Информация как объект правоотношений доклад

Обновлено: 07.07.2024

Информация как объект гражданских правоотношений Информация особый объект гражданских правоотношений, она обладает следующими признаками информация, являясь идеальной компонентой бытия, т.е. благом нематериальным, опосредует имущественные отношения информация является непотребляемым объектом гражданских правоотношений, который подвергается лишь моральному старению важной особенностью информации является возможность ее практически неограниченного тиражирования.

Информация как объект гражданских правоотношений обладает следующими особенностями информация - нематериальное и непотребляемое благо возможность неограниченного тиражирования информации и отсутствие монополии на информацию, кроме случаев, указанных в законе. В то же время информация не относится к объектам права собственности, т. к. на нее невозможно распространить в традиционном порядке права владения, пользования, распределения. Информация относится к объектам интеллектуальной собственности, на которые существуют

исключительные права. Данные объекты регулируются специальным законодательством. Право регулирует не процесс творчества, а создание организационных, имущественных и иных предпосылок творческой деятельности. Право устанавливает режим объектов охрану прав и интересов создателя информации юридическом оформлении процесса получения информации заключение на получение и использование информации. Право строится и функционирует на определенных принципах, выражающих его сущность и социальное назначение,

отражающих главные свойства и особенности. Принципами права должны руководствоваться все участники информационных отношений органы законодательной, исполнительной, судебной власти, организации и граждане. Соблюдение принципов может служить мерилом правового и социального характера государства, эффективности защиты информационных прав и законных интересов человека и гражданина. За последние годы сложилась практика, согласно которой при принятии основополагающих федеральных законов

Существует значительное количество определений термина "информация". Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дает два значения этого слова:

- сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемых человеком или специальным устройством;

Можно привести еще одно определение информации (философское): информация – это свойство материи, состоящее в том, что в результате взаимодействия объектов между их состояниями устанавливается некоторое соответствие.

С середины ХХ века информация определяется как общенаучное понятие, включающее обмен сведениями:

- между человеком и автоматом,

- между автоматом и автоматом,

- обмен сигналами в животном и растительном мире,

- передача информации от организма к организму (генетическая информация).

При изучении предложенного курса мы будем руководствоваться определением, которое зафиксировано в федеральном законе, однако, составляющие других определений позволят нам глубже понять специфику данного термина.

Свойства информации, ее юридические особенности проявляются в информационных процессах. Информационные процессы – процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации3.

Юридические особенности информации должны учитываться при правовом регулировании информационных отношений. Ниже приведены юридические особенности информации.

1. Свойство физической неотчуждаемости информации.

Свойство основано на том, что информация, знание информации не отчуждаемы от человека, который является их носителем. А значит, при передаче информации от одного лица к другому должен оформляться не факт отчуждения информации, а передача прав на ее использование. Например, при продаже дома происходит его отчуждение, при передаче информации источник информации продолжает быть ее носителем.

2. Свойство обособляемости информации.

Для включения в оборот информации ее необходимо овеществить. Это происходит путем перевода ее в символы, знаки, волны и тому подобное. Таким образом, овеществленная информация, то есть обособленная от ее производителя, становится самостоятельным объектом правоотношений, ее можно передать от одного субъекта другому. Например, для входа в информационный процесс программа для ЭВМ должна быть зафиксирована на бумаге, материальном носителе.

3. Свойство информационного объекта.

Информация имеет хождение только на материальном носителе или с помощью материального носителя (статья в газете, информация по радио). То есть мы видим двуединство информации – самой информации и носителя, на котором она закреплена. Это свойство позволяет распространить на информационный объект совместное и взаимосвязанное действие двух институтов – института авторского права и института вещной собственности. Например, в отношении программы для ЭВМ, размещенную на диске, будут действовать авторские права, в отношении самого диска – вещные права, владельцы прав могут быть различны.

4. Свойство тиражируемости информации.

Информация может тиражироваться и распространяться в неограниченном количестве экземпляров без изменения ее содержания. Одна и та же информация может принадлежать одновременно неограниченному кругу людей. Юридические последствия следующие, необходимо закреплять объем прав по использованию информации.

5. Свойство организационной формы.

Зачастую информация в обороте представляет собой документ (оригинал, копия, массив документов). Информация, оформленная в виде документа, имеет свои атрибуты, а, следовательно, можно установить владельца информации (например, по подписи). Это свойство позволяет относить к информационным объектам не только документы, но и организационные информационные структуры, например базы данных.

6. Свойство экземплярности информации.

Поскольку информация зачастую распространяется на материальном носителе, существует возможность учета количества носителей с информацией, а значит, и ограничение доступа к информации.

Информация может играть различные роли в правовой системе. Ниже приведена ее классификация по тому месту, которая информация занимает в системе права.

Всю информацию можно разделить на две группы: неправовая информация и правовая информация.

Неправовая информация – информация, которая обращается в соответствии с предписаниями правовых норм, но не является результатом правовой деятельности.

Правовая информация – это информация, которая создается в результате правотворческой, правоприменительной, правоохранительной деятельности. В свою очередь, правовая информация делится на нормативную, то есть сами нормы (законы, постановления) и ненормативную – информацию, с помощью которой реализуются предписания правовых норм.

Сам федеральный закон "О рекламе" является нормативной информацией, потому что в нем закреплены положения, которые регулируют весь процесс оборота рекламы. Ненормативной информацией будет являться предписание Федеральной антимонопольной службы хозяйствующему субъекту о прекращении нарушения законодательства о рекламе. И федеральный закон "О рекламе" и предписание Федеральной антимонопольной службы являются правовой информацией.

К ненормативной правовой информации относятся:

- общая информация о состоянии законности и правопорядка, например, заявления, поступающие в прокуратуру, Конституционный Суд, другие суды о соблюдении законности;

- судебная, уголовная и прокурорская статистика;

- информация о соблюдении прав и свобод человека, эту информацию предоставляет Уполномоченный по правам человека;

- информация о гражданско-правовых отношениях, договорных обязательствах;

- информация об исполнении нормативных предписаний органами государственного и муниципального управления;

- информация судов (судебные решения).

Информацию можно классифицировать и по доступу к ней. Вся информация делится на две группы: открытая и закрытая. К открытой информации относятся:

- информация об объектах гражданских прав (произведения науки, литературы, документы, подтверждающие авторские права и тому подобное);

- массовая информация, информация, подготавливаемая и распространяемая средствами массовой информации или через Интернет с целью информирования населения, например, реклама;

- официальные документы, например, законы, судебные решения.

К закрытой информации относятся:

- государственная тайна, то есть защищаемые государством сведения, создаваемые в условиях секретности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- служебная тайна, информация, основным пользователем которой являются государственные и муниципальные органы управления;

- коммерческая тайна, это научно-техническая, технологическая, организационная или иная используемая в экономической деятельности информация, сюда же можно включить и ноу-хау. Режим защиты такой информации устанавливается законом;

- профессиональная тайна, это сведения, которые становятся известны людям определенных профессий в силу исполнения ими своего профессионального долга;

- персональные данные, эта информация создается самими гражданами в их повседневной деятельности, в том числе при реализации ими прав и свобод (право на труд, соцстрахование), выполнение обязанностей (воинской). Документальной информацией будут являться справки, анкеты, история болезни.

Понятие "информация" тесно связано с другим понятием – "информационные ресурсы". Информационные ресурсы – это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах.

Классификация информационных ресурсов

1. По виду информации:

- информация о чрезвычайных ситуациях,

- кадастры (земельный, градостроительный, имущественный, лесной).

2. По способу доступа:

- информация ограниченного доступа (государственная, служебная, коммерческая, профессиональная тайна, персональные данные).

3. По виду носителя:

- на электронных носителях,

- изображение на пленке,

4. По способу организации хранения и использования:

- традиционные формы (архив, библиотечный фонд),

- автоматизированные формы (Интернет, автоматизированная информационная система, база данных).

5. По форме собственности:

- общероссийское национальное достояние,

- собственность субъекта Российской Федерации,

2. Информационное право и информационные отношения

Информационное право – система социальных норм, охраняемых силой государства, возникающих в информационной сфере – сфере производства, преобразования и потребления информации.

Основной предмет правового регулирования информационного права – информационные отношения. Дадим два определения понятия "информационные отношения".

1. Информационные отношения – отношения, возникающие при осуществлении информационных процессов, то есть процессов сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.

2. Информационные отношения – обособленная, однородная группа общественных отношений, возникающая при обращении информации в информационной сфере в результате осуществления информационных процессов в порядке реализации каждым информационных прав и свобод, а также в порядке исполнения обязанностей органами государственной власти и местного самоуправления по обеспечению гарантий информационных прав и свобод.

Субъектами информационного процесса являются:

1) российские граждане,

2) иностранные граждане,

3) лица без гражданства,

- информационные центры, (правовой центр в Белгородской областной научной библиотеке),

- информационные фонды (Фонд Гостелерадио),

- архивы (Белгородский областной архив),

- библиотеки (научная библиотека Белгородского государственного университета),

- органы массовой информации (газета "Белгородская правда"),

- органы государственной и муниципальной власти,

- общественные организации (партии),

- зарубежные организации. Субъекты информационного процесса могут быть классифицированы следующим образом:

1 категория – производители информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг, информационных систем, технологий и средств их обеспечения;

2 категория – обладатели (держатели) информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, собственники информационных систем и средств их обеспечения;

3 категория – потребители информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг.

Под методами правового регулирования в праве понимаются способы воздействия этой отрасли права на определенную категорию социальных отношений. Информационное право не является исключением, в нем применяется вся совокупность средств правового регулирования: повеление, запрет, дозволение.

Основные принципы правового регулирования отношений в сфере оборота информации в России сходны с принципами информационного права других стран. Информационная отрасль права основывается на следующих принципах:

2) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

3) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

4) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

5) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;

6) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

7) достоверность информации и своевременность ее предоставления;

8) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

9) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

3. Источники и нормы информационного права

информационное право отношение

Под источниками информационного права следует понимать внешние формы выражения правовых норм, касающихся оборота информации. Основу источников информационного права составляют: международные акты, федеральные нормативные акты, акты субъектов Российской Федерации, акты органов местного самоуправления.

Согласно Классификатору правовых актов в раздел "Информация и информатизация" входят следующие классы документов.

1. Общие положения в сфере информации и информатизации.

2. Управление в сфере информации и информатизации.

3. Информационные ресурсы. Пользование информационными ресурсами:

- документирование информации. Делопроизводство;

- обязательный экземпляр документов;

- архивный фонд. Архивы;

- информационные ресурсы по категориям доступа;

- информация о гражданах (персональные данные);

- предоставление информации. Информационные услуги.

4. Информатизация. Информационные системы, технологии и средства их обеспечения:

- информационные системы, технологии и средства их обеспечения.

5. Средства массовой информации.

7. Информационная безопасность. Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации4.

Информационно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.

Материальные нормы юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность участников регулируемых отношений, например, право на доступ к информации, касающейся санитарно-эпидемиологической обстановки в регионе.

Процессуальные нормы регламентируют процедуру (порядок, правила) реализации прав и обязанностей, установленных материальными информационными нормами в рамках регулируемых информационных отношений, например, порядок лицензирования в информационной сфере.

Как и нормы других отраслей права, информационно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникать информационные правоотношения, и указывает на круг субъектов – участников этих правоотношений, например, в каких случаях гражданин может обратиться за получением информации в государственный орган.

Диспозиция содержит предписание о том, как должны поступать субъекты правоотношений, устанавливаются их права и обязанности, например, в течение какого срока государственный орган должен дать ответ гражданину.

Санкции – меры по защите прав и обеспечению исполнения установленных правил. Ответственность может наступить: гражданско-правовая (при нарушении авторских прав), административная (при препятствовании в получении информации), уголовная (за разглашение государственной тайны).

Основные вопросы стандартизации и сертификации регламентируются положениями федерального закона "О техническом регулировании" №184-ФЗ, принятого 27 декабря 2002 года. Согласно норм закона, сертификация – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров; стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Стандарт – нормативный документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Разработка, принятие и соблюдение стандартов является обязательной процедурой в ходе эксплуатации информационных систем, поскольку ни одна из них не обходится без технической составляющей. Следовательно, необходим и процесс сертификации для предотвращения нанесения вреда здоровью и жизни граждан.

Рассмотрение информации как объекта правоотношений различных сфер деятельности личности, общества и государства, в том числе сферы информационной безопасности, неразрывно связано с рассмотрением и уточнением понятия и сущности правовой информации. Рассмотренные выше, и используемые специалистами и учеными дефиниции и содержание информации [89, 100-102, 109], позволяют утверждать следующее:

1) правовая информация является разновидностью информации, ее видовым понятием;

2) в силу первого утверждения, все признаки (свойства) информации присущи и понятию правовой информации;

3) правовая информация имеет специфические особенности, определяющие ее содержание и выделяющие ее в самостоятельное понятие, которое до 70-х годов в юридической литературе не использовалось, а все информационные проблемы права решались в рамках понятий "источник права", "правовой материал", "правовые акты", "правовые документы" и т.п.;

4) сферы деятельности личности, общества и государства, предопределяют многообразие содержания правовой информации, отражающей многофункциональный объект, которая создается и потребляется во всех сферах деятельности, обеспечивает решение многочисленных задач, стоящих перед различными субъектами, в том числе органами государственной власти, местного самоуправления и др.;

5) разнообразие направлений и сфер деятельности личности, общества и государства, использующих информацию и кибернетические методы в исследование правовых проблем, обусловили необходимость обобщения и формирования единого понятийного аппарата в информационной сфере, в том числе понятия правовой информации;

6) в силу того, что информация является сложным объектом, определяемым большим разнообразием ее форм и видов, то регулирование информационных отношений в рамках одного правового института затруднено, что и определило содержание имеющихся понятий правовой информации [89, 142, 144], несмотря на их адекватное содержание;

7) последнее положение подтверждает актуальность применения комплексного подхода к формированию понятия и содержания правовой информации, с одновременным и взаимосвязанным учетом и применением различных правовых институтов.

Формирование понятия правовой информации, осуществляется с учетом рассмотрения информационно-смыслового содержания правовых норм, которые содержат действующие виды нормативных правовых актов, классы законов, документы судебной, арбитражной, нотариальной практики и др.) [142,150,202]. Это позволяет не только уточнить ее содержание, но и отличить ее от других видов, в том числе политической, научной и др., а также выделить ее особенности, свойства как объекта права, определяющие место и роль информации в правовой системе, механизм обеспечения общественных отношений в информационной сфере и сфере информационной безопасности. Особенности и свойства правовой информации проявляются в информационных процессах, обеспечивающих реализацию конституционных прав и свобод человека и гражданина [142, 144].

Свойство физической неотчуждаемости информации от ее производителя или передающего субъекта, отражает то, что при передаче информации другому лицу процесс отчуждения информации должен заменяться передачей прав на ее использование и, информация уже передается вместе с этими правами.

Свойство обособляемости информации характеризует то, что информация существует в виде знаков, волн, вследствие чего она обособляется от своего производителя и существует независимо и отдельно от него.

Свойство информационной вещи характеризует то, что информация всегда отображается на материальном объекте и состоит из самой информации и ее носителя. В этой связи появляется сложное понятие – информационной вещи (информационного объекта).

Свойство распространения информации характеризуется ее способностью распространяться в неограниченном количестве экземпляров без изменения ее содержания.

Свойство организационной формы отражает то, что информация всегда представляется в определенных формах – документах, массивах, библиотеках, фондах и т.п.

Однако эти свойства правой информации не в полной степени отражают ее содержание, которое также определяется также характером общественных отношений, методами их регулирования. При этом качество регулирования отношений в информационной сфере определяется эффективностью правовых норм, зависящих от свойств правовой информации. Смысловое содержание правовой информации формирует ее прагматическую ценность, которая состоит в обязательности выполнения правовых норм для личности, общества и государства.

В настоящее время в рамках существующего понятийного аппарата правовой информации как объекта права, рассматривается ее классификация по следующим основаниям:

1) видам источников информации (люди, документы, публикации, технические носители, продукция, технические средства обеспечения производственной деятельности);

2) роли информации в правовой системе (правовая и неправовая, нормативная правовая и ненормативная правовая);

3) степени доступа к информации (открытая, ограниченного доступа, конфиденциальная);

4) степени официальности (официальная и неофициальная);

5) объектам оборота (информация как объект самостоятельного оборота, информация, сопровождающая деятельность субъектов);

6) видам информации (массовая, о гражданах, конфиденциальная, статистическая, архивная);

7) организационным формам представления (документальная, архивный документ, информационные ресурсы, информационные продукты);

8) виду носителя (бумажная, магнитная, электронная и др.);

9) источнику возникновения (первичная, вторичная);по видам нормативных правовых актов (законная, подзаконная).

Этот далеко не окончательный вариант классификации дает представление об информации как об объекте сложных, многоплановых общественных отношений в информационной сфере и сфере обеспечения ИБ. Здесь любая информация, в том числе и правовая, рассматривается с позиции принятия эффективного управленческого решения, что требует определенного качества информация. Получение такой информации предполагает организацию надлежащего информационного процесса, который рассматривается как механизм реализации информационных прав, свобод и обязанностей. В свою очередь, реализация информационного процесса должна осуществляться с учетом требований к качеству правовой информации.

К правовой информации предъявляются требования [166]: истинности (объективности), достоверности; полноты; точности; своевременности, однозначности, релевантности, пертинентности, актуальности, ценности, стоимости, безопасности и др.[133, 202].

Основные виды информационных процессов, понятия и содержание которых рассматривается в действующих нормативных правовых актах [9, 18] могут быть представлены относительно полным множеством сложившихся в информационной сфере видов информационных процессов: производства (создания), передачи, распространения, сбора, накопления, хранения, поиска, получения, потребления информации (в общем, широком смысле – обработки информации), создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения. В действующем законодательстве информационные процессы закреплены как процессы формирования и оборота информации или как этапы жизненного цикла информации, находящейся в обороте личности, общества и государства.

Информационных процессы характеризуются следующим:

– содержание информационной сферы, связанной с обработкой информации (в широком смысле), информационным процессом и отображает декларируемый Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами оборот информации;

– содержание информационной сферы отражает законодательно определенные информационные процессы, возникающие при их реализации информационные отношения;

– формирование относительно полного множества информационных отношений можно осуществить путем декомпозиции содержания рассмотренной информационной сферы на ряд предметных областей [142], представляющих объекты информационной деятельности, информационной сферы, видов деятельности в них (научно-исследовательская, правовая, производственная, проектная, эксплуатационная и другие) [166], определив для них соответствующие категории права (ограничение права, обязанность, ответственность), рис.1.2.


Рис.1.2. Содержание метода формирования

К особенностям информационных отношений [150] применительно к сфере информационной безопасности можно отнести:

– отношения, определяемые объектом изучаемой сферы, то есть информацией, информационными ресурсами, информационными системами, представленными характерными признаками, свойствами, особенностями;

– информационные отношения, проявляемые в действиях (поведении) субъектов при осуществлении ими информационных процессов;

– информационные отношения, отражающие специфику, проявляющуюся и в значительной степени обусловленную особенностями, свойствами субъектов, представляющих угрозу объекту.

В рассматриваемых информационном процессе и информационных отношениях существенное влияние на свойства информации оказывают характеристики правонарушений, которые представляют большое разнообразие угроз информации и информационным ресурсам.

В качестве объекта правоотношений, в том числе и гражданских (статья 128 Гражданского кодекса Российской Федерации), информация должна обладать следующими признаками:

– существующие сведения неизвестны третьим лицам, сторонам;

– к сведениям нет доступа на незаконном основании;

– собственник информации принимает меры для обеспечения их конфиденциальности. Рассмотрение информации как объекта правоотношений предполагает и необходимость ее юридической защиты, как объекта права собственности [14…17], наряду с обеспечением доступа и других другими процедурами обращения с ней. Такой подход к информации объясняется тем, что историческим и традиционным объектом права собственности является материальный объект (известное вещное право).

С другой стороны, информация, не являясь материальным объектом окружающего мира. Представляемая как отражение действительности, в сознании человека, она все же неразрывно связана с материальным носителем. Такими носителям являются, прежде всего, мозг человека или отчужденные от человека материальные носители (книга, дискета, электронная система памяти предметы, и в целом системы, средства искусственного происхождения). С учетом этого, существует обоснованный подход [17], предусматривающий рассмотрение информации и информационных отношений с позиций вещного права, а также с позиций комплексного использования отечественного законодательства, в том числе и его норм, не относящихся к вещному праву. Такой подход к объекту информационных отношений может быть объяснен следующее положениями.

Рассматривая информацию как отражение действительности объектом окружающего мира, можно говорить об информации как об абстрактной субстанции, существующей самой по себе. Однако ее хранение, передача невозможны без материального носителя. Известно, что информация, как объект права собственности копируема (тиражируема) за счет материального носителя.

С другой стороны, информация – как объект права собственности легко перемещается от одного к другому субъекту права собственности без очевидного (заметного) нарушения права собственности на информацию. Но перемещение материального объекта к другому субъекту права собственности неизбежно и, как правило, влечет за собой утрату этого объекта первоначальным субъектом права собственности. При этом очевидно нарушение права собственности, которое имеет место лишь в случае неправомерного перемещения того или иного материального объекта. Опасность копирования и перемещения информации усугубляется тем, что она, как правило, отчуждаема от собственника (хранится и обрабатывается в сфере доступности большого числа субъектов, не являющихся субъектами права собственности на эту информацию). Это особенно характерно для автоматизированных систем обработки информации, информационно-вычислительных и других информационных систем.

Рассмотрев особенности информации как объекта права собственности, можно сделать вывод, что в остальном информация ничем не отличается от традиционных объектов права собственности и предполагает три правомочия собственника, составляющие содержание (элементы) права собственности [18]: право владения, право распоряжения, право пользования.

Субъект права собственности на информацию может передать часть своих прав (распоряжение), не теряя их сам, другим субъектам, например "хранителю", то есть, владельцу материального носителя информации (это владение или пользование) или пользователю (это пользование и может быть владение).

Известно [14, 19] содержанием рассмотренных прав.

Право распоряжения информацией подразумевает исключительное право (никто другой, кроме собственника) определять, кому эта информация может быть предоставлена (во владение и пользование).

Право владения подразумевает владение этой информацией в неизменном виде.

Право пользования - право использовать эту информацию в своих интересах.

Реализация этих прав имеет ряд особенностей

Во-первых, к информации кроме субъекта права собственности на нее могут иметь доступ другие субъекты права собственности как законно, санкционировано (это – субъекты права на элементы права собственности), так и незаконно, несанкционированно.

Во-вторых, в связи с первым положением, возникает сложная система взаимоотношений между субъектами права собственности, обуславливающая способы их реализации, и, следовательно, направления формирования системы правовой защиты, обеспечивающие предотвращение нарушений прав собственности на информацию.

В третьих, в действующем законодательстве [20…39], результатах исследований отечественных и зарубежных ученых и специалистов по вопросам правового регулирования процесса защиты информации [40…42] рассматриваются положения, касающиеся рассматриваемых прав владения, пользования, распоряжения.

В четвертых, несмотря на ряд особенностей, информация, наряду с традиционными материальными объектами, она может и должна рассматриваться законом как объект права собственности. Регулирование возникающих здесь общественных отношений будет зависеть от специфики объектов права собственности.

Учитывая рассмотренные особенности информации как объекта права собственности (копируемость, перемещаемость, отчуждаемость), закон должен регулировать отношения субъектов и объектов права собственности на информацию в целях защиты прав собственника, законных владельцев, пользователей информации. Это обеспечит защиту информационной собственности от различных угроз, в том числе разглашения, утечки, несанкционированного ознакомления, обработки, копирования, модификации или уничтожения, в целом от несанкционированного доступа (НСД), и нарушения ее целостности, а также позволит выработать определить меры ответственности за нарушение права собственности на информацию, а также других противоправных действий, обусловливающих снижение качества информации и ее уничтожение, изменение ее статута, нарушения качества информационных процессов и функционирования информационных систем.

Информация как объект собственности конкретного собственника может фиксироваться в зависимости от вида информации в государственных (или частных) регистрах, кадастрах. Таких как, например Комитет по делам изобретений, Патентный фонд, Государственный фонд алгоритмов и программ и т. д.

Действующие нормативные правовые акты по защите информационной собственности [27, 28, 35, 39] в определенной мере обеспечивают регулирование информационных отношений, возникающих в связи с широким использование новых информационных технологий, и прежде всего, микропроцессорных систем, ЭВМ и на их основе организационных, технических и программных способов и средства защиты информации. Такое состояние требует более детального рассмотрения содержания и особенностей компьютерной информации и ее защиты. Эти вопросы целесообразно рассмотреть в соответствующих разделах по информационной безопасности и правовой защиты компьютерной информации.

Не менее сложной и важной является защита интеллектуальной собственности, охватывающая авторское, изобретательское и другие права, относящиеся в целом к интеллектуальной деятельности человека и регулирующая отношения по созданию и использованию изобретений, открытий науки, произведений литературы, искусства и т.д. Здесь в качестве объекта права собственности следует рассматривать продукт интеллектуальной собственности, представляющий информацию. Это позволяет относить защиту интеллектуальной собственности к проблемам защиты информации как объекта права собственности или проблемам защиты информационной собственности.

Рассматривая содержание информации, как объект права, можно выделить некоторые ее основные виды, подлежащие правовой защите, в том числе: сведения отнесенные к государственной тайне; конфиденциальную документированную информацию, определяемую собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании действующего законодательства; персональные данные и др.

Таким образом, правовое регулирование отношений в информационной сфере и сфере информационной безопасности:

– представляет собой форму государственного регулирования взаимоотношений граждан, общества и государства, представляющую информационные отношения участников в информатизации, которые осуществляются в соответствии с требованиями действующих правовых норм;

– предполагает осознание субъектами права своих прав и обязанностей в которых содержится государственная воля, выступающая в виде требований, то есть обязанностей и дозволения.

Механизм правового регулирования в области информационных отношений, в том относящихся и к процессу обеспечения информационной безопасности представляет собой единую систему правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения в сфере информатизации.

Существует значительное количество определений термина "информация". Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дает два значения этого слова:

- сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемых человеком или специальным устройством;

Можно привести еще одно определение информации (философское): информация – это свойство материи, состоящее в том, что в результате взаимодействия объектов между их состояниями устанавливается некоторое соответствие.

С середины ХХ века информация определяется как общенаучное понятие, включающее обмен сведениями:

- между человеком и автоматом,

- между автоматом и автоматом,

- обмен сигналами в животном и растительном мире,

- передача информации от организма к организму (генетическая информация).

При изучении предложенного курса мы будем руководствоваться определением, которое зафиксировано в федеральном законе, однако, составляющие других определений позволят нам глубже понять специфику данного термина.

Свойства информации, ее юридические особенности проявляются в информационных процессах. Информационные процессы – процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации3.

Юридические особенности информации должны учитываться при правовом регулировании информационных отношений. Ниже приведены юридические особенности информации.

1. Свойство физической неотчуждаемости информации.

Свойство основано на том, что информация, знание информации не отчуждаемы от человека, который является их носителем. А значит, при передаче информации от одного лица к другому должен оформляться не факт отчуждения информации, а передача прав на ее использование. Например, при продаже дома происходит его отчуждение, при передаче информации источник информации продолжает быть ее носителем.

2. Свойство обособляемости информации.

Для включения в оборот информации ее необходимо овеществить. Это происходит путем перевода ее в символы, знаки, волны и тому подобное. Таким образом, овеществленная информация, то есть обособленная от ее производителя, становится самостоятельным объектом правоотношений, ее можно передать от одного субъекта другому. Например, для входа в информационный процесс программа для ЭВМ должна быть зафиксирована на бумаге, материальном носителе.

3. Свойство информационного объекта.

Информация имеет хождение только на материальном носителе или с помощью материального носителя (статья в газете, информация по радио). То есть мы видим двуединство информации – самой информации и носителя, на котором она закреплена. Это свойство позволяет распространить на информационный объект совместное и взаимосвязанное действие двух институтов – института авторского права и института вещной собственности. Например, в отношении программы для ЭВМ, размещенную на диске, будут действовать авторские права, в отношении самого диска – вещные права, владельцы прав могут быть различны.

4. Свойство тиражируемости информации.

Информация может тиражироваться и распространяться в неограниченном количестве экземпляров без изменения ее содержания. Одна и та же информация может принадлежать одновременно неограниченному кругу людей. Юридические последствия следующие, необходимо закреплять объем прав по использованию информации.

5. Свойство организационной формы.

Зачастую информация в обороте представляет собой документ (оригинал, копия, массив документов). Информация, оформленная в виде документа, имеет свои атрибуты, а, следовательно, можно установить владельца информации (например, по подписи). Это свойство позволяет относить к информационным объектам не только документы, но и организационные информационные структуры, например базы данных.

6. Свойство экземплярности информации.

Поскольку информация зачастую распространяется на материальном носителе, существует возможность учета количества носителей с информацией, а значит, и ограничение доступа к информации.

Информация может играть различные роли в правовой системе. Ниже приведена ее классификация по тому месту, которая информация занимает в системе права.

Всю информацию можно разделить на две группы: неправовая информация и правовая информация.

Неправовая информация – информация, которая обращается в соответствии с предписаниями правовых норм, но не является результатом правовой деятельности.

Правовая информация – это информация, которая создается в результате правотворческой, правоприменительной, правоохранительной деятельности. В свою очередь, правовая информация делится на нормативную, то есть сами нормы (законы, постановления) и ненормативную – информацию, с помощью которой реализуются предписания правовых норм.

Сам федеральный закон "О рекламе" является нормативной информацией, потому что в нем закреплены положения, которые регулируют весь процесс оборота рекламы. Ненормативной информацией будет являться предписание Федеральной антимонопольной службы хозяйствующему субъекту о прекращении нарушения законодательства о рекламе. И федеральный закон "О рекламе" и предписание Федеральной антимонопольной службы являются правовой информацией.

К ненормативной правовой информации относятся:

- общая информация о состоянии законности и правопорядка, например, заявления, поступающие в прокуратуру, Конституционный Суд, другие суды о соблюдении законности;

- судебная, уголовная и прокурорская статистика;

- информация о соблюдении прав и свобод человека, эту информацию предоставляет Уполномоченный по правам человека;

- информация о гражданско-правовых отношениях, договорных обязательствах;

- информация об исполнении нормативных предписаний органами государственного и муниципального управления;

- информация судов (судебные решения).

Информацию можно классифицировать и по доступу к ней. Вся информация делится на две группы: открытая и закрытая. К открытой информации относятся:

- информация об объектах гражданских прав (произведения науки, литературы, документы, подтверждающие авторские права и тому подобное);

- массовая информация, информация, подготавливаемая и распространяемая средствами массовой информации или через Интернет с целью информирования населения, например, реклама;

- официальные документы, например, законы, судебные решения.

К закрытой информации относятся:

- государственная тайна, то есть защищаемые государством сведения, создаваемые в условиях секретности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- служебная тайна, информация, основным пользователем которой являются государственные и муниципальные органы управления;

- коммерческая тайна, это научно-техническая, технологическая, организационная или иная используемая в экономической деятельности информация, сюда же можно включить и ноу-хау. Режим защиты такой информации устанавливается законом;

- профессиональная тайна, это сведения, которые становятся известны людям определенных профессий в силу исполнения ими своего профессионального долга;

- персональные данные, эта информация создается самими гражданами в их повседневной деятельности, в том числе при реализации ими прав и свобод (право на труд, соцстрахование), выполнение обязанностей (воинской). Документальной информацией будут являться справки, анкеты, история болезни.

Понятие "информация" тесно связано с другим понятием – "информационные ресурсы". Информационные ресурсы – это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах.

Классификация информационных ресурсов

1. По виду информации:

- информация о чрезвычайных ситуациях,

- кадастры (земельный, градостроительный, имущественный, лесной).

2. По способу доступа:

- информация ограниченного доступа (государственная, служебная, коммерческая, профессиональная тайна, персональные данные).

3. По виду носителя:

- на электронных носителях,

- изображение на пленке,

4. По способу организации хранения и использования:

- традиционные формы (архив, библиотечный фонд),

- автоматизированные формы (Интернет, автоматизированная информационная система, база данных).

Читайте также: