждения. Также они улучшают многие физические качества: силу, выносливость, быстроту, гибкость и координацию. Можно проработать отдельные группы мышц или качества, включив специализированные упражнения в утренний комплекс. Ежедневное выполнение упражнений позволит всегда быть в тонусе, поддержит резервные системы организма, а также восполнит дефицит физической работы.

Правильная организация двигательной активности

Оптимальный уровень физической нагрузки – дело индивидуальное. Чрезмерный или недостаточный уровень активности не даст оздоровительного результата и пользы не принесет. Очень важно это понимать, чтобы правильно дозировать нагрузку.

Существует несколько принципов, которые позволят правильно организовать физическую активность. Все они используются при построении тренировочного процесса. Главных всего три:

Тренированный организм может быстро приспосабливаться к меняющимся условиям, включать резервы, экономно расходовать силы и т. д. А самое главное – он дольше остается активным, подвижным, а значит, и живым.

Значение двигательной активности трудно переоценить, т. к. именно она поддерживает организм в рабочем состоянии, позволяет человеку чувствовать себя хорошо.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Координация – процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи.

Координация движений – это процесс управления мышечной активностью, в результате которого достигается определенная степень соответствия последовательности и градации мышечных напряжений особенностям двигательной задачи и условиям ее реализации.

Координация является составной частью ловкости. Ловкость определяется умением быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой. В этих упражнениях предъявляются повышенные требования к вниманию, сообразительности, быстроте реакции, так как условия могут меняться быстро, неожиданно.

Координация невозможны без развития функции равновесия. Чем меньше площадь опоры, тем труднее сохранить равновесие. Оно зависит и от силы инерции предшествующего движения, в особенности, если далее следует статическая поза. Например, после нескольких вращений трудно сохранить равновесие, еще труднее после этого остановиться в неподвижной позе.

Помимо поддержания функций мозжечка, упражнения на развитие координации движений рук, ног и всего тела приносят огромную пользу организму:

улучшают работу сердца и эластичность сосудов;

развивают реакцию и когнитивные способности;

позволяют быстрее обучаться новым движениям (например, в танцах или гимнастике);

улучшают вестибулярный аппарат, который отвечает за перемещение тела в пространстве;

укрепляют глубокие мышцы тела;

развивают ловкость и гибкость;

снимают стресс и поднимают настроение.

В йоге и боевых искусствах немало времени уделяется развитию координации и баланса, ведь эти навыки напрямую влияют на ловкость и гибкость. Если вас интересует развитие ловкости и координации движений, то нет лучше активности, чем единоборства. Также ловкость и координацию развивает функциональный тренинг, кроссфит, командные виды спорта.

Читайте также: