Доклад умение работать в коллективе

Обновлено: 28.04.2024

Общее понятие термина команда, его краткая характеристика и особенности. Перечень преимуществ командной работы, значение и роль работы лидера, ответственность и ее возможные последствия. Рассмотрение положительных качеств командной работы и её недостатки.

Рубрика Менеджмент и трудовые отношения
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 24.04.2014
Размер файла 14,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Умение работать в команде

Важной составляющей умения работать в команде является толерантность человека. командная работа ответственность лидер

Команда может состоять из сотрудников одного либо разных уровней и подразделений компании. В период работы в составе команды все ее члены имеют равные права и выполняют вытекающие из целей и задач команды обязанности. Для работы в команде не имеет значения, какую должность занимает сотрудник на предприятии. В рамках команды все сотрудники имеют равные позиции.

Права члена команды

• Свободно высказывать свое мнение и требовать его проверки.

• Требовать установления конфиденциальных, не подлежащих огласке, доверительных отношений. Мысли, которые он высказал во время работы в команде, не должны стать известны третьим лицам. Сотрудник не может подвергаться опасности из-за идей, высказанных им в процессе работы в команде.

• Получать объективную и полную информацию от остальных членов команды.

• Требовать, чтобы высказанные им мысли использовались другими членами команды на стороне только в том случае, если это не наносит вреда выполнению поставленных перед командой задач или если на это было получено специальное разрешение.

• Требовать, чтобы в процессе работы в команде соблюдались принципы корректного поведения.

Ответственность при работе командой

Команда как единое целое несет ответственность за все, что она делает и не делает. Если команде по определенному вопросу не удается достичь единства, то решение принимается большинством голосов. Несогласие отдельных членов с общим решением не освобождает их от ответственности за возможные последствия.

Лидер команды отвечает за результаты работы в той же степени, что и любой рядовой член команды. За правильную организацию работы, которой он занимается в рамках своей деятельности в команде, он отвечает перед ее коллективом.

Преимущества командной работы

• Команда делает возможным решение задач, которые не под силу одному человеку.

• Создание команды является гарантией того, что при выработке решения будут учитываться интересы всех сторон.

• В результате сотрудничества в команде специалистов из нескольких подразделений становится невозможным одностороннее влияние одной из вышестоящих инстанций.

• При работе команды уменьшается риск принятия ошибочного решения и опасность того, что в поле зрения не попадут некоторые важные факты.

• Работа в команде усиливает готовность и способность руководящих работников всех уровней к сотрудничеству.

• У сотрудника, который поработал в команде, в будущем будет меньше трудностей при взаимодействии с коллегами или другими подразделениями компании.

• Команда оказывает положительное влияние на развитие качеств, имеющих важное значение для коллегиального сотрудничества. Она побуждает к терпимости, порядку, признанию чужого мнения и корректной дискуссии, преодолению эгоистичных взглядов.

• Сотрудник, хорошо зарекомендовавший себя при работе в составе команды, получает дополнительную квалификацию, ценную как для него, так и для фирмы.

• Команда предоставляет как отдельному работнику, так и целому коллективу возможность максимального раскрытия творческого потенциала и его практической реализации.

• Крупным фирмам команда позволяет более рационально использовать возможности своих специалистов, которые работают над решением задач, выходящих за рамки их должностных обязанностей.

• Для средних и малых компаний командная работа позволяет всесторонне использовать способности, знания и навыки сотрудников.

• Недостатки командной работы

• Работа командой, в отличие от обычной работы, может потребовать дополнительных затрат времени. Начальный период, когда члены команды притираются друг к другу, может быть довольно продолжительным.

• Работа команды часто отличается медлительностью. Это особенно заметно при большой численности команды и при работе в команде по совместительству. Трудности, с которыми приходится сталкиваться при сборе членов команды в назначенное время, отрицательно сказываются на ходе работы.

• Дискуссии, возникающие при работе в составе команды, отнимают много времени, особенно если отдельные сотрудники не владеют техникой их ведения. Возможны серьезные разногласия.

• Если сотрудник выполняет работу в составе команды как дополнительную к основной деятельности, то она может быть для него слишком большой нагрузкой. Поэтому необходимо в каждом конкретном случае учитывать, посильна ли эта нагрузка, от каких заданий и в каком объеме следует отказаться на время работы в команде.

Основные факторы успеха для эффективной командной работы

• четкая постановка целей и задач;

• правильный подбор состава команды;

• наличие продуманной системы для членов команды;

• способность участников команды к коллегиальной работе.

Подобные документы

Знакомство с особенностями и ключевыми факторами успешной работы в команде медицинского коллектива. Анализ преимуществ командной работы: учет интересов всех сторон, борьба с "производственной слепотой", уменьшение риска принятия ошибочного решения.

презентация [1,4 M], добавлен 07.06.2016

Организационное поведение как научная дисциплина. Понятие, основные принципы и отличительные признаки команды. Особенности командной организации. Самоорганизация в команде как процесс ее саморазвития. Эффект самоорганизации в команде, его значение.

контрольная работа [29,3 K], добавлен 28.05.2012

Различные случаи применения в практике менеджмента вариантов работы в одиночку и командах. Понятие этого способа организации деятельности. Признаки команды. Принципы ее слаженной и эффективной работы. Стадии формирования. 42 правила Джонатана Розенберга.

презентация [374,7 K], добавлен 16.11.2014

Развитие теоретической базы концепции рабочих команд в России и за рубежом. Предпосылки их формирования и этапы развития. Потенциальные выгоды и издержки командной работы, роль лидера. Внешние и внутренние факторы, влияющие на ее эффективность.

курсовая работа [182,3 K], добавлен 03.05.2011

Определение способов формирования, планирования деятельности команды, поддержания ее стабильного уровня работы и адекватного распределения ролей. Содержание "песочной терапии". Применение командной формы организации труда на примере компании "КиноМетр".

Умение работать в команде — один из самых востребованных работодателями навыков. Компаниям, независимо от сферы их деятельности, нужны сотрудники, которые хорошо ладят с коллегами и могут эффективно работать в группе.

И обычно большая часть собеседования при приёме на работу как раз посвящена тому, чтобы выяснить, насколько хорошо кандидат впишется в уже сформированный коллектив. Ведь рекрутеры хотят быть уверенными, что навыки и сильные стороны нового работника помогут повысить продуктивность команды.

В этой статье мы поговорим о том, какие навыки командной работы нужны каждому специалисту, как улучшить умение работать в команде и как подчеркнуть такие навыки в резюме.

Что такое навыки командной работы?

Умение работать в команде подразумевает наличие у специалиста целого ряда качеств, которые позволяют ему эффективно взаимодействовать с коллегами и применять собственные способности для достижения общей цели. Как правило, такие люди — прекрасные слушатели с развитым эмоциональным интеллектом и хорошими коммуникативными навыками.

Давайте подробнее остановимся на качествах, необходимых для того, чтобы стать хорошим командным игроком.

Умение эффективно общаться — основа успеха работы в коллективе. Крайне важно, чтобы все члены команды могли ясно и кратко выражать свои мысли независимо от того, общаются ли они лично, по телефону или по электронной почте.

Эффективное общение невозможно без умения не только слушать, но и слышать. Это означает, что во время беседы вы должны быть сосредоточены на том, что говорит другой человек, а также задавать уточняющие вопросы, чтобы убедиться, что всё поняли верно. Такой навык помогает избегать недоразумений и укрепляет доверие между членами команды.

  • Ответственное отношение к поставленным задачам.

Работа в команде подразумевает, что группа людей трудится вместе для достижения общей цели. Для продуктивной работы важно, чтобы члены команды могли полагаться друг на друга. Поэтому рекрутеры ищут специалистов, которые умеют выполнять поставленные перед ними задачи в установленные сроки и в соответствии с ожидаемыми стандартами.

  • Умение давать обратную связь и адекватно реагировать на конструктивную критику.

Чтобы стать хорошим командным игроком, очень важно научиться давать обратную связь коллегам, не обижая их. И ещё более важно уметь спокойно воспринимать критические замечания к своей работе и использовать полученную информацию для самосовершенствования.

  • Умение справляться с конфликтными ситуациями.

Избежать конфликтов на рабочем месте практически невозможно. Время от времени разногласия случаются в любом коллективе. И умение справляться с конфликтными ситуациями является важнейшим навыком для любого специалиста. Необходимо научиться держать собственные эмоции под контролем и находить решения, которые устраивают всех членов команды.

Эмпатия — ещё один ключевой навык для эффективной командной работы. Вам будет намного легче предотвращать конфликты и вести переговоры, если вы научитесь распознавать эмоциональное состояние собеседников и смотреть на ситуацию с их точки зрения.

В коллективе могут работать люди разных поколений, полов, национальностей, политических взглядов, религиозных убеждений и сексуальной ориентации. И для сохранения здоровой атмосферы в команде, важно, чтобы каждый сотрудник был открытым, терпимым и не позволял предрассудкам влиять на своё поведение.

Эти навыки командной работы пригодятся любому специалисту, независимо от того, на какой должности и в какой компании он работает. Теперь давайте поговорим о том, как же их развить.

Как улучшить навыки командной работы?

Как и любой другой навык, умение работать в команде можно усовершенствовать, приложив для этого некоторые усилия. Вот несколько советов, с чего можно начать.

  • Определите, какие навыки нужно улучшить в первую очередь.

Для начала нужно определить свои сильные и слабые стороны, чтобы понимать, развитию каких аспектов работы в команде нужно уделить особое внимание. В этом очень поможет обратная связь от коллег.

Когда вы поймёте, над какими навыками стоит поработать, вы можете подыскать соответствующий курс. На такий сайтах как LinkedIn Learning, Coursera или EdX можно найти программу на любую интересующую вас тему: от управления конфликтными ситуациями до развития эмоционального интеллекта.

Никакой навык невозможно развить без практики. И умение работать в команде — не исключение. Поэтому ежедневно применяйте полученные на курсе знания в общении с коллегами.

И конечно, наберитесь терпения. Вы вряд ли заметите ощутимый прогресс на следующий же день. Самосовершенствование в любом деле требует времени. Но все усилия обязательно окупятся. И вы с гордостью сможете добавить навыки командной работы в своё резюме.

Как выделить навыки командной работы в резюме?

Как мы уже упоминали ранее, работодателям нужны профессионалы, которые умеют эффективно работать в команде. Поэтому важно, выделить такие навыки в резюме, чтобы они не остались незамеченными.

Прежде всего, не забывайте о том, что многие компании используют специальное программное обеспечение для первоначальной оценки резюме — applicant tracking systems (ATS). ATS проверяет каждый документ на наличие в нём определённых ключевых слов и на основании этого определяет, стоит ли рассматривать ту или иную кандидатуру на следующих этапах подбора персонала. Поэтому очень важно внимательно читать объявления о вакансиях, отмечать, какими словами описываются требуемые компетенции и использовать схожие выражения, перечисляя свои навыки.

Также умение работать в команде стоит подтвердить примерами с предыдущей работы. Это сделает ваше резюме гораздо более убедительным.

И, наконец, будьте готовы обсудить все навыки работы в команде, перечисленные в резюме, на собеседовании. Вас наверняка спросят о ситуациях, когда вы использовали тот или иной навык. Продумайте возможные ответы заранее.

Теперь вы знаете, почему навыки работы в команде необходимы для успеха в карьере, что вы можете сделать, чтобы их усовершенствовать и как подчеркнуть их в резюме. Пришло время заняться работой над собой, чтобы стать лучшим командным игроком!

Важной составляющей успешной трудовой деятельности являются здоровые отношения в коллективе. Конфликты или скрытая вражда значительно сказываются на общей эффективности трудящихся. Коллектив на работе не выбирают, поэтому нужно научиться правильно вести себя.

Командная работа в офисе

При правильной подаче себя конфликтных ситуаций будет значительно меньше

Работа в команде даёт хорошие результаты, если каждый человек стремится внести свою лепту в общее дело. Взаимопонимание и взаимовыручка также играют важную роль.

Разделение на роли

В любом коллективе имеется разделение не только по должности, но и по роли, которую выполняет человек при совместной работе. Для того чтобы занять своё место в команде, нужно определиться с этой самой ролью.

Существует три уровня.

Поведение в коллективе

Команда в офисе

В каждой компании есть свои правила

Для тех, кто работает в команде, важно соблюдать правила поведения в коллективе. Главное, соблюдать нейтралитет. Порой это довольно сложно, т. к. приходится общаться с разными людьми. Не нужно делить работников на плохих и хороших. А уж тем более делать это публично или рассказывать кому-то о своих размышлениях по этому поводу.

Причиной многих конфликтов на работе являются сплетни. Не стоит заниматься их распространением. Если нет уверенности в информации, то лучше на неё вообще не реагировать.

Также не стоит вмешиваться в работу других людей. Давать советы можно только в том случае, если человек сам об этом попросил. Инициатива наказуема, т. е. может восприниматься в штыки.

Правила поведения в коллективе могут отличаться. Для того чтобы понять, какие негласные правила действуют, нужно некоторое время просто наблюдать за поведением людей на работе.

Проблемы в коллективе

Конфликт в офисе

Конфликтные ситуации снижают эффективность рабочего процесса

Между работниками в коллективе могут возникать конфликты, которые выливаются в скрытую или явную агрессию. Это значительно усложняет работу и снижает результативность.

Довольно часто в коллективе имеется один или несколько человек, которые вечно всем недовольны. Они выплёскивают свой негатив на окружающих и саботируют работу всей команды. Постоянные склоки и скандалы делают атмосферу очень напряжённой. Разрешить эту проблему можно серьёзным разговором или постановкой жёстких правил относительно поведения на работе.

Ещё одной не менее распространённой проблемой является враждебное отношение к новым людям. Весь коллектив ополчается против новичка. Такое поведение сложно искоренить, но грамотная расстановка приоритетов может помочь. Заниматься этим должен лидер или человек, занимающий руководящую должность.

В зависимости от специфики работы может произойти разделение коллектива по половым или возрастным признакам. Такое положение дел тоже нарушает гармоничные отношения в команде и вредит рабочему процессу.

Тимбилдинг

Командная игра

Командные игры содействуют сплочению коллектива

В психологии взаимоотношений между коллегами есть одна особенность: практически каждый коллектив можно сплотить. Многие крупные фирмы имеют в штате психолога, который занимается этими вопросами. Если предприятие не имеет на балансе специалиста в этой области, то можно попробовать наладить отношения самостоятельно.

Упражнения, направленные на оздоровление отношений в команде и сплочение людей, называются тимбилдингом.

Имеют они следующие цели:

  • создание чувства единства;
  • обучение методам эффективного взаимодействия и правильной расстановке приоритетов в работе;
  • психологически разгружают работников;
  • укрепляют авторитет начальства.

Чаще всего мероприятия по тимбилдингу проходят в неформальной обстановке, где люди могут чувствовать себя более раскрепощено и уверенно. Деятельность проходит в игровом формате. Самым распространённым примером, являются различные спортивные соревнования. Активная физическая деятельность быстрее вырабатывает командный дух.

Помимо спортивного тимбилдинга бывает также:

  • психологический – прохождение тестирования и беседа с психологом;
  • творческий – совместное создание объектов декора, приготовление блюд, рисование и т. д.;
  • костюмированный – тематические вечеринки, день одного цвета (все приходят на работу одетыми в вещи какого-то определённого цвета).

Выбирать тимбилдинговое мероприятие нужно исходя из потребностей и особенностей контингента. Неопытный в этих вопросах человек может не только не получить положительного результата, но и навредить отношениям в коллективе.

Как влиться в новый коллектив

Сложнее всего приходится новым людям в коллективе. К ним первое время всегда относятся с опаской, не доверяют важные проекты и вообще ставят под сомнение их профессиональную пригодность. Такое негативное отношение вовсе не является нормой. При благоприятной атмосфере в коллективе новичку помогают освоиться на новом месте, вводят его в курс дел компании.

Не стоит ждать тёплого радушного приёма, если речь идёт о первом дне на новом рабочем месте.

Первое впечатление оставляет неизгладимое впечатление на людей. Поэтому нужно как следует подготовиться к этому событию.

В каждом коллективе имеется негласный свод правил. Но есть и универсальные.

  1. Никто не любит выскочек. Не стоит кичиться своими знаниями, материальным положением, знакомствами и другими подобными вещами.
  2. Необходимо с первого дня начать налаживать отношения с коллегами. Лучше быть приветливым и улыбаться в ответ людям. Не стоит создавать образ одиночки или слишком серьёзного человека.
  3. Не нужно жаловаться или выражать своё недовольство относительно работы компании. Вряд ли это понравится людям, которые трудятся тут годами.

Можно принести коллегам символическое угощение к чаю. Не стоит организовывать застолье в честь своего трудоустройства, т. к. это могут истолковать превратно.

Заключение

Работа в коллективе – задача не из простых. Довольно редко встречаются такие команды, где вся деятельность максимально слажена. Этого можно добиться путём многолетнего упорного труда по сплочению коллектива.

Умеете ли вы работать в команде: что это значит на самом деле?

Есть два психологических портрета человека. Кого из них вы бы взяли к себе в команду?

Второй портрет: принципиальный и амбициозный, имеет и отстаивает по любому вопросу свое мнение, непослушный и своенравный, всегда готов к конфликту, экспертный и знает об этом, яркий и эгоцентричный, не готов идти на ущерб личных интересов, не умеет уступать.

Кого выберете вы? Какой ответ правильный?

Прежде чем его озвучить, позвольте задать вспомогательные вопросы.

  • В чем специфика командного взаимодействия?
  • Для чего нужна команда?
  • Кто нужен команде?
  • Чем отличается команда от любого другого коллектива, группы, отдела, бригады?

И коллектив, и группа, и отдел, и бригада, и команда решают какие-то бизнес-цели. Они могут быть краткосрочными или долгосрочными. Но отличие команды в том, что у нее всегда есть свои внутренние цели, связанные с развитием команды в целом и каждого ее участника лично.

Зачем это надо команде? А дело в том, что настоящая команда и ее лидер ставят такие цели, которые невозможно достичь без развития всех ее членов. Поэтому команды бывают либо развивающимися, либо мертвыми.

Способен ли один человек принимать постоянно по всем вопросам лучшие решения? Нет. Потому что каким бы он разносторонним ни был, его взгляд все равно ограничен его компетенциями и его представлениями о мире.

Для качественного решения нужны разные, порой полярные мнения, нужны хорошие сомнения и несогласия, нужен горячий обмен суждениями. И для этого нужны люди со своей позицией, готовые отстаивать и не соглашаться.

Но ведь это чревато постоянными конфликтами. Не будет ли это разрушать команду?

Конфликт — это столкновение противоречивых мнений. Может ли столкновение мнений само по себе что-то разрушить? Могут ли фразы, слова, буквы сами по себе обладать деструктивным действием? Нет! Их таковыми делают люди. Деструктивный конфликт происходит не от того, что люди о чем-то спорят, а от того, как они спорят.

И умение работать в команде по большому счету состоит из умения конфликтовать, не разрушая себя и других. Сами посудите, что может быть сильнее команды, в которой очень разные и очень сильные люди умеют вместе искать сильные решения, становясь каждый раз сильнее?

Командный игрок — это человек, способный проявлять уважение к другим и вызывать уважение к себе. Уважение — двустороннее явление.

Как протестировать способность человека к уважению?

Это проявляется в том, как человек с вами не соглашается, как реагирует на несогласие с ним, как отзывается о других и соблюдает правила.

Понятно, что заставить уважать кого-либо силой невозможно. Также невозможно измерить степень уважения друг к другу. И то, что для одного кажется верхом уважения, другому может показаться оскорблением.

И каков же правильный ответ на вопрос о том, кого бы взяли в команду?

Есть люди удобные, а есть люди полезные. Редко это совмещается. Если вы хотите работать в комфорте и без конфликтов, то вам не нужна взаимодополняющая развивающаяся команда.

Если же от ваших целей и амбиций у вас захватывает дух, то вам нужны хорошие решения и отличные помощники. Лучшие помощники — это люди, несогласные с вами и готовые с уважением отстаивать свою точку зрения, не обижая вас. Они будут находить изъяны в ваших решениях, открывать для вас другие ракурсы, позволять смотреть на ситуацию с разных сторон, видеть подводные камни и заранее обращать внимание на детали.

Говоря об умении работать в команде, я вспоминаю притчу о том, как человек по дороге в рай попросил показать ему ад. И он был очень удивлен, потому что увидел красивое изобильное место, полные столы с нетронутыми яствами и злых голодных людей. На вопрос, почему они голодные, ему ответили, что здесь можно кушать только трехметровыми палочками. Человек посочувствовал и оказался в раю. Там он увидел точно такую же картину, только люди были сытые и довольные. Он первым делом спросил, чем они тут кушают, и ему ответили, что трехметровыми палочками. Он удивился еще сильнее, пока ему не объяснили, что здесь, в раю, люди научились кормить друг друга.

Читайте также: