Разноуровневые технологии обучения в начальной школе доклад

Обновлено: 19.05.2024

Необходимость уровневой дифференциации в условиях большого объема учебной информации. Понятие разноуровневого обучения, его задачи. Технология разноуровневого обучения, требования к заданиям, примеры заданий. Образовательный стандарт школьных предметов.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 06.06.2015
Размер файла 21,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Технология разноуровневого обучения

1. Понятие разноуровнего обучения

2. Проблемы и задачи разноуровневого обучения

3. Технология разноуровневого обучения

4. Требования к заданиям. Примеры заданий

В данной работе я рассмотрела технологию разноуровневого обучения. Стоит отметить, что необходимость введения в образовательную практику уровневой дифференциации обусловлена тем, что в условиях большого объема учебной информации возникла проблема перегрузки школьников. В такой ситуации обучать всех школьников на одном высоком уровне практически невозможно. Тем более что он является часто недостижимым для многих школьников. А это означает появление у большинства из них отрицательной направленности к образовательному процессу в целом.

Целью моей работы является детальное рассмотрение технологии разнорувевого обучения, а именно понятие разноуровневого обучения, проблемы и задачи, технология разноуровневого обучения, требования к заданиям, примеры заданий.

1. Понятие разноуровнего обучения

Технология разноуровневого обучения разработана и внедрена в Московской Технологической школе ОРТ в 1994 году.

Разноуровневое обучение -- это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося; это технология, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Темы же, предписанные стандартами образования, остаются едины для всех уровней обучения. Это означает, что учащийся А учит математику в среднем уровне вместе с учащимся Б, но на русский язык попадает в сильный уровень с учащимся В, а по иностранному языку занимается с учащимся Д в базовой группе. Переход учащегося из уровня в уровень возможен и на практике происходит безболезненно, так содержание (тематика) едина для всех уровней.

2. Проблемы и задачи разноуровневого обучения

Закладываемые критерии формирования учебных групп, эффективности и качества работы свидетельствуют о направленности на знания, умения, навыки и интеллектуальное развитие учащихся.

На второй план уходят остальные аспекты развития и воспитания учащихся. Все это, в свою очередь, мешает получить эффект целостности в формировании всесторонне и гармонично развитой, гуманной, свободной, активной и ответственной личности учащегося.

Решению всех этих задач и проблем может способствовать внутренняя дифференциация учебных групп, которая составляет основу технологии разноуровневого обучения. Цель дифференциации процесса обучения - обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования.

Под дифференциацией понимается способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности; создаются группы учащихся, в которых элементы дидактической системы (цели, содержание, методы, формы, результаты) различаются.

Обеспечение разноуровневого обучения предусматривает, в частности, решение: учебный дифференциация образовательный школьный

Психологических задач (определение индивидуально-личностных особенностей учащихся, типов их развития на основе выявления качеств внимания, памяти, мышления, работоспособности, сформированности компонентов учебной деятельности и т. п.).

Предметно-дидактических задач (разработка учебного материала, его гибкое структурирование), обеспечивающих изоморфизм структур содержания и типологического пространства учебно-познавательных возможностей учащихся.

Реализации принципа "воспитывающего обучения".

Решение первой задачи опирается на психологическую дидактику, второй - на дидактический анализ, вскрывающий уровень доступности учебного материала, его сложность, абстрактность, обобщенность, конкретность, логичность и системность, третьей задачи - на диагностику целостных ориентаций, способностей общения и деятельности.

Для решения комплекса задач необходимо знание, как минимум, индивидуально-типологических особенностей учащихся.

3. Технология разноуровневого обучения

Таким образом, главный акцент в развивающей модели уровневой дифференциации ее авторы делают не на деление учащихся по их способностям или уровню обученности, а на идею согласования процесса обучения с психологической и нравственной структурой развивающейся личности учащихся, что решается через:

разработку учебного материала, для которого каждый уровень его репрезентации (обязательный, дополнительный, повышенный, улучшенный и т. п.) мог бы быть предложен в многообразии индивидуально-личностных особенностей учащихся;

предоставление учащемуся возможности самостоятельной ориентации в многообразии учебного материала, в способах учебной работы, выбора для себя посильного уровня учения, т. е. возможности стать субъектом познавательной, нравственной деятельности и общения.

Основу технологии разноуровневого обучения составляют:

-психолого-педагогическая диагностика учащегося;

-разноуровневый дидактический материал.

Сетевой план - это модель учебного процесса, которая позволяет каждому учащемуся видеть наглядно все, что он должен выполнить за одно занятие, неделю, месяц, семестр и т. д. и стать личностью действующей, т. е. субъектом обучения.

Педагогу сетевое планирование позволяет перейти от дискретного (прерывистого) управления деятельностью учащихся, когда задания выдаются "порциями" на занятии преподавателем, к непрерывному рефлексивному соуправлению и самоуправлению учебным процессом.

Что касается разноуровневого дидактического материала, то практика и передовой опыт убеждают, что только структурированное и дозированное по объему содержание осваиваемого курса наряду с развивающими рефлексивными педагогическими технологиями являются гарантами саморазвития личности.

Задача структурирования содержания решается при разноуровневом обучении с помощью деления текстов, заданий и т. п. на три уровня сложности:

I уровень - сохраняет логику самой науки и позволяет получить упрощенное, но верное и полное представление о предмете;

II уровень - углубляет первый и обогащает по содержанию, глубине проработки, не требуя переучивания. Это происходит за счет включения ранее намеренно пропущенных подробностей, тонкостей, нюансов и т. п.;

III уровень - углубляет и обогащает второй как по содержанию, так и по глубине проработки.

Это происходит за счет включения дополнительной информации, не предусмотренной стандартами.

Т. е. эти три уровня можно охарактеризовать при проведении занятий следующим образом:

1.Проблемное изложение (учащийся осваивает образец умственных действий).

2. Частично-поисковый (формируются элементарные умения и навыки поисковой деятельности).

3. Исследовательский (формируются навыки творческой деятельности).

При этом ориентировочный алгоритм изучения темы, его пошаговое описание, основанное на особенностях процесса освоения знаний, опыта и способов деятельности и эмоционально-ценностном отношении, может быть следующим:

1 шаг - проблематизация. Для этого необходимо связать изучаемую тему с актуальными потребностями учащихся, общества с целью привлечения внимания к изученной теме. Это реализуется путем установления связи содержания темы с опытом учащихся, их интересами, уже изученным материалом.

2 шаг - мотивация учащихся, которая включает в себя несколько блоков: работу с мотивами, целями, эмоциями, учебно-познавательной, нравственной деятельностью и общением.

3 шаг - ознакомление с информацией.

4 шаг - освоение информации, которое может происходить через:

5 шаг - контроль освоения информации.

Таким образом, основные правила технологии разноуровневого обучения можно свести к следующему:

1. Не дотягивать всех учащихся до единого уровня, а создавать условия каждому в меру его потребностей, сил и желания.

2. Последовательное освоение и сдача уровней.

3. За одно занятие можно сдать только одну тему.

4. Для получения оценки "3" необходимо знание не менее 50 % из числа предложенных в данный период времени тем, на "4" - 70-80 %, на "5" - 90-100 %.

5. При подготовке к практическому занятию можно выбрать любой уровень заданий и повысить свою обычную отметку.

6. Основными принципами являются: доброжелательность, взаимопомощь, нормотворчество, право на собственное мнение и ошибку.

4. Требования к заданиям. Примеры заданий

Общие требования к разноуровневым заданиям.

Системы оценивания накладывают определенные требования и на составление заданий к самостоятельным, проверочным, контрольным и прочим работам.

Особое значение имеет создание разноуровневых заданий-измерителей на основе системы оценивания, которые включают в себя следующие уровни:

Уровень А (воспроизведение и описание) отвечает за знание фактического материала и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения.

Например: какое историческое событие произошло позже всех остальных, раньше или какие процессы, события, явления связаны с именем определенного исторического деятеля; современниками были и т.д.

На уровне А проверяется знание фактического материала. Эта часть тестового задания инвариантной соответствует обязательному минимуму содержания и уровню воспроизведения учебной информации конкретной темы и не зависит от дидактической цели, определяющий умения учебно-познавательной компетенции учащихся.

Уровень В (интеллектуальный уровень) оценивает и диагностирует умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал. Самым простым вариантом такой учебно-познавательной деятельности является сопоставление, классификация, а наиболее сложным сравнение двух или более явлений с формулированием конкретных выводов, установление причинно-следственных связей.

На уровне В проверяется умение оперировать полученными знаниями на основе простых мыслительных операций.

Например: установите соответствия между понятиями и явлениями; расположите последовательно те или иные события; на основании данного текста определить, о последствиях какого события идет речь. Мнение обоснуйте.

Уровень С (творческий уровень) оценивает и диагностирует умения интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения, вывести интеллектуальным путем новое для учащегося знание, не данное в готовом виде.

Например: сравнить феодальный строй, сложившийся в Западной Европе и феодальные отношения, сложившиеся в России к началу 16 века. Термин "возрождение" используется в исторической науке применительно и к Западной Европе, и к Руси 14 века. Укажите общее и различное в использовании этого термина в истории Западной Европы и Руси

На уровне С проверяется умение излагать собственные мысли в форме письменной речи А также проверяется умение оперировать полученными знаниями на основе сложных мыслительных операций. Задания этих двух уровней являются вариативной частью теста, так как зависят от дидактической цели, определяющей диагностику сформированности умений учебно-познавательной компетенции учащихся.

Таким образом, внедрение разноуровневости в педагогический процесс позволяет применить индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, имеющий огромное значение, так как в любом учебно-воспитательном процессе учителю приходится работать с индивидуальностями, с учениками, различающимися своими потребностями, склонностями, возможностями, интересами, потребностями и мотивами, особенностями темперамента, мышления и памяти. При этом создаются педагогические условия для включения каждого ученика в деятельность, опирающуюся на уровень актуальности и соответствующую зоне его ближайшего развития, обеспечивающую ему достижение уровня усвоения учебного материала в соответствии с его познавательными возможностями, способностями, но не ниже минимального уровня.

В своей работе я рассмотрела технологию разноуровневого обучения. Технология разноуровневого обучения подлежит обобщению.

Разноуровневое обучение даёт шанс каждому ученику организовать обучение так, чтобы максимально использовать возможности, которые несет в себе дифференциация обучения, не только внутренняя, но и внешняя.

В процессе разноуровневого обучения главное оценивать не столько достигнутые результаты, сколько усилия ученика группа "А"- базовый уровень, определенный образовательным стандартом по всем предметам школьного цикла. Если ученик успешно достигает запланированного данным стандартом уровня знаний, умений, навыков, то и получает в соответствии с достигнутыми результатами отметки, если учащиеся претендуют на более высокий уровень знаний, то его необходимо оценивать исходя из более высоких требований к знаниям, умениям и навыкам, чтобы добиться лучших результатов школьнику потребуется приложить больше усилий, но в соответствии с его способностями. Если оцениваются не усилия, а знания, да еще на базовом уровне, да ещё в сравнении с сильными учащимися, у средних и слабых практически нет стимула прилагать усилия для достижения лучшего результата. Только тогда, когда ученик знает, что его может понять, зачем ему стараться. Такой подход учит ребят ценить не столько сами отметки, сколько знания.

Список литературы

1Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. -М., 2008 - с. 266-297.

Кукушин В.С. Теория и методика обучения - Ростов-на -дону., 2005 - С.222-229.

Подобные документы

Обоснование и разработка организационно-педагогических технологий реализации уровневой дифференциации обучения младших школьников с учетом комплекса индивидуально-психологических особенностей как условия личностно-ориентированного подхода к учащимся.

дипломная работа [165,9 K], добавлен 08.06.2015

Педагогические технологии обучения, особенности организации сотрудничества между педагогом и учащимся. Сущность метода проектов и разноуровневого обучения. Технологии использования компьютерных программ и дистанционное обучение, оценка их эффективности.

курсовая работа [44,2 K], добавлен 25.06.2015

Цели, задачи, виды и формы использования технологии разноуровневого обучения иностранному языку в средней школе. Разработка дифференцированных заданий для учащихся с разным уровнем подготовки. Особенности работы в группах на уроке иностранного языка.

курсовая работа [72,8 K], добавлен 04.02.2016

Характеристики дифференцированного обучения, его формы и виды. Основные понятия дифференциации и индивидуализации. Разновидности групповых технологий (диспут и дискуссия). Изменение содержания процесса обучения географии в условиях дифференциации.

дипломная работа [189,9 K], добавлен 11.04.2015

Дифференциация, ее виды. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов. Формы организации учебной деятельности на уроке. Групповая работа учащихся на уроке как средство уровневой дифференциации.

дипломная работа [86,7 K], добавлен 08.08.2007

Сущность и общие принципы индивидуализации обучения. Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках химии в условиях индивидуализации обучения. Технология индивидуализированного обучения Инге Унт. Адаптивная система обучения А.С. Границкой.

курсовая работа [35,8 K], добавлен 07.09.2011

Использование дифференцированного подхода на уроках математики как основа формирования индивидуализма ребенка. Технологии разноуровневого обучения. Групповая и индивидуальная форма работы. Выявление математических способностей учащихся младших классов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Разноуровневое обучение представляет собой педагогическую технологию организации учебного процесса, направленного на разный уровень овладения учебным материалом, при котором сложность и глубина одного и того же учебного материала в группах уровня А, Б, C является различной. Это даёт возможность обучающемуся выбрать определённый уровень, но не ниже базового, для овладения учебным материалом по школьным отдельным предметам в соответствии своих возможностей

Актуальность рассматриваемой темы объясняется необходимостью введения в педагогическую практику разноуровневого обучения, так как большой объём учебной информации привёл к перегрузки школьников. Такая ситуация не позволяет обучать всех школьников на одинаково высоком уровне, тем более что для многих школьников он часто является недостижимым. А это приводит к отрицательному отношению к учёбе у большинства детей.

Данный метод в системе образования считается продуктивным по следующим причинам:

- улучшается качество знаний;

- возрастает мотивация к изучению;

В разработку данной проблемы большой вклад внесли психологи и философы: Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Ю.С. Гуров, К.М. Гуревич, И.С. Кон, Н.А. Менчинская, Н.С. Лейтес, В.М. Тёплое, Д.В. Эльконин, В.Э. Чудновский, В.С.Юркевич и другие, в их работах раскрыта природа одарённостей, способностей, индивидуальные особенности подростков и детей. Исследования таких учёных, как А.Д. Дмитриева, М.В. Антропова, Г.Г. Манке и других дают физиолого-гигиеническую оценку организации дифференцированного обучения. В работах В.К. Кириллова, М.К. Енисеева, А.А. Кирсанова, В.И. Загвязинского, Е.С. Рабунского, О.Г. Максимовой, Н.М. Шахмаева, И.Э. Унт изложены критерии, теоретические параметры и оценки разноуровневого обучения. Большой вклад в разработку теоретического процесса дифференцированного обучения обучающихся внесли дидакты Б.П. Есипов, Ю.К. Бабанский, Л.В. Занков и другие; психологи В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, Л.С. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и многие другие.

Целью данной работы является теоретическое изучение научно-педагогической, публицистической, периодической, исторической литературы по исследуемой проблеме.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать понятие разноуровневому обучению;

- дать определение уровням и критериям распределения обучающихся по уровням при разноуровневом обучении;

- описать технологию разноуровневого обучения;

- описать требования к разноуровневым заданиям, привести их примеры.

Структура работы состоит из: введения, основного раздела, разделённого на четыре подраздела, заключения, списка использованной литературы.

Разноуровневневым обучением называют педагогическую технологияю организации учебного процесса, при котором планируется разный уровень изучения учебного материала, то есть сложность и глубина одного и того же изучаемого учебного материала неодинакова в группах уровня А, Б, C, это даёт возможность каждому школьнику освоить учебный материал по некоторым предметам на разном уровне (А, В, С) в зависимости от индивидуальных особенностей и способностей личности каждого обучающегося но не ниже базового. Разноуровневое обучение представляет собой технологию, при которой критерием оценки деятельности школьника служат его старания по изучению этого материала, творческому его применению. При этом для всех уровней обучения, предусмотренные стандартами образования, остаются едины. Это можно объяснить следующим образом: обучающийся занимается математикой в среднем уровне (II уровень) вместе с одними обучающимися, но на урок русского языка он попадёт в сильный уровень (III), где состав группы будет другой, а вот иностранный язык он изучает с обучающимся в базовой группе (I уровень). Таким образом, обучающийся может переходить из одного уровня в другой совершенно безболезненно, потому что для всех уровней содержание (тематика) едина. [Уит 2010: 124]

В педагогической практике всё чаще появляются проблемы, которые связаны с разнородностью состава обучающихся в одной учебной группе по таким признакам как: учебным возможностям, специальным и общим способностям, интересам, индивидуальным психофизиопатическим особенностям, проектируемой профессии, религиозной принадлежности, национальному признаку, уровню воспитанности, имущественному и социальному положению родителей.

Критерии, которые закладываются при формировании учебных групп, качества и эффективности работы удостоверяют о направленности на знания, навыки, умения и интеллектуальное развитие обучающихся, остальные аспекты воспитания и развития школьников уходят на второй план. В свою очередь всё это создаёт помехи в получении эффекта неделимости в формировании гармонично и всесторонне развитой, свободной, гуманной, ответственной и активной личности обучающегося.

Решить все эти задачи и проблемы может помочь внутренняя дифференциация учебных групп, составляющая основу технологии разноуровневого обучения. Цель дифференциации процесса обучения заключается в обеспечении каждого обучающегося условиями для наибольшего развития его склонностей, способностей, удовлетворения потребностей, познавательных интересов в ходе освоения содержания образования. Дифференциация представляет собой метод организации учебного процесса, учитывающий индивидуально-типологические особенности личности; при котором формируются группы с различающимися элементами дидактической системы (целями, содержанием, методами, формами, результатами). [Якиманская 2009: 62]

Анализ технологий разноуровневого обучения позволяет выявить два подхода в данном вопросе. Согласно первому подходу выделяются два уровня обучения на основе разработки двух стандартов содержания образования:

- первый – стандарт обязательной общеобразовательной подготовки или обязательный уровень;

Существующий второй подход чаще всего применяется в технологии разноуровневого обучения, он связан с выделением трёх уровней, которые отличаются друг от друга уровнем усвоения обучающимися учебного материала:

- первый (минимальный – овладение знаниями на уровне понимания и воспроизведения;

- второй (базовый) – овладение знаниями на уровне применения в стандартных условиях;

- третий (творческий) – овладение знаниями на уровне их применения в новой ситуации, трансформации и переноса известных способов деятельности для открытия нового. [Алексеева 2014: 13]

Для успешной организации и разработки предметного содержания разноуровневого обучения нужно чётко определить психолого-педагогические параметры, помогающие установить уровень обучения. Несомненно, что он должен учесть уровень усвоения обучающимися учебного материала, характер и объём знаний и способы деятельности, какими должен овладеть школьник, выбирающий определённый уровень.

- Минимальный (первый уровень)

Главное, основное содержание знания, опорные сведения, теоретическая сущность предмета. Данный уровень выявляет фундаментальное, самое главное и вместе с тем самое простое в изучении каждой темы, давая обязательный минимум, позволяющий обеспечить неделимую логику изложения и построить хотя неполную, но непременно цельную картину ключевых представлений.

- Базовый (второй уровень)

Этот уровень расширяет материал предыдущего уровня, иллюстрирует, конкретизирует, и доказывает основное знание, показывает применение и функционирование понятий. Данный уровень увеличивает объём сведений, помогает полнее и шире понять основной материал, создаёт более цельной общую картину, требует умение решать проблемные ситуации в границах курса, глубоких знаний системы понятий.

- Продвинутый (третий уровень)

Данный уровень значительно углубляет материал, даёт его логическое обоснование, обнаруживает перспективы творческого использования. Этот уровень даёт возможность ребёнку проявить себя в дополнительной творческой, самостоятельной работе, требует способности решать проблемы в границах курса и смежных предметов, умение самостоятельно ставить цели и выбирать программу действий.

Нормативным уровнем в технологии разноуровневого обучения является минимальный уровень, который отражает требования к минимально допустимому, обязательному уровню подготовки обучающихся. Проведённый анализ содержания стандартов по школьным предметам говорит о том, что рассматриваемый в данном случае уровень одновременно должен являться базой для более полного изучения материала и быть действительно посилен для всех обучающихся. Такое двойственное понятие функциональной нагрузки минимального уровня создаёт почву для разного толкования его в качестве основы оценивания учебных достижений школьников. [Панфилова 2009: 49]

Но здесь возникает желание задать следующие вопросы:

- Если минимальный уровень отображает обязательный минимум содержания образования, то с каким уровнем обученности следует сравнивать его достижение, какие критерии необходимо брать за основу шкалы оценивания?

- Какие содержательные и логические взаимосвязи находятся в минимальном и повышенном уровне?

- Считается ли этот уровень нормативным? И не тормозится ли потребность к развитию обучающихся, к достижению более высоких результатов?

Несомненно, что этот уровень должен быть стартовым для большинства обучающихся.

Существует ещё одна проблема, связанная с установлением критериев, которые позволяют осуществить выбор обучающимися уровня обучения. Добровольный выбор уровня обучения актуален, прежде всего, для старшеклассников, для которых профессиональные и познавательные потребности и интересы в большей степени определились. Что касается обучающихся в начальных и средних классах, то здесь необходима помощь и поддержка учителя, основанная на комплексной диагностике, позволяющей определить готовность обучающегося к учёбе на уровне его допустимых возможностей.

Технология разноуровневого обучения

В основе технологии разноуровневого обучения находятся:

-разноуровневый дидактический материал;

-психолого-педагогическая диагностика обучающегося.

Сетевой план представляет собой модель учебного процесса, позволяющая каждому школьнику наглядно видеть всё то, что он должен сделать в течение занятия, недели, месяца, семестра и так далее и стать личностью действующей, то есть субъектом обучения.

Что имеет отношение к разноуровневому дидактическому материалу, то передовой опыт и практика убеждают, что только дозированное и структурированное по объёму содержание изучаемого курса вместе с развивающими рефлексивными педагогическими технологиями гарантируют саморазвитие личности. [Полат 2008: 266]

При разноуровневом обучении задача структурирования содержания решается при помощи деления заданий, текстов и тому подобного на три уровня сложности:

- первый уровень сложности – сохраняет логику самой науки и позволяет получить упрощённое, но полное и верное представление о предмете;

- второй уровень сложности – углубляет первый и обогащает по глубине проработки, по содержанию, не требуя при этом переучивания. Это совершается за счёт включения намеренно ранее пропущенных нюансов, тонкостей, подробностей и т. п.;

- третий уровень сложности – обогащает и углубляет второй по содержанию и по глубине проработки.

Это происходит за счёт введения дополнительной информации, которая не предусмотрена стандартами.

То есть при проведении занятий эти три уровня можно охарактеризовать таким образом:

1. Проблемное изложение (обучающийся изучает образец умственных действий).

2. Частично-поисковый (вырабатываются элементарные навыки и умения поисковой деятельности).

3. Исследовательский (происходит формирование навыков творческой деятельности).

При этом примерный алгоритм изучения темы, его поэтапное описание, учитывающее особенности процесса освоения опыта, знаний, способов деятельности и эмоционально-ценностном отношение, может быть таким:

- первый шаг – проблематизация. Здесь нужно соединить изучаемую тему с важными, существенными потребностями обучающихся, общества для привлечения внимания к теме. Это осуществляется путём установления связи между содержанием темы и опытом, интересами обучающихся, уже изученным ранее материалом.

- второй шаг – мотивация обучающихся, включающая в себя ряд блоков, таких как: работу с целями, мотивами, эмоциями, нравственной, учебно-познавательной деятельностью, общением.

- третий шаг – ознакомление с информацией.

- четвёртый шаг – освоение информации через: взаимообучение; проработку текста.

- пятый шаг – контроль освоения информации. [Кукушин 2008: 222]

Следовательно, технологию разноуровневого обучения можно выразить следующими основными правилами:

- Не тянуть всех обучающихся до одинакового уровня, а каждому создавать условия соразмерно его потребностям, силам и желанию.

- Соблюдать последовательность в освоении и сдачи уровней.

- За одно занятие можно сдать только одну тему.

- На практическом занятии можно выбрать задание любого уровня, тем самым повысить свою обычную отметку.

- Главными принципами являются: взаимопомощь, доброжелательность, нормотворчество, право на ошибку и собственное мнение. [Шамова 2015: 83]

4 Требования к разноуровневым заданиям, их примеры

Для оценивания знаний обучающихся используются системы, которые предъявляют определённые требования к составлению заданий самостоятельных, проверочных, контрольных и прочих работ.

Создание разноуровневых заданий-измерителей на основе системы оценивания имеет особое значение, они включают в себя следующие уровни:

Уровень А (описание и воспроизведение) несёт ответственность за знание фактического материала, способность правильно применять специальные понятия и термины, узнавать объекты изучения.

К примеру: назвать историческое событие, которое произошло позже (или раньше) всех остальных, или какие явления, события, процессы связаны с именем определённого исторического деятеля; кто были современниками определённого деятеля и т.д.

На данном уровне идёт проверка знания фактического материала. Эта часть тестирования соответствует уровню воспроизведения учебной информации конкретной темы и обязательному минимуму содержания и не зависит от дидактической цели, определяющей умения учебно-познавательной компетенции обучающихся.

Уровень В (интеллектуальный уровень) диагностирует и оценивает умения анализировать, синтезировать, обобщать теоретический и фактический материал. Самый простой вариант такой учебно-познавательной деятельности заключается в сопоставлении, классификации, а наиболее сложный в сравнении двух или более явлений с формулированием конкретных выводов, в установлении причинно-следственных связей.

На этом уровне проверяется умение пользоваться имеющимися знаниями на основе простых мыслительных операций.

Например, задания на установление соответствия между явлениями и понятиями; последовательное расположение тех или иных событий; определить, о каком событии и его последствии идёт речь в данном тексте. Мнение нужно обосновать.

Уровень С (творческий уровень) диагностирует и оценивает умения применять знания из различных областей, доказывать свою точку зрения, вывести интеллектуальным путём новое для обучающегося знание, которое не дано в готовом виде. [Онищук 2016: 257]

В данной работе рассмотрена тема разноуровневого обучения, которое каждому школьнику даёт шанс организовать обучение таким образом, чтобы максимально использовать возможности, которые в себе несёт дифференциация обучения, как внутренняя, так и внешняя.

Можно сделать вывод, что введение в педагогический процесс разноуровневости даёт возможность использовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся, который имеет огромное значение. Это объясняется тем, что в своей учебно-воспитательной практической деятельности учителю приходится работать с личностями, индивидуальностями, с детьми с различными потребностями, возможностями, склонностями, интересами, особенностями темперамента, памяти и мышления. Разноуровневое обучение способствует созданию педагогических условий для включения каждого школьника в познавательную деятельность, опираясь на уровень его развития, обеспечивающую ему достижение соответствующего уровня усвоения учебного материала в соответствии с его способностями, познавательными возможностями, но не ниже минимального уровня.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовила учитель начальных классов:

Бадрудинова Айшат Рашидовна. 2018г

Разноуровневый подход в обучении младших школьников

Любить детей - этого мало,

Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей.

Наша школа обучает детей с разным уровнем развития, и так как массовая школа не в состоянии предложить каждому школьнику индивидуальную учебную программу, наши учителя ищут модели обучения, которые могут обеспечить развитие личности с учетом индивидуальныхпсихологических и интеллектуальных возможностей. Сегодня школа – в неустанном поиске новых, более эффективныхподходов, средств, форм обучения и воспитания обучающихся.

В настоящее время одна из ведущих тенденций в развитии начальной школы – еѐ дифференцированное обучение. Понятие "дифференцированное обучение‖ в переводе с латинского "different‖ означает разделение,

разложение целого на различные части, формы, ступени. Вопрос дифференциации обучения и воспитания не раз рассматривался на педсоветах и в работе методических объединений коллектива нашей школы,

мы пришли к выводу, что дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.

Опыт последних лет показывает, что наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего максимально благоприятные условия для ребенка (при подборе соответствующего уровня, сложности учебного материала, соблюдении дидактических принципов доступности, посильности), является дифференцированное обучение. Основная цель использования нами технологии разноуровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому обучающемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным на основе учета индивидуальных особенностей личности. Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Так как класс комплектуется из детей разного уровня развития, неизбежно возникает необходимость дифференцированного подхода при разноуровнвом обучении. Важным аспектом в развитии личности, является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности. Внутриклассная дифференциация в начальной школе существует издавна, являясь основным путем осуществления индивидуализации обучения, поэтому обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям, пожалуй, - самая сложная задача, стоящая перед учителем начальных классов. И решить ее невозможно без индивидуального подхода к обучению. Разноуровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с группами, сохраняя детский коллектив, в котором происходит развитие личности. Ее характерными чертами являются: открытость требований, предоставление учениками возможности самим выбирать уровень усвоения материала и переходить с одного уровня на другой. Система работы учителя по этой технологии включает в себя различные ступени:

Гост

ГОСТ

Технология разноуровневого обучения – это способ организации педагогического процесса, основанный на построении индивидуального образовательного пространства для каждого учащегося, исходя из зоны его ближайшего развития и, позволяющий включить его в совместную коллективную образовательную деятельность.

Использование данной технологии исключает применение унифицированных образовательных программ и технологий обучения и воспитания. Это способствует реализации индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

Сущность и целевое назначение технологии разноуровневого обучения

Разноуровневое обучение предполагает построение учебного процесса таким образом, чтобы каждый учащийся освоил учебную программу на разном уровне, отвечающем уровню его интеллектуального развития и его особенностям. При этом, не допускается овладение учебной программой на уровне, ниже базового т.е. каждый учащийся должен овладеть базовой системой знаний на каждом уровне и этапе обучения. Различия в освоении учебного материала отражают глубину и сложность его содержания, которые освоены каждым учащимся, т.е. один ребенок может освоить программу на самом высоком уровне сложности, другой на низком и т.д.

Использование данной технологии в образовательном процессе имеет иные критерии оценивания знаний учащихся: оцениваются не итоги обучения, а его ход. Происходит оценивание усилий учащегося, его кропотливой работы, ориентации на творческий подход при реализации конкретной образовательной задачи, освоения темы или курса обучения. При этом, на каждом уровне обучения осваиваются единые темы, утвержденные федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС).

Чтобы реализовать данный подход, учащиеся разделяются на группы по уровню их развития. Важно, достичь однородности состава учащихся каждой группы, иначе возникнут сложности с достижением должного уровня освоения учебной программы каждым учащимся.

Рисунок 1. Технология разноуровневого обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готовые работы на аналогичную тему

Целевым назначением технологии разноуровневого обучения является освоение образовательной программы каждым учащимся на том уровне, который отвечает зоне его ближайшего развития и специфическим признакам развития.

Данная цель предполагает наличие ряда подцелей:

  1. Акцентирование внимания педагога на работе с разными категориями учащихся;
  2. Достижение опоры в обучении на субъектный опыт учащихся;
  3. Учет особенностей функционирования психический процессов учащегося, уровня его познавательной заинтересованности, развитости памяти, мышления, восприятия, уровня развития личностно-смысловой области, наличие, имеющихся знаний и навыков по конкретной теме;
  4. Развитие мотивации познавательной работы учащихся разных категорий;
  5. Организация самостоятельной деятельности учащихся;
  6. Сокращение фронтальной работы и общего обучения всего коллектива учащихся;
  7. Акцент на реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

Данное обучение позволяет каждому учащемуся полноценно использовать свои способности и возможности в образовательном пространстве. Это позволяет создать условия для продвинутого обучения одаренных детей, расширив их горизонты познания и помочь отстающим в усвоении базовой системы знаний.

Основа технологии разноуровневого обучения

В основу технологии разноуровневого обучения положены следующие компоненты:

Психолого-педагогическая диагностика учащихся. Она ориентирована на определение зоны ближайшего развития каждого ученика и предоставление ему возможности самостоятельно ориентироваться в многообразии образовательной деятельности, методах и технологиях обучения. Таким образом, диагностика направлена на превращение учащегося в субъект учебно-воспитательной деятельности.

Рисунок 2. Технология разноуровневого обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Сетевое планирование – это способ планирования образовательной деятельности, дающий наглядную картину его итогов т.е. каждый учащийся видит, что он должен освоить в течение одного учебного занятия, месяца обучения, четверти, полугодия, года. Это активизирует познавательную активность учащегося, способствует занятию субъектной позиции в обучении, поскольку он может внести корректировки в план, исходя из своих потребностей, способностей и возможностей. Педагог, при этом, становится, лишь, направляющим деятельности учащихся. Он не дает задания порционно, а дает единую программу обучения за конкретный временной период. Учащиеся переходят к самоуправлению своей образовательной деятельностью.

Дидактический материал разного уровня сложности. Чтобы процесс обучения способствовал личностному развитию каждого учащегося, учебный материал должен даваться дозированно и постепенно, независимо от категории и уровня развития учащихся, для которых он предназначен. Весь учебный материал, который включен в общеобразовательную программу, подразделяется на три уровня сложности:

  • Первый уровень ориентирован на сохранение научной логики материала и получение общего представления об изучаемой дисциплине, ее курсе или теме учебного занятия. Таким образом происходит формирование упрощенных, простейших знаний о предмете;
  • Второй уровень сложности является более расширенным и углубленным по содержанию, по сравнению с первым. Сюда добавляются разнообразные детали, нюансы о том или ином процессе или объекте, которые были упущены на первом уровне. Они обогащают первичные знания;
  • Третий уровень направлен на углубление и расширение знаний за счет прибавления ко второму уровню детализированного материала, включающего научный компонент и практический аспект его использования. Сюда прибавляется такая информация, которая не включена в базовый уровень общеобразовательной программы, установленной ФГОС.

На первом уровне происходит освоение учащимся умственных действий, которые необходимо совершать для познания учебной программы.

На втором уровне происходит закладка простейших знаний и навыков деятельности.

На третьем уровне осуществляется творческое развитие учащихся. Оно стимулирует творческую активность учащихся, активизирует их познание и ориентирует на исследование окружающей действительности.

Рисунок 3. Технология разноуровневого обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Читайте также: