Разделение и специализация труда доклад

Обновлено: 30.06.2024

Разделение труда на предприятии осуществляется между основным и вспомогательным производством; по фазам или стадиям производства (например, заготовительное, механообрабатывающее, сборочное производство); между цехами, участками, отделами и другими службами; между бригадами и рабочими местами внутри цехов и участков.

Разделение труда — не самоцель. Оно осуществляется на производстве в конечном счете для повышения производительности труда, и в каждом отдельном случае необходимо изучать его эффективность с тем, чтобы оно не привело к нежелательным последствиям.

Важнейшими условиями эффективности разделения труда являются: достаточно большой объем производства и высокий уровень его специализации; достаточно большое количество технологического оборудования; соответствие между количеством операций и рабочих мест; дробление операций и работ не должно доходить до такой степени, когда экономия времени на основных операциях поглощается возросшими затратами времени на вспомогательных и транспортных.

Кроме того, необходимо учитывать и длительность операции. С одной стороны, дробление операции на мелкие части способствует росту производительности труда, так как с уменьшением количества движений легче приобрести необходимые навыки в работе. С другой стороны, сокращение количества движений сопровождается увеличением их повторяемости. При этом возрастает монотонность труда, вследствие чего ускоряется процесс утомления и снижается производительность труда.

Разделение труда на предприятии не беспредельно и имеет по меньшей мере четыре границы эффективности: технологическую, экономическую, физиологическую и социальную.

Технологической границей разделения труда является тот предел, за которым дальнейшее дробление операции невозможно (неделимые операции, т. е. состоящие из однопроходного перехода).

Признаком экономической границы эффективности разделения труда служит себестоимость выполнения операции или единицы работы. По мере дробления производственного процесса сокращается количество трудовых движений, выполняемых отдельным работником за один цикл работы. Это дает возможность специализировать рабочие места, применять высокопроизводительное оборудование и инструмент, снижать трудоемкость и себестоимость единицы изделия. Однако этот процесс сопровождается увеличением числа рабочих мест, количества перевалок деталей, времени и протяженности транспортировки, увеличиваются затраты на амортизацию оборудования и уход за ним. Наконец, может наступить такой момент, когда экономия времени на основных работах поглощается увеличением затрат труда на вспомогательных, в связи с чем дальнейшее снижение себестоимости %а счет углубления разделения труда уже невозможно.

Признаком физиологической границы разделения труда является снижение производительности труда работника в связи с повышенной утомляемости в результате увеличения темпа работы и повышения монотонности труда, постоянной нагрузки на одни и те же части тела и органы человека.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

В качестве социальной границы эффективности разделения труда выступает степень содержательности трудового процесса. Чрезвычайное упрощение трудовых действий рабочего в результате разделения труда превращает труд в скучное занятие, лишенное творческих элементов, делает специальность бесперспективной, порождает текучесть рабочей силы. Поэтому необходимо соблюдать целесообразные границы разделения труда, а там, где оно достигло уже крайних пределов, особенно в массовом производстве, необходимо принимать специальные меры по предотвращению отрицательного воздействия чрезмерного разделения труда.

Для борьбы с монотонностью и однообразием в работе физиологи предлагают различные меры: укрупнение простых операций в более сложные комплексы, при выполнении которых требуется дополнительное внимание, перемена рабочей позы, участие в работе различных органов тела; периодическая смена рабочего места, что связано с изменением выполняемых операций и вносит элемент разнообразия в трудовой процесс; изменение режима работы конвейера в течение смены в соответствии с изменением работоспособности человека; применение дополнительных перерывов для отдыха продолжительностью 5— 10 мин, в зависимости от напряженности работы; применение функциональной музыки в качестве отвлекающего средства от монотонности трудового процесса.

Любое из этих или им подобных мероприятий может быть реализовано на практике только после тщательного физиологического обоснования и соответствующей подготовки.

Экономические, психофизиологические и социальные разделения труда и их определяющие факторы.

Предметное разделение труда предполагает специализацию производственных подразделений и сотрудников на изготовлении определенных видов продукции (изделия, узлы, детали).

Профессиональное разделение труда характеризуется знаниями и навыками, необходимыми для выполнения определенного вида работ. Состав профессий обусловлен в основном технологией и оборудованием.

Квалификационное разделение труда определяется различием работ по сложности. Это в свою очередь обусловливает и разные сроки подготовки персонала к выполнению соответствующих функций. Сложность выполняемых работ является важнейшим фактором дифференциации оплаты труда. Для количественной оценки квалификации персонала обычно используются разряды тарифной сетки, включающей в различных странах 17-25 разрядов.

Исходя из функционального, технологического и предметного разделения труда формируются профессии и уровни квалификации. Таким образом, на предприятии профессиональное и квалификационное разделение труда можно рассматривать как вторичное по отношению к функциональному, технологическому и предметному.

Выбор форм разделения труда определяется прежде всего типом производства. Чем ближе производство к массовому, тем больше возможностей для специализации оборудования и персонала на выполнение отдельных видов работ. При выборе наиболее эффективного уровня дифференциации производственного процесса должны учитываться технические, психологические, социальные и экономические границы разделения труда.

Технические границы обусловлены возможностями оборудования, инструмента, приспособлений, требованиями к потребительским качествам продукции.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Психологические границы определяются возможностями человеческого организма, требованиями сохранения здоровья и работоспособности. Необходимость учета психофизиологических границ связана с тем, что высокая степень специализации вызывает монотонность труда, которая приводит к неблагоприятным последствиям для работающих. В результате исследований установлено, что длительность многократно повторяющихся элементов работ не должна быть меньше 45 с; работу необходимо спроектировать так, чтобы обеспечивалось участие не менее пяти-шести групп мышц человека.

Социальные границы обусловлены требованиями к содержанию труда, его необходимому разнообразию, возможностям развития профессиональных знаний и навыков.

Экономические границы характеризуют влияние разделения труда на экономические результаты производства, в частности, на суммарные затраты трудовых и материальных ресурсов.

Поиск и внедрение новых форм разделения труда предполагают их обязательную экспериментальную проверку. Только на практике можно окончательно установить эффективность той или иной формы разделения труда, выявить как положительные, так и негативные ее стороны.

Основное направление совершенствования разделения труда — выбор наилучшего его варианта для каждого конкретного производственного участка с учетом экономических, технико-технологических, психофизиологических и социальных требований.

Главным экономическим требованием к оптимальному разделению труда является обеспечение выпуска продукции в заданных объемах и высокого качества при наименьших трудовых, материальных и финансовых затратах.

Технико-технологические требования предусматривают выполнение каждого элемента работы соответствующим исполнителем на данном оборудовании в установленное рабочее время. Эти требования в решающей степени определяют технологическое, функциональное, профессиональное и квалификационное разделение труда.

Психофизиологические требования направлены на недопущение переутомления работников из-за больших физических нагрузок, нервного напряжения, обеднения содержания работы, монотонности или гиподинамии (недостаточной физической нагрузки), что нередко ведет к преждевременному утомлению и снижению производительности труда.

Социальные требования предполагают наличие в составе работ творческих элементов, повышение содержательности и привлекательности труда.

Известно, что в результате разделения труда происходит специализация рабочих, которая, с одной стороны, обеспечивает снижение затрат труда, а с другой — может обеднить его содержание, привести к повышению монотонности (после известного предела) и снижению производительности. Повышение загрузки исполнителей не всегда означает увеличение времени производительной работы оборудования, возможна и обратная зависимость.

С установлением более напряженных норм времени необходимая численность исполнителей уменьшается, но увеличивается вероятность снижения качества изделий. Обеспечение в составе выполняемых операций творческих элементов (расчетов, настройки станков и т.д.) нередко связано с дополнительными затратами времени на единицу продукции, однако повышает содержательность и привлекательность работ, снижает текучесть кадров и т.д.

Выбор наиболее оптимального решения должен уравновесить действие различных факторов и обеспечить наиболее эффективное достижение производственной цели. Для этого иногда необходимо проведение специальных экспериментов и исследований с применением математических методов и вычислительной техники (для выбора наилучшего варианта). Однако экономический и социальный эффект этих работ должен значительно перекрывает затраты на их проведение.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Проектирование разделения труда на промышленных предприятиях путем принятия оптимальных организационных решений весьма эффективно и является одним из наиболее перспективных направлений совершенствования организации труда.

Гост

ГОСТ

Сущность разделения труда в организации

Организация включает в себя определенное количество работников, и, чем шире спектр оказываемых услуг, тем большее количество персонала необходимо организации, чтобы удовлетворять запросы потребителей. Из-за большого количества работников возникает необходимость разделения труда, то есть, распределения должностных обязанностей разного типа между разными сотрудниками. Чем ýже спектр обязанностей, тем эффективней происходит работа. Распределение функций происходит не только в производственном отделе компании, но и в остальных, включая управленческий персонал. Каждый из работников выполняет определенную деятельность, несет определенные права и ответственность, но только в рамках своих полномочий.

На практике разделение труда заключается в составлении групп работников по одинаковому функционалу.

Так появляются люди, которые занимаются только своим спектром вопросов и функций. Подобное разделение ведет к специализации, то есть, концентрации усилий работника в определенной области. Чем четче прописаны для работника функциональные обязанности, ответственность и права, тем конкретней его специализация. В письменной форме особенности специализации каждого работника закрепляются при помощи должностных инструкций.

Специализация в производстве заключается в разном наборе техники и инструментов, разном конечном продукте для каждой из групп работников. В управлении специализация заключается в разном наборе управленческих функций, а также в особенностях структуры отделов организации (т.е., особенностях иерархии). Управленческое разделение труда зависит от миссии организации, изначальной структуры организации, ее размеров, вида деятельности. Иногда на него влияют особенности отрасли, в которой работает организация, или географические факторы. Из-за индивидуальных особенностей каждой из организаций на рынке, разделение труда в них специфическое. Не бывает двух компаний с одинаковой специализацией работников.

Направления разделения труда в организации

Два типа направлений разделения труда:

  • по стадиям. Работы делятся на этапы, начиная с приема сырья и прочих ресурсов и заканчивая конечным продуктом. Это горизонтальная специализация.
  • иерархическая (в компании в целом и ее отделах). Это вертикальная специализация.

Горизонтальная специализация предполагает разделение труда в зависимости от исполняемых функций: производство (и внутри него собственная специализация), персонал, научные разработки и ноу-хау, финансы, маркетинг. При разделении учитывается тип работы и его сложность. Горизонтальная специализация бывает:

  • предметная (зависит от особенностей продукта);
  • подетальная (зависит от особенностей частей продукта);
  • технологическая (зависит от методов получения результата).

Вертикальная специализация зависит от исполняемых функций и касается иерархической системы организации. Процесс происходит так: назначаются руководители отделов, которые отвечают за принятия решений в рамках отдела и за их реализацию. Потом выбираются специалисты с более узким функционалом, но разбирающиеся в широком спектре вопросов. Назначаются рядовые работники.

Существует три уровня вертикальной специализации:

  • низовая. Это бригадиры, начальники смен, начальники участков, чаще всего в производственном отделе. Они руководят рабочими и координируют их действия в процессе производства, но на тактические решения компании влияние не оказывают, занимаются только оперативными.
  • средне уровневая. Руководители отделов, филиалов фирмы, подразделений. На этом уровне находится больше 50% всего управленческого аппарата организации. Здесь принимаются тактические решения о дальнейших действиях.
  • высшая. Высшее руководство организации, администрация, которая отвечает за стратегическое планирование и руководство как компанией в целом, так и ее функциональными подразделениями, филиалами, отделами. Количество топ-менеджеров в организации обычно составляет от 3% до 7% персонала. Здесь принимаются основные стратегические решения.

На каждом из уровней вертикальной специализации предусмотрен определенный набор исполняемых функций и их объем.

Факторы, ограничивающие разделение труда

При разделении труда существует ряд факторов, которые могут помешать более узкой специализации. Влияние может оказать как сочетание факторов, так и какой-то один. Если подходить к разделению труда с позиций комплексного охвата, можно точнее распределить функции персонала.

На разделение труда влияют:

  • техника и технология (характеристики оборудования, его потенциал, неиспользованные технические ресурсы, условия эксплуатации, используемое сырье, размер запросов рынка и размер получаемой продукции, который может выдавать оборудование);
  • психологическое и физическое состояние персонала (личные способности и возможности, уровень загрузки на производстве, количество применяемых физических усилий, техника безопасности, уровень вреда для здоровья);
  • социальные факторы (содержание функций в процессе работы, система мотивации, применение или неприменение творческих подходов в работе, карьерный рост, рост квалификации, заработной платы);
  • экономические факторы (влияние специализации на продукт, на затраты по его производству, изначальные издержки на закупку материалов, затраты на персонал, его обучение).

Значение специализации

В процессе производства, особенно в крупных компаниях, специализация способствует формализации условий труда, что облегчает работу. Но чем более узкой становится специализация, тем больше дополнительных подразделений появляется, и сама специализация сужается еще сильнее. Кроме этого существует опасность бюрократизации процесса, который только замедляет работу и мешает увидеть общую цель деятельности организации. Координация деятельности растет, время на работу в каждом отделе увеличивается, потому что нужно согласовывать действия с другими отделами все чаще. К тому же существует риск снижения уровня удовлетворения результатами работы у рядовых работников, отсюда возникает текучесть кадров, что характерно для крупных производств с низкоквалифицированным трудом.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: « Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда.

Основное содержание материала темы: Виды деятельности человека. Профессиональная деятельность, её цели, принципиальное отличие от трудовой деятельности. Человек как субъект профессиональной деятельности. Исторические предпосылки возникновения профессий. Разделение труда. Формы разделения труда. Специализация как форма общественного разделения труда и фактор развития производства. Понятие кооперации. Понятие специальности и перемены труда. Производство как преобразовательная деятельность. Составляющие производства.

Цель и задачи обучения: сформировать представление о профессиональной деятельности, разделении, специализации и кооперации труда; раскрыть понятия профессии, специальности, кооперации, перемены труда; развивать положительную мотивацию к трудовой деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку.

2. Актуализация знаний:

- Какого рода деятельностью занимаетесь вы сейчас? (обучение).

- Какие виды деятельности вы можете назвать, кроме учебы? (игра, общение, труд и т.д.).

- Какой профессиональной деятельность занимаются ваши родители?

3. Изучение нового материала: использование презентации и видео (14мин.).

Запись определений в тетрадь (в процессе демонстрации презентации):

Деятельность - процесс целенаправленного преобразования, совершенствования действительности и самого человека.

-Труд (профессиональный, непрофессиональный (хобби, увлечения).

деятельности

Профе ссия — род трудовой деятельности человека, обычно его источник существования. Требует владения теоретическими знаниями и практическими навыками, приобретаемыми в ходе специальной подготовки или образования.

Специальность – это более узкая разновидность деятельности в рамках одной профессии.

Профессиональная деятельность — это деятельность человека по своей профессии и специальности в определенной сфере и отрасли производства.

-Создание материальных и духовных ценностей и благ

-Получение средств для жизни человека и общества

-Содействие общему и профессиональному развитию личности и окружающих

-Преобразование окружающей среды

профессиональной

деятельности

-Условия труда и отдыха

-Объект и предмет труда

Особенности

профессиональной

деятельности

Разделение труда — специфическая для каждой исторической эпохи система связанных между собой видов трудовой деятельности, ее дифференциация по социальным функциям.

-По биологическим особенностям членов коллектива (мужской и женский труд)

-Отделение скотоводства от земледелия

-Выделение умственного труда в особую среду деятельности

-появление ремесленных мастерских, мануфактур и т.д.

-Предметная специализация (кооперация)

-Стадийная (технологическая) специализация

Специализация труда — форма общественного разделения труда. Она выражается в такой организации производства, когда отдельные люди выполняют только определенные трудовые операции в процессе изготовления какого-либо продукта.

4. Закрепление нового материала:

Что такое профессиональная деятельность?

Каковы функции профессиональной деятельности?

Как можно определить цель и задачи профессиональной деятельности?

Что обеспечивает успех профессиональной деятельности человека?

Почему произошло разделение труда?

Охарактеризуйте исторически сложившиеся этапы разделения труда людей.

В чем заключается сущность разделения труда?

Какие формы разделения труда вы знаете?

В чем разница между профессией и специальностью?

Назовите специальности, относящиеся к одной профессии.( Например, профессия – психолог, специальности могут быть: Клинический психолог; Арт – терапевт; Детский психолог; Педагог – психолог; Семейный психолог и т.д. ) .

6. Заключительная часть: подведение итогов урока, выставление оценок.

7. Задание на дом: конспект.

Процесс целенаправленного преобразования, совершенствования действительности и самого человека называют деятельностью . Обобщив виды деятельности, свойственные всем людям, назовем основные: общение, игра, учение и труд. Труд человека может быть профессиональным и непрофессиональным (хобби, увлечения).

Профессиональная деятельность — это деятельность человека по своей профессии и специальности в определенной сфере и отрасли производства.

Профе́ссия — род трудовой деятельности человека, обычно его источник существования. Требует владения теоретическими знаниями и практическими навыками, приобретаемыми в ходе специальной подготовки или образования.

Специальность – это более узкая разновидность деятельности в рамках одной профессии.

От того, как человек готов к своей профессиональной деятельности, зависит его успех в работе. Профессиональную деятельность можно рассматривать как составляющую часть трудовой — основной деятельности человека.

Профессиональная деятельность выполняет определенные функции.

hello_html_m69a7f004.jpg

Профессиональная деятельность всегда преследует определенную цель и предусматривает решение конкретных задач.

Например, целью педагогической деятельности является обеспечение определенного уровня образования молодежи (общего, начального профессионального, среднеспециального, высшего). Задачами педагогической деятельности являются обучение, воспитание и разностороннее развитие личности.

Профессиональная деятельность характеризуется присущими ей особенностями: специфической обстановкой, условиями труда и отдыха, объектом и предметом труда .

Успешное овладение профессиональной деятельностью, прежде всего, зависит от наличия необходимых знаний по данной профессии и практического опыта. Ошибочно считать профессиональной деятельностью временное занятие без предварительной теоретической и практической подготовки. Например, разве можем мы сказать, что человек, ремонтирующий свой автомобиль или электропроводку, занимается профессиональной деятельностью? Конечно же нет. Не владея рациональными приемами, навыками, умениями и знаниями, он не сможет устранить неисправность в кратчайший срок, качественно и надежно, не подвергая риску себя и окружающих. Любой из нас согласится, что работа будет выполнена лучше по всем критериям, если за нее возьмется человек, знающий дело и профессионально работающий в этой сфере (электрик, автомеханик и т. п.).

В профессиональной сфере человеческой деятельности идет постоянное совершенствование, но при этом разные люди по-разному достигают профессиональных целей. Одни стремятся достичь идеала в своей работе, другие действуют в режиме исполнения определенных профессиональных норм и предписаний.

Успешность овладения профессиональной деятельностью зависит от мотива выбора данной профессии, профессиональной направленности и соответствия качеств личности работника выбранному им поприщу. Кроме того, в любой профессиональной деятельности существуют ограничения по здоровью.

Профессиональная деятельность тесно связана с технологической культурой, так как преобразовательная активность составляет основу любого вида труда. Поэтому чем выше уровень технологической культуры, тем более успешной будет профессиональная деятельность.

Профессиональная деятельность явилась следствием исторического процесса разделения и специализации труда людей.

Разделение труда — специфическая для каждой исторической эпохи система связанных между собой видов трудовой деятельности, ее дифференциация по социальным функциям.

В далекой древности главным распределителем труда была природа. Географические и климатические условия определяли характер занятий для племен и их отдельных членов (растить хлеб, охотиться на диких зверей, пасти прирученных животных и т. д.). Первоначальное разделение труда базировалось в основном на биологических особенностях членов коллектива (мужской и женский труд).

В период разложения первобытнообщинного строя сначала происходит отделение скотоводства от земледелия, затем обособляются ремесла, торговля. На ранних стадиях рабовладельческого строя умственный труд выделился в особую среду деятельности, и в результате одни люди стали выполнять интеллектуальную, творческую и управленческую работу, заниматься искусством, тогда как на долю других достался изнурительный, часто лишенный всякого творческого содержания физический труд. Таким образом, на смену естественному отбору пришло разделение труда между людьми по их социальному положению.

Специализация труда — форма общественного разделения труда. Она выражается в такой организации производства, когда отдельные люди выполняют только определенные трудовые операции в процессе изготовления какого-либо продукта.

Специализация труда необходима в трудовой деятельности и обусловлена тем, что в процессе труда человек имеет дело с определенными предметами, орудиями и приемами труда, в соответствии с чем, его трудовая деятельность приобретает специфические особенности.

Специализация выступает как средство развития производительных сил и способствует росту производительности труда.

Развитие крупной машинной индустрии означало превращение работника из основной фигуры производства в придаток машины.

В условиях научно-технической революции под влиянием комплексной механизации и автоматизации производственных процессов осуществляется перемена труда, требующая от работника овладения несколькими профессиями (специальностями). Перемена труда постепенно вытесняет разделение труда.

Форма разделения труда характеризует способ организации процесса профессиональной деятельности людей.

В настоящее время существуют следующие формы разделения труда:

hello_html_5bcc0a3a.jpg

Умственный труд — это труд, в процессе которого человек затрачивает преимущественно свои интеллектуальные усилия в отличие от физического труда, при котором расходуется в основном мышечная энергия.

Отраслевая специализация — это разделение труда по отраслям материального (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и др.) и нематериального (наука, образование, торговля, медицина и др.) производства.

Предметная специализация — это разделение предприятий по выпускаемой однородной продукции (автомобильный завод, швейная фабрика, колбасный цех и др.). Но бывает, что специализированными предприятиями совместно изготавливается одно сложное изделие. Между ними устанавливаются постоянные производственные связи. Эти отношения называются кооперацией. Кооперирование предприятий оформляется договорами между этими предприятиями.

Подетальная специализация — производство отдельных частей и деталей готового продукта (например, продукция шарикоподшипникового завода, продукция карбюраторного завода, продукция шинного завода и др.).

Стадийная (технологическая) специализация — выполнение отдельных операций, частей технологического процесса (например, выпуск заготовок для машиностроительных предприятий на литейных заводах, изготовление пряжи для ткацких фабрик на прядильных фабриках и т. д.).

Функциональная специализация — специализация по функциям, которые выполняют люди на производстве (инженерно-технические работники, служащие, младший обслуживающий персонал и т. д.).

Профессиональная специализация — дифференциация работников по профессии или специальности (токарь, бухгалтер, экономист и др.). Специальность – это: 1) комплекс приобретенных путем специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии; 2) вид занятия в рамках одной профессии, например в педагогической профессии существуют специальности учитель математики, учитель истории и т.д. Специализация работника – один из видов профессионального разделения труда. В отличии от профессии, где специализация работника охватывает всю область, все проявления профессиональной трудовой деятельности (например, профессии: шофер, газосварщик, библиотекарь и т.д.), специальность предполагает более узкий охват (например, специальности: слесарь-инструментальщик, слесарь-лекальщик, врач-терапевт, врач-стоматолог и т.д.).

Квалификационная специализация — создание подразделений работников внутри профессиональной группы в зависимости от уровня их квалификации (разряда, класса, категории).

Специализация труда в различных отраслях экономики имеет свою специфику. Например, в сельскохозяйственном производстве существуют следующие формы специализации:

- зональная, когда в отдельных зонах и регионах преобладают какие- либо определенные отрасли производства;

- межхозяйственная — создание отдельных хозяйств (животноводческих, полеводческих и т. п.);

- внутрихозяйственная — среди бригад, отделений, ферм, звеньев;

- внутриотраслевая — разделение отраслей сельскохозяйственного производства на более специализированные предприятия.

Общественное разделение труда прошло ряд этапов, каждый из которых ознаменовался выделением в самостоятельную отрасль того или иного вида деятельности.


Различают следующие виды разделения труда: профессиональное, подетальное, поузловое, межфирменное, внутризаводское, межотраслевое, межрегиональное, международное.

Общественное разделение труда включает специализацию и кооперацию.


Углубление общественного разделения труда позволяет постепенно расширять производственные возможности и преодолевать ограниченность ресурсов, использовать преимущества каждого из них в способах и технологиях выпуска продукции широкого ассортимента, отвечающего потребностям общества. В процессе разделения труда возникает необходимость обмена результатами труда. Это вынуждает производителей специализироваться именно на том виде деятельности, для которого у них имеются наибольшие способности и ресурсы, который они выполняют лучше других, т. е. с наименьшими издержками, поскольку в этом случае они смогут обменять результаты своего труда на большее количество других необходимых благ.

Таким образом, специализация, закрепленная общественным разделением труда, является необходимым условием возникновения и функционирования рыночного хозяйства. Специализация невозможна без кооперации, которая на более высоком уровне выступает как процесс обобществления производства.

Высокий уровень обобществления производства характеризуется тесными взаимосвязями между различными видами производства, в результате чего обмены между ними становятся более частыми и сложными.

Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. Объединяющую сторону разделения труда обозначает понятие

1) специализация
2) корпорация
3) кооперация
4) диверсификация

Читайте также: