Николай островский как закалялась сталь доклад

Обновлено: 02.07.2024


Роман писался на протяжении трех с лишним лет тяжело больным человеком. К 1929 г. Николай Алексеевич полностью ослеп, ему сделали специальный транспаратор (картонную папку с прорезями), чтобы он мог продолжать работу. Но скоро у писателя отказала правая рука. Тогда Островский стал диктовать добровольным помощникам. В итоге им было создано произведение, аналога которому еще не знал мир.

Редактировали рукопись А. Караваева, А. Серафимович, М. Колосов.

Узнав почем фунт лиха, мальчик горел желанием освободить всех рабочих от социального гнета. Совсем юным встретил Корчагин Февральскую и Октябрьскую революции, германскую оккупацию, банды Петлюры — события спрессовали время, сделали Павку взрослым не по годам, сформировали и закалили его характер.

Корчагин был горяч, порывист, его храбрость и риск подчас трудно было отделить от отчаянного хулиганства: избил буржуйского сынка, отобрал у встречного подростка винтовку, которую спрятал на балках под крышей сарая, похитил револьвер у немецкого офицера, спас из-под конвоя Жухрая.

Павку по доносу схватили петлюровцы, и только случай избавил его от смерти. Юношу с большим риском для себя и всей своей аристократической родни спрятала его знакомая Тоня Туманова, в которую он был влюблен; ради юноши она порвала с богачом Лещинским.

После того, как губернское ЧК возглавил Жухрай, Павел какое-то время служил чекистом. Но ранение и контузия все чаще давали о себе знать. Переехав в Киев, Корчагин попал на работу в Особый отдел, после чего его назначили в помощники и телохранителем организатора молодежи Риты Устинович.

Рита стала обучать Павла политграмоте. Корчагин полюбил ее, но после того, как он необоснованно приревновал Риту к ее брату, Павка понял, что не имеет права любить женщину, если эта любовь так легко вышибает его из седла и лишает сил, которые предназначены только для революции.

Жухрай и Устинович, не имея о Павле сведений, думали, что он умер. Но Корчагин победил болезнь и вернулся в мастерские, где трудился как проклятый, заставляя комсомольцев наводить в цехе порядок.

Корчагин шел по жизни, только побеждая, находя даже в сокрушительном поражении силы и мужество преодолевать боль и отчаяние. Свою судьбу Павел строил сам, как бог. Враги и беды могли сломить защитника любой политической идеи, но только не его — рыцаря Провидения, восстанавливающего на несправедливой земле и в бессовестном мире Высшую справедливость и жизнь по Совести.

Тяжело заболевшего Павла отправили в санаторий ЦК. После обследования стало ясно, что он обречен на полную неподвижность. Санатории и больницы не могли спасти человека, на месте которого любой другой уже давно бы отдал Богу душу.

Нечеловеческие страдания и отсутствие возможности трудиться на благо людей и страны подвели Корчагина к мысли о самоубийстве. Это кульминационная точка духовной драмы Павла.

Китайские режиссеры Ханган и Сахат в 2000 г. совместно с украинскими кинематографистами сняли в Украине 20-серийный телефильм.

В романе очень много действующих лиц (около 200), и всех их можно разделить на два противостоящих лагеря.

В эпизодах романа действуют многочисленные персонажи, многие из которых очерчены довольно бегло. Но и те, кто встречается довольно часто, и те, кого мы видим в одном эпизоде, создают представление о коллективном облике определенной социальной среды. И те и другие помогают увидеть два лагеря: в одном из них Корчагин и его единомышленники, в другом – яростные враги революции или люди, предавшие её идеалы. Эпизодические лица помогают лучше представить эпоху массовых потрясений, событий, затронувших судьбы миллионов людей. Массовость революционного движения в романе показана именно через эту множественность параллельных человеческих судеб.

Роль партии в революции показана через коллективный образ, включающий такие фигуры, как Федор Жухрай, Зоя Игнатьева, слесарь Токарев, Жигирева, Чернокозов и др. И хотя появляются они в романе эпизодически и каждый из них очерчен двумя-тремя штрихами, все вместе они создают глубокое представление о роли партии в революции и гражданском строительстве, о типе коммуниста – организатора и воспитателя масс.

Воплощая в своем герое, в его характере и поступках черты нового типа человеческой личности, носителя героического начала, коммуниста-бойца за идеалы народа, Островский создает образ положительного героя, духовный строй и общественное поведение являют собой норму, могут служить образцом для подражания.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

В галерее положительных образов советской литературы Павел Корчагин занимает особое место: в нем как бы собраны и обобщены главные черты, присущие человеку социалистического общества. Павел Корчагин словно вбирает в себя черты главных героев Фурманова и Кина, Гладкова и Фадеева, воплощая целый характер современника с присущими ему душевной чистотой и воинствующей идейностью, простой и вместе с тем необыкновенной героичностью.

 11

Николай Алексеевич Островский родился 29 (16 по старому) сентября 1904 года в Украине: с. Вилия, Волынской губернии, на западной границе Российской империи. Население с. Вилия было многонациональным: здесь мирно жили украинцы, русские, белорусы, поляки, евреи, чехи, эстонцы, латыши. (Украина, Ровенская область, Острожский район, с. Вилия. Сейчас в доме, в котором он жил находится музей Островского).

История написания

 22

Краткое содержание

Факты

• Роман и его герой Павел Корчагин пользуются большой популярностью в Китае.
• В Москве есть улица Павла Корчагина - редкий случай названия улицы в честь литературного персонажа.

Отзывы о книге

… Возможно, я рискую оказаться в поле критики тех, кто живет сегодняшним днем и считает Корчагина фанатиком. Да, вреда он причинил много. Но все-таки умение сражаться (в широкой трактовке этого слова), поступательное движение к поставленной цели - все это достойно того, чтобы знать историю Павки Корчагина. Уверен, многим это пригодится и в нашей жизни.

… Думаю, книга не для современного поколения. Просто не поймут. Не на тех истинах воспитаны, к сожалению. У них была идея, которой сейчас нет у молодежи.

… Да, сейчас эту книгу молодежь вряд ли поймет, хотя в ней есть много полезного и для нынешнего времени, и не просто полезного, а очень актуального.

. По совету матери прочёл добротный роман "Так закалялась сталь" Николая Островского. Для меня не идеальная книга, треть повествования в которой навевало скуку. Почему же? Увы, выступления коммунистов меня не вдохновило, потому что я толком не знаю ничего про коммунизм.
… Своим примером Павел учит нас, читателей, никогда не сдаваться, до последнего бороться за жизнь. И даже когда кажется, что всё - конец, что дальше пути нет, нужно задать себе вопрос: "Все ли я сделал? Может я могу быть в чем-то полезным?" Книга небольшая, прочитать её можно за пару дней. Рекомендую всем к прочтению, не пожалейте пару вечеров!
… Однозначно советую прочитать всем, но не в школьном возрасте, мне кажется в 15- 17 лет это не раскроется так, чтобы проникнуть, понять, почувствовать ту атмосферу, партийную идею. Впервые прочитала эту книгу в 12 лет, она меня не зацепила. В 18 лет я ее открыла для себя совершено по-новому.
…Эта книга, в которую нужно вникнуть, вжиться, принять в сердце, и понять так, как хотел донести ее автор. После прочтения, на многие вещи вы будете смотреть совсем по-другому. Возможно, кто-то из вас просто не поймет и найдет книгу скучной и тусклой, а для кого-то она перевернет его внутренний мир. Лично меня эта книга изменила полностью. Я иначе думаю, иначе рассуждаю, заново влюбляюсь в жизнь, и просто живу и наслаждаюсь каждым мигом.
… Читать сейчас эту вещь не вижу смысла. Мне кажется писатель, создавая свое произведение, подстраивался под время и нравы. Он стремился сделать так, чтоб книга его стала узнаваемой. И добился своего. Книга была, можно сказать культовой.
…Советую всем, особенно молодым людям (мне самому 21), прочтите и вы не пожалеете об этом, и возможно, как меня, книга заставит вас задуматься - действительно ли у вас бывают такие проблемы, из-за которых стоит расстраиваться. Я имею в виду то, что читая, например, как человек в рваной обуви по 12 часов работает под проливным дождем, а потом идет на ночлег в каменное здание без отопления, где его постелью является солома, постеленная на бетонный пол. И так продолжается изо дня в день, ты понимаешь, что твоя работа и учеба не так уж и тяжела, а жизнь не так уж и скучна. В общем, книга сильная - советую.

 33

Экранизации романа


Жить только для себя, жить жизнью инвалида - не в характере юноши. Николай Островский снова в бою, в бою на "литературном фронте": ставит перед собой цель - создать книгу для молодежи о революции, о гражданской войне, о строительстве новой жизни. К сожалению, слишком быстро ухудшалось здоровье. В одном из писем он признается близкому человеку: "Здоровье мое, к сожалению, определенно понижается, равномерно, медленно, но точно. Недавно потерял подвижность левой руки, плеча. Как знаешь, у меня анкилоз правого плечевого сустава, теперь и левый. я теперь сам не могу даже волос причесать. горит воспаленное правое бедро, я уже чувствую, что двинуть его в сторону не могу. у меня порой бывают довольно большие боли, но я их переношу все также втихомолку, никому не говоря, не жалуясь". Вскоре юноша уже не может подняться с постели. Книгу пишет уже через "транспарант", а чаще - с помощью "диктовки".

В ноябре 1931 г. первая часть романа была закончена. С апреля следующего года печатается в журнале "Молодая гвардия", и в этом же, 1932 г. выходит отдельной книгой. Вторая часть романа была опубликована в 1934 г. Успех невиданный. Отрывки из книги читали по радио, роман обсуждали на читательских конференциях. Книга получила мировое признание: она была в короткий срок издана в 42 странах на 50 языках. На примере жизни главного героя романа - Павки Корчагина - воспитывалось не одно поколение молодежи советской страны. Однако в 90-е годы произведение было исключено из школьных программ по литературе, не переиздавалось. Почему так произошло? Роман был отнесен современной критикой к литературным фактам, то есть к разряду книг, отражающих господствующую идеологию своего времени и не обладающих высокохудожественными достоинствами.

В названии романа "Как закалялась сталь" отражена идея произведения: показать, как в условиях гражданской войны и послевоенного строительства происходила закалка молодого поколения - первых комсомольцев. Характер Павла Корчагина формировался в трудных условиях. Детство его прошло в бедной семье, зависимой от господ Лещинских. В таких условиях легко можно было стать холопом. Но мальчик обладал "неиссякаемой трудоспособностью" и гордым характером. Первый протест против унижения - конфликт с попом, унизившим Павла на уроке закона божьего и которому в отместку ученик насыпал "махры" в тесто.

Чувствуя на себе презрение со стороны богатого соседа Лещинского, Павел начинает понимать несправедливость существующих законов, разделивших людей на богатых и бедных. Он понял и другое, оказывается, что и бедные бывают разные, что среди них встречаются холопы. Видел он в станционном буфете, как половой унижался из-за чаевых, а потом издевался над слабыми и беззащитными. Павка не такой, он с детства презирал всякое лакейство. Найти дорогу в жизни помогла ему революция и большевик Федор Жухрай. "Восстали рабы, - учил он,- и серую жизнь должны пустить на дно. Но для этого нужна братва отважная, не маменькины сынки, а народ крепкой породы, который перед дракой не лезет в щели, как таракан от света, а бьет без пощады".

Павел Корчагин оказался человеком "крепкой породы". Он доказал это и в противоборстве с богатыми гимназистами Сухарько и Виктором Лещинским, и при освобождении Жухрая от конвоира, и на службе в Красной Армии. Вот эпизод с начальником штаба пограничного полка Чужаниным. Начштаба приказал Корчагину, не обращая внимания на его больные ноги, слезть с лошади. Павел весь вскипел, в нем боролись два чувства: обида и выдержка, но он "уже был не тем красноармейцем, что мог перейти из части в часть не задумываясь. Корчагин был военком батальона, бойцы батальона стояли за ним. Какой же пример дисциплины показал бы он ему своим поведением! Ведь не для этого же хлыща он воспитывал свой батальон! Он освободил ноги из стремян, слез с лошади и, превозмогая острую боль в суставах, пошел к правому флангу.

Автор много внимания уделяет работе Павла над самообразованием. Настойчивость и мужество юноши и здесь дали свои плоды - Павел становится грамотным, культурным человеком, который может уверенно не только общаться с образованными людьми, но и выступить в качестве оратора перед рабочей аудиторией. Важную роль в становлении героя сыграли книги, особенно те из них, в которых рассказывалось о подвигах во имя идеи. Слушая, как Павел читает о мужестве "Овода", красно­армеец Середа приходит к своему выводу: "Так человек не выдержал бы, но как за идею пошел, так у него все это и получается". Павел и сам, размышляя над страницами романа "Овод", признается: "Я за основное в "Оводе" - за его мужество, за безграничную выносливость, за этот тип человека, умеющего переносить страдания, не показывая их всем и каждому. Я за этот образ революционера, для которого личное ничто в сравнении с общим".

Главный герой, руководствуясь идеей, выступает против разгильдяев и лодырей. Когда комсомолец Фидин из-за своего разгильдяйства сломал дорогостоящее сверло, Павел резко осудил его, справедливо считая, что комсомольцы должны быть примером самоотверженного труда на производстве. Корчагин потребовал исключения Фидина из комсомола. Может быть, слишком строгое решение? Но таков герой. Решительность и принципиальность - отличительные черты его характера.

Такой же принципиальный Павел и в быту. Возмущенный циничным поведением Файло, он скажет: "Я не могу понять, никогда не примирюсь с тем, что революционер-коммунист может быть в то же время и похабнейшей скотиной и негодяем".

Н. Островский, изображая молодежь своего времени, не упрощает проблемы: комсомольцы были разные. Так, если Павел Корчагин, Сережа и Валентина Брузжак, Рита Устинович, Иван Жаркий, Анна Борхард, Игнат Панкратов были преданы идее, то Фидин, Файло, Дубава, Туфта, Развалахин, Цветаев отличались идейной неустойчивостью, которая проявлялась как на производстве, так и в быту.

Читайте также: