Древнерусские миниатюры как исторический источник доклад

Обновлено: 02.07.2024

Древнерусская книжная миниатюра Битва войск Александра Невского с ливонскими рыцарями на льду Чудского озера.
Миниатюра из рукописи XVII в.

Краски древних миниатюр не поблекли и не потемнели от времени. На плотном глянцевом пергамене они застывали непрозрачным слоем, то переливаясь глубокими звучными тонами красного, зеленого, синего цветов, то светясь тончайшими оттенками певуче-нежных розовых, золотистых, голубых колеров. Особую нарядность и изысканность придавало миниатюре золото. Постепенно характер книги менялся. Почерк утрачивает размеренность, четкость и превращается в беглую измельченную скоропись. Помимо больших, во весь лист, изображений, появляются многофигурные сюжетные сценки, расположенные непосредственно в тексте или на полях. В XIV—XV веках они еще несложны по композиции, нарисованы без фона. Сценки нередко соединены красной линией с соответствующими им абзацами текста, который, кстати, уже не выстраивается двумя колонками, а сплошь покрывает страницу.
С появлением на Руси бумаги (XV в.) изменяется цветовая гамма миниатюры. Краски становятся как бы размытыми, теряют эмалевый блеск и сочность, обретают акварельную прозрачность и легкость. Даже мерцание золота становится мягче, приглушеннее.
Растущий интерес к жизни, к окружающему миру находит отражение в миниатюре, наполняет ее новым содержанием. Книжная миниатюра была менее скована официальными требованиями, круг ее сюжетов гораздо шире, чем в иконе или фреске. Что бы ни иллюстрировал художник—историческую хронику, книгу религиозного содержания или литературное сочинение—он всегда старался внести в миниатюру результат своих наблюдений.
Большие изменения претерпевают инициалы. В них все чаще пробиваются живое мироощущение и фантазия мастера. Зачастую заглавные буквы принимают очертания зверей, птиц, змей или сказочных чудовищ. А нередко на месте инициала изображается сценка или отдельные фигурки рыбаков, охотников, скоморохов.

Батальная сцена. Киевская рукопись 1397 г.

Батальная сцена. Киевская рукопись 1397 г.

Книги XVI—XVII веков, иллюстрированные чуть не на каждой странице, рассказывают обо всем — от будничной жизни простых людей до крупных исторических событий. Многие сюжеты отразили тему патриотической борьбы за национальную независимость, которой была насыщена история русского народа. Миниатюрист с документальной точностью передает детали быта, орудия труда, утварь, одежду, оружие, церковную и светскую архитектуру. Некоторым сценкам он придает юмористическую окраску. В оформлении книги отразилось народное творчество, полнокровное и жизнелюбивое.
В 70—80-е годы XVII века изображение человека в миниатюре становится более индивидуальным, появляются портреты, в которых тонко подмечены особенности внешности изображенного, его характер. В художественных приемах заметно тяготение к передаче светотени и объема, усложнению перспективных построений.
Нередко в конце книг писцы и художники оставляли записи о том, где и когда создавалась книга, кем и по чьему заказу.

Древнерусская книжная миниатюра Изображения животных. Киевская рукопись 1397 г.

Древнерусская книжная миниатюра Изображения животных.
Киевская рукопись 1397 г.

Батальная сцена. Киевская рукопись 1397 г.

Древнерусская книжная миниатюра Искушение праведников нечистой силой. Миниатюра из рукописи XVII в.

Сцена пляски. Киевская рукопись 1397 г.

Строительные работы. Миниатюра из рукописи XVII в.

Соловецкий остров в Белом море. Миниатюра из рукописи XVГI в

Портрет Петра I в детстве. Миниатюра из рукописной книги 1673 г.

Древнерусская книжная миниатюра Пожар. Миниатюра из рукописи XVII в.

Кораблекрушение. Миниатюра из рукописи XVII в.

Кораблекрушение. Миниатюра из рукописи XVII в.

Изображение жилища в рукописи XVII

Древнерусская книжная миниатюра Сцена пира. Миниатюра из рукописи XVII в.

Древнерусская книжная миниатюра Сцена пира. Миниатюра из рукописи XVII в.

Роман,
>что за чушь ты несешь, какие клибанионы, какой канон?

Ну если ты своё незнание оправдываешь таким образом, говорить с тобой в общем-то не о чем.

Показать полностью.
>Ты что не видишь разницы в изображении воинов на твоей фреске и на миниатюре?

Разница только в более детальной прорисовке.

>Ты людей в княжеских шапках видишь с обоих сторон, или нет?
А их расовые признаки?
Это тоже канон что ли изображать всех рыжебородыми и рыжеусыми, прям "типичными византийцами"

Типичные византийцы они потому, что одеты в византийские доспехи (см. клибанион)
Где ты на миниатюре разглядел цвет бород и усов - я понимать отказывываюсь. Фантазёр такой фантазёр.

>Да и флаги на миниатюре разного цвета и Пересвет с Челубеем каждый в своей, специфической "форме одежды"..

Челубей в византийских доспехах. Что делал византиец в 14 веке на Куликовом поле?

>почему со стороны татар изображен рыжий Мамай в царской короне, а с русской стороны такого "пахана" не изображено?
Русские князья - шайка заговорщиков сепаратистов?
Что скажет "канон"?

Канон скажет, что ЦАРЯ нужно изображать именно так. Не важно, какой царь - римский, византийский или ордынский.
Ну а почему с русской стороны такого "пахана" не изображено - сам догадаешься?

>Или "канон" распространялся только на расовые признаки что ли?

>А что это за хрень разделяет собой два войска, что она стилизует?
Ведь битва то вроде как была в чистом поле?
Или это опять "канон"?

Не стилизует а символизирует. Ты путаешься даже в базовых понятиях.
Насколько я понимаю, это гора. Гора в иконописании – символ духовно-нравственного восхождения, пути к Богу. В контексте Куликовской битвы и подвига Пересвета понятно, о чём речь.

>Нет, сумраки тебя до добра не доведут, выходи из тени..

Ещё раз и последний - эта миниатюра писалась иконописцем по византийским православным канонам а не портретистом, пейзажистом или художником батальных сцен. Автор не ставил себе целью запечатлеть событие "как оно было" а писал изображение полное символов. На такой картине совсем не важны расовые признаки, соответствие доспехов оригиналам, соответствие географии места и т.п. Речь вообще не об этом.

Но ты этого упорно не понимаешь. И не хочешь понять. Вместо итого ты пишешь "Историки в упор не хотят замечать подобные свидетельства, потому что они не соответствуют их умозаключениям, под которые уже подогнаны "обоснования" и распилено бабло и учёные степени. "

Хотя тут всё предельно понятно. Это подтвердит тебе любой специалист - историк или искусствовед.
Ну что ж, воинствующее невежество и нежелание что-либо слушать и воспринимать - это твой выбор.
Недоумком быть легко и интересно.

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

"ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"Книжные миниатюры как исторический источникВыполнил:

Внешняя критика древнерусских миниатюр

Внутренняя критика древнерусских миниатюр

Основными источниками, в которых содержатся древнерусские книжные миниатюры, являются Радзивилловская летопись 15 века и Лицевой летописный свод 16 века. Миниатюры, значение которых как источников в отечественной историографии достаточно долго не освещалось, являются важной частью летописей и сводов, отображая как характерные черты быта своего времени, так и представления авторов миниатюр. Исходя из этого, целью работы является исследование миниатюр Радзивилловской летописи и Лицевого свода как исторических источников.

Миниатюры Радзивилловской летописи долго не изучались исторической наукой. В 18 веке они назывались "смешными", в 19 веке - грубыми. Первым их исследователем стал Н.П. Кондаков. В своей статье 1902 года, приложенной к фототипическому изданию летописи, он рассматривает эти миниатюры лишь как неумелое подражание византийским образцам, отказывая древнерусскому автору в оригинальности. Он делает вывод о "привычном византийском шаблоне", а при несходстве миниатюр с греческими образцами - о "растворении его новым, варварски - свободным, грубым и детски - наивным пошибом". В 1905 году появляется работа В.И. Сизова "Миниатюры Кенигсбергсой летописи", в которой он расшифровывает ряд миниатюр. Однако здесь же он утверждает о копировании миниатюр из Нюрнбергской хроники 1493 г. В 1931 г. выходит работа М.И. Артамонова "Миниатюры Кенигсбергского списка летописи", в котором он решает вопрос о авторстве миниатюр.

Комплексное изучение миниатюр Лицевого свода началось еще позднее. Исследователи довольно часто обращались к миниатюрам, но преимущественно лишь для того, чтобы украсить какой-либо труд, посвященный истории XVI в. современными изучаемому периоду иллюстрациями. Реже объектом внимания становилось изображение персонажей летописи или отдельных исторических событий. К настоящему времени опубликованы лишь две значительные работы, большая часть которых посвящена миниатюрам Лицевого свода - это "Древнерусские миниатюры как исторический источник" А.В. Арциховского и "Миниатюры русских исторических рукописей" О.И. Подобедовой. Вместе с тем существует длительная традиция рассмотрения миниатюр как источника по истории быта (Ф.И. Буслаев, С.П. Бартенев), военного дела (М.И. Богдановский), архитектуры (В.Д. Черный). Выявлены и случаи отступления миниатюристов от принятых трафаретов и от иллюстрируемого текста (С.О. Шмидт) или текст дополняющих и изменяющих (В.П. Гребенюк, С.О. Шмидт). Комплексный анализ внутреннего содержания миниатюр дает Д.С. Лихачев в "Поэтике древнерусской литературы". Из современных исследователей миниатюр Лицевого свода можно отметить В.Д. Черного и А.В. Мартынюка.

Внешняя критика древнерусских миниатюр

Радзивилловский список летописи, исходя из анализа бумаги источника, датируется концом 15 века, и представляет собой "Повесть временных лет", продолженную погодовыми записями до 1206 года.

Похожие работы

2014-2022 © "РефератКо"
электронная библиотека студента.
Банк рефератов, все рефераты скачать бесплатно и без регистрации.

"РефератКо" - электронная библиотека учебных, творческих и аналитических работ, банк рефератов. Огромная база из более 766 000 рефератов. Кроме рефератов есть ещё много дипломов, курсовых работ, лекций, методичек, резюме, сочинений, учебников и много других учебных и научных работ. На сайте не нужна регистрация или плата за доступ. Всё содержимое библиотеки полностью доступно для скачивания анонимному пользователю


Один из основополагающих трудов отечественных источниковедческой науки, посвященный миниатюрам древнерусских рукописных книг. Все последующие, после выхода труда исследования, посвященные текстологическому и искусствоведческому изучению миниатюр русских средневековых манускриптов, так или иначе опираются на данную работу.


Комментарии

News in English

Объявления

Фоторепортажи

Мода и экология - совместимо ли это

Компактный ирригатор RL 650 Black от Revyline по выгодной цене в Екатеринбурге

Понад 100 дзвінків лише за годину: у Міноборони розповіли про популярність гарячої лінії для родичів окупантів

Шойгу переводит силы сдерживания в режим боевого дежурства

Strength or Dexterity?

Эксперты назвали города — лидеры по обеспеченности ТЦ

Little Kulala Camp by Wilderness Safaris 5-star luxury in Namibia's desert (full tour)

Условный пожар случился в астраханской консерватории прямо во время концерта

Барнаульцев предупреждают о возможных технических проблемах при оплате проезда в общественном транспорте с использованием сервисов Apple Pay и Google Pay

Международный конкурс молодых композиторов памяти Альфреда Шнитке и Святослава Рихтера объявил результаты

В Октябрьском районе продолжают проверки соблюдения санитарно-эпидемиологических требований

Тарпищев не считает трагедией поражение Медведева от Надаля в полуфинале ATP

Авиакомпании отменили два рейса из Барнаула до Москвы

Беременная супруга телеведущего Ивлева пожаловалась на проблемы со зрением

Важно! Информация для пассажиров, планирующих выезд из Крыма на материковую часть России

Мужчина с маленьким сыном погибли на трассе в Алтайском крае

Собянин осмотрел первый дом по реновации в Нагорном

В Барнауле 26 февраля будет работать 20 пунктов сбора вторсырья

Отношение россиян к войне

Зеленский заявил, что провел телефонный разговор с Александром Лукашенко - Радио Sputnik, 27.02.2022

Читайте также: